Транспортные услуги из белоруссии в россию ндс

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель из Беларуси оказал российскому ООО транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Нужно ли начислять НДС на сумму оказанных услуг, сдавать декларацию по косвенным налогам и перечислять в бюджет НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Транспортные расходы российской организации, заключившей с предпринимателем из Белоруссии договор, согласно которому последний осуществляет транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, не включаются в налоговую базу по НДС российской организации.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 801 ГК РФ и Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17) единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств-участников таможенного союза внутри ТС необходимо руководствоваться, в том числе, Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.).
В соответствии со ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.
При этом между государствами-членами таможенного союза заключены:
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Протокол) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).
Кроме того, в целях реализации Протокола по товарам белорусской, казахстанской и российской сторонами подписан межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.), далее - Протокол об обмене информацией.
Сразу отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Протокола нулевая ставка НДС применяется только в отношении работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства-члена таможенного союза с территории другого государства-члена таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства.
При выполнении работ или оказании услуг применение нулевой ставки в отношении косвенных налогов Протоколом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Место реализации работ, услуг определяется в соответствии со ст. 3 Протокола.
Услуги транспортной экспедиции или перевозки грузов прямо в ст. 3 Протокола не поименованы. В то же время пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола предусматривает, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола.
В силу п. 2 ст. 3 Протокола документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств-членов таможенного союза;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.
В рассматриваемой ситуации услуги оказываются налогоплательщиком Республики Беларусь, следовательно, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг является Республика Беларусь.
Таким образом, налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) должны определяться в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Соответственно, у российской организации нет обязанности уплачивать НДС и представлять в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/42845 от 22.06.2018

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России. К этой группе относят также:

  • предоставление российскими фирмами (предпринимателями) собственного или арендованного железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке.

Указанные услуги облагают нулевой ставкой при осуществлении перевозок по территории России от места прибытия товаров до станции их назначения.

Условия применения нулевой ставки

Под международной перевозкой в данном случае понимается перевозка товаров воздушными, морскими, речными судами, судами смешанного плавания, железнодорожным и автотранспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

Если, например, российская фирма оказывает подобные услуги при автомобильной перевозке груза из российского порта до пункта назначения, также находящегося в нашей стране, то такая перевозка облагается НДС по общеустановленной ставке 18%.

При оказании услуг по международной перевозке нулевую ставку НДС вправе применить все участвующие в оказании этих услуг лица.

Обратите внимание: если транспортно-экспедиционные услуги оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и не имеют отношения к международной перевозке товаров, то они облагаются по общеустановленной ставке НДС 18%, как предписано пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса. Об этом ФНС России отметила еще в письме от 14.06.2016 г. № СД-4-3/10498@.

Услуги, относящиеся к транспортно-экспедиционным

Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Согласно под. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Как подтвердить нулевую ставку

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Так, в него входят:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров в РФ).

Документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, имеют свои особенности в зависимости от того, каким именно транспортным средством осуществляется перевозка. Например, коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные.

Обратите внимание, на транспортных и товаросопроводительных документах должна стоять отметка пограничной таможни «Товар вывезен». Если товар вывозился через территории государств-участников ЕАЭС, где таможенный контроль отменен (Белоруссию, Армению, Киргизию или Казахстан), то на транспортных документах достаточно отметки "Выпуск разрешен" российской таможни, проводившей с товарами таможенные операции.

Напомним, срок представления документов составляет 180 календарных дней. Но момент, с которого этот срок исчисляется, установлен для каждого конкретного случая отдельно. Например, для международной перевозки товаров это дата проставления таможенниками отметки на транспортных документах.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Беларусь входит в ЕАЭС, и у всех участников этого союза единая таможенная территория. А значит при взаимной торговле нет таможенных пошлин, мер тарифного регулирования, декларирования и госконтроля. Ввозить товары из стран ЕАЭС проще, чем из других, но и тут есть свои особенности: заключение контракта, уплата НДС, подготовка документов в налоговую. Читайте в статье, как законно импортировать товары из Беларуси.

Как заключить контракт с поставщиком из Беларуси

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Первый шаг в организации импорта — подписание договора с поставщиком. В контракте с белорусской стороной пропишите важные пункты.

Предельная сумма договора. Сумма поставок в рамках одного договора должна ограничиваться предельной величиной. Если ваш договор заключен не на одну поставку, то все отгрузки не должны превышать сумму, указанную в договоре.

Выбор валюты договора. Валютное законодательство РБ разрешает расчеты в белорусских рублях и иностранной валюте. Для использования российских рублей как валюты договора нужно установить официальный курс. Для расчетов с белорусским поставщиком вам понадобится валютный счет даже если вы рассчитываетесь в российских рублях.

Сроки расчетов. Сроки оплаты поставки товаров из Беларуси обычно не превышают 90 дней. Это предписывает Указ Президента РБ № 178, по которому белорусский поставщик должен перечислить на свой счет стоимость проданных товаров в течение 90 дней с даты отгрузки продукции. За нарушение правил его оштрафуют.

Чтобы компенсировать себе штраф, белорусы включают в контракт условие о неустойке за просрочку оплаты. Она может значительно превышать сумму штрафных санкций, грозящих поставщику — до 2% от суммы внешнеторговой операции за каждый день просрочки, но не больше суммы операции. Проверяйте соразмерность неустойки, предлагаемой белорусской стороной.

Если вы не успеваете заплатить, то заранее позаботьтесь о разрешении Нацбанка на отсрочку платежа по сделке.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

Импорт из Белоруссии

Между Беларусью и Россией нет таможенного оформления, оно носит уведомительный характер. Пошлины за пересечение границы не взимаются, а порядок уплаты НДС кардинально отличается.

НДС за импорт из Беларуси придется заплатить вам, и его будет администрировать российский налоговый орган. То есть вы не будете оплачивать НДС белорусскому поставщику в составе стоимости товара или таможне, как при импорте из других стран, а перечислите его прямо в бюджет РФ.

Ваша система налогообложения неважна, импортеры на спецрежимах тоже обязаны уплачивать ввозной НДС. Место постановки на учет поставщика товара и вид договора тоже не имеют значения.Вы платите НДС, когда:

  • право собственности переходит к вам на территории Беларуси или территории России;
  • вы получаете товары от поставщика через комиссионера, поверенного или агента;
  • вы покупаете товары у белорусского поставщика, а отгружаются они через Казахстан;
  • если договор поставки заключен с поставщиком не из ЕАЭС, а товар отгружается с территории Беларуси в Россию.

То есть, независимо от страны-производителя вы уплачиваете НДС при ввозе товара из Беларуси.

Освобождение от ввозного НДС получают:

  • товары, перечисленные в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • товары, переданные по договору между российскими организациями;
  • при передаче товара в рамках одной организации;
  • при передаче товара в режиме свободной таможенной зоны.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

При импорте товара из Беларуси и стран ЕАЭС сумму налога вам придется рассчитать самостоятельно, хотя для импорта из третьих стран это делают таможенники.

Ставки налога стандартные — 20% и 10%. Ставка 10% действует для товаров, входящих в перечень п.2 ст. 164 НК РФ.

Налоговая база по НДС определяется на дату принятия импортированных товаров к учету у налогоплательщика. Сама база рассчитывается исходя из стоимости товара по договору. При покупке за белорусские рубли стоимость в рублях РФ определяется пересчетом стоимости в инвалюте на курс рубля по Центробанку на дату принятия товара к учету.

Уплатите НДС в налоговую до 20 числа месяца, следующего за принятием импортированных товаров к учету. Если у вас есть переплата по федеральным налогам, то НДС можете не перечислять, для этого подайте в налоговую ходатайство об этом.

В платежном поручении указывайте КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Документы для ввоза товаров из Беларуси

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

По импортным товарам из ЕАЭС заполняйте декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Она включает НДС и акцизы. Если вы ввозите безакцизный товар, вносите данные только на титульный лист и в первый раздел. Заполните декларацию за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете.

Сдайте декларацию в налоговую по месту учета до 20-го числа, следующего за месяцем принятия товара на учет, вместе с ней подайте:

  • Выписку из банка, подтверждающую уплату НДС, или копию платежного поручения с банковской отметкой.
  • Договор поставки с белорусским поставщиком, посреднический договор.
  • Транспортные и сопроводительные документы.
  • Счета-фактуры или другие документы, подтверждающие стоимость.
  • Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.

Заявление о ввозе товара составляйте по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@. В налоговую нужно представить заявление на бумаге в 4-х экземплярах и одно в электронном виде или только электронное заявление, заверенное ЭП.

Заполните первый раздел заявления и укажите в нем свои данные и данные поставщика, сведения о договоре и стоимости ввозимых товаров. Если вы работали через посредника, заполните и третий раздел. Второй раздел заполнят налоговики и там же проставят отметку об уплате НДС.

Налоговые инспекторы рассматривают заявление 10 рабочих дней. Один экземпляр налоговая оставит себе, один заберете вы и два направите белорусскому поставщику, чтобы он мог подтвердить ставку НДС 0% по экспорту.

Как принять НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Импортировать товары могут налогоплательщики на ОСНО и спецрежимах. Как и при покупках внутри страны, если вы покупаете товар, который будете использовать в производстве другой продукции, то НДС можете принять к вычету.

Если вы применяете ОСНО и не освобождены от уплаты НДС, сумму налога можете принять к вычету. Платежи по НДС учитывают в себестоимости товара налогоплательщики на спецрежимах.

Заявить вычет вы можете после получения своего экземпляра заявления о ввозе товара от налоговиков. Зарегистрируйте заявление в книге покупок и укажите номер платежного документа, по которому платили НДС в бюджет.

Вычет импортного НДС заявляйте в обычной ежеквартальной декларации по НДС, а его сумму отражайте в строке 160 раздела 3.

Применить вычет можно не раньше квартала, в котором товары были приняты к учету и получена отметка на заявлении. Срок для получения — 3 года после принятия товара к учету.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Российскую Федерацию и Республику Беларусь связывают особые экономические отношения, основанные на заключении таможенного союза (договор от 26.02.99, ратифицирован Федеральным законом от 22.05.01 №55-ФЗ). Это отражается и на налоговой сфере. Так, налогообложение экспортно-импортных операций между двумя этими странами регулируется не Налоговым кодексом, а соглашением от 15.09.04 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте» (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 № 181-ФЗ). Это соглашение относительно товаров вступило в силу 1 января 2005 года, а относительно работ и услуг - 1 мая 2008 года (межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07, ратифицирован Федеральным законом от 01.04.08 № 34-ФЗ).

Соответственно исчисление НДС и акцизов по сделкам с Республикой Беларусь имеет свои особенности, зная которые, можно получить налоговую экономию.

При импорте белорусских товаров на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры

ТОНКОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ИМПОРТЕ БЕЛОРУССКИХ ТОВАРОВ

При импорте белорусских товаров и продуктов переработки на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры. В том числе организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и плательщики ЕНВД и ЕСХН, а также те организации, которые освобождены от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450). Суммы НДС должны быть перечислены в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров - приложение к Соглашению). Независимо от того, что налоговым периодом по НДС сейчас является квартал.

НДС, который импортеры уплачивают при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету. При этом не имеет значения, погашена задолженность перед белорусским поставщиком или нет (п. 6 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Необходимо лишь, чтобы ввезенные товары были приняты на учет на основании соответствующих первичных документов, предполагалось их использование в операциях, облагаемых НДС, имелись документы, подтверждающие фактическую уплату НДС в бюджет. А при ввозе оборудования - после того, как оборудование принято к учету в качестве основных средств.

НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету и отразить в налоговой декларации по НДС только в следующем налоговом периоде (п. 7 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Если организация применяет специальный налоговый режим или освобождена от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, предъявлять к налоговому вычету налог, уплаченный при ввозе белорусских товаров, она не имеет права (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450, письмо ФНС России от 04.07.05 № 03-4-03/1142/28@).

Российская компания может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону

НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ИМПОРТНОМУ НДС МОЖНО ВАРЬИРОВАТЬ

Наиболее интересные возможности налоговой экономии при импорте белорусских товаров кроются в процессе формирования облагаемой базы по импортному НДС. Дело в том, что в этот показатель включается не только непосредственно стоимость ввозимых товаров, но и расходы, связанные с импортом (п. 2 Положения). В частности:
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
сумма страховки;
расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. Причем, по мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке собственными силами также должны включаться в налоговую базу по НДС (п. 6 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого положения, российская организация может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону. Так, при желании максимально снизить эту величину, что особенно актуально для неплательщиков российского НДС, организация может максимально избавиться от любых сопутствующих расходов. Или завуалировать их под затраты по другому договору, заключенному с этим же поставщиком.

Следует учесть, что в налоговую базу по НДС включаются расходы по доставке товара до склада импортера не только по территории Белоруссии (письмо Минфина России от 07.04.05 № 03-04-08/90), но и по территории России (письмо ФНС России от 18.10.05 № ММ-6-03/877@). Поэтому разумно будет минимизировать эти затраты, сняв складское помещение недалеко от границы с Белоруссией.

Уменьшение налоговой базы. Минимизация расходов на доставку, которые включаются в стоимость товара, особенно актуальна в том случае, когда транспортные услуги оказываются сторонними российскими организациями и их стоимость включает в себя НДС. Несмотря на то что налоговая база при импорте товаров определяется с учетом стоимости этих услуг без налога на добавленную стоимость, по сути, происходит двойное налогообложение одной и той же базы. Первый раз НДС со стоимости таких услуг платится транспортной компании, второй раз - в бюджет, исходя из импортной стоимости.

Устранить двойное налогообложение удастся, если доставкой товара будет заниматься белорусская компания. Ведь, согласно пункту 5 статьи 3 протокола «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг», неважно, на территории какой страны выполняются перевозки: местом реализации услуг считается территория страны, резидентом которой является компания-перевозчик. Таким образом, если товар перевозит белорусская компания, двойного обложения НДС не происходит. Но налоговая выгода от этого возникает только в том случае, если белорусский перевозчик и российский импортер являются взаимосвязанными компаниями. В противном случае эффекта экономии не будет.

Увеличение налоговой базы. Если же для импортера выгодно увеличить налоговую базу по НДС, он может включить в нее максимум дополнительных расходов по импорту. Например, организовать транспортировку товара собственными силами на склад, максимально удаленный от границы. Увеличение стоимости помогает завысить обоснованные расходы для налога на прибыль и вычет по НДС.

Распределение транспортных расходов. Еще одна возможность сэкономить на импортном НДС возникает при импорте из Белоруссии товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18%), а также не облагаемых НДС. Если их ввоз оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке товаров придется разделить между ними (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Но вот на основании чего распределить эти расходы, налоговики умалчивают.

По нашему мнению, это можно сделать наиболее выгодным для налогоплательщика способом, при условии что этот способ впоследствии удастся разумно обосновать и защитить от претензий налоговиков. Например, пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или основываясь на особенностях перевозки (погрузки, разгрузки, сохранности) того или иного груза. В любом случае выбранный способ лучше всего закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДНИКА ОТЛОЖИТ УПЛАТУ НДС

Другая возможность получить налоговую выгоду кроется в порядке налогообложения товаров, ввезенных на территорию России из Белоруссии посредниками - агентом или комиссионером. Положения межправительственного соглашения не регламентируют вопрос о том, кто и в какой момент должен уплатить импортный НДС в таком случае. Однако ФНС России высказала по этому поводу мнение, выгодное для компаний (письмо от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

По мнению налоговиков, если белорусский товар ввозит на территорию РФ российский посредник, то платить косвенные налоги должен российский покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента или принципала по посредническому договору - российский покупатель или белорусский продавец. Обязанность уплатить налог возникает в момент оприходования товара на баланс российского покупателя. При этом посредник должен выставить в адрес покупателя счет-фактуру с нулевой ставкой НДС с указанием страны происхождения товара - Республика Беларусь (письмо Минфина России от 15.08.05 № 03-04-08/237, п. 19 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого мнения чиновников, российские импортеры могут отсрочить уплату импортного НДС в бюджет. К примеру, если российская компания поручит посреднику закупить товары в Белоруссии, импортный НДС она обязана будет уплатить не ранее того момента, как посредник отчитается об исполнении поручения и передаст товары на склад комитента. Если посредник задержит отчет, то начисление и уплата налога также отложатся.

Если ввоз импортных товаров оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке нужно разделить между ними

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ВЫГОДНА НЕ ВСЕГДА

Межгосударственными соглашениями отдельно регулируется налогообложение такого популярного инструмента налогового планирования как давальческая переработка. Согласно пункту 7 Положения, НДС не уплачивается при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом продуктов переработки. Таким образом, налогом на добавленную стоимость облагаются только услуги по переработке, но не ввоз или вывоз самих товаров. Это позволяет экономить на НДС при производственных цепочках, которые затрагивают несколько стран.

Отметим, что этот способ невыгоден в том случае, если сырье и перерабатываемый товар облагаются по ставке, отличной от 18 процентов. В этом случае услуги по переработке все равно будут облагаться по ставке 18 процентов, что может привести к увеличению налоговой нагрузки по сравнению с реализацией сырья и обратной покупкой уже переработанного товара.

При экспорте услуг выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС

МЕСТО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НЕСЛОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Экспорт и импорт услуг вообще наиболее спорные операции при исчислении НДС. Ведь в отличие от реализации товаров и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Этот момент важен как для белорусской, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга - на территории РФ или за ее пределами, - зависит, будет ли эта услуга облагаться НДС.

При экспорте услуг российской компании выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС. Нередко так же поступают и при импорте услуги, когда ее оказывает белорусская компания. В этом случае у российской стороны не возникает обязанности налогового агента (ст. 161 НК РФ).

В российско-белорусских взаимоотношениях налогообложение услуг регулирует отдельный межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07. В нем есть достаточно много различий по сравнению со статьей 148 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения услуг во взаимоотношениях с прочими странами.

Исходя из положений протокола (см. таблицу «Определение места оказания услуг»), у налогоплательщиков России и Республики Беларусь есть простор для оптимизации НДС по услугам. Так, если российская компания консультирует белорусскую организацию, стоимость таких услуг в России НДС не облагается, так как покупателем является нерезидент России.

Однако если компании необходимо облагать НДС подобные услуги, можно выбрать один из двух вариантов: либо сделать получателем таких консультаций российский филиал белорусской компании (налоговый резидент России), либо превратить консультации в услуги по обучению, оказываемые на территории России.

Порядок налогообложения, предусмотренный межгосударственным соглашением, применяется при экспорте и импорте товаров, которые либо полностью произведены, либо подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь. Товары, выпущенные в третьих странах, не подпадают под действие соглашения. При их экспорте или импорте из Республики Беларусь применяются положения Налогового кодекса.

Если товары произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий из третьих стран, то действует довольно сложная методика определения страны происхождения. Она описана в решении Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров».

Подчеркнем, что нулевая ставка НДС не применяется к товарам, экспортируемым в страну, где его ввоз не облагается налогом (ст. 2 Соглашения, письмо ФНС России от 28.05.07 № ШТ-6-03/429@).

Если российская компания возвращает товар, ранее импортированный из Республики Беларусь, в связи с несоответствием качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ), то такая операция не является реализацией (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Следовательно, в этом случае объект налогообложения НДС отсутствует и нулевая ставка НДС не применяется. На наш взгляд, это утверждение можно распространить и на случаи возврата в связи с нарушением ассортимента товара (ст. 468 ГК РФ) или некомплектностью товара (ст. 480 ГК РФ).

Если же товар возвращается в Белоруссию по каким-либо иным причинам, эта операция приравнивается к экспортной реализации и облагается НДС в России по ставке 0 процентов. Белорусская сторона при этом будет обязана уплатить импортный НДС.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

При ввозе товаров из Республики Беларусь, в отличие от обычного импорта, НДС нужно платить в особом порядке: не на таможне, а в налоговую инспекцию. При этом сумму налога импортер должен рассчитывать самостоятельно по правилам, прописанным в российско-белорусском Соглашении. Одно из них, касающееся учета расходов на доставку, вызывает много вопросов.

Как известно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, импортер должен заплатить НДС*. Базу для расчета налога он должен рассчитать сам. Ее нужно определять на дату принятия товаров на учет. Для организаций, которые ведут бухучет, это будет дата отражения ввезенной продукции на основании первичных документов на соответствующих счетах: 41 «Товары», 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы» или 07 «Оборудование к установке». Что же касается предпринимателей, а также фирм-«упрощенцев», не ведущих бухучет, им под датой постановки на учет следует понимать ту, что указана в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности белорусского продавца передать товар российскому покупателю.

* Такой порядок действует, только при ввозе белорусской или же российской продукции. Если с территории Республики Беларусь компания импортирует товары, произведенные в других странах, НДС она должна будет заплатить на таможне (Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 181-ФЗ).

Налоговую базу рассчитывают исходя из стоимости приобретенной продукции, включая затраты на ее транспортировку и доставку, и акцизов (если они начисляются).

В пункте 2 раздела I Положения пояснено, что «стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар». Однако существует ряд расходов, которые нужно включать в налоговую базу, даже если стороны не учли их в цене сделки. К таким затратам относят, в частности, расходы по доставке товара, в том числе затраты на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование.

Способ доставки роли не играет

Доставка купленного товара может быть осуществлена по-разному. Так, с точки зрения финансирования можно выделить три варианта: за счет поставщика, за счет покупателя и с распределением затрат между ними. Перевозку, например, до границы оплачивает продавец, а после – покупатель.

Различаются и способы организации доставки. Допустим, контрактом предусмотрена перевозка за счет покупателя. При этом последний может, как вывезти товар своими силами, так и прибегнуть к услугам транспортной компании. Причем договор с последней может заключить, например, поставщик, а покупатель, в свою очередь, просто компенсирует ему затраты.

С позиции расчета налоговой базы самый простой вариант – когда обязанность по доставке возложена на продавца и все свои транспортные издержки он уже включил в стоимость товаров. При этом никакие расходы дополнительно в налоговую базу не включаются.

Однако на деле все бывает гораздо сложнее. Должен ли импортер, который полностью или частично оплатил перевозку товаров, начислять НДС на такие затраты? Нужно ли увеличивать налоговую базу при вывозе своими силами?

Позиция инспекторов

Налоговики считают, что любые расходы на доставку, не включенные в стоимость ввозимых товаров, должны быть учтены при расчете налоговой базы. При этом не имеет значения, самостоятельно импортер перевозил товар или услуги по доставке ввозимой продукции были оказаны сторонними организациями (см., например, письма ФНС России от 18 октября 2005 г. № ММ-6-03/877, от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842).

Налоговики считают, что любые расходы на доставку, не включенные в стоимость, должны быть учтены при расчете налоговой базы. Самостоятельно импортером перевозил товар или же услуги по транспортировке были оказаны сторонними организациями, значения не имеет

Арбитражная практика по вопросу начисления белорусского НДС на стоимость доставки противоречива.

Существует несколько постановлений, в которых суд признал неправомерными требования инспекции включать в налоговую базу стоимость доставки, которую импортер оплатил стороннему перевозчику. Два из них были вынесены ФАС Западно-Сибирского округа (постановления от 22 октября 2007 г. № Ф04-7469/2007 (39554-А03-34) и от 4 декабря 2006 г. № Ф04-7930/2006 (28840-А46-34). Третье дело рассматривал ФАС Поволжского округа (постановление от 19 октября 2005 г. № А65-9619/2005-СА2-9). Ситуации, изложенные в этих постановлениях, схожи. Во всех случаях контракты предусматривали, что расходы по перевозке до границы несет поставщик, а после – покупатель. При этом последний оплачивал доставку непосредственно перевозчику – ОАО «Российские железные дороги».

Занимая позицию организаций, судьи руководствовались следующим. В Положении о порядке взимания косвенных налогов говорится, что налоговую базу определяют, исходя из цены сделки, «фактически уплаченной или подлежащей уплате поставщику». А поскольку в рассмотренных ситуациях поставщик не участвовал в расчетах между покупателем и перевозчиком, затраты на доставку не следует включать в налоговую базу.

Налоговую базу определяют, исходя из цены сделки, «фактически уплаченной или подлежащей уплате поставщику». А поскольку поставщик не участвовал в расчетах между покупателем и перевозчиком, затраты на доставку учитывать не следует, считают некоторые судьи

Были судебные споры и по вопросу учета расходов на перевозку белорусских товаров собственными силами. Налоговики, напомним, предлагают начислять НДС на затраты по доставке и в таких случаях. В налоговую базу при этом нужно включать, например, командировочные расходы, затраты на ГСМ. Однако ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 марта 2006 г. № А05-9485/2005-20 решил, что у импортера не возникли затраты на транспортировку товара, который был везен на территорию нашей страны ручной кладью.

Па нашему мнению, в налоговую базу нужно включить все затраты по доставке. В том числе связанные и с привлечением сторонних организаций, и с перевозкой своими силами. Это поможет избежать споров с фискалами.

И до границы, и после

В Соглашении ничего не говорится о том, что на порядок учета расходов по доставке ввозимых товаров как-то влияет территория, по которой проходила перевозка. Поэтому финансисты считают, что импортер должен включать в налоговую базу стоимость доставки по территории не только Республики Беларусь, но и нашей страны (см., например, письмо Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-07-13/1-10). Однако не все импортеры согласны с таким подходом.

Про нормы кодекса забыть!

Одна из причин, по которой при расчете белорусского НДС некоторые импортеры не учитывают затраты на доставку товаров от границы до места назначения в России, связана с положениями пункта 4 статьи 160 НК РФ. Напомним, здесь прописан порядок определения налоговой базы при ввозе товаров в Россию в случае, когда таможенный контроль и таможенное оформление отменены. Начислять при этом налог кодекс предписывает исходя из «стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы Российской Федерации». То есть, по кодексу, затраты на дальнейшую доставку импортированной продукции в налоговую базу включать не нужно.

Однако, несмотря на то, что на российско-белорусской границе таможенное оформление не производится, данный порядок к операциям по ввозу белорусских товаров неприменим. Дело в том, что нормы международных договоров имеют приоритет над положениями кодекса (ст. 7 НК РФ). В Соглашении же, как мы уже отмечали, про возможность не учитывать расходы на доставку по российской территории ничего не сказано. Подобные разъяснения Минфин России привел в письме от 5 июля 2007 г. № 03-07-13/1-14.

Надо отметить, что и судьи согласны с тем, что при расчете белорусского НДС положения пункта 4 статьи 160 НК РФ не действуют: расходы на российскую доставку также должны быть включены в налоговую базу (постановления ФАС Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-9496/07-С2, от 7 ноября 2007 г. № Ф09-8419/07-С2).

Двойного налогообложения нет

Существует и еще один момент, которые вызывает сомнения в необходимости учитывать при расчете белорусского НДС затраты на доставку по территории нашей страны. Российские транспортные компании (если они, конечно, не являются «спецрежимниками» и не применяют освобождение по статье 145 НК РФ) начисляют НДС на услуги по перевозке товаров, импортируемых из Республики Беларусь (письмо Минфина России от 8 июня 2007 г. № 03-07-13/1-12). А значит, при включении таких транспортных расходов в налоговую базу, услуги по доставке фактически будут облагаться налогом уже второй раз.

Но на самом деле двойное налогообложение в данном случае не возникает. Ведь стоимость расходов на перевозку, как неоднократно разъяснял Минфин России, следует учитывать при расчете импортного НДС за минусом налога, предъявленного транспортной компанией. Включение его в налоговую базу нормами Соглашения не предусмотрено (см., например, письма Минфина России от 1 октября 2007 г. № 03-07-13/1-26, от 1 июня 2007 г. № 03-07-13/1-10). Сумму «входного» НДС импортеры могут принимать к вычету на общих основаниях.

Стоимость расходов на перевозку следует учитывать при расчете импортного НДС за минусом налога, предъявленного транспортной компанией

ООО «Витязь» заключило контракт на поставку материалов белорусского производства (не подакцизных) на сумму 1 000 000 руб. По условиям договора расходы по доставке до границы Республики Беларусь несет поставщик, а после – покупатель. Для перевозки материалов от границы до своего склада ООО «Витязь» заключило договор с российской транспортной компанией.

Бухгалтер ООО «Витязь» принял ввезенные материалы на учет 20 марта 2008 года. Расходы на их перевозку по территории нашей страны составили 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).

В налоговую базу для расчета НДС бухгалтер ООО «Витязь» помимо стоимости приобретенных материалов включил затраты на доставку. Сумма налога, которую нужно заплатить за ввезенные из Республики Беларусь ценности, составила:

(1 000 000 руб. + 23 600 руб. – 3600 руб.) х 18% = 183 600 руб.

Налог был перечислен 2 апреля 2008 года.

Бухгалтер ООО «Витязь» сделал следующие проводки.

20 марта 2008 года:

Дебет 10 Кредит 60

– 1 000 000 руб. – приняты к учету ввезенные материалы;

Дебет 10 Кредит 76

– 20 000 руб. (23 600 – 3600) – отражены затраты на доставку;

Дебет 19 Кредит 76

– 3600 руб. – учтен НДС, предъявленный перевозчиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 3600 руб. – принят к вычету НДС по транспортным расходам;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС при импорте товаров из Республики Беларусь»

– 183 600 руб. – начислен НДС при ввозе белорусских материалов;

2 апреля 2008 года:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС при импорте товаров из Республики Беларусь» Кредит 51

– 183 600 руб. – уплачен начисленный НДС.

18 апреля 2008 года бухгалтер ООО «Витязь» сдал в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за март 2008 года, заявление о ввозе товара и другие необходимые документы.

Читайте также: