Услуги по обработке информации ндс

Опубликовано: 18.05.2024

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Этот вопрос задала одна из участниц вебинара по теме УСН, проведенного в Контур.Школе. Мы решили поделиться ответом с вами

Универсального понятия информационно-консультационных услуг, закрепленного на законодательном уровне, нет. Посмотрим, как в разных нормативных документах трактуются такие определения. Для начала обратимся к статье 148 Налогового кодекса — эта норма не дает четкого определения, тем не менее разделяет консультационные услуги с юридическими, бухгалтерскими, аудиторскими, инжиниринговыми, маркетинговыми услугами, услугами по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Таким образом, можно предположить, что с позиции главы 21 «НДС» Налогового кодекса это совершенно разные услуги.

В то же время статья 148 Налогового кодекса определяет услуги по обработке информации — услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Услуги на практике

Вопрос: «Затраты на информационно-консультационные услуги не принимаются для налогообложения при УСН. Мы — издательство бухгалтерских журналов (УСН — 15%). Нам оказывают услуги сторонние организации (физлица и юрлица) по подготовке материалов и статей по бухгалтерскому и налоговому учету для последующей обработки и публикации в наших журналах. Не попадают ли эти услуги (авторские договоры не рассматриваем) под статус информационно-консультационных? Можем ли мы их принять к учету при расчете единого налога?»

Первое, на что обращаем внимание, — статья 346.16 НК РФ не предусматривает таких расходов. Значит, если организация осуществила такие затраты, то она не вправе отнести их в состав расходов. Однако есть важное замечание: эти расходы можно квалифицировать по другим основаниям для включения в состав расходов при УСН.

Предлагаю автору вопроса рассмотреть свои расходы с указанной выше точки зрения. Тогда такие расходы можно квалифицировать как производственные и, например, отнести их к материальным расходам с позиции включения при УСН. В силу того что ст. 254 НК РФ не приводит закрытый перечень материальных расходов, то, прописав их в своей учетной политике для целей налогообложения, можно будет отнести их на расходы. Конечно, такая позиция не бесспорна и, возможно, придется отстаивать ее в суде. Все дело в «цене вопроса».

Обратимся также к другим документам. Например, к договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014). В этом документе сказано, в частности, что консультационными услугами признаются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом. Следовательно, если в организации, применяющей УСН, имеются подобного рода затраты, то включать их в расходы, скорее всего, будет нерационально в силу того, что все виды консультаций, перечисленных в этом определении не включены в ст. 346.16 НК РФ.

Как учитывать?

Далее обратимся к Приказу Минфина России № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (с изм. от 17.05.2012) «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Данный документ не имеет никого отношения к УСН. Однако некоторые определения в нем приведены. Так, с позиции Минфина России в состав прочих расходов включены расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик), с последующим предоставлением заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов).

При этом не относятся к расходам по оплате консультационных и юридических услуг затраты индивидуального предпринимателя по уплате услуг его уполномоченного представителя, а также услуг, связанных с выполнением возложенных законодательством Российской Федерации на индивидуального предпринимателя обязанностей. Опять мы видим, что консультационные услуги и юридические услуги разведены. Поэтому…

Необходимо четко понимать состав действий организации, прежде чем говорить о включении (или нет) тех или иных затрат в расходы и, самое главное — на квалификацию расходов. От этого будут зависеть и основания для включения в расходы».

Анализируя нормы этого Приказа, ряд авторов приводит определение информационных услуг. В частности, это приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем при наличии подтверждающих документов об их использовании. Часть из этих расходов прямо предусмотрены в ст. 346.16 НК РФ и при наличии оснований включаются в расходы при УСН.

Ряд авторов, проводя экономический анализ, приводят определения и информационных услуг, и консультационных услуг.

Консультационные услуги — это. Информационные услуги — это.
…особый вид услуг по предоставлению информации в различных формах. Консультирование может осуществляться в письменной (ответы на вопросы) или в устной (консультационные семинары) форме. Причем информация, полученная в процессе консультирования, может касаться любой из сфер деятельности организации …действия субъектов (собственников и владельцев) по сбору, обобщению, систематизации информации и предоставлению результатов ее обработки в распоряжение пользователя (т.е. обеспечение пользователей информационными продуктами). Информационная продукция предоставляется пользователю в разной форме — на электронных носителях, на бумаге, сброшюрованной в сборники нормативных актов, официальных документов, в устной форме и т.д.

Как видите, универсального определения информационных и консультационных услуг нет. Кроме того, статья 346.16 НК РФ не разрешает относить на расходы такого рода услуги. Однако в ряде случаев если такие затраты разбить по «элементам», то можно часть таких затрат включить в расходы по УСН, но по другим основаниям или под другим названием. Безусловно, нельзя забывать в этой ситуации, что если налоговое законодательство четко не регламентирует порядок налогообложения и предоставляет возможность принимать решение, налогоплательщику необходимо отразить свою позицию в налоговой учетной политике.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) обЪектом налогообложения, в частности, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При получении в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информации для определения места реализации работ (услуг) с целью исчисления НДС следует руководствоваться ст. 148 НК РФ, в соответствии с которой местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности считается территория фактического присутствия покупателя услуг на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение ст. 148 НК РФ применяется при выполнении работ (оказании услуг), в частности по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

В случае если российская фирма получает в электронном виде информацию от иностранной компании, местом реализации признается территория Российской Федерации, следовательно, возникает обЪект налогообложения.

В соответствии со ст. 161 НК РФ российская фирма выступает в роли налогового агента.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Следует иметь в виду, что налоговая база определяется по каждой такой операции отдельно.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, даже если они не являются налогоплательщиками по другим операциям.

Российская фирма заключила контракт с датской компанией на сумму 12 000 долл. США. Датская компания не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации.

Курс Банка России на дату перечисления денежных средств иностранному поставщику составлял 29 руб. за 1 долл. США.

По условиям контракта российская фирма получает в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информацию по элементам на программное обеспечение от датской корпорации. Датская корпорация является поставщиком систем финансового учета и управления предприятием. Российская фирма обрабатывает полученную информацию, формирует ее в виде электронного файла и поставляет его через Интернет американской фирме.

Сумма контракта с американской фирмой составляет 25 000 долл. США. Оказание услуг и их оплата произведены в одном отчетном периоде.

Курс Банка России на дату принятия иностранной компанией результатов оказанных услуг - 29 руб. за 1 долл. США, на дату получения платы за оказанные услуги - 29,5 руб. за 1 долл. США.

Организация ведет бухгалтерский учет с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В отношениях с датской компанией местом реализации признана территория Российской Федерации, так как место деятельности покупателя услуг - Российская Федерация.

Учитывая, что датская фирма не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 161 НК РФ российская организация по рассматриваемой операции признается налоговым агентом, а значит, должна исчислить, удержать у датской фирмы и уплатить НДС в бюджет.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, налоговая база по НДС, указанная в п. 1 ст. 161 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции будут отражены следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера.

При поставке российской фирмой информации в электронном виде партнерам за рубеж (США) местом реализации не будет являться территория Российской Федерации, так как покупатель находится за пределами Российской Федерации (подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), поэтому не возникает обЪекта обложения НДС и, соответственно, такие операции НДС не облагаются.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет у налогового агента, не может быть принята к вычету. В соответствии со ст. 170 НК РФ данная сумма включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

Д-т 44 К-т 19 - 58 000 руб. - списывается на затраты сумма НДС, уплаченная по принятым информационным услугам.

В бухгалтерском учете организации операции по расчетам с американской фирмой отражаются следующими проводками:

Д-т 62 К-т 90-1 - 725 000 руб. (25 000 долл. США х х 29 руб.) - отражена задолженность заказчика (иностранной компании) за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 52 К-т 62 - 737 500 руб. (25 000 долл. США х х 29,50 руб.) - на транзитный валютный счет поступила выручка за оказанные услуги от иностранного заказчика;

Д-т 62 К-т 91-2 - 12 500 руб. - отражена положительная курсовая разница по задолженности заказчика.

В соответствии с п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от оказания услуг является доходом от обычных видов деятельности и принимается к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

В рассматриваемой ситуации договором предусмотрена оплата услуг в иностранной валюте. В соответствии с п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

В связи с изменением курса валюты, установленного Банком России на дату принятия заказчиком результатов оказанных услуг и дату исполнения им обязательств по оплате результатов оказанных услуг (дату получения валютных средств), в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, у организации по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" возникает положительная курсовая разница. Возникшая курсовая разница отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность, и учитывается в составе внереализационных расходов (п. 12, 13 ПБУ 3/2000).

Теперь рассмотрим пример, когда российская фирма после обработки полученной из-за рубежа информации отправляет ее в виде электронного файла российской фирме-партнеру.

Условия примера оставим те же самые. Изменим только последнюю часть, где покупателем конечного продукта будет являться российская фирма-резидент.

Сумма контракта с российской фирмой составляет 750 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ сумма НДС, уплаченная российским покупателем - налоговым агентом, подлежит вычету из общей суммы начисленного налога. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ, при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для производственной деятельности или иных операций, признаваемых обЪектами налогообложения, либо если товары приобретены для перепродажи.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции отражаются следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера;

Д-т 68 К-т 19 - 58 000 руб. - принят НДС к зачету в бюджет.

Операции по расчетам с российской фирмой-покупателем будут отражены следующими проводками:

Д-т 51 К-т 62 - 750 000 руб. - поступила выручка за оказанные услуги от российской фирмы-покупателя;

Д-т 62 К-т 90-1 - 750 000 руб. - отражена задолженность заказчика за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 90-3 К-т 68 - 125 000 руб. - начислен НДС с суммы реализации.

При перемещении товаров через таможенную границу следует руководствоваться ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1, где говорится, что перемещением через таможенную границу Российской Федерации считается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

В случае реализации услуг по обработке информации через Интернет в виде электронного файла не происходит фактического пересечения границы, поэтому перемещением через таможенную границу такие действия не являются.

При проведении операций такого рода следует обратить внимание на правильность заполнения налоговой декларации по НДС.

Заполнение декларации по НДС производится в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 % (приложение 3 к приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407).

При оказании услуг иностранному лицу местом реализации будет являться страна деятельности покупателя (то есть иностранной фирмы). ОбЪект обложения по НДС в таком случае не возникает, однако оборот по таким операциям показывается в налоговой декларации справочно в приложении Г.

Российская организация, признаваемая налоговым агентом, должна отразить начисление НДС в форме N 2 приложения 1 к декларации по НДС за тот налоговый период, в котором были осуществлены расходы по оплате услуг. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ и реквизитами этой формы декларации сумма НДС определяется по расчетной ставке 16,67 или 9,09 % от суммы расходов по оплате этой услуги.

image_pdf
image_print

Предыстория появления «налога на Google»

Идея ввести НДС для иностранных компаний витала в воздухе давно. Однако в силу положений главы 21 Налогового кодекса, объектом обложения НДС в России являются товары, работы и услуги, реализованные на ее территории. Что касается электронных услуг и цифровых товаров — программ, приложений, электронных книг, музыки, фильмов и прочего — то место их реализации определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Россия считается таким местом в том случае, если продавец зарегистрирован на ее территории.

Таким образом, иностранные компании, не имеющие местного представительства, плательщиками НДС не являются. Это неоднократно подтверждали и чиновники Минфина, например, в письме от 6.02.14 № 03-07-14/4654. В нем приводятся в пример услуги, оказываемые Skype, Apple, YouTube – по мнению представителей Минфина, платить НДС в России они не должны.

Однако в 2013 году в документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» попала идея об изменении порядка определения места реализации телекоммуникационных услуг. Было предложено определять это место по регистрации покупателя, а не продавца.

И вот 3 июля текущего года был принят закон № 244-ФЗ, который реализует эту задачу. Он внес изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми иностранные поставщики электронных услуг будут облагаться НДС с 1 июля 2017 года.

Что обложат НДС

В соответствии с изменениями, под налогообложение попадут следующие услуги:

  • предоставление доступа к программам, в том числе играм, а также к базам данных;
  • рекламные услуги, в том числе услуги рекламных площадок;
  • деятельность по хранению и обработке данных;
  • услуги площадок для заключения сделок, в том числе деятельность разного рода бирж;
  • деятельность ресурсов, обеспечивающих присутствие пользователей в сети интернет, например, социальных сетей;
  • услуги по предоставлению мощностей для размещения информации в информационной системе;
  • услуги хост-провайдера и регистратора доменных имен;
  • деятельность по поиску, отбору и сортировке данных в режиме реального времени, например, сводки фондовых бирж;
  • услуги поисковых систем;
  • услуги сервисов статистики;
  • предоставление прав на использование электронных книг, видео- , аудио- и графических материалов, а также прочих электронных публикаций.

А следующие операции иностранных интернет-компаний налогом на Google облагаться не будут:

  • реализация товаров, работ и услуг, если заказ осуществлялся через интернет, а поставка — без его использования;
  • продажа программ и баз данных на материальных носителях;
  • услуги интернет-провайдера;
  • консультирование по электронной почте.

Как будет определяться место реализации

  • если покупатель — ИП или юрлицо — по месту их регистрации, а если таковая отсутствует — по адресу, указанному в учредительных документах, месту нахождения исполнительного органа, месту жительства физического лица;
  • если сделка осуществлена через представительство иностранной фирмы — по месту нахождения представительства;
  • когда покупатель — физическое лицо, то Россия будет считаться местом приобретения в случаях, если это лицо:
    • проживает в России;
    • использует для оплаты российский банк или платежную систему;
    • использует при покупке сетевой адрес, относящийся к России;
    • указывает при приобретении цифровых товаров или услуг российский международный телефонный код.

В случае когда по российскому законодательству реализация относится к территории России, а по законодательству иностранного государства — к его территории, исполнитель будет выбирать место реализации самостоятельно.

Порядок уплаты НДС иностранными интернет-компаниями

Как организация будет уплачивать НДС зависит от того, кто выступает в качестве покупателя. Если организация или ИП, то налог будет уплачивать покупатель, который по отношению к своему иностранному партнеру будет считаться налоговым агентом. Аналогичная история и с операциями, которые осуществляются через российского посредника.

Такая практика существует и сегодня. При этом налоговая база от реализации электронных товаров и услуг будет исчисляться следующим образом:

  • если реализацию осуществила сама компания-нерезидент, то налоговый агент берет в качестве базы доход от реализации с учетом налога;
  • если продажа проводится через местного посредника, то база определяется без учета налога.

Если товары и услуги реализуются физическим лицам, то платить НДС будет сама иностранная организация — исполнитель (продавец) или посредник. Если посредников несколько, то роль налогового агента будет выполнять тот из них, который участвует в расчете с физическими лицами, то есть последнее звено в цепи продавцов. При этом не имеет значения, есть ли у этой организации договор с непосредственным исполнителем электронных услуг, то есть с компанией, которая является первым звеном цепочки продавцов. При этом налоговая база будет определяться, как стоимость этих услуг с учетом налога.

Постановка на учет

Ставка НДС, срок уплаты и другие важные моменты

НДС с продажи иностранными компаниями электронных товаров и услуг будет исчисляться по расчетной ставке в размере 15,25% доли налоговой базы. Сделать это нужно будет в последний день квартала, в котором компания получила оплату от российского покупателя. Если стоимость покупки выражена в иностранной валюте, то ее необходимо пересчитать в рублях по курсу Центрального Банка на день исчисления налога.

Зарубежные компании будут подавать декларации по НДС не позднее 25 числе месяца, который следует за отчетным кварталом. Сделать это можно будет через разработанный ФНС сервис НДС-офис иностранных компаний. Если сервис по какой-то причине будет недоступен, то отчитываться придется в общем порядке, то есть подать электронную декларацию через оператора ЭДО. Уплата налога должна быть осуществлена не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Изменения в главе 21 НК РФ с 01.07.2019

Применяется к операциям с 01.07.2019 и по покупкам, и по продажам (Письмо Минфина РФ от 03.09.2019 N 03-07-08/67703).


Место реализации не РФ. Например, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ («по покупателю») – оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации…

Операции по ст. 149­ НК РФ. Например, пп. 26 ст. 149 НК РФ – передача исключительных прав на программы для электронных ЭВМ, базы данных…, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Изменение № 2. Пропорция по раздельному учету НДС

Если место реализации услуг (работ) не РФ по ст. 148 НК РФ (п. 4 ст. 170 НК РФ, п. 4.1 ст. 170 НК РФ), за исключением операций по ст. 149 НК РФ, то такая реализация в целях раздельного учета относится к облагаемой НДС (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Неопределенность в нормативной базе

По ЕАЭС место реализации определяется не по ст. 148 НК РФ, а на основании п. 28, 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов в ЕАЭС. Следовательно, условия, указанные в пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ, не выполняются.

Что не изменилось

По прежнему заполняем и сдаем раздел 7 декларации по НДС.

См. также:

  • Не пропустите новое по НДС с 1 июля 2019!
  • Определение места реализации услуг иностранцами
  • Оказываем услуги по бухгалтерскому консультированию иностранному покупателю. Надо ли платить НДС, как налоговый агент?
  • Работа и услуга: в чем разница?
  • Без НДС VS НДС 0%

Услуги иностранцу, место реализации не РФ, распределение НДС

Правило 5%

Все налогоплательщики, у которых есть операции, облагаемые и не облагаемые НДС, обязаны вести раздельный учет входящего НДС (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Если доля «необлагаемых» расходов в общих расходах на приобретение товаров (работ, услуг) меньше 5%, то у налогоплательщика есть право принять «общехозяйственный» входящий НДС к вычету в полном объеме (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Порядок определения доли расходов по не облагаемым НДС операциям необходимо закрепить в учетной политике Организации.

В 3 квартале Организации оказаны услуги по аренде офисного помещения, которые одновременно относятся к не облагаемым и к облагаемым НДС операциям, на общую сумму 360 000 руб. (в т.ч. НДС 20%).

В отчетном периоде не соблюдено правило 5%.

Организация в этом же квартале:

  • оказала иностранцу маркетинговые услуги;
  • передала иностранцу права пользования базой данных по лицензионному договору;
  • оказала консультационные услуги на внутреннем рынке.

Главное – Настройки – Налоги и отчеты – НДС .

Администрирование – Настройки программы – Параметры учета ссылка Настройка плана счетов – Учет сумм НДС по приобретенным ценностям: ссылка По контрагентам, счетам-фактурам полученным, способам учета :

  • Принимается к вычету,
  • Учитывается в стоимости,
  • Блокируется до подтверждения 0%,
  • Распределяется.


Покупки – Покупки – Поступление (акт, накладные) – Поступление услуг .

Способ учета НДС — Распределяется – для операций, облагаемых и не облагаемых НДС. В этом случае входящий НДС должен распределяться, т.к. он предъявлен по приобретениям, которые одновременно будут использоваться в деятельности, облагаемой и не облагаемой НДС, например, аренда офиса (п. 4 ст. 170 НК РФ, п. 4.1 ст. 170 НК РФ).


  • Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – Создать
    • Распределение НДС
    • Формирование записей книги покупок
  • Отчеты – НДС – Книга покупок
  • Отчеты – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты – Создать – Декларация по НДС, раздел 3

Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – Создать – Распределение НДС , вкладка Выручка от реализации :

Проверка расчета

Расшифровка выручки: Отчеты — Стандартные отчеты — Универсальный отчет :

  • выручка от реализации, облагаемой НДС;
  • выручка от экспорта несырьевых товаров (НДС 0%);
  • выручка от реализации услуг не на территории РФ (без НДС);
  • выручка от реализации, не облагаемой НДС (не ЕНВД);
  • выручка от реализации, не облагаемой НДС (ЕНВД);
  • выручка от реализации, облагаемой по ставке 0% (кроме экспорта несырьевых товаров).




Вкладка Распределение .

Проверка расчета

Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – Создать – Формирование записей книги покупок .

Отчеты – НДС – Книга покупок .

Отчеты – 1С-Отченость – Регламентированные отчеты – Создать – Декларация по НДС .

  • Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – Создать
    • Распределение НДС
    • Формирование записей раздела 7 декларации по НДС
    • Формирование записей книги покупок
  • Отчеты – НДС – Книга покупок
  • Отчеты – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты – Создать – Декларация по НДС, раздел 3, 7

См. также:

  • [17.10.2019 запись] Отчетность за 9 месяцев 2019 г. в 1С:Бухгалтерия, часть 2 (НДС)
  • Как проверить суммы реализации в документе распределение НДС
  • Правило 5 процентов для ведения раздельного учета входящего НДС
  • Как в 1С вести раздельный учет входящего НДС, если есть облагаемые и не облагаемые НДС операции?
  • Раздел 7 декларации по НДС для необлагаемых операций
  • Настройка учетной политики по НУ в 1С: НДС
  • Учетная политика по НДС

Услуги иностранцу, место реализации не РФ, услуги не по ст. 149 НК РФ

Организация заключила с иностранным заказчиком (Италия) договор на оказание маркетинговых услуг.

05 августа оказаны маркетинговые услуги на сумму 2 000 EUR.

26 августа оказаны консультационные услуги на внутреннем рынке на сумму 240 000 руб. (в т.ч. НДС 20%).

Условный курс EUR по ЦБ РФ:

  • 05 августа – 72,0000

Оказание маркетинговых услуг заказчику (Италия):

  • место реализации не РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), НДС не облагается;
  • операции не по ст. 149 НК РФ:
    • входящий НДС принимается к вычету в общем порядке;
    • не требуется вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ), но он нужен в 1С для раздела 7 Декларации по НДС;
    • для расчета пропорции услуги относятся к облагаемым НДС.

Главное – Настройки – Налоги и отчеты – НДС .

Администрирование – Настройки программы – Параметры учета ссылка Настройка плана счетов – Учет сумм НДС по приобретенным ценностям: ссылка По контрагентам, счетам-фактурам полученным, способам учета .

Карточка Договора с покупателем.


Карточка Договора с покупателем – Код операции.

Не ставим флажок Операция не подлежит налогообложению (ст. ­­­149­ НК РФ) :

Карточка Номенклатуры – Код операции НЕ заполняем.

Можем оставить % НДС 20%, если эти же услуги оказываются на территории РФ.

Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные) .

Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные) – Реализация услуг :

  • %НДС – Без НДС;
  • Счет-фактура – Выписать счет-фактуру не требуется (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 N 03-07-08/107);
  • регистр НДС продажи – запись с видом ценности Услуги не на территории РФ для документа Распределение НДС ;
  • регистр НеоблагаемыеНДС операции – запись с видом движения Приход для раздела 7 Декларации по НДС.

  • Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – Создать :
    • Распределение НДС ,
    • Формирование записей раздела 7 декларации по НДС ;
  • Отчеты – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты – Создать – Декларация по НДС, раздел 7 .

Услуги иностранцу, место реализации не РФ, услуги по ст. 149 НК РФ

Организация заключила с иностранным заказчиком (Италия) лицензионный договор на передачу прав на использование базы данных.

12 августа переданы права на использование базы данных на сумму 1 500 EUR.

Условный курс EUR по ЦБ РФ:

  • 12 августа – 73,0000.

Передача прав на использование базы данных по лицензионному договору заказчику (Италия):

  • место реализации не РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ);
  • операции по ст. 149 НК РФ освобождены от НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ):
    • входящий НДС включается в стоимость (пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ)
    • требуется вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ)
    • для расчета пропорции услуги относятся к необлагаемым НДС

Главное – Настройки – Налоги и отчеты – НДС .

Администрирование – Настройки программы – Параметры учета ссылка Настройка плана счетов – Учет сумм НДС по приобретенным ценностям: ссылка По контрагентам, счетам-фактурам полученным, способам учета .

Карточка Договора с покупателем.

Карточка Договора с покупателем – Код операции.

Не ставим флажок Операция не подлежит налогообложению (ст. ­149 НК РФ) .

Карточка Номенклатуры – Код операции заполняем.

Карточка Номенклатуры – Код операции заполняем.

Ставим флажок Операция не подлежит налогообложению (ст.­ ­149 НК РФ) :

Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные) .

Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные) – Реализация услуг :

  • %НДС – Без НДС;
  • Счет-фактура – Выписать счет-фактуру не требуется (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ);
  • регистр НДС продажи – запись для расчета пропорции (облагаемые/необлагаемые) для документа Распределение НДС;
  • регистр НеоблагаемыеНДС операции – запись с видом движения Приход для раздела 7 Декларации по НДС.

  • Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – Создать :
    • Распределение НДС ,
    • Формирование записей раздела 7 декларации по НДС ;
  • Отчеты – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты – Создать – Декларация по НДС, раздел 7 .

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Спасибо за поддерживающий семинар за октябрь! Елена и Юлия съэкономили много времени разборами обновлений и вопросов.

Читайте также: