Транспортные услуги в казахстан ставка ндс

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июля 2017 г. N 03-07-13/1/44838 О применении НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, а также с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза

Вопрос: Наша организация, не являющаяся перевозчиком на железнодорожном транспорте, оказывает услуги по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории Казахстана, Узбекистана и других государств (пункт отправления и пункт назначения не на территории РФ) в рамках договора транспортной экспедиции. Заказчиками выступают как организации, являющиеся резидентами РФ, так и иностранные организации, входящие в ЕАЭС.

Признается ли территория РФ местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, при организации перевозок железнодорожным транспортом товаров между двумя пунктами, расположенными на территории других государств.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, а также с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, не перечисленных в подпунктах 4.1-4.3 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, местом реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. В случае же оказания таких услуг между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории Российской Федерации, местом их реализации территория Российской Федерации не признается.

Учитывая изложенное, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Что касается вышеуказанных услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, то на основании статьи 7 Кодекса в данном случае порядок применения налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Согласно данному разделу Протокола место реализации транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза, признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Местом реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория России, если пункт отправления/пункт назначения находятся на территории России. Если пункты расположены за пределами страны, местом их реализации территория России не признается.

Что касается вышеуказанных услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, то в данном случае порядок применения НДС определяется Договором о ЕАЭС. В соответствии с ним место реализации услуг определяется по месту нахождения исполнителя.

Так, в целях применения НДС местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республик Казахстан и Узбекистан по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, признается территория России и такие услуги облагаются НДС в России по ставке 18%.

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/42845 от 22.06.2018

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России. К этой группе относят также:

  • предоставление российскими фирмами (предпринимателями) собственного или арендованного железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке.

Указанные услуги облагают нулевой ставкой при осуществлении перевозок по территории России от места прибытия товаров до станции их назначения.

Условия применения нулевой ставки

Под международной перевозкой в данном случае понимается перевозка товаров воздушными, морскими, речными судами, судами смешанного плавания, железнодорожным и автотранспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

Если, например, российская фирма оказывает подобные услуги при автомобильной перевозке груза из российского порта до пункта назначения, также находящегося в нашей стране, то такая перевозка облагается НДС по общеустановленной ставке 18%.

При оказании услуг по международной перевозке нулевую ставку НДС вправе применить все участвующие в оказании этих услуг лица.

Обратите внимание: если транспортно-экспедиционные услуги оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и не имеют отношения к международной перевозке товаров, то они облагаются по общеустановленной ставке НДС 18%, как предписано пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса. Об этом ФНС России отметила еще в письме от 14.06.2016 г. № СД-4-3/10498@.

Услуги, относящиеся к транспортно-экспедиционным

Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Согласно под. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Как подтвердить нулевую ставку

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Так, в него входят:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров в РФ).

Документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, имеют свои особенности в зависимости от того, каким именно транспортным средством осуществляется перевозка. Например, коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные.

Обратите внимание, на транспортных и товаросопроводительных документах должна стоять отметка пограничной таможни «Товар вывезен». Если товар вывозился через территории государств-участников ЕАЭС, где таможенный контроль отменен (Белоруссию, Армению, Киргизию или Казахстан), то на транспортных документах достаточно отметки "Выпуск разрешен" российской таможни, проводившей с товарами таможенные операции.

Напомним, срок представления документов составляет 180 календарных дней. Но момент, с которого этот срок исчисляется, установлен для каждого конкретного случая отдельно. Например, для международной перевозки товаров это дата проставления таможенниками отметки на транспортных документах.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Ведущая рубрики

  1. Экономические связи России
  2. Валютный контроль
  3. Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь
  4. Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Торговля – одновременно выгодный и рискованный вид бизнеса. Наиболее удачливы те, кто смог найти надежных оптовиков, не меняющих кардинально цену на товар по несколько раз за месяц, или работает напрямую с поставщиками. Уникальность и востребованность продукта тоже имеет значение.

Особым видом торговой деятельности является внешнеэкономическая, т.е. направленная на деловые связи с другими странами. На самом деле импорт и экспорт разделяются на большое количество различных типов сделок. Рассмотрим основные из них и в первую очередь связанные со странами-партнерами ближнего зарубежья: Белоруссией, Казахстаном и Финляндией.

Экономические связи России

Благодаря заключению международных договоров, вступлению в союзы нашей страны российские юридические лица получают различные преференции. Налоговый и Таможенный кодексы также предлагают определенные льготы. Естественно, основные партнеры – это наши ближайшие соседи. Но и на широкой мировой арене мы не последние.

Вот несколько различных крупных союзов, в которых участвует РФ или ее соседи: Беларусь, Казахстан и Финляндия:

  • Всемирная торговая организация (ВТО). В новостях о ней часто упоминают. В апреле 2020 года ее членами являются более 160 государств. Белоруссия не входит в ВТО, по крайней мере пока, переговоры ведутся.

Вступление во всемирную организацию означает принятие особых торговых и таможенных правил. Законодательство страны должно отвечать международным стандартам, а условия, предоставленные одному государству, распространяются на все, поскольку каждый имеет право на одинаковые условия.

В России высока доля импортных товаров, ее вступление в союз открыло рынок для многих зарубежных поставщиков. В частности, и американских партнеров, хотя отношения с США у нас не простые.

  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав союза входят 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Есть государства, ведущие активные переговоры о вступлении. Смысл ЕАЭС в открытом и свободном торговом пространстве. Между странами также налажено свободное перемещение капитала (т.е. привлекаются инвестиции) и людей (значит, беспрепятственно границу пересекают рабочие и специалисты). Между членами ЕАЭС сложились хорошие отношения и в политическом смысле, поэтому санкции, которыми те же США или Европа пытались лишить нас поставок, положительно сказались на торговле с более радушными деловыми партнерами.
  • Европейский союз (ЕС). Как понятно из наименования, входят в него страны Европы, объединенные торговой и таможенной политикой. Из тех государств, что нас интересуют, в него входит только Финляндия. Для большинства стран общей является и валюта – евро (что упрощает расчеты). Для российских организаций, которые заключают контракты в евро, а затраты осуществляют в рублях, сделка может оказаться выгодной, даже по сравнению с долларовой.

Пример: курс на 9 апреля 2020 года составляет 1 доллар = 73,70 руб., 1 евро = 80,63 руб. Соответственно, если заключить договор на сумму 1 000 евро, то в рублях получим 80630, а если на 1 000 долларов, то 73700. Разница в 6930 на такой небольшой сделке, а когда речь идет о сотнях тысяч? Подразумевается, что товар мы покупаем по одной и той же цене в рублях. Вот если делать закуп в валюте, можно и проиграть на курсе.

  • Союзное государство (Союз России и Республики Беларусь). Это своеобразный симбиоз из двух государств, имеющий общие органы управления (парламент, высший государственный совет, совет министров и т.д.) и даже флаг и гимн. Последних, кстати, нет до сих пор. Положительная динамика торговых и политических отношений (несмотря на разногласия, периодически возникающие по поводу поставок газа) позволяет вести торговлю с Белоруссией, опираясь на похожие правила ведения учета и налогообложения. Порой, найдя в интернете информацию по каким-то операциям, не сразу понимаешь, что читаешь белорусский сайт. Да и учет ведется часто в аналогичных программах.
  • БРИКС (BRIKS). Аббревиатура образована от первых букв англоязычных названий стран, входящих в союз: Brazil (Бразилия), Russia (Россия), India (Индия), China (Китай), South Africa (ЮАР). Мощное сообщество, в первую очередь, потому что в него входят активно развивающиеся страны с высокими показателями ВВП (за исключением ЮАР, у нее уровень значительно ниже, зато она обладает определенными ценными ресурсами). Китай ведет активную международную торговлю, и я постараюсь вернуться к теме торговли с ним в следующих статьях.

Образованы и другие сообщества, например, БЕНИЛЮКС (аналогично БРИКС образовано от первых букв стран, входящих в него – Бельгия, Нидерланды и Люксембург), СНГ (входят в т. ч. Россия и Белоруссия); АТЭС ( APEC по-английски, Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество). Существуют зоны свободной торговли (ЗСТ), такие как ЗСТ стран СНГ. Все они оказывают влияние и на остальные союзы, поскольку интересы многих стран регулярно пересекаются.

Основной смысл международной торговли – поставка в другие страны товаров, которые там востребованы и могут поставляться по выгодным ценам, аналогично импорт – ввоз таких товаров в Россию. Появляется конкуренция, приходится совершенствовать продукцию, гибко подходить к ценообразованию. В идеале. Реально может быть совсем по-другому.

Валютный контроль

Конечно, государство не может пройти мимо сделок, расчеты по которым проводятся в валюте, а по экспортно-импортным операциям обычно так и бывает. Рубль все же не настолько устойчивая денежная единица, чтобы его готовы были принять в оплату. За исключением, пожалуй, Белоруссии.

Кстати! Союз России и Республики Беларусь подразумевает создание единой валюты. Стать ею изначально должен был российский рубль, но стороны разошлись во мнениях, в т. ч. относительно того, где должна происходить эмиссия. В результате вопрос в 2020 году так и не решен, хотя в феврале 2019 года президент Лукашенко высказался за создание единой валюты – рубля.

Итак, какие же деньги приняты в рассматриваемых нами странах:

  • Белоруссия – белорусский рубль.
  • Казахстан – казахстанский тенге.
  • Финляндия – евро.

Соответственно, контракты между странами обычно заключаются с обязательным указанием в них валюты расчетов, одно из важных условий – составление всей документации на двух языках, поскольку требования к бухгалтерскому учету таковы, что документы, составленные на другом языке, должны иметь построчный перевод на русский. Логично будет изначально подготовить два варианта документации.

Валютные расчеты возможны и внутри страны, но для них есть определенные ограничения. Также существуют ограничения по расчетам между резидентами и нерезидентами.

  1. Граждане РФ.
  2. Физические лица – иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство.
  3. Юрлица (их подразделения, находящиеся за пределами РФ), которые созданы по российскому законодательству, кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных по Федеральному закону № 290-ФЗ от 03.08.2018.
  4. Сама Российская Федерация, ее субъекты, представительства за рубежом.

  1. Физлица, не подпадающие под определение резидентов (см. выше).
  2. Юридические лица и иные организации, которые созданы на основании иностранного законодательства, расположенные за пределами РФ и их подразделения на территории Российской Федерации.
  3. Представительства иностранных государств (консульские, дипломатические и т.п.), межгосударственные и межправительственные организации в России.
  4. Иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» № 290-ФЗ.
  5. Иные физические и юридические лица, которые не отнесены к резидентам.

Под контролем сделки не только по экспорту-импорту, но и по переводу денег заграницу. Если вы открыли счет в иностранном банке, например, чтобы облегчить расчет с иностранными партнерами, то обязаны сообщить о нем в ФНС, аналогично нужно подать уведомление о закрытии или изменении реквизитов. Сделать это нужно в течение месяца после совершенного действия или изменений.

Важно! Ежеквартально, в течение 30 дней после окончания отчетного периода, необходимо представлять в ФНС отчет о движении средств организации на иностранном счете.

Для стран ЕАЭС открытие и ведение счета будет не таким проблематичным, т. к. страны союза обмениваются информацией автоматически. Весомая причина не пытаться скрыть наличие счета в другом государстве.

Когда средства зачисляются на ваш счет:

  • Если сумма сделки составляет менее 200 000 в рублях, достаточно предоставить банку информации по коду операции (КВО), он состоит из 5 цифр и его определяют с помощью Приложения № 1 к Инструкции № 181-И.
  • Если сумма контракта более 200 тысяч, но менее 6 млн рублей (для экспорта, для импорта — менее 3 млн), то дополнительно к КВО придется предоставить сам контракт и дополнительные документы: счета, акты, накладные и т.д.
  • Если сумма равна или больше предельных значений (6 и 3 млн соответственно), то придется зарегистрировать контракт с присвоением ему уникального номера.

Потребуется предоставить банку справку о валютных операциях. Все сведения можно получить, обратившись в свой банк, он же поможет разобраться в нюансах документального оформления. При списании операции аналогичны. Если перевод осуществляется в рублях, а не в валюте, то в платежном поручении необходимо поставить КВО в начале поля «назначение платежа», в следующем виде: , где 11100 – код валютной операции по Инструкции № 181-И.

Чтобы поставить на учет контракт, необходимо подать в банк заявление, при внесении изменений в договор сообщить об этом, как и при завершении сделки (после закрытия контракта банк снимет его с регистрации). О некоторых особенностях бухгалтерского учета валютных операций вы можете прочесть в статье по ссылке.

Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь

Работа с Казахстаном и РБ на ввоз товаров упрощена, поскольку страны входят в ЕАЭС, нет пошлин и таможенного оформления, не нужно уплачивать НДС на таможне. Организация, производящая закупку самостоятельно, должна рассчитать налог и перечислить в свою налоговую инспекцию.

Обратите внимание! НДС должны рассчитать и уплатить даже организации на УСН или другом спецрежиме и освобожденные от уплаты в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Но для начала необходимо заключить договор. Как говорилось выше, он оформляется на двух языках. Поскольку законодательная база у нас разная, потребуется учесть особенности зарубежного законодательства, чтобы не допустить его нарушений при составлении текста контракта. Не забудьте зарегистрировать контракт в банке, если его сумма превысила 3 млн рублей.

Если импортируемый товар не облагается НДС, то и платить ничего не придется. Например, оборудование, перечисленное в специальном Перечне. Расчет НДС для облагаемых налогом товаров происходит при принятии к бухгалтерскому учету по формуле:

  • СТ-стоимость товара;
  • А- акцизы (если есть);
  • % — это процент НДС (10, 20).

Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за постановкой на учет товара, в то же время требуется заполнить декларацию. Форма утверждена в 2017 году и продолжает действовать в 2020-м. Кроме того, одновременно придется в 4-х экземплярах (+ электронный или только один электронный, но заверенный ЭЦП) заполнить еще один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Два экземпляра после заверения заявления ФНС передадите поставщику.

Кстати! Проверить движение вашего заявления и его статус можно с помощью сервиса на сайте ФНС России.

Подробная информация по документам, в том числе тем, что необходимо представить в ФНС в качестве подтверждения проведенных сделок, находится в Договоре о ЕАЭС (пункт 20, приложение 18).

Как быть с уплаченным НДС по импорту? Есть два варианта в зависимости от системы налогообложения организации:

  • Применяющие УСН и другие спецрежимы, а также те, кто освобожден от уплаты по статье 145 НК, не могут вернуть налог и включают его в себестоимость.
  • Организации на общей системе при соблюдении условий (НДС уплачен, товар принят к учету и будет реализовываться по сделке, облагаемой налогом, ФНС заверила заявление на ввоз) может получить вычет.

Не забудьте, что товары должны иметь необходимые сертификаты, паспорта и другие аналогичные документы. Это относится в равной степени к экспорту.

Экспорт в Казахстан и РБ

При экспорте в страны ЕАЭС применяется ставка 0% НДС (пп. 1.1, п. 1 ст. 164 НК РФ). Для ее подтверждения придется собрать пакет документов:

  • контракт;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа страны-получателя (см. импорт, в данном случае его должен заполнить казахстанский партнер);
  • документы, подтверждающие вывоз товаров с учетом п. 13 ст. 165 НК РФ.

Срок для подтверждения ставки — 180 календарных дней (см. п. 9 и п. 10 ст. 165 НК).

Налогоплательщик вправе получить вычет по экспортируемому товару (пункт 3 статьи 172 НК), но, если это вызовет возврат налога из бюджета, придется пройти камеральную проверку: предоставить дополнительные документы, подождать, пока проверку пройдут поставщики. Учитывая нулевую ставку на экспорт, некоторые предпочитают не заявлять вычет по НДС.

Еще один важный момент. Отказаться от применения ставки 0% нельзя, подробнее о причинах вы можете прочитать в материале «При экспорте товара в страны ЕАЭС компания обязана использовать ставку 0% НДС».

Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Северная страна не входит в ЕАЭС, поэтому правила ввоза-вывоза товаров, оказания услуг и выполнения работ отличаются от описанных выше. Востребованными товарами для импорта были и остаются:

  • Автотранспорт.
  • Оборудование.
  • Бумага.
  • Кондитерские изделия (конфеты, мороженое, шоколад и т.д.).
  • Бытовая химия.
  • Одежда и обувь.
  • Косметика.

Процедура начинается с заключения контракта, правило о двуязычии действует и здесь. Обязателен и перевод полученных документов – накладных, счетов и т.д. При ввозе импортных товаров придется пройти таможенное оформление: заполнение декларации, уплату сборов. Эти затраты включаются в себестоимость.

При любых операциях с другими странами есть две сложности: определить место реализации и правильно учесть в рублях все суммы. По поводу курса рубля к валюте – учитываем курс на дату принятия к учету товара, за исключением случаев, когда он поставляется по предоплате, тогда берем курс валюты на дату поступления аванса (только в той части поставки, которая на него приходится).

Важно! После того как операция отражена в бухгалтерском учете, не производится перерасчет указанных сумм, даже если изменяется курс (ст. 2 п. 10 ПБУ 3/2006).

Однако курсовые разницы возникают, например, при пересчете обязательств, подробнее об учете курсовых разниц в материале по ссылке. Определение места реализации нужно смотреть по договору (что касается товаров), там наверняка прописано, когда осуществляется переход права собственности.

По услугам и работам все сложнее. Для правильного определения нужно обратиться к статье 148 НК РФ. Например, если организация или ИП находится в России и выполняет консультационные, юридические, бухгалтерские и иные подобные услуги, то местом оказания будет территория РФ.

Сумма контракта, имеющая значение для валютного контроля и постановки на учет в банке, такая же, как при торговле в рамках ЕАЭС, т.к. валютное регулирование проводится по единым правилам. Напомню, для экспорта сумма должна быть больше или равна 3 млн, а для импорта — 6 млн рублей.

Операции импорта облагаются НДС по соответствующей ставке, расчет ведется исходя из стоимости товаров, включая акцизы, таможенные сборы и иные платежи при ввозе в РФ. Оплатить налог нужно уже в таможенную службу. Вернуть уплаченный налог можно только после представления в инспекцию ФНС документов по сделке, в том числе таможенной декларации и платежных документов на сам налог.

Экспортные операции

По экспорту действуют общие правила, поэтому применяется та же система и ставка в размере 0%, что и при поставке товара в Казахстан, Белоруссию или другую страну ЕАЭС.

Здесь снова придется обратиться к определению места реализации. Если им является территория РФ, то российская организация-экспортер становится налоговым агентом и обязана заплатить НДС в свою инспекцию.

ТОО (резидент РК, СНР на "упрощенке", плательщик НДС с 7 августа 2017 г.) предоставляет услуги по грузоперевозкам компаниям – резидентам РК.

Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по международным перевозкам из городов Российской Федерации на территорию РК (товар загружается на территории РФ и выгружается на территории РК)? Должны ли в этом случае перевозки от границы РК до конечного пункта на территории РК рассматриваться аналогично внутриреспубликанским грузоперевозкам (при которых товар загружается на территории РК и выгружается на территории РК) с применением ставки НДС 12 %?

Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по международным перевозкам из городов Китая на территорию РК (т.е. товар загружается на территории Китая и выгружается на территории РК)? Должны ли в этом случае перевозки от границы РК до конечного пункта на территории РК рассматриваться аналогично внутриреспубликанским грузоперевозкам с применением ставки НДС 12 %?

Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по грузоперевозкам непосредственно по территории Китая (т.е. товар загружается на территории Китая и выгружается на территории Китая, границы не пересекает)?

В отношении вопросов 1) и 2):

В соответствии со ст. 387 и 448 Налогового кодекса РК оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке НДС.

В целях НДС международной перевозкой признается:

1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории РК и импортируемых на территорию Республики Казахстан;

2) транспортировка по территории РК транзитных грузов;

3) перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении;

4) услуга по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении.

Вместе с тем, перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными п. 4 ст. 387 Налогового кодекса РК.

Если в договоре на международную перевозку обозначен пункт «А» в РФ/Китай, откуда нужно забрать товар, и пункт «Б» в РК, куда нужно доставить товар, то весь данный маршрут из пункта «А» в РФ/Китае до пункта «Б» в РК будет признаваться международной перевозкой и облагаться НДС по ставке 0%. В целях НДС не нужно делить стоимость международной перевозки до границы РК и после границы РК по территории РК, т.к. весь маршрут оформляется единым транспортным документом.

Если Вы в акте выполненных работ и счете-фактуре разделите международную перевозку из пункта «А» в РФ/Китай до границы РК и от границы РК до пункта «Б», то в данном случае, даже несмотря на то, что международная перевозка оформлена единым транспортным документом:

- первая часть маршрута (из пункта «А» до границы РК) будет считаться международной перевозкой и облагаться НДС 0%, а

- вторая часть (от границы РК до пункта «Б») не будет признаваться международной перевозкой и будет подлежать обложению НДС 12%, т.к. местом реализации согласно положениям пп. 5) п. 2 ст. 378 и пп. 5) п. 2 ст. 441 Налогового кодекса РК.

В отношении вопроса 2):

В рассматриваемой ситуации необходимо определить место реализации в целях НДС по услугам перевозке за пределами РК (по территории Китая). Место реализации в данном случае определяется в соответствии с положениями п. 2 ст. 378 Налогового кодекса РК, при этом, данная услуга не содержится в пп. 1) – 4) п. 2 ст. 378 Налогового кодекса РК, в связи с чем, необходимо руководствоваться пп. 5) п. 2 ст. 378 Налогового кодекса РК.

В соответствии с положениями пп. 5) п. 2 ст. 378 Налогового кодекса РК в целях НДС местом реализации работ, услуг признается РК, если работы, услуги, не предусмотренные пп. 1), 2), 3) и 4) части первой п. 2 ст. 378 Налогового кодекса РК и п. 4 ст. 378 Налогового кодекса РК, выполняются или оказываются лицом, осуществляющим предпринимательскую или любую другую деятельность на территории РК.

Местом осуществления предпринимательской или другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные пп. 1), 2), 3) и 4) части первой п. 2 ст. 378 Налогового кодекса РК, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа, транспортировке товаров, в том числе почты, считается территория РК в случае присутствия такого лица на территории РК на основе государственной (учетной) регистрации в органах юстиции РК или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве ИП и при соблюдении одного или нескольких из следующих условий:

- пассажиры, транспортируемые товары (почта, багаж) ввозятся на территорию РК;

- пассажиры, транспортируемые товары (почта, багаж) вывозятся за пределы территории Республики Казахстан;

- пассажиры перевозятся, товары (почта, багаж) транспортируются по территории Республики Казахстан.

Таким образом, Ваше ТОО присутствует в РК на основе государственной регистрации, но транспортируемые товары в рассматриваемой ситуации при перевозке за пределами РК (исключительно на территории Китая) не ввозятся на территорию РК, не вывозятся за пределы территории РК и не транспортируются по территории РК.

Следовательно, т.к. при оказании услуг по перевозке исключительно по территории Китая местом реализации в целях НДС не будет признаваться РК.

В соответствии с пп. 2) ст. 370 Налогового кодекса РК в целях НДС необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является РК.

Соответственно, т.к. при оказании услуг по перевозке исключительно по территории Китая место реализации не будет признаваться РК, то данный оборот по реализации для Вашего ТОО является необлагаемым (Без НДС).

Вопрос

Мы работаем на экспорт в Казахстан. Поставляем химическое сырье, а также услуги по доставке этого сырья. Выставляем счета без НДС и за сырье и за доставку. Вопрос такой, можем ли мы возместить НДС за услуги по доставке?

Ответ

Рассмотрев Ваш вопрос, поясняем, что для целей исчисления НДС под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами территории РФ (абз. 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ). В рассматриваемом случае пункт назначения находится на территории Республики Казахстан и, следовательно, данная перевозка признается международной.

Поскольку услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по ставке 0%,автотранспортная компания должна выставить вашей организации СФ со ставкой НДС 0 %(пп. 2.1 п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 164 НК РФ). Вы также перевыставляете СФ покупателю на транспортные услуги с «0» ставкой НДС. Нулевые ставки по услугам по международной перевозке следует подтвердить документально и транспортной компании и вашей в течении 180 дней.

Если вы или транспортная компания не смогли подтвердить нулевую ставку в отведенный для этого срок или добровольно отказались от ее применения, то используйте обычную ставку – 20%.

Обоснование

1.Услуги по международной перевозке товара облагаются по нулевой ставке . При этом оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) не препятствует применению ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами . То есть, оказывая услугу по экспортной перевозке грузов с привлечением третьего лица — перевозчика, вы также применяете нулевую ставку и не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг выставляете покупателю услуг (грузоотправителю) счет-фактуру в двух экземплярах .

Но обратите внимание, счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки НДС 0% . И нулевую ставку нужно подтвердить, представив в ИФНС вместе с декларацией необходимые документы в течение 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах .

Кроме того, по нулевой ставке облагаются оказываемые грузоотправителю на основании договора транспортной экспедиции транспортно-экспедиционные услуги, закрытый перечень которых установлен абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В случае заключения обычного посреднического договора нулевая ставка в отношении вознаграждения не применяется. Если вы будете оказывать услуги, не поименованные в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги также нужно облагать по ставке 18% .

Для посреднических договоров, в которых посредник действует от своего имени, установлен особый порядок составления счетов-фактур и их регистрации в журнале учета счетов-фактур. Тогда как для экспедиторов порядок выставления счетов-фактур Постановлением N 1137 не определен. В таком случае можно воспользоваться разъяснениями контролирующих органов .

Вопрос: …Нам оказывают транспортные услуги по экспортным перевозкам грузов, в счете-фактуре сумма без НДС. Перевыставляем эти услуги конечному покупателю. Как оформить счет-фактуру, тоже без НДС? Наша организация на ОСН. Будет ли отличие в составлении документов, если будет посреднический договор с конечным покупателем? («Главная книга», 2015, N 15)

2.Какие перевозки являются международными для целей НДС

Для целей НДС к международным перевозкам относятся (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) перевозки товаров, если пункт отправления или пункт назначения находится за пределами РФ. При этом товары перевозят водным, воздушным, железнодорожным или автотранспортом (кроме перевозок российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте).

Как облагается НДС международная перевозка товаров

Международная перевозка товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Эту ставку могут применять все перевозчики, которые участвуют в международной перевозке товаров, даже если перевозят товар только по территории России.

Право на нулевую ставку НДС нужно подтвердить. Для этого соберите пакет документов в отведенный для этого срок. Документы представьте в налоговый орган вместе с декларацией по НДС за квартал, в котором вы их собрали и исчислили налог по ставке 0% (п. п. 3.1, 9, 10 ст. 165 НК РФ).

Если вы уже представляли эти документы для подтверждения ставки 0% за предыдущие периоды, повторно подавать их не нужно. В таком случае в налоговую следует подать уведомление. В нем нужно указать реквизиты документа, с которым были представлены подтверждающие документы, и налоговый орган, куда они подавались (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Исчисляйте НДС в том же порядке, что и для других услуг грузоперевозки, облагаемых по ставке 0%, — в зависимости от того, успели ли вы собрать пакет документов в срок.

Порядок вычета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), которые вы используете для оказания услуг перевозки, также зависит от документального подтверждения ставки 0%.

Вы можете отказаться от нулевой ставки. В этом случае исчисляйте НДС в общем порядке по ставке 20% (п. п. 3, 7 ст. 164 НК РФ).

Готовое решение: НДС при международных перевозках товаров (КонсультантПлюс, 2019)

3.От применения нулевой ставки по НДС вправе отказаться экспортеры товаров и некоторые поставщики услуг. Отказ возможен только сразу по всем экспортным операциям. Для этого необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление.

После отказа от применения ставки 0% платить НДС нужно по ставкам 20 и 10% не менее 12 месяцев. При этом вычеты заявляют в общем порядке.

Готовое решение: Как отказаться от ставки 0% по НДС при экспорте (КонсультантПлюс, 2019)

4.Транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки товара подлежат налогообложению НДС по ставке 0% (абз. 2, 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) .

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% организации необходимо представить в налоговые органы следующие документы (пп. 1, 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ):

— контракт (копию контракта);

— копию транспортного, товаросопроводительного документа и (или) иного документа, подтверждающего вывоз товара за пределы территории РФ .

Указанные документы представляются в течение 180 календарных дней с даты проставления отметки таможенными органами на документах, предусмотренных пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, одновременно с представлением декларации по НДС (абз. 6 п. 9, абз. 1 п. 10 ст. 165 НК РФ).

При оказании услуг транспортной экспедиции, в том числе облагаемых НДС по ставке 0%, экспедитор обязан предъявить клиенту НДС (в размере 0 руб.) и не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуг (дня подписания соответствующего акта) выставить счет-фактуру (п. п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

Выставленные счета-фактуры регистрируются экспедитором в книге продаж в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство по НДС (п. 2 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Налоговое обязательство по исчислению налога (в том числе с применением налоговой ставки 0%) непосредственно связано с моментом определения налоговой базы по НДС (п. 4 ст. 166 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы по НДС при реализации услуг по международной перевозке товаров является последнее число квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающий обоснованность применения ставки НДС 0% (п. 9 ст. 167 НК РФ).

При реализации транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0%, вычет «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для их оказания, производится на момент определения налоговой базы, т.е. на последнее число квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0% (п. 9 ст. 167, пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Дополнительно о действиях налогоплательщика в случае, когда документы, подтверждающие ставку НДС 0%, собраны в течение 180 календарных дней, см. Готовое решение.

Что касается услуг по международной перевозке груза, оказанных перевозчиком в интересах и за счет клиента, то они также облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Соответственно, перевозчик выставляет экспедитору счет-фактуру на услуги перевозки с указанием ставки НДС 0%.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-экспедитора оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки экспортируемых клиентом товаров, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и за счет клиента? Документы, подтверждающие применение налоговой ставки по НДС 0%, собраны в установленный законодательством срок… (Консультация эксперта, 2019)

Вопросы: 1. Должно ли ОАО в части перевыставляемых услуг международной перевозки применять ставку НДС 0%? Или может быть указана ставка НДС 18%?

  1. Каким образом должны быть оформлены счета-фактуры на данные услуги в рамках договора, заключенного между обществом и ОАО?
  2. Возникают ли у общества налоговые риски при применении вычета НДС по счетам-фактурам ОАО в связи с применением ставки НДС 18% и оформлением счетов-фактур от своего имени?
  3. В случае если документы подлежат исправлению, какие аргументы могут быть использованы обществом в целях получения от контрагента корректно оформленных документов?

Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: из практики налогового консультирования (под ред. А.В. Брызгалина) («Налоги и финансовое право», 2015, N 8)

4.4. Имеет ли налогоплательщик право на вычет, если контрагент предъявил НДС по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, тогда как операция подпадает под нулевую ставку (п. 1 ст. 171 НК РФ)?

По данному вопросу существует две точки зрения.

Позиция 1

Из постановлений Президиума ВАС РФ следует, что вычет в данной ситуации неправомерен. Такого же мнения придерживаются Минфин России (Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-07-08/124, Письмо ФНС России от 07.07.2016 N СА-4-7/12211@) и арбитражные суды (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019 по делу N А40-69212/2018, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.12.2018 N Ф01-4933/2018 по делу N А11-9880/2016). ФНС России направила для использования в работе обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором полугодии 2016 г. по вопросам налогообложения. В нем, в частности, упомянуто Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 304-КГ15-18260, содержащее подобный вывод.

Позиция 2

Вместе с тем согласно позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ налогоплательщик может принять налог к вычету, если контрагент не знал об экспортном характере товара. Данный судебный акт приведен в п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2018 года по вопросам налогообложения.

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС

Ответ подготовлен 10.10.2019 г.

Cтатус предоставленных документов актуален на момент формирования ответа.

Ответ подготовлен в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.

Читайте также: