Ставки налога на недвижимость для юридических лиц в 2021 году в рб

Опубликовано: 14.05.2024

Изменения в исчислении и уплате организациями налога на недвижимость касаются льгот по этому налогу, ранее установленных Указом № 503. Но есть и другие корректировки положений Налогового кодекса в части налога на недвижимость.

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (в части исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями)

Для создания равных условий применения льгот по налогу на недвижимость религиозными организациями (объединениями) в случае, когда культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части не принадлежат религиозным организациям (объединениям), а переданы им в безвозмездное пользование, статья 227 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) дополнена нормой, согласно которой переданные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в соответствии с законодательством, не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость.

Приведен в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» (далее – Указ № 503) критерий численности инвалидов в подпункте 1.5 пункта 1 статьи 228 НК, дающий право на применение льготы по налогу на недвижимость общественным объединениям инвалидов и их обособленным подразделениям.

Так, капитальные строения (здания, сооружения), их части этих организаций освобождаются от налога на недвижимость, если численность инвалидов в этих организациях составляет не менее 30 % от списочной численности работников в среднем за период.

Предоставление льгот организациям по налогу на недвижимость в отношении объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, по перечню таких ценностей, утвержденному Правительством, осуществляется согласно НК при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства о культуре.

В целях упрощения порядка администрирования налога на недвижимость из подпункта 1.9 пункта 1 статьи 228 НК исключено требование о необходимости выполнения их собственниками (владельцами) законодательства о культуре.

Справочно: Контроль за выполнением собственниками (владельцами) таких объектов законодательства о культуре возложен на Министерство культуры и местные органы власти. В случае несоблюдения законодательства о культуре объекты, в отношении которых установлены такие факты, подлежат исключению из перечня ценностей, освобождаемых от уплаты налога на недвижимость, по предложению органов, установивших факты нарушений.

Пролонгировано на бессрочный период действие льготы для научных организаций и научно-технологических парков, а именно освобождение:

  • капитальных строений (зданий, сооружений), их частей научных организаций и научно-технологических парков;
  • капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, переданных этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Справочно: На 2020 г. эти льготы были предусмотрены Указом № 503.

С 1 января 2021 г. с целью сокращения трудозатрат и упрощения налогового администрирования для плательщиков-организаций предусмотрено право, а не обязанность применять пониженные ставки по налогу на недвижимость (0,2 % –0,8 %) по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, возведенным после 1 января 2019 г., в течение второго – пятого годов с даты приемки их в эксплуатацию.

При этом уточнено, что такие капитальные строения (здания, сооружения), их части должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 статьи 230 НК установлено, что на организации, которым решением Президента Республики Беларусь изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, а также организации, признанные экономически несостоятельными (банкротами), не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость.

С 2021 г. нормами НК определен порядок исчисления налога на недвижимость, когда в течение налогового периода возникают (утрачиваются) основания для применения положений абзацев второго и пятого пункта 3 статьи 230 НК.

Так, организации, которым решением Президента Республики Беларусь изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, и организации, признанные экономически несостоятельными (банкротами), исчисляют и уплачивают налог на недвижимость без применения коэффициентов, установленных решениями местных Советов депутатов, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором такие основания возникли; а по увеличенным ставкам – с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором такие основания утрачены.

Кроме того, для установления одинакового подхода по сроку представления налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость на вышеуказанные организации распространен порядок представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на недвижимость, аналогичный предусмотренному статьей 233 НК.

Комментарий к Закону «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» опубликован на интернет-портале МНС

Сумма исчисляется в виде процента, который берется из стоимости объекта. Цену недвижимого имущества определять должна государственная организация, которая занимается регистрацией недвижимости и прав на нее.

Плательщики налога

Каждый плательщик относится к определенной категории – физические или юридические лица.

Из физических лиц заплатить налог в 2020 году может как гражданин Республики Беларусь, так и иностранец и человек, не имеющий гражданства. Для внесения платежа должно быть выполнено одно условие – правовладение недвижимым объектом на территории страны. Плательщик может:

  1. Иметь в собственности жилой или нежилой объект.
  2. Получить квартиру, дом или участок в наследство, дар.
  3. Оформить недвижимость во временную финансовую аренду с правом выкупа полной ее стоимости (взять в лизинг).

Но существует также и налог на недвижимость 2020 года для юридических лиц. Поэтому выполнению обязательства подвергаются еще и организации, корпорации, разные предприятия, производства, компании, фирмы. К этой категории налогоплательщиков относятся также и представители среднего и малого бизнеса – индивидуальные предприниматели (ИП).

Что облагается налогом на недвижимость

Налоговая база налога на недвижимость

Объекты, подлежащие налогообложению:

  • земельные участки;
  • одноэтажные отдельно стоящие дома;
  • хоз. постройки;
  • дачные дома;
  • коттеджи;
  • многоэтажные многоквартирные дома;
  • новые квартиры (или находящиеся на вторичном рынке жилья);
  • апартаменты;
  • помещения, комнаты;
  • гаражи;
  • место для парковки во дворе многоэтажного дома;
  • нежилые помещения, здания и строения на фундаменте;
  • незавершенные строительные объекты, не сданные в эксплуатацию;
  • другие здания (ст.185 Налогового Кодекса Беларуси).

Обратите внимание! Если приобретаются в лизинг помещение, квартира или отдельно стоящий дом с обязательным последующим выкупом, за них также придется оплачивать налог.

Перечень объектов, на которые законодатели не предусматривают ставку налога на недвижимость:

  • аварийное жилье или нежилое помещение, здание;
  • объекты, классифицируемые как бесхозные;
  • построенные сооружения, дома, их части (пристройки) без получения специального разрешения.

Эти виды объектов должны получить статус недвижимости, исключенной местной властью из перечня налогооблагаемых. Что касается самовозведенных конструкций, то если администрация города решит о продолжении строительства и последующей регистрации здания, тогда налог оплачивается в общем порядке.

Кто освобождается от налога

По общим правилам, указанным в ст.186 НК РБ, налог в 2020 г. не платят следующие лица:

  • военные, служащие по срочному контракту или пребывающие на альтернативной службе;
  • ветераны, участники ВОВ;
  • инвалиды I-й или II-й группы;
  • возрастные пенсионеры;
  • супруги многодетной семьи, в которой 3-е и больше детей.

Обратите внимание! Арендодателю не нужно платить налог на недвижимость при УСН по суммам возмещения коммунальных платежей, которые ранее осуществлял арендатор.

Портал недвижимости Hata.by

Также налогообложение не распространяется на следующие виды недвижимого имущества:

  • одно помещение во всем многоквартирном доме, которым владеет физ. лицо;
  • объекты государственного жилфонда, находящиеся в использовании негосударственными организациями;
  • сверхнормативное сооружение, возведение которого еще не окончено (п.1 ст.227 НК РФ);
  • все строения и территории, принадлежащие учреждениям здравоохранения, реабилитации, образования, спортивно-физкультурной или курортно-санаторной сферы;
  • автомобильные трассы, мосты и дороги;
  • другое, отмеченное в ст.186 НК РБ.

В список объектов, по которым не начисляется ставка налога на недвижимость, входят также и здания, территории стратегического значения или эксплуатации, а также – сельскохозяйственные либо связанные с автодорожной инфраструктурой.

Ставка, способ расчета

Для исчисления суммы налога, причитающейся к оплате в бюджет страны, берется период с 1 января. Налоговым периодом установлен 1 календарный год. Но в отношении некоторых объектов расчет ведется по другой схеме. Так, для капстроений, элементов их конструкций, а также для парковочных мест во дворе жилого дома ставка налога на недвижимость будет браться не с 1 января и на весь год, а с 1 числа каждого месяца. Это следующий месяц, предшественником которого был месяц, когда:

  • появилось право владения;
  • собственник вступил в права наследования;
  • строение было куплено или получено от государства.

Налогоплательщик

Размер ставки, %

Физические лица и индивидуальные предприниматели

Опубликован Закон от 29.12.2020 N 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон N 72-З). Среди прочих новшеств он содержит изменения по налогу на недвижимость на 2021 год для юридических лиц. Рассмотрим основные из них.

1. Приведен в соответствие с Указом N 503 критерий в подп. 1.5 ст. 228 НК-2020, дающий право на применение льготы общественным объединениям инвалидов и их обособленным подразделениям. Напомним, что с 2020 года согласно абз. 3 п. 5 Указа N 503 капстроения (здания, сооружения), их части этих организаций освобождаются от налога на недвижимость, если численность инвалидов в этих организациях составляет не менее 30% от списочной численности в среднем за период .

2. Согласно подп. 2.1 ст. 227 НК-2021 не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у плательщиков — религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, культовые капстроения (здания, сооружения), их части. Добавлено положение об освобождении от налогообложения капстроений (зданий, сооружений), их частей, переданных религиозным организациям (объединениям) в безвозмездное пользование .

3. В подп. 1.13 ст. 228 НК-2021 внесены правки, согласно которым организации имеют право на применение льготы в отношении капстроений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном в соответствии с законодательством, то есть согласно требованиям Положения N 716 и Положения N 1802.

4. Согласно абз. 4 — 7 подп. 1.1 ст. 230 НК-2020 организации должны исчислять налог на недвижимость по пониженным ставкам (0,2% — 0,8%) по капстроениям (зданиям, сооружениям), их частям, возведенным после 01.01.2019, в течение второго — пятого годов с даты приемки этих объектов в эксплуатацию. С 2021 года применение таких ставок является правом, а не обязанностью плательщика.

Кроме того, уточнено требование о порядке приемки объектов в эксплуатацию: в соответствии с законодательством, то есть согласно требованиям Положения N 716 и Положения N 1802 .

5. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на ряд организаций, в частности на организации :

— которым решением Президента Республики Беларусь изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

— признанные в соответствии с законодательством экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства.

Ранее в НК-2020 для таких организаций не был предусмотрен порядок применения повышающих коэффициентов к ставке налога на недвижимость. С 01.01.2021 порядок установлен по аналогии с иными обстоятельствами, указанными в п. 4 — 7 ст. 232 НК-2021 .

Согласно им налог на недвижимость:

— не исчисляется и не уплачивается по увеличенным ставкам с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли соответствующие основания;

— исчисляется и уплачивается по увеличенным ставкам с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором утрачены соответствующие обстоятельства.

6. Распространен порядок представления уточненных деклараций по налогу на недвижимость, определенный ч. 1 п. 2 ст. 233 НК-2021, на организации:

— которым решением Президента Республики Беларусь изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

— признанные экономически несостоятельными.

На заметку
Срок подачи уточненных деклараций по налогу на недвижимость для таких организаций — не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата возникновения либо утраты оснований.

7. Уточнен перечень плательщиков-организаций, применяющих ставку налога 0,1%, в абз. 3 подп. 1.1 ст. 230 НК-2021. Эту ставку будут использовать и иные потребительские кооперативы в отношении капстроений в части, приходящейся на граждан — членов кооперативов, товариществ.

8. Ранее организации — собственники (владельцы) капстроений, признаваемых материальными историко-культурными ценностями, применяли льготу в отношении этих объектов при условии :

— включения их в утвержденный перечень;

— выполнения законодательства о культуре.

Теперь последнее условие изъято из НК-2020. Однако если указанные организации не выполняют в отношении таких объектов законодательство о культуре, то Министерство культуры исключит объекты из этого списка. То есть у организаций — собственников (владельцев) этих объектов не будет оснований для освобождения от налога .

9. Снято ограничение периода использования льгот в отношении:

— капстроений научных организаций и научно-технологических парков, установленное в подп. 1.17 ст. 228 НК-2021;

— капстроений, переданных организациями в аренду (пользование) научным организациям и научно-технологическим паркам, установленное в подп. 1.20 ст. 228 НК-2021.

В Налоговый кодекс Беларуси внесли существенные изменения. Они касаются почти всех налогов как для юридических, так и для физических лиц.

Серьезных изменений в налоговый кодекс не вносили уже 2 года, поэтому накопились значительные модификации. В большей или меньшей степени они затронули практически все виды налогов как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Подоходный налог

Самые простые и логичные изменения — пропорциональное увеличение (относительно размеров базовой величины) стандартных вычетов и предельных размеров дохода, подлежащего налогообложению (речь идет о тех, при получении которых предоставляется вычет).

Социальные вычеты на страхование сейчас может сделать и один из ближайших родственников. Получить социальные вычеты на обучение и страхование можно будет только по основному месту работы.

Если у вас несколько мест работы, и вычеты превышают ваш подоходный налог на основном месте работы, то получить его в полном объеме из всех доходов можно только подав налоговую декларацию за год.

Налоговые вычеты — стандартные, социальные, имущественные и профессиональные — можно получить и с дивидендов. Они облагаются налогом по ставке 6%, а вычет немного уменьшит сумму.

Если вам в наследство достались акции

Если вдруг вы стали счастливым обладателем ценных бумаг иностранного государства безвозмездно (например, получили в наследство), можете включить в расходы не только подоходный, но и идентичный налоги иностранного государства. Тогда ваш подоходный налог станет меньше.

К примеру, вам достались акции какого-нибудь предприятия в России, и вы решили их продать. Подоходный налог родной стране будет меньше на сумму уплаченного там. Ведь для получения их в России у вас уже удержали налоги.

Материнский капитал

С 1 января 2021 года не уплачивается подоходный налог не только за сам материнский капитал на третьего или последующих детей, но и с процентов, начисленных за размещение этих средств в банковские вклады.

Матпомощь от профсоюзов

Освобождается от подоходного налога матпомощь близким родственникам от профсоюзной организации, членом которой был умерший работник. А предельный размер по соцвыплатам от профсоюзов теперь льготируется полностью, без ограничений (до 2021 года с суммы, превышающей 423 белорусских рубля, нужно было платить налог).

С 1 января 2021 до 1 января 2025-го освобождаются от налога доходы, полученные от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Республике Беларусь.

Имущественные вычеты

Определены документы, которые нужны для получения имущественного налогового вычета — копия договора о долевом строительстве или купли-продажи и документ, в котором будет указана стоимость (цена) приобретения.


Льготы

Что касается льгот (вычетов) — государство предоставляет их с момента заключения договоров, авансом. Если вы вдруг расторгаете договор о долевом строительстве, добровольном страховании, дополнительной пенсии и получили по ним возврат денежных средств, — но ранее успели воспользоваться налоговым вычетом по данным договорам, — то самостоятельно должны представить в налоговую декларацию. Не стоит полагаться на «авось» — сведения по вам обязательно передадут.

Что касается ошибок работодателя в исчислении налога, когда с вас удержали меньшую нежели положено сумму, теперь это не ваша головная боль. Если эту ошибку обнаружит контролирующий орган, налог не будет удерживаться у вас — его уплатит ваш работодатель за счет собственных средств.

Если вы сдаете квартиру в аренду

При сдаче жилья в аренду ставки подоходного налога изменились не прямо пропорционально росту базовой величины. Они приведены в таблице:

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машиноместа

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 кв. метр площади)

Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев

Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск

Иные города областного, районного подчинения и поселки городского типа

Иные населенные пункты и территории

Этот налог сейчас можно не платить, если жилье сдается молодым специалистам, а также обычным выпускникам, которых направили по их желанию на места работы, оставшиеся после распределения.

Поинтересуйтесь об этом у своих жильцов, возможно они для вас еще более выгодны, чем вы думали.

Изменения для ИП

ИП должны непременно выбрать принцип исчисления налога. Иначе налоговый орган при проверке будет исходить из принципа оплаты. Разница в расчете налога может получиться существенной, в зависимости от выбранного вами принципа, так что не ленитесь и составляйте дополнительные документы.

Вступительный и членские взносы в некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве, можно будет включить в расходы с 2021 года.

Внереализационные расходы

К внереализационным расходам сейчас отнесены расходы, связанные с передачей имущества в иное возмездное пользование (а не только если вы передали его в аренду, как было ранее).

Определены правила включения в расходы топливных затрат.

Стандартные вычеты увеличены, как и у всех, пропорционально изменению базовой величины.

ИП могут «податься» в любую налоговую

ИП сейчас вправе представлять документы в письменном виде в любой налоговый орган, независимо от места постановки на учет.

Снижение льгот в IT и рост налога для сотовых операторов из-за борьбы с COVID-19

В стране на законодательном уровне приняты меры формирования бюджета для борьбы с COVID-19.

В большей степени это коснулось работников ПВТ и «Великого камня» — временно их лишили льготного подоходного налога. В ближайшие два года, с 1 января 2021 года до 1 января 2023-го, подоходный налог с доходов по трудовым договорам от резидентов ПВТ и Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, они будут платить по ставке 13% (ранее платили 9%).

Данные меры коснулись не только ПВТ и резидентов «Великого камня» — операторам сотовой связи увеличен налог на прибыль с 18 до 30%.


Рост налогов, как правило, вызывает отрицательные реакции у бизнеса. Однако сейчас, когда весь мир попал в форс-мажорные обстоятельства под названием «пандемия», страны по-разному решают проблемы.

Не стоит забывать, что Беларусь небогата природными ресурсами и наше правительство выбрало свой путь. Возможно, он не популярен с точки зрения инвестиционных преимуществ, но подход к проблеме был сделан дифференцировано, не были увеличены налоги всем поголовно.

Государство выбрало наименее пострадавшие от пандемии отрасли — IT и сотовую связь. В случае с IT налог не был увеличен — временно исключили предоставление льготы. Данным решением работающих в ПВТ и «Великом камне» уравняли со всеми остальными гражданами — все жители республики выплачивают подоходный налог в размере 13%.

Возможно, недовольные этим айтишники потребуют у своих работодателей компенсацию (ведь их личный доход сократится на 4%) путем повышения зарплат. Работодатели, готовые пойти на компенсации своим сотрудникам, таким образом потеряют часть прибыли. Пока нет данных о том, какой прибылью в процентном соотношении в этом случае пожертвуют работодатели ПВТ и «Великого камня».

А вот не возложат ли на потребителей свои потери операторы сотовой связи, пока непонятно. В своих заявлениях они обещают, что нет. Но тарифы понемногу растут. Возможно, предполагая подобное развитие событий, А1 поднял тарифы незадолго до нового года. МТС собирается… Очень жаль.

Министерство по налогам и сборам и Министерство финансов письмом от 31.03.2021 №2-2-12/00751 № 5-1-26/85 разъяснили особенности исчисления земельного налога в 2021 году. В письме говорится следующее.

Законом № 72-З внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), в частности в приложение 6 к НК.

Так, с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5% на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;

торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности (далее — арендная плата), исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;

торговых объектов, входящих в торговую сеть (п. 7 ст. 3 Закона № 72-З).

Функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) определяется при исчислении земельного налога в соответствии с приложением 5 к НК на основании целевого назначения земельного участка, установленного местным исполнительным комитетом (п. 3 ст. 240 НК), при исчислении размера ежегодной арендной платы — в соответствии с приложением 2 к Указу от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 160) (п.п. 1.2 п. 1 Указа № 160).

Применение ставки в размере 1,5% и коэффициента к кадастровой стоимости 0,015 в части земельных участков, на которых расположены торговые центры, в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры.

В случае, если из решения местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка и иных правоудостоверяющих документов прямо не усматривается для обслуживания какого именно вида торгового центра (торгово-делового центра, торгово-развлекательного центра, административно-торгового центра) предоставлен и (или) фактически используется земельный участок, относящийся к общественно-деловой зоне, то для определения ставки, по которой подлежит исчислению земельный налог (коэффициента, с применением которого подлежит исчислению арендная плата), необходимо принимать во внимание положения Закона № 128-З, которым определено, что признается торговым центром.

Исходя из определения торгового центра, содержащегося в Законе № 128-З, торгово-развлекательный центр удовлетворяет критериям торгового центра, соответственно, по земельным участкам, на которых расположены торговые центры, торгово-развлекательные центры земельный налог (арендную плату) следует уплачивать по ставке 1,5% (с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015).

Для многофункциональных земельных участков (например, предоставленных для содержания и обслуживания здания многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями административного и административно-торгового использования) и земельных участков, относящихся к общественно-деловой зоне, предоставленных и (или) фактически используемых для размещения объектов, по которым установлены различные ставки земельного налога (различные коэффициенты к кадастровой стоимости) (например, предоставленных для содержания и обслуживания торгово-делового центра, административно-торгового центра), ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежит применению к части площади земельного участка, приходящейся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, фактически используемые для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, независимо от того, кем такое фактическое использование осуществляется (собственниками капитальных строений (зданий, сооружений), их частей либо арендаторами и т.д.).

При этом расчет площади части земельного участка, по которой подлежит применению ставка земельного налога в размере 1,5%, производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, относящихся к торговым центрам, в том числе автомобильным стоянкам, обслуживающим эти торговые центры; торговым объектам, входящим в торговую сеть.

Расчет площади части земельного участка, арендная плата по которой исчисляется с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, производится путем умножения общей площади земельного участка на удельный вес площадей капитальных строений (зданий, сооружений), их частей являющихся торговыми центрами, в том числе автомобильными стоянками, обслуживающими эти торговые центры, торговыми объектами, входящими в торговую сеть, к общей площади всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке.

С учетом того, что торгово-деловые, торгово-административные, бизнес-центры не соответствуют критерию торгового центра, определенному Законом № 128-З, то для определения доли земельного участка, облагаемого по повышенной ставке земельного налога (арендной платы), принимается только площадь торговых объектов, входящих в торговую сеть.

Примеры.

Исчисление и уплата земельного налога по ставке 1,5% (арендной платы с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015) производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлен земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен в течение 2021-2022 гг.) и (или) начато фактическое использование земельного участка (его части) для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть. Исчисление и уплата земельного налога по ставке 1,5% (арендной платы в с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015) прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено право пользования земельным участком и (или) фактическое использование земельного участка (его части) для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть.

По согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) сообщаем:

  • в части аптек:

общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85, продажа товаров в аптеках отнесена к розничной торговле фармацевтическими препаратами в специализированных магазинах (аптеках, ветеринарных аптеках) (код 4773).

Согласно Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15.09.2020 № 59 (далее — Инструкция № 59), которая принята на основании абзаца 4 подп. 1.10 п. 1 ст. 7 Закона № 128-З, аптеки отнесены к специализированным непродовольственным магазинам. При этом п. 9 ст. 1 Закона № 128-З определено, что магазин — это стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.

  • в части автосалонов:

«Автосалоны» в соответствии с Инструкцией № 59 отнесены к специализированным непродовольственным магазинам по продаже автомобилей и автозапчастей.

Также следует обратить внимание, что исходя из определения понятия «торговая сеть», содержащегося в Законе № 128-З, два и более стационарных торговых объекта, в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), также формируют торговую сеть независимо от того, что непосредственно сами торговые объекты могут принадлежать разным юридическим лицам.

Таким образом, ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежат применению по земельным участкам (их частям), относящихся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;

торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в том числе при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

Ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) не подлежит применению по земельным участкам (их частям), предоставленным (фактически используемым) для размещения интернет — магазинов, а также пунктов выдачи товаров, не являющихся торговыми объектами.

Читайте также: