Налог с продажи недвижимости в азербайджане

Опубликовано: 30.04.2024

  • Квартиры 1247
  • Частные дома 420
  • Офисы 589
  • Коммерческие помещения 209
  • Рестораны и кафе 1
  • Склады 6
  • Гаражи 1

Налог на продажу квартир

В Азербайджане налог на продажу квартир будет взиматься по новым правилам

Это касается лишь тех, кто прожил в доме менее пяти лет

Милли Меджлис Азербайджана внес изменения в Налоговый кодекс. Соответствующий закон вместе с пакетом бюджета на будущий год будет передан президенту республики на утверждение.

Изменения предусматривают введение порядка, по которому сделки по купле-продаже жилья будут облагаться налогом в соответствии не с суммы сделки, а площади. При этом в соответствии с новой системой устанавливается базовая стоимость - 15 манатов за квадратный метр в Баку, передает Vesti.Az со ссылкой на fins.az.

К примеру, если продаваемое жилье имеет площадь в 100 квадратных метров, то сумма налога будет составлять 1500 манатов, в 40 квадратных метров – 600 манатов и так далее. В зависимости от того, в какой точке города расположено жилье сумма налога будет меняться. Соответственно, дома, которые расположены в центре города, будут облагаться большим налогом, нежели те, которые находятся в окраинах.

Согласно распоряжению Кабинета министров, для взимания имущественного налога территория Баку и пригородов условно разделена на 12 зон, для каждой из которых установлен коэффициент. В зависимости от зоны коэффициент варьирует от 0,7 до 1,5. Это означает, что владельцы имущества в центре при продаже будут выплачивать более высокий налог, нежели в пригородах.

Так, в 1-й зоне, охватывающей центр столицы (внутри периметра по линии улиц Р.Бейбутова и Физули до окрестностей железнодорожного вокзала), коэффициент составляет 1,5. Следовательно, налог здесь составляет 15х1,5=22,5 маната за квадратный метр проданной жилплощади.

А в пределах самой отдаленной - 12-й зоны - 0,7, т.е. налог составляет 15х0,7=10,5 маната.

Зоны Коэффициенты Налог за 1кв.м
1 1,5 22,5 manat
2 1,4 21,0 manat
3 1,3 19,5 manat
4 1,2 18,0 manat
5 1,1 16,5 manat
6 1,0 15,0 manat
7 0,95 14,25 manat
8 0,90 13,5 manat
9 0,85 12,75 manat
10 0,80 12,0 manat
11 0,75 11,25 manat
12 0,70 10,5 manat











Отметим, что в Азербайджане сделки по купле-продаже жилья стали облагаться налогом только в текущем году, хотя такой порядок уже предусмотрен Налоговым кодексом. Согласно действующему правилу, налог начисляется с разницы между ценой продажи и ценой, по которой жилье в свое время было куплено. Однако подобное правило было встречено населением неоднозначно. Именно по этой причине некоторые владельцы имуществ, дабы избежать выплаты налога, приостановили продажу жилья. Кроме того, в некоторых случаях было невозможно определить за какую сумму некогда было приобретено то или иное жилье. Такая система затрудняла реальное налогообложение, что признал и сам министр налогов Азербайджана Фазиль Мамедов.

С учетом вышесказанного, было принято решение упростить процедуру взимания налогов с продажи жилья.

В то же время отмечается, что в дальнейшем эту систему предполагается оставить для пустующей жилплощади. Так, согласно закону, взимание налога по новой системе будет применяться к жилью, в котором гражданин прожил менее пяти лет.

Improvement problems the mechanism of taxation of real estate in Azerbaijan

Ахмедов Мирага Махаррам оглы
доцент
Азербайджанская республика, Азербайджанский Государственный Экономический Университет
fizuli-economist@rambler.ru

В данной статье раскроена сущность налогa на недвижимость, eго разновидности, а также изучены и обобщены особенности применения в разных странах мира. Исследованы современное состояние и последние изменения применения налога на недвижимость в Азербайджане, определены пути ее совершенствования.

муниципальный налог, налоговое законодательство, рентная форма налогообложения, механизмы применения налога на недвижимость.

Ahmedov Miraga Maharram ogly
Associate Professor
Republic of Azerbaijan, Azerbaijan State Economic University
fizuli-economist@rambler.ru

In the article was examined essence of real estate taxes and his diversity of species, and features of the application in different countries of the world studied and generalized. In Azerbaijan the current state and recent changes of the estate taxation were analyzed and identified the ways to improved.

estate tax, municipal tax, tax law, the rent form of taxation, estate tax the use of mechanisms, the application mechanism of real estate tax.

Налог на имущество считается наиболее древней и распространенной формой фискального бремени, он был известен уже в Римской империи. В средневековой Европе вплоть до семнадцатого столетия налог на имущество и землю оставался одним из главных видов налогообложения. Им облагалась собственность на земельные участки и иное недвижимое имущество. В наши дни практически во всех государствах мира с рыночной экономикой применяется та или иная система фискальных сборов с владельцев недвижимости.

Налог на имущество в системе налогов является прямым налогом. С учетом субъектного состава этот налог имеет двух разновидностей: налог на имущество с физических лиц; налог на имущество с юридических лиц.
Согласно ст. 6 и ст. 8 Налогового Кодекса Азербайджанской Республики, налог на имущество с физических лиц поступает в муниципальный бюджет, а налог на имущество с юридических лиц – в государственный бюджет [1]. Или, например, в соответствии со ст.12 Налогового Кодекса Российской Федерации, налог на имущество с юридических лиц является источником дохода региональных (субъектов федерации) бюджетов, налог на имущество с юридических лиц – местных (муниципальных) бюджетов [2, 10-11].

Следует отметить, что налог на недвижимость применяется во всех странах Евросоюза, кроме Ирландии и Мальты. Ставка чаще всего рассчитывается на основе кадастровой стоимости, которая обычно меньше рыночной стоимости. Как правило, налог уплачивается раз в год. В большинстве стран Евросоюза минимальная ставка не превышает 1% и в год владельцы платят в среднем 100-400 евро. Налог на недвижимость рассчитывается тремя способами: по прогрессивной шкале определяется ставка, пропорциональная стоимости недвижимости — такая система принята в большинстве стран; ставка назначается в расчете на квадратный метр — в Польше, Словакии, Чехии, частично в Венгрии[3]; существует фиксированная плата, размер которой устанавливают муниципалитеты — в Великобритании и Франции[4].

Среди стран, где принято начислять определенный процент от стоимости объекта, меньше всего платят владельцы недорогой недвижимости на Кипре. По данным Global Property Guide (GPG), жилье стоимостью до 120 тыс. евро налогом не облагается. Собственники недвижимости, рыночная стоимость которой от 120 тыс. до 800 тыс. евро, платят по ставке от 4 до 7%. Если объект стоит более 800 тыс., он облагается налогом по максимальной ставке 8 %. В Греции налогом не облагаются объекты, оценочная стоимость которых менее 200 тыс. евро. Все, что дороже, подлежит оплате по ставке от 0,2 до 2,0 %. Кроме того, местные муниципалитеты добавляют еще 0,025-0,035%. В Болгарии, Нидерландах, Словении и Эстонии минимальная ставка составляет 0,1% от стоимости недвижимости[4].

Кроме того, по ставке менее 1% (нижний порог) налоги платят собственники в Австрии, Испании, Италии, Латвии, Люксембурге, Португалии, Румынии, Финляндии и Швеции. По фиксированной ставке — 1 % от оценочной стоимости — платят владельцы жилья в Литве. В Бельгии ставка немного больше — 1,25-2,5 %. Самые высокие налоги — в Германии и Дании. По данным GPG, в этих странах минимальная ставка налога составляет 2,6% от оценочной стоимости и достигает 10 и 6,4% соответственно. В Берлине жилец (собственник или арендатор) квартиры с одной спальней платит от 200 до 500 евро в год [6].

По данным GPG, в трех странах Евросоюза ставка определяется в расчете на квадратный метр: в Польше собственники платят 0,17 евро/ кв. м, в Словакии — 0,033 евро/ кв. м, в Чехии — от 0,08 до 0,4 евро/ кв. м в год [3]. В Великобритании нет единого налога на недвижимость[4, c.46]. Однако собственники платят муниципальный налог, средства от которого идут на уборку улиц, содержание полиции и государственных учреждений. Его сумма зависит от региона и колеблется от 200 до 2500 фунтов стерлингов (примерно 230 — 3000 евро) в год. Во Франции есть два типа налогов на недвижимость: taxe fonciere (платят владельцы, независимо от того, проживают ли они в доме) и taxe d’habitation (платят жильцы — владельцы или арендаторы). Сумма налога зависит от площади жилья и региона. В год собственники платят от 400 до 1500 евро [5]. В свою очередь, в Украине налогом не будут облагаться владельцы недвижимости, если жилая площадь их квартиры меньше 120 кв. м., а жилая площадь дома — меньше 250 кв. м. При этом он уточнил, что льгота в 120 и 250 кв. м распространяется только на один объект недвижимости, а если у гражданина есть две квартиры или квартира и дом, то, согласно закону, он освобождается от уплаты налога за один объект по выбору, а за второй он платит налог в полном объеме [3].

В США есть понятие основного (первого) дома с точки зрения налогообложения недвижимости и второго домов с точки зрения федерального налога с его продажи. Кстати, первый (основной) дом (квартира), и уж тем более единственный (ая), налогом с его (ее) продажи вообще не облагается[4].

В некоторых странах Восточной Европы, в том числе, Чехии, Беларусь, Украине налоговыми законодательствами этих стран налоги на недвижимость и с юридических, и с физических лиц отводятся к категории общегосударственных налогов и перечисляются в государственные бюджеты этих стран. Однако, в системе налогов Польши и Словакии налог на имущество, независимо от категории налогоплательщиков, является доходом муниципальных бюджетов [3, 298; 30; 258; 112; 218].

В большинство из стран Европы, например, в Испании, Германии, Великобритании и других странах ЕС налог на недвижимость с юридических и с физических лиц является муниципальным налогом [6, 104].

Падение цен на нефть на мировых рынках вызвало в странах — экспортерах углеводородных ресурсов в СНГ инициирование законодательных актов, направленных на увеличение сбора налогов с преуспевающих слоев населения. В отличие от США, на пространстве СНГ в законодательной власти не формируются политические партии, которые жестко поддерживали бы интересы средних слоев населения.
Обретший независимость Азербайджан в 90-е годы прошлого века также ввел налоги на имущество и землю. Фискальное бремя на имущество физических лиц и землю относится к местным налогам и их сборы осуществляют органы местного самоуправления — муниципалитеты. Однако долгое время эти структуры испытывали проблемы с формированием единой системы учета собранных и уплаченных в местный бюджет налогов, отсутствовали точные сведения о налогооблагаемой базе и налогоплательщиках. Эта неразбериха способствовала массовому уклонению от уплаты фискальных сборов на имущество и землю. Наиболее действенным шагом, коренным образом переформатировавшим механизм сбора муниципальных налогов, стали вступившие в силу с 1 января 2015 года поправки в Налоговый кодекс.

Согласно изменениям в Налоговом кодексе , отныне физические лица будут выплачивать налог на имущество и земельный налог в зависимости от их площади. Этот прозрачный и понятный механизм устраняет все существовавшие в прошлом проблемы муниципалитетов, связанные с оценкой инвентарной стоимости имущества и, соответственно, начислением и сбором данного вида налога. До последнего времени инвентарная стоимость зданий или квартир, находящихся в собственности физических лиц, определялась согласно «Правилам расчета инвентарной стоимости зданий, находящихся в собственности физических лиц», утвержденным решением Кабинета Министров еще пятнадцать лет назад. Ставка налога составляла 0,1% инвентарной стоимости жилья.

Несмотря на предоставление муниципалитетам полномочий по переоценке стоимости имущества, они сталкивались с рядом проблем, и прежде всего затруднялись оплачивать весьма немалые суммы оценочным компаниям, привлекаемым к этому процессу. Все это, безусловно, рождало немалые сложности, в особенности в сельской местности, где не была определена инвентарная стоимость 90% зданий. При этом деятельность более 80% муниципалитетов охватывает именно сельскую местность.

Теперь же, благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс, органы местного самоуправления получили возможность полного и точного расчета налога на имущество, что окажет положительное влияние на формирование бюджетов муниципалитетов.

По новым правилам вводится так называемая рентная форма налогообложения. Фискальные сборы будут привязаны к размеру имущества физических лиц, и в налогооблагаемую базу будет включена недвижимость, общая площадь которого превышает 30 кв. м. При этом искомые тридцать квадратов будут вычитаться из общей площади, а оставшиеся метры будут умножаться на определенную сумму, зависящую от того, расположен ли объект в столице или других городах и селах страны. Так, ставка ежегодного налога для Гянджи, Сумгайыта и Абшеронского района установлена в размере 0,3 маната с каждого кв. м имущества, в других городах и районных центрах будет взиматься 0,2 маната, а в поселках и селах ставка составит 0,1 маната.

Для недвижимости в Баку ставка налога составит 0,4 маната. Однако в зависимости от удаленности или близости к историческому центру столицы в отношении имущества будут применяться ставки с понижающими или повышающими коэффициентами не ниже 0,7 и не выше 1,5.

Главным положительным моментом изменений в Налоговом кодексе является освобождение от налогов большей части владельцев небольших однокомнатных квартир, независимо от их рыночной стоимости, что согласуется с европейскими стандартами и, безусловно, соответствует принципам социальной справедливости. В прошлом от налога на имущество освобождались квартиры стоимостью меньше 5 тысяч манатов, и за каждый лишний квадрат взимался налог в размере 0,1% от стоимости, то теперь от налога освобождены квартиры площадью до 30 квадратных метров, а процентная ставка заменена на денежный эквивалент. Нужно согласиться, что в настоящее время в Баку нет квартир за 5 тысяч манатов. Кроме того, изменение процентной ставки на денежный эквивалент облегчает подсчет налога для владельцев частных домов, и налог будет определяться в зависимости от рыночных цен.

Схожая схема расчета муниципального налога на землю также вступила в силу с 1 января 2015 года. Так, будут действовать ставки налога на каждые 100 кв. м земельных участков, при этом они будут диверсифицированы не только по регионам, но и по размеру — до и более 10 тысяч кв. м. Вместе с тем изменения в Налоговом кодексе не коснутся земельных участков сельскохозяйственного назначения. Они охватят земельные участки промышленного, строительного, транспортного, коммуникационного, торгово-бытового и прочего назначений, а также земельные участки под дачи, приусадебные участки и участки жилых фондов.

Главным положительным моментом данных изменений является то, что практически владельцы однокомнатных квартир, независимо от стоимости квартиры, освобождаются от налогов, что соответствует европейским стандартам.

Эти изменения в пользу населению. Они рассчитаны на обеспечение справедливого распределения налогов, в зависимости от уровня доходов населения; на то, чтобы владельцы более дорогих квартир платили более высокий налог, владельцы дешевых квартир – были освобождены от налога, владельцы квартир средней цены – на среднем уровне налог.

Другим изменением является то, что владельцы частных домов будут оплачивать налог на имущество муниципалитетам, что расширит финансовые возможности муниципалитетов.

За последние годы в Азербайджане был принят ряд законодательных актов, направленных на увеличение сбора налогов с населения, которые нацелены, скорее всего, на доходы среднего класса. К ним можно отнести не только повышение акцизов на приобретение автомобилей, золото, алкогольные и табачные изделия, но и изменение системы выплат налога на недвижимость. В результате изменений, именно средний класс, который, как правило, покупает квартиры в новостройках в «престижных» районах столицы, в которых квадратура заметно превышает льготные 30 квадратных метров, не облагаемых налогов.

Примечательно, что не только в Азербайджане, но и в России с 1 января налог на недвижимость будет измеряться в соответствие новой методике. Налог на недвижимое имущество физических лиц в 2015 году будет рассчитываться по новым правилам в отдельных регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Согласно нормам Налогового кодекса РФ, которые вступают в силу с 1 января 2015 года, базой для исчисления налога станет не стоимость БТИ, а кадастровая оценка, которая наиболее приближена к рынку. Новый закон предполагает введение трехуровневой ставки налога на имущество. Ставка 0,1% от кадастровой стоимости будет применяться для жилых домов и квартир, гаражей, машиномест и хозяйственных построек. Ставка 0,5% — для «иных зданий, строений, помещений, сооружений», а 2% — для дорогой недвижимости (кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей), а также торговых и офисных центров. В 2015 году эта система заработает в 23 регионах России.

Предпринятые меры в России и Азербайджане указывают, что страны, находящиеся в значительной зависимости от финансовых поступлений от реализации на мировых рынках нефти и природного газа, будут ужесточать налоговое законодательство.

Необходимость пополнить выпадающие доходы от нефтегазового сектора приведет к дальнейшему увеличению налогообложения в отраслях не нефтяного сектора и увеличению нагрузки непосредственно на средний класс. Но шаги, направленные на увеличение налоговой нагрузки на средний класс, в конечном итоге, могут привести к снижению деловой активности данной группы. Тогда как именно средний класс во многих странах является главной движущей силой экономического роста и политической стабильности в стране.

Раньше налог на недвижимость исчислялся на основе инвентаризационной стоимости недвижимости. Государственный комитет по вопросам имущества Азербайджана занимался определением инвентаризационной стоимости, на основании которой раз в год владельцы недвижимости выплачивали налог. При этом инвентаризационная стоимость включала в себя расходы на строительство объекта и не отражала ее рыночной стоимости.

Еще в 2011 году общественное объединение "Содействие экономическим реформам" предложило правительству две альтернативы существующей системе налогообложения земли и имущества. Применение налога на недвижимость является одним из приоритетных направлений налоговой политики страны на ближайшие годы, говорится в проекте Концепции социально-экономического развития Азербайджана на 2014 год и последующие три года. Налог на недвижимость будет применен на базе имущественного и земельного налогов. Параллельно с этим правительство намерено перейти на систему подсчета налогов на основе рыночных цен.

Сбором налога у юридических лиц занимается Министерство налогов. Что касается физических лиц, то сбором налога занимаются муниципалитеты.

Земельный налог взимается по кадастровой стоимости, которая вычисляется исходя из качества земли. Что касается налога на имущество, то он вычисляется исходя из инвентарной стоимости имущества. Если земельный налог муниципалитетам удается собирать, то с имущественным налогом есть проблемы. Дело в том, что для вычисления инвентарной стоимости должна быть купчая дома. В то время как треть квартир и частных домов в Азербайджане не имеет этого документа. В регионах показатель еще выше. Поэтому целесообразно создать на базе имущественного и земельного налогов налог на недвижимость. Причем нами предлагается два механизма применения налога. В первом случае налог должен исходить из рыночной стоимости недвижимости. Во втором — налог должен подсчитываться по квадратуре недвижимости.

В мире много механизмов взимания налога на недвижимость. Весь вопрос в том, какой путь выберет правительство Азербайджана. В любом случае необходимо установить конкретный лимит для налога и для лиц, собственность которых не будет облагаться налогом. Например, люди получающие адресную социальную помощь и живущие в социальных домах, должны быть освобождены от уплаты налога на недвижимость. Если будет применен механизм налогообложения недвижимости на основе квадратуры, то можно применить пример Украины и установить лимитную площадь. Тем самым налог может взиматься, если площадь недвижимости выше установленного лимита. Что касается другого механизма, когда налог будет взиматься на основе рыночной стоимости жилья, то определенную часть стоимости недвижимости (10-20 тыс. манатов), можно освободить от выплаты налога. Вся суть нового подхода к налогообложению недвижимости заключается в том, что граждане без надобности не будут строить огромные здания или держать в собственности крупные земельные участки. В противном случае им придется платить за него крупный налог. Вместе с тем, на первый период процентные ставки налога не должны быть высокими, для того, чтобы граждане не были "напуганы" ростом своих расходов.

Механизмы применения налога на недвижимость крайне сложно разработать. Например, каким образом будет определяться рыночная стоимость земли? Еще в 70-е годы прошлого века, в Азербайджане 5 лет пытались определить стоимость земли. Но так ничего не добились. Такая же ситуация с имущественным налогом. Весь вопрос в том, с кого этот налог на имущество будет взиматься и каким образом.

Но Азербайджан еще не готов к столь глубоким реформам. Новые виды налогообложения могут породить социальное напряжение, поэтому к таким вопросам необходимо осторожно относиться. Все эти вопросы появляются ввиду того, что в бюджетных доходов в следующем году может быть меньше, чем в предыдущие годы. Поэтому правительство ищет новые источники дохода. Но для этого было бы целесообразнее рассмотреть теневую экономику. Если легализовать хотя бы 10% теневой экономики, то сложностей с исполнением бюджета не будет.

Чтобы иметь дополнительные возможности, нужно зарегистрироваться, или войти как зарегистрированный пользователь.
После регистрации и подтверждения администратором Вы станете зарегистрированным пользователем.

Для этого необходимо заполнить поля ниже:

  • О стране
  • Недвижимость в Азербайджане
  • Визы, ВНЖ, Гражданство

Преимущества

Азербайджан располагает следующими преимуществами для покупки недвижимости:

  • Удобное географическое положение практически на стыке Европы и Азии;
  • Быстро развивающийся рынок туристических услуг;
  • Растущая инвестиционная привлекательность;
  • Возможность подобрать жилье в любых природных регионах, от побережья до уединения в горах;
  • Погружение в совершенно иную культуру без коммуникационного барьера (75% страны говорит по-русски);
  • Отличная экологическая обстановка;
  • Богатое историческое наследие разных эпох.

Процесс покупки

Покупка недвижимости в Азербайджане имеет свои особенности. Важно знать, что по законодательству страны нерезидент, если это физическое лицо не имеет право покупать земельные участки, а может приобрести только недвижимость. Земля, в таком случае, может быть оформлена в качестве собственности юридической компании, ее можно оформить на гражданина Азербайджана или взять в долгосрочную аренду с правом продления. Механизм приобретения жилой и коммерческой недвижимости следующий:

  • Выбор объекта покупки. Подбор интересующей Вас недвижимости осуществляется в каталоге веб-портала Yana Property, где можно настроить сортировку по ключевым параметрам;
  • Предложение о покупке. После выбора желаемого объекта следует предложение о покупке, после принятия которого сторона-продавец некоторое время удерживает для покупателя выбранную недвижимость.
  • Договор купли-продажи. Договор купли-продажи может подписывать как лично покупатель, так и его доверенное лицо, доверенность на которого оформляется нотариально или заверяется у азербайджанского консула. Для покупки недвижимости как физическое лицо необходим только паспорт и необходимая сумма. Если покупка осуществляется через доверенное лицо, копии паспорта должны быть так же нотариально заверены. Для покупки недвижимости вместе с землей как юридическое лицо необходимо предоставить учредительные для предприятия документы.
  • Внесение предоплаты. Сумма предоплаты оговаривается индивидуально и вносится любым доступным способом: через банковский перевод, доверенное лицо или лично.
  • Получение официальных документов. После подписания всех необходимых бумаг покупатель получает документы о праве собственности на недвижимость или земельные участки. Суммы переводов, предоплаты и окончательного платежа оговариваются индивидуально и зависят от стоимости выбранного объекта.

Налоги на недвижимость

Система налогообложения Азербайджана на данном этапе активно реформируется. Так, сейчас действуют следующие налоги на куплю-продажу недвижимости:

  • При истечении больше трех лет с момента покупки и следующей продажи налог не взимается;
  • Если прошло менее трех лет, то продажа имущества облагается подоходным налогом: 14% с разницы покупки и продажи если стоимость недвижимости составляет менее 30 000$ и 4200$ + 25% от суммы, превышающей 30 000$
  • При превышении стоимости имущества в 120 000$ продавец выплачивает НДС в размере 18%;

Страхование жилья

С 2011 года в Азербайджане действует программа обязательного страхования недвижимости. Диапазон страховых случаев очень широк, а сумма страхового взноса зависит от региона: в столице базовый взнос составляет 50$ в год, а страховая сумма – 25 000$. В регионах обязательная сумма меньше и опускается до 30$. Ставки страхования и страховые программы могут быть пересмотрены по желанию покупателя в сторону увеличения страховой суммы.

Ипотечные кредиты

Ипотечные кредиты доступны резидентам Азербайджана, зарегистрированным и работающим на территории Апшеронского полуострова под залог недвижимости. Сумма кредита начинается от 10 000$ под 14% годовых с ежемесячными выплатами разными долями.
Максимальная сумма кредита не может превышать 70% от стоимости залогового имущества. Кроме этого, заемщик оплачивает 1,5% комиссии за выдачу кредита. Для оформления заявки на ипотеку требуется стандартный пакет документов:

  • Удостоверение личности, в т.ч. и супруга, если заемщик находится в браке;
  • Биография или резюме;
  • Трудовой договор, справка с места работы, выписка со счета;
  • Документы по кредитной истории;
  • Свидетельство о браке или о разводе;
  • Документы на недвижимость, предлагаемую в качестве залога;

Ипотечный кредит выдается сроком не более, чем на 10 лет.

Расходы на содержание недвижимости в Азербайджане

С 1-го января 2015 года вступили в силу новые правила налогообложения для физических лиц в Азербайджане. Так, если раньше налог рассчитывался исходя из стоимости здания, то теперь расчет идет за каждый квадратный метр имущества, если площадь оного превышает 30 кв. м. Недвижимость меньше 30 кв. метров налогом не облагается.
Для каждого региона действует своя расчетная ставка налога:

  • Баку – 0.35$ за квадратный метр недвижимости;
  • Гянджа, Сумгайыт и Апшеронский район - 0,3$ за кв. метр;
  • Другие города и поселки, зависимо от республиканского подчинения и районных центров – от 0,09 до 0.2$ за квадратный метр.

Кроме этого, существует земельный налог, который рассчитывается из количества метража земельного участка, региона его расположения и назначения. Размер налога на каждые 100 кв. метров земельного участка варьируется от 0,15 до 10$.

БАКУ /Trend/ — С первого января 2016 года в Азербайджане вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, которые, в частности, предусматривают изменение механизма налогообложения недвижимости при его продаже.

Как именно будут исчисляться налоги с доходов от продажи недвижимости, разъяснил начальник Главного управления экономического анализа и государственной регистрации субъектов предпринимательства министерства по налогам Илькин Велиев.

“Согласно действующему законодательству, при продаже недвижимости необходимо подать декларацию в налоговые органы. Но в большинстве случаев документы, подтверждающие расходы на приобретение, строительство или ремонт недвижимости, отсутствуют. Это создает проблемы при налогообложении операций по купле-продаже недвижимости”, — сказал он.

По его словам, новые поправки подразумевают уплату упрощенного налога нотариальным конторам при оформлении договора о купле-продаже недвижимости. Нотариусы в свою очередь должны будут ежемесячно предоставлять в налоговые органы декларацию, а уплата налоговых отчислений в государственный бюджет должно быть обеспечено в течение одного банковского дня.

“Нужно учитывать, что налог с доходов от недвижимости является особой формой упрощенного налога, поэтому форма декларации и период отчетности отличаются от аналогичных при уплате упрощенного налога”, — сказал он.

Так, форма декларации в данном случае проще, а периодичность представления декларации составляет раз в месяц. Новая форма деклараций, которые будут представлять нотариусы, уже утверждена министерством по налогам.

По словам Велиева, от налогообложения освобождается недвижимость, которая была постоянным местом жительства физического лица в течение последних пяти лет; передаваемая в качестве подарка или материальной помощи; передаваемая членам семьи в качестве наследства; приобретаемая для государственных нужд; передаваемая между мужем и женой, в том числе во время бракоразводного процесса.

При этом, налог с продажи жилых и нежилых участков недвижимости составляет 15 манатов за каждый квадратный метр, к которым также применяется соответствующий коэффициент в зависимости от зоны расположения ( список районов и зон к которым они относятся ). При этом Баку разделено на 12 зон, в соответствии с которыми определены шесть коэффициентов.

Для нежилого участка, помимо вышеуказанного коэффициента, применяется коэффициент в размере 1,5 [вне зависимости от расположения налогооблагаемого объекта].

Таким образом, налог рассчитывается в зависимости от общей площади недвижимости.

Коэффициенты по зонам распределены следующим образом:

Гянджа, Сумгайыт, Хырдалан

Поселки и села Абшеронского района (за исключением Хырдалана), Ширван, Мингячевир, Нахчыван, Лянкяран, Евлах, Шеки и Нафталан

Другие районы (города) и поселки (села)

Например, налог при продаже квартиры площадью сто квадратных метров, расположенной во второй зоне Баку, и торгового объекта площадью 150 квадратных метров в третьей зоне вычисляется следующим образом:

Налог при продаже квартиры: 100 квадратных метров x 15 манатов x 3 [коэффициент третьей зоны] = 4500 манатов;

Налог при продаже торгового объекта: 150 квадратных метров x 15 манатов x 2,2 [коэффициент третьей зоны] x 1,5 = 7425 манатов.

Таким образом, по 1-й зоне налоговые отчисления составят 60 манатов за кв. м, 2-й зоне — 45 манатов за кв. м, 3-й и 4-й зонам – 33 маната за кв. м, 5-й и 6-й зонам – 27 манатов за кв. м, 7-й, 8-й и 9-й зонам – 22,5 манатов за кв. м, 10-й, 11-й и 12-й зонам – 18 манатов за кв. м.

Для города Гянджа, Сумгайыт и Хырдалан налоговые выплаты составят 22,5 манатов за кв.м, для поселков и села Абшеронского района (за исключением города Хырдалан), городов Ширван, Мингячевир, Нахчыван, Лянкяран, Евлах, Шеки и Нафталан – 18 манатов за кв.м, по остальным территориям – 7,5 манатов за кв. м.

При продаже недвижимости плательщиками упрощенного налога могут быть как физические, так и юридические лица.

Официальный курс на 28 декабря составляет 1,5561 AZN/USD.

(Автор: Азад Гасанли. Редактор: Ирина Парфёнова)


Парламент страны проголосовал за поправки в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с первого января 2016 года. В документе очень большой блок отведен изменению механизма налогообложения сектора жилищного строительства, для которого вводится единый налог, который так и называется – упрощенный налог.

Как передает AZE.az, для поддержки развития предпринимательства Азербайджан с будущего года идет на революционные изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие упрощение процедуры налогообложения недвижимости. Об этом пишет Trend.

Накануне парламент страны проголосовал за поправки в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с первого января 2016 года.

В документе очень большой блок отведен изменению механизма налогообложения сектора жилищного строительства, для которого вводится единый налог, который так и называется – упрощенный налог.

Если обратиться к статистике, то только в сентябре площадь сданного в эксплуатацию жилья сократилась почти наполовину по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года, тогда как потребность в приобретении собственного жилья растет. Следует учитывать, что правительство планирует с будущего года серьезно увеличить объемы ипотечного кредитования, а также планы по сносу старых и аварийных домов в столице и регионах страны. Соответственно для покрытия растущего спроса возрастает необходимость в активизации жилищного строительства.

Почему же станет выгодно строить жилье в Азербайджане?

Согласно действующему законодательству, предприниматель еще с закладки фундамента здания должен платить упрощенный налог. Лица, занимающиеся деятельностью, связанной с жилищным строительством, платят упрощенный налог за площадь строящихся зданий и НДС за предоставляемую жилую площадь. Упрощенный налог рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых по зонам городов и районов страны, к сумме в 10 манатов за каждый квадратный метр налогооблагаемого объекта. И эти выплаты строительным компаниям приходится производить независимо от того, завершены ли строительные работы полностью или все ли квартиры в здании проданы.

Изменения в Налоговый кодекс, касающиеся жилищного строительства, дают предпринимателям свободу и право выбора механизма налогообложения. Они смогут платить только лишь упрощенный налог, который будет рассчитываться с применением коэффициентов, определяемых по зонам городов и районов страны, к сумме в 45 манатов за каждый квадратный метр налогооблагаемого объекта. При этом, если это юридическое лицо, то оно освобождается от уплаты НДС, налога на имущества и налога на прибыль, а если физическое лицо – от уплаты НДС и подоходного налога.

В случае, если эти лица не захотят пользоваться правом быть плательщиками упрощенного налога (вне зависимости от площади строящихся зданий), они будут приняты на учет в качестве плательщиков НДС. Новое положение при этом позволяет платить налоги после завершения строительства жилого здания, то есть после продажи квартиры, здания, нежилого объекта налогоплательщик будет платить НДС, по итогам года – налог на прибыль, а также имущественный и земельный налоги.

С другой стороны, увеличение ставок промыслового налога говорит о неизбежности удорожания некоторых видов стройматериалов. Однако учитывая, что эти ставки не менялись на протяжении 15 лет, то даже при двукратном увеличении суммы налога его влияние на цены будет незначительным. Из стройматериалов повышение ставки (с 0,5 маната до одного маната за каждый кубометр) затронет щебневое сырье, строительные пески, сырье для цемента, бентонитовые, кирпично-черепичные глины. К примеру, если взять кирпичи, то их учет в стране не ведется: они ломаются и в конечном итоге не все бывают использованы при строительстве объектов недвижимости. Поэтому было принято решение увеличить ставки налога на недра, дабы увеличить налоговые поступления при добыче.

При этом в разы сократятся выплаты налогов с доходов от продажи недвижимости. С будущего года физические лица при продаже жилых и нежилых участков, находящихся в их собственности, будут платить только упрощенный налог, который определен в виде фиксированной суммы – 15 манатов за квадратный метр. При этом продажи жилых участков, где их владелец оставался на учете в течение последних пяти лет, освобождаются от налогообложения.

По действующему же законодательству желающий продать свое жилье в течение трех лет [с момента его приобретения] должен заплатить подоходный налог с разницы между покупкой и продажей. При наличии второго или третьего жилья, помимо места постоянного проживания, подоходный налог при их продаже выплачивается независимо от срока его приобретения.

Кроме того, при превышении стоимости объекта продажи 120 тысяч манатов [в соответствие с контрактом о купле-продаже] также предусматривается выплата НДС [18 процентов]. При этом трехлетний льготный период не применяется.

К примеру, при продаже жилья площадью 70 квадратных метров стоимостью в 100 тысяч манатов по действующему законодательству продавцу необходимо выплатить в качестве подоходного налогов 9200 манатов, с учетом того, что в свое время он приобрел его за 50 тысяч манатов. Тогда как с будущего года при продаже этой же недвижимости, независимо от стоимости, будет выплачено в качестве упрощенного налога 1050 манатов.

В сфере недвижимого имущества в настоящее время упрощенный налог применяется при продаже коммерческого объекта (офисов, магазинов и так далее). Плательщикам упрощенного налога, который выплачивается при ежемесячном объеме налогооблагаемых операций менее 120 тысяч манатов в течение года, при продаже нежилого объекта необходимо платить налог в размере четырех процентов, если недвижимость располагается в Баку, а для других регионов страны этот налог определен в размере двух процентов.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс, упрощенный налог [15 манатов за квадратный метр] при продаже нежилого участка будет также рассчитываться с применением коэффициента в размере 1,5 [вне зависимости от расположения налогооблагаемого объекта].

Данная ситуация окажет положительное влияние на рынок недвижимости страны, который в настоящее время находится в состоянии “спячки”.

Из-за сильного падения цен на нефть в мировой экономике наблюдается углубление кризисных явлений, и как результат многие страны были вынуждены провести девальвацию нацвалют. Это произошло и в Азербайджане: в феврале 2015 года манат подешевел по отношению к доллару почти на 34 процента, что сказалось на сделках по купле-продаже недвижимости. Сразу после девальвации цены предложений в манатах взлетели, а в долларовом выражении снизились. Спустя максимум месяц цены возобновили снижение в обеих валютах.

Вместе с тем, в настоящее время наблюдается дефицит как покупателей, которые ожидают еще большего снижения цен, так и продавцов недвижимости. Нынешняя ситуация несколько отличается от кризиса 2008 года: тогда инвестиционная привлекательность недвижимости хоть и пострадала, но оставалась высокой. Кроме того, после возобновления выдачи государственной ипотеки с лета 2009 года цены начали расти, при том что цены на нефть в среднем удерживались на уровне 70 долларов за баррель.

Наряду с этим, в тот период доходы от продажи недвижимости не облагались налогом.

С учетом планов Центрального банка и министерства финансов по увеличению объемов ипотечного кредитования, а также упрощения механизма налогообложения доходов от продажи недвижимости, в будущем году можно ожидать оживления рынка.

Читайте также: