Услуги такси ндс облагаются

Опубликовано: 29.04.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Когда при автоперевозках можно работать на патенте

Такси и перевозки автотранспортом попадают под патент. Этот вариант подойдет только для ИП, если они соблюдают ограничения патента:

  • не более 60 млн рублей в год в качестве выручки;
  • не более 15 сотрудников;
  • своевременная уплата патентных платежей.

Если нарушить эти ограничения, придется перейти на ОСНО с начала действия патента, во время действия которого произошли нарушения.

Сколько патентов нужно при перевозках между регионами

Возить пассажиров между регионами и не покупать несколько патентов можно. Будет достаточно одного патента, купленного в регионе, где вы чаще всего работаете. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Например, вы перевозите пассажиров из Свердловской области в Челябинскую и Курганскую, тогда достаточно, чтобы г. Екатеринбург значился как место заключения договоров.

Сколько стоит патент для такси

Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:

  • срок патента (месяц, полгода, год);
  • число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.

Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:

  • срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
  • срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.

Такси на УСН: ограничения

Упрощенка подходит для организаций и ИП с доходом не более 200 млн рублей и числом сотрудников не более 130, есть и другие ограничения, о них читайте в нашей статье об УСН. А здесь мы рассказываем, что выгоднее для предпринимателя — УСН или патент.

Плюс упрощенки в том, что налог единый и платится четыре раза в год, налоговая декларация подается раз в год, в некоторых регионах по налогу действует сниженная ставка, а еще уплаченные страховые взносы за ИП и сотрудников уменьшают сумму налога.

Такси на ОСНО: условия

Основной налоговый режим действует без ограничений, он подойдет крупным таксопарком с большим числом авто в собственности и штатом сотрудников более 130 человек. Но этот налоговый режим — самый сложный и «дорогой», здесь мы рассказываем о нем подробнее. Поэтому если есть возможность — лучше использовать спецрежим — УСН, патент или их совмещение. Это уменьшит налоговую нагрузку, упростит учет и отчетность.

Налог на профессиональный доход для таксиста

Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:

  • придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
  • надо работать одному, без сотрудников;
  • режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.

Как выбрать самый выгодный налоговый режим

Воспользуйтесь нашим бесплатным онлайн-калькулятором: введите данные по вашей деятельности, и калькулятор рассчитает налоговую нагрузку на разных режимах, подскажет, какие из них вы можете применять, останется выбрать самый выгодный.

Онлайн-кассы для такси

Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2021. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.

Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.

Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты. Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.

Как учитывать расходы на каршеринг и такси?

В каких случаях не берется в расходы и какая первичка по обоснованию расходов?

1. Налог на прибыль

Перечень расходов на содержание служебного транспорта, предусмотренный пп. 11 п.1 ст. 264 НК РФ открыт, поэтому в целях налогообложения могут быть учтены любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с содержанием транспорта.

По мнению Минфина РФ, в случае если организация в качестве служебного транспорта использует услуги такси, то затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при выполнении требований статьи 252 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 20.10.17 N 03-03-06/1/68839).

В отношении услуг каршеринга схожая точка зрения выражена в письме УФНС по г. Москве от 28.01.2019 N 13-11/011687@. Данное письмо касалось расходов на каршеринг в командировке, но мы полагаем, что в целях налога на прибыль, данные разъяснения могут быть применены и к служебным поездкам работников, которые не относятся к командировкам.

Таким образом, расходы на служебные поездки (как совершенные на такси, так и с использованием автомобиля каршеринга) должны быть обоснованы и документально подтверждены. Поездки должны быть связаны с выполнением должностной функции работников и относится к служебной необходимости.

Для этой цели в локальном акте организации следует закрепить, что работники с разъездным характером работы могут использовать такси (автомобили каршеринга), прописать порядок действий офисных работников, которым необходимо осуществить поездку по служебной необходимости (заявка, визирование, согласование и т.п.). Таким распорядительными документами могут быть приказы или распоряжение руководителя организации, об утверждении перечня работников с разъездным характером труда, порядок использования услуг такси (каршеринга) при совершении служебных поездок (для работников, место работы которых в офисе, но совершающих периодически разовые поездки). Целесообразно предусмотреть периодичность отчетов и перечень первичных документов, подтверждающих понесенные работниками расходы и их размер.

Нормы главы 25 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, подтверждающих те или иные расходы (письма Минфина РФ от 29.08.2017 N 03-03-06/1/55280, от 15.08.2017 N 03-07-08/52318). Документы, должны быть надлежащим образом оформлены и из них четко и определенно должно прослеживаться, какие расходы были произведены (письма Минфина России от 26.03.2019 N 03-03-06/2/20469, от 21.03.2019 N 03-03-07/19097) и должна присутствовать их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (письмо Минфина России от 26.03.2019 N 03-03-07/20466).

Затраты, фактически понесенные работниками (или организацией) на оплату услуг такси должны быть подтверждены чеками ККТ и (или) бланками строгой отчетности, в том числе в электронном виде (п. 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Письмо Минфина РФ от 28.12.2018 N 03-03-07/95687).

Обратите внимание: По мнению Минфина РФ, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности.

Как правило, при использовании подотчетным лицом приложений агрегаторов такси на абонентский номер либо адрес электронной почты клиента, предоставленный до момента расчета (п.п. 2, 3 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (далее — закон о ККТ) направляется Отчет о поездке (как в случае наличной, так и безналичной оплаты). В этом случае к авансовому отчету работника, которому возмещают расходы на служебную поездку на такси, может прилагаться распечатка такого документа. Подтвердить факт поездки, как мы полагаем, можно также скриншотом экрана устройства, на котором установлено приложение.

При оплате услуг банковской картой без ее предъявления продавцу (безналичный расчет) подотчетное лицо может подтвердить факт оплаты, распечатав направленные ему в электронной форме фискальные документы, а также выпиской по счету, с которого производилась безналичная оплата.

В отношении услуги каршеринга высказалось УФНС по г. Москве в письме от 28.01.2019 N 13-11/011687@. Московские налоговики разъяснили, что каршеринг это вид аренды транспортного средства с поминутной тарификацией, в целях налогообложения прибыли документальным подтверждением затрат на каршеринг можно признать авансовый отчет работника с приложением к нему надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих осуществленные расходы, наличие заключенного договора аренды транспортного средства, а также документов, подтверждающих факт использования арендованного автомобиля в служебных целях. Каршеринговые компании присылают на электронную почту детальные отчеты о поездках (время, маршрут, стоимость). Они доступны и в личном кабинете. Размер расходов и факт оплаты услуг каршеринга подтверждают кассовый чек или БСО, выписка с банковского счета (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Служебные поездки работников и поездки работников с разъездным характером работы отличаются для целей налогообложения от оплаты работодателем (возмещения работодателем) проезда работника к месту работы и обратно.

Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Нормы главы 25 НК РФ не разъясняют, что следует понимать под технологическими особенностями производства для целей п. 26 ст. 270 НК РФ. Полагаем, что под такой особенностью может пониматься, например, факт окончания рабочей смены после окончания работы общественного транспорта, отличного от такси или каршеринга (см. например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/449).

Таким образом, если расходы на оплату услуг такси и услуг каршеринга связаны с доставкой работников до места работы и обратно, то такие расходы могут учитываться в расходах по налогу на прибыль в случае если они произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, при условии соблюдения критериев ст. 252 НК РФ.

В случае если указанные расходы организации не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, то такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (см. письмо Минфина РФ от 23.01.2020 N 03-03-06/1/3758, от 16.04.2019 N 03-03-07/26913 и др.)

2. НДС по расходам на такси и каршеринг

Принятие к вычету сумм НДС покупателем без наличия счетов-фактур, выставленных продавцом, нормами НК РФ не предусмотрено (см. письмо Минфина РФ от 26.11.2019 N 03-07-11/91521).

В расходы по налогу на прибыль включается сумма по чеку за минусом НДС. Сумма НДС, выделенная в чеке, в расходах по налогу на прибыль не учитывается (п. 1 ст. 170 НК РФ).

В смысле вычетов по НДС и документальной подтвержденности расходов целесообразно заключить договор по услугам такси и каршеринга (корпоративный каршеринг) на организацию, в таком случае, есть возможность получать счета-фактуры и акты по оказанным услугам и снизить риски предъявления претензий в документальном оформлении данных затрат.

3. Страховые взносы

На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, а также с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность. Но для применения данной нормы необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, такие выплаты должны быть установлены на законодательном уровне и носить компенсационный характер.

Налоговые органы настаивают, что перечень не подлежащих обложению выплат (ст. 422 НК РФ) является исчерпывающим, а значит, все отсутствующие в нем выплаты, включая социальные, нужно облагать страховыми взносами. Смотрите, например, письмо Минфина России от 21.03.2017 N 03-15-06/16239.

Применительно к рассматриваемому вопросу, на законодательном уровне установлены возмещение по расходам работника на командировки (ст. 168 ТК РФ) и возмещение по расходам работника, связанным со служебными поездками при разъездном характере работы (ст. 168.1 ТК РФ).

Таким образом, у работников, которым в трудовых договорах или ЛНА организации установлен разъездной характер работы возмещение расходов на такси и каршеринг, связанное со служебными поездками не облагается страховыми взносами в случае их документального подтверждения (см. раздел консультации Налог на прибыль).

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Возмещение расходов на служебные поездки офисным работникам, чья работа не отнесена к разъездному характеру, находится в зоне риска по страховым взносам, так как такое возмещение напрямую не упомянуто в законодательстве.

В данном случае не начисляя страховые взносы, организация должна быть готова отстаивать свою позицию, опираясь на судебную практику, которая говорит, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Компенсационные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы в смысле ст. 129 ТК РФ (см. Определение ВС РФ от 21.03.2019 N 306-ЭС19-1713).

4. НДФЛ

Не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей ( п. 3 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, производимые в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, не подлежат обложению НДФЛ п. 3 ст.217 НК РФ в случае их документального подтверждения.

При отсутствии документов, подтверждающих расходы сотрудников, теряется компенсационный характер данных выплат и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Говорить об отсутствии налогооблагаемого дохода у работников возможно только в том случае, если возмещение расходов на такси и каршеринг производится исключительно в интересах самого работодателя (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015, письмо ФНС России от 17.10.2017 N ГД-4-11/20938@, п. 3 письма ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@).

Таким образом, для снижения налоговых рисков по НДФЛ, документально подтвержденные суммы возмещения организацией офисным работникам расходов по оплате транспорта при совершении служебных поездок должны быть предусмотрены трудовым договором и производиться исключительно в интересах работодателя в порядке, установленном локальным нормативным актом.

Услуги

Автобусное предприятие выполняет пассажирские перевозки, которые не облагаются НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, т.е. по регулируемым маршрутам и по регулируемым тарифам). На период праздников в целях увеличения пассажиропотока была предоставлена скидка на проезд (с 20 рублей до 15 рублей.).

Вопрос

Не теряет ли предприятие при предоставлении скидки право на освобождение от НДС?

Ответ специалиста

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

ст. 149, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

Таким образом, исполнитель в рамках государственного или муниципального контракта фактически оказывает услуги пассажирам по перевозке с применением тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке этими органами.

ФНС России от 05.09.2017 N СД-4-3/17592 "О применении освобождения от налогообложения НДС" (вместе с Минфина России от 02.08.2017 N 03-07-15/49579)

В связи свыше изложенным понимаем, что освобождение от НДС применяется только для тарифов установленных и утвержденных органами местного самоуправления, и если тариф в 15 рублей был утвержден органом местного самоуправления, то данная льгота сохраняется.

В данном приказе указаны предельно максимальные тарифы, комментариев про изменении тарифа в меньшую сторону ничего не сказано. Невозможно сделать вывод о применении освобождении от НДС по пп.7 п.2 ст.149 НК РФ при снижении тарифа с 19 руб. до 15 руб. Разъяснений по данному вопросу налоговых органов не найдено.

ПРИКАЗ от 16 октября 2015 г. N 19/1 ПРЕДЕЛЬНЫЕ МАКСИМАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР от 16.10.2015 N 19/1 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики"

Найден пример о перевозке пассажиров по своим тарифам.

Освобождение от уплаты НДС

Скажем несколько слов об освобождении от уплаты НДС. Оно предусмотрено для перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). В нашем случае перевозчик организовал экскурсии по городу по своим собственным правилам, в том числе не по тем тарифам, которые ввели местные органы власти. Значит, льгота по НДС по указанному основанию нашему "экскурсоводу" не светит. Она в общем-то и не нужна, если предприниматель пользуется преимуществами спецрежима. Причем не обязательно "вмененки" или ПСНО, можно уплачивать единый налог при применении УСНО.

Статья: Экскурсия по городу как вариант перевозки пассажиров (Гордеева С.Н.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2)

Для получения точного ответа рекомендуем Вам обратиться в налоговый орган.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.


  • Применение ставки 0% по транспортным услугам
  • Применение ставки 10% по транспортным услугам
  • Применение ставки 20% по транспортным услугам
  • Освобождение от начисления НДС
  • Итоги

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

от 13 декабря 2012 года N ЕД-4-3/21259

О применении освобождения от налогообложения НДС услуг по перевозке пассажиров

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу освобождения от налогообложения НДС услуг по перевозке пассажиров по специальным маршрутам в дни массовых мероприятий и сообщает следующее.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождается от налогообложения НДС реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях применения НДС к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

При этом пунктом 6 указанной статьи Кодекса, предусмотрено освобождение перечисленных операций от налогообложения при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выполнении указанных условий, услуги по бесплатной перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, в том числе по специальным маршрутам в дни массовых посещений кладбищ и других массовых мероприятий, от налогообложения НДС освобождаются.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.В.Егоров

Приложение

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

от 6 ноября 2012 года N 61-14-1173/2

[ О налогообложении НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования]

Подведомственное предприятие Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) Государственное унитарное предприятие "Мосгортранс" в рамках своих функций осуществляет перевозку пассажиров наземным городским общественным транспортом общего пользования.

Законом города Москвы от 10.12.2009* N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 год" были предусмотрены субсидии Государственному унитарному предприятию "Мосгортранс" на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов и школьников и других пассажиров льготных категорий) по оплате проезда на наземном пассажирском транспорте.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 10.12.2008". - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Москвы 11.03.2009 N 401-РП "О мерах по приведению в порядок кладбищ и обслуживанию населения города Москвы в дни массовых их посещений в апреле - июне 2009 года" ГУП "Мосгортранс" была осуществлена перевозка пассажиров без оплаты проезда специальными маршрутами автобусов 12, 19 и 26 апреля 2009 года к кладбищам и обратно в дни массовых посещений кладбищ.

- обеспечить организацию перевозок пассажиров без оплаты проезда специальными маршрутами автобусов 14.11.2009 от территории Олимпийского комплекса "Лужники" до станций метро "Киевская" и "Смоленская" после завершения матча;

- возместить ГУП "Мосгортранс" затраты по перевозке пассажиров за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 год по статье "Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на наземном пассажирском транспорте".

Согласно пункту 3 вышеуказанного Распоряжения ГУП "Мосгортранс" было поручено обеспечить перевозки болельщиков 14.11.2009 без оплаты проезда специальными маршрутами автобусов "Олимпийский комплекс "Лужники" - станция метро "Киевская" и "Олимпийский комплекс "Лужники" - станция метро "Смоленская".

ГУП "Мосгортранс" осуществляло перевозку пассажиров в дни массовых посещений кладбищ и проведения матчей без оплаты проезда и учета количества перевезенных пассажиров специальными маршрутами автобусов.

В целях возмещения ГУП "Мосгортранс" фактически понесенных расходов по перевозке пассажиров по специальным маршрутам Департаментом выделена субсидия из бюджета города Москвы.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

К услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что данное положение в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, не применяется.

На основании вышеизложенного и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, прошу вас разъяснить, подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, осуществленные ГУП "Мосгортранс" в соответствии с распоряжениями Правительства Москвы от 11.03.2009 N 401-РП и от 16.11.2009 N 2941-РП и оплаченные за счет средств субсидии из бюджета города Москвы.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Читайте также: