Являются ли плательщиками ндс бюджетные учреждения

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетная организация с 4 квартала 2020 года решила воспользоваться своим правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
Какие документы необходимо представить для этого в налоговый орган? Должен ли будет налоговый орган выдать организации документ, подтверждающий правомерность применения ею указанного освобождения? Какие документы представляются в налоговый орган по окончании срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС? Нужно ли будет организации с 4 квартала 2020 года представлять в налоговый орган декларацию по НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, с 4 квартала 2020 года бюджетная организация должна представить в налоговый орган:
- уведомление об использовании права на освобождение;
- выписку из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2020 года без НДС;
- выписку из книги продаж за 3 квартал 2020 года.
Налоговый орган не должен выдавать налогоплательщикам документ, подтверждающий правомерность применения ими указанного освобождения.
По окончании периода освобождения (12 календарных месяцев) бюджетная организация должна будет представить в налоговый орган:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллионов рублей. К таким документам относятся выписки из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) и книг продаж за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года включительно с информацией о совокупной выручке организации без НДС за каждые три последовательных календарных месяца этого двенадцатимесячного периода (то есть октябрь-декабрь 2020 года, ноябрь 2020 года - январь 2021 года и т.д.);
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Согласно официальным разъяснениям организации, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации, за исключением применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС (далее также - налог) не превысила в совокупности два миллиона рублей (смотрите также п. 2 ст. 145 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 145 НК РФ организации, использующие право на освобождение, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется данное право, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление (форма утверждена приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н) и документы, указанные в п. 6 той же статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, а именно (с учетом особенностей, не актуальных в рассматриваемой ситуации):
- выписку из бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж.
Поскольку законом не установлено иное, это справедливо и в отношении бюджетных организаций.
Пункт 6 ст. 145 НК РФ не содержит указания на то, за какой период должны формироваться предусмотренные им выписки. Данные выписки должны подтверждать право организации на освобождение, то есть то, что размер ее выручки от реализации за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не превысил в совокупности два миллиона рублей. Поэтому считаем, что указанные выписки должны составляться именно за три предшествующих месяцу начала применения освобождения последовательных календарных месяца.
Под выпиской из бухгалтерского баланса, который не формируется бюджетной организацией за каждые три месяца календарного года, по нашему мнению, следует понимать выписку из регистров бухгалтерского учета о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Каких-либо специальных требований к форме выписок из бухгалтерского баланса и книги продаж не установлено, поэтому полагаем, что они могут оформляться в виде документов в произвольной форме, заверенных печатью организации (при наличии), подписями руководителя и главного бухгалтера, в названии которых вынесены используемые в п. 6 ст. 145 НК РФ формулировки: "выписка из бухгалтерского баланса", "выписка из книги продаж".
Таким образом, бюджетная организация в данном случае сможет реализовать право на освобождение с 4 квартала 2020 года, если совокупный размер полученной ею выручки от реализации товаров (работ, услуг) за июль, август и сентябрь 2020 года не будет превышать 2 миллионов рублей без учета НДС. При этом она должна будет представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20.10.2020:
- уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н;
- выписку из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2020 года без НДС;
- выписку из книги продаж за 3 квартал 2020 года.
Статья 145 НК РФ не предусматривает процедуры подтверждения налоговым органом правомерности начала использования налогоплательщиком права на освобождение и направления ему каких-либо подтверждающих это документов. В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 указано, что при толковании ст. 145 НК РФ судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение.
В силу требований п.п. 4, 6 ст. 145 НК РФ по окончании периода освобождения (12 календарных месяцев) не позднее 20.10.2021 бюджетная организация должна будет представить в налоговый орган:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллионов рублей. К таким документам относятся выписки из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) и книг продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 3 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, письмо ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@) за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года включительно с информацией о совокупной выручке организации без НДС за каждые три последовательных календарных месяца этого двенадцатимесячного периода (то есть октябрь-декабрь 2020 года, ноябрь 2020 года - январь 2021 года и т.д.);
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Что касается необходимости представления налогоплательщиками, использующими право на освобождение, налоговых деклараций по НДС, то, по мнению финансового ведомства, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ организации, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют (письма Минфина России от 11.11.2019 N 03-07-07/86820, от 14.02.2017 N 03-02-08/7946).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС;
- Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях бюджетной сферы;
- Энциклопедия решений. Документы для получения (продления) права на освобождение от НДС;
- Энциклопедия решений. Счета-фактуры при совершении не подлежащих налогообложению НДС операций, при освобождении от исполнения обязанностей плательщика НДС;
- Энциклопедия решений. Утрата права на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

10 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НДС, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ

Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:

1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);

2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.

Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.

  • Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

ЭТО ВАЖНО

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.

Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:

59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.

В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.

Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).

Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС

В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации (в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает, учреждение в целом как организация не перестает признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – Листа 07.

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС, так как декларацию обязаны предоставлять только налогоплательщики, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит налогообложению НДС в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно, не освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также если учреждение исполняет обязанности налогового агента по НДС, декларацию придется представлять по правилам главы 21 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении всего имущества учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по этому налогу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ и Закона № 43-ОЗ.

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход учреждение освобождается от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по ЕСН, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области".

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Ульяновск" относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

1.6. Экологический сбор.

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (п.6 ст.149 НК РФ, пп.105 п.1 ст.17 и пп.9 п.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02.2011 г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду. При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (п.3 ст.161 НК РФ).

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь - постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги - переменная часть арендной платы (основание - ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г).

Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание письма ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г., N ШТ-6-03/1040@ от 27.10.2006 г. и N ШТ-6-03/340@ от 23.04.2007 г.). Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п.

Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ст.149 НК РФ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (ст.171 НК РФ).

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (ст.172 НК РФ). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам ст.145 НК РФ.

1.8. Налог на прибыль.

С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ в целом, а не только, как ранее по нормам ст.321.1 НК РФ, которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам Главы 25 НК РФ доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 п.1 ст.251, пп.14 п.1 ст.251, п.3 п.2 ст.251 НК РФ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст.6 БК РФ, п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с новым п.48.11 ст.270 НК РФ затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.

Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.1 ст.247, п.1 ст.248 НК РФ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям п.1 ст.252 НК РФ, а именно:

- произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

- имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

- расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 п.2 ст.256 НК РФ ).

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов.

К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п.3 ст.250 НК РФ);

- лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (пп.5 ст.250 НК РФ);

- суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (п.6 ст.250 НК РФ );

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст.251 НК РФ) (п.8 ст.250 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п.14 ст.250НК РФ);

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 п.1 ст.251 НК РФ) (п.13 ст.250 НК РФ);

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п.20 ст.250 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст.287НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

Срок уплаты этого авансового платежа - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей). Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены

В соответствии с п.1.1 ст.284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность (в том числе казенными), применяется налоговая ставка налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в, п.п.1, 3 ст.284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень Правительством РФ не утвержден.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы (то есть бюджетное финансирование и субсидии не входят в расчет), либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

4. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

5. Учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Положения п.1.1 ст.284 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020. Следует иметь в виду, что образовательные учреждения, удовлетворяющие критериям ст.284.1 НК РФ, практически смогут воспользоваться ставкой по налогу на прибыль 0% только с 1 января 2012 г., подав не позднее 30 ноября 2011 г. в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий необходимых документов (п.5 ст.284.1 НК РФ).

Применять налоговую ставку 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов недопустимо (Минфина РФ N 03-03-06/1/110 от 21.02.2011г.)

Учитывая все вышеизложенное муниципальным казенным учреждениям образования, следуя нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, необходимо иметь учетную политику по налоговому учету налога на прибыль, налоговые регистры (форма которых может быть разработана самостоятельно), утвержденные в учетной политике, разделение расходов по приносящей доход деятельности на прямые и косвенные и пр.

1.9. Специальные налоговые режимы.

Любые казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст.346.12 НК РФ). Казенные учреждения также не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.2 НК РФ).


Компании, которые используют общую систему налогообложения, платят в бюджет крупные суммы налога на добавленную стоимость. Это уменьшает рентабельность их деятельности и заставляет искать законные и не очень пути оптимизации налоговой нагрузки. Действующее законодательство предусматривает различные налоговые льготы по НДС в 2020 году. Они позволяют снизить размер налога легальным способом и избежать уголовной ответственности.

Рассмотрим подробнее, какие налоговые льготы предусмотрены по НДС, как их применять и в каких случаях лучше отказаться от их использования.

  • Виды налоговых льгот по НДС
  • Кто может получить льготы по уплате НДС
  • Как получить налоговые льготы по НДС
  • Документальное подтверждение льгот
  • Отказ от льгот по налогу на добавленную стоимость
  • Законная оптимизация налогообложения

Какие виды налоговых льгот по НДС предусмотрены законом

  1. Субъект предпринимательства не платит налог на добавленную стоимость, если использует особые налоговые режимы, является резидентом специальной налоговой зоны «Сколково» или имеет оборот менее 2 млн рублей в квартал и соответствует требованиям статьи 145 НК.
  2. Освобождаются от уплаты налога компании и предприниматели, если они реализуют товары и услуги, перечень которых указан в статье 149 НК.
  3. Платить НДС по уменьшенной ставке (предусмотрены варианты 0% и 10%) могут компании, которые реализуют некоторые виды продовольственных и медицинских товаров, а также экспортируют определенные виды товаров на территорию России.

Обратите внимание, что освобождение от уплаты НДС это не то же самое, что ставка 0%. В последнем случае субъект предпринимательства продолжает числиться плательщиком и обязан выполнять все предусмотренные законом процедуры, то есть ведение учета, выставление счетов фактур и сдача отчетных документов в налоговые органы.

Рассмотрим подробнее процедуру применения налоговых льгот.

Кто может получить льготы по уплате НДС

Полное освобождение от НДС получают компании, которые используют особые системы начисления и уплаты налогов:

  • Упрощенную или УСН;
  • Единый сельхозналог;
  • Патент;
  • Налог на вмененный доход

Субъекты предпринимательства могут использовать один из перечисленных режимов, если подходят под указанные в законе критерии. Для каждого из режимов критерии разные, но все их можно классифицировать на несколько подвидов:

  1. Требования по организационной форме субъекта предпринимательства. Например, патент могут оформить для себя только ИП, а выбрать УСН могут только компании с долей государственных средств в обороте менее четверти.
  2. Требования по обороту в течение отчетного периода. Получить освобождение от НДС могут компании, которые находятся на особых системах налогообложения и не нарушили требования по объему выручки в год или количеству наемных работников. Если предприятие вышло за лимит, в следующем отчетном периоде оно переходит на ОСНО и обязано платить НДС.
  3. Требования по видам финансово-хозяйственной деятельности. Для некоторых систем льготного налогообложения законодатель устанавливает дополнительные ограничения. Например, предприятия на УСН не имеют права оказывать банковские услуги населению или продавать алкоголь. В этом случае освобождение от налога не предусмотрено.

Как получить налоговые льготы по НДС

Если компания работает на одном из упрощенных налоговых режимов, освобождение от НДС применяется автоматически. Никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Тот факт, что субъект предпринимательства подал заявление о применении особого режима, автоматически дает освобождение от налога на добавленную стоимость. Нужно лишь соблюсти иные требования по количеству сотрудников, обороту и другим.

Обратите внимание, что по некоторым финансово-хозяйственным операциям отказаться от уплаты НДС нельзя. Даже если компания использует УСН, а предприниматель купил патент, они обязаны совершить платеж в следующих случаях:

  • При импорте продукции на таможенную территорию России;
  • При совершении операции без налоговых агентов;
  • При ведении общего учета предпринимателем в рамках товарищества.

Если оборот компании не превышает 2 млн рублей в течение 3 месяцев, льгота по уплате налога предоставляется по заявлению плательщика. Документ подается раз в году, после чего каждые 12 месяцев подтверждается. Аналогичные требования предъявляются и к предпринимателям и юридическим лицам, которые работают в рамках проекта «Сколково».

Если освобождение от налоговых платежей предусмотрено в зависимости от вида финансово-хозяйственной операции, бухгалтерия обязана вести отдельный учет по каждому из направлений и отражать результаты в соответствующем разделе декларации по НДС.

Плательщики, которые имеют право применять «нулевую» ставку, подтверждают это в порядке, предусмотренном статьей 165 НК.

Документальное подтверждение льгот

Условия освобождения от уплаты НДС или применения льготных ставок предусматривают подачу следующих документов:

  1. Для особых режимов налогообложения. Роль такого документа играет заявление о переходе на УСН, патент и т. п. Дополнительных бумаг оформлять и подавать в налоговую службу не нужно.
  2. Для минимальных объемов и резидентов «Сколково». Подается отдельное заявление на применение льготных режимов. К ним необходимо приложить подтверждающие документы: размер оборота за квартал или резидентство зоны «Сколково».
  3. Для применения ставок 0% и 10%. Отдельные документы не предоставляются, льготы рассчитываются на основании поданной декларации.
  4. Экспортная ставка. В налоговую службу плательщик подает документы, которые отражают экспорт отдельных видов товаров на пределы России. Как правило, это договора с зарубежными партнерами и декларации, которые составляются при оформлении товара на границе.

Отказ от льгот по налогу на добавленную стоимость

В некоторых случаях предприятиям выгодно оформить отказ от льготы по НДС и платить налог в общем порядке. К ним относятся:

  • Желание небольшой компании работать с крупными предприятиями, которые являются плательщиками НДС. Если контрагент будет иметь льготу, его партнер не сможет предъявлять налог к вычету. Следовательно, затраты на покупку будут большими. Отказ от льгот решает проблему.
  • Объем операций, которые подлежат льготному налогообложению или освобождению, слишком мал. Поэтому предприниматель не хочет нести дополнительную нагрузку по оформлению документов и организации раздельного учета покупок и продаж.
  • Операция, которая подлежит налогообложению, является разовой, компания не будет совершать такие же в будущем. Поэтому не имеет смысла собирать пакет документов и подавать их в налоговую.

Однако перед тем, как отказаться от льготы по НДС, следует принимать во внимание такие ограничения:

  • Юридические лица и ИП, которые не находятся на ОСНО, не могут отказаться от льготы и стать плательщиком НДС;
  • Компании, которые получили льготу по причине маленького оборота, могут вновь платить НДС через год после оформления льготы;
  • Предприятия, которые являются резидентами зоны «Сколково», после отказа от льготы оформить ее заново не имеют права;
  • Отказ от уплаты НДС по льготным ставкам предусмотрен в порядке статей 149 и 164 НК.

Читайте также: