Ряд особенностей при определении налоговой базы по ндс см ст 154 161 нк рф

Опубликовано: 10.05.2024

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

  • длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;
  • которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;
  • которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 - 4 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

5.1. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 настоящей главы.

9. Утратил силу с 1 января 2008 года.

10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

Изменение в сторону увеличения стоимости (с учетом налога) отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае увеличения цены и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

11. При реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.

Елизавета Кобрина

Базу по налогу на добавленную стоимость надо определять для всех операций. При обычной продаже товаров она равна выручке с акцизами и без НДС. Кроме того, надо правильно определить момент начисления НДС к уплате. Порядок работы с базой по налогу зависит от сделки.

Что такое налоговая база по НДС

Как определить налоговую базу по НДС

Налоговая база по НДС — это сумма, на которую начисляется налог на добавленную стоимость.

Налоговый кодекс устанавливает несколько ставок по НДС: 0, 10 и 20 %. Если в вашей компании есть операции по разным ставкам, для каждой из них нужно рассчитать свою базу.

Рассмотрим самые распространенные ситуации и порядок определения налоговой базы для них.

Реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг

При реализации товаров, работ или услуг база по НДС — это выручка, то есть стоимость по договору с учетом акцизов (если они есть) и без НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Эти же правила действуют для безвозмездных и бартерных операций.

Принято считать, что в договоре установлены цены, которые соответствуют рыночным. Иногда налоговая проверяет сделки и доначисляет налоги, если находит нарушения в ценах.

Пример. В январе 2020 года ООО «Лобстер» отгрузило покупателю партию готовой продукции, облагаемой НДС по ставке 20 %. Себестоимость партии 50 000 рублей. Цена по договору и налоговая база по НДС — 100 000 рублей (НДС не включен). Сумма НДС — 20 000 рублей.

В бухучете нужно отразить реализацию так:

Выручка от реализации

Начислен НДС с выручки

Списана себестоимость реализованной готовой продукции

Момент определения налоговой базы, он же дата начисления НДС — дата отгрузки, выполнения работы, оказания услуги и/или день оплаты. Зависит от того, что произошло раньше. Если вы получали предоплату, то базу надо определять дважды.

Как определить дату отгрузки

  • в стандартном случае — дата первой товарной или товарно-транспортной накладной, составленной на имя покупателя или перевозчика;
  • отгрузка частями — дата накладной, составленной при отгрузке последней части;
  • товар не отгружается — дата перехода права собственности;
  • продажа недвижимости — день передачи покупателю по акту и пр.

Как определить дату оказания услуги

  • в стандартном случае — дата, в которую вы подписали акт об оказанных услугах;
  • длящиеся услуги — последний день месяца или квартала, в котором оказывали услуги.

Как определить дату выполнения работы

  • в стандартном случае — дата, в которую заказчик подписал акт о приемке работ.

Получение аванса

Включите в базу всю сумму предоплаты с учетом НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Определять базу с аванса не нужно, если товар (работа, услуга):

  • не облагаются НДС;
  • ставка НДС 0%;
  • производственный цикл больше 6 месяцев (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Если вы не знаете, какое количество товаров, отгруженных в счет аванса, будет облагаться НДС, начислите налог со всей полученной суммы.

Момент определения — день предоплаты и день отгрузки. НДС, который начислен с аванса, можно принять к вычету (ст. 171, 172 НК РФ).

Продажа имущества, учтенного с «входным» НДС

Если вы купили оборудование, чтобы использовать в своей работе, но потом решили продать, то вы не принимали НДС к вычету и учли имущество по стоимости с «входным» НДС.

В этом и аналогичных случаях базу определяйте по формуле (п. 3 ст. 154 НК РФ):

НБ = Цена реализации с НДС и акцизами — Стоимость покупки имущества или остаточная стоимость по балансу (с НДС)

Момент определения — день получения предоплаты и день отгрузки.

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Налоговую базу надо определять, только если расходы на товары (работы, услуги) нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 159 НК РФ). Например, по товарам для корпоратива.

База зависит от того, продавали ли вы в предыдущем квартале идентичные или однородные товары (работы, услуги):

  • если да — налоговая база равна цене продажи в прошлом квартале с учетом акцизов и без НДС;
  • если нет — налоговая база равна рыночной цене с акцизами и без НДС.

Момент определения базы — день передачи для собственных нужд.

Строительно-монтажные работы для собственного потребления

Включайте в базу все расходы, возникшие при выполнении строительно-монтажных работ (п. 2 ст. 159 НК РФ). Если работы частично выполняли подрядчики, уплаченные им суммы исключите из базы.

Момент определения — последнее число каждого квартала, пока идут работы.

Реализация по сниженным ценам за счет госрегулирования

Включайте в базу сниженную или льготную цену, то есть ту сумму, которую вам фактически заплатил покупатель (п. 2 ст. 154 НК РФ). Субсидии на покрытие разницы при расчете базы учитывать не нужно

Момент определения — день получения предоплаты и день отгрузки товаров.

Передача имущественных прав

Включайте в налоговую базу все доходы, полученные от передачи имущественных прав (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Исключения перечислены в ст. 155 НК РФ. Например, передача прав на жилые дома, гаражи, машино-места и пр. Налоговую базу надо определять по формуле:

НБ = Цена продажи имущественного права с НДС — Расходы на покупку права

Момент определения — день уступки права по договору или день госрегистрации (если договор должен ее пройти).

Транспортные перевозки

Включайте в базу стоимость перевозок без НДС (п. 1 ст. 157 НК РФ). Операции, которые освобождены от налогообложения по ст. 149 НК РФ, в базу не включайте.

Напоминаем, что перевозки могут облагаться НДС по разным ставкам. В таком случае определяйте базу по каждой ставке отдельно.

Момент определения для ставок 20% и 10% — день получения предоплаты и день оказания услуги. Если в отношении услуги установлена ставка 0%, определяйте её на последнее число квартала, в котором собрали документы для подтверждения этой ставки.

Оказание услуг посредника

Посредники включают в базу только свое вознаграждение и прочие доходы, полученные за исполнение договора о посредничестве (п. 1 ст. 156 НК РФ). Деньги или товары, которые вы получили от заказчика или передали ему, в базу не включайте.

Посредник не включает в базу свое вознаграждение, если участвует в следующих сделках (п. 2 ст. 156 НК РФ):

  • сдает помещения в аренду иностранным компаниям и аккредитованным в РФ гражданам;
  • продает медицинские товары из перечня Правительства РФ;
  • оказывает ритуальные услуги;
  • продает товары народных художественных промыслов.

Момент определения — день получения предоплаты и день оказания услуги.

Переработка давальческого сырья

Включайте в базу только стоимость переработки с акцизами и без НДС (п. 5 ст. 154 НК РФ). Стоимость материалов и сырья, которые передал заказчик, в базе не учитывайте.

Момент определения — день получения предоплаты и день передачи результатов работы заказчику.

Импорт

Налоговая база при импорте в РФ (кроме импорта из ЕАЭС) равна сумме таможенной стоимости, пошлин и акцизов (п. 1 ст. 160 НК РФ).

Определите налоговую базу по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки. Если внутри группы есть подакцизные товары, разбейте группы на подакцизные и неподакцизные (п. 3 ст. 160 НК РФ).

База для НДС при импорте из ЕАЭС равна цене товаров по договору с учетом акцизов. Определяйте ее на дату принятия товаров к учету.

Если по договору все расчеты идут в валюте, то пересчитайте выручку в рубли, чтобы определить базу по НДС. Проведите пересчет по курсу ЦБ РФ, действующему на момент определения базы (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Ведите учет операций, облагаемых НДС, в Контур.Бухгалтерии. Добавляйте в сервис документы, ведите учет и определяйте налоговую базу. Сервис автоматически заполнит декларацию по НДС на основании сформированных проводок. Все новые пользователи могут бесплатно пользоваться Бухгалтерией в течение 14 дней.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Источник: Журнал "НДС проблемы и решения"

Для того, чтобы правильно исчислить сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, нужно правильно и своевременно определить налоговую базу. Казалось бы, чего проще: все, что нужно знать налогоплательщику, есть в положениях НК РФ (ст. 153 – 162). Однако, как это ни странно, среди руководителей до сих пор бытует мнение, что, к примеру, в торговле данным налогом облагается наценка. Они свято в это верят и используют свое «знание» при планировании расходов. Переубедить их бывает крайне сложно, и важность данной задачи зачастую отходит для бухгалтера на второй план, но когда по итогам периода «вдруг» вырисовывается сумма НДС к уплате, не соответствующая изначальным расчетам предпринимателя, виноватым в этом оказывается почему-то именно работник учетной службы. Чтобы избежать подобных недопониманий, по мнению автора, следует провести с руководителем небольшой ликбез по вопросу определения налоговой базы по НДС.

Определение налоговой базы

В общем случае базой для исчисления НДС будет являться договорная цена реализуемого товара (работы, услуги) с учетом акциза (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (п. 1 ст. 154 НК РФ), то есть НДС начисляется сверх цены продаваемого товара, за исключением товаров, учитываемых у продавца по стоимости, включающей уплаченный налог (например, изначально закупленных для осуществления не облагаемой НДС деятельности – п. 3 ст. 154 НК РФ), и отдельных категорий товаров, закупленных у физлиц, которые, как известно, плательщиками НДС не являются (п. 4 и 5.1 ст. 154 НК РФ), в таких случаях налоговой базой действительно признается наценка (разница между продажной (с учетом НДС) ценой и ценой приобретения ).

Организация, применяющая только общую систему налогообложения, реализует партию товара, облагаемого по ставке НДС 18%. Цена партии – 400 000 руб., без учета налога.

В целях определения налоговой базы по НДС в данном случае имеет значение только место реализации товара. По умолчанию это территория РФ. Таким образом, на основании п. 1 ст. 154 НК РФ налоговой базой признается цена партии – 400 000 руб. Сумма НДС, исчисленная при реализации указанной партии, составит 72 000 руб. (400 000 руб. х 18%). А себестоимость товара будет иметь значение только для определения базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете продавца следует сделать такие записи:

Организация реализует имущество, ранее приобретенное для осуществления не облагаемых НДС операций, принятое к учету по цене, включающей в себя сумму налога, 354 000 руб. Продажная цена имущества согласно договору с покупателем составляет 472 000 руб., включая НДС.

В данном случае налоговой базой признается межценовая разница – 118 000 руб. (472 000 - 354 000), а вот ставка НДС будет расчетной (18/118) в силу прямого указания п. 4 ст. 164 НК РФ. Таким образом, к уплате в бюджет продавец должен исчислить по указанной операции 18 000 руб. (118 000 руб. х 18/118). В случае же реализации имущества по цене ниже учетной налоговая база по НДС будет равна нулю.

Кроме того, при планировании расходов на уплату НДС нужно помнить, что суммы предварительной оплаты, поступающей организации в счет будущих поставок товара, также подлежат обложению налогом (речь, конечно, ведется о тех товарах, реализация которых не освобождена от налогообложения нормами гл. 21 НК РФ). То есть, если организация работает на условиях предоплаты, базу по НДС она будет определять дважды: на момент получения аванса и на момент отгрузки товара (п. 1 и 14 ст. 167 НК РФ). В случае, когда отгрузка приходится на последующий налоговый период, в планируемом возможно увеличение расходов на платежи в бюджет.

НДС по предоплате начисляется по расчетной ставке (18/118 или 10/110), причем ставка 10/110 применяется в тех случаях, когда предоплата поступает за товары, налогообложение которых в момент отгрузки производится по ставке 10%.

Организация получила аванс в счет будущей поставки товара, реализация которого облагается НДС по ставке 18%, в сумме 300 000 руб.

Независимо от того, является предоплата полной или частичной, налогоплательщик в день появления денежных средств на его расчетном счете обязан исчислить из поступившей суммы сумму налога (45 763 руб. (300 000 руб. х 18/118)), а в бухгалтерском учете сделать следующие записи:

Увеличение налоговой базы

Прежде всего, важно помнить, что налоговая база по НДС увеличивается на полученные продавцом суммы только в том случае, если они связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть фактически являются частью выручки, полученной от продаж. Рассмотрим внимательно упомянутый перечень. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги): в виде финансовой помощи; на пополнение фондов специального назначения; в счет увеличения доходов; иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Финансовая помощь продавцу, связанная с оплатой приобретенного у него товара, – это, пожалуй, посильнее «Фауста» Гете… Пополнение фондов, специально созданных продавцом, очевидно, в целях аккумулирования средств на погашение задолженности покупателей, – из той же оперы, и в рамках данной статьи нас тоже не особо интересует. А вот денежные средства, полученные продавцом, увеличивающие его доходы по сделке, а также иначе связанные с оплатой реализованного товара, уже ближе к теме. Что можно понимать под увеличением дохода? Точнее, какие выплаты покупателя могут реально увеличить доход продавца, полученный от продажи? На ум приходят только компенсационные, санкционные, премиальные выплаты, да еще, пожалуй, связанные с увеличением цены товара. Что касается увеличения цены, то к данным отношениям положения ст. 162 НК РФ не применяются, они напрямую регулируются п. 10 ст. 154 НК РФ (но об этом позже), а вот оставшиеся виды выплат могут рассматриваться в контексте использования именно норм, установленных ст. 162 НК РФ.

Например, по мнению финансистов, НДС облагаются денежные средства, которые организация, выполняющая работы (реализующая товары, оказывающая услуги), получает от заказчика (покупателя) в качестве компенсации своих расходов на исполнение договора, в том числе командировочных, транспортных, на страхование . Но в случае, если компенсационные выплаты не связаны с реализацией (например, суммы, полученные арендодателем транспортного средства в качестве компенсации административных штрафов, уплаченных за допущенные арендатором нарушения , или в качестве компенсации убытков продавца в связи с отказом покупателя от товара , а также суммы возмещения за испорченное (утраченное) имущество ), в налоговую базу по НДС их включать не нужно.

Еще пример: пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ предписано увеличивать базу на суммы полученных продавцом страховых выплат, но только по договорам страхования риска неисполнения покупателем договорных обязательств и при условии, что страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых является объектом налогообложения (весьма, кстати, странная норма, если вдуматься: продавец начислил НДС при отгрузке, покупатель ему не оплатил поставленный товар, страховая компания компенсировала продавцу стоимость этого товара и продавец почему-то должен еще раз исчислить налог – но закон есть закон ), страховые же выплаты, полученные налогоплательщиком по иным основаниям, например при наступлении страхового случая в результате аварии или хищения, в налоговую базу не включаются .

С премиями, в принципе, все понятно: если продавец получает дополнительное вознаграждение за проделанную работу (оказанную услугу или, к примеру, за качество (или количество) поставленного товара), то сумма такого вознаграждения и доход продавца увеличивает, и с операцией по реализации связана напрямую, следовательно, никаких оснований не применять к указанным поступлениям положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ у налогоплательщика не имеется .

Теперь плавно перейдем к выплатам санкционным, то есть не­устойкам, к которым согласно ст. 330 ГК РФ относятся штрафы и пени. На первый взгляд суммы штрафных санкций, взысканные с покупателей, можно квалифицировать как суммы, связанные с оплатой товаров, работ или услуг (чего не скажешь о тех же санкциях, применяемых к продавцу). Да и доход получателя они однозначно увеличивают – чем не повод для увеличения налоговой базы по НДС? Долгое время контролеры (с подачи финансистов) руководствовались именно такой логикой, однако в настоящее время им предписано более взвешенно оценивать вопрос о включении штрафов в налоговую базу по НДС: рассматривать финансовые санкции, применяемые к покупателю, с точки зрения отношения их к элементу ценообразования . К одному из подобных элементов чиновники Минфина относят штрафы, выставляемые покупателю услуг перевозки за сверхнормативный простой транспортных средств . По мнению автора, данная позиция является весьма спорной, так как, с точки зрения арбитров, неустойки и иные виды ответственности, предусмотренные гражданским законодательством, в силу положений гл. 21 НК РФ не признаются объектом обложения НДС , следовательно, шансы доказать в суде необоснованность включения в налоговую базу по НДС сумм санкционных выплат весьма велики.

Существует еще один вид выплат, к которым финансисты и налоговые органы на местах упорно пытаются применять положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Речь идет о денежных средствах, получаемых продавцом от покупателя в качестве процентов за предоставление коммерческого кредита в виде рассрочки оплаты реализуемого имущества . Казалось бы, уж сколько раз они слышали в ответ от арбитров, что суммы процентов, начисленные за предоставление рассрочки, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества, и потому не включаются в налоговую базу по НДС , контролеры продолжают налог доначислять, налогоплательщики – оспаривать такие решения фискалов, а арбитражная практика – пополняться решениями, принятыми в пользу налогоплательщиков .

Кстати, о процентах. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, а также в виде процента по товарному кредиту. Причем указанные суммы подлежат налогообложению только тогда, когда их размер превышает размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования, действовавшими в периодах, за которые производится такой расчет, и исчисляется налог только с суммы этого превышения.

В общем, перечень ситуаций, когда сумма полученных денежных средств увеличивает налоговую базу продавца, является открытым, но, как уже упоминалось, перечисленные суммы только тогда облагаются налогом, когда связаны с реализацией товаров (работ, услуг), причем подлежащих обложению (не освобожденных от обложения) НДС. Об этом сказано в п. 2 ст. 162 НК РФ. Облагаются такие суммы по расчетной ставке 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ), в случае же, когда операция по реализации облагается НДС по ставке 0%, денежные суммы, связанные с оплатой данных товаров (работ, услуг), облагаются по нулевой ставке .

Организация за досрочное выполнение работ получила от заказчика премию в сумме 295 000 руб.

В день появления на расчетном счете суммы вознаграждения организация должна исчислить НДС с этого поступления (45 000 руб. (295 000 руб. х 18/118)) и отразить данную операцию в бухгалтерском учете следующим образом:

Изменение стоимости

Организация отгрузила в адрес покупателя 100 единиц товара по цене 5 000 руб., без учета НДС. Затем стороны пришли к соглашению, что цена единицы товара по данной поставке составляет 5 200 руб., без учета НДС.

Не позднее пяти дней с даты подписания соглашения продавец должен выставить в адрес покупателя корректировочный счет-фактуру, в котором будет отражена старая цена, новая цена и разница между этими показателями (п. 3 ст. 168, п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Сумма НДС, исчисленная при проведении данной операции, составит 3 600 руб. (200 руб. х 100 шт. х 18%). В бухгалтерском учете продавца могут быть сделаны записи, аналогичные приведенным в примере 1.

Тезис о том, что НДС уплачивается с торговой наценки, скорее всего, можно считать вольной интерпретацией положений п. 1 ст. 173 НК РФ, согласно которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, есть исчисляемая по итогам каждого налогового периода общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. В самом деле, начислив НДС с реализации, налогоплательщик принимает к вычету «входной» налог по продаваемому товару, и в итоге к уплате в бюджет остается разница между этими суммами, равная торговой наценке, умноженной на ставку НДС. Но использовать подобное уравнение при прогнозировании налоговых расходов имеет смысл в единственном случае: в течение налогового периода организация реализует товар, приобретенный исключительно в тот же период, никаких дополнительных закупок не производя и дополнительных денежных средств не получая, при условии неизменности договорных отношений с собственными контрагентами. Ситуация, как видим, труднопредставимая, даже несколько искусственная.

Планирование, прогнозирование – действия, конечно, полезные, но для того, чтобы прогнозы и планы были более точными и эффективными, имеет смысл, наверное, использовать более сложные формулы, чем «НДС с наценки». А для выведения таких формул руководителю весьма полезно понять, каким образом в действительности рассчитывается НДС.

  1. Иные объекты налогообложения, указанные в данной норме, рассматриваться не будут.
  2. В настоящей статье не рассматриваются особенности определения налоговой базы по НДС, установленные ст. 155 – 161 НК РФ.
  3. Дополнительно см. статьи С. Н. Зайцевой «Расчетная ставка имеет значение!», № 4, 2014 и Н. Л. Шелестовой «Реализуем автомобили, приобретенные у физических лиц», № 3, 2013.
  4. Сумма округлена для удобства, а также для целей отражения в налоговой декларации. В счете-фактуре, выставляемом в адрес покупателя, должна быть отражена сумма НДС – 45 762,71 руб. (см., например, Письмо Минфина России от 05.03.2014 № 03-07-15/9519 (доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 08.04.2014 № ГД-4-3/6398@) и др.).
  5. Это подтверждают, в частности, письма Минфина России от 07.04.2011 № 03-07-11/81, от 16.08.2010 № 03-07-11/356.
  6. Письма Минфина России от 22.10.2013 № 03-07-09/44156, от 06.02.2013 № 03-07-11/2568, от 15.08.2012 № 03-07-11/300, от 22.06.2010 № 03-07-08/183 и др.
  7. Письмо Минфина России от 11.10.2012 № 03-07-11/408.
  8. Письмо Минфина России от 28.07.2010 № 03-07-11/315.
  9. Письма Минфина России от 29.07.2013 № 03-07-11/30128, от 13.10.2010 № 03-07-11/406.
  10. См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 № 09АП-6535/2014.
  11. Письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61, от 24.12.2010 № 03-04-05/3-744.
  12. Минфин придерживается такого же мнения: письма от 06.12.2011 № 03-07-11/336, от 10.07.2012 № 03-07-08/176.
  13. Письмо Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333, доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе Письмом ФНС России от 03.04.2013 № ЕД-4-3/5875@. Подробно читайте в статье С. Н. Зайцевой «Неустойка и НДС: новый взгляд и старые проблемы», № 5, 2013.
  14. Письмо Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440. Ранее финансисты высказывали аналогичное мнение относительно обложения НДС сумм, полученных в связи с простоем железнодорожного (письма от 09.10.2012 № 03-07-08/280, от 23.07.2012 № 03-07-08/204) и водного (Письмо от 10.06.2011 № 03-07-11/164) транспорта.
  15. Определение ВАС РФ от 22.11.2013 № ВАС-15963/13 (вынесено по гражданско-правовому спору). В обоснование данного вывода коллегия судей ссылается на постановления Президиума ВАС РФ от 29.12.1998 № 7505/97, от 05.02.2008 № 11144/07 и Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 81.
  16. См. письма Минфина России от 31.10.2013 № 03-07-14/46530, от 19.08.2013 № 03-07-11/33756, от 29.12.2011 № 03-07-11/356.
  17. Подробно об этом читайте в статье В. В. Шадрина «Развивая тему, или Опять про рассрочку платежа и НДС», № 3, 2013.
  18. См., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 № 09АП-3648/2014, ФАС ВСО от 28.02.2013 № А33-7924/2012, от 21.02.2013 № А33-7854/2012 и др.
  19. Если получение процентов по векселю не связано с расчетами за поставленные товары (работы, услуги), то облагаемого НДС оборота не возникает. Например, не следует исчислять НДС при получении процентов по векселю, который организация приобрела у банка и при наступлении установленного срока предъявила к оплате.
  20. Письмо Минфина России от 21.05.2012 № 03-07-15/50.

Налоговая служба письмом от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615 направила нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе письмо Минфина, в котором финансовое ведомство разъяснило порядок применения статьи 105.3 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе в ходе камеральных и выездных налоговых проверок.

В каких случаях применяется статья 105.3

Статья 105.3 НК РФ содержит общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом нормы указанной статьи применяются:

1. Для определения в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не получены ими в силу особых коммерческих или финансовых условий сделок.

Как пишет Минфин в своем письме, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться «принципом вытянутой руки». Иными словами, если в указанных сделках установлены цены ниже рыночных, то налогоплательщики при исчислении налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ предпринимателей, НДПИ) должны исходить из рыночных цен. При этом рыночными признаются цены в сделках между лицами, которые не признаются взаимозависимыми.

2. В отдельных случаях, прямо установленных в части 2 НК РФ, налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 НК РФ, когда применение рыночной цены для целей налогообложения не связано с условиями конкретной сделки. В таблице 1 приведены такие нормы Налогового кодекса.

При этом, как отмечает финансовое ведомство, если главами части 2 НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются именно эти правила.

Две группы сделок между взаимозависимыми лицами

В письме Минфина выделены две группы сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения порядка осуществления налогового контроля:

1. Сделки, признаваемые контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 «Контролируемые сделки». Порядок осуществления контроля над такими сделками зависит от исполнения (неисполнения) налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом.

1.1. В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность:

а) по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок (ст. 105.16)

б) представлению соответствующей документации в целях налогового контроля (ст. 105.15).

При этом проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами на основании полученных уведомлений и документов проводится Центральным аппаратом ФНС России (далее - ЦА ФНС). Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

1.2. Территориальным налоговым органом в ходе контрольной работы могут быть выявлены следующие факты:

а) совершена сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую сделку, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения;

б) по условиям договоров сделка не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемой.

В таких случаях территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов.

Указанная информация может служить основанием для повторной налоговой выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, которые не подпадают под критерии контролируемых сделок, установленные в ст. 105.14 НК РФ, но в которых исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см. таблицу 1).

Контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом, по мнению Минфина, в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, могут быть применены методы, установленные главой 14.3 НК РФ. К таким методам относятся:

- метод сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9);

- метод цены последующей реализации (ст. 105.10);

- затратный метод (ст. 105.11);

- метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12);

- метод распределения прибыли (ст. 105.13).

Другие виды сделок, подлежащие проверке

Минфин рекомендует территориальным налоговым органам в ходе мероприятий налогового контроля выявлять следующие виды сделок:

1. Сделки, в которых налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой. В этом случае территориальному налоговому органу предписано устанавливать фактическую взаимозависимость лиц в судебном порядке:

а) на основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц;

б) на основании п. 10 ст. 105.14 НК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

2. Сделки, заключаемые с целью манипулирования ценами для уклонения от налогообложения. В отношении таких сделок территориальному налоговому органу необходимо в рамках выездных и камеральных проверок доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Принцип (правило) вытянутой руки

Принцип вытянутой руки ( arm's length principle) сформулирован в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

В английском языке имеется выражение at arm's length, которое означает - держать на расстоянии, не допускать фамильярности (буквально - не подпускать ближе чем вытянутая рука). Выражение содержится в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992, где указано, что оно применяется в таком виде с 1600-х годов.

"Принцип вытянутой руки" - совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами к налогообложению связанных между собой компаний. Связанные компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат (например, роялти или проценты) в сумме, отличной от рыночной с целью снижения общей суммы налоговых выплат. Согласно «принципу вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы (находились "на расстоянии вытянутой руки").

Себестоимость произведенной продукции составляет 200 руб. за единицу, а ее рыночная стоимость на зарубежных рынках - 400 руб. Прибыль от продажи единицы продукции составляет 200 руб.

Если производитель сначала продаст товар в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 201 руб., и уже та организация продаст его покупателю за 400 руб., то в России налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль, составит 1 рубль. С прибыли подконтрольной компании (199 руб.) будет уплачен минимальный налог в оффшоре.

Во избежание такой манипуляции ценами применяется «правило вытянутой руки». Если в указанном примере применить принцип вытянутой руки, то в России для налогообложения будет принята цена продажи в 400 руб., несмотря на то, что по договору она составила 201 руб.

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт (фр. Château de la Muette) в Париже. Организация экономического сотрудничества и развития является авторитетной международной организацией, содействующей обсуждению и поиску эффективных решений проблем социально-экономического развития. На сегодняшний день ОЭСР объединяет 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. 70 стран, в том числе Россия, имеют статус партнеров ОЭСР, принимая участие во многих сферах ее деятельности.

Применение рыночных цен для определения налоговой базы

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налоговая база для целей исчисления НДС определяется в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, в следующих случаях:

- при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

- при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

- при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню , утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383, за исключением подакцизных товаров, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене); финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 ст. 161 НК РФ), бесхозяйных ценностей , кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству , налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Глава 22 «Акцизы»

Налоговая база при реализации подакцизных товаров определяется как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Глава 23 «Налог на доходы на физических лиц»

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

При получении налогоплательщиком имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.

Доходы, полученные в натуральной форме, в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Для целей статьи 274 «Налоговая база» рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

При проведении налогоплательщиками - участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (пп.1 п. 1 ст. 340), то:

выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых

исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации (пп.2 п. 1 ст. 340), то:

оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Глава 26.1 . "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цен договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.


  • Что является налоговой базой для исчисления НДС
  • Момент определения налоговой базы по НДС: понятие и особенности
  • В каких ситуациях момент определения базы по налогу отличается от общеустановленного
  • Итоги

Что является налоговой базой для исчисления НДС

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в качестве налоговой базой по НДС при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Ее величина определяется на основании всех доходов экономического субъекта, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг и пр.). То есть в общих случаях базой для определения НДС становится стоимость активов, прописанная в договоре поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Однако в Налоговом кодексе перечислены операции, по которым существуют некоторые особенности определения налоговой базы по НДС. Например:

  • При безвозмездной передаче имущества налоговой базой является рыночная стоимость таких активов, определяемая на основании гл. 14.2 НК РФ.
  • В случаях реализации сельхозпродукции, закупленной у граждан, или автомобилей, также приобретенных у граждан без статуса ИП, налоговая база определяется как разница между рыночной ценой (с учетом НДС) и покупной ценой.
  • Также особенности формирования базы по НДС есть у операций по реализации:
    • имущественных прав;
    • товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами РФ;
    • активов, учтенных ранее по стоимости, включающей НДС;
    • услуг по производству продукции из давальческого сырья;
    • товаров (работ, услуг) по срочным сделкам, производных фининструментов, не обращающихся на организованном рынке.

Как определить налоговую базу по НДС, если расчеты по договору производятся в иностранной валюте? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Регулирование порядка определения базы по всем представленным случаям осуществляется в соответствии с нормами ст. 154 НК РФ.

Момент определения налоговой базы по НДС: понятие и особенности

Моментом определения налоговой базы по НДС является тот момент времени, в который у налогоплательщика появляется обязанность исчислить и уплатить налог в госказну. Когда же это происходит? В соответствии со ст. 167 НК РФ база по НДС считается сформированной:

  • в день отгрузки;
  • день поступления на расчетный счет налогоплательщика-продавца денежных средств по отгружаемой им продукции.

День отгрузки характеризуется оформлением документов на реализацию (накладной, счета-фактуры, универсального передаточного документа и пр.) или подписанием акта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок, установленный для выписки счета-фактуры, составляет 5 календарных дней с момента оформления накладной или акта.

Поступление оплаты на расчетный счет можно отследить по банковским выпискам, в кассу — по чекам ККТ и данным кассовой книги. Если деньги пришли раньше, чем продукция отгружена, продавцу следует исчислить налог к уплате именно с сумм поступивших средств. При последующей отгрузке исчисленный ранее НДС с аванса принимается к вычету, и уже с самой отгрузки происходит начисление налога в бюджет. Так порядок расчетов, установленный в договоре между партнерами, влияет на момент времени, в который формируется база.

А вот переход права собственности в подавляющем большинстве случаев не является фактором, изменяющим момент определения базы: при произошедшей отгрузке налог тут же должен быть начислен к уплате, даже если право собственности до определенных обстоятельств остается за продавцом.

Какие факты позволят налоговому органу выявить занижение налоговой базы по НДС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких ситуациях момент определения базы по налогу отличается от общеустановленного

Кодексом установлен перечень операций, при совершении которых момент определения базы не попадает на дату отгрузки или получения аванса. Разберем отдельные примеры:

  1. Невозможность произвести отгрузку и транспортировку по активам. Для недвижимого имущества база по налогу сформируется при передаче актива по акту приемки-передачи, а для движимого — при переходе права собственности.
  2. Реализация товаров с применением ставки НДС 0%, требующей последующего подтверждения. Формирование налоговой базы произойдет в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.
  3. Реализация имущественных прав. Налог должен быть исчислен к уплате в бюджет в день уступки требования или день прекращения/исполнения соответствующего обязательства либо в день передачи имущественных прав.
  4. Выполнение строительно-монтажных работ собственными силами для себя. НДС начисляется в последний день квартала.
  5. Передача активов для собственных нужд. Моментом определения базы по налогу станет дата совершения указанной передачи.
  6. Реализация товаров, переданных налогоплательщиком на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства. Налоговая база сформируется в день реализации складского свидетельства.

Полный перечень операций с нюансами формирования базы по налогу приведен в ст. 167 НК РФ.

Итоги

Итак, мы рассказали, что налоговой базой по НДС при реализации признается выручка. Определяется база по налогу в наиболее раннюю из дат: либо день отгрузки, либо день поступления авансового платежа продавцу. В Налоговом кодексе отражены все типы операций, по которым расчет базы по налогу либо определение момента ее формирования отличается от стандартных принципов.

Читайте также: