Услуги по управлению компанией ндс

Опубликовано: 14.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-07/15433 от 03.03.2020

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не освобождаются от НДС.

Льгота по НДС для управляющей компании

В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождена реализация услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями, если эти услуги приобретены у организаций и ИП, непосредственно оказывающих данные услуги.

Данная норма перекликается с пунктом 3 статьи 162 НК РФ, согласно которой в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги в многоквартирном доме.

Использование этой льготы выгодно компаниям, которые не выполняют работы самостоятельно. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами, применение льготы влечет необходимость ведения раздельного учета НДС. А в плане налоговой нагрузки фирма теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам.

От указанной льготы НК РФ предусматривает возможность отказа.

Содержание и ремонт общего имущества

Что входит в понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»?

Такого понятия в НК РФ нет. На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов.

При определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила).

Так, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома и включает в себя 13 пунктов. Среди них:

обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги;

обеспечение температурного режима помещений, входящих в состав общего имущества;

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

сбор и вывоз разного вида бытовых отходов;

меры пожарной безопасности;

содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

текущий и капитальный ремонт;

подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, поверка приборов учета и т.д.;

приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме и др.

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа в данном перечне не поименованы.

Условия для льготирования

Исходя и разъяснений Минфина, приведенных в комментируемом письме, сформулируем условия применения льготы по НДС, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Льготируются работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. То есть если какие‑либо работы производятся собственными силами управляющей компании, то их реализация облагается НДС.

Освобождены от НДС работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, если они соответствуют пункту 11 Правил. Значит, если услуга или работа не упомянута в данном перечне, то ее реализация от НДС не освобождается.

Еще одно условие – это цена реализации. Для освобождения от НДС она должна соответствовать стоимости приобретения этих услуг у поставщиков. Если же управляющая компания реализует услуги, включенные в перечень, по цене выше стоимости их приобретения, то такие услуги также облагаются НДС.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 мая 2020 г. N СД-3-3/3832@ О применении управляющей компанией льготы по НДС при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов

Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции рассмотрела обращение и по вопросу о применении управляющей компанией льготы по НДС (далее - НДС) при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов сообщает следующее.

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, а также указанных работ (услуг), реализуемых управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги).

В то же время на основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой этого налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В связи с этим при реализации управляющим организациям работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС согласно статье 145 Кодекса, НДС этими организациями и индивидуальными предпринимателями не исчисляется.

Соответственно, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС согласно статье 145 Кодекса, от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), в которую НДС не включается.

Учитывая изложенное, в случае, если управляющая организация реализует работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по стоимости выше той, по которой данные работы (услуги) приобретаются, то не выполняется условие предоставления освобождения от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Данная позиция подтверждается судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 307-КГ17-19544, от 20.04.2018 N 309-КГ18-4019, от 14.02.2020 N 303-ЭС19-27925).

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС рассмотрела вопрос о применении управляющей компанией льготы по НДС при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В частности, указано, что от НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости их приобретения у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Если стоимость реализации превышает стоимость приобретения, то НДС уплачивается. Налог взимается и в том случае, когда работы (услуги) выполняются (оказываются) собственными силами управляющих организаций.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, - это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, - расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК - население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков - чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

______________________

  1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
  2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
  3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
  4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.

Александр Афанасьев

Екатерина Евдокимова

Арент де Гелдер

Как использовать НДС в своих целях, какой отчет запросить у бухгалтера и на что там смотреть, как не вляпаться в кассовый разрыв из-за НДС ― ответы на эти и другие вопросы найдете в нашем обзоре.

Что такое НДС

НДС ― это аббревиатура налога на добавленную стоимость. Когда говорят об НДС, вспоминают приписку «в том числе НДС» в магазинных чеках. Так и есть, налог на добавленную стоимость чаще всего встречается при продаже товаров и услуг.

Кроме этого, компания должна платить его в таких случаях:

  • занимается импортом, например, ввозит товары из Китая, чтобы перепродавать здесь дороже;
  • безвозмездно передает товары, услуги или имущественные права, скажем, дарит фотоаппарат по акции или передает в пользование машину;
  • проводит для себя строительно-монтажные работы: своими силами ремонтирует офис или делает в кафе пристрой для летней веранды.

Кто и кому платит НДС — и в чем его суть

НДС государству платит покупатель, а не предприниматель. Это транзитный налог: государство берет деньги с покупателей, когда те приобретают что-то у компаний. Но покупатели платят этот налог не напрямую: в бюджет его передает компания-продавец. Кошелек предпринимателя ― промежуточная остановка для НДС, конечный пункт ― это государственный бюджет.


У Марины кондитерская. Она продает пирожные, их финальная цена для покупателя — 120 рублей: 100 из них идут Марине, а 20 — в бюджет. Покупатель платит государству и сам того не замечает, ведь Марина исправно перечисляет за него эти 20%.

Итак, бизнес НДС не платит, а просто перечисляет. Это должны делать индивидуальные предприниматели и организации на общей системе налогообложения, а также те, кто ввозят товары из-за границы ― импортеры ― вне зависимости от системы налогообложения.

В основном, НДС платят предприниматели и компании на общей системе налогообложения. Но есть исключение. Налог на добавленную стоимость должны перечислить и те, кто стал налоговым агентом по НДС. Даже если эти компании применяют налоговые спецрежимы при которых с НДС не работают ― упрощенку, вмененку, патент или единый сельскохозяйственный налог. Вот несколько примеров, когда компания становится налоговым агентом.

  • Предприниматель продает конфискат.
  • Организация арендует офис напрямую у комитета по управлению городским имуществом.
  • Для сборки оборудования были закуплены детали у иностранной компании, которая находится в нашей стране, но не платит налоги в российский бюджет.

Эти и другие условия есть в 161 статье налогового кодекса.

Ставки НДС в 2020 году

Все описания ставок можно посмотреть в 164 статье налогового кодекса. Всего их три.

  • 20% ― основная ставка налога . Обычно ее и платят.
  • 10% ― пониженная , такую ставку применяют на определенные продовольственные, медицинские, детские товары и книжную продукцию.
  • 0% ― нулевая ставка. НДС как бы есть, но его как бы нет. Это относится к экспортерам, международным перевозчикам товаров, авиакомпаниям и другим счастливчикам.

Марина продавала пирожные, на них НДС был 20%. Еще на прилавке были ароматные булочки, на них НДС был снижен до 10%. Кажется, что в булочной все одинаковое, но для сладкоежек и общероссийского классификатора ― нет. Применение сниженной ставки НДС зависит от кодов, которые присваиваются продукции: на одни ставка будет 20%, а на другие ― 10%, потому что они указаны в специальном постановлении правительства.

Сроки уплаты НДС

Чтобы заплатить налог, нужно заполнить декларацию. Для этого есть отдельная форма, здесь можно посмотреть, как ее нужно заполнить. Декларацию отправляют в налоговую так же, как и остальную отчетность ― электронно, лично или по почте ценным письмом с уведомлением.

Декларацию отправляют раз в квартал, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом платить сразу всю сумму не нужно. Ее делят на равные три части и перечисляют в бюджет тоже частями до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Можно оплатить досрочно.

За первый квартал Марина отправляет декларацию до 25 апреля. Ей нужно заплатить за весь первый квартал 99 тысяч рублей. После отправки декларации она перечисляет 33 тысячи рублей, в следующем месяце до 25 мая в бюджет от Марины уходит еще 33 тысячи, а оставшиеся деньги за первый квартал она перечисляет до 25 июня.

Виды НДС: входящий и исходящий


Марина открывает кондитерскую и арендует помещение. Она купила оборудование: кофемашину, печку для разморозки слоек, холодильник для тортов. Заказала услуги и работы ― дизайн и косметический ремонт кондитерской. Обратилась в агентство за рекламой. Выбрала у поставщиков товары ― слойки, булочки, пирожные, торты, кофе, чай, сахар, картонные стаканчики, салфетки. Цена всего этого ― и холодильника, и салфеток, и услуг дизайнера ― включает налог на добавленную стоимость. За все это Марина заплатила 500 тысяч рублей, из них 100 тысяч ― входящий НДС. Государство возвратит его Марине, и получится, что она потратила не 500, а 400 тысяч.

Исходящий НДС. Компания продает товары, услуги, имущественные права. К стоимости своих товаров и услуг она прибавляет налог на добавленную стоимость. Клиенты покупают и тут же оплачивают НДС — это и есть для компании исходящий НДС, и она должна перечислить его в бюджет.

За три первых месяца работы своей кондитерской Марина продала вкусняшек на сумму 400 тысяч, из них 80 тысяч ― исходящий НДС, то есть тот налог на добавленную стоимость, который заплатили ее посетители. Марина должна перевести его в бюджет.


Когда выгодно работать с НДС

Если компания работает с НДС, ей выгодно находить поставщиков, которые тоже работают с НДС. Так можно получать вычет налога на добавленную стоимость.

Марина решила закупать торты. Она нашла двух поставщиков ― у них одинаковые торты и цены на них. Кого же ей выбрать? Поставщик «Юрец-лакомец» работает с НДС, набор тортов у него стоит 1 200 рублей, из них 200 рублей ― это НДС. У поставщика «Захар-сахар» по ценам и тортам все то же самое, но он не работает с НДС.

Набор вкусных тортиков

Работает ли с НДС

1 000 рублей цена + 200 рублей (20%) НДС

Что получит Марина кроме тортиков

Работая с компанией «Юрец-лакомец», Марина имеет отсроченную «скидку» в виде входящего НДС: сейчас она купит на 1 200, а позже ей вернется силуановский кэшбек — 200 рублей из бюджета.

Как отражать НДС в управленческой отчетности

Давайте посмотрим, как НДС отражается в трех основных управленческих отчетах: отчете о движении денег (ДДС), отчете о прибылях и убытках (ОПиУ), балансе.

ДДС. В отчете о движении средств не запариваясь пишем сколько денег потратили и сколько получили. Пришла тысяча рублей — записываем эту тысячу, неважно, есть в ней НДС или нет.

ОПиУ. Если вы работаете с НДС, то в отчете о прибылях и убытках нужно очищать выручку от НДС — как раз из-за того, что эти деньги вы просто передаете от покупателя государству. Они никогда не были вашими, поэтому финансовый результат не отражают.

Очистив выручку от НДС, вы сможете понять, сколько на самом деле заработала компания и что из этого можно тратить. Если не работаете с НДС, то и не надо его трогать, даже если ваши расходы включают налог на добавленную стоимость.

Баланс. В балансе отражаются и исходящий, и входящий НДС. При этом входящий НДС ― это актив, так как компании его возвратят, а исходящий НДС ― пассив, потому что компании нужно его отдать. Нас интересует разница между ними.

  • Если входящий больше исходящего, то государство должно компании.
  • Если исходящий и входящий НДС равны, то компания не платит НДС.
  • Когда исходящий НДС больше входящего, компания перечисляет разницу между ними в бюджет.

3 правила безопасной работы с НДС

Как работать с НДС так, чтобы не было мучительно больно перечислять его государству?

Планировать перечисление НДС. Чтобы платежные обязательства перед налоговой не были громом среди ясного неба, нужно отслеживать их и планировать платежи в бюджет. Сколько НДС нужно перечислить и когда, знает ваш бухгалтер.

Лучше всего это сделать так: в начале каждого месяца получать управленческую отчетность, в которой отражается входящий, исходящий НДС и сколько компания заработала чистой прибыли без учета налога. Попросите бухгалтера ежемесячно рассказывать, как обстоят дела с налогом ― какие «агентские» деньги есть у компании, когда их нужно отдать в бюджет и какой вычет положен от налоговой в этом квартале.

Просрочки по платежам налогов ― это штрафы и головная боль. Чтобы избежать этого, внесите обязательные отчисления в налоговую в платежный календарь.

Не использовать НДС в своих целях. До того, как вы перечислили НДС в бюджет, можно использовать эти деньги, как краткосрочный беспроцентный заем на нужды компании. Но отдавать эти деньги государству нужно в срок.

Удачи вам! НДС дело непростое, но разобраться можно.

Управляющая организация обратилась в суд с жалобой к налоговой службе из-за того, что та доначислила налог на добавленную стоимость на разницу между ценой реализации и ценой приобретения работ по содержанию общедомового имущества. Имела ли право ФНС так делать, разобрался Верховный суд РФ.

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

Спор УО с налоговой службой

Управляющая организация обратилась за помощью в реализации услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества к подрядчику. Стоимость работ подрядчика была меньше той, что указана в установленном договором управления тарифе.

Сумму выручки управляющая компания включила в налоговые декларации по НДС в раздел 7, как операции, которые не подлежат налогообложению. То есть она применила освобождение, которое доступно для полученных доходов от реализации услуг по содержанию общего имущества МКД.

Налоговая организация с этим не согласилась, провела проверку и доначислила НДС без его уменьшения на налоговые вычеты, назначила пени и выписала штраф.

Состоялось шесть судов, которые все как один поддержали решение налоговой службы и отказали управляющей компании в удовлетворении жалобы, признали правомерными начисление пеней и штрафа. УО обратилась в ВС РФ, который поставил точку в деле, согласившись с мнением предыдущих судов.

Стоимость работ и услуг по установленным тарифам превысила стоимость этих же работ и услуг, приобретённых подрядчика. Цена по тарифу не подлежит уплате и исчислению НДС (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), а вот разница между стоимостью реализации и ценой приобретения облагается НДС в общем порядке.

Операции, которые не подлежат налогообложению НДС

Есть операции, связанные с управлением МКД, которые не подлежат налогообложению НДС. Они перечислены в пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Это операции по реализации работ и услуг

  • по содержанию и ремонту общего имущества дома, выполняемые УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК. Главное условие здесь – эти работы или услуги организации приобрели у подрядчиков, которые непосредственно выполнили данные работы или услуги;
  • по выполнению функций технического заказчика работ по капремонту общедомового имущества, выполняемых специализированными некоммерческими организациями, органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями.

Таким образом, можно заказать у подрядчика выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Их стоимость действительно не будет облагаться НДС.

Но главное условия для применение льготы – не просто реализация УО собственникам помещений в МКД работ, заказанных у подрядчиков. Нужно чтобы итоговая стоимость не превышала цену приобретения.

О налоге на добавленную стоимость для услуги по обращению с ТКО

УО неправильно отразила доходы в налоговых декларациях НДС

Суды, рассматривая данное дело, установили, что УО работала по договору управления, заключённому по всем правилам, и предоставляла жителям многоквартирных домов услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества.

Информацию об этом компания отражала в доходах по кредиту счёта 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения» в размере номенклатурных групп:

  • по содержанию общедомового имущества.

Делалось это по ведомостям РКЦ, в учёте отражалась выручка, полученная от оказания выполненных работ.

  • за услуги по содержанию УО и за услуги, оказанные юрлицам и ИП.

В учёте УО отражала данные, полученные с самостоятельно выставленных счетов-фактур и актов выполненных платных работ. Эти суммы компания указывала в налоговых декларациях по НДС как подлежащие налогообложению по ставке 18%.

Но тут выявился нюанс, который и послужил поводом для налоговой инспекции доначислить НДС и выставить управляющей компании пени и штраф. Дело в том, что суммы выручки, полученной после реализации работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, УО прописала в налоговых декларация НДС в разделе 7 как операции, не подлежащие налогообложению.

Налоговый орган провёл проверку и обнаружил, что для оказания обозначенных работ и услуг управляющая компания воспользовалась помощью подрядной организации, которая их и выполнила.

Разница между ценой реализации и ценой приобретения была существенной. Так, за 2016 год стоимость приобретённых УО работ у подрядчиков, непосредственно выполнявших эти работы, составила 354 655 628 рублей. Из этой суммы цена приобретённых материалов для содержания управляющей компании была равна только 177 547,06 рублей.

Налоговый орган может доначислить НДС, если цена реализации услуги выше цены приобретения

В рассматриваемом нами случае УО приобрела у подрядчиков услугу, но в налоговых декларациях итоговая стоимость была указана выше цены приобретения. Налоговый орган отметил, что, согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не облагается НДС только стоимость, равная цене, по которой работа или услуга покупалась у подрядчика.

Разница между ценой реализации и ценой приобретения подлежит обложению НДС в общем порядке.

Чем может грозить УО дробление бизнеса

ВС РФ поддержал решения предыдущих судов

Управляющая компания, не согласившись с решениями судов, обратилась в высшую инстанцию. Но ВС РФ поддержал коллег и налоговый орган.

В рассматриваемом случае стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общедомового имущества, предъявленная потребителям по установленным тарифам, превышает стоимость этих работ (услуг), приобрётенных у подрядчика.

Стоимость работ, оказанных подрядной компанией, не подлежит обложению НДС согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. А вот с разницы между ценой реализации и ценой приобретения НДС уплачивается в общем порядке. Суд признал законным доначислении НДС без его уменьшения на налоговые вычеты.

Читайте также: