Ввоз оборудования в уставной капитал ндс

Опубликовано: 29.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154 расширен перечень технологического оборудования, аналоги которого в стране не производятся и ввоз которого на территорию России не облагается НДС. О том, как воспользоваться льготой, – в статье.

В общем случае ввоз товаров на территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Однако налоговым законодательством предусмотрены некоторые льготы. Они перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ.

К примеру, не облагается НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России (п. 7 ст. 150 Налогового кодекса РФ). Но это касается только оборудования, перечисленного в закрытом перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372. Время от времени данный перечень пополняется новыми видами оборудования. В частности, благодаря последним поправкам, внесенным постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154, в него добавлены:

– печи пиролиза типа SRT-VI;

– газовые турбины модели PG 6111FA;

– сборочный станок VAST-4 Compact для сборки радиальных цельнометаллокордных шин диаметром от 17,5 до 22,5.

Заметьте, если предприятие захочет в дальнейшем реализовать такое оборудование, то НДС при последующей продаже начисляется в общеустановленном порядке. Поскольку глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») для данного случая каких-либо особенностей не устанавливает.

Напомним, что до 2009 года данная льгота применялась в отношении ввоза оборудования, которое использовалось в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Поэтому контролирующие органы требовали, чтобы предприятия представляли копии учредительных документов для подтверждения того, что оборудование ввозится с целью внесения вклада в уставный капитал (письмо ФНС России от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450).

С 2009 года данная норма значительно смягчена. Теперь представления учредительных документов контролеры не требуют.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. С этого момента применяется Единый таможенный тариф (утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130).

В нем приведена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Согласно примечанию к перечню, виды технологического оборудования, в отношении которых применяется льгота, определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС.

А наименование оборудования приведено в перечне только для удобства пользования (за исключением некоторых видов, особо выделенных в этом документе).

Соответственно, принимая решения об освобождении предприятия от уплаты НДС, специалисты таможни будут руководствоваться в первую очередь кодами ТН ВЭД ТС, которые закреплены в перечне.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, код ввозимого товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в обязательном порядке указывается в таможенной декларации.

Таким образом, для применения льготы нужно указать соответствующий код данного товара по ТН ВЭД ТС в таможенной декларации. И приложить к ней подтверждающие документы, на основании которых она была заполнена, включая те, на основании которых был заявлен код товара по ТН ВЭД ТС. Об этом сказано в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Как правило, это:

– договор поставки соответствующего оборудования;

– сертификаты, а также иные товаросопроводительные документы и коммерческая документация предприятия.

Если специалисты таможни обнаружат ошибки в применении классификации, то они будут самостоятельно применять коды (п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 3 ст. 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», далее – Закон № 311-ФЗ).

Бывают ситуации, когда принятое таможенниками решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов. В этом случае они имеют право доначислить таможенные платежи и не разрешить выпуск товара до их полной уплаты. Основание – пункт 6 статьи 106 Закона № 311-ФЗ. Если же у таможенного органа появится сомнение в том, что товары классифицированы правильно, то он вправе провести экспертизу. Тогда у предприятия запрашиваются дополнительные сведения о ввозимом товаре. Перечень необходимых документов доводится до сведения декларанта в письменной форме. Однако предприятие вправе представить и другие имеющиеся у него документы, которые содержат необходимую информацию по данному вопросу. Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 106 Закона № 311-ФЗ.

>|Напоминаем, что с 2009 года предоставления учредительных документов или получения подтверждения от таможенного органа о том, что оборудование является технологическим, не требуется.|

При ввозе в уставный капитал технологического оборудования иностранным инвестором в соответствии с действующим законодательством последний освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС.

Для Российской Федерации, которая старается следовать принципам рыночной экономики, актуальными остаются вопросы привлечения иностранных инвестиций. В целях привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику достаточно давно предусмотрен ряд специальных налоговых льгот. К сожалению, нормативные правовые акты не всегда должным образом регулируют предоставление льгот по налогам. Нормотворческая техника исполнительной власти зачастую не раскрывает механизм реализации права на продекларированную законодателем льготу.

Справка:

Тарифной льготой (тарифной преференцией) признается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").

Закон РФ от 21.05.93 «О таможенном тарифе» закрепляет, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. При этом Закон «О таможенном тарифе» устанавливает, что порядок предоставления льгот, установленных данным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" устанавливает, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

  1. не являются подакцизнымим (Список подакцизных товаров приведен в ст. 181 НК РФ, в нем среди прочего числятся автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.));
  2. относятся к основным производственным фондам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Согласно данному Классификатору основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных (основных средств) и нематериальных (нематериальных активов) основных фондов;
  3. ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Ввоз в сроки, установленные для формирования уставного капитала, является условием для освобождения от уплаты таможенной пошлины по товарам, выступающим средством оплаты доли учредителя ООО. Следовательно, определение срока формирования уставного капитала имеет значение для предоставления освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Формирование увеличения размера уставного капитала (далее УК) осуществляется с момента принятия решения о порядке формирования дополнительного вклада по дату полной оплаты увеличенного уставного капитала. Оплата доли иностранным резидентом путем внесения имущественного вклада имеет свои особенности.

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, относящихся к основным производственным фондам, если такой ввоз осуществляется в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал российского юридического лица.

Сущность этой льготы заключается в том, что товары, ввезенные из-за границы для формирования уставного капитала, при определенных условиях не подлежат обложению таможенной пошлиной, но при этом налагается ряд ограничений на возможность последующего распоряжения как самими товарами, так и акциями (долями в уставном капитале), в оплату которых эти товары ввозились.

Вместе с тем будет неправильным полагать, что все вопросы налогообложения подобных инвестиционных операций уже законодательно урегулированы и разрешены.

Все еще имеют место попытки государственных органов подменить императивные нормы права различного рода подзаконными актами – инструкциями, приказами, распоряжениями, которые хотя формально и признают силу норм налогового права, но в реалии ставят на пути налогоплательщика дополнительные административные барьеры в части получения законных льгот.

Льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины при ввозе в уставный капитал является одной из самых распространенных льгот и одной из самых проблемных.

Ввоз в уставный капитал относится к специализированным таможенным процедурам. И хотя эта форма инвестиционной деятельности хорошо известна и практикуется довольно давно, различные споры и тяжбы с таможней по-прежнему случаются часто. Зачастую организациям, пытающимся воспользоваться или уже воспользовавшимся данной льготой, требуется помощь в случае незаконного отказа таможенного органа в предоставлении данной льготы либо при проведении таможенной ревизии уже после завершения таможенного оформления.

LCM Group предлагает свою помощь при ввозе и импорте в уставной капитал. Данная услуга актуальна, если Вам нужно ввезти технологическое оборудование от инвестора и Вы хотите получить при этом определенные льготы. Наш опыт и знания, помогут Вам приумножить капитал и обойти конкурентов при модернизации производства.

Таможенному оформлению ввоза в уставный капитал предшествует подготовка соответствующего пакета документов и согласование в ФТС для обеспечения соблюдения всех правил ввоза в основной капитал, которые будут способствовать оперативному прохождению через таможенные органы:

  • Ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, - являться технологическим оборудованием, не быть акцизными.
  • Ввоз оборудования, вклад в уставной капитал должен соответствовать по номенклатуре и стоимости цифрам, заявленным в декларации, и быть ввезён до окончания срока формирования уставного капитала организации.
  • После ввоза в уставной капитал НДС и другие предоставленные льготы могут быть отменены в случае нецелевого использования ввезённого имущества.

Перечень услуг по ввозу в уставный (складочный) капитал:

  • Проработка перечня поставляемого оборудования, подбор кодов ТН ВЭД с целью получения максимально возможного количества оборудования освобождаемого от уплаты НДС при ввозе в уставный капитал.
  • Консультирование при подготовке Протокола общего собрания акционеров, изменениях в Уставе и Учредительном договоре Общества с целью корректного составления этих документов, связанных с увеличением уставного капитала общества.
  • Оказание содействия в получении Акта независимого оценщика, подтверждающего стоимость доли иностранного участника в уставном капитале общества.
  • Помощь в подготовке полного комплекта документов, необходимого для получения разрешения от таможенных органов РФ на ввоз оборудования в уставный капитал общества с освобождением от уплаты таможенных платежей, согласно действующему законодательству.
  • Содействие в получении разрешения Федеральной таможенной службы РФ на ввоз оборудования в уставный капитал общества с освобождением от уплаты НДС согласно действующему законодательству.
  • Содействие в получении разрешения региональной таможни на ввоз оборудования в уставный капитал общества с освобождением от уплаты таможенных пошлин в соответствии с действующим законодательством.
  • Консультирование при подготовке товаросопроводительных документов при транспортировке оборудования от иностранных поставщиков (от имени иностранного участника общества) в адрес Получателя.
  • Таможенное оформление оборудования на т/п в Москве, поступающего в уставный капитал общества, с применением ранее полученных льгот по уплате таможенной пошлины и НДС.
  • Содействие в подготовке бухгалтерской отчетности Вашей организации перед таможенными органами о постановке на баланс полученного оборудования.

Кроме вышеперечисленных услуг, необходимых для реализации успешного ввоза оборудования в уставный капитал, с применением льгот по уплате таможенной пошлины и НДС, Ваша организация получит полное консультационное и документальное сопровождение в данном проекте.

Последовательность оформления

Если у иностранного инвестора имеется намерение ввезти какое-либо имущество в РФ в качестве вклада в уставный капитал, необходимо до момента ввоза проанализировать возможность применения льгот. Если имущество подпадает под предусмотренные льготы, то в целях снижения таможенных рисков необходимо до момента ввоза осуществить ряд процедур и подготовить сопроводительные документы.

В целом процесс ввоза имущества (оборудования) может быть условно разделен на следующие этапы, в рамках которых инвестору необходимо осуществить следующие действия:

1. Предварительный этап

  • Определиться с ввозимым имуществом для целей вклада в уставный капитал российского дочернего общества и заключить соответствующий договор между поставщиком, иностранным инвестором и российским получателем.
  • Обеспечить наличие всей необходимой технической документации, требуемой для проведения классификации имущества (н.п, оборудования), ввозимого в качестве вклада в уставной капитал организации (чертежи, схемы, фотографии, описание оборудования, в т.ч. сведения о марке, модели, технические характеристики).

2. Классификация оборудования

  • Получить в Федеральной таможенной службе классификационное решение. Запрос на получение такого решения должен содержать сведения, характеризующие оборудование, а также сопровождаться подтверждающими документами. Решение выдается в течение 90 дней в двух экземплярах - один экземпляр получает импортер, второй - таможенный орган, который будет производить таможенное оформление; решение действует в течение 6 месяцев.
  • Проверить, требуется ли сертификация ввозимого имущества (оборудования) согласно российскому законодательству (свериться с перечнем сертифицируемой продукции); и, если требуется, то до момента декларирования получить соответствующие сертификаты.

3. Оценка оборудования

  • Привлечь независимого оценщика и осуществить обязательную оценку имущества, вносимого в счет оплаты стоимости долей (акций), которая предусмотрена как для обществ с ограниченной ответственностью, так и для акционерных обществ. Независимый оценщик должен соответствовать требованиям, предъявляемым российским законодательством.

4. Подготовка учредительных документов

  • Внести информацию об имуществе, которым будут оплачиваться доли (акции) российского общества, в учредительные документы – в случае создания общества; или
  • Внести изменения в учредительные документы российского общества на основании решения участников «о намерении внести имущество в уставный капитал» – в случае осуществления дополнительного вклада в уставный капитал.

На практике таможенные органы требуют предоставить зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы с внесенными в них сведениями о предстоящем увеличении уставного капитала на дату таможенного оформления ввозимого имущества. При этом имущество не должно быть передано в уставный капитал на момент пересечения им границы (то есть акт приема-передачи не должен быть подписан сторонами).

В случае отказа в предоставлении заявленной льготы в связи отсутствием зарегистрированных учредительных документов (о намерении внести вклад) компания может уплатить таможенную пошлину, а в последующем - после регистрации изменений, внесенных в устав, - обратиться в таможенные органы за ее возвратом.

5. Ввоз и декларирование имущества (получение разрешения на освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС)

  • Обеспечить ввоз имущества (пересечение им таможенной границы РФ) строго не позднее срока, установленного учредительными документами.

При создании Общества с ограниченной ответственностью срок формирования уставного капитала ограничен первым годом деятельности; такие же сроки предусмотрены для акционерных обществ, если иное не указано в договоре о создании общества.

Дополнительные вклады могут быть внесены не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения об увеличении уставного капитала. В течение 1 месяца после окончания этого срока должно быть принято решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов, внесены и зарегистрированы соответствующие изменения в устав. При несоблюдении вышеуказанных сроков увеличение уставного капитала может быть признано несостоявшимся (право на льготу не применяется).

  • Подать таможенную декларацию. Таможенная декларация должна включать информацию о применяемых льготах, к ней прикладываются предварительно подготовленные документы, обосновывающие применение льгот.

6. Последующий таможенный контроль

Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин обусловлено ограничением по пользованию и распоряжению имуществом. Ввезенное таким образом имущество считается условно выпущенным на территорию РФ и остается под таможенным контролем.

Имущество может использоваться только в целях, соответствующих условиям ввоза, в противном случае (н.п., при его реализации) должны быть уплачены таможенные пошлины и суммы пени (начиная с даты нарушения ограничений использования), кроме того компания может быть привлечена к ответственности.

Необходимо также учитывать, что с 01 июля 2010 г. на территории Российской Федерации применяются нормы Таможенного кодекса Таможенного Союза, а также Таможенный Кодекс России до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного Союза. Таким образом, в настоящее время таможенное законодательство РФ находится в переходном режиме и в ближайшее время возможно принятие нормативных правовых актов, которые могут изменить существующий порядок ввоза, таможенного декларирования товаров и условия применения льгот. С учетом изложенного для надлежащего оформления ввоза имущества на территорию России в качестве вклада в уставный капитал в настоящий переходный период целесообразно пользоваться услугами профессионального таможенного представителя (таможенного брокера).

Ваше удовольствие от ВЭД - наша приятная забота!

О ввозе имущества на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал

При ввозе имущества на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал российского общества у импортеров зачастую возникают проблемы с его надлежащим оформлением. Поэтому четкое понимание требований российского законодательства и надлежащих процедур необходимо для получения заинтересованными лицами льгот и недопущения задержек имущества на таможенных постах.

При ввозе товаров на территорию РФ импортер обычно уплачивает таможенные платежи, в частности ввозную таможенную пошлину (примечание 1) (0-25% от таможенной стоимости) и таможенный сбор за таможенное оформление (примечание 2) (от 500 до 100 000 рублей).

Также ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт товаров) является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) по ставке 10% или 18% (примечание 3) НДС, уплаченный при ввозе, может приниматься к вычету и таким образом уменьшать общую сумму налога (примечание 4).

В отношении имущества, ввозимого на территорию РФ, российским законодательством, в частности, предусмотрены следующие льготы:

  • льгота по уплате таможенной пошлины при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал российского общества;
  • льгота по НДС при ввозе имущества, которое является технологическим оборудованием.

В зависимости от ввозимого имущества и соблюдения условий могут применяться как обе льготы, так и одна из них.

Льгота по НДС (для технологического оборудования)

Освобождение от уплаты НДС применяется в случае ввоза на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации согласно утвержденному Перечню (примечание 5) (пункт 7 статьи 150 Налогового Кодекса РФ).

Если же технологическое оборудование не содержится в данном Перечне, то его ввоз подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

В вышеуказанном перечне содержатся наименования видов оборудования и относящиеся к ним коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), из которых надо исходить при определении применимости льготы.

Таким образом, импортеру необходимо предварительно проанализировать соответствие ввозимого оборудования определенному коду ТН ВЭД и обеспечить документальное подтверждение классификации.

Применение льготы по НДС не сопряжено с каким-либо ограничением по пользованию и/или распоряжению ввезенным оборудованием (примечание 6).

Льгота по таможенным сборам (для любого имущества)

Освобождение от уплаты таможенной пошлины предоставляется в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями при соблюдении следующих условий (примечание 7):

  • A) товары не являются подакцизными (примечание 8) (в частности, в перечень подакцизных товаров входят легковые автомобили и мотоциклы мощностью более 150 л.с., табачная и алкогольная продукция и пр.);
  • B) товары относятся к основным производственным фондам (примечание 9) (например, транспортные средства, производственное оборудование, инвентарь, оргтехника и пр.);
  • C) товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Следует помнить, что данная льгота предусмотрена для созданных на территории РФ коммерческих организаций с иностранными инвестициями, то есть организаций, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли (долей) в уставном капитале (примечание 10).

Последовательность оформления

Прежде всего, если у иностранного инвестора имеется намерение ввезти какое-либо имущество в РФ в качестве вклада в уставный капитал, необходимо до момента ввоза проанализировать возможность применения льгот. Если имущество подпадает под предусмотренные льготы, то в целях снижения таможенных рисков необходимо до момента ввоза осуществить ряд процедур и подготовить сопроводительные документы.

В целом процесс ввоза имущества (оборудования) может быть условно разделен на следующие этапы, в рамках которых инвестору необходимо осуществить следующие действия:

1. Предварительный этап

  • Определиться с ввозимым имуществом для целей вклада в уставный капитал российского дочернего общества и заключить соответствующий договор между поставщиком, иностранным инвестором и российским получателем.
  • Обеспечить наличие всей необходимой технической документации, требуемой для проведения классификации имущества (например, оборудования), ввозимого в качестве вклада в уставной каптал организации (чертежи, схемы, фотографии, описание оборудования, в том числе сведения о марке, модели, технические характеристики).

2. Классификация оборудования

  • Получить в Федеральной таможенной службе классификационное решение. Запрос на получение такого решения должен содержать сведения, характеризующие оборудование, а также сопровождаться подтверждающими документами (примечание 11). Решение выдается в течение 90 дней в двух экземплярах — один экземпляр получает импортер, второй таможенный орган, который будет производить таможенное оформление; решение действует в течение 6 месяцев.
  • Проверить, требуется ли сертификация ввозимого имущества (оборудования) согласно российскому законодательству (свериться с перечнем сертифицируемой продукции (примечание 12)); и если требуется, то до момента декларирования получить соответствующие сертификаты.

3. Оценка оборудования

  • Привлечь независимого оценщика и осуществить обязательную оценку имущества, вносимого в счет оплаты стоимости долей (акций) (примечание 13), которая предусмотрена как для обществ с ограниченной ответственностью, так и для акционерных обществ. Независимый оценщик должен соответствовать требованиям, предъявляемым российским законодательством (примечание 14).

4. Подготовка учредительных документов

  • Внести информацию об имуществе, которым будут оплачиваться доли (акции) российского общества, в учредительные документы – в случае создания общества; или
  • Внести изменения в учредительные документы российского общества на основании решения участников «о намерении внести имущество в уставный капитал» – в случае осуществления дополнительного вклада в уставный капитал.

Обращаем Ваше внимание, что на практике таможенные органы требуют предоставить зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы с внесенными в них сведениями о предстоящем увеличении уставного капитала на дату таможенного оформления ввозимого имущества. При этом имущество не должно быть передано в уставный капитал на момент пересечения им границы (то есть акт приема-передачи не должен быть подписан сторонами).

В случае отказа в предоставлении заявленной льготы в связи отсутствием зарегистрированных учредительных документов (о намерении внести вклад) компания может уплатить таможенную пошлину, а в последующем после регистрации изменений, внесенных в устав, обратиться в таможенные органы за ее возвратом.

5. Ввоз и декларирование имущества (получение разрешения на освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС)

  • Обеспечить ввоз имущества (пересечение им таможенной границы РФ) строго не позднее срока, установленного учредительными документами.

Обращаем Ваше внимание, что при создании общества с ограниченной ответственностью срок формирования уставного капитала ограничен первым годом деятельности; такие же сроки предусмотрены для акционерных обществ, если иное не указано в договоре о создании общества.

Дополнительные вклады могут быть внесены не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения об увеличении уставного капитала. В течение 1 месяца после окончания этого срока должно быть принято решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов, внесены и зарегистрированы соответствующие изменения в устав (примечание 15).

При несоблюдении вышеуказанных сроков увеличение уставного капитала может быть признано несостоявшимся (право на льготу не применяется).

  • Подать таможенную декларацию. Таможенная декларация должна включать информацию о применяемых льготах, к ней прикладываются предварительно подготовленные документы, обосновывающие применение льгот.

6. Последующий таможенный контроль

  • Следует иметь в виду, что предоставление льгот по уплате таможенных пошлин обусловлено ограничением по пользованию и распоряжению имуществом. Ввезенное таким образом имущество считается условно выпущенным на территорию РФ и остается под таможенным контролем (примечание 16).

Имущество может использоваться только в целях, соответствующих условиям ввоза, в противном случае (например, при его реализации) должны быть уплачены таможенные пошлины и суммы пени (начиная с даты нарушения ограничений использования), кроме того компания может быть привлечена к ответственности (примечание 17).

Необходимо также учитывать, что с 01 июля 2010 г. на территории Российской Федерации применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза, а Таможенный кодекс России до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза.

Таким образом, в настоящее время таможенное законодательство РФ находится в переходном периоде и в ближайшее время возможно принятие нормативных правовых актов, которые могут изменить существующий порядок ввоза, таможенного декларирования товаров и условия применения льгот.

С учетом изложенного для надлежащего оформления ввоза имущества на территорию России в качестве вклада в уставный капитал целесообразно заранее получить консультации в специализированных организациях РФ или воспользоваться услугами соответствующих юридических компаний.

(Материал подготовлен по просьбе Торгпредства РФ в КНР московской юридической фирмой «АЛРУД», www.alrud.ru).

Примечания:

  • 1 — Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, и Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 (в части не урегулированной Единым таможенным тарифом таможенного союза).
  • 2 — Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».
  • 3 — Подпункт 4 пункт 1 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации.
  • 4 — Подпункт 2 статьи 171 Налогового Кодекса Российской Федерации.
  • 5 — Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372.
  • 6 — Письмо ФТС РФ от 30.06.2009 N 01-11/29792 «О Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372».
  • 7 — Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».
  • 8 — Статья 181 Налогового Кодекса Российской Федерации.
  • 9 — Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359; Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18 и Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
  • 10 — Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  • 11 — Приказ ГТК РФ от 23.04.2001 N 388 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов».
  • 12 — Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
  • 13 — Пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункт 3 статьи 134 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  • 14 — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
  • 15 — Статья 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • 16 — Статья 200 Таможенного кодекса таможенного союза.
  • 17 — Статья 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Импорт промышленного оборудования в Россию в 2020 году

Зависимость от импорта достигла критического уровня

Политика импортозамещения, объявленная российским правительством после резкого обострения отношений с Западом из–за конфликта с Украиной, провалилась.

Доля российских промышленных предприятий, не готовых отказаться от закупок импортного оборудования и сырья, с 2014 года не только не снизилась, а даже выросла, отмечается в февральском Мониторинге экономической ситуации в России РАНХиГС.


Правительство планировало заменить импорт отечественными аналогами, но вопреки этим ожиданиям число предприятий, готовых отказаться от импорта, сокращается. Об этом говорят опросы руководителей промышленных предприятий, проводимые академией в течение последних 3 лет. Так, в 2015 году 30% компаний были готовы отказаться от приобретения импортного оборудования, а в IV квартале 2017–го таких осталось лишь 7%. Аналогичные тенденции с сырьем: 3 года назад о планах перехода на отечественные аналоги заявляли 22% респондентов, а в прошлом году их доля опустилась до 8%.

Основной помехой на пути импортозамещения остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья, отмечается в мониторинге. Второй проблемой является низкое качество отечественной продукции. Причем эти проблемы обостряются: в 2015 году 62% респондентов заявляли, что не могут прекратить закупки импортного оборудования из–за того, что в России не производятся аналоги, а в 2017 году об этом заявили уже 69% респондентов. На низкое качество российского оборудования и сырья в 2015 году сетовали 35% опрошенных, а в 2017–м — 37%.

Эти факторы практически не изменились по сравнению с 2014 годом, когда оценки предприятий показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. Отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках, резюмируют в РАНХиГС.

В 2017 году укрепление рубля и успешная адаптация промышленности к кризису привели к снижению масштабов импортозамещения в закупках предприятий до минимума за 3 года мониторинга. И это обстоятельство ярко подтверждается таможенной статистикой: за прошлый год ввоз машин, оборудования и аппаратуры по сравнению с 2016–м возрос на 9%, до $62 млрд, что, впрочем, пока на 34% ниже докризисного уровня 2013 года. Тогда машин и оборудования ввезли на $93 млрд рублей.


В потребительском секторе прогресс импортозамещения минимальный. Достаточно обозреть полки магазинов, где доминируют товары, произведенные в странах Таможенного союза, в том числе в РФ. Но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что потребители получают вместо нормального импортного товара российский аналог худшего качества по более высокой цене. Более того, многие запрещенные к ввозу в Россию товары импортируются нелегально через сопредельные государства и продаются на местном рынке значительно дороже, чем Европе. А главное — если полностью очистить российскую розницу от любых импортных товаров, то в стране наступят дефицит и голод. Российская промышленность сегодня не в состоянии ни прокормить, ни одеть, ни обуть население страны.

Решение "Помощник закупок" для 1С

Основы основ. Права в 2020 году


Порядок импорта и таможенного оформления машин и оборудования на территорию Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и представляет собой стандартную регламентированную процедуру. Для отдельных видов оборудования могут применятся дополнительные законодательные акты РФ о таможенном деле.

Многие промышленные машины и технологическое оборудование освобождены от ввозных пошлин на основании соответствующих решений Коллегии Евразийской экономической комиссии. Для некоторых видов ввозимого оборудования имеются преференции по уплате ввозного НДС.

Порядок импорта и таможенного оформления машин и оборудования

Для таможенной очистки на территории РФ в таможенные органы подается стандартный набор документов, включающий в себя инвойс, внешнеторговый договор, таможенную декларацию, упаковочный лист. Кроме того, пакет документов может в себя включать описание продукции, экспертные заключения, фотографии заводских шильдов, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, схемы и чертежи оборудования с указанием сферы применения.

Транспортировка оборудования от производителя до места использования требует специальной упаковки, крепления, фиксации, а в некоторых случаях специального транспорта.

Кроме того, ввозимое оборудование обязательно должно быть сертифицировано или иметь документальное подтверждение того, что оборудование не подлежит сертификации.

Сертификация машин и оборудования в 2020 году


Для таможенной очистки ввозимых машин и оборудования в России необходимо получить сертификат или декларацию соответствия Техническим регламентам Таможенного союза. Как правило, машины и оборудование попадают под действие следующих технических регламентов:

  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
  • ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
  • ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
  • ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»

Для отдельных видов машин и оборудования могут применяться дополнительные технические регламенты, ГОСТ стандарты или иные нормы регулирования, в зависимости от области применения.

Не подлежит сертификации оборудование бывшее в употреблении, временно ввозимое на территорию Таможенного союза, а также запасные части.

Решение "Помощник закупок" для 1С

Правила ввоза бывших в употреблении машин и оборудования

Для импорта в Россию или страны Таможенного союза бывшего в употреблении оборудования необходимо наличие экспертного заключения для подтверждения таможенной стоимости продукции.

Экспертное заключения для импорта машин и оборудования оформляют Торгово-Промышленные палаты и иные аккредитованные органы. Оформление экспертного заключения происходит на основе процедуры оценки оборудования аккредитованным экспертом, включающим анализ таможенной статистики, изучения прайс-листов производителей, инвойса и внешнеторгового договора. В некоторых случаях требуется процедура осмотра оборудования.

Бывшее в употреблении машины и оборудование не подлежат обязательному подтверждению соответствия в виде сертификации или декларирования. В этом случае необходимо оформление отказного письма ВНИИС (Всероссийского Научно-Исследовательского Института Сертификации).

Временный ввоз машин и оборудования

Иногда требуется ввезти на территорию России или Таможенного союза оборудование для проведения конкретных краткосрочных работ, либо для проведения испытаний или участия в выставках. В этом случае к импортируемому оборудования применяется процедура временного ввоза. Данная процедура позволяет, как правило, полностью освободить ввозимые товары от уплаты таможенных пошлин и НДС.

Срок, на который могут быть ввезены машины оборудование по процедуре временного ввоза не может превышать 2 года.

Применение данной процедуры регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и требует документальное подтверждение сроков ввоза машин и оборудования и их своевременный возврат. В противном случае к данному оборудования применяются стандартные таможенные процедуры, требующие уплаты таможенных пошлин и НДС.

Санкции в отношении импорта машин и оборудования в 2020 году


В результате наложенных на Россию санкций, экспорт машин и оборудования из стран ЕС запрещен или серьезно ограничен. Серьезные ограничения наложены на вывоз из ЕС товаров двойного назначения, оборудования для нефтедобывающей и буровой промышленности, а также для глубоководного бурения и разведки нефтяных месторождений. Запрещены контракты на поставку машин и оборудования для российских оборонных НИИ и предприятий ВПК. Кроме того, запрещено отправлять машины и оборудование в Крым и Севастополь и крымским предприятиям.

От производителей в ЕС требуется проводить проверку Российских импортеров, получать Сертификат конечного пользователя.

Перед приобретением продукции необходимо тщательно проверить, не попадает ли данная продукция под ограничения, связанные с санкциями или экспортным контролем, и нет ли ограничений, наложенных на импортера.

Освобождение от уплаты НДС машин и оборудования в 2020 году

Импортируемые машины и оборудование, а также комплектующие к нему, могут быть освобождены от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации согласно ст.150 Налогового Кодекса РФ, если данное технологическое оборудование не имеет аналогов на территории РФ. Перечень оборудования, освобожденного от уплаты НДС, приводится в Постановление Правительства РФ N 372 от 30.04.2009. Перечень постоянно изменяется и дополняется, и содержит указание на код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и наименование оборудования.

Если ввозимое оборудование не содержится в данном Перечне, то его ввоз подлежит обложению НДС в общем порядке.

Для получения льготы по НДС импортеру необходимо обеспечить документальное подтверждение кода классификации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД. Применение льготы по НДС не сопряжено с каким-либо ограничением по пользованию или продаже ввезенного оборудования.

Импорт машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал

Импортируемые машины и оборудования могут быть внесены в уставной капитал предприятия, в этом случае предоставляются тарифные преференции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Данное решение предусматривает, что товары, импортируемые в Россию в качестве вклада учредителя в уставной капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Для получения освобождения от уплаты таможенных пошлин должны соблюдаться следующие условия:

  • товары не являются подакцизными
  • товары относятся к основным производственным фондам
  • товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами

Кроме того, из положений Таможенного кодекса Таможенного Союза следует, что при предоставлении такой льготы не допускается отчуждение ввезённых машин и оборудования в течение как минимум 5 лет со дня их выпуска на территорию России.

Отдельные категории товаров показали рост экспорта на африканский континент

По итогам 2018 года вырос экспорт информационных носителей из Москвы в страны Африки. В числе лидеров по темпам роста и объемам экспорта в африканском направлении — столичная радиолокационная аппаратура, товары IT-сферы, машины, оборудование и электроника. Такие данные получены в ходе исследования, которое провели эксперты Московского экспортного центра (МЭЦ), подведомственного Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. В нем проанализированы тенденции столичного экспорта на африканский континент.

Доля Москвы в российском экспорте в страны Африки в 2018 году составила 27,3%.

В ТОП-10 стран лидеров по импорту московских товаров несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в прошлом году вошли Египет, Алжир, Нигерия, Судан, Ливия, Танзания, Гана, Марокко, Эфиопия, Кения. С начала этого года Москва нарастила экспорт в Мали, Сенегал и Конго, которые сменили Ливию, Танзанию и Кению в десятке крупнейших импортеров Африки.

Отдельные категории столичных товаров показали значительный рост экспорта.

Египет в первые три месяца 2019 года стал в 99 раз больше импортировать московские жидкостные насосы, чем в аналогичный период 2018 года. В прошлом году по сравнению с 2017 годом Египет импортировал из Москвы в 6 раз больше книг, документации и листовок, в 25 раз больше — радиолокационной аппаратуры, в 30 раз — турбодвигателей и газовых турбин, а информационных носителей — в 3760 раз.

Импорт московских товаров в категории «прочие электронные приборы, устройства и машины» вырос по итогам 2018 года в 7,5 раз и составил 38,2 млн долларов США. А уже в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в 4 раза вырос экспорт «прочих не электронных приборов, устройств и машин» – его объем по итогам периода достиг 4,8 млн долларов США.

«Анализ тенденций показывает, что африканский континент становится одним из важнейших рынков сбыта для московских компаний, ориентированных на экспорт. Этому направлению город уделяет большое внимание. С начала 2019 года столичные компании уже несколько раз экспонировались под единым брендом «Сделано в Москве» на выставках в ОАЭ и ЮАР. Субсидиарная поддержка со стороны города позволяет открывать доступ все большему количеству московских экспортеров к рынкам Египта, Алжира, Нигерии, Судана и других стран. В прошлом году объем столичного экспорта несырьевых товаров в страны Африки составил 3,9 млрд долларов»

Импорт упадет в 2020 году

По данным нового сервиса SeaNews ТСВТ, за январь-май 2019 года импорт в Россию составил 51,2 млн тонн грузов, что на 7,6% меньше относительно аналогичного периода 2018 года. В денежном выражении импорт снизился на 2,9% и составил 92,4 млрд долларов.

Из России за первые 5 месяцев этого года было экспортировано 373 млн тонн грузов (-0,9%) на сумму 170,2 млрд долларов (-3,5%).

Импорт

Лидером по импорту товаров в Россию является Китай. За первые 5 месяцев 2019 года поставки товаров из Китая увеличились на 2,6% и составили 20,1 млрд долларов.

Из Германии в Россию было ввезено товаров на сумму 9,3 млрд долларов (-10,6%).

Импорт товаров из США увеличился на 11,5% до 5,8 млрд долларов.

БОльшая часть грузов, импортируемых в Россию, приходится на машины, оборудование и механизмы. Далее идут продукция химической промышленности и средства наземного транспорта. На эти товарные группы приходится более 50% всех поставок в денежном выражении.

Импорт в другие страны

Экспорт

По итогам января-мая 2019 года экспорт в Китай увеличился на 2% в физическом выражении и составил 56,7 млн тонн. В денежном выражении поставки выросли на 0,5% до 21,3 млрд долларов.

В Нидерланды из России за первые 5 месяцев этого года было вывезено 42,7 млн тонн грузов, что на 12,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении экспорт составил 20,6 млрд долларов (+15,7%).

Поставки в Германию сократились на 22% в денежном выражении до 11 млрд долларов, однако выросли в физическом (+8,5%) и составили 21,6 млн тонн.

Кроме того, и в денежном, и в физическом выражении экспорт вырос в Южную Корею и США.

В структуре экспорта более 50% в денежном выражении приходится на минеральные продукты (в основном, на нефть, нефтепродукты и уголь). Почти 10% – на недрагоценные металлы и изделия из них (черные металлы, алюминий, медь). 4,5% – на продукцию химической промышленности.

Импортные пошлины на оборудование могут обнулить


Импортные пошлины на импорт не производимого в России оборудования и комплектующих для промышленности и сельского хозяйства предлагают обнулить. Такую антикризисную меру для поддержки крупного бизнеса озвучили влиятельные бизнес-лоббисты — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Письма с этой просьбой направлены в правительство и Центробанк, рассказал «Известиям» исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В Минфине предложение поддержали.

При ввозе техники в Россию промышленные и сельхозкомпании платят таможенные пошлины (5–10% от стоимости импортной поставки), а уже с полученной суммы — налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Идейная функция таможенной пошлины — регулятивная (не допустить, чтобы зарубежные товары имели преимущество перед российскими на отечественном рынке), но сейчас многие эксперты считают, что это предназначение пошлины потерялось из-за скачка валютных курсов, которые и так сработали как запретительные пошлины.

— Обнуление таможенных пошлин на не производимую в Россию продукцию, оборудование позволит российским компаниям дешевле на 5–10% закупать технику и комплектующие, — указывает Мурычев. — По прогнозам Минэкономразвития, в 2015 году объем импорта в РФ составит $263 млрд против показателя 2014 года на уровне $286,8 млрд. Более 80% российского импорта, по данным Федеральной таможенной службы, приходится на страны дальнего зарубежья, оставшееся на СНГ.

Мандражицкая Марина Владимировна, референт гражданской государственной службы I ранга. Специалист по финансам и налогообложению. Налоговый юрист.

Родилась 23 сентября 1973 г. в г. Москве. Образование высшее (Московский инженерно-физический институт (МИФИ), 1997; Институт экономики и права, 1998).

Автор книги "Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации" (М., 2008) и более 80 статей.

На основании подп. 4 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ (НК РФ) вклад в уставный капитал хозяйственных обществ носит инвестиционный характер.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, если она носит инвестиционный характер, в том числе передача в уставный складочный капитал хозяйственных обществ, реализацией товаров не признается.

В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

На основании п. 2 упомянутой статьи Кодекса под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом (РФ). Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Согласно ГК РФ и Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" имущественные права отнесены к объектам гражданских прав. При этом положениями п. 2 ст. 38 НК РФ для имущественных прав делается исключение, и, соответственно, имущественные права для целей налогообложения имуществом не признаются.

Для того чтобы имущество было признано товаром, как отмечалось ранее, оно должно быть реализовано либо предназначено для реализации.

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары на безвозмездной основе. Таким образом, из приведенной нормы следует, что для признания факта реализации товара необходимо одновременное соблюдение двух фактов:

передача права собственности на товары;

Что касается первого критерия, то согласно п. 1 ст. 66 ГК РФ имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит хозяйственному обществу (в том числе обществу с ограниченной ответственностью и акционерному обществу) на праве собственности. При этом хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным учредителем. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Вторым критерием является возмездность. Согласно ФАС Московского округа от 25 сентября 2007 г., 27 сентября 2007 г. N КА-А40/9911-07-П по делу N КА-А40/9911-07-П в связи с тем, что понятие возмездности НК РФ не определено, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ оно должно применяться в соответствии с нормами гражданского законодательства. С учетом ст. 154, п. 1 ст. 423 ГК РФ под возмездной сделкой понимается сделка, когда исполнение обязанности одной из сторон обусловлено получением платы или иного встречного предоставления (передача имущества, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) от другой стороны.

Передача имущества в уставный капитал не является безвозмездной сделкой, так как участник общества, внося вклад в уставный капитал, получает право на участие в управлении обществом, а также право на получение части его прибыли (ст. 67 ГК РФ).

Согласно Постановлению Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2007 г. по делу N А36-1334/2006, поскольку при получении имущества в виде взноса в уставный капитал встречным обязательством принимающей стороны является обязательство предоставить учредителю соответствующую долю в уставном капитале, то полученное имущество не является безвозмездно переданным. Вывод о том, что отношения по формированию уставного капитала носят возмездный характер, сделан в Определении ВАС РФ от 29 сентября 2008 г. N 12304/08 по делу N А40-11264/07-107-88, Постановлениях ФАС Московского округа от 10 сентября 2008 г. N КГ-А41/8203-8 по делу N А41-К1-22445/07, ФАС Центрального округа от 28 апреля 2007 г. по делу N А36-1334/2006, ФАС Поволжского округа от 15 февраля 2007 г. по делу N А65-13115/060-СА1-23.

Таким образом, передача имущества в уставный капитал признается реализацией товара. Однако в связи с тем, что передача имущества носит инвестиционный характер, объект налогообложения НДС не возникает.

Ввоз товаров и передача права собственности на них

Читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) под ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами до их выпуска таможенными органами. При этом понятие "передача товаров", используемое в п. 3 ст. 39 НК РФ, касается отношений по передаче права собственности на них (реализации товаров). Таким образом, ввоз товаров на территорию Российской Федерации и передача права собственности на них являются разными операциями, каждая из которых составляет самостоятельный объект обложения НДС. Необходимо отметить, что передача права собственности имущества не подразумевает обязательный его ввоз на территорию Российской Федерации. Такая ситуация может возникнуть, если, например, организация осуществляет предпринимательскую деятельность на территории иностранного государства.

При передаче имущества может возникнуть два объекта обложения:

реализация товаров на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация товаров на территории Российской Федерации

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

товар находится на территории Российской Федерации, не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, при получении российской организацией товара от нерезидента товара объекта обложения НДС не возникает.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Согласно п. 7 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации.

Однако читателям журнала необходимо учитывать, что льгота распространяется только на оборудование, указанное в п. 7 ст. 150 НК РФ.

До 1 января 2009 г. НК РФ предусматривал льготу в отношении любого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организации. Однако Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) в п. 7 ст. 150 НК РФ были внесены изменения. Согласно новой редакции Кодекса льгота распространяется только на технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему):

аналоги которого не производятся в Российской Федерации;

по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Одновременно необходимо отметить, что новая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ не устанавливает ограничений в отношении целевого использования ввозимого оборудования. Если в предыдущей редакции НК РФ говорилось именно об оборудовании, ввозимом в качестве вклада в уставный капитал организации, то в новой редакции настоящего Кодекса данное ограничение снято.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 224-ФЗ новая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ вступает в силу с 1 января 2009 г., но не ранее очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступит в силу постановление Правительства РФ об утверждении соответствующего перечня технологического оборудования.

Согласно письму Минфина России от 26 января 2009 г. N 03-07-03/21 технологическое оборудование и запасные части к нему, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации, ввезенные на территорию Российской Федерации после 1 января 2009 г. до принятия соответствующего постановления Правительства РФ, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

По-прежнему п. 7 ст. 150 НК РФ не устанавливает ограничений в отношении срока ввоза оборудования на территорию Российской Федерации.

В то же время согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который не может превышать одного года с момента регистрации общества.

Однако читателям следует иметь в виду, что согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 27 сентября 2006 г., 20 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-2/3152 нарушение норм гражданского законодательства влияет на налогообложение только в случаях, специально предусмотренных законодательством. Если налоговая норма не обусловливает применение содержащегося в ней правила соблюдения норм гражданского законодательства, это правило должно применяться вне зависимости от того, соблюдены нормы гражданского законодательства или нет.

Аналогичное мнение приведено в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2008 г. N 17АП-6651/2008-АК по делу N А60-11349/2008.

Более того, в соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 10 апреля 2008 г. N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам необходимо учитывать, что факты уклонения ответчика от уплаты налогов, нарушения им положений налогового законодательства не подлежат доказыванию, исследованию и оценке судом в гражданско-правовом споре о признании сделки недействительной, так как данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по такому спору, а подлежат установлению при рассмотрении налогового спора с учетом норм налогового законодательства. Оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, совершенных во исполнение сделок, должна производиться налоговыми органами в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Таким образом, учитывая, что п. 7 ст. 150 НК РФ устанавливает критерии только для ввозимого оборудования, нарушение норм гражданского законодательства, в частности ст. 16 Закона N 14-ФЗ, на использование льготы не влияет.

Несмотря на это, в письме ФТС России от 4 октября 2006 г. N 01-06/34547 говорится, что условие о сроках ввоза соблюдается и для целей обложения НДС. Необходимо отметить, что уже в письме от 16 октября 2008 г. N 05-17/43190 данное условие для предоставления льготы по НДС ФТС России не устанавливает.

Судебная практика по условиям применения льготы, установленной п. 7 ст. 150 НК РФ, складывается неоднозначно.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 4 марта 2008 г. N Ф09-1017/08-С1 по делу N А47-3959/07 говорится, что фактический переход прав на имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал от иностранного участника к обществу, не влияет на определение даты ввоза этого имущества на таможенную территорию Российской Федерации в целях получения заявленной обществом таможенной льготы в виде освобождения от уплаты как таможенных пошлин, так и НДС.

Одновременно в упомянутом Постановлении отмечается, что если учредительными документами не был установлен срок ввоза оборудования, предназначенного для оплаты уставного капитала общества, а был определен только срок его внесения, то у таможни будут иметься правовые основания для вынесения требования об уплате таможенных платежей, НДС и пени. Одновременно внимание читателей обращаем на то, что Определением ВАС РФ от 21 мая 2008 г. N 6173/08 в передаче Постановления ФАС Уральского округа от 4 марта 2008 г. N Ф09-1017/08-С1 по делу N А47-3959/07 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.

Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 21 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1109 по делу N А73-9200/2007-34 при рассмотрении требования об освобождении от уплаты НДС в связи с ввозом на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося вкладом в уставный капитал, суд должен установить, является ли ввозимый товар технологическим оборудованием и соблюдены ли обществом сроки формирования уставного капитала, определенные учредительными документами.

В соответствии с Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2007 г., 20 сентября 2007 г. N Ф04-5708/2007(37356-А03-27) по делу N А03-16436/06-10 и N Ф04-5707/2007(37355-А03-27) по делу N А03-16435/06-10 одним из условий применения льготы по уплате НДС является определение в учредительных документах сроков ввоза товара, ввозимого иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 3 июля 2007 г. N Ф08-3901/2007-1552А по делу N А32-11587/2005-58/405 суд установил, что на момент ввоза оборудования на территорию Российской Федерации оно утратило статус ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, поскольку пропущен установленный уставом срок для ввоза. Сроки, предусмотренные учредительными документами для формирования уставного капитала, также не соблюдены. При таких обстоятельствах у заявителя отсутствовало право на льготу, установленную п. 7 ст. 150 НК РФ.

Одновременно читателям журнала необходимо помнить о судебных решениях, принятых в пользу налогоплательщика, рассмотренных выше (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2007 г. N Ф08-6892/07-2725А, ФАС Уральского округа от 4 марта 2008 г. N Ф09-1017/08-С1 по делу N А47-3959/07).

Что касается основного средства, передаваемого нерезидентом в уставный капитал организации, на которое не распространяются положения п. 7 ст. 150 НК РФ, то налогоплательщик может заявить свое право на возмещение НДС, уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара в качестве вклада в уставный капитал, в общеустановленном порядке, предусмотренном ст. 171 и ст. 172 НК РФ.

Читайте также: