Аудит транспортного налога типичные ошибки

Опубликовано: 14.05.2024

Скоро нам всем предстоит начать применять на практике новшества, которые введены с этого года по транспортному налогу. Декларацию по налогу не сдаем, но рассчитываем его сами и платим в новый срок. А уж потом могут начаться недоразумения, когда в бумаге, полученной от налоговой, мы увидим сумму налога, которую она рассчитала. Вариантов действий может бы несколько.

Как платить транспортный налог в 2021 году

С 2021 года для организаций – плательщиков транспортного налога введен новый единый срок его уплаты:

  • за год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
  • квартальный аванс - не позднее последнего числа следующего месяца.

Сообщения о суммах транспортного налога, которые должны заплатить владельцы ТС в бюджет, будет рассылать налоговая инспекция (одним из возможных способов: по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика, по почте заказным письмом или вручать лично руководителю или представителю фирмы под роспись).

Сообщения составляются на основе имеющейся у инспекции информации о ТС. Это информация от регистрирующих органов и сведения от собственников об имеющихся льготах.

Сообщение от инспекции о сумме транспортного налога к уплате не отменяет обязанность владельца ТС самостоятельно рассчитать сумму к уплате. Сообщение носит информативный характер, и это подтверждается сроками, в которые инспекция будет их рассылать - в течение 10 дней, но не позднее 6 месяцев после срока уплаты налога за истекший налоговый период.

Так что получить бумагу можно и в сентябре, хотя срок уплаты налога за 2020 год - не позднее 1 марта 2021 года.

Сообщите о льготах

Если на дату формирования сообщения у налоговой не будет сведений о льготе, налог она рассчитает без ее учета.

Поэтому заявления о льготах за 2020 год ФНС рекомендует представить в течение 1 квартала 2021 года.

Заявление можно подать в любую инспекцию. Если документов, подтверждающих право на льготу, в инспекции нет, она самостоятельно запросит сведения у регистрирующих органов по информации, которую вы указали в заявлении.

Заявление нужно составить по форме, утвержденной приказом ФНС от 25 июля 2019 г. № ММВ-7-21/377@. По результатам рассмотрения заявления инспекция направит организации уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе (п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Что делать, если в сообщении окажется другая сумма

После получения сообщения нужно сравнить сумму налога, исчисленную налоговым органом, с суммой, которая была рассчитана и уплачена вами.

Они могут совпасть. Это самый хороший вариант, который не потребует от вас никаких действий, кроме, пожалуй, проверки того, как вы отразили начисление транспортного налога в бухучете.

Если вы начислили и заплатили налога больше, чем указала инспекция в своем сообщении, сумму переплаченного транспортного налога можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ).

Если инспекция прислала вам сообщение без учета имеющихся у вас льгот, в течение 10 дней с момента его получения подайте пояснения и документы. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения сообщения (п. 6 ст. 363 НК РФ).

О результатах рассмотрения вам сообщат. Если льгота подтвердится, инспекция сделает перерасчет налога и направит вам уточненное сообщение в течение 10 дней после его составления.

Пояснения и документы инспекция должна рассмотреть в течение 1 месяца со дня получения. По решению руководства срок может быть продлен еще на 1 месяц (абз. 1 п. 7 ст. 363 НК РФ).

Если же ваше право на льготу не подтвердится, вам зафиксируют недоимку и начнут ее взыскивать. А вам нужно будет ожидать требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (абз. 3 п. 7 ст. 363 НК РФ). Это самый неблагоприятный результат нового порядка расчета транспортного налога.

Транспортный налог в бухучете и в базе по прибыли

Нам осталось только вспомнить, как отражать начисление транспортного налога в бухучете что делать, если вы ошиблись с расчетом.

Согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н) транспортный налог относится к расходам по обычному виду деятельности. Выбор проводок связан с тем, где используется ТС:

  • Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68
    • начислен транспортный налог (аванс по транспортному налогу);
  • Дебет 68 Кредит 51
    • перечислена сумма транспортного налога в бюджет.

Если ТС используют в деятельности, не связанной с основной, налог нужно будет отразить в прочих расходах и сделать проводку:

  • Дебет 91-2 Кредит 68

Проводки формируются на основании справки бухгалтера. Расчет транспортного налога делают в последний день отчетного (налогового периода) – квартала или года. В этот же день делают проводку о начислении в бухучете.

Транспортный налог учитывается в налоговой базе по прибыли в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Проводку об уплате начисленной суммы налога делают по факту перечисления денег с расчетного счета. Предельные сроки теперь одинаковые по всем регионам.

А что же делать, если начисленная вами сумма не совпала с суммой налога, указанной в сообщении из налоговой, и вы в результате были вынуждены с этой новой суммой согласиться?

Во-первых, доплатить налог, если вы его недоплатили. Если переплатили – зачесть или вернуть.

Во-вторых, внести исправления в бухгалтерский учет. Порядок исправления зависит от периода обнаружения ошибки и ее существенности.

В третьих – пересчитать налог на прибыль за 2020 год. Это нужно сделать и в случае переплаты транспортного налога, и в случае недоплаты. В случае переплаты вы налог на прибыль занизили, в случае недоплаты – завысили. В общем случае ошибку в налоге на прибыль исправляют в том периоде, за который она была фактически допущена. Но иногда это можно в периоде обнаружения – при некоторых условиях.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Бюджетные учреждения во многих случаях только пользуются транспортными средствами, не считаясь их владельцами, но при этом обязаны платить транспортный налог. Между тем порядок заполнения декларации по транспортному налогу в 2015 году отличается от применявшегося ранее.

Региональные особенности исчисления транспортного налога

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год ( ст. 360 Налогового кодекса РФ). Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды (I, II и III кварталы), по истечении которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Как правило, органы законодательной власти субъектов РФ пользуются правом не устанавливать отчетные периоды. При этом такая норма прямо фиксируется в соответствующем региональном законе. В противном случае на территории региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ, и начисляются пени за неуплату налога по итогам отчетного периода.

В отличие физических лиц, юридические лица во всех регионах РФ самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет. Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Он включает:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом, приведен в пункте 2 статье 358 НК РФ. В бюджетных учреждениях к необлагаемым объектам, как правило, относятся транспортные средства, которые:

  • принадлежат на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • находятся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи) справкой об угоне, выданной органами внутренних дел.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган подлинник справки об угоне ( письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475@). При этом транспортный налог не уплачивается:

  • с месяца, следующего за месяцем угона ( письмо УФНС России по Москве от 21.02.2011 № 16-15/015742);
  • в период розыска (месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у налогоплательщика).

Поскольку транспортный налог относится к региональным, не только сроки представления отчетности, но и ставки налога, а также порядок и сроки его уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов РФ ( ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также законодательные (представительные) органы власти в регионах могут предусматривать налоговые льготы и особые основания для применения таких льгот.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения собственника имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ. Особенности исчисления транспортного налога изложены в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации по транспортному налогу).

Изменение налоговой базы по транспортному налогу

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по нему, установленный статьей 362 Налогового кодекса РФ. Согласно этим поправкам с 1 января 2014 года увеличен размер транспортного налога, который необходимо заплатить по дорогим легковым автомобилям. В частности, Законом № 214-ФЗ предусмотрены повышающие коэффициенты, которые будут применяться при расчете транспортного налога:

Средняя стоимость автомобиля Время, прошедшее с года выпуска
Не более 1 года от 1 до 2 лет от 2 до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 20 лет Свыше 20 лет
от 3 до 5 млн руб. 1,5 1,3 1,1 1 1 1 1
от 5 до 10 млн руб. 2 2 2 2 1 1 1
от 10 до 15 млн руб. 3 3 3 3 3 1 1
от 15 млн руб. 3 3 3 3 3 3 1

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от срока, прошедшего с года выпуска легкового автомобиля. Исчисление этого срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога определяет федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере торговли, – Минпромторг России. Это же ведомство рассчитывает среднюю стоимость всех легковых автомобилей и формирует перечень легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб., в отношении которых транспортный налог уплачивается с повышающим коэффициентом. Такой перечень Минпромторг России обновляет ежегодно не позднее 1 марта. Действующий перечень, позволяющий учреждениям определить, какие автомобили принесут дополнительные расходы на уплату транспортного налога, содержится в информации Минпромторга России от 28 февраля 2014 года.

Типичные ошибки при исчислении транспортного налога

Перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах опубликован на официальном сайте ФНС России. В части исчисления транспортного налога характерными ошибками названы:

  • неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением в отчетности) объектов налогообложения (транспортных средств);
  • занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы;
  • неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства);
  • нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Как показывает практика проверок, бухгалтеры учреждений часто ошибочно не начисляют налог на транспортные средства:

  • списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе;
  • не используемые на дорогах общего пользования, но зарегистрированные в соответствующих органах.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 9 апреля 2010 г. № 03-05-04-04/08, от 23 июля 2010 г. № 03-05-05-04/16, транспортным налогом не облагаются транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

Операции по начислению и уплате транспортного налога

Учет операций по начислению и уплате транспортного налога (в том числе авансовых платежей по налогу) ведется с использованием счета 0 30305 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 263 Инструкции № 157н). Для обособленного учета транспортного налога учреждение вправе на основании пункта 1 Инструкции № 157н в код синтетического счета 303 05 ввести дополнительный аналитический код. В бухгалтерском учете расчеты по исчислению и уплате транспортного налога оформляются следующими записями:

Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Расходы на уплату транспортного налога бюджетными учреждениями согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ ( приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Декларация по транспортному налогу 2015. Отчетность за 2014 год

Начиная с отчетности за 2014 год форма декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, действует в редакции приказа ФНС России от 25 апреля 2014 г. № ММВ-7-11/254. В частности, на титульном листе и разделе 1 декларации поменялись штрих-коды: соответственно с «05406012» на «05407019» и с «05406029» на «05407026». Других изменений в этих частях декларации нет (п. 1.2.1 Приказа № ММВ-7-11/254).

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к Приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог. Например:

  • вид транспортного средства и его характеристики;
  • количество лет, прошедших с года выпуска;
  • количество месяцев владения;
  • льготы по налогу.

Эти и другие поправки выделены для наглядности в приложении к примеру.

Пример заполнения декларации по транспортному налогу за 2014 год

Бюджетное учреждение расположено в Московской области. На балансе находится легковой автомобиль ВАЗ-2115 с мощностью двигателя 72 л.с. Машина приобретена в феврале 2014 года и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

В Закон Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», на основании которого учреждение уплачивает налог, внесены изменения Законом Московской области от 22 октября 2014 г. № 131/2014-ОЗ. Однако поправки вступили в силу с 1 января 2015 года, поэтому расчеты за 2014 год производятся как прежде. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка по транспортному налогу составит 7 руб. / л.с.

У учреждения нет льгот по транспортному налогу. Соответственно, раздел 2 годовой декларации по транспортному налогу, которую налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию до 1 февраля 2015 года, будет выглядеть так ( приложение к примеру).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог

Ситуации, влияющие на формирование базы по транспортному налогу, на практике компании могут быть разными. При этом требования проверяющих об уплате налога и предоставлении отчетности в том или ином случае не всегда обоснованны. Как действовать предприятию при расчете транспортного налога в зависимости от обстоятельств, советует налоговый специалист.

Зачастую с момента приобретения транспортного средства проходит определенный промежуток времени, прежде чем компания поставит его на учет в ГИБДД. Здесь может возникнуть спорный вопрос: начислять налог на такой автомобиль или нет, если предприятие еще не использует его в своей деятельности?

Налоговики рассуждают так: раз на балансе компании имеется транспортное средство, то с него в любом случае нужно платить транспортный налог. По мнению инспекторов, поскольку обязанность зарегистрировать автомобиль лежит на организации, то неисполнение этой обязанности не освобождает ее от уплаты налога. Кроме того, если на балансе предприятия имеется сразу несколько транспортных средств, регистрация которых все еще не пройдена, инспекторы могут обвинить компанию в занижении базы по транспортному налогу и уклонении от его уплаты.

Вместе с тем имеется постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-13823/2005-31, где суд опровергает подобные доводы проверяющих. Арбитры отметили, что, согласно статье 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К тому же автомобиль, не прошедший регистрацию, фактически не может быть допущен к участию в дорожном движении. А поскольку нет воздействия на состояние дорог общего пользования, то нет и экономических оснований для уплаты соответствующего налога. Таким образом, подобный вывод суда позволяет компаниям не включать в налоговую базу незарегистрированное транспортное средство до тех пор, пока они не начнут использовать его в своей деятельности.

В постановлении ФАС Уральского округа от 6 марта 2006 г. № Ф09-1150/06-С1 арбитражный суд также отклоняет выводы инспекции. В первую очередь обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации автомобиля. А только лишь факт нахождения транспортных средств на балансе организации не обязывает ее платить налог. Следовательно, нет причин обвинять предприятие в умышленном занижении налоговой базы.

Аналогичные выводы содержатся также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. № А43-16227/2005-35-548.

Сложно определить категорию транспортного средства

Согласно общему правилу, распределение транспортных средств, приведенное в статье 361 НК РФ, в целом повторяет международную классификацию, изложенную в Венской конвенции.

Но данного нормативного акта недостаточно для правильного определения категории машины. Требуются определенные документы, которые составляются на каждый объект. В то же время категория транспортного средства, указанная в его паспорте, не может помочь при ответе на вопрос: какую ставку налога применять к данной машине? Ведь по паспорту категорий всего пять — A, B, C, D и прицеп. А видов транспортных средств в налоговом законодательстве больше. Например, к категории B относятся как легковые, так и малые грузовые автомобили, «транспортные» же ставки по ним разные. Здесь на помощь приходит другая строка паспорта, в которой указана точная характеристика транспортного средства, например «легковой автомобиль», «автобус» или «грузовой — самосвал».

В формах, которые регистрирующий орган ГИБДД представляет в налоговую инспекцию, присутствуют и иные показатели. Например, для проверяющих очень важен такой критерий, как мощность двигателя машины в лошадиных силах. Ведь налоговой базой для большинства транспортных средств является именно мощность, а ставка указана в расчете на одну лошадиную силу.

Кроме того, транспортный налог начисляется только на те объекты, которые относятся к разделу «Средства транспортные» в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Некоторая же самоходная спецтехника, указанная в ином разделе – «Машины и оборудование», транспортным налогом уже не облагается.

Машина, ранее взятая в лизинг, оформлена в собственность

Часто возникает спорный вопрос, должна ли компания дважды исчислять транспортный налог, если по окончании срока договора предмет лизинга был передан в собственность организации и на нее же транспортное средство было перерегистрировано в ГИБДД. Действия предприятия зависят от того, у кого на балансе изначально числилась машина, оформленная по договору лизинга.

Объект числился на балансе лизингополучателя. В данном случае получается, что транспортное средство дважды регистрировалось на компанию в ГИБДД: сначала как на арендатора, а после истечения срока договора уже как на полноценного владельца.

Даже если снятие с учета и регистрация машины на нового собственника происходят в одном и том же календарном месяце, обязательств уплачивать два раза один и тот же налог у настоящего владельца автомобиля не возникает. Несмотря на то, что подобное правило прописано в пункте 3 статьи 362 НК РФ. Минфин объяснил: при лизинговом контракте переоформление осуществляется на ту же самую организацию. А значит, бывший лизингополучатель должен платить транспортный налог без всяких изменений, то есть с учетом общего количества месяцев регистрации данного автомобиля на налогоплательщика (письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. № 03-05-06-04/45).

Объект числился на балансе лизингодателя. По-другому складывается ситуация, когда до истечения контракта транспортный налог платит лизингодатель. Если снятие машины с учета и регистрация на лизингополучателя произошли в одном месяце, то за данный период налог платят оба участника договора. Здесь принципы налогообложения не нарушаются, так как одно и то же лицо не совершает платеж дважды.

Автомобиль перерегистрирован с одного филиала компании на другой

Если при этом филиалы находятся в разных субъектах РФ, то возникает ситуация, когда налогоплательщик один, а инспекций две. Здесь чиновники Минфина разъяснили, что двойное налогообложение ни в коем случае не должно иметь места. Соответственно за месяц, в котором произошло переоформление, транспортный налог платит первый филиал, а у второго подразделения такая обязанность наступает только со следующего месяца (письма Минфина России от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/16 и от 9 апреля 2004 г. № 04-05-12/20).

Указание КПП в зависимости от местонахождения машины

Согласно установленным правилам1, в налоговой отчетности указывается КПП, присвоенный организации той инспекцией, в которую представляется отчетность.

При этом в силу пунктов 1 и 5 статьи 83 НК РФ местонахождение транспортного средства определяется по месту его регистрации. Если местонахождение организации и автомобиля не совпадает, то компании придется встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению машины (постановление ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2007 г. № А65-14687/06-СА1-37).

Таким образом, при совпадении местонахождения организации и транспортных средств КПП указывается согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. А при совпадении местонахождения обособленного подразделения и транспортного средства КПП берется из уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по местонахождению обособленного подразделения.

Автомобиль не эксплуатируется в силу чрезвычайных обстоятельств

Не исключена такая ситуация, когда автомобиль, числящийся на балансе компании, угнан. В этом случае, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ, транспортные средства, которые находятся в розыске, не облагаются налогом. Но для этого компании необходимо подтвердить факт их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом.

А вот если сотрудник компании попал в ДТП, при котором автомобиль сильно поврежден и не эксплуатируется, то транспортный налог в этой ситуации уплачивать все равно придется. Поскольку глава 28 НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с таким обстоятельством, как фактическая эксплуатация. Соответственно до тех пор, пока владелец не снимет автомобиль с учета в ГИБДД, ему придется перечислять налог в бюджет (ст. 357 и п. 3 ст. 362 НК РФ). Аналогичная ситуация прослеживается и в случае сезонных перевозок.

Таким образом, вне зависимости от того, какой период времени компания эксплуатирует принадлежащий ей автомобиль, налог должен быть уплачен ею за весь налоговый период, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано в органах ГИБДД за этим владельцем (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ).

На компанию зарегистрированы машины, не облагаемые транспортным налогом

Обычно налоговики настаивают на представлении декларации по транспортному налогу даже в этом случае. Несмотря на то, что статья 358 НК РФ не требует сдавать отчетность в отношении необлагаемых объектов.

Тем не менее инспекторы в письме УФНС по Московской области от 7 февраля 2006 г. № 19-42-И/0127 настаивают на том, что в подобном случае организации должны представить декларацию по транспортному налогу без исчисления сумм налога, но с указанием кода льготы.

Однако компании вправе не исполнять такие требования налоговиков. Поскольку проверяющие не учитывают подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в соответствии с которым предприятия должны представлять налоговые декларации (расчеты) только в том случае, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Более того, арбитражные суды поддерживают компании при решении подобных вопросов (постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2006 г. № КА-А41/1340-06).

1 Порядок заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу утвержден приказом Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н, а Рекомендации по заполнению формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу приняты приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. № 48н.

Транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов.

Организация-налогоплательщик независимо от типа и вида транспортного средства всегда исчисляет транспортный налог в соответствии с п. 2.1 ст. 362 НК РФ ежеквартально в размере 1/4 произведения налоговой ставки на налоговую базу.

На практике возникают ситуации, когда организации-налогоплательщики не знают, к какой категории транспортных средств отнести то или иное транспортное средство, например, автопогрузчик, грейдер и т.п. Исходя из этого, они просто не уплачивают налог или же пускаются в длительные объяснения с налоговыми органами и в результате задерживают уплату налога и получают штрафные санкции. В этой ситуации следует исходить не из своих представлений и толкований терминов или из того, какое навесное оборудование на транспортном средстве имеется, а из того, как данное транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД. Если оно зарегистрировано в качестве «автомобиля», то и как объект налогообложения оно будет автомобилем, если в качестве «катера», то и налог надо будет уплачивать с катера, а не с моторной лодки. Имеются и разъяснения Минфина РФ, изложенные в письме от 28.09.2009 г. № 03-05-05-04/12, согласно которым к объектам налогообложения по транспортному налогу относятся пожарные цистерны.

Уплата транспортного налога напрямую связана с наличием регистрации транспортного средства. Если у организации-налогоплательщика транспортное средство имеется, но оно не было зарегистрировано в установленном порядке, то транспортный налог не уплачивается.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению ФАСВВОот 30.01.2006г. № А13-16227/2005-35-548 отсутствие регистрации, даже при доказанном факте его владения и использования, признается обстоятельством, освобождающим автовладельца от транспортного налога.

Транспортный налог, несмотря на свою простоту в определении налоговой базы, имеет и некоторые особенности. Согласно п. 2 ст. 358 НК РФ не включаются в расчет налоговой базы по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление транспортных перевозок, как пассажирских, так и грузовых. При этом законодатель не делает исключения для формы собственности, в которой находится организация, а под термином «собственность» понимается оперативное управление и хозяйственное ведение.

В бухгалтерском учете суммы уплачиваемого транспортного налога в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, относятся к расходам по обычным видам деятельности и оформляются следующими проводками:

Дебет 20 -- Кредит 68 -- начислен авансовый платеж по транспортному налогу за отчетный период. Бухгалтерская проводка оформляется мемориальным ордером;

Дебет 68 -- Кредит 51 -- транспортный налог перечисляется в бюджет. Операция оформляется на основании выписки банка с расчетного счета.

Однако имеется категория транспортных средств, на которые транспортный налог начисляться не будет. К ним относятся незарегистрированные и не эксплуатируемые в качестве транспортных средств, а используемые в производственных или бытовых целях транспортные средства, несмотря на то, что они смонтированы на шасси автомобилей или гусеничной техники. Это могут быть передвижные компрессоры, передвижные мастерские, полевые кухни и т.п. То есть те транспортные средства, которые не имеют двигателя и не могут самостоятельно передвигаться.

Организация приобрела полевую кухню для приготовления пищи занятым на строительстве рабочим. Данная полевая кухня не будет регистрироваться в качестве транспортного средства, так как не только не имеет двигателя и не может самостоятельно передвигаться, но также не используется для перевозки грузов или пассажиров, а исключительно в социально-бытовых целях. Другое дело, что полевая кухня будет числиться в составе основных средств, так же как и автотранспорт.

В данном вопросе арбитражные суды встают на сторону организацииналогоплательщика.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению ФАС МО от 19.11.2009 г. № КА-А40/10309-09 прицеп-насос к автопогрузчику в целях налогообложения транспортным налогом не оптосится к транспортным средствам.

В случае если транспортное средство было угнано, организация должна обратиться с заявлением в органы внутренних дел за получением справки об угоне и документе, подтверждающем факт возбуждения уголовного дела по его угону. Заявление в органы внутренних дел должно быть оформлено по форме, изложенной в приложении № 1 к «Инструкции по розыску автотранспортных средств», утв. приказом МВД РФ от 17.02.1994 г. № 58. Документ, подтверждающий факт угона транспортного средства, по мнению налоговых органов, должен быть представлен в ИФНС только в оригинале3. В организации должны храниться все документы по факту угона. В период нахождения транспортного средства в угоне и розыске транспортный налог на него не начисляется, так как угон является временным выбытием.

Но в данном случае имеется множество сложностей, не разъясненных законодателем. Оригинал справки из органов внутренних дел организация должна представлять ежегодно, в течение всего периода нахождения транспортного средства в розыске. В противном случае начиная с года, следующего за годом угона, ей придется исчислять и уплачивать транспортный налог. Кроме того, организации надо учитывать и то, что налоговые инспекторы могут предъявить претензии по уплате налога в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт угона транспортного средства и факт ведения расследования. Поэтому справку об угоне придется каждый год «обновлять» и представлять в налоговую инспекцию.

Другим способом решения данной проблемы будет снятие угнанного транспортного средства с учета в ГИБДД. Для этого организация должна представить в ГИБДД:

  • -- паспорт транспортного средства;
  • -- документы, подтверждающие ее собственность на угнанное транспортное средство, снимаемое с учета;
  • -- справку об угоне;
  • -- документы, подтверждающие факт невозможности нахождения транспортного средства на территории отдела ГИБДД на время снятия с учета, и документы об отсутствии номеров ввиду того, что они находятся на угнанном транспортном средстве. Обычно такие документы выдаются органами дознания или следствия.

Полученные от ГИБДД документы о снятии транспортного средства с учета организация представляет в налоговую инспекцию.

В случае если транспортное средство было застраховано по системе КАСКО, организация-налогоплательщик может передать его со своего баланса на баланс страховой организации с обязательным снятием с учета. Взамен организация-налогоплательщик, у которой было угнано транспортное средство, может получить денежную компенсацию по страховке. Однако такая возможность представляется только в теоретическом аспекте, так как трудно представить, что страховая компания будет добровольно лишаться денежных средств.

Часто встречается ситуация, когда в паспорте транспортного средства (ПТС) отсутствуют сведения о типе или категории транспортного средства. Это относится к автотранспортным средствам. В ст. 357 НК РФ указываются следующие категории транспортных средств: автомобили легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу. Тип транспортного средства должен быть в обязательном порядке указан в ПТС, как того и требует «Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утв. приказом МВД РФ № 496, Минэкономразвития № 134, Минпромэнерго № 192 от 23.06.2005 г. Данный приказ устанавливает категории от A до D аналогично квалификационным категориям водительских прав. Сведения о типе транспортного средства передаются из органов ГИБДД в налоговые органы, и именно на основании этих и других сведений о транспортном средстве и его владельце налоговики и исчисляют транспортный налог.

Если же по какой-либо причине информация о типе (категории) транспортного средства в ПТС отсутствует, то организация-налогоплательщик должна самостоятельно обратиться с запросом в органы ГИБДД для получения информации о типе (категории) данного транспортного средства. Также на данный вопрос может ответить и производитель, но лучше все-таки обратиться в органы ГИБДД, осуществляющие регистрацию транспортного средства. Организация может и не обращаться за разъяснениями, но в этом случае она должна учитывать тот факт, что налоговые органы могут воспринять это как попытку оптимизировать налогообложение, и последствия будут носить соответствующий характер. Если в ПТС будут вноситься сведения, определяющие или уточняющие тип транспортного средства, то для целей налогообложения по транспортному налогу эти уточнения будут учитываться не с даты их внесения, а с даты регистрации транспортного средства. То есть организация-налогоплательщик будет вынуждена пересчитывать транспортный налог и сдавать уточненную налоговую декларацию за все налоговые периоды, в течение которых транспортное средство было на него зарегистрировано.

Возможна и ситуация, когда у транспортного средства имеющийся двигатель заменен на двигатель иной мощности, причем в этом случае не важно, на какой -- большей или меньшей мощности. Расчет налоговой базы будет исчисляться в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах, как того и требует ст. 359 НК РФ. Замена имеющегося двигателя на новый, более мощный (а это случается в подавляющем числе случаев), означает, что транспортное средство прошло модернизацию и улучшило свои технические характеристики. Изменение мощности двигателя приведет к изменению налоговой базы по транспортному налогу, начиная с месяца, следующего за месяцем замены двигателя. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина РФ от 07.02.2008 г. № 03-05-04-04/01.

Факт замены двигателя должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД и отражен в РТС транспортного средства. Если это не будет выполнено организацией-налогоплательщиком, то налоговиками данный факт может быть расценен как попытка незаконной оптимизации транспортного налога и представления заведомо ложных сведений, искажающих налоговую базу по транспортному налогу.

"Аудиторские ведомости", 2008, N 7

Приводятся нормативная база, цели и задачи, основные объекты проверки при аудите транспортного налога. Перечисляются соответствующие аудиторские процедуры и наиболее часто обнаруживаемые в процессе их выполнения нарушения.

Цель аудита операций, связанных с транспортным налогом, - установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

Задачи данного вида аудита:

оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу;

проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

Аудитор осуществляет проверку на основе норм гл. 28 НК РФ, а также документов, представляемых ему проверяемым субъектом:

бухгалтерского баланса (форма N 1);

отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

учетной политики организации;

данных регистров бухгалтерского учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по транспортному налогу";

налоговым декларациям по транспортному налогу;

регистров расчета транспортного налога;

первичных документов, подтверждающих поступление транспортных средств;

паспорта транспортных средств.

Работы при проведении аудита транспортного налога можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап

С целью контроля за правильностью формирования сумм налоговых обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

оценить систему бухгалтерского и налогового учета;

рассчитать аудиторские риски;

определить уровень существенности;

установить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение перечисленных аудиторских процедур позволяет выделить объекты налогообложения, проверить соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на представление организацией налоговых деклараций по транспортному налогу (включая все уточненные расчеты), регистров расчета транспортного налога, первичных документов, подтверждающих права собственности на транспортные средства, в частности паспорта транспортных средств (ПТС, справка-счет), регистров бухгалтерского учета.

Основной этап

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны при определенном на ознакомительном этапе значении уровня существенности. Для этого:

оценивается правильность определения налоговой базы по транспортному налогу;

проверяется налоговая отчетность, представленная организацией по установленным формам;

осуществляются расчеты, касающиеся налоговых последствий для организаций в случае некорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложения по созданию в организации системы внутреннего контроля за правильностью исчисления транспортного налога.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры приведены ниже.

Отнесение организации к категории налогоплательщика транспортного налога. Аудитор должен учитывать, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

При этом аудитору следует детально изучить список транспортных средств, для того чтобы правильно составить перечень объектов, подлежащих налогообложению. В состав таких объектов входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не подлежат налогообложению:

как весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, и др.

Формирование налоговой базы по транспортному налогу. Аудитор должен убедиться, что по каждому объекту основных средств сформирована налоговая база. При этом аудитор должен проверить расчет налоговой базы. Для транспортных средств, имеющих двигатели, это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств определяется тяга реактивного двигателя - паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств определяется валовая вместимость в регистровых тоннах.

Налоговые ставки. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Федерации вправе осуществлять собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

Исчисление суммы транспортного налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (года), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом учитываются суммы авансовых платежей по налогу. Аудитор должен проверить, что организация исчислила суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода (квартала) в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае постановки на учет и (или) снятия с учета транспортного средства (исключения из государственного судового реестра и т.п.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Месяц регистрации транспортного средства, как и месяц снятия транспортного средства с учета, принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

После того, как была определена сумма транспортного налога за отчетный период, аудитор должен проверить правильность отражения налога в регистрах бухгалтерского учета. Большинство организаций включают сумму транспортного налога в состав расходов по обычным видам деятельности, т.е. с использованием счета 26 "Общехозяйственные расходы". Порядок отнесения суммы транспортного налога должен быть закреплен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Заполнение налоговой декларации. Прежде всего аудитор должен удостовериться в том, что форма налоговой декларации соответствует Приказу Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Затем выборочно проверяется своевременность уплаты сумм в бюджет, представления расчетов по транспортному налогу в налоговые органы, правильность заполнения форм налоговых деклараций. При этом необходимо сопоставить данные главной книги оборотно-сальдовой ведомости (сальдо на начало периода, обороты за период, сальдо на конец периода) и расчеты аудитора. После этого выводятся обнаруженные отклонения.

Кроме того, следует проанализировать частоту проведения налоговых проверок по налогу. Для этого аудитор изучает копии последних актов проверки, имеющиеся разногласия с налоговыми органами и ведущиеся судебные разбирательства. Указанные факты отражаются в рабочих документах аудитора.

Заключительный этап

На заключительном этапе оформляются результаты налогового аудита транспортного налога, анализируется выполнение программы аудита, классифицируются выявленные ошибки и нарушения, формулируются рекомендации. По окончании работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

Основными видами нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита транспортного налога, являются:

формирование налоговой базы, не соответствующее законодательству;

неправильное применение налоговых ставок;

отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления транспортного налога;

Читайте также: