Как выиграть суд по транспортному налогу

Опубликовано: 16.05.2024


Как показывает практика, чаще всего налоговый конфликт заканчивается судебным разбирательством. Если вы налогоплательщик, получивший в результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки акт и прошедший досудебные стадии обжалования в вышестоящий налоговый орган, то эта статья для вас. Мы дадим пять полезных советов, которые помогут одержать победу в судебном споре с налоговым органом.

Совет № 1. Подготовьте аргументы

Несмотря на то что согласно АПК РФ суд выносит решение, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела, судьи принимают во внимание сложившуюся по вашей ситуации судебную практику. Поэтому рекомендуем всегда анализировать банки судебных решений в поиске положительных решений для налогоплательщика.

Ссылки на судебные акты Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ только укрепят вашу позицию и повысят шансы одержать победу. Если таковых не нашлось, можно воспользоваться разъяснениями Минфина РФ или ФНС.

Для эффективной защиты своих прав важно так же знать и противоположную практику, чтоб быть готовыми представить контраргументы в суде.

Совет № 2. Активно защищайтесь!

В п. 7 ст. 3 НК РФ говорится о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, что может быть лишь дополнительным аргументом к вашей правовой позиции.

Дело в том, что процедура привлечения к налоговой ответственности построена таким образом, что налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносит решение о привлечении к ответственности, которое в течение месяца вступает в силу, если вы его не обжаловали. Вам направляется требование об уплате налога, пени, штрафа и в случае его неисполнения начинается взыскание средств с вашего расчетного счета. Для того чтобы этого не произошло, налогоплательщик должен срочно обращаться в суд (срок — 3 месяца) и доказывать, что решение налогового органа незаконно.

Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту лежит на налоговом органе. Но если занимать позицию «пусть докажут», то дело однозначно будет проиграно. Потому что налоговый орган считает, что он и так уже все доказал и изложил все факты в решении.

Например, если налоговый орган провел экспертизу и установил, что подписи на документах сделаны неустановленным лицом, суд не назначит повторную судебную экспертизу, а будет ссылаться на результаты уже существующей. В таком случае налогоплательщику необходимо получить заключение независимого эксперта. То же дело обстоит со свидетелями: если инспекция использует показания одного свидетеля, то вы должны привлечь трех. Это в ваших интересах. В Определении ВС РФ от 25.01. 2016 № 302-КГ15-17939) по делу А-78-14492/2014 видно, как налогоплательщик, заняв пассивную позицию, сам определил исход дела. Суд указал, что налогоплательщик ссылался на незаконность расчета инспекции, но вместе с тем не представил ни контррасчет, ни документов.

Совет № 3. Обеспечьте наличие всех материалов налоговой проверки

Как правило, оспариваемое решение в материалы дела представляет и налогоплательщик-заявитель, и заинтересованное лицо — налоговый орган. Также стороны прилагают акт проверки, на основании которого вынесено решение, несмотря на то что акт как обязательный документ в статье не поименован. Вместе с тем дело № А20-3019/2015 стало поучительным для налогоплательщиков. Суд первой инстанции вынес решение в пользу налогоплательщика, цитируя в решении акт проверки, которого не было в материалах дела. 16 Арбитражный Апелляционный Суд оставил решение первой инстанции без изменения. Но Постановлением АС СКО от 29.03.2017 решение первой и второй инстанции были отменены полностью, а дело направлено на новое рассмотрение.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, указал одну единственную причину отмены: «В материалах дела отсутствует акт выездной налоговой проверки, таким образом, суды в нарушении ст.71 АПК РФ не установили обстоятельства дела применительно к тем фактам, которые зафиксированы в акте проверки».

Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суд должен истребовать акт выездной налоговой проверки в материалы дела и заново установить все фактические обстоятельства по делу.

Таким образом, решение, вынесенное в пользу налогоплательщика, было отменено в виду отсутствия акта налоговой проверки. Чтобы не попасть в такую ситуацию налогоплательщик должен позаботиться о наличии всех процессуальных документов по проверке в материалах дела в суде. Излишняя предусмотрительность никогда не вредила налогоплательщикам.

Совет № 4. Возражайте против новых доказательств

Из положений ст. 88, 89, 100, 101, 139 НК РФ следует, что налоговые органы, как и налогоплательщики, могут осуществлять сбор доказательств, представлять возражения на всех стадиях налогового контроля до вынесения решения вышестоящим налоговым органом (УФНС) — на стадии проверки решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и на стадии обжалования в УФНС. Соответственно налоговый орган, как и налогоплательщик, не может представлять в судебный процесс доказательства, которых не было в процессе.

Несмотря на указанные нормы, вопрос о принятии новых доказательств в суде является неоднозначным. Такая позиция указана и в п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. ВАС РФ указал, что сбор и раскрытие доказательств осуществляются в ходе досудебного разбирательства. Однако в этом же пункте указано, что налогоплательщики вправе представить такие документы в ходе судебного разбирательства, а суд вправе их принять.

Относительно п. 78 указанного Постановления ФНС РФ дала разъяснения в своем письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, указав, что истребование у налогоплательщиков, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении него налогового контроля и дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом же письме указано, что налоговый орган может приобщить в суд дополнительные доказательства, если они получены законным путем. Таким образом, можно сделать вывод, что данный вопрос в каждом споре всегда остается на усмотрение суда.

Помните, что любое доказательство, которое приобщает налоговый орган, свидетельствует против вас. Поэтому, если доказательства не было в проверке, смело возражайте, ссылаясь на соответствующую судебную практику и на возможность налогового органа получить/истребовать эти документы на стадии проверки и досудебного урегулирования спора.

Совет № 5. Проверьте, как были получены доказательства против вас

Процедуры проведения налоговых проверок, как камеральных, так и выездных жестко регламентированы. Требования к камеральной проверке закреплены в ст. 88 НК РФ, а выездной — в ст. 89 НК РФ. Нарушение сроков, формы документов, порядка извещения может служить основанием для отмены решения налогового органа.

Судами принимаются во внимание существенные процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами при принятии решений о привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки. И если суд установит, что такие нарушения повлекли нарушение прав налогоплательщика, суд отменит решение инспекции.

Если, например, проверяемый налогоплательщик не был извещен о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это является основанием для отмены решения налогового органа. Такая позиция отражена в постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 № Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014.

Однако налогоплательщикам не стоит забывать, что в случаях направления документа налоговым органом по почте, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ). Поэтому не стоит ждать, что инспектор вручит вам акт, решение или другие документы лично.

Если вы являетесь владельцем автомобиля, то обязаны оплачивать транспортный налог. Со временем вы можете продать машину, однако спустя несколько лет вы удивитесь когда получите на почте уведомление об уплате транспортного налога за эту машину.

Случаи начисления транспортного налога, если машина продана

Связано это в основном с тем, что новый владелец не перерегистрировал машину на свое имя в установленные правилами 10 дней, а сделал это спустя год или два, либо вообще не сделал. Другим фактором является несвоевременное направление ГИБДД информации о смене собственника в налоговую. Как в таких случаях оспорить транспортный налог на проданную машину?

Если со вторым случаем все просто – вы относите повторно договор купли-продажи машины в налоговую и с вас списывают налог, то во втором случае все намного сложнее. Сразу пойти в суд и оспорить это не получится, так как вы обязаны платить налог пока являетесь собственником, и не произошла смена в органах ГИБДД.

Порядок оспаривания транспортного налога

Однако есть такой способ как признание задолженности по налогу безнадежной ко взысканию. Порядок следующий:

  • Сначала вам приходит уведомление об оплате налога и определяется срок уплаты, к примеру до 1 декабря 2017 года. Вы ничего не делаете и ждете дальше.
  • Далее вам присылают требование об уплате транспортного налога в срок до 5 февраля 2018 года. Снова ждете дальнейших действий налоговой.
  • У налоговой есть право обратиться в суд и взыскать с вас задолженность по транспортному налогу в течение 6 месяцев с того момента как истечет срок исполнения требования (то есть с 5 февраля 2018 года по 5 августа 2018 г.).
  • В течение указанного времени налоговая должна подать заявление о вынесении судебного приказа, поэтому следите за этим на протяжении 6 месяцев, просматривая сайт на предмет вынесения судебного приказа и проверяйте почту, так как вам придет письмо с судебным приказом о взыскании с вас задолженности по налогу.
  • Если судебный приказ вынесен, то вам его надо отменить, написав возражения (пишите что просто несогласны с расчетом налога, и что не являетесь собственником авто) в течение 10 дней с момента получения его на руки.
  • Если налоговая не обращается с таким заявлением в 6 месяцев, то обращайтесь с заявлением в суд, что будет написано далее.
  • Далее у налоговой есть право обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа уже с иском.
  • Также следите за этим на сайте суда либо ждите повестки.

Если иск не подан, то вы можете оспорить транспортный налог, путем подачи административного иска о признании налога безнадежным ко взысканию.

Заявление о признании транспортного налога безнадежным ко взысканию

В заявлении вы указываете, что налоговой нарушены все сроки взыскания задолженности, с заявлением о вынесении судебного приказа или исковым заявлением в течение 6 месяцев они не обращались, соответственно задолженность подлежит признанию безнадежной ко взысканию.

Если налоговой нарушены все сроки, то суд вынесет положительное решение, которое вы относите в налоговую, которая спишет вам задолженность по транспортному налогу на проданную машину.

Пример из практики

К нам обращался клиент, который продал автомобиль в 2013 году, однако в 2018 году ему пришел транспортный налог за 2015 год за проданный автомобиль. Платить он его естественно не стал, впоследствии пришло требование об уплате этого налога, которое также было проигнорировано. Далее никаких заявлений от налоговой не приходило, однако в личном кабинете госуслуг висела задолженность, поэтому он обратился к юристу, чтобы узнать как ее оспорить.

  • Посмотрев сайты мирового судьи и городского суда, был сделан вывод, что в суд налоговая не обращалась, а это значило, что срок 6 месяцев ими пропущен.
  • Был подготовлен административный иск, указано, что сроки взыскания задолженности по налогу истекли, собственником авто клиент не является.
  • И суд удовлетворил наши требования об оспаривании транспортного налога на проданную машину.


ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ
Первое. По существу искового заявления налоговой поясняем суду (письменно или устно), что обязательство по уплате транспортного налога согласно п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 57 НК возникает на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику в порядке, установленном п. 4 ст. 52 НК. А исковое заявление в суд подается налоговой в течение шести месяцев по истечении срока исполнения требования на уплату налога (п. 2 ст. 48), причем сумма иска должна соответствовать сумме, указанной в требовании.
Одновременно ходатайствуем (лучше письменно) об истребовании судом у налоговой доказательств вручения нам налогового уведомления, требования на уплату налога, а также доказательств неуплаты налога. Мотивируем ходатайство необходимостью установления судом законности иска налоговой.
Если документы об уплате налога нами утеряны, на соответствующий вопрос поясняем суду, что документы утеряны, что точно вспомнить, когда и какие налоги уплачены, не можем, поэтому установить факт уплаты или неуплаты налога, а также законности искового заявления налоговой можно только на основе доказательств, представленных налоговой инспекцией.
Если доказательства не представлены (или наше ходатайство отклонено), ходатайствуем об оставлении судом иска налоговой без удовлетворения, поскольку не представлено доказательств ни возникновения у нас обязанности по уплате транспортного налога (если налоговое уведомление не вручено), ни законности искового заявления (если требование на уплату налога не вручено), ни факта неуплаты налога.
Второе. Если доказательства представлены, внимательно их изучаем. Доказательством вручения уведомления и требования является наша подпись на почтовом извещении или ином аналогичном документе. Если она отсутствует, предъявляем суду наше заявление в налоговую о невручении нам уведомления и ходатайствуем об отклонении иска налоговой в связи с тем, что обязанность по уплате налога не возникла (если не вручено уведомление) и/или нарушен установленный законом порядок обращения взыскания через суд (если не вручено требование).
Как можно доказать неуплату транспортного налога физическим лицом, не известно. Вероятно, это может быть справка Центрального банка о том, что платеж по транспортному налогу от такого-то лица в банковскую систему РФ не поступал или что-то подобное. Возможно, суд удовлетворит акт технической экспертизы о том, что за исследуемый период сбои базы данных налоговой и сбои передачи данных из банковской системы в базу налоговой инспекции отсутствовали. Хотя за период более года сбои наверняка были и записи о них должны сохраняться в системе администрирования базы данных. Если эти записи не сохраняются, акт можно оспорить.
Если все доказательства налоговой представлены, внимательно проверяем даты и суммы. Если в уведомлении неверно указан срок уплаты налога, ходатайствуем о признании уведомления не соответствующим закону, а нашей обязанности по уплате транспортного налога – не возникшей. Если пропущен шестимесячный срок для подачи искового заявления или сумма иска не соответствует указанной в требовании, ходатайствуем об оставлении искового заявления без удовлетворения.
Если судом установлено, что налоговое уведомление в соответствии с законом не направлялось, но нам вручено новое уведомление, у нас есть 30 дней, чтобы собрать необходимую сумму и уплатить налог. При этом новое уведомление не может содержать записей более чем за три года, предшествующих дате его вручения, а также каких-либо пеней и штрафов.
Если нужную сумму собрать не удалось и транспортный налог в установленный срок не уплачен, цикл «требование – исковое заявление налоговой в суд» может повториться. При повторном судебном разбирательстве начинаем с ходатайства об отмене судом нового уведомления как не соответствующего закону в связи с нарушением сроков его направления, установленных п. 2 ст. 52 НК, а также иными нарушениями, если они будут допущены налоговой.
Третье. Если все-таки все затребованные доказательства налоговой инспекцией представлены и/или все ее действия признаны судом соответствующими закону, подаем встречное заявление (встречный иск) о незаконном возложении на нас обязанности по уплате транспортного налога и освобождении нас судом от этой обязанности. Пример такого заявления (встречного иска) приводится ниже.
Конечно, подобное заявление можно подать, не дожидаясь иска налоговой. Однако не стоит обольщаться: суд первой инстанции едва ли возьмет на себя ответственность разрешить перезревшую проблему транспортного налога. Скорее всего, придется обращаться в кассационную инстанцию, чье решение также может оказаться неудовлетворительным.
Бесполезно обращаться и в Конституционный суд. Отрабатывая некогда полученную «установку», на протяжении нескольких лет КС уклоняется от решения вопроса транспортного налога по существу, отсылая заявителей к ранее принятым решениям.
Подача в суды автовладельцами подобных заявлений, не дожидаясь исков налоговых органов, имеет смысл, если это будет массовая акция.
Другой путь – обращение в Европейский суд по правам человека. Если вы получили решение российского суда первой инстанции и суда кассационной инстанции по транспортному налогу, и оба решения вас не устраивают, юристы ФАР помогут вам подготовить обращение в ЕСПЧ. Платить при обращении в ЕСПЧ ничего не нужно, для граждан он работает бесплатно.
Правда, рассмотрение вашего обращения может занять несколько лет.

ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ (ВСТРЕЧНОГО ИСКА) АВТОВЛАДЕЛЬЦА В СУД

В Н-ский районный суд г. Москвы
Адрес суда
Истец: гражданин РФ Фамилия Имя Отчество
адрес: почтовый адрес истца
тел. номер телефона истца

Ответчик: Инспекция ФНС России № … по г. Москве
адрес: почтовый адрес инспекции

ЗАЯВЛЕНИЕ
(ВСТРЕЧНЫЙ ИСК)

В связи с подачей ИФНС № … в отношении меня искового заявления прошу признать незаконным возложение на меня обязанности по уплате транспортного налога и освободить меня от уплаты транспортного налога как нарушающего мои права и законные интересы. Просьбу мотивирую следующими основаниями.

Транспортный налог, введенный главой 28 Налогового кодекса, не соответствует Основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 статьи 3, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно п. 2 этой статьи, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных … и иных подобных критериев. Согласно п. 3 указанной статьи, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Указанные положения определяют мои права при введении налогов, которые я должен уплачивать, а также при их начислении и уплате мной налогов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 359 НК налоговой базой транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно п. 1, п. 2 ст. 362 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчете на единицу мощности двигателя дифференцированно в зависимости от мощности двигателя ТС.

При этом согласно п. 3 ст. 362 допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Для города Москвы ставки транспортного налога введены Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге», причем эти ставки не учитывают количество лет, прошедших с года выпуска (износ) транспортных средств, или их экологический класс.

С … года я владею автомобилем «…» с мощностью двигателя … лошадиных сил. К настоящему времени остаточная стоимость автомобиля снизилась на …%, однако ставка транспортного налога и сумма налога к уплате за тот же период возросла в … раза (справку прилагаю). Стоимость новых автомобилей с сопоставимой мощностью двигателя превышает стоимость моего подержанного автомобиля в … раз (справку прилагаю), однако сумма транспортного налога для моего и этих более дорогих автомобилей является одинаковой.

Мои личные доходы в связи с экономическим кризисом сократились (справку прилагаю), что привело к снижению фактической способности к уплате налога и снижению интенсивности использования мной транспортного средства. Однако установленный порядок начисления транспортного налога не учитывает фактической способности к уплате налога и не позволяет мне как налогоплательщику уменьшить налоговые платежи пропорционально снижению доходов или интенсивности использования транспортного средства.

Таким образом, использование в качестве налоговой базы транспортного налога неизменной мощности двигателя без учета износа транспортного средства, а также повышение с 2009 года ставки транспортного налога нарушает принцип учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, установленный п. 1 ст. 3 НК. Вследствие этого, несмотря на снижение стоимости указанного выше транспортного средства, а также моих доходов, мне приходится уплачивать возросший транспортный налог в отсутствие к этому экономических оснований.

Использование мощности двигателя в качестве налогооблагаемой базы не имеет экономических оснований как в случае отнесения транспортного налога к категории имущественных налогов, так и в случае его обоснования в качестве правопреемника дорожного налога. В первом случае это связано с тем, что мощность не отражает ни стоимость транспортного средства с учетом его износа, ни затраты на его содержание.

Во втором случае это связано с тем, что мощность двигателя не отражает также и интенсивность использования транспортного средства, то есть использование им дорожной инфраструктуры, ущерб, наносимый автодорогам, и другие аналогичные характеристики. Мощность двигателя не отражает также и экологические характеристики транспортного средства, поскольку не учитывает наличие или отсутствие системы нейтрализации выхлопных газов, установку гибридных двигателей или другие показатели экологического класса.

Таким образом, выбор мощности двигателя в качестве налогооблагаемой базы транспортного налога не имеет экономических оснований и является произвольным, что противоречит упомянутым выше требованиям п. 3 ст. 3 Налогового кодекса. Тем самым нарушены мои права, причинен и причиняется ущерб моим экономическим интересам.

Дифференцированные ставки транспортного налога по тем же причинам не имеют экономических оснований, при этом имеют дискриминационный характер, и установлены исходя из социальных и им подобных критериев. Тем самым нарушены мои права, установленные требованиями также и п. 2 ст. 3 Налогового кодекса.

Из сравнения ставок налога, установленных ст. 2 упомянутого Закона г. Москвы, следует, что ставка для принадлежащего мне транспортного средства превышает ставку налога для аналогичного транспортного средства мощностью до 100 лошадиных сил в … раза, а сумма налога к уплате – в … раза. Как показано выше, объективные экономические или экологические критерии для обоснования такой разницы отсутствуют. Стоимость принадлежащего мне автомобиля не превышает стоимость новых автомобилей мощностью до 100 л.с. более чем в … раза, что также не может служить обоснованием указанной разницы транспортного налога.

Согласно разъяснению Министерства финансов, опубликованному на сайте Федерации автовладельцев (распечатку прилагаю), мощность двигателя рассматривается в качестве показателя, который «наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога». Тем самым Министерство финансов признает, что более высокие ставки налога для более мощных транспортных средств установлены в предположении о более высокой платежеспособности их владельцев, т.е. в основу дифференциации ставок положены социальные и им подобные критерии (принадлежность к высокодоходным слоям населения и т.п.).

Таким образом, ставки транспортного налога установлены в нарушение требований п. 2 ст. 3 Налогового кодекса и имеют дискриминационный характер. Как показано выше, дискриминационные ставки транспортного налога приводят к тому, что я уплачиваю необоснованно высокий транспортный налог, который выше не в … раза, как было бы при равных ставках налога, а в … раза по отношению к владельцу транспортного средства мощностью до 100 лошадиных сил.

Транспортный налог, привязанный к мощности двигателя, ограничивает возможность приобретения мной более мощного и более безопасного транспортного средства, т.е. препятствует осуществлению моего права на безопасность. Кроме того, упомянутый Закон г. Москвы освобождает от уплаты транспортного налога не только льготные категории граждан, но и коммерческие организации, эксплуатирующую дорожную инфраструктуру для извлечения прибыли.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Закона от уплаты налога освобождаются организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. Тем самым нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, установленный п. 1 ст. 3 Налогового кодекса.

Нарушением принципа всеобщности и равенства налогообложения в части транспортных средств является также то, что главой 28 Налогового кодекса не предусмотрено обложение транспортным налогом железнодорожного транспорта. Предлогом к этому является отсутствие его государственной регистрации. Однако данное обстоятельство не является основанием для нарушения моих прав, предусмотренных п. 1 ст. 3 Налогового кодекса, что может рассматриваться как основание для освобождения меня от уплаты транспортного налога в соответствии с указанным принципом всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно п. 7 статьи 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. С учетом этого требования указанные выше несоответствия и прямые противоречия главы 28 Налогового кодекса и Закона г. Москвы «О транспортном налоге» Основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 Налогового кодекса РФ, являются основанием для освобождения меня от уплаты транспортного налога в связи с нарушением при его введении требований закона и предусмотренных законом моих прав, а также систематическим нарушением моих прав и законных интересов при его начислении и администрировании.

С учетом изложенного прошу:

освободить меня от уплаты транспортного налога, установленного главой 28 Налогового кодекса и Законом г. Москвы «О транспортном налоге», как нарушающего мои права и законные интересы, установленные п. 1, п. 2, п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ;
отменить налоговое уведомление на уплату транспортного налога за … год со сроком исполнения до …, направленное мне ИФНС № … по г. Москве;
обязать налоговый орган возместить мне уплаченный мной транспортный налог за предшествующие три года по сроку уплаты;
взыскать с ИФНС № … по г. Москве причиненный мне моральный ущерб в сумме … рублей, что соответствует сумме незаконно предъявленных мне налоговых требований.
Подпись, дата

Приложения:
все прилагаемые документы, тексты упомянутых статей законов, копия заявления (встречного иска)

Как оспорить транспортный налог? Давайте разбираться с нашим налоговым адвокатом. В настоящее время транспортный налог получил довольно широкое распространение. Есть определенные правила его выплаты. Причем сегодня поступают массовые жалобы относительно того, что оповещение на взимание транспортного налога приходят и к тем людям, которые уже продали машины и не являются их владельцами. В этом случае наши налоговые юристы рекомендуют оспорить транспортный налог. Если вы продали авто в конце февраля этого года, то обязаны уплатить налог за прошлый год и за два месяца этого года.

Внимание: наш налоговый консультант можем помочь также по вопросу составление декларации, возврат налога, провести налоговый анализ на перспективу суда с налоговой, решить иную проблему налогоплательщика.


Как оспорить транспортный налог?

Отметим, на вопрос как оспорить транспортный налог, детальную и вразумительную информацию предоставит наш опытный юрист. Однако стоит все же рассмотреть основные моменты в вопросе налогообложение физических лиц.

Так, например, если вам пришел налог на машину которой нет, в данном случае не откладывая обратитесь с заявлением в органы налоговой. Причем игнорировать это не стоит, так как налог будет и дальше начисляться, пока не дойдет до штрафных санкций за неуплату и до разбирательства в суде. Потому что вы с этим будете не согласны.

Отметим, что при продаже автомобиля он снимается с учета в ГИБДД, т.е. таким образом, на вас уже не будет числиться данный транспорт. Если этого сделано не было, вы спокойно можете начинать процесс оспаривания налога на транспорт (еще подробнее про оспаривание решений налоговой по ссылке). Такая же процедура и в случае если пришел налог на утилизированную машину.

И на вопрос продал машину по доверенности пришел налог, что делать, ответ однозначный, платить налог. Если этого не будет сделано, то в будущем у вас могут возникнуть проблемы.

Вам пришел транспортный налог на проданную машину?

Как оспорить транспортный налог

Отметим, что если вы не желаете в какое-то неблагоприятное время получить судебный приказ о взыскании транспортного налога, то решайте вопросы с этой пошлиной сразу. Если остаетесь владельцем авто и оно в вашем распоряжении, не стоит увиливать от уплаты данного налога, так как даже если вы смените местожительства, город, «он вас все равно найдет».

Вам пришел транспортный налог на проданную машину? В этом случае вам нужно доказать факт продажи своего автомобиля. Эта процедура не займет много времени. Необходимо начать досудебное урегулирование налогового спора как можно раньше. Что приведет к оптимизации налогообложения.

Если вы хотите, чтобы у вас в будущем не возникало никаких проблем, вам следует заручиться поддержкой наших специалистов с большим опытом работы. Они вам помогут разобраться в спорных ситуациях, выиграют налоговые споры и ответят на все интересующие вас вопросы. Главное, что они обладают большим опытом работы в интересующей вас сфере деятельности. Вот почему результат оправдает все ваши ожидания. В этом вы можете быть уверены.

Внимание : смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:

Читайте еще о работе нашего налогового консультанта

Составим заявление на зачет сумм налога в срок


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Александрина Гин

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К сожалению, законодательством РФ не предусмотрена автоматическая процедура снятия задолженности по налогу, сбору по истечении трехлетнего срока исковой давности. Хотя, по нашему мнению, в данном случае ИФНС не сможет взыскать данную сумму налога в принудительном порядке по следующим основаниям.

После того как налоговой инспекцией была выявлена недоимка, налогоплательщику – физическому лицу должно быть направлено требование об уплате налога. На основании п. 1 ст. 70 НК РФ по общему правилу срок для направления требования составляет три месяца (для недоимки в размере 500 руб. и более) и один год (для недоимки, не превышающей 500 руб.). В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога указывается срок, в который оно должно быть исполнено (по общему правилу – восемь дней).

В случае если требование не было исполнено в срок, недоимка по налогу может быть взыскана с налогоплательщика в судебном порядке. Согласно абз. 4 п. 1 и абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд, если сумма, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. либо если в течение трех лет задолженность не была погашена. Срок для подачи заявления – шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога либо шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока в случае, когда сумма недоимки не превысила 3 тыс. руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, если по состоянию на 2017 год недоимка по транспортному налогу за 2012 год не взыскана с налогоплательщика в судебном порядке, то в соответствии с налоговым законодательством, она уже не может быть принудительно взыскана.

Согласно ст. 59 НК РФ признание налоговой недоимки физического лица безнадежной и ее последующее списание возможны только в следующих случаях.

  1. Признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Смерть физического лица либо объявление его умершим.
  3. Принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
  4. Объявление так называемой налоговой амнистии (например, в 2012 году всем физическим лицам простили задолженности, образовавшиеся до 1 января 2009 г.), которая по региональным налогам (к которым относится и транспортный) может быть объявлена решениями органов субъектов РФ.

Процесс списания задолженности по налогам в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ состоит из следующих этапов.

  1. Обжалование справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой была утрачена ИФНС. Для этого в суд подается заявление со следующими требованиями:
  • признать незаконными действия налогового органа по выдаче такой справки;
  • обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем выдачи справки, не содержащей сведений о задолженности.

Указание на утрату возможности принудительного взыскания задолженности в решении суда будет служить основанием для списания безнадежной налоговой недоимки.

  1. Обращение в налоговый орган с копией судебного решения, вступившего в законную силу, и справкой налогового органа о суммах налоговой задолженности. На основании п. 4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, налоговый орган принимает решение о признании суммы задолженности безнадежной к взысканию и ее списании в течение одного рабочего дня с момента получения указанных документов.

Вывод: в настоящее время у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2012 год, так как установленные законодательством сроки для принудительного взыскания указанной задолженности налоговым органом истекли. То есть в рассматриваемом случае налог можно не платить. При этом списание данной задолженности по налогу автоматически ИФНС не осуществляет, так как по законодательству оно возможно только на основании судебного решения при обращении налогоплательщика в ИФНС.

Читайте также: