В какой бюджет поступает ндс в федеральный и региональный в федеральный в региональный

Опубликовано: 02.05.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ статья 56 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 56 . Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 БК РФ

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2024 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ

Пункт 2 изменен с 15 октября 2020 г. - Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 345-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ) действие абзаца третьего пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января 2018 г. до 1 января 2025 г.

В 2018 - 2024 гг. налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 75 процентов. Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 25 процентов

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 75 процентов;

налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;

налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ действие абзаца восьмого пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января 2021 г. до 1 января 2024 г.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ) действие абзаца восьмого пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2017 г. до 1 января 2021 г.

Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, зачисляются в бюджеты субъектов РФ: в 2017 г. - по нормативу 61,7 процента, в 2018 г. - по нормативу 57,1 процента, в 2019 г. - по нормативу 58,1 процента, в 2020 г. - по нормативу 58,2 процента

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 процентов;

ГАРАНТ:

В 2020 г. налоговые доходы от акцизов на средние дистилляты, производимые на территории РФ, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с нормативом, установленным статьей 56, подлежат распределению территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов РФ в соответствии с приложением к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 80 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;

Информация об изменениях:

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;

акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 381-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 158-ФЗ) действие абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса в части зачисления в федеральный бюджет и бюджет Магаданской области налоговых доходов от налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, было приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г.

С 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г. налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, подлежат зачислению в бюджет Магаданской области по нормативу 100 процентов

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать второй (ранее - двадцать первый) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

абзац двадцать третий утратил силу с 1 января 2017 г.;

Информация об изменениях:

абзац двадцать четвертый (ранее - двадцать третий) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, - по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;

за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;

за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;

за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;

за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

Абзац сорок третий (ранее - сорок второй) утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

абзац сорок четвертый (ранее - сорок третий) утратил силу с 1 января 2013 г.;


  • Федеральные налоги и сборы
  • Региональные налоги
  • Местные налоги и сборы
  • Чем отличается налог от сбора
  • Налоги и специальные режимы
  • Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2021 году (таблица)
  • Страховые взносы
  • Итоги

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Один из самых спорных и сложных видов налогообложения – НДС, то есть налог на добавленную стоимость. У предпринимателей возникают вопросы: НДС – это федеральный налог или региональный, кто должен его платить, в какие сроки по нему предоставляется отчетность? Он входит в разряд федеральных, так как взимается в соответствии с общероссийским законодательством, и вся прибыль от его уплаты поступает в бюджет федерального уровня.


Что такое НДС, и как он рассчитывается?

В отличие от НДФЛ, НДС – косвенный налог: его платит продавец, но фактически он оплачивается покупателем, так как производители и ритейлеры закладывают его в итоговую цену товара на полке магазина. Этому виду налогообложения в кодексе посвящена отельная глава из-за сложности его расчета, подачи отчетности и уплаты для плательщиков. Система налогообложения с НДС строится на основе следующих принципов:

  • Объектом налогообложения по этому налогу выступают операции, которые совершаются в цепочке изготовления и поставок товара до конечного потребителя.
  • Базой налогообложения по нему выступает стоимость реализованных товаров, услуг или иных материальных и нематериальных ценностей.
  • Налоговая ставка – она устанавливается отдельно для каждого вида операций и зависит от нескольких факторов.
  • Налоговый период. В России он составляет 1 квартал, причем налоговый период полностью совпадает с отчетным. Представители бизнеса 1 раз в квартал предоставляют налоговую отчетность по НДС в электронном виде. Также см. “Налоговый период по НДС“.

Сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом. Рассчитанная на квартал сумма делится на три части и вносится ежемесячно, платеж проводится до 25 числа каждого месяца. При этом работают с этим налогом только организации, выбравшие для себя общую, а не упрощенную систему налогообложения. Если же предприниматель выбирает “упрощенку”, патент или налогообложение на вмененный доход, платить НДС ему не придется.

Документы и отчетность для уплаты НДС

Сроки уплаты НДС по налоговому кодексу устанавливаются для всех категорий плательщиков: этот вид налогообложения предполагает период продолжительностью в 3 месяца. По истечении этого срока не позднее 25 числа следующего месяца плательщики и налоговые агенты обязаны предоставлять в местное отделение инспекции декларацию, в которой фиксируются все проведенные операции.

В документе должны присутствовать данные счет-фактур – это один из наиболее важных типов документов для плательщиков НДС. Если этого документа нет, плательщик не может учесть сумму входного налога до операции, а значит. Сократить добавленную стоимость и уменьшить собственную базу налогообложения.

Также нужно понять: НДС – это прямой или косвенный налог. При прямых налогах, таких как НДФЛ, фактически предприятие теряет прибыль, так как оно вынуждено отдавать часть доходов в счет государства. В случае с НДС прибыль не теряется, так как потраченные на уплату налога средства закладываются в цену конечного товара для потребителя. Таким образом, НДС увеличивает итоговую налоговую нагрузку на покупателей, а не на продавцов.

В соответствии с Налоговым кодексом НДС отнесен к федеральным налогам (п. 1 ст. 13 НК РФ). Это значит, что он в полной сумме поступает в федеральный бюджет. А еще НДС является косвенным налогом, поскольку оплачивает его покупатель, а непосредственно в бюджет перечисляет продавец.

Обязательно ли платить этот налог?

Да, в настоящее время система налогообложения без НДС не существует практически нигде в мире. Для государства это источник постоянного дохода, позволяющий не повышать затраты производителей, поэтому этот налог считается одним из самых результативных. Оформление налоговой отчетности по нему и перечисление взносов является обязательным: неуплата налога и задержка предоставления отчетов является основанием для наложения штрафных санкций.

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.


Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.

Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Функции региональных налогов

Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Порядок установления

Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.

Что относится к региональным налогам

Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.

В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.

Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.

Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.

Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».

Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.

Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.

Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).

Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.

Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.

Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.

Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.

Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.

На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:

  • организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
  • банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
  • нотариусам, адвокатам;
  • организациям с филиалами;
  • работодателям, у которых больше 100 работников;
  • иностранным компаниям.

Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:

в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;

в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.

Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:

  • не более 100 работников;
  • менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
  • не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
  • не более 20 транспортных средств для перевозок.

В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.

Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.

ЕНВД — это произведение:

  • базовой доходности в месяц по числу сотрудников, площади помещения, количеству пассажирских мест или магазинов;
  • всероссийского коэффициента-дефлятора (в 2019 году он равен 1,915);
  • понижающего городского корректирующего коэффициента;
  • муниципальной налоговой ставки от 7,5% до 15%.

Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.

Читайте также: