Является ли администрация плательщиком ндс

Опубликовано: 26.04.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Коротко об НДС

Налог на добавленную стоимость — косвенный. Бизнес платит его не из собственной выручки: налог прибавляют к стоимости товаров или услуг, и его оплачивает конечный покупатель. Покупатель уплачивает НДС, а предприниматель или компания передает эту сумму в бюджет. Обычно есть целая цепочка из покупателей и продавцов, и каждый следующий поставщик вычитает из своего налога сумму НДС, которую он заплатил предыдущему.

НДС платят с добавленной стоимости, то есть с той надбавки на себестоимость товара, которую сделал продавец, чтобы заработать. По-другому НДС можно рассчитать так: из исходящего НДС вычитают входящий НДС. Поясним на примере.

Компания покупает арбузы оптом, а потом продает в розницу, ставка НДС — 20%. Закупили партию за 100 тыс. рублей + 20 тыс. рублей входящего НДС, которые начислил продавец. Компания продала арбузы за 150 тыс. рублей + 30 тыс. исходящего НДС.

Теперь вычитаем входящий НДС из исходящего: 30 000 — 20 000 = 10 000 рублей. Эту сумму надо уплатить в налоговую. Мы видим, что 10 000 рублей — это 20% от добавленной стоимости — то есть, от 50 000 рублей, которые продавец добавил к себестоимости арбузов.

У НДС есть три ставки: 0%, 10% и 20%, для пониженных льготных ставок есть списки случаев, когда их можно применять. У расчета НДС есть много тонкостей, в них может разобраться профессиональный бухгалтер. Мы же расскажем, кто и в каких случаях обязан платить НДС.

Плательщики НДС

НДС платят ИП и организации, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО) - это плательщики “внутреннего” НДС, который платят при продаже товаров или услуг на территории России.

Также НДС платят все импортеры — это плательщики “ввозного” НДС при импорте товаров и услуг на территорию России.

От уплаты НДС освобождаются ИП и компании, у которых в 3 предыдущих предшествующих месяца подряд суммарная выручка не превысила 2 млн рублей. Такие компании и предприниматели могут подать уведомление и освободиться от обязанности платить НДС (ст. 145 УК РФ).

Также не обязаны платить НДС компании и предприниматели на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, а также участники “Сколково”. Но если такие предприятия импортируют товары или выставляют счет-фактуру с выделенным НДС, им придется уплатить налог.

Объект налогообложения

Налог на добавленную стоимость платят при продаже товаров, услуг, работ имущественных прав на территории России и при импорте всего перечисленного на территорию России. Например, компания на ОСНО продала грузовик огурцов или новую научную разработку, ввозит сумки из Китая для продажи в России — она должна уплатить НДС.

НДС надо платить, даже если компания как плательщик ОСНО передает товар или услугу безвозмездно: например, за покупку дрели дарит набор сверл или передает в пользование другому юрлицу промышленное помещение — уплатить НДС с набора сверл или цеха все равно придется.

Если компания или ИП на ОСНО выполняет работы, услуги, строит здания, проводит ремонт или передает товары для нужд собственного бизнеса, со всех этих операций тоже надо уплатить НДС.

Налоговые агенты по НДС

Выше мы писали, что НДС должны платить ИП и организации на общей системе налогообложения. Но даже для тех, кто работает на спецрежимах, есть исключение: НДС платят все, кто становится налоговым агентом.

Налоговые агенты — это компании или предприниматели, которые платят налог в бюджет не за себя, а за другого налогоплательщика. Часто такой налоговый агент покупает товары или услуги у другой компании и платит налог из суммы, которая этой компании причитается. Сумму налога агент удерживает заранее и сам перечисляет в налоговую, то есть становится посредником между государством и налогоплательщиком. Эта схема существует, потому что не всегда налогоплательщик может сам заплатить налог.

Плательщики НДС

Ситуации, в которых компания становится налоговым агентом, перечислены в ст. 161 НК РФ. Вот некоторые случаи:

  • компания или ИП покупает товары, услуги или работы у иностранцев на территории России, но эти иностранные лица не состоят на учете в России — такая покупка становится вариантом импорта, и покупатель уплачивает НДС за свого продавца;
  • компания или ИП становится посредником иностранного лица, которое не состоит на учете в России и реализует на территории страны его товары, услуги или работы;
  • компания или ИП арендует, получает или покупает госимущество у органов власти — например, у муниципалитета;
  • приобретает имущество, принадлежавшее банкроту;
  • продает конфискат, скупленные ценности, клады;
  • покупает металлолом, сырые шкуры животных или макулатуру у продавца, который является плательщиком НДС.

Налоговый агент должен не только правильно рассчитать и в срок уплатить налог, но и сдать отчетность по НДС. Если сделка происходит в иностранной валюте, сумму пересчитывают по курсу рубля на день сделки. Придется определить ставку НДС и сумму НДС, выставить самим себе счет-фактуру от имени контрагента.

Сделка с иностранцем. Одна из самых частых ситуаций, когда компания становится налоговым агентом, — покупка у иностранцев товаров и услуг. При этом должны выполняться три условия.

  • Иностранный поставщик-юрлицо не состоит на учете в российской ФНС. Если у него есть зарегистрированное подразделение в России, уплачивать НДС вам не придется.
  • Товар, услуга или работа облагаются НДС. Список операций, освобожденных от НДС, ищите в п.3 ст. 149 НК РФ. Это, например, приобретение исключительных прав на компьютерные программы.
  • Место реализации товара или услуги — Россия.

Первые два момента проверить довольно легко. Также несложно определить место реализации товара: если в момент отгрузки товар находится в России, то это и есть место его реализации; если же поставщик отправляет товар из-за границы, вы не будете налоговым агентом, а уплатите НДС на таможне.

Сложнее определить место реализации услуг: это зависит от вида услуги (ст. 148 НК РФ). Например, если вы заказали услуги из следующего списка, то место их реализации — Россия:

  • передача авторских прав, лицензий, патентов;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги;
  • разработка программного обеспечения;
  • реклама, маркетинг, обработка информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, исключая автомобили и недвижимость.

Другие услуги определяются по месту их реального оказания (например, образовательные услуги), по месту нахождения имущества или товара (например, услуги по ремонту этого имущества или по транспортировке товара).

Рассчитывайте НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: система поможет учесть все правила, уменьшить НДС к уплате, благодаря грамотному учету, и подскажет, что именно сделать для снижения налога. В Бухгалтерии есть учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для бухгалтера и руководителя бизнеса. Всем новичкам дарим две недели бесплатной работы в сервисе.

НДС в органах власти (местного самоуправления)

Плательщиками НДС признаются, в частности, организации (ст. 143 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов государственной власти (местного самоуправления), показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц.

Таким образом, органы власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками НДС (см. также п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/616, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@).

В то же время в большинстве случаев органы власти (местного самоуправления) не осуществляют операций, признаваемых объектом обложения НДС. Так, согласно пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не являются объектом обложения НДС операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Для применения нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ необходимо единовременное выполнение следующих условий*(1):

1) работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ, либо актами органов местного самоуправления;

3) на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

Пример

Орган государственной власти оказывает Услугу N 1 и Услугу N 2.

Оказание Услуги N 1 осуществляется в соответствии с требованиями законодательства субъекта РФ. Ее оказание относится к исключительной компетенции органа власти - Услугу N 1 не могут оказывать ни подведомственные органу власти учреждения, ни коммерческие организации.

Услугу N 2 орган государственной власти вправе оказывать, но ее оказание не относится к его исключительным полномочиям - эту услугу наряду с органом власти оказывают подведомственные ему учреждения, а также коммерческие организации.

Операции по оказанию Услуги N 1 не являются объектом налогообложения, так как выполняются требования пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, а при оказании Услуги N 2 непосредственно органом государственной власти возникает объект налогообложения НДС на основании п. 1 ст. 146 НК РФ.

Специалисты Минфина России указывают: нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не освобождают от обложения НДС любые операции, которые совершают органы власти (местного самоуправления). Например, в общеустановленном порядке должны облагаться НДС

- операции, связанные с реализацией или предоставлением в аренду государственного (муниципального) имущества, принадлежащего органам власти (местного самоуправления) на праве оперативного управления (см. письма Минфина России от 06.06.2012 N 03-03-05/48, ФНС России от 15.04.2014 N СА-4-7/7201, постановление ФАС Уральского округа от 30.04.2014 N Ф09-1870/14);

- услуги по предоставлению владельцам рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций (см. письма Минфина России от 06.04.2016 N 03-07-11/19520, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714).

Оплата обязательств по уплате НДС в соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, должна осуществляться за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Начисление налога отражается в учете налогоплательщика проводкой:

КРБ 1 401 20 290

КРБ 1 303 04 730

Если уполномоченный орган власти (местного самоуправления) сдает в аренду имущество или реализует на территории Российской Федерации имущество , числящееся в составе казны публично-правового образования, налоговую базу по НДС должен определять налоговый агент (арендатор, покупатель) (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@, письмо Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-14/18864)*(2). Более того, из содержания письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 следует, что в подобном порядке налоговая база по НДС может определяться и при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества. При этом решение о высвобождении имущества должно приниматься в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Исключением из этого правила является реализация (передача) имущества казны, предусмотренная положениями п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК, в частности:

- передача в собственность на безвозмездной основе имущества государственной (муниципальной) казны образовательным некоммерческим организациям и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности (пп. 9.3 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- передача некоммерческим организациям в безвозмездное пользование имущества казны (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (пп. 1 п. 2 ст. 146, пп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Внимание

Согласно позиции Минфина России при предоставлении в аренду муниципального имущества органами местного самоуправления , являющимися казенными учреждениями , арендаторы указанного имущества уплачивать НДС в бюджет не должны на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (письма от 10.04.2015 N 03-07-15/20611, от 29.12.2014 N 03-07-11/68338, от 17.12.2014 N 03-07-14/65191, от 19.09.2014 N 03-07-14/46917).

Кроме того, в письмах Минфина России от 21.12.2015 N 03-07-11/74852, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714 высказано мнение, что услуги органа местного самоуправления - казенного учреждения по предоставлению владельцу рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации этих конструкций на территории муниципального района не являются объектом налогообложения НДС.

При осуществлении операций, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ, налоговая база определяется как сумма арендной платы или сумма дохода от реализации имущества с учетом налога. Следовательно, при составлении соответствующих контрактов уполномоченным органам власти (местного самоуправления) желательно указывать, что в них приводится полная стоимость имущества или величина арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость, который в соответствии с требованиями п. 4 ст. 164 НК РФ будет исчислен расчетным методом (налоговые ставки 10/110, 18/118) и удержан из указанной в договоре суммы налоговым агентом. Иными словами, при осуществлении операций, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ, в доход бюджета в качестве платы за имущество или арендной платы должна поступить сумма, указанная в договоре, но за вычетом удержанного покупателем (арендатором) НДС. Удержанную сумму НДС покупатель (арендатор) самостоятельно перечисляет в доход бюджета в качестве налогового агента.

*(1) См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-171/13

*(2) За исключением случаев, когда орган власти (местного самоуправления) реализует указанное имущество физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. При реализации физическим лицам имущества казны обязанность перечисления налога в бюджет возлагается непосредственно на органы власти (местного самоуправления), осуществляющие операции по реализации имущества (см. письма Минфина России от 21.12.2016 N 03-07-14/76518, от 23.11.2016 N 03-07-11/68968, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Должна ли администрация муниципального района исчислять и уплачивать НДС при продаже физическим лицам муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны?

Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

От имени муниципального образования права собственника в отношении объектов муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки согласно федеральным законам (п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При продаже муниципального имущества казны физическому лицу происходит переход права собственности на имущество к последнему, то есть имеет место быть факт реализации. А реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения названным налогом, содержится соответственно в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ и является исчерпывающим. Операции по реализации имущества казны физическим лицам в данном перечне не поименованы, следовательно, они признаются объектом обложения НДС.

В силу положений п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговыми агентами по НДС признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Из приведенной нормы следует, что физические лица в данном случае выполнять обязанности налогового агента не могут.

Поэтому при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается на продавца такого имущества. Учитывая изложенное, администрация муниципального района должна исчислить и уплатить НДС в бюджет.

Данные выводы подтверждаются разъяснениями компетентных органов (письма Минфина РФ от 08.11.2012 № 03‑07‑14/107, от 27.07.2012 № 03‑07‑11/198, от 31.05.2012 № 03‑07‑14/56, от 14.05.2012 № 03‑07‑11/142, от 25.04.2011 № 03‑07‑11/107, ФНС РФ от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@) и судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13 по делу № А12-23300/2012 и от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010, ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-572/2014 по делу № А51-20952/2013, ФАС ВВО от 19.03.2014 по делу № А29-4515/2013, ФАС УО от 30.04.2014 № Ф09-1870/14 по делу № А71-9038/2013).

Обязательно ли при реализации имущества казны физическим лицам составлять счета-фактуры, вести книгу продаж?

Однако при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС, и плательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры могут не составляться.

Напомним, что физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Поэтому при наличии соответствующего соглашения оформлять счета-фактуры не надо.

При несоставлении счетов-фактур в книге продаж вместо счета-фактуры можно зарегистрировать первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерскую справку-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, по которым счета-фактуры не составляются и которые совершены в течение календарного месяца (квартала) (письма ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1066@, Минфина РФ от 22.01.2015 № 03‑07‑15/1704).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010 сформулировал правовую позицию по вопросу о порядке обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества в виде нежилых помещений, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования представило уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2009 года. Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку указанной декларации и установила, что в ней не отражена операция по реализации на основании договора купли-продажи нежилого помещения, заключенного с физическим лицом, по результатам проведенных открытых торгов по продаже муниципального имущества.

На основании пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и Положения об управлении муниципальным имуществом администрации муниципального образования, утвержденного постановлением главы муниципального образования, согласно которому управление является структурным подразделением администрации муниципального образования, юридическим лицом с самостоятельным балансом и счетами в банковских учреждениях, в связи с чем, признано плательщиком налога на добавленную стоимость, осуществившим операцию, признаваемую подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения названным налогом.

Глава 21 Кодекса не относит муниципальные образования к плательщикам налога на добавленную стоимость при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Управление в качестве органа местного самоуправления (а не юридического лица) при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, не может быть признано организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Кодексом.

Следовательно, квалификация управления в качестве плательщика налога на добавленную стоимость является ошибочной, применение к нему мер налоговой ответственности и начисление пеней в силу пунктов 1 и 7 статьи 75, статей 106 и 107 Кодекса недопустимы.

Вместе с тем законодатель, установив регулирование, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 статьи 146, пунктом 3 статьи 161 Кодекса, признал реализацию не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость.

В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну муниципального образования, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 161 Кодекса возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Решив вопрос о порядке обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации муниципального имущества путем возложения налоговых обязанностей на налоговых агентов, Кодекс не установил правил, исходя из которых осуществляется налогообложение операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества в виде нежилых помещений, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Между тем статьями 50 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено зачисление налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, доходов от использования, приватизации, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, – в местные бюджеты.

Ошибочное перечисление налоговых платежей, повлекшее незачисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, не признается исполнением обязанности по уплате налога (подпункт 4 пункта 4 статьи 45 Кодекса).

В данном случае обязанность по перечислению суммы налога на добавленную стоимость в доход федерального бюджета следует возложить на управление применительно к правилам пункта 5 статьи 173 Кодекса:

сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы названного налога.

Управление счета-фактуры физическому лицу не выставляло, однако согласно договору купли-продажи упомянутую обязанность приняло на себя.

Следовательно, решение налоговой инспекции в части начисления налога на добавленную стоимость является обоснованным.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.


  • Кто платит НДС
  • Классификация плательщиков НДС
  • Когда налогоплательщиками НДС являются государственные органы
  • Налогоплательщики НДС, перемещающие товары через таможенную границу
  • ИП — плательщик НДС
  • Организация — плательщик НДС
  • Итоги

Кто платит НДС

Ответ на вопрос, кто является плательщиком НДС, содержится в ст. 143 НК РФ. Согласно ей налогоплательщиками НДС являются:

  • юридические лица — российские и иностранные компании (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);
  • индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу.

В большинстве случаев налог уплачивает продавец товаров (услуг) на общей системе налогообложения. Но бывают и исключения, когда налог платит покупатель, как налоговый агент по НДС. Например, при сдаче макулатуры. Как в этом случае оформляется счет-фактура и книга продаж у продавца узнайте в Типовой ситуации КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно ознакомьтесь с образцами документов.

Классификация плательщиков НДС

Всех плательщиков НДС можно условно разделить на 2 группы:

  • налогоплательщики внутри страны, уплачивающие налог с реализации товаров (работ, услуг);
  • налогоплательщики, уплачивающие налог при ввозе товаров на таможенной границе.

Группа налогоплательщиков ввозного НДС существенно больше, чем налогоплательщиков внутреннего налога, поскольку практически все лица при ввозе товаров являются плательщиками НДС, в то время как внутренний налог уплачивают не все хозяйствующие субъекты.

Когда налогоплательщиками НДС являются государственные органы

Действующая редакция Налогового кодекса РФ не содержит норм, согласно которым государственные и муниципальные органы являются налогоплательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Однако существует перечень действий, при совершении которых государственные и муниципальные учреждения могут быть признаны таковыми:

  • если учреждение не выступает от имени публично-правового образования, а действует как самостоятельный хозяйствующий субъект (ст. 125 ГК РФ);
  • действие осуществляется в собственных интересах, а не как выполнение функций публично-правового образования.

Такие выводы содержатся в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Если вы арендуете госимущество или купили недвижимость у муниципалитета, налог обязаны уплачивать именно вы, так как являетесь налоговым агентом. Как правильно расчитать сумму налога, отразить его в бухгалтерском и налоговом учете, на примерах разъясняют эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Типовой ситуации.

Налогоплательщики НДС, перемещающие товары через таможенную границу

При ввозе товара на территорию Таможенного союза лица признаются плательщиками НДС только в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (абз. 4 п. 1 ст. 143 НК РФ). Территория Таможенного союза в 2020 году включает в себя территории 5 стран: Республики Беларуси, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армении, Кыргызской Республики. Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

ИП — плательщик НДС

При регистрации лица в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя у него автоматически возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм НДС и подаче налоговой декларации по НДС, если он не подал заявление о применении одного из спецрежимов с момента регистрации.

Предприниматель перестает быть налогоплательщиком НДС при изменении общего режима налогообложения, присваиваемого впервые зарегистрированному предпринимателю по умолчанию, на специальные режимы — УСНО, ЕНВД, ЕСХН.

ВНИМАНИЕ! ЕНВД отменен на территории всей России с 2021 года, а некоторые регионы отказались от спецрежима еще в 2020 году. Подробности мы рассказывали в материале "Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года".

ИП, будучи плательщиком НДС, может также получить освобождение от обязанностей по уплате этого налога на основании ст. 145 НК РФ.

Предприниматель на любом режиме налогообложения обязан уплачивать ввозной НДС при пересечении таможенной границы (ст. 143 НК РФ).

Организация — плательщик НДС

По общему правилу все организации являются плательщиками внутреннего НДС. Однако Налоговым кодексом РФ регламентированы случаи освобождения от исполнения по уплате налога (ст. 145 и 145.1 НК РФ).

Подробности см. здесь.

Освобождение от обязанностей предоставляется на определенный срок и при соблюдении определенных условий. Распространяется данная норма только на внутренний НДС.

Если лицо не является налогоплательщиком НДС, то оно не уплачивает внутренний НДС, но при ввозе уплатить НДС обязано. Права на вычет НДС у данных лиц также потеряны (подп. 3 п. 2 ст. 170, подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Не обязаны платить внутренний НДС лица, применяющие:

  • УСНО (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ);
  • до 01.01.2021 - ЕНВД в отношении вида деятельности, подпадающего под ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • ПСН (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Однако в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от уплаты НДС, счетов-фактур с выделенным налогом обязанность по уплате НДС возникает (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Действует ли освобождение от НДС для сельхозпроизводителей, узнайте здесь.

Итоги

Все организации и ИП на общей системе налогообложения (за исключением указанных в п. 3 ст. 143 НК РФ) являются плательщиками НДС, а в некоторых случаях плательщиками могут быть признаны и государственные и муниципальные учреждения. При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать даже организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.

Читайте также: