Налогообложение линейных объектов недвижимости

Опубликовано: 25.04.2024


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Начиная с 1 января 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, действует положение, согласно которому из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключена такая категория, как движимое имущество.

Одним из спорных вопросов на данный момент является корректная классификация линейных объектов, числящихся в учете организации, на движимые и недвижимые, поскольку принадлежность объекта к той или иной группе влияет на формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Определение недвижимых объектов дано в ст. 130 Гражданского Кодекса, к ним в частности, относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Насколько это определение применимо к таким сооружениям как линейные объекты, в настоящее время является областью дискуссий и споров.

В соответствии с законодательством линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

По мнению Минэкономразвития России, ранее отраженному в письме от 11.10.2016 № Д23и-4847, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, относятся к недвижимости.

Эту позицию поддерживают и суды. В конце прошлого года определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. № 305-КГ18-20539 (далее – Определение) была поддержана позиция Федеральной Налоговой Службы в том, что такие объекты основных средств, как технологические трубопроводы и газоходы, относятся к недвижимому имуществу.

Было установлено, что объекты основных средств «технологические трубопроводы» и «газоходы» представляют собой объемную линейную строительную систему, которая изначально была спроектирована как объект капитального строительства и объединена единым технологическим процессом, в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации, а также смонтирована на специально возведенных фундаментах (эстакадах), что обеспечивает ее прочную связь с землей. Таким образом, суды пришли к выводу о правомерном отнесении налоговой инспекцией объектов основных средств общества к объектам недвижимого имущества и законности доначисления налога на имущество.

Вышеуказанное Определение направлено ФНС России в адрес территориальных налоговых органов для руководства в работе (письмо от 18.12.2018 № БС-4-21/24643@).

В 2018 году заинтересованными федеральными ведомствами по данной тематике было дано множество разъяснений. Налоговая служба на своем сайте разместила рекомендации по вопросу определения вида объектов имущества в целях налогообложения (Письмо от 02.08.2018 г. № БС-4-21/14968@). В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости, рекомендуется учитывать наличие записи об объекте в ЕГРН, а при отсутствии таковых - принимать к учету сведения, содержащие информацию о наличии оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей.

Таким образом, изучив существующую практику, можно сказать, что линейные объекты, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом, право на которые зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке, относятся к недвижимости.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, в соответствии с нормами Гражданского кодекса, признаются движимым имуществом, соответственно, линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Как известно, налог на имущество организаций является региональным налогом и подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ставки по налогу на имущество, в том числе в отношении линейных объектов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Налогового Кодекса. В соответствии с налоговым законодательством установлена и нулевая налоговая ставка, которая применяется в отношении объектов газоснабжения, таких как магистральные газопроводы, объекты газодобычи, при одновременном соблюдении условий, указанных в пункте 3.1 вышеуказанной статьи. При этом хочется обратить внимание, что по таким объектам, как магистральные нефтепроводы и объекты нефтедобычи, таких преференций не установлено, и их налогообложение происходит в установленном законодательством порядке, хотя и те и другие объекты относятся к сооружениям магистрального трубопроводного транспорта.

ОБЪЕКТЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Следует также обратить внимание, что в декабре 2018 года Правительством Российской Федерации был утвержден Перечень основных средств в сфере водоснабжения и водоотведения, амортизация которых осуществляется с повышающим коэффициентом.

Как известно, в соответствии со ст. 259.3 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий или понижающий коэффициент в отношении определенных в указанной статье основных средств.

Это связано с тем, что с 1 января 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 526 внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, а в пункт 2 статьи 259.3 Налогового Кодекса введен новый подпункт 4, в соответствии с которым налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения. Основная часть поправок коснулась сооружений и передаточных устройств, относящихся к 3-10 амортизационным группам. Поскольку амортизационные отчисления принимаются в расходы по налогу на прибыль, налоговое законодательство жестко регламентирует вопрос ускоренного списания затрат.

Налоговым Кодексом установлено, что Перечень таких основных средств устанавливает Правительство Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса в конце прошлого года принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1731 «Об утверждении перечня амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3».

Следует обратить внимание, что упомянутая норма имеет временное ограничение, распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию после 2018 года и действует до 1 января 2023 года.

Помимо общей дискуссии о критериях отнесения имущества к движимому или недвижимому, классификации основных средств по амортизационным группам, в настоящее время продолжается обсуждение вопросов, связанных с включением тех или иных конкретных объектов в соответствующие группы.

Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере имущественных отношений вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.

О линейных объектах и налоге на имущество

эксперт журнала "Услуги связи:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2017 г., с. 23-31.

Имущество операторов связи периодически попадает в поле зрения уполномоченных органов, в частности налоговой службы. Причем для разрешения вопроса налогообложения ревизорам приходится привлекать компетентные органы в смежных областях права. Одно из таких "комплексных" разъяснений - Письмо ФНС РФ от 10.11.2016 N БС-4-21/21273@, посвященное классификации линейных объектов. Какие из них есть у операторов связи и в каком порядке они облагаются налогом на имущество?

Несколько слов о новшествах

Нормой п. 25 ст. 381 НК РФ освобождается от налогообложения движимое имущество организации, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, в том числе приобретения, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

С 2017 года каждый регион будет самостоятельно решать, предоставлять ли льготу по движимому имуществу юридических лиц, принятому с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Если субъект РФ не воспользуется данным правом, то с 2018 года указанная льгота на его территории действовать больше не будет. Об этом сказано в ст. 381.1 НК РФ, которая введена в гл. 30 "Налог на имущество" НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Здесь же уместно упомянуть Письмо Минфина РФ от 21.02.2017 N 03-05-04-01/9796, посвященное установлению на территории региона пониженных ставок и льгот по налогу на имущество в отношении движимого имущества. Финансисты напоминают, что региональным властям предоставлено право:

- предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ);

- устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, облагаемого налогом (п. 2 ст. 380 НК РФ).

На эти права органов власти рекомендуют обратить внимание финансисты в случае непринятия с 1 января 2018 года на территории региона предусмотренного ст. 381.1 НК РФ закона о применении налоговой льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ. Взамен региональные власти могут установить для движимого имущества пониженные ставки или иные налоговые льготы в зависимости от отдельных видов деятельности или для субъектов инвестиционной деятельности, заключивших договор о реализации инвестиционных проектов. Правда, вряд ли взамен одной льготы местные чиновники будут вводить другую налоговую преференцию. Все же налог на имущество является источником пополнения регионального бюджета и в каждом субъекте стоят разные задачи по повышению уровня жизни и благосостояния региона.

В такой ситуации мы рекомендовали бы обратить внимание на другую "имущественную" налоговую преференцию, а именно - на нормы пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ. В нем сказано, что не признаются налогооблагаемыми объекты основных средств, включенные в I или II амортизационные группы в соответствии с налоговой Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. В указанных амортизационных группах числится "малоценка", которая является разновидностью движимого имущества и не является объектом налогообложения.

О самом комплексном разъяснении

Названным во вступлении письмом Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копии писем Минфина РФ от 26.10.2016 N 03-05-04-01/62406 и Минэкономразвития РФ от 11.10.2016 N Д23и-4847 по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения п. 25 ст. 381 НК РФ. Причем на сам вопрос об "имущественном" налогообложении линейных объектов нет ответа. Чиновники предоставляют ревизорам на местах и налогоплательщикам самим сделать вывод на основании пояснений Минэкономразвития. Но сначала чиновники напомнили, что они не наделены полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения, но это не запрещает им выразить свое мнение по обозначенному вопросу.

На что указало Минэкономразвития?

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного их назначению ущерба невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Таким образом, к недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в частности прочной связью с землей. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Отметим: о регистрации недвижимости чиновники даже не упоминают, тем самым давая понять, что это не является квалифицируемым признаком имущества.

Перейдем непосредственно к линейным объектам. К ним относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ст. 1 ГрК РФ). По мнению чиновников Минэкономразвития, линейные объекты, включая подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью. Согласитесь, как-то необычно, что чиновники высказывают не однозначное мнение, а предполагаемое суждение. Может показаться, что они не уверены в своих словах.

Но все же есть и более конкретные указания. Некоторые виды линейных объектов будут считаться недвижимостью в силу положений законодательства, как, например, линейно-кабельные сооружения связи - в соответствии со ст. 8 Закона о связи. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

Что у операторов связи может быть линейным объектом?

Линии связи как один из видов линейных объектов прямо поименованы в п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ. При этом сама линия связи состоит из нескольких составляющих: линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (п. 7 ст. 2 Закона о связи). Вся обозначенная совокупность считается линейным объектом с позиции норм указанных федеральных законов. Однако нужно вспомнить, для каких целей выделяются линейные объекты, чтобы в дальнейшем решить, чем они являются: движимым или недвижимым имуществом. А это в свою очередь влияет на порядок начисления с них налога на имущество.

Объектом налогообложения признается не просто имущество, а именно активы, учитываемые на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, представляющими собой единое целое и предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

Линия связи может быть комплексным объектом, однако методологически более корректно выделить в инвентарные объекты линейно-кабельные сооружения (ЛКС), линии передачи (кабели) и специальное оборудование, которое устанавливается в ЛКС для выполнения самостоятельных функций. Из названных видов объектов ОС к недвижимому имуществу наиболее близки ЛКС.

Напомним: это объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Перемещение линейно-кабельных сооружений без несоразмерного их назначению ущерба невозможно, что позволяет их считать объектами недвижимости. В пользу указанного можно привести еще один аргумент - необходимость их ввода в эксплуатацию. Как отметило Минэкономразвития, недвижимостью с большой долей вероятности можно считать объекты капитального строительства, введенные в эксплуатацию согласно ст. 55 ГрК РФ.

Объекты капитального строительства отличаются тем, что для ввода их в эксплуатацию нужно специальное разрешение. Это документ, удостоверяющий (ст. 55 ГрК РФ):

- выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в силу разрешения на строительство;

- соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или (в случае строительства, реконструкции линейного объекта) проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию - итоговый документ, который выдается на основании других документов, подтверждающих выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. В Письме Минэкономразвития РФ от 11.07.2014 N Д23и-2426 сказано, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Тем самым чиновники подтверждают, что ЛКС подпадают в категорию объектов капитального строительства, которые впоследствии признаются недвижимым имуществом.

О регистрации объектов недвижимости

В рассматриваемом в статье Письме Минэкономразвития РФ N Д23и-4847 напомнено, что если имущество является недвижимым, то право на него должно быть зарегистрировано. По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13). Чиновники Минэкономразвития не только показали свою осведомленность, но и отчасти запутали тех, кто будет использовать в работе их письмо. Возникает вопрос: является ли регистрация еще одним признаком, который позволяет отличить недвижимое имущество от движимого? Обратимся к судебным решениям.

Небезынтересно в контексте данного вопроса Постановление АС ВСО от 23.03.2017 N Ф02-841/2017. В нем сказано, что действующим законодательством линейные сооружения к объектам недвижимого имущества прямо не отнесены, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в ст. 130 ГК РФ общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного их назначению ущерба невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Поскольку ст. 130 ГК РФ четких критериев не содержит, вопрос об отнесении того или иного объекта, в частности линейных сооружений, к недвижимому имуществу подлежит разрешению судом с учетом конкретных обстоятельств и представленных в дело доказательств. В сложившейся судебной практике линейные объекты зачастую рассматриваются как соответствующие критериям вышеназванной статьи и относящиеся к недвижимости, право на которую подлежит государственной регистрации в ЕГРП.

На заметку. Линейные сооружения могут располагаться над землей и под землей. По смыслу положений ст. 23, 78, 89, 90 ЗК РФ прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный над ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования (Постановление АС ДВО от 21.02.2017 N Ф03-231/2017).

По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Причем по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Важно. Факт регистрации линейного сооружения в качестве недвижимости не лишает судебную инстанцию права иначе оценить правовой режим этого объекта.

Между тем согласно ст. 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного их назначению ущерба невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, подлежащему государственной регистрации. Для указанных целей выделяются два основных типа линейно-кабельных сооружений (ЛКС), которые представим на схеме.


Линейно-кабельные сооружения связи

Отметим: мы указали на нюансы регистрации ЛКС, которое является одним из видов линейных сооружений, а также сооружением связи. Необходимость государственной регистрации ЛКС сопряжена с тем, что они упоминаются в Законе о связи как объекты недвижимого имущества. Причем само свидетельство о регистрации не тот документ, на основании которого имущество отражается в бухучете и принимается в расчет налоговых обязательств перед бюджетом.

Несколько слов о ненормативных актах

Напомним: в статье мы комментировали комплексное разъяснение, состоящее из нескольких писем уполномоченных органов. Читателю следует знать о правовом статусе данных документов. Это очень важно для финансового работника, который прежде, чем использовать тот или иной документ, должен оценить поле его правового использования.

Есть нормативные акты, обязательные к применению, - законы, постановления, распоряжения, приказы. Но есть и ненормативные акты, применение которых является добровольным (письма, информации, разъяснения). Как правило, такие необязательные акты - ответы на частные запросы по конкретным ситуациям. Не будучи адресованными должностным лицам, письма не содержат предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц, следовательно, не устанавливают общеобязательных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, и носят информационно-разъяснительный характер.

То или иное письмо ФНС, Минфина не обладает нормативными свойствами, в том числе не приобретает их и опосредованно - через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов. Соответственно, содержащиеся в нем указания не могут иметь юридического значения и порождать последствия для неопределенного круга лиц. Другой подход к оценке подобных обстоятельств неофициального опубликования писем означал бы автоматическое наделение свойством нормативности любого подобного акта федерального органа исполнительной власти лишь в силу того, что его содержание стало доступным неопределенному кругу лиц.

Хотя пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, предписывая налоговым органам руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться ответами финансового ведомства, адресованными конкретным заявителям, а не налоговым органам (Решение ВС РФ от 20.06.2016 N АКПИ16-435).

Подведем итог. Прежде чем принимать решение об оспаривании того или иного акта, нужно разобраться, является ли он обязательным для применения. Если нет, то можно про этот нормативный акт забыть. Но не следует исключать, что он может быть использован в судебном разбирательстве не в пользу налогоплательщика. Впрочем, суд в любом случае в первую очередь будет руководствоваться нормами законодательства, а не указаниями разъясняющих его применение уполномоченных органов.

Итак, главная задача бухгалтера - подвести несколько сфер законодательства (гражданское, градостроительное, бухгалтерское и налоговое) к общему знаменателю. Чиновники попытались сделать это в комплексном разъяснении, но оно настолько коротко, что в нем обозначена лишь пара тезисов, которые правоприменителям нужно развить самостоятельно до окончательных выводов о том, какое же имущество операторов связи подпадает под "имущественное" налогообложение.

Если выражаться языком чиновников Минэкономразвития, наиболее вероятно, что налог придется начислить со стоимости линейно-кабельных сооружений связи, являющихся одними из главных составляющих линий связи. Все остальные объекты относятся к разряду движимого имущества, для которого п. 25 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота. Но нужно знать, что право на налоговую льготу должно быть подтверждено налогоплательщиком.

Это следует из пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ, согласно которому налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Также в силу п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования.

В статье 381 НК РФ нет четких требований, как подтверждать право на льготу по налогу на имущество. В такой ситуации налогоплательщику рекомендуем аргументировать свою позицию нормами законодательства, разъяснения уполномоченных органов вряд ли будут весомым аргументом, ведь они только дают рекомендации о применении законов и подзаконных актов, как и статья в бухгалтерском издании. Не более того.

В качестве подтверждающих документов можно создать своеобразный налоговый регистр, в котором разделено облагаемое (недвижимое) и необлагаемое (движимое) имущество. Причем данное имущество должно отвечать признакам объектов ОС, отраженных в бухгалтерском учете, что тоже можно увидеть из соответствующего регистра. Пожалуй, это наиболее важное, что следует взять на заметку после прочтения статьи.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Минэкономразвития России изложило свою позицию по критериям отнесения линейных объектов к объектам движимого и недвижимого имущества.

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Министерства, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 ноября 2016 г. N БС-4-21/21273@

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Минфина России от 26.10.2016 N 03-05-04-01/62406 по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2016 г. N 03-05-04-01/62406

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации и направляет для использования в работе копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.

Заместитель директора Департамента

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847

ОБ ОТНЕСЕНИИ

ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ К ОБЪЕКТАМ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу выразить свое мнение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, к объектам недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в том числе прочной связью с землей.

Также Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса).

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Департамента недвижимости, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

Одновременно с этим обращаем внимание, что, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 24 сентября 2013 г. N 1160/13 по делу N А76-1598/2012), по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Данная позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определение от 23 января 2015 г. N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).

Что такое линейный объект капитального строительства

На сегодняшний день существующие в РФ законодательные акты не имеют однозначного ответа, какие именно объекты относятся к категории линейных. Свои определения дают Градостроительный кодекс и Лесной кодекс, Приказ Россельхоза №223 и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и нормативные постановления топливно-энергетического комплекса. Такое положение вносит путаницу, существенно усложняет градостроительство, уменьшает инвестиции в благоустройство территорий.

Признаки линейных объектов

Каждый законодательный документ предлагает свои определения таких объектов в зависимости от понимания и особенностей отрасли промышленности. По каким признакам составлялись перечни?

что такое линейный объект

1. Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.
2. Все линейные объекты являются капитальными сооружениями. Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.
3. Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Как видно из приведенного перечня, ни один из перечисленных документов не приводит четкого определения, по каким именно признакам надо относить объекты к линейным, а просто дает списки. Что именно в него включается, решают чиновники в каждом отдельном случае.

Правительство РФ сделало первые попытки навести порядок в этой сфере и приняло два постановления: №68 от 11. 02. 2005 и №87 от 16. 02. 2008 гг., согласно которым в перечень линейных объектов были включены:

• искусственные водные каналы;
• трамвайные пути;
• канализационные коллекторы;
• водопроводы и газопроводы;
• другие объекты, которые расположены в зоне капитального строения.

Постановления с одной стороны немного упростили процесс юридического определения объектов, а другой стороны сделали его еще более запутанным. Причина – предусмотрена возможность внесения дополнений, перечень по своему усмотрению могут расширять различные министерства своими подзаконными актами.

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2016 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

трамвайные пути

В документе указывается следующее. В пункте ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу причислены объекты, переместить которые на новое место без соразмерного ущерба для земли невозможно. Под эту категорию попадают здания и сооружения, незавершенные объекты. Что касается трубопроводов, линий связи, инженерных коммуникаций и прочих линейно-кабельных сооружений, то они относятся к категории капитальных и также считаются недвижимостью со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Но если ЛО не вводились в эксплуатацию согласно действующему законодательству, то они не могут считаться недвижимостью. Исключение – они составляют общий комплекс зданий и сооружений и принимают участие в обороте как единое целое. Но ЛО должны иметь отельный выделенный в пользование или аренду земельный участок, владельцу необходимо платить земельный налог в установленных нормативами размерах, а здесь свои проблемы.

Алгоритм подготовки строительства ЛО

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

признаки линейного объекта

Земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передаются застройщикам на основании договора аренды, стоимость определяется на открытых торгах. Исключения прописаны в ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Как оформляется разрешение на строительство ЛО

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

искусственный водный канал

Непонимание добавляют и не вполне адекватные ответы заинтересованных министерств. К примеру, письмо МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. № Д23-3650 требует обязательной инвентаризации ЛЭП 10 кВ и более и относит их к объектам недвижимости. Но в конце указывается необходимость закрепления за такими линиями статуса движимых вещей.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Вывод

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).
К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, теперь дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

К сведению:

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде — 2020.

Движимое или недвижимое?

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая-то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.
При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 оставлено без изменения)

Читайте также: