Возврат ндс в украине

Опубликовано: 03.05.2024


Налоговый кодекс. Фото: 24 канал

В то время как налоги на недвижимость в 2021 году повысятся, налоговую скидку можно получить за ипотеку, обучение, благотворительность и другие услуги и покупки.

Как пишет 24 канал рассказываем как получить налоговую скидку и на какие товары и услуги она распространяется.

На что действует налоговая скидка

  • Уплаченная стоимость обучения за себя или родных (родителей, супруга/супруги или ребенка) в учебных заведениях. Поэтому, если ваш ребенок попал на платное обучение, часть денег можно вернуть.
  • Часть уплаченных процентов по ипотечному жилищному кредиту. Государство может вернуть вам часть денег, но не с суммы всей ипотеки, а только с тех процентов, которые вы уже заплатили.
  • Сумма средств или стоимость имущества, перечисленных (переданных) в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям. Поэтому, если вы пожертвовали деньги на чье-то лечение, обучение и т.д., то часть из них можно вернуть.
  • Уплата страховых платежей по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионных взносов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. Когда в Украине полноценно начнет действовать система накопительных пенсий, такая налоговая льгота станет еще более весомой.
  • Оплата вспомогательных репродуктивных технологий . Украинцы, которые лечат бесплодие, могут рассчитывать вернуть часть денег.
  • Оплата государственных услуг, связанных с усыновлением ребенка, включая уплату государственной пошлины.
  • Сумма средств, уплаченных в связи с переоборудованием транспортного средства на альтернативные виды топлива.
  • Сумма арендной платы, уплаченной человеком, который имеет статус внутренне перемещенного лица. Таких в Украине почти 1,5 миллиона человек по данным профильного министерства.
  • Уплата средств на строительство (приобретение) доступного жилья. Это построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры.
  • Расходы на борьбу с COVID-19 в Украине. Это, в частности, расходы на лекарственные средства, дезинфицирующие средства и антисептики, медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты, медицинские изделия для скрининга больных и тому подобное.

Кто может получить налоговую скидку

Получить налоговую скидку могут только те украинцы, которые официально получают заработную плату. Если украинец или украинка получают деньги в конверте, о налоговой скидке могут забыть. Для ФЛП и предпринимателей такая услуга от государства также недоступна.

Причем нельзя, чтобы общая сумма товаров и услуг, из которых вы хотите получить скидку, превышала ваш официальный доход за год. Предположим, что вы заработали за год почти 138 тысяч гривен (мы умножили среднюю зарплату на 12 месяцев). Следовательно, максимальная сумма, с которой вы будете возвращать налоги, не может превышать эти 138 тысяч гривен.

Размер налоговой скидки

Налоговая скидка – это 18% от суммы, которую вы заплатили. Например, за год вы заплатили за ипотечным кредитом 100 тысяч гривен, из которых 20 тысяч – это проценты. Тогда вам считают 18% от 20 тысяч и вы получите 3 600 гривен назад.

Как получить налоговую скидку

Чтобы получить налоговую скидку, нужно заполнить онлайн-форму декларации и в отдельном разделе заполнить расходы, которые вы совершили с выше перечисленного списка. При этом необходимо указать реквизиты для возврата денег. Как это сделать:

  1. Подать декларацию можно онлайн через электронный кабинет налогоплательщика, но для этого нужно иметь электронную цифровую подпись.
  2. Прикрепляете ключ и вводите пароль.
  3. Выбираете режим "Электронный кабинет для граждан".
  4. Выбираете подпункт "Представление декларации об имущественном состоянии и доходах".
  5. Создаете декларацию и заполняете соответствующие поля.
  6. Сохраняете декларацию, подписываете и отправляете.

Что нужно заполнить в декларации:

  • Тип декларации (отчетная, отчетная новая или уточняющая)
  • Категория плательщика;
  • Общая сумма налогооблагаемого дохода;
  • Уплаченный налог и военный сбор;
  • Сумма налога и военного сбора, которую надо заплатить по поданной декларации;
  • Прочие доходы за год, которые не подлежат налогообложению;
  • Реквизиты для получения денег, если имеете право на налоговую скидку;
  • Сведения об имуществе, которое предоставляли в аренду (если).

Обратите внимание, что граждане, которые имеют право на налоговую скидку, могут подавать соответствующую декларацию до 31 декабря. То есть к концу этого года можно подать декларацию за 2019 год.

Важно, чтобы получить налоговую скидку, нужно предоставить доказательства того, что вы потратили деньги, сколько и когда. Для этого сохраняйте чеки и будьте готовы предоставить дополнительные документы и договоры. Например, для получения скидки на обучение ребенка, нужно предоставить свидетельство о рождении и копию договора с университетом с указанием стоимости обучения.

Тем временем, украинцы должны отчитаться о доходах и заплатить 18% налога: кого коснется и как накажут.

До 19 % потраченных средств на шопинг в ЕС Вы вернете
с помощью мобильного приложения TaxFree4U и карты ПриватБанка.

TaxFree4U

TaxFree4U

TaxFree4U — онлайн-сервис для возмещения НДС, созданный специально для выгодного шопинга в странах Европейского Союза — Франции, Италии.

TaxFree4U дает возможность:

  • вернуть Tax Free с покупок практически в любом магазине-плательщике НДС;
  • не тратить время на заполнение декларации;
  • получить деньги без очередей прямо на карту ПриватБанка уже после прилета.

Почему TaxFree4U?

Почему TaxFree4U?

  • высокий процент — до 19 % возврата НДС;
  • возврат на карту ПриватБанка в течение 90 дней;
  • TaxFree4U заполняет декларацию вместо Вас;
  • для возврата нужен только Ваш смартфон;
  • объединение чеков — до 10 чеков в 1 декларацию для преодоления минимальной суммы чека;
  • TaxFree4U работает со всеми магазинами, которые являются плательщиками НДС;
  • без дополнительных комиссий — зачисление средств согласно тарифам карты.

Скачайте мобильный сервис и возвращайте НДС с покупок
в Европе на карты ПриватБанка в течение 7 дней.

Видеоинструкция

  • Возврат НДС за шопинг в Европе / ПриватБанк и TaxFree4U

Часто задаваемые вопросы

Как получить возврат НДС с TaxFree4U на карту ПриватБанка?

Зарегистрируйтесь в мобильном приложении TaxFree4U и укажите карту ПриватБанка, на которую Вы желаете зачислить деньги.

2. Сфотографируйте чеки

В мобильном приложении TaxFree4U добавляете фотографии чеков и заполняете информацию о себе. Проделайте эту процедуру минимум за день до вылета — это время нужно для обработки и подготовки Вашей декларации сотрудниками службы клиентской поддержки.

3.Получите Вашу декларацию

В ответ на запрос TaxFree4U предоставит заполненную декларацию, которую останется только распечатать. Декларация будет доступна в мобильном приложении и на Вашей электронной почте. Распечатайте готовую форму Tax Free с инвойсом.

4. Получите подтверждение экспорта

Получите печать, предъявив декларацию офицеру таможни.

Перед вылетом из ЕС необходимо поставить на декларацию печать у таможенного офицера, по требованию предъявив ему свои покупки с ценниками.

5. Получите Ваши деньги

Деньги будут зачислены на выбранную банковскую карту в течение 90 дней.
Комиссия за зачисление средств – согласно тарифам указанной карты/счета (Карта для выплат или карта «Универсальная»).

Как понять, что магазин - плательщик НДС?

99 % всех магазинов (ритейлеров) являются плательщиками НДС и предоставляют чеки, где указана строка: VATequals 20 %, что и определяет их как плательщиков. Если Вы осуществляете покупку в маленьком магазине и у Вас есть сомнения, можете уточнить у продавца, является ли магазин плательщиком НДС (VAT taxable retailer). TaxFree4U работает со всеми магазинами-плательщиками НДС.

Какие документы мне необходимо предоставить, чтобы воспользоваться сервисом TaxFree4U?

Если Вы впервые используете сервис TaxFree4U, Вам необходимо загрузить цветную копию 1-й страницы Вашего международного паспорта в развороте. После осуществления покупки, необходимо загрузить фото стандартных чеков на купленные товары. Также, по индивидуальному запросу сотрудника отдела клиентской поддержки TaxFree4U, необходимо предоставить цветную фотографию или цветную сканированную копию страницы Вашего заграничного паспорта, которая содержит информацию о визе, предоставляющей право на въезд и пребывание на территории Европейского Союза. Фото визы запрашивается у Вас отделом клиентской поддержки TaxFree4U, в момент предоставления формы Tax Free, и направляется Вами на e-mail: support@taxfree4u.eu

Какие требования TaxFree4U к фотокопии паспорта?

Цветная фотография или цветная сканированная копия 1 страницы заграничного паспорта в развороте загружается через мобильное приложение или при регистрации на сайте. В исключительных случаях, фото паспорта направляется с помощью e-mail в отдел клиентской поддержки TaxFree4U (support@taxfree4u.eu). Для создания копии паспорта можно использовать фотоаппарат мобильного телефона. Откройте 1 страницу Вашего паспорта и сфотографируйте ее в развороте. Проверьте полученный снимок. Он не должен содержать размытых областей, и текст в нем должен хорошо читаться. Фотография паспорта должна быть горизонтально ориентирована и сделана не ранее чем за 3 месяца до Вашей регистрации в системе TaxFree4U. При прикреплении документа необходимо учитывать, что копия паспорта плохого качества не позволит закончить регистрацию в системе TaxFree4U и приступить к использованию нашего сервиса! Ваша заявка на регистрацию будет отправляться на доработку до момента прикрепления качественной фотографии.

Какими должны быть чеки для того, чтобы воспользоваться сервисом TaxFree4U?

Чек выдается кассовым аппаратом в торговой сети. Чек должен быть целым, в хорошем качестве, все позиции в чеке должны быть читаемы без затруднения. Дата чека должна соответствовать датам Вашей поездки. На чеке не должно быть никаких отметок от других tax free refund операторов. Чек должен содержать:

  • название магазина;
  • индивидуальный номер чека;
  • адрес и контакты магазина;
  • название товара;
  • сумму скидки и общую сумму, включая НДС;
  • индивидуальный налоговый номер магазина;
  • ставку налога НДС;
  • сумму налога НДС.

Важно: загружайте чеки в день совершения покупки!

Возмещение НДС планируют осуществлять на основании единого реестра

В Украине принят новый Порядок ведения Реестра возмещения налога на добавленную стоимость. Цель – облегчить ведение бизнеса в Украине и уменьшить коррупцию. Отныне механизм возмещения должен быть прозрачным и на равных условиях для всех плательщиков налога. Что изменилось и как это повлияет на украинцев – в материале сайта "24".

25 января 2017 года Кабинет Министров Украины утвердил Порядок ведения Реестра заявлений о возврате суммы возмещения НДС. Заработает он с 1 апреля 2017 года. До вступления в силу бюджетное возмещение сумм НДС будет происходить по заявлениям, включенным в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

Что предлагают нового?

Как отметил в комментарии сайту "24" директор юридической компании "Би эн Си" Александр Гарагонич, новый Порядок ведения Реестра вводит механизм бюджетного возмещения НДС. В частности, планируется создание отдельного информационного ресурса – Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС, администрирование которого будет осуществлять Минфин на основании баз данных Государственной фискальной службы и Казначейства. Среди новинок – внесение в Реестр заявлений в течение операционного дня в хронологическом порядке их поступления. Информация о согласованности суммы возмещения НДС, в том числе в случае отсутствия сведений, должна быть внесена органом ГФС, отображается в Реестре автоматически.

Также, говорит эксперт, предлагают осуществлять возмещение НДС без передачи в органы Казначейства заключений органов ГФС относительно суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения будет осуществляться в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения заявлений в Реестр. А еще – Реестр будут публиковать ежедневно на официальном веб-сайте Минфина.

Чего от этого ожидать?

Прежде всего, считает Гарагонич, бизнес ожидает повышение прозрачности и качества администрирования НДС. Также новые правила, которые вводятся Порядком, призваны минимизировать контакты налогоплательщиков с органами ГФС в процессе возмещения НДС. Это в свою очередь может способствовать уменьшению коррупционной составляющей в механизме бюджетного возмещения НДС.

Один реестр вместо двух

До вступления в силу порядка ГФС будет продолжать вести два реестра возмещения НДС, объясняет Александр Гарагонич.

1. Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения плательщикам налога, которые отвечают критериям, определенным п. 200.19 ст. 200 НКУ.

2. Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения плательщикам налога, которые не соответствуют этим критериям.

Вместе с тем, по словам эксперта, принятый 21 декабря 2016 года Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" № 1797-VIII предусмотрел слияние двух действующих на сегодня Реестров в единый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.


Вместо двух действующих на сегодня Реестров будет единый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС

Следовательно, после вступления с 1 апреля 2017 года в силу Порядком в Украине возмещение НДС планируется осуществлять на основании одного Реестра, администрированием которого будет заниматься Минфин.

В то же время управляющий партнер аудиторской компании "Капитал Плюс" Татьяна Шевцова отмечает: несмотря на то, что новый Порядок введен, невозмещенные суммы остаются. Каким образом будут компенсировать эти остатки – пока непонятно, отмечает Шевцова, ибо переходных моментов относительно возмещения таких сумм пока нет.

На самом деле в госбюджете заложены суммы возмещения НДС в связи с изменившимися нормами, которые возникают начиная с 1 января 2017 года. Каким образом будут возмещены остатки, которые были по состоянию на 1 января – вопрос. Потому что нет соответствующих порядков,
– отметила Шевцова.

Что может пойти не так?

Понятно, что улучшить условия для ведения бизнеса в Украине с введением нового механизма возмещения НДС удастся лишь при условии реальной открытости процедуры возмещения НДС, отмечает Гарагонич, а также соблюдения принципа равенства и справедливости при возмещении налогоплательщикам.

Кроме того, по мнению эксперта, камнем преткновения для бизнеса могут стать некоторые обстоятельства, которые способны затормозить введение нового механизма возмещения НДС.

Во-первых, говорит Гарагонич, вызывает много сомнений функциональная готовность Минфина к передаче под его контроль ведения налоговых баз данных и информационных ресурсов, принадлежащих ГФС. Во-вторых, усложнить жизнь налогоплательщикам способно предоставлено Государственной фискальной службе право на проведение проверок и право на отказ в регистрации налоговых накладных. В-третьих, отмечает эксперт, Госказначейство осуществляет бюджетное возмещение НДС в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете. А требования этой нормы должны будут учитываться Казначейством и после 1 апреля 2017 года.

Как это поможет уменьшить коррупцию?

Действующий до этого времени механизм предусматривал, что возмещение НДС осуществлялось на основании выводов, которые ГФС передавало Госказначейству. Задержание или неотправка ГФС выводов в Казначейство о правомерности возмещения НДС, без которого возмещение является невозможным, давало ГФС возможность манипулировать суммами, заявленными к возмещению.


Выборочный непрозрачный процесс к возмещению НДС создавал значительные возможности для коррупции в этой сфере

Эксперт объясняет: на преодоление избирательности при возмещении НДС, когда чиновник определяет адресата получения средств из бюджета, направлено такое нововведение, как формирование Реестра в хронологическом порядке поступления заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.

Уменьшению коррупционной составляющей механизма возмещения НДС также должно способствовать обеспечению прозрачности процедуры. Так, ежедневное обнародование Реестра на официальном веб-сайте Минфина предоставит возможность налогоплательщикам и общественности следить за процедурой возмещения НДС,
– говорит Гарагонич.

По его словам, такую инициативу внедряют только сейчас, а не раньше, из-за отсутствия политической воли и нежелания коррумпированной системы государственного аппарата терять огромное источник "нетрудовых" доходов. Кроме того, заключает эксперт, контроль над системой возмещения НДС предоставлял возможность олигархам расставлять на должности в этой системе "своих" людей и получать при этом неконкурентные преимущества. Что, собственно, и должно исчезнуть при введении нового единого Реестра заявлений о возмещении налога на добавленную стоимость.

НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине: ставка и расчет, плательщики, возмещение, регистрация и получение свидетельства НДС, сроки регистрации и критерии блокировки налоговых накладных. Узнайте, как проверить плательщика НДС в реестре.

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое НДС

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

1) любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность, которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном НКУ;

2) любое лицо, которое подлежит регистрации как плательщик налога в соответствии с требованиями НКУ.

В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1млн. гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;

6) лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Реестр плательщиков НДС

Ставка НДС

Расчет НДС

Налоговая накладная

Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных

Как разблокировать накладную?

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение Комиссии;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение Комиссии без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Подача декларации и срок уплаты НДС

НДС при экспорте и импорте

  • в том же состоянии, в котором они были вывезены за пределы таможенной территории Украины, с соблюдением условий, установленных Таможенным кодексом Украины;
  • в отремонтированном виде, если ремонт проведен в рамках гарантийных обязательств;

Ввоз с частичным освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены:

  • в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины. Уплате подлежит положительная разница между суммами налога, рассчитанными исходя из базы налогообложения продуктов переработки и базы налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины для переработки;
  • в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока не вывозятся за пределы таможенной территории Украины.

Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности - не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций:

  1. Отсутствие товара / услуги, указанного в налоговой накладной в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств равен или превышает величину остатка, что определяется как разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины такого / такой товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 в Реестре, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов) групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
  2. Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной / расчете корректировки, представленных для регистрации в Реестре на дату их составления.
  3. Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива в отношении субъекта хозяйствования, который подал для регистрации в Реестре НН / расчет корректировки, в которых указаны товар (горючее) по кодам согласно УКТВЭД в соответствии с подпунктом 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
  4. Составление расчета корректировки поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для товаров по кодам согласно УКТВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для услуг по кодам согласно государственного классификатора продукции и услуг - первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в Реестре, в таблице данных налогоплательщика как товара / услуги, что им на постоянной основе поставляется.
  5. Превышение суммы компенсации стоимости товара / услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств величины остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017 и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в связи с регистрируемыми в Реестре налоговыми накладными/ расчетами корректировки на поставку такого товара / услуги.
  6. Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представление для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушения предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

Иногда плательщики НДС получают право на его возврат. Это бывает, когда вычеты по НДС оказываются больше начисленного налога. Расскажем, как вернуть НДС из бюджета, и с какими подводными камнями при этом может столкнуться бизнесмен.


В каких случаях можно вернуть НДС из бюджета

НДС к уплате — это разница между входящим и исходящим налогом. То есть между НДС, который вы начислили на свои товары и услуги, и НДС, который сами заплатили своим поставщикам. Более подробно почитать о механизме работы НДС можно здесь.

В большинстве случаев начисленный налог будет больше, чем входящий. Но в некоторых случаях может быть и наоборот.

  1. Вы купили дорогое основное средство или большую партию товаров. При этом вы можете сразу взять к вычету НДС со всей суммы покупки. А если в этом квартале продаж было мало, то начисленный НДС окажется меньше, чем вычеты.
  2. Вы работаете по льготным ставкам 0% или 10%. При этом если поставщики предъявляют вам входной НДС по обычной ставке 20%, вычеты могут оказаться больше.

В таких ситуациях вы заплатите поставщикам больше НДС, чем получите от покупателей. Это значит, что вы можете вернуть из бюджета разницу между входящим и начисленным НДС.

Что сделать, чтобы вернуть НДС

В первую очередь заполните декларацию и сдайте ее в ИФНС.

Прежде чем налоговики примут решение о возврате, они проведут камеральную проверку декларации. И будьте готовы к тому, что декларацию с налогом к возмещению будут проверять особенно тщательно.

Камеральная проверка декларации по НДС в общем случае длится до 2 месяцев, но инспекторы имеют право продлить срок до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если в это время вы сдадите уточнённую декларацию, срок начнёт идти заново. Уточнёнку обязательно сдавать только если в ней нет необходимых сведений, или ошибки привели к занижению суммы налога. Поэтому при незначительных нарушениях, например, опечатке в номере счёта-фактуры, лучше просто предоставьте пояснения.

Обычно камеральные проверки проводят в помещении инспекции, но если в отчёте заявлена сумма к возмещению, или в ходе проверки выявлены несоответствия, проверяющие имеют право провести осмотр ваших помещений (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Скорее всего, во время проверки у инспекторов возникнут вопросы и они запросят у вас пояснения и дополнительные документы. Весь обмен информацией при проверке декларации по НДС нужно вести в электронном виде. Если вы направите ответ налоговикам на бумаге, он будет считаться непредставленным.

При получении запроса от ИФНС в течение 6 дней направьте квитанцию о приеме документов, и в течение 5 дней ответьте на сам запрос.

Если нарушите сроки, будут штрафы:

  • при нарушении срока отправки квитанции более, чем на 10 дней, налоговики могут заблокировать ваши счета (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • если нарушите срок ответа на запрос, то вас оштрафуют на 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

И самое главное: если налоговики не получат пояснения, которые их устроят, они откажут в возмещении НДС.

Во время камеральной проверки вас могут вызвать на так называемую «комиссию по легализации налоговой базы». Общая цель таких мероприятий — убедить налогоплательщика увеличить выплаты в бюджет, а применительно к нашему случаю — отказаться от возмещения НДС.

Помните, что если декларация заполнена без ошибок и все подтверждающие документы в порядке, у налоговиков нет законных оснований для отказа в возмещении НДС. Но руководитель или сотрудник компании, который пойдет на комиссию, должен обладать психологической устойчивостью, чтобы противостоять давлению.

Если вы не хотите излишнего внимания налоговиков, можете изменить декларацию так, чтобы суммы к возмещению в ней не было. Для этого перенесите крупный вычет на следующие периоды или разбейте его на части. У вас есть право использовать вычет в течение трёх лет после принятия на учёт материальных ценностей или услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Но переносить или дробить вычеты можно не всегда. Если вы купили основное средство или нематериальный актив, то вычет нужно в полном объеме заявить в том периоде, когда вы поставили объект на учёт. Также нельзя переносить вычеты по выданным авансам или по суммам, уплаченным в качестве налогового агента. На это указывает Минфин РФ в своих письмах от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 и 03-07-11/20293.

В какие сроки вернут НДС

Если налоговики не найдут нарушений, камеральная проверка будет длиться не более 2 месяцев. Затем в течение 7 дней руководитель ИФНС должен принять решение о возмещении налога. Еще 5 дней закон даёт казначейству на перечисление средств.

Чтобы получить деньги в эти сроки, вы должны заранее, лучше всего вместе с декларацией, сдать заявление на возврат НДС. Если в день принятия решения о возмещении такого заявления у налоговиков не будет, то вы получите деньги через месяц после того, как сдадите заявление (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по НДС или другим федеральным налогам, то инспекторы сначала погасят этот долг. На расчётный счет вы получите сумму, оставшуюся после закрытия задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Если проверяющие найдут нарушения при заполнении декларации, срок возврата НДС удлинится более, чем в два раза. В таблице ниже указаны максимальные сроки, предусмотренные НК РФ. Теоретически каждый этап может проходить и быстрее. Но обычно при возврате средств из бюджета налоговики полностью используют все установленные законом лимиты времени.


в какие сроки вернут НДС

Если у вас найдут нарушения и сумма к возмещению изменится, не забудьте написать новое заявление на возврат. Его удобно сдать вместе с возражениями по акту.

Особенности возмещения НДС для экспортёров

Для многих экспортёров процедура возврата НДС будет ещё сложнее. Речь идет о тех, кто продает за границу сырьевые товары, перечень которых утверждён постановлением Правительства от 18.04.2018 № 466. Это нефть и нефтепродукты, металлы, древесина и т.п.

Экспортёры сырьевых товаров не могут включить в декларацию входной налог на основании одних счетов-фактур, как все остальные плательщики НДС. Они должны приложить к декларации по НДС документы, подтверждающие экспорт: контракты, таможенные декларации, накладные и т.п. (ст. 165 НК РФ). Поэтому для них срок возврата НДС увеличится на время, необходимое для сбора всех документов.

Кто и как может вернуть НДС в ускоренном порядке

Некоторые бизнесмены могут вернуть НДС из бюджета намного быстрее, чем описано выше (ст. 176.1 НК РФ). Право на ускоренный возврат имеют следующие налогоплательщики.

  1. Крупные налогоплательщики-организации. Речь идет о юридических лицах, которые за три предыдущих года заплатили налог на прибыль, акцизы, НДС и НДПИ на общую сумму не менее 2 млрд руб.
  2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток. За бизнесмена должна поручиться управляющая компания территории или порта.
  3. Любые налогоплательщики, которые предоставили поручительство или банковскую гарантию, если соблюдены требований закона к поручителю или гаранту. Поручитель, в частности, должен перечислить в бюджет не менее 2 млрд налогов за последние три года, а банк-гарант — иметь уставный капитал в размере не менее 1 млрд руб.

Вернуть НДС из бюджета в ускоренном порядке можно за 15 дней, то есть не нужно ждать результатов камеральной проверки. Процесс выглядит так.

  1. В течение пяти дней после сдачи декларации налогоплательщик направляет заявление об ускоренном возврате.
  2. За пять дней налоговики принимают решение.
  3. В течение пяти дней казначейство перечисляет деньги.

Но декларацию проверять все равно будут. Если выяснят, что налог был возмещён необоснованно, его придется вернуть в бюджет. За время пользования бюджетными средствами нужно будет заплатить пени по двойной ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Что делать, если налоговики нарушают сроки возврата

Если всё сделали как надо, а денег все нет, обратитесь к инспектору, который вёл проверку. Возможно, что была техническая ошибка и деньги поступят в ближайшее время.

Если решить вопрос с инспектором не удалось, направьте письмо руководителю ИФНС. Ну а если и это не помогло, напишите в вышестоящий налоговый орган. Если же не удалось договориться с налоговиками на всех уровнях — остаётся только обратиться в суд.

Если срок возврата НДС был нарушен необоснованно, вы имеете право получить не только основную сумму, но и проценты за время задержки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Вывод

Если сумма вычетов по НДС за квартал превышает начисленный налог — вы можете вернуть разницу из бюджета. Это непростая процедура, которая в лучшем случае займёт больше двух месяцев, а в худшем — до пяти месяцев.

Чтобы избавить себя от этих хлопот — передайте бухгалтерию на аутсорсинг в сервис «Моё дело Бухобслуживание». Наши специалисты сами подготовят нужные документы и возьмут на себя общение с налоговиками.

Читайте также: