Субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям облагаются ндс

Опубликовано: 18.05.2024

Бюджетное учреждение получило из федерального бюджета субсидию на выполнение государственного задания. Облагается ли НДС полученная субсидия? Где отражается в декларации по НДС сумма субсидии? Учитывается ли субсидия при исчислении 5% порога? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елену Хмелькову и Ольгу Монако.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее - Закон № 239-ФЗ) пункт 2 статьи 146 НК РФ дополнен подпунктом 4.1, вступившим в силу с 1 января 2012 года (п. 2 ст. 6 Закона № 239-ФЗ).
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Таким образом, полученные бюджетным учреждением субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания с 1 января 2012 года не облагаются НДС (письмо ФНС России от 07.10.2011 № АС-4-3/16572@).

Раздельный учет в целях исчисления НДС
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 149 НК РФ и пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие и не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, обязан вести раздельный учет и таких операций, и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), приведены в статьи 149 НК РФ.

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает ведение раздельного учета облагаемых операций и операций, не подлежащих обложению (освобождаемые от налогообложения).

Вместе с тем, согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, относится к категории операций, "не признаваемых объектом налогообложения НДС".

К сожалению, официальных разъяснений в отношении раздельного учета НДС при получении бюджетным учреждением субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания, а также выполнении работ (оказании услуг) им в рамках указанного задания найти не удалось.

Применительно к операциям, не признаваемым объектом обложения по НДС согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ, Управление МНС по г. Москве в письме от 18.11.2004 № 24-11/74588 указало на необходимость раздельного учета сумм НДС, предъявленных продавцами, если эти товары (работы, услуги) используются в деятельности, как являющейся, так и не являющейся объектом налогообложения.

Минфин России в письме от 29.12.2007 № 03-07-13/1-29 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 06.03.2008 № 03-1-03/761) указал, что на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (в том числе в связи с осуществлением работ, местом реализации которых территория РФ не признается).

В письмах Минфина России от 25.03.2012 № 03-07-08/92, от 19.01.2012 № 03-07-08/07 разъяснено, что если в течение налогового периода наряду с операциями, не подлежащими налогообложению, в связи с тем, что они не являются объектами обложения НДС, осуществлялись операции, подлежащие налогообложению, и расходы на операции, не являющиеся объектом налогообложения, составили менее 5%, раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, на основании положений пункта 4 статьи 170 НК РФ, может не производиться.

Судебная практика также свидетельствует о необходимости ведения раздельного учета НДС при осуществлении операций, не признаваемых объектами налогообложения, наряду с осуществлением операций, подлежащих налогообложению.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 05.07.2011 № 1407/11 указал, что предусмотренное пунктом 4 статьи 170 НК РФ правило ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ. Иное толкование пункта 4 статьи 170 НК РФ не согласуется с изложенным в пункте 2 этой статьи общим порядком отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод представлен в определении ВАС РФ от 15.02.2010 № ВАС-15830/09, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2012 № Ф07-931/11 по делу № А42-7307/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 № 13АП-21536/11.

Таким образом, разъяснения уполномоченных органов и судебная практика свидетельствуют о необходимости ведения раздельного учета НДС в случае осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения, наряду с операциями, облагаемыми НДС.

Согласно абзацу 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, бюджетному учреждению следует учитывать субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания при ведении раздельного учета НДС в соответствии со статьей 170 НК РФ. Соответственно, расходы, связанные с выполнением работ (оказание услуг) бюджетным учреждением в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из бюджета бюджетной системы РФ, учитываются при расчете 5-процентного порога, установленного абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Декларация по НДС
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Декларация) и Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
В разделе 7 Декларации отражаются:
- операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);
- операции, не признаваемые объектом налогообложения;
- операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
- суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

В соответствии с абзацем 5 пункта 3 Порядка в случае, если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), ими заполняются титульный лист, разделы 1 и 7 Декларации. При этом в строках раздела 1 Декларации ставятся прочерки.

Если же учреждение осуществляет одновременно облагаемые и необлагаемые операции, дополнительно к обычно заполняемым разделам Декларации добавляется раздел 7. Информация этого раздела является справочной. На сумму налога, которую надо перечислить в бюджет (возместить из бюджета), данные этого раздела не влияют.

В графе 1 по строке 010 раздела 7 Декларации отражаются коды операций в соответствии с приложением № 1 к Порядку (п. 44.2 Порядка).

Вместе с тем Раздел I "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" Перечня кодов не предусматривает нормы подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

ФНС России в письме от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19361@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в приложение № 1 к Порядку отражать в разделе 7 Декларации операции, предусмотренные в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, под кодом 1010816. Вместе с тем ФНС России отметила, что не является нарушением использование налогоплательщиками кода 1010800 до момента официального установления кода 1010816.

В соответствии с положениями пункта 44.2 Порядка при отражении в графе 1 по строке 010 операций, не признаваемых объектом налогообложения, под соответствующим кодом операции налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2 по строке 010. При этом показатели в графах 3 и 4 по строке 010 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

В соответствии с пунктом 44.3 Порядка в графе 2 строки 010 раздела 7 Декларации отражается стоимость товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ. В рассматриваемой ситуации в указанной графе отражается сумма полученной бюджетным учреждением субсидии.

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением субсидии на выполнение задания в соответствии с СГС "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Субсидии рассчитываются с учетом:

  • нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • нормативных затрат на содержание имущества.

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года). Уменьшить объем субсидии в течение срока выполнения задания можно только при изменении задания.

Доходы учреждения в виде субсидии на выполнение задания отражаются по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов, подстатье 131 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с субсидиями на выполнение задания учитываются по коду финансового обеспечения 4.

Субсидии на выполнение задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение (п. 54 федерального стандарта "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32, далее – СГС "Доходы"). Основанием служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются в составе доходов текущего года по мере выполнения задания в соответствии с отчетом (п. 54 СГС "Доходы", п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н). Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", подразделе "Методический кабинет".

Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о выполнении задания, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о выполнении задания показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Для примера ошибкой прошлых лет считается признание субсидии доходами текущего года по кассовому методу (по мере поступления субсидии на счет учреждения), а не по методу начисления.

Возврат субсидии

Федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами может быть предусмотрен возврат в бюджет остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения заданий, предоставленных в прошлом отчетном периоде. Субсидия возвращается в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование по возврату субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении задания, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат субсидии на выполнение задания прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядка № 209н).

Типовые корреспонденции по учету субсидий на выполнение задания

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 31, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 130.

Номер счета 303 05 формируется так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610.

По счетам аналитического учета счета 201 00 "Денежные средства учреждения" в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет субсидии на выполнение задания

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС "Электронный бюджет", СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.

Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.

* Согласно п. 200 Инструкции № 183н уменьшение сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом "красное сторно".

** Соответствующие изменения планируется внести в п. 186 Инструкции № 183н. Проект приказа размещен на сайте Минфина России во вкладке "Документы", подразделе "Проекты", а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Чтобы определиться с НДС при получении некоторых субсидий, нужно хорошо понимать, на какие цели, когда она получена и учитывает ли ее сумма НДС. От этого зависит порядок налогообложения НДС полученных сумм. Вкратце разберем три возможных варианта.

Виды субсидий

Субсидии из бюджетов РФ могут получать юрлица и ИП. В общем случае их можно получить на такие цели:

  • на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг);
  • на возмещение недополученных доходов.

В свою очередь, субсидии на приобретение товаров (работ, услуг) могут быть получены:

  • до момента приобретения товаров, работ, услуг — на осуществление предстоящих затрат;
  • после приобретения товаров, работ, услуг — на возмещение уже понесенных затрат.

При получении субсидии по товарам (работам, услугам) оформляются документы, в которых прописываются условия ее использования. То есть бюджетными деньгами может быть оплачена стоимость с учетом или без учета НДС. В зависимости от этого решается вопрос о том, можно ли принять входной налог к вычету.

Рассмотрим варианты налогообложения НДС.

Субсидия на предстоящую покупку

Субсидия получена на финансовое обеспечение предстоящих затрат, то есть до приобретения товаров, работ, услуг.

Сумму полученной субсидии в налоговую базу по НДС включать не нужно. Ведь она еще не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Если среди условий о предоставлении субсидии есть оговорка о том, что затраты на приобретение товаров (работ, услуг) финансируются с учетом налога, предъявленного поставщиками, суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые будут оплачены за счет такой субсидии, к вычету не принимаются.

Если субсидия получена на финансирование предстоящих расходов на приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают и будущий входной НДС по совершенным покупкам к вычету не ставят.

Субсидия после покупки

Субсидия получена после приобретения товаров (работ, услуг) на возмещение понесенных расходов с учетом НДС.

Ее сумму в налоговую базу по НДС также не включают, так как и она не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Но вот НДС, который был принят к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), нужно будет восстановить.

Если субсидия получена на возмещение понесенных расходов на приобретение товаров (работ, услуг) и включает НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают, а НДС-вычет восстанавливают.

Есть исключение. Оно касается целевой субсидии по Постановлению Правительства от 2 июля 2020 г. № 976, связанной с профилактикой коронавируса.

Если фирма выполняет условия для предоставления целевой субсидии по Постановлению № 976 и приобрела товары (работы, услуги) для профилактики коронавируса до ее получения, то принятый к вычету НДС разрешено не восстанавливать.

Субсидия на возмещение недополученных доходов

С субсидией на возмещение недополученных доходов ситуация другая. Полученная сумма подлежит включению в налоговую базу по НДС в общем порядке. Она является суммой, связанной с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

НДС, предъявленный по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанной субсидии, принимается к вычету на общих основаниях.

Субсидия на возмещение недополученных доходов включается в налоговую базу по НДС, а входной НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за ее счет, принимается к вычету.

Имеется исключение. Не нужно включать в налоговую базу НДС сумму субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот для отдельных категорий потребителей.

Письмо Минфина России

от 20.04.2020 № 09-07-07/31689

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 24.04.2020

Дата изменения: 24.04.2020

Прикрепленный файл: pdf, 1005.82 кБ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями федеральных органов исполнительной власти (далее – орган- учредитель) об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными им санаторно-курортными учреждениями (далее – государственное задание, учреждения) сообщает.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на выполнение государственного задания), субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

В соответствии с положениями пункта 15 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия на выполнение государственного задания, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральным законом.

При этом проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.

Использование средств субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с направлениями, установленными в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом бюджетным и автономным учреждением (далее – план финансово-хозяйственной деятельности) в порядке, установленном органом - учредителем, в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н).

В соответствии с положениями пункта 8 Требований № 186н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на сновании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат.

Пунктом 44 Требований № 186н установлено, что расчеты расходов, связанных с выполнением учреждением государственного задания могут осуществляться с превышением нормативных затрат, определенных в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640.

Аналогичные положения установлены в отношении автономных учреждений положениями статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, положениями Требований № 186н не установлена обязанность учреждения детализировать показатели по выплатам, включенные в план финансово-хозяйственной деятельности, по источникам финансового обеспечения обязательств, если указанное требование не установлено органом - учредителем.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, средства субсидии на выполнение государственного задания могут быть направлены, в том числе на выплату заработной платы сотрудников учреждений, а также на оплату иных обязательств, в случае если соответствующие направления расходов установлены планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Елизавета Кобрина

Многие предприниматели и организации в 2020 году первый раз получили субсидии. Государство выделило деньги на поддержку бизнеса и сохранение занятости в период коронавируса, да и старое финансирование никуда не исчезло. В налоговом учете субсидий есть особенности.

Надо ли включать субсидии в налоговую базу по НДС

Субсидии — это деньги, которые государство выделяет бизнесу на определенные цели и не требует возвращать. Деньги могут быть получены из бюджета любого уровня и в любой форме: перевод средств из регионального бюджета, прямая инвестиция из федерального бюджета, безвозмездный вклад в имущество.

Субсидии, полученные для финансирования затрат на покупку товаров, работ, услуг, имущественных прав, основных средств и нематериальных активов (далее для упрощения — товары).

При этом не важно, тратили ли вы субсидию на приобретение или компенсировали затраты за счет нее.

Субсидии, полученные для компенсации недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льготных цен для особых категорий потребителей.

Это касается только скидки на цену без НДС.

Субсидия компенсирует недополученные доходы, возникшие в связи с применением скидок и льгот.

Это касается скидок к цене с учетом НДС.

Коронавирусные субсидии на зарплату и профилактику COVID-19 не включаются в налоговую базу по НДС. Обе субсидии компенсируют обязательные затраты компаний — выдачу зарплаты и организацию мероприятий по профилактике коронавируса. При этом не важно, потратили ли вы субсидию на эти цели или компенсировали расходы за ее счет.

Можно ли принять НДС к вычету, если затраты профинансированы субсидией

Чтобы понять, можно ли принять к вычету НДС, изучите договор о предоставлении субсидии и нормативно-правовые акты, которые регулируют её выдачу. Полученные субсидии могут включать или не включать НДС.

В субсидию не заложен НДС — весь входящий налог на добавленную стоимость можно принять к вычету в стандартном порядке. Это связано с тем, что субсидия не компенсирует НДС и вы оплачиваете его полностью из своего кармана (ст. 107 НК РФ).

В субсидию включен НДС или в документах нет указаний на то, что он туда не заложен, — входной налог полностью или частично оплачивается за счет субсидии. Если расходы полностью покрыты субсидией, входной НДС нельзя принимать к вычету. Если же расходы частично оплачены за счет субсидии и собственных средств, то «свою» часть налога можно принять к вычету. Для расчета суммы НДС к вычету используйте формулу:

Доля НДС, которая не принимается к вычету, рассчитывается как соотношение стоимости товара с НДС, которая компенсирована за счет субсидии, к общей стоимости товара с НДС.

Пример расчета НДС к вычету

ООО «Лопасть» работает на ОСНО. В 1 квартале 2020 года компания получила субсидию в сумме 1 млн рублей. Всю субсидию компания потратила на покупку станка за 2,4 млн рублей (в том числе НДС 400 000 рублей), добавив собственные средства.

Доля входного НДС, которую нельзя принять к вычету = 0,42 % = 1 000 000 / 2 400 000.

Сумма НДС к вычету = 232 000 рублей =400 000 × (1 — 0,42).

Сумма НДС, которую нельзя принять к вычету, включается в состав прочих расходов для целей расчета налога на прибыль (ст. 264 НК РФ).

Нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, если расходы компенсированы субсидией

Сразу скажем, что НДС не нужно восстанавливать получателям коронавирусных субсидий на зарплату и продавцам, которые получают компенсации недополученных доходов.

Во всех остальных случаях это снова зависит от того, заложен ли НДС в субсидию. Если не заложен, то НДС можно полностью принять к вычету и его не придется восстанавливать. Если же НДС входит в субсидию или в документации не указано, что он туда не входит, принятый к вычету НДС нужно будет восстановить.

НДС восстанавливайте в том квартале, в котором получили субсидию. Весь восстановленный налог учитывайте в составе прочих расходов и не включайте его в стоимость товаров.

Рассмотрим два стандартных случая восстановления НДС:

    Целевая субсидия получена после того, как вы оплатили покупку из собственных средств и приняли НДС к вычету.

Целевыми считаются все субсидии, в правилах предоставления которых четко определены конкретные товары или расходы на которые она выдана.

В таком случае НДС нужно восстановить в том квартале, в котором получена субсидия. Если расходы полностью компенсированы субсидией, восстановите весь налог, если субсидия возместила расходы только частично, рассчитайте НДС к восстановлению по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Компенсированная субсидией стоимость товара (включая НДС) / Общая стоимость товара (включая НДС)
Нецелевая субсидия получена после того, как вы оплатили покупку из собственных средств и приняли НДС к вычету.


В периоде получения субсидии восстановите долю входного НДС, которую приняли к вычету в течение года, предшествующего году получения субсидии. Для этого умножьте общую сумму НДС, заявленную к вычету в прошлом году, на долю, рассчитанную по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Сумма субсидии / Совокупные расходы за предыдущий год на покупку, производство и реализацию (включая НДС)

НДС при получении субсидий

Нужно ли вести раздельный учет расходов

Если вы получаете нецелевую субсидию, ведите раздельный учет расходов, произведенных за свой счет и за счет субсидии. Это поможет вовремя определить сумму НДС к вычету или к восстановлению.

Если не разделять расходы, налог в субсидированной части придется восстановить по правилам п. 3 ст. 170 НК РФ. Налоговые инспекторы контролируют это во время проверок.

Если вы не ведете раздельный учет, пересчитайте НДС в последнем квартале календарного года. Нужно восстановить весь налог, принятый к вычету, начиная с квартала, в котором получена субсидия. Долю НДС к восстановлению рассчитайте по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Сумма субсидии (включая неиспользованную субсидию за прошлый год) / Совокупные расходы на товары за квартал получения субсидии и последующие (включая НДС)

При расчете не нужно учитывать положительную разницу между суммой субсидии и суммой расходов. Добавьте ее к сумме субсидий, когда будете рассчитывать аналогичный показатель в следующем году.

Суммы восстановленного НДС по стандартным правилам учтите в составе прочих расходов.

Ведите учет НДС при получении субсидий в Контур.Бухгалтерии. Веб-сервис поможет правильно разделить расходы, оформить вычет по НДС и восстановить налог. Ведите учет, составляйте и сдавайте отчетность через интернет, проводите расчеты с сотрудниками и получайте консультации специалистов. Все новые пользователи могут бесплатно познакомиться со всеми возможностями Бухгалтерии в течение двух недель.

Читайте также: