Возврат порожнего контейнера ставка ндс

Опубликовано: 27.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 мая 2020 г. N 03-07-08/44031 О применении НДС при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров

Вопрос: ООО оказывает транспортно-экспедиционные услуги по организации международной смешанной перевозки (морскими судами и железнодорожным транспортом) экспортных грузов из Казахстана через железнодорожную станцию Октябрьской железной дороги в Международном торговом порту Усть-Луга (Ленинградская область), далее морскими судами на территорию других иностранных государств: Бразилия, Марокко.

Все грузы, организацию перевозки которых осуществляет ООО, перевозятся исключительно в режиме экспорта. Груз в режиме экспорта из Казахстана по железной дороге следует до Международного торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), где он перегружается на морской транспорт для дальнейшей отправки в иностранное государство, а порожний железнодорожный подвижной состав возвращается обратно в Казахстан.

ОАО оказывает ООО (далее по тексту - Общество) транспортные услуги по перевозке грузов и железнодорожного подвижного состава.

До 01 января 2020 года ОАО за оказание услуг по перевозке железнодорожного подвижного состава выставляло Обществу счета-фактуры с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 20 процентов.

С 01 января 2020 года вступили в силу изменения в п.п. 9.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, согласно которым налогообложению НДС по ставке 0 процентов подлежат выполняемые (оказываемые) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте: работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, или с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Евразийского экономического союза, и работы (услуги), непосредственно связанные с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, а также услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров и услуги связанные с указанной перевозкой.

После внесения изменений в п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ ОАО, начиная с 01 января 2020 года, за оказание услуг по перевозке подвижного состава стало выставлять в адрес Общества счета-фактуры с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Однако с 01 марта 2020 года ОАО снова стало выставлять счета-фактуры за транспортные услуги по перевозке подвижного состава с выделением в них суммы НДС по ставке 20 процентов, ссылаясь на то, что услуги по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава на территорию иностранных государств с припортовых станций на территории РФ после выгрузки груза, следующего в иностранные государства, подлежат налогообложению НДС по ставке 20 процентов и действие п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 НК РФ на данную услугу не распространяется.

Для ООО это имеет существенное значение, поскольку связано с вопросом предъявления в дальнейшем выставленного ОАО НДС к возмещению.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить:

1. Применяется ли ставка НДС 0 процентов к оказанию ОАО услуг по осуществлению перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава, который использовался для перевозки груза (следующего в режиме экспорта из Казахстана по территории РФ до другого иностранного государства Марокко) и после выгрузки этого груза, следующего в иностранное государство, возвращается в Республику Казахстан?

2. В случае применения налоговой ставки НДС 0 процентов к вышеуказанной услуге правомерны ли действия ОАО по выставлению за услуги по осуществлению перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава НДС по ставке 20 процентов?

3. Вправе ли ОАО при оказании транспортных услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава, следующего после выгрузки экспортного груза в порту, с пунктом назначения иностранное государство Марокко, обратно в Республику Казахстан, применять в соответствии с п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налоговую ставку НДС 0 процентов?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг) по перевозке или транспортировке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе через территорию государства - члена ЕАЭС, или с территории государства - члена ЕАЭС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ЕАЭС, и работ (услуг), непосредственно связанных с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного состава от припортовых станций, находящихся на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства, в том числе государства - члена ЕАЭС, подпунктом 9.1 и иными подпунктами пункта 1 статьи 164 не предусмотрено. В связи с этим такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Нулевая ставка НДС не применяется при перевозке порожнего ж/д состава от припортовых станций, находящихся в России, на территорию иностранного государства, в том числе государства ЕАЭС. Такие услуги облагаются НДС по ставке 20%.

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения (смена юридического адреса, процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • налоговая база определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Организация-экспедитор при оказании услуг в рамках международной перевозки, заключает договор с таможенным брокером на таможенное оформление грузов клиентов. Правомерно ли облагать услуги по организации таможенного оформления грузов клиента в рамках международной перевозки по ставке НДС 0% в случае, если соответствующее условие прописано в договоре транспортной экспедиции (ТЭУ) и принимать к вычету входящий НДС по ставке 20% от контрагента-таможенного представителя?

По нашему мнению, таможенный брокер, с которым заключен договор на оказание услуг таможенного представителя, должен предъявить клиенту (в данном случае экспедитору) НДС по ставке 20%.

При этом, если доходом экспедитора является только сумма его вознаграждения, а расходы «перевыставляются» заказчику, то экспедитор не вправе принять к вычету НДС, предъявленный брокером. На основании счета-фактуры, «перевыставленного» экспедитором заказчику, право на вычет НДС возникает у заказчика транспортно-экспедиционных услуг (конечно, если заказчик является плательщиком НДС и услуги ТЭУ приобретены для облагаемых операций).

Если заказчик не компенсирует расходы экспедитора (вознаграждение экспедитора включает все расходы), то НДС, предъявленный таможенным брокером вправе принять к вычету экспедитор.

Но в любом случае, услуги экспедитора в рамках международной перевозки груза, в т.ч. включающие услуги по таможенному оформлению товаров, облагаются НДС по ставке 0%. Поясним.

Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых в рамках международной перевозки. Перечень транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0%, приведен в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В этот перечень включены в том числе и услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств.

Поэтому экспедитор, оказывающий услуги при международной перевозке товаров по договору транспортной экспедиции, включающему услуги по таможенному оформлению товаров вправе применять по своим услугам ставку НДС 0%.

Но, таможенный представитель (он не экспедитор) должен предъявить экспедитору НДС по ставке 20%.

Так, по мнению Минфина РФ и ФНС (см., например, письма ФНС от 19.07.2017 N СД-4-3/14105@, Минфина России от 17.03.2017 N 03-07-08/15345) услуги транспортной экспедиции (в т.ч. по таможенному оформлению товаров) облагаются НДС по ставке 0% при одновременном выполнении следующих условий:

договор должен соответствовать требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» к договору транспортной экспедиции;

услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.

Если услуги, предусмотренные абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываются НЕ в рамках договора транспортной экспедиции, то операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению по ставке 18% (с 01.01.2019 г. — 20%).

В письме от 17.03.2017 N 03-07-08/15345 Минфин России пояснил, что при оказании услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% (с 01.01.2019 г. — 20%).

Пленум ВАС РФ в постановлении N 33 указал, что в соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанной нормы судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1, 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

По смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Но, по нашему мнению, из вышеизложенного можно сделать вывод: даже если договор на оказание услуг таможенного представителя заключается при исполнении экспедитором договора в рамках международной перевозки, договор с таможенным представителем, не названный договором транспортной экспедиции, не является договором транспортной экспедиции. Поэтому применение НДС по ставке 0% к услугам, оказываемым в рамках договора возмездного оказания услуг, а не в рамках договора транспортной экспедиции нормами НК РФ не предусмотрено. Соответственно таможенный представитель (он не экспедитор) должен предъявить экспедитору НДС по ставке 20%.

А вопрос налоговых вычетов, как уже говорилось, зависит от условий договора транспортной экспедиции. Если доходом экспедитора является только сумма его вознаграждения, а расходы, произведенные в рамках договора ТЭУ, в т.ч. расходы по таможенному оформлению груза, компенсируются клиентом, то НДС, предъявленный по таким расходам экспедитор к вычету принять не может. Он должен «перевыставить» полученные счета-фактуры клиентам (п.3.1. ст.169 НК РФ). И если они являются плательщиками НДС, то при соблюдении условий, установленных ст.171 и 172 НК РФ «перевыставленный» НДС они смогут принять к вычету.

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Государство установило нулевую ставку НДС для поставщиков товаров и услуг за границу. Как в случае с любой льготой, подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте подразумевает определенный риск для бизнеса. Что именно – отказ от льготы или неудачная попытка подтвердить обоснованность ее применения – может обернуться для бизнеса наибольшими потерями, читайте в нашей публикации.

НДС 0% – это льгота, а не освобождение от налога

Нулевая ставка освобождает экспортера в перспективе от налоговой нагрузки, но не от налоговой отчетности. Важно понимать, что ставка НДС 0% – это льгота, но при этом обязанность подготовить и сдать декларацию по НДС остается. Более того, подобная льгота подразумевает более детальный подход к подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности, а значит, и дополнительные риски.

Сотрудники ФНС с особой тщательностью проводят камеральную проверку деклараций экспортеров, которые воспользовались предоставленной государством льготой – платить НДС по ставке 0%. Свое внимание в этом случае налоговики обратят не на отдельные экспортные операции, а на отчетность всего периода, в том числе, на соблюдение определенного регламента. Более того, инспекторы придирчиво будут изучать документы, подтверждающие фактический вывоз товаров за пределы страны, например, накладные, счета-фактуры и банковские выписки.

Если компании не удастся документально подтвердить обоснованность применения нулевой ставки, то вместо льготы она получит солидные доначисления НДС по общей ставке (10 или 20%) и штрафы. Поэтому оформлять декларацию и собирать сопроводительный пакет документов, предусмотренный законодательством, лучше доверить экспертам на аутсорсинге.

Понимая, что далеко не каждая компания-экспортер рада «бонусу» в виде ставки НДС 0%, государство предоставило возможность с января 2018 года отказаться от льготы. Если организация не видит смысла собирать и оформлять множество документов, подвергать свою отчетность более тщательной камеральной проверке, необходимо подать заявление в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее первого числа того квартала, начиная с которого планируется отказаться от нулевой ставки.

Если клиент, находящийся на бухгалтерском обслуживании в 1С-WiseAdvice, решит применить нулевую ставку, наши специалисты тщательно подготовят декларацию по НДС, все необходимые первичные и сопроводительные документы, необходимые для подтверждения НДС 0%. Мы сами отвечаем на все дополнительные запросы со стороны налоговой. Одним словом, ведем этот процесс до его логического завершения – получения решения от ФНС: положительного или отрицательного.

Подтверждение 0 ставки НДС при экспорте

Порядок подтверждения нулевой ставки декларации регламентируется статьей 165 Налогового кодекса РФ. В ней приведен исчерпывающий список необходимых документов, который в некоторых случаях может частично зависеть от вида используемого транспорта (воздушного, морского и др.).

Принципиально перечень документов, подтверждающих применение 0 ставки НДС, зависит от того, куда именно поставляется товар – в страны Евразийского экономического союза (Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию) или в другие государства.

При экспорте в государства-члены ЕАЭС применяется упрощенный таможенный режим. В этом случае понадобятся:

  • заявление (заявления) на ввоз товаров;
  • транспортные и сопроводительные документы на товар;
  • копия контракта с покупателем.

Чтобы подтвердить экспорт в другие страны, необходимо подготовить:

  • копию таможенной декларации;
  • копию внешнеторгового контракта или оферту;
  • транспортные и сопроводительные документы на товар (грузовая накладная CMR, авианакладные, коносамент и пр.).

Естественно, на всех документах должны быть пометки таможенных служб, свидетельствующие о факте вывоза товара за пределы страны.

Помимо вышеназванных документов, налоговики часто требуют счет-фактуру, банковские выписки и др. Кроме того, если в течение последних шести месяцев на предприятии проводились какие-то реорганизации, или, например, сменился юридический адрес, инспекторы наверняка захотят познакомиться с таким экспортером поближе.

Таким образом, начинается детальная ревизия компании, которая зачастую заканчивается доначислениями НДС и пени.

Возврат НДС при экспорте из России

При продаже за рубеж товаров (работ, услуг) может образоваться сумма НДС к возмещению. Такое возможно, например, когда экспортер закупает у российских поставщиков товар с НДС для перепродажи без НДС за границу или комплектующие для производства и реализации «за бугор» своих собственных товаров.

Право налогоплательщика на возврат экспортного налога на добавленную стоимость подтверждает статья 171 Налогового кодекса РФ.

Если у компании-экспортера образовался НДС к возмещению, и клиент высказал желание воспользоваться правом на возврат, эксперты 1С-WiseAdvice помогают с возмещением НДС клиентам, которые находятся на комплексном бухгалтерском обслуживании. Исходя из конкретной суммы, подлежащей возврату из бюджета, и осознавая неоднозначность данной процедуры в рамках ужесточившегося контроля со стороны налоговиков, мы предлагаем клиенту два варианта развития событий: возместить НДС, либо отказаться от возмещения и тем самым избежать углубленной «камералки».

Налоговый вычет для экспортеров несырьевых товаров

В зависимости от того, является ли экспортируемый товар сырьевым согласно постановлению Правительства от 18.04.2018 № 466 или нет, будет зависеть порядок возмещения НДС. Вычет НДС по несырьевому экспорту осуществляется в упрощенном порядке. Подавать декларацию в ИФНС можно сразу после принятия товаров (услуг) к учету, а не по факту поставки заграничному потребителю и подтверждения обоснованности применения нулевой ставки.

Для обоснования возврата НДС при экспорте сырьевых товаров, как говорится в пунктах 1 и 10 статьи 165 НК РФ, применяется общий порядок.

Раздельный учет НДС при экспорте сырьевых товаров

Компания, экспортирующая сырьевые товары, должна вести раздельный учет НДС при совершении операций, облагаемых по разным ставкам. Его задача – рассчитать налог, приходящийся на экспортные операции. Принимать эту часть НДС к вычету можно также после подтверждения нулевой ставки.

Налоговый кодекс не уточняет принципы методов ведения раздельного учета, поэтому компания должна самостоятельно их разработать и закрепить в своей учетной политике – об этом говорится в пункте 10 ст. 165 НК РФ, и, например, в письме Минфина России от 14.07.2015 № 03-07-08/40366.

Клуб директоров для компаний с ВЭД

Проблемы возмещения НДС и другие актуальные для участников ВЭД вопросы обсуждаются на заседаниях Клуба директоров.
Записаться на мероприятие можно заранее.
А здесь вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Читайте также: