Льгота по транспортному налогу за 2015 год

Опубликовано: 26.04.2024

С 01.01.2020 от уплаты транспортного налога освобождаются следующие категории граждан, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 28.06.1995 №81-11:

для которых установлена льгота

Основание (Закон №81-11)

Условия предоставления льготы

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 200 л.с включительно.

По транспортным средствам, зарегистрированным после 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории Евразийского экономического союза.

ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет.

По транспортным средствам, зарегистрированным после 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории Евразийского экономического союза.

инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий,

инвалиды I и II групп, граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности II и III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года без указания срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется без проведения дополнительного переосвидетельствования), граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности II и III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года с определением срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется до наступления срока очередного переосвидетельствования)

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, граждане Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет.

По транспортным средствам, зарегистрированным после 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории Евразийского экономического союза.

пенсионеры или граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно)

за одно зарегистрированное транспортное средство: мотоцикл или мотороллер, автомобиль легковой с мощностью двигателя до 150 л.с включительно, катер, моторную лодку или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 л.с включительно.

По транспортным средствам (мотоциклам, мотороллерам и легковым автомобилям), зарегистрированным до 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории Российской Федерации или СССР (до 1991 года).

По транспортным средствам, зарегистрированным после 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории Евразийского экономического союза.

супруги военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не вступившие в повторный брак

за одно зарегистрированное транспортное средство: автомобиль легковой с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, катер, моторную лодку или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 л.с включительно.

По транспортным средствам (легковым автомобилям), зарегистрированным до 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории Российской Федерации или СССР (до 1991 года).

По транспортным средствам, зарегистрированным после 01.01.2020, льгота предоставляется при условии, что указанное транспортное средство произведено на территории ЕЭС.

один из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет

за одно зарегистрированное транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно

родители (усыновители), опекуны (попечители) детей-инвалидов

за одно зарегистрированное транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л.с включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет

в отношении весельных лодок, а также моторных лодок с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил

В соответствии с Законом №81-11 налогоплательщику – физическому лицу, имеющему одновременно право на получение льготы по транспортному налогу по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом Санкт – Петербурга, льгота предоставляется по одному из них (по выбору налогоплательщика).

Для получения льготы налогоплательщики вправе представить заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.11.2017 №ММВ-7-21/897, а также документы, подтверждающие право на льготу. Заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

С налогового периода 2020 года отменяется предоставление льготы по транспортному налогу гражданам, зарегистрированным по месту жительства в Санкт-Петербурге в отношении одного зарегистрированного на них автомобиля легкового отечественного производства (СССР) с мощностью двигателя до 80 л.с включительно и с годом выпуска до 1990 года включительно, а также в отношении одного зарегистрированного на них мотоцикла или мотороллера отечественного производства (СССР) с годом выпуска до 1990 года включительно.

Льгота по указанным транспортным средствам может быть предоставлена в случае наличия права по основаниям, установленным статьей 5 Закона №81-11.

Обязательные условия для применения налоговых льгот:

ü отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов по ним в суммарном объеме более 10 процентов от суммы заявленной налоговой льготы. Факт выполнения указанных условий устанавливается на последний день каждого налогового периода, на который распространяется налоговая льгота;

ü отсутствие информации о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или банкротства в отношении налогоплательщика.

Как уменьшить транспортный налог за большегруз, если вносилась плата по системе Платон?

Начиная с 2015 года налогоплательщики – физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеют право на льготу по транспортному налогу в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (ПЛАТОН).

Если внесенная плата по ПЛАТОН превышает или равна сумме налога, то налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога за данный налоговый период. В иных случаях налоговая льгота предоставляется путем уменьшения суммы налога на сумму платы по ПЛАТОН.

Чтобы воспользоваться льготой, Вам необходимо представить в налоговый орган по своему выбору соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

Какие документы необходимо представлять для подтверждения льготы по транспортному налогу, если я плачу по Платону?

Сведения о внесении платы по ПЛАТОН предоставляются по запросу заинтересованных лиц оператором реестра, в том числе через центры информационной поддержки пользователей системы взимания платы по ПЛАТОН (информация о них размещена интернет-сайте www.platon.ru/ru/about/sеrvice_centre/). Также налогоплательщиком может быть представлена информация о состоянии расчетной записи за соответствующий период, распечатанная из личного кабинета пользователя на сайте www.platon.ru.

Если с заявлением о налоговой льготе налогоплательщик не представит документы, подтверждающие внесение платы, либо содержание представленных документов будет противоречиво или недостаточно, то налоговый орган самостоятельно уточнит сведения у оператора реестра.

Налогоплательщик в обязательном порядке информируется о принятом налоговым органом решении о предоставлении льготы.

Я зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, занимаюсь грузоперевозками, плачу за свою машину транспортный налог и по Платону. Могу ли я получить льготу по транспортному налогу?

Да, льготой по транспортному налогу в размере платежей по ПЛАТОН могут воспользоваться все налогоплательщики транспортного налога, включая физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Вносил плату по Платону в 2015 году, транспортный налог за 2015 год уже уплатил в полном объеме, а сейчас узнаю о налоговой льготе. Как быть?

Вам необходимо подать в любой налоговый орган по выбору заявление на льготу за налоговые периоды, начиная с 2015 года. Если налоговый орган примет решение о предоставлении льготы (Вас в обязательном порядке должны уведомить о принятом решении), налог за 2015 годы будет пересчитан с учетом льготы. Образовавшуюся переплату Вы можете вернуть (зачесть в счет будущих платежей), подав в налоговый орган по месту жительства соответствующее заявление.

Подавал заявление о льготе по налогу за свой грузовик в конце 2015 года, так как плачу за него по Платону. В этой году писать заявление снова?

Нет, тем, кто ранее представлял заявление о налоговой льготе на соответствующее транспортное средство, в новом налоговом периоде представлять заявление повторно не требуется.

Мой грузовик в аренде, платит по Платону, соответственно, арендатор. Какие мне документы представить для получения льготы?

Льгота может быть предоставлена только при условии, что платежи по ПЛАТОН за соответствующее транспортное средство осуществляются непосредственно налогоплательщиком транспортного налога.

Вам льгота по транспортному налогу не может быть предоставлена.

Узнал про льготы по налогу для плательщиков Платона. Говорят, надо успеть подать заявление до 1 мая. Но я в длительной командировке, вернусь домой не раньше июня. Неужели не смогу получить льготу?

Налоговые органы рекомендуют подать заявление о налоговой льготе до начала массового расчета транспортного налога за 2016 год, то есть до 1 мая этого года.

Заявление на льготу может быть представлено в любой налоговый орган по выбору, направлено по почте либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Для пользователей Личного кабинета налогоплательщика предусмотрена возможность представить заявление о предоставлении льготы в электронном виде, непосредственно через сервис.

При этом в случае более позднего обращения налогоплательщика за предоставлением льготы налоговыми органами может быть произведен перерасчет суммы налога, но не более чем за три предшествующих года (при наличии оснований для получения льготы в соответствующем периоде).

Отдел учета и работы с налогоплательщиками

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 25.07.2019 г. N ММВ-7-21/377@

Порядок
заполнения формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок заполнения формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее - Порядок) разработан в целях реализации пункта 3 статьи 361.1, пункта 10 статьи 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

2. Заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее - Заявление) заполняется в случае обращения налогоплательщика - организации (далее - налогоплательщик) в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, включая предоставление налоговых вычетов, а также применение иных установленных законодательством о налогах и сборах оснований, освобождающих от уплаты указанных налогов (далее - налоговая льгота).

3. При заполнении Заявления на бумажном носителе может использоваться форма Заявления с двухмерным штрих-кодом.

4. В состав формы Заявления включаются:

2) лист с информацией о заявленной налоговой льготе.

5. Страницы Заявления должны иметь сквозную нумерацию, начиная с первого листа (страница 001). Порядковый номер страницы указывается в поле "Стр." слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа. Например, для первой страницы указывается "001", для второй страницы - "002".

6. Заявление заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием программного обеспечения в одном экземпляре.

Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать документа на бумажном носителе.

Каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель.

Исключение составляют показатели, одним из значений которых является дата.

Для даты предусмотрены три поля: день, месяц и год, разделенные знаком "." (точка). Пример заполнения даты: 01.02.2020.

7. Особенности рукописного способа заполнения Заявления:

1) заполнение полей значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа;

2) заполнение текстовых полей осуществляется заглавными печатными буквами;

3) в случае отсутствия данных для заполнения показателя проставляется прочерк.

При этом прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине знакомест по всей длине показателя или по правой части показателя при его неполном заполнении.

8. При распечатке на принтере формы Заявления, заполненного с использованием программного обеспечения, допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест, расположение и размеры зон значений показателей не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 - 18 пунктов.

II. Заполнение титульного листа

9. Титульный лист заполняется налогоплательщиком, за исключением поля "Заполняется работником налогового органа".

В поле "ИНН" для российской организации указывается идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), в поле "КПП" указывается код причины постановки на учет в налоговом органе налогоплательщика по месту нахождения принадлежащих ему транспортного средства и (или) земельного участка, сведения о которых указаны в Заявлении.

10. В разделе 1 "Представляется в налоговый орган (код)" указывается код налогового органа, выбранного налогоплательщиком для представления Заявления, в том числе по выбору налогоплательщика Заявление может представляться в налоговый орган согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения или согласно уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

11. В разделе 2 "Сведения о налогоплательщике - организации:" указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

12. В разделе 3 "Номер контактного телефона" указывается при наличии номер телефона налогоплательщика или его представителя с телефонными кодами (код города), требующимися для обеспечения телефонной связи в пределах территории Российской Федерации. Номера телефонов указываются без пробелов и прочерков. Для каждой скобки и знака отводится одно знакоместо.

13. В разделе 4 "Способ информирования налогоплательщика - организации о результатах рассмотрения настоящего заявления:" указываются:

1) код "1" - в случае необходимости информирования о результатах рассмотрения Заявления лично в налоговом органе, через который подано Заявление;

2) код "2" - в случае необходимости информирования о результатах рассмотрения Заявления по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика;

3) код "3" - в случае необходимости информирования о результатах рассмотрения Заявления по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

14. В разделе 4 в поле "Заявление составлено на_______страницах" указывается общее количество страниц, на которых составлено Заявление, в поле "с приложением подтверждающих документов или их копий на ____ листах" указывается количество листов документов (копий) (в случае их представления), подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика (в случае представления Заявления представителем налогоплательщика, если полномочия представителя налогоплательщика не подтверждаются сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц), приложенных к Заявлению.

15. В поле "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем заявлении, подтверждаю:" указываются:

1) в случае подтверждения достоверности и полноты сведений руководителем налогоплательщика-организации проставляется код "1"; в случае подтверждения достоверности и полноты сведений представителем налогоплательщика проставляется код "2";

2) при представлении Заявления в бумажном виде в месте, отведенном для подписи, проставляется подпись руководителя налогоплательщика-организации и дата подписания Заявления; при представлении Заявления в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика подпись и дата не заполняются;

3) при представлении Заявления представителем налогоплательщика заполняются строки "фамилия, имя, отчество представителя налогоплательщика" или "наименование организации - представителя налогоплательщика". Проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в Заявлении, дата подписания;

4) в поле "Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика" указываются вид и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.

III. Заполнение листа с информацией о заявленной налоговой льготе

16. Лист с информацией о заявленной налоговой льготе (далее - Лист) заполняется по соответствующему виду налога (налогов), по которым заявлена налоговая льгота, а также объектам налогообложения.

17. При наличии у налогоплательщика права на налоговую льготу на более чем один объект налогообложения Лист заполняется по каждому объекту налогообложения отдельно.

18. При заполнении Листа указываются ИНН и КПП налогоплательщика по месту нахождения принадлежащих ему транспортного средства и (или) земельного участка, сведения о которых внесены в Заявление.

19. В разделе 5 "Прошу предоставить налоговую льготу по транспортному налогу:" указываются:

1) в поле 5.1 - вид транспортного средства с проставлением соответствующего кода (код "01" - автомобиль легковой, код "02" - автомобиль грузовой, код "03" - автобус, код "04" - мотоцикл, код "05" - мотороллер, код "06" - снегоход, код "07" - трактор, код "08" - мотосани, код "09" - вертолет, код "10" - самолет, код "11" - теплоход, код "12" - яхта, код "13" - катер, код "14" - гидроцикл, код "15" - моторная лодка, код "16" - иное);

2) в поле 5.2 - марка (модель) транспортного средства (при наличии);

3) в поле 5.3 - государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства, в отношении которого заявлена налоговая льгота, в том числе серийный (идентификационный) номер для воздушного судна, идентификационный номер морского, речного судна (при наличии), регистрационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией (ИМО) (при наличии), регистровый номер классификационного общества (при наличии);

4) в поле 5.4 - заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему право на соответствующую налоговую льготу;

5) в поле 5.5 - код налоговой льготы по транспортному налогу в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку;

6) в поле 5.6 - сведения о законе субъекта Российской Федерации, предусматривающем налоговую льготу, с указанием в полях 5.6.1 - 5.6.2 его даты и номера.

В поле 5.6.3 указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота.

Для каждой указываемой структурной единицы (позиции) отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

Например, если соответствующая налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по транспортному налогу установлена статьей 7 пунктом 5 подпунктом 10.2 закона субъекта Российской Федерации, то по строке 5.6.3 указывается:

При указании в поле 5.5 кода налоговой льготы 30200 поля 5.6.1 - 5.6.3 не заполняются;

7) в поле 5.7 - сведения о документе, подтверждающем право на налоговую льготу в отношении указанного в Заявлении объекта налогообложения.

При этом заполняются:

поле 5.7.1 с указанием полного наименования документа (например, документ, подтверждающий отнесение налогоплательщика к общественным организациям инвалидов, документ, подтверждающий отнесение налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям, выписка из реестра резидентов особых экономических зон, иное);

поле 5.7.2 с указанием полного наименования органа или иного лица, выдавшего документ;

поле 5.7.3 с указанием даты выдачи или подписания документа;

поле 5.7.4 с указанием периода действия документа (код "1" - бессрочно, код "2" - на определенный срок с указанием данного срока);

поле 5.7.5 с указанием (при наличии) серии и (или) номера документа.

Поля 5.7.1 - 5.7.5 могут заполняться дополнительно для представления сведений о нескольких документах, подтверждающих право на налоговую льготу.

20. В разделе 6 "Прошу предоставить налоговую льготу по земельному налогу:" указываются:

1) в поле 6.1 - кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заявлена налоговая льгота;

2) поле 6.2 заполняется по аналогии с полем 5.4 Заявления;

3) в поле 6.3 - код налоговой льготы по земельному налогу в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку;

4) в поле 6.4 - сведения о нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования (законах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка, предусматривающем налоговую льготу, с указанием в полях 6.4.1 - 6.4.2 его даты и номера.

В поле 6.4.3 указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (законах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в соответствии с которым предоставляется налоговая льгота.

Для каждой указываемой структурной единицы (позиции) отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

Например, если соответствующая налоговая льгота в виде не облагаемой налогом суммы установлена статьей 2 пунктом 3 подпунктом "а" нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, то по строке 6.4.3 указывается:

Читайте также: