Возмещение ндс при ликвидации ооо

Опубликовано: 19.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 июля 2019 г. N 03-07-11/52674 О применении НДС при передаче имущества участнику ООО при ликвидации этого общества

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) с даты государственной регистрации по настоящее время применяет общую систему налогообложения. Уставный капитал Общества равен 54 520 тыс. руб. В мае 2019 г. единственный участник Общества - физическое лицо (далее - участник) принимает решение о ликвидации Общества.

После завершения расчетов с кредиторами Общества участнику будет передаваться имущество ликвидируемого Общества, а именно, здание, числящееся на балансе в качестве основного средства, построенное подрядным способом. Остаточная стоимость здания - 38 529 тыс. руб. (первоначальная стоимость - 50 890 тыс. руб., начисленная амортизация - 12 361 тыс. руб.). В 2011 году после введения в эксплуатацию основного средства - вышеуказанного здания налог на добавленную стоимость в сумме 9 160 тыс. руб. принимался к вычету. Рыночная стоимость здания в настоящее время составляет 33 040 тыс. руб.

1. Как с точки зрения статьи 39 НК РФ и статьи 146 НК РФ будет определяться первоначальный взнос участника? Право ли Общество, что рыночная стоимость передаваемого здания - 33 040 тыс. руб. не превышает первоначальный взнос участника - 54 520 тыс. руб., и объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает (пп. 5 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ)?

2. Как Обществу в соответствии с пп. 2 п. 3, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ определить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую восстановлению? Как при этом определить долю стоимости здания, пропорциональную сумме первоначального взноса участника?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при передаче имущества участнику общества с ограниченной ответственностью при ликвидации этого общества Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения НДС передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Для целей статей 39 и 146 Кодекса под первоначальным взносом понимается действительная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале этого общества, определяемая в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Что касается восстановления сумм НДС, принятых к вычету по имуществу, передаваемому в пределах первоначального взноса участнику общества с ограниченной ответственностью при ликвидации этого общества, то согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), имущественным правам в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, по которым налог не начисляется, за исключением ряда операций, поименованных в указанном подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, к которым передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при ликвидации этого общества не относится.

Таким образом, при передаче имущества участнику общества с ограниченной ответственностью при ликвидации этого общества по стоимости, не превышающей первоначальный взнос этого участника и остаточную стоимость, сформированную по данным бухгалтерского учета, суммы НДС, принятые к вычету по такому имуществу, подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Не облагается НДС передача участнику имущества в пределах первоначального взноса при распределении имущества ликвидируемого общества.

Под первоначальным взносом понимается действительная стоимость доли участника ООО в уставном капитале.

При передаче имущества ликвидируемого ООО участнику по стоимости, не превышающей первоначальный взнос этого участника и остаточную стоимость, сформированную по данным бухучета, суммы НДС, принятые к вычету по такому имуществу, подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).

«Первоочередным» кандидатом на проведение налоговой проверки являются те организации, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, налоговая инспекция должна организовать проверку очень оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций.

На основании статьи 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации организации или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Обратите внимание!

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

В случае если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (пункт 2 статьи 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (пункт 3 статьи 49 НК РФ).

Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 Гражданского кодекса.

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен пунктом 4 статьи 49 НК РФ. *

*4. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абзаца 2 и 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.*

*Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

При ликвидации организации все расчеты с контрагентами, в результате которых могут возникать отношения по НДС, должны быть завершены:

- суммы НДС по стоимости отгруженной продукции, работ или услуг должны быть перечислены в бюджет;

- суммы НДС по стоимости полученных авансов, подлежащих возврату покупателю или заказчику (в связи с невозможностью исполнения обязательств по соответствующему коммерческому договору), должны быть сторнированы с одновременным восстановлением ранее произведенных налоговых вычетов либо списанием в бухгалтерском учете сумм, учтенных на счете 19 (если вычеты еще не предъявлены), на увеличение размера аванса (практически доведение его размера до фактически полученных сумм);

- суммы уплаченного (подлежащего уплате) НДС, право на налоговый вычет по которым утрачено, должны быть отнесены на увеличение затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ или услуг;

- суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов должны быть истребованы порядком, установленным ст.

Основной вопрос, который возникает при расчетах с бюджетом по налогу на добавленную стоимость при ликвидации налогоплательщика, связан с тем, считать ли реализацией распределение имущества между учредителями и участниками хозяйственных обществ и товариществ.

В данном случае следует прежде всего руководствоваться общими нормами, установленными ст. 39 НК РФ.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Кроме того, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) передача долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (п.

Таким образом, если стоимость распределяемого между участниками ликвидируемого общества имущества превышает их первоначальный вклад, то для целей налогообложения данные операции следует рассматривать как реализацию товаров (работ, услуг). Налоговую базу по НДС в таком случае следует определять как разницу между распределяемыми среди участников общества долями и их первоначальными вкладами.

В то же время при ликвидации организации и передаче ее учредителям акций и денежных средств объект обложения НДС как у ликвидируемого общества, так и у его участников не возникает.

Это обусловлено тем, что операции с денежными средствами и операции по реализации ценных бумаг не подлежат обложению НДС.

Следует учесть, что при передаче имущества в пределах первоначального взноса необходимо восстановить к уплате в бюджет НДС со стоимости материально-производственных запасов и недоамортизированной части передаваемых участникам основных средств.

Следовательно, наиболее предпочтительной с точки зрения налогообложения представляется организация расчетов с учредителями и участниками в денежной форме или посредством передачи ценных бумаг других организаций (собственные акции и доли передавать бессмысленно, так как на дату ликвидации они уже ничего не стоят).

Из сказанного также следует, что в том случае, когда расчеты осуществляются в неденежной форме, в бухгалтерском и налоговом учете соответствующие операции целесообразно отражать в два приема - при передаче имущества в части, соответствующей первоначальному взносу, и в части, превышающей указанную сумму. Если расчеты частично осуществляются денежными средствами, нужно будет оформлять и третью проводку.

При этом не имеет значения, проводить ли факт передачи активов через счет учета продаж (90) или счет учета прочих доходов и расходов (91). По нашему мнению, более правильным является использование счета 91, так как у получателя (юридического лица) поступившее имущество принимается к учету как безвозмездно полученное, а передача активов физическим лицам может отражаться как прочие продажи.

Общая сумма задолженности перед учредителями составляет 400 тыс. руб., из них 100 тыс. руб. соответствует размеру первоначального взноса, 64 тыс. руб. выплачивается перечислением с расчетного счета, остальная сумма погашается посредством передачи товаров.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки (проводки, связанные с восстановлением НДС, ранее принятого у учету в составе налоговых вычетов, опущены):

Дебет 75 Кредит 51 - 64 тыс. руб. - на сумму, перечисленную с расчетного счета;

Дебет 75 Кредит 41 - 100 тыс. руб. - на сумму стоимости переданных товаров в части, соответствующей первоначальному взносу учредителей;

Дебет 91 Кредит 68 - 36 тыс. руб. - на сумму НДС по стоимости товаров, передаваемых сверх суммы первоначального взноса;

Дебет 75 Кредит 41 - 200 тыс. руб. - на сумму стоимости товаров, передаваемых сверх суммы первоначального взноса;

Дебет 68 Кредит 51 - на сумму НДС, перечисленного в бюджет.

Из примера видно, что налог фактически должен рассчитываться по расчетной ставке. Это связано с тем, что на этапе передачи имущества сумма активов, подлежащих распределению, уже определена окончательно и, следовательно, других источников для уплаты налога может не быть.

Из примера также следует, что в порядке оптимизации налоговых обязательств целесообразно расчеты в пределах суммы первоначального взноса вести (по возможности) неденежными средствами.

При передаче ликвидируемых (в порядке реорганизации) объектов основных средств, материально-производственных запасов и иного имущества в уставный капитал другого юридического лица следует иметь в виду, что в настоящее время (после 2006 г.) на законодательном уровне закреплена обязанность налогоплательщика восстанавливать суммы налога при передаче имущества в уставные или складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или в паевые взносы производственных кооперативов. При этом суммы налога по стоимости оборотных активов (материально-производственных запасов) подлежат восстановлению в полном размере, а по стоимости внеоборотных активов (объектов основных средств и объектов нематериальных активов) - пропорционально остаточной стоимости, но без учета переоценки.

Организацией переданы в уставный капитал материалы, приобретенные в 2004 г. на общую сумму 20 тыс. руб. (без учета налога), объект основных средств, приобретенный в 2005 г. за 100 тыс. руб., остаточная стоимость которого на дату передачи составила 75 тыс. руб. (без учета переоценки). Сумма налога, подлежащего восстановлению, будет равна 19 тыс. руб. (20 х 20% + 100 х 20% х 75 : 100).

Обратите внимание! Восстанавливается налог по той ставке, по которой осуществлялся налоговый вычет в соответствующем периоде.

Одновременно разрешена и другая проблема - о правомерности осуществления налоговых вычетов принимающей стороной: подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо установлено, что суммы восстановленного налога подлежат налоговому вычету у принимающей организации в общем порядке.

Заметим, что иная позиция фактически означала бы двойное налогообложение, что прямо противоречит концепции налогового законодательства.

Суммы налога также должны быть восстановлены при передаче имущества для использования при выпуске продукции, выполнении работ или оказании услуг, не облагаемых налогом, а также при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц. Порядок восстановления сумм налога аналогичен описанному выше.

Специально оговорено, что суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов.

Обратите внимание! Отдельным абзацем установлено: восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления соответствующих операций. Данная норма имеет принципиальное значение для случаев передачи объектов основных средств и иных внеоборотных активов - дата восстановления определяется датой передачи, а не датой прекращения начисления амортизации.

В соответствии со ст. 162.1 "Особенности налогообложения при реорганизации организаций" НК РФ в случае реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Вычеты суммы налога, исчисленной и уплаченной с сумм авансовых или иных платежей, производятся правопреемником (правопреемниками) после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника (правопреемников) операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата.

В случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Вычеты сумм налога производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником (правопреемниками) этой организации.

Не признается оплатой товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС передача налогоплательщиком права требования правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации.

При передаче правопреемнику (правопреемникам) товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы налога были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной (реорганизуемой) организацией.

В случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, которые в соответствии со ст. 176 НК РФ подлежат возмещению, но не были до момента завершения реорганизации возмещены реорганизованной (реорганизуемой) организацией, возмещаются правопреемнику (правопреемникам) в общем порядке.

Что делать с НДС при ликвидации предприятия? В этом деле есть масса нюансов, о которых следует знать заранее. Закрытие организации является непростым процессом, так как перед владельцем стоит множество вопросов юридического и бухгалтерского характера. Фирма проверяется почти всеми инстанциями.

Что делать при закрытии ООО?

Существует два варианта развития событий при закрытии ООО: принудительное и добровольное. И здесь все зависит от того, какое настоящее положение дел у организации имеет место быть в данный момент. Деятельность любого предприятия всегда находится под строгим контролем вышестоящих органов власти.

Принудительное закрытие проводится по решению суда в определенных случаях. На его принятие влияет целый ряд факторов (от банкротства до реализации неправомерной деятельности). А вот добровольная ликвидация осуществляется непосредственно по решению владельцев о закрытии фирмы вследствие отсутствия дохода или по иным причинам.

Передача имущества ООО

Правительственный регламент предусматривает ликвидацию фирмы на основе веских причин. В ИФНС и другие контролирующие органы власти следует предоставить полный пакет юридически важных документов. Именно это служит основанием для рассмотрения дела и принятия окончательного решения. Для осуществления данного процесса необходимо соблюсти все нормы и правила соответствующего законодательства РФ.

Этапы ликвидации фирмы:

  • принятие решения о закрытии компании. Владелец должен подать документы о закрытии в соответствующие органы, где будет составлена ликвидационная комиссия;
  • публикация о закрытии компании в специализированных СМИ. В стадии ликвидации необходимо сообщить о процессе закрытия всем, кто взаимодействовал с ООО;
  • проверка деятельности предприятия государственными службами;
  • инвентаризация и погашение долгов перед кредиторами;
  • опись ликвидационного баланса. Сюда входят основные средства и регистрация в ЕГРЮЛ. В этом пункте сложно разобраться, но можно прибегнуть к помощи квалифицированных юристов.

Существуют и другие способы аннулирования деятельности организации путем реорганизации. В таком случае при передаче имущества все права переходят к правопреемнику.

Альтернативная ликвидация ООО

К альтернативным вариантам закрытия компании относят слияние, присоединение и преобразование компании. В результате слияния компаний образовывается новая фирма, а старые прекращают свое существование. Присоединение компании означает ее поглощение, контрольный пакет акций и доходы при реализации основных средств переходят к владельцам поглотившей фирмы.

Преобразование фирмы подразумевает смену ее типа, а все права на нее переходят образованному юридическому лицу. Продажа компании подставным лицам считается незаконной и является уголовно наказуемой.

Одним из популярных способов ликвидации компании является ее продажа в оффшорную компанию. В таком случае она ликвидируется посредством смены действующих представителей и владельцев компании. В начале такой процедуры компания нерезидент должна получить минимум 20% капитала ликвидируемой компании. Далее руководство компании сменяется иностранными лицами, а сама фирма переходит под контроль иностранной оффшорной компании. Вся процедура регистрируется в налоговой и является абсолютно законной. Среди ее преимуществ быстрота устранения фирмы (до шести недель).

Вычет НДС

НДС – это косвенный налог, который накладывается при реализации имущества. Его выплачивает конечный потребитель. Такой результат достигается путем возмещения налоговых затрат каждым последующим покупателем.

К вычету НДС берется в расчет затраты на перевозку товара. Снимают НДС с основных средств предприятия в соответствии с предоставленными документами и накладными на товар. Стоит учитывать, что на возврат этого налога может претендовать только фирма, которая его уплачивала.

Но при ликвидации компании не все так просто. Организация прекращает деятельность, но вот налог не возмещается конечным потребителем, а остается обязанностью фирмы. Это один из случаев, когда осуществляется восстановление НДС. Процедура восстановления или возмещения НДС осуществляется путем подачи соответствующих документов. К ним относится и декларация НДС, которая подается в налоговую инспекцию.

Если арбитраж примет решение в пользу компании, то средства будут возвращены. НДС по ликвидированным фирмам находится в общественном доступе. Это важно учитывать еще до момента начала процедуры.

Читайте также: