Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как

Опубликовано: 04.05.2024

В соответствии с приказом департамента от 27.07.2017 № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (с учетом изменений, внесенных приказами департамента от 12.02.2020 № 230, от 03.12.2020 № 2394) правообладатели объектов недвижимого имущества в случае несогласия с включением объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом департамента от 28.12.2020 № 2752 (далее – перечень на 2021 год), вправе до 01.06.2021 подать заявления об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из утвержденного перечня в текущем налоговом периоде.

Правом подачи заявлений об исключении объектов недвижимого имущества из перечня на 2021 год наделены собственники и лица, которым объекты недвижимого имущества принадлежат на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.

В заявлении указываются номер факса заявителя и (или) адрес электронной почты, а также иные сведения, позволяющие связаться с правообладателем объектов недвижимого имущества без направления сообщений почтовой связью.

Результаты рассмотрения заявлений об исключении объектов из перечня на 2021 год будут учтены в текущем налоговом периоде (2021 году).

Основанием для исключения объекта недвижимого имущества из перечня в текущем налоговом периоде является его несоответствие требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: объект не является офисным объектом, торговым объектом, объектом общественного питания или бытового обслуживания.

В рассмотрении заявлений об исключении из перечня на 2021 год отказывается в случаях:

подачи заявления неуполномоченным лицом (например, к заявлению не приложена доверенность на представление интересов) либо лицом, которое не является собственником объектов недвижимого имущества и не наделено правом хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на объекты недвижимого имущества;

неуказания ссылки на документы, подтверждающие, что по состоянию на 31.12.2020 назначение объектов недвижимого имущества или вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты – здания, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) не предусматривали размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

неуказание сведений, позволяющих связаться с правообладателем объектов недвижимого имущества без направления сообщений почтовой связью.

Основанием для отказа в исключении объекта недвижимого имущества из перечня в текущем налоговом периоде является его назначение, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, указанное в документах технического учета (инвентаризации) или сведениях Единого государственного реестра недвижимости, нахождение помещения в административно-деловом центре или торговом центре (комплексе), а также расположение здания на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение указанных объектов. В отношении таких объектов выездное обследование не проводится.

Также в исключении объекта недвижимого имущества из перечня в текущем налоговом периоде отказывается в случае невозможности определить вид фактического использования объекта недвижимого имущества по причине необеспечения правообладателем объекта в течение 30 календарных дней с даты поступления в департамент заявления о его исключении из перечня доступа внутрь объекта в полном объеме либо частично.

Основания для отказа в рассмотрении заявлений об исключении объектов недвижимого имущества из перечня в текущем налоговом периоде и отказа в исключении объектов недвижимого имущества из перечня в текущем налоговом периоде подробно изложены в пункте 2.1 приказа департамента от 27.07.2017 № 1548 с изменениями, внесенными приказами департамента от 12.02.2020 № 230, от 03.12.2020 № 2394 (https://diok.krasnodar.ru/activity/nalogooblozhenie-ot-kadastrovoy-stoimosti/obshchaya-informatsiya-normativnye-pravovye-akty/).

Исключение объектов недвижимого имущества из перечней, действовавших в 2017 – 2020 годах, возможно в судебном порядке (глава 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Департамент рассматривает вопросы об исключении объектов недвижимого имущества из перечней, действовавших в 2017 – 2020 годах, только в случае технической ошибки, ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета либо изменения сведений Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости) и (или) документов технического учета (инвентаризации), являющихся основанием для включения объекта недвижимого имущества в перечень, до 1 января налогового периода, в котором начал действовать перечень.

В случае несогласия с размером налога на имущество в связи с высокой кадастровой стоимостью объектов недвижимого имущества, применяемой с 01.01.2019, правообладатели объектов недвижимого имущества в соответствии со статьями 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) вправе обратиться в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по вопросу о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, и об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (http://ocenka.kubbti.ru/obrashcheniya-o-predostavlenii-razyasneniy, телефон: +7 (861) 991-05-05, добавочный номер 337).

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. На территории Краснодарского края действует комиссия, созданная при департаменте, адрес комиссии: 350063, г. Краснодар, ул. Гимназическая, 36, телефон: +7 (861) 268-23-44. С информацией о деятельности комиссии можно ознакомиться на сайте департамента в разделе «Деятельность/Государственная кадастровая оценка/Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» (https://diok.krasnodar.ru/activity/goskadastr/disputes/).

Размер ставок налога на имущество определен:

для юридических лиц – Законом Краснодарского края от 26.11.2003 № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» (орган, уполномоченный на разработку основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края, – министерство финансов Краснодарского края, 350014, г. Краснодар, ул. Красная, 35, https:// minfinkubani.ru );

для физических лиц – правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, на территории которых расположены объекты (с размером налоговых ставок можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе « Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» https://www.nalog.ru/rn23/service/tax/).

Дополнительную информацию по вопросам формирования перечня, исключения из него объектов можно получить в отделе кадастровой оценки департамента имущественных отношений Краснодарского края по телефону: +7 (861) 268-29-09. Консультации по вопросам оспаривания кадастровой стоимости по телефону: +7 (861) 268-23-44

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество


В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
  • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 Закона № 141-ПК определяется Правительством Пермского края (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ПК, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

Перечень объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ). Предназначение объекта недвижимого имущества и (или) его фактическое использование предусматривает размещение объектов торгового, офисного, общественного питания и бытового обслуживания

Хочу поделиться с коллегами своим положительным опытом в части исключения объектов из Перечня объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ), для краткости далее Перечень.

В моем случае объект включили по виду разрешенного использования земельного участка, в этой части я провела разбор отдельных случаев с упором на практику судов, также привела практические рекомендации по сбору доказательственной базы (первые две части прочесть можно Здесь и Здесь).

Также хочу добавить, что в моем случае решающую роль при наличии сомнений в основании включения объекта по ВРИ ЗУ (здесь и далее аббревиатура вид разрешенного использования земельного участка) сыграло отсутствие акта обследования/проведения фактических мероприятий по установлению и выявлению предназначения или фактического использования здания, опять же в юридически значимый период (в период или до включения этого объекта или после такого включения, но в период действия нормы, возлагающей обязанность по уплате налога). То есть основной упор мною сделан был на то обстоятельство, что по ВРИ ЗУ нельзя было однозначно судить о том, что последний предусматривает размещение объектов торговли. А, как известно, любые неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Также хочется добавить, что в моем регионе фактическое обследование проводится без взаимодействия с собственниками объектов, по результатам такого обследования Администрация, как уполномоченный орган издавало Постановление об установления фактического использования, далее объекты включались в перечень.

Теперь, что касается гипотезы здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, (пп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ). При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Очевидно, если наименование объекта или его ВРИ будет значиться в ЕГРН как «торговый центр», то его предназначение очевидно, и не будет ставиться в зависимость от его фактического использования, а также от других обстоятельств дела. Например, в Апелляционном определении ВС РФ по делу № 31-АПА19-5(ВС Чувашии № 3А-52/2019), спорный объект имел наименование «Торговый центр в деревне..», ВРИ ЗУ- «для содержания и обслуживания зданий и сооружений». Объект включен в перечень по п. 4 ст. 378.2 НК РФ, и такие обстоятельства как ВРИ ЗУ, доводы административного истца о том, что нежилое здание фактически не используется, здание требует капитального ремонта, отсутствует отопление и др., судом отклонены со ссылкой на то, что не имеют правового значения, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в перечни в связи с его назначением, а не по фактическому использованию. А также фактическое использование нежилого здания могло иметь правовое значение только в том случае, если это нежилое здание не имело торгового назначения.

Значит ли последний тезис, что любое назначение здания, кроме торгового, должно фактически использоваться для целей бытового обслуживания, офисного, общественного питания. Косвенно это подтверждает практика. Полагаю, для остальных видов назначения судами учитывается ВРИ ЗУ, фактическое использование (например, был составлен акт обследования или представлены доказательства такого фактического использования).

Так, например, апелляционным определением ВС РФ по делу № 49-АПА19-12 наименование здания - административное здание, ВРИ ЗУ- под производственное использование. Основанием для включение здания являлось «наименование». Суд, удовлетворяя требования административного истца об исключения объекта из перечня, пришел к выводу, что «утверждение административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для использования в целях делового, административного и (или) коммерческого назначения, как это следует из ЕГРН, поскольку понятие «административное здание» не тождественно понятию «административно-деловой центр», следовательно для того, чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)бытового обслуживания более 20% общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей».

Налицо правовая неопределенность в вопросе предназначения объектов, включенных в пПеречень. Данные Решения выбраны неслучайно, так как в Суде второй инстанции эти дела рассматривались в один день, и данные решения устоялись в Верховном Суде. С одной стороны, в случае торгового центра судом не изучался вопрос о фактическом предназначении данного объекта, ну то есть были ли в нем такие помещения, в которых могла осуществляться торговля, а в другом случае судом принят во внимание довод административного истца о том, что менее 20% площади используется для указанных целей.

Хотя как, на мой взгляд, понятия «в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (условие первое ВРИ ЗУ, позволяющий размещать торговые объекты, условие второе здание предназначенное или фактически используемое для торговых целей)» и понятии «торговый центр», закрепленное в законодательстве, не идентично. Так, например, ГОСТом 51303-2013 Торговля под торговым центром понимается Совокупность торговых предприятий и/или предприятий под оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), согласно классификатору ВРИ ЗУ - это размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг.

К тому же согласно, налоговому законодательству понятия и термины, применяемые в других отраслях права применяются в том же значении и для целей налогового права, если иное не предусмотрено самим НК РФ (ст. 11 НК РФ).

Полагаю, в этой связи нужна доработка ст. 378.2 НК РФ в части раскрытия понятия предназначения объекта для указанных целей, чтобы не создавать правовой неопределенности у налогоплательщика, и как следствие, чтобы с другой стороны, у органа, включающего объекты в Перечень, по соответствующему признаку, были такие основания для включения объектов. Потому что раскрытие термина предназначение объекта для указанных целей через определение - назначение, наименование, разрешенное использование помещений, составляющих более 20% от площади здания, предусматривающее размещение торговых объектов, по сути не раскрывает самого понятия, и дает большой простор для вольного истолкования этой нормы. К тому же, какие документы должны обосновать такое предназначение: сведения ЕГРН, кадастровый паспорт, технический паспорт, технический план? И что если данные документы противоречат друг другу, ну или не идентичны в наименовании или разрешенном использовании?

И соответственно, у меня вопрос к коллегам, как вы для себя понимаете значение «здание предназначено для размещения объектов торговли, общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания»?

Исключение объектов недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возможно путём досудебного урегулирования спора

  • 16 января 2020, 09:11

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области ежегодно издается приказ «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Перечень).

В случае несогласия с включением/невключением объекта недвижимого имущества в Перечень или изменения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения, заинтересованные лица (собственники) вправе после опубликования Перечня на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обратиться в уполномоченный орган с заявлением по форме, утвержденной приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 08.06.2016 № 326−13−75/16, с приложением соответствующего комплекта документов в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 (с изменениями).

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное), в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- документы, подтверждающие деятельность на объекте недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление (лицензии, устав, ОКВЭД);

- оригинал экспертного заключения о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, выданного аккредитованной организацией не ранее чем за 6 месяцев до даты подачи заявления; за исключением объектов недвижимого имущества в отношении которых предоставление экспертных заключений не требуется;

- согласие на обработку персональных данных по форме, утвержденной приказом уполномоченного органа.

В случае несогласия с решением уполномоченного органа ответ может быть обжалован в судебном порядке.

Прокуратура
Нижегородской области

Прокуратура Нижегородской области

16 января 2020, 09:11

Исключение объектов недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возможно путём досудебного урегулирования спора

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области ежегодно издается приказ «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Перечень).

В случае несогласия с включением/невключением объекта недвижимого имущества в Перечень или изменения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения, заинтересованные лица (собственники) вправе после опубликования Перечня на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обратиться в уполномоченный орган с заявлением по форме, утвержденной приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 08.06.2016 № 326−13−75/16, с приложением соответствующего комплекта документов в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 (с изменениями).

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное), в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- документы, подтверждающие деятельность на объекте недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление (лицензии, устав, ОКВЭД);

- оригинал экспертного заключения о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, выданного аккредитованной организацией не ранее чем за 6 месяцев до даты подачи заявления; за исключением объектов недвижимого имущества в отношении которых предоставление экспертных заключений не требуется;

- согласие на обработку персональных данных по форме, утвержденной приказом уполномоченного органа.

В случае несогласия с решением уполномоченного органа ответ может быть обжалован в судебном порядке.

  • Структура министерства
  • Руководство
    • Министр
    • Заместитель министра
    • Заместитель министра
  • Полномочия, задачи и функции
  • Государственная программа Кировской области "Управление государственным имуществом"
  • Отчеты о деятельности министерства
  • Контактная информация
  • График приема граждан
  • Реквизиты министерства
  • Подведомственные организации
  • Прием документов
    • Кадровые конкурсы
      • Информация участникам конкурса о дате и времени проведения конкурсных испытаний
    • Результаты кадровых конкурсов
    • Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных
    • Обзор рынка коммерческой недвижимости, сформированного объектами муниципального имущества
    • Рекомендации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом
    • Отчетность муниципальных образований
    • О вопросах по управлению и распоряжению муниципальной собственностью
    • Разграничение муниципальной собственности
  • 1. Справочная информация: КОГДА ВВЕДЁН НАЛОГ

    Налог на имущество организаций, уплачиваемый от кадастровой стоимости, введён с 1 января 2016 года, согласно действовавшего на тот момент Закона Кировской области от 27.11.2003 № 209-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (утратил силу).

    Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» , включенным в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области – министерством имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (далее – министерство), на соответствующий налоговый период.

    ЧЕМ РЕГУЛИРУЕТСЯ

    ·Статья 378.2 Налогового кодекса РФ;

    ·Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (далее – Закон);

    ПЕРЕЧЕНЬ ОБЛАГАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ

    Министерство ежегодно, не позднее 1-ого января, утверждает Перечень на очередной налоговый период.

    ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

    Проверить, включен ли объект недвижимости в Перечень, можно на сайте министерства: dgs.kirovreg.ru на вкладке «Деятельность» – «Формирование перечня объектов недвижимого имущества в целях налогообложения» .

    2. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них независимо от площади, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений;

    нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Вид фактического использования – один из критериев включения объектов недвижимости в Перечень.

    Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

    1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

    2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

    При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

    Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

    1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

    2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    ЦЕЛЬ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

    Цель проведения мероприятий по обследованию объектов – определить вид фактического использования конкретного объекта недвижимости.

    Мероприятия по определению вида фактического использования объектов проводит уполномоченная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.

    Объект недвижимости включается в Перечень, если отвечает хотя бы одному из следующих условий:

    - объект расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

    - не менее 20% общей площади объекта предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Мероприятия проходят с выходом на место (используются документы и материалы, собранные на месте; данные технической инвентаризации; сведения ЕГРН, фотографии, видеоматериалы и т.д.).

    ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

    Мероприятия - по заявлению правообладателя о несогласии с включением и (или) невключением объекта в Перечень (в случае отсутствия в приложенных к заявлению документах сведений, позволяющих однозначно установить соответствие их критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ), в адрес министерства (610019, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, д.69 либо dgs.kirovreg.ru ).

    По результатам проведения обследования комиссией оформляется акт обследования, в котором отражается вид фактического использования объекта недвижимости.

    Акт обследования составляется в срок не позднее 10 календарных дней после даты обследования.

    КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПО КАКОМУ КРИТЕРИЮ ОБЪЕКТ БЫЛ ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ

    Объект недвижимости был включен в Перечень на основании соответствия критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

    Ознакомиться с порядком налогообложения Вашего объекта недвижимости налогом на имущество от кадастровой стоимости можно на сайте Федеральной налоговой службы РФ www.nalog.ru на вкладке «Юридические лица» - «Содержание страницы» - «Организации платят налоги» - «Налог на имущество организаций».

    3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С ВКЛЮЧЕНИЕМ (НЕВКЛЮЧЕНИЕМ) ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ В ПЕРЕЧЕНЬ?

    В соответствии с Порядком министерство в срок до 1 апреля текущего года размещает предварительный перечень на официальном сайте министерства.

    Собственники объектов недвижимого имущества в случае несогласия с включением или невключением объектовнедвижимого имущества в предварительный перечень вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением в срок до 1 октября текущего года, с приложением следующих документов:

    - документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

    - документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное) в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;

    - согласия на обработку персональных данных (приложение № 4 Порядка);

    - документов технического или кадастрового учета (технического паспорта, технического плана, кадастрового паспорта) и документов о виде фактического использования объектов недвижимого имущества(фотографии, акты обследования и т.п.).

    В случае отсутствия в представленных документах сведений, позволяющих однозначно установить соответствие их критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, министерство проводит обследование объекта.

    Уполномоченный орган по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления принимает решение о соответствии либо несоответствии объектов критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. О принятом решении заявителю направляется письменный ответ в течение одного месяца с момента обращения. В случае представления заявителем неполного пакета документов, заявление остается без рассмотрения, о чем заявитель письменно извещается в течение 10 календарных дней с момента поступления заявления.

    Заявления направляются в адрес министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области: 610019, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, 69, либо на электронную почту: mail@dgs-kirov.ru (справочную информацию по порядку подачи документов можно получить по тел. 49-70-96, 49-70-97).

    ЕСЛИ ОБЪЕКТ НЕ ВКЛЮЧИЛИ В ПЕРЕЧЕНЬ НА ТЕКУЩИЙ ГОД

    Все выявленные в течение налогового периода объекты, соответствующие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, но не включенные в Перечень по состоянию на 1 января текущего налогового периода, подлежат включению в Перечень на очередной налоговый период.

    ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ОБЪЕКТА ИЗ ПЕРЕЧНЯ

    Информация об исключении объектов из Перечня на текущий год, в том числе в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения, размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет (dgs.kirovreg.ru).

    4. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

    Организации Кировской области, являющиеся собственниками объектов недвижимости, или владеющие объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения, отвечающими критериям налогообложения по кадастровой стоимости.

    5. НАЛОГОВАЯ СТАВКА. СРОКИ УПЛАТЫ

    НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

    в 2016 году: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,2%.

    в 2017 году: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 1%.

    в 2018 году: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 1%.

    в 2019 году: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 1%.

    в 2020 году: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 1,2%.

    в 2021 году: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 1,6%.

    в 2022 году и последующие годы: в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2%.

    Не признаются объектами налогообложения: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ федерального значения, а также имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба ( п. 4 ст. 374 НК РФ ); имущество, находящееся в оперативном управлении органов законодательной и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений ( ст.3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» ).

    СРОКИ УПЛАТЫ

    Организации, исчислившие сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет за предыдущий налоговый период, 10 тысяч рублей и более, а также организации, не исчислявшие налог в предыдущем налоговом периоде, производят уплату авансовых платежей по итогам каждого отчетного периода не позднее пяти календарных дней со дня, установленного для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам за соответствующий отчетный период.

    Для организаций, исчисляющих налог исходя из среднегодовой стоимости, в отношении которых установлена обязанность производить уплату авансовых платежей, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    Для организаций, исчисляющих налог исходя из среднегодовой стоимости, в отношении которых не установлена обязанность производить уплату авансовых платежей, отчетные периоды не устанавливаются.

    Для организаций, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

    Читайте также: