Розничную надбавку на жнвлп аптеки являющиеся плательщиками ндс

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в медицине

В редакцию журнала поступил вопрос, касающийся административной ответственности, к которой привлекается аптека-нарушитель в случае завышения цены на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП [1] . В частности, руководителя фармацевтической организации интересовало, правомерно ли департамент здравоохранения субъекта РФ привлек организацию к административному наказанию на основании ч. 4 ст. 14.1, а не ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ? Цена вопроса – сумма штрафных санкций, наложенных на организацию (50 тыс. руб.). Рассмотрим данную ситуацию с учетом действующих нормативных актов и имеющейся судебной практики.

Цены на все лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством.

Размер оптовой и розничной надбавок в силу ст. 63 Федерального закона №61‑ФЗ [2] устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, регламентируемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок определен Постановлением Правительства РФ №865 [3] ), и в соответствии с Методикой [4] .

В соответствии с п. 3 Правил №865 [5] оптовая и розничная надбавки устанавливаются к фактической отпускной цене производителя, под которой следует понимать цену (без НДС), указанную:

  • российским производителем – в сопроводительной документации на товар;
  • иностранным производителем лекарственного препарата – в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
Размер суммы оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти данного субъекта РФ (п. 4 Правил №865).

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ (п. 5 Правил №865).

Для того чтобы не превысить размер оптовых надбавок, устанавливаемых участниками торговли, применяется протокол согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола (п. 6 Правил №865).

Далее хотим отметить, что порядок расчета продажной цены для аптек на лекарственный препарат ранее был разъяснен в совместном Письме Росздравнадзора от 28.01.2010 №01И-52/10, ФСТ РФ от 29.01.2010 №СН-466/7. В соответствии с п. 28, 35 названного письма при расчете продажной цены на лекарственный препарат следует учитывать, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат не должен превышать предельного размера розничной надбавки, установленного органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Как уже было отмечено выше, данная норма закреплена в п. 5 Правил №865.

Розничные цены на ЖНВЛП для свободной продажи населению формируются путем сложения фактической цены поступления и установленной розничной надбавки, исчисленной от цены производителя.

При этом чиновники Росздравнадзора и ФСТ дали следующие указания по формированию цены, учитывая систему налогообложения аптеки.

Если организации оптовой или розничной торговли применяют УСНО или ЕНВД, т.е. не являются плательщиком НДС, то на основании ч. 2 ст. 170 НК РФ они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которые исчисляются от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Далее в вышеуказанном письме в п. 25 приводился пример расчета, в котором цена на лекарственный препарат из Перечня ЖНВЛП была одинаковой, независимо от применяемой системы налого­обложения.

УСНО, спецрежим в виде ЕНВД: аптека – не плательщик НДС

Оптовая надбавка (20% к цене производителя без НДС): 100 руб. x 20% = 20 руб.

Отпускная цена оптовой организации без НДС: (100 + 20) руб. = 120 руб.

Розничная надбавка (40% к цене производителя без НДС): 100 руб. x 40% = 40 руб.

Розничная цена аптеки без НДС: (120 + 40) руб. = 160 руб.

Розничная цена аптеки с НДС: 160 руб. x 1,1 = 176 руб.

Цена производителя с НДС: (100 + 10) руб. = 110 руб.

Отпускная цена оптовой организации с НДС (надбавка – 20%): 110 руб. x 1,2 = 132 руб.

Розничная надбавка аптеки (40% к цене производителя с НДС): 110 руб. x 40% = 44 руб.

Розничная цена аптеки без НДС: (132 + 44) руб. = 176 руб.

Таким образом, аптечному учреждению было вменено нарушение классифицирования – как несоблюдение порядка формирования цены на препарат из Перечня ЖНВЛП. Что касается привлечения к административной ответственности за вмененное нарушение, аптечная организация была привлечения к ответственности по ч. 4ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения на организацию штрафа в размере 50 тыс. руб.

Верховный суд в вышеприведенном постановлении отметил, что на основании положений Федерального закона от 04.05.2011 №99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность является лицензируемой. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен соответствующим положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 (далее – Положение №1081).

В силу данного положения лицензиат должен соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Так, в частности, в пп. «г» п. 5 Положения №1081 установлено, что аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, должны соблюдать предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. При этом п. 6 Положения №1081 установлено, что несоблюдение данного требования относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

На основании названного пункта, а также других нормативных актов, в частности Правил №865, Верховный суд в Постановленииот 09.06.2015 №304‑АД15-2723 вынес решение, что суд первой инстанции обоснованно привлек аптечную организацию к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Аптека с данным наказанием была не согласна и просила назначить ей наказание по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере 50 тыс. руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
При этом, отклоняя доводы организации о необходимости квалификации установленного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, суд первой инстанции указал следующее. В соответствии с примечаниями к ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Поскольку контрольным органом установлено и подтверждено представленными доказательствами нарушение аптекой требований пп. «г» п. 5 Положения №1081, которое в силу п. 6 данного положения признается грубым нарушением лицензионных требований, допущенное обществом правонарушение влечет ответственность, установленную именно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного аптекой правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ суды всех инстанций не установили. Данные выводы были признаны Верховным судом обоснованными, поэтому жалоба аптечной организации была оставлена без удовлетворения.

С учетом изложенного аптечным учреждениям следует задуматься о том, что нарушение правил ценообразования в части установления торговых надбавок может привести к негативным последствиям и сопровождаться административными наказаниями со стороны контролирующих органов. С учетом мнения Верховного суда, высказанного в июне 2015 года, к нарушителям будет применяться санкция, установленная ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Поскольку Письмо Росздравнадзора №01И-52/10 и ФСТ РФ №СН-466/7 не является нормативным актом, расчет розничных торговых надбавок следует осуществлять от фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат (без НДС) без учета применяемой аптекой системы налогообложения.

[1] Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782‑р.

[2] Федеральный закон от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

[3] Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

[4] Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утв. Приказом ФСТ РФ от 11.12.2009 № 442‑а.

[5] Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865.

от 9 ноября 2015 года

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена дифференциация порядка формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в зависимости от налоговых режимов, используемых организациями оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами. Действующими Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила), предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В связи с этим, ФАС России считает, что организациям оптовой торговли и организациям розничной торговли, находящимся на общей системе налогообложения (то есть являющимся плательщиками НДС), необходимо формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП является плательщиком ЕНВД или находится на УСН, то есть не является плательщиком НДС, фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки. Организации оптовой торговли и организации розничной торговли, находящиеся на УСН или являющиеся плательщиками ЕНВД, формируют отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (реальные расходы организации на приобретение ЖНВЛП, независимо от режима налогообложения, применяемого поставщиком) и надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС. Примеры формирования организациями оптовой и розничной торговли отпускных цен на ЖНВЛП в зависимости от применяемой системы налогообложения приведены в приложении к настоящему письму. По вопросу использования Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденной приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а (далее - Методика), при расчете средневзвешенной оптовой надбавки и средневзвешенной розничной надбавки к стоимости ЖНВЛП, ФАС России сообщает следующее. Так как размер средневзвешенной оптовой (розничной) надбавки рассчитывается в относительном показателе, то есть в процентах, результат расчета средневзвешенной оптовой (розничной) надбавки согласно пункту 4.8 Методики с использованием информации о валовой прибыли от реализации ЖНВЛП в плановом периоде регулирования и стоимости ЖНВЛП, планируемых к реализации в плановом периоде регулирования в ценах производителей, с учетом НДС, представленной оптовыми (розничными) организациями, применяющими УСН или организациями, являющимися плательщиками ЕНВД, и формировавшими в отчетном периоде регулирования отпускные цены на ЖНВЛП в соответствии с пунктом 28 информационного письма Росздравнадзора от 28.01.2010 N 01И-52/10, ФСТ России от 29.01.2010 N СН-466/7, будет идентичен результату расчета средневзвешенной оптовой (розничной) надбавки с использованием информации о валовой прибыли от реализации ЖНВЛП в плановом периоде регулирования и стоимости ЖНВЛП, планируемых к реализации в плановом периоде регулирования, в ценах производителей без НДС (согласно Правилам), при условии, что для расчета валовой прибыли в отчетном периоде будут использоваться цены приобретения и цены реализации ЖНВЛП, сформированные в соответствии с вышеприведенным ФАС России порядком формирования отпускной цены на ЖНВЛП.

Приложение

Порядок формирования организациями оптовой и розничной торговли отпускной цены на ЖНВЛП в зависимости от применяемой системы налогообложения

Пример 1. Организация оптовой торговли приобретает ЖНВЛП у производителя ЖНВЛП.

Фактическая отпускная цена произ-
водителя

Режим налого-
обло-
жения орга-
низации оптовой тор-
говли

Размер приме-
няемой оптовой над-
бавки, %

Размер приме-
няемой оптовой надбавки, руб.

Вхо-
дящий НДС, руб. (будет принят к вычету)

Отпускная цена орга-
низации оптовой торговли на общей системе налого-
обло-

НДС, начис-
ленный органи-
зацией оптовой торговли, руб.

Отпускная цена органи-
зации оптовой торговли на общей системе налого-

Отпуск-
ная цена органи-
зации оптовой торговли на УСН или

Над-
бавка, полу-
ченная после уплаты и принятия к вычету НДС,

 Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Фото: Александр Корольков/РГ

Фото: Александр Корольков/РГ

Какие изменения ожидают рынок в части установления надбавок на жизненно важные лекарственные препараты?

Дарья Старых: Начнем с простого примера. Ни для кого не секрет, что на большую часть фармпрепаратов сегодня существует очень большой разброс цен. Наш отечественный препарат может стоить 20 рублей, а импортный оригинальный - 200. Исходя из существующей сейчас системы формирования надбавок, а она формируется в процентном соотношении, что выгоднее продавать аптеке? Естественно тот препарат, который стоит дороже. В этой связи антимонопольная служба поставила перед собой амбициозную задачу ликвидировать сложившийся диспаритет и сделать так, чтобы аптекам было одинаково выгодно продавать лекарства из разных ценовых групп.

Но как это сделать?

Дарья Старых: В прошлом году ФАС заказала научно исследовательскую работу для изучения этой темы, которая, в том числе, учитывает международную практику. Я пока не буду подробно на этом останавливаться, но мы планируем предложить комбинированный механизм применения процентных и абсолютных значений. Это позволит исключить заинтересованность аптечных сетей продавать преимущественно дорогой препарат.

В связи с масштабностью планируемых изменений, которые безусловно требуют детальной проработки и согласования с участниками рынка, мы планируем внедрять новую систему в ближайшие несколько лет.

Причём, эту работу мы планируем проводить максимально аккуратно, с конкретными расчетами, и будем выносить все наши предложения на общественное обсуждение.

И когда можно ожидать этих изменений?

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Дарья Старых: На самом деле они происходят уже сейчас. Такие глобальные вещи для рынка не решаются одним росчерком пера или постановлением. Это всегда пакетное решение, которое требует внесения изменений в целый ряд законных и подзаконных актов. ФАС России совместно с правительством, а также заинтересованными министерствами и ведомствами уже готовит почву для дальнейших изменений в сфере торговых надбавок на лекарственные препараты.

Куда больший эффект для системы имеет региональный уровень - это установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок. Как раз те полномочия, которые закреплены за субъектами РФ. Подчеркну, что эти полномочия также действуют с конца 2009 года, а с 2015 года надбавки могут быть установлены только после их согласования с антимонопольной службой.

Вы говорите о системе, которая действует уже более 10 лет. Соответствует ли она современным реалиям?

Дарья Старых: Действующая методика была разработана Федеральной службой по тарифам, которая пять лет назад была расформирована. Это, в том числе одна из причин, по которой мы её меняем. Итак, как я уже говорила ранее, на федеральном уровне ценовое регулирование осуществляют Минздрав и ФАС России. На региональном уровне каждый субъект РФ назначает уполномоченный орган в области тарифного регулирования, который устанавливает уровень надбавок и ведет их ежегодный мониторинг. Существует специальная Единая информационно-аналитическая система (ФГИС ЕИАС), содержащая электронные шаблоны расчетов, которые позволяют это реализовывать. В соответствии с действующим законодательством, не менее 15 % аптечных и оптовых организаций в каждом субъекте в постоянном режиме должны заносить в ЕИАС данные о валовой прибыли, о средневзвешенных ценах производителей и другую необходимую информацию, которая в последствии используется для установления надбавок. На основе этих отчетов ФАС делает экономический анализ, соответствует ли надбавка заданному уровню, достаточно ли ее для покрытия расходов оптового и розничного звена. Если регион видит, что действующей надбавки недостаточно или по тем или иным причинам ее необходимо напротив уменьшить, субъекту необходимо подать документы для ее изменения. После проведения экономического анализа ФАС принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании.

Сейчас процедуру общественного обсуждения проходит проект приказа ФАС "Об утверждении методики установления субъектами предельных размеров розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на препараты из перечня ЖНВЛП". Что изменится в связи с его принятием?

Дарья Старых: Для начала скажу, что это как раз пакетное решение, которое во многом связано со вступлением в силу с 1 марта 2020 года ФЗ № 475, внесшего изменения в статью 63 закона "Об обращении лекарственных средств". Поэтому нами был разработан проект Методики, который приводит ее в соответствие с действующей редакцией этого закона.

Фото: iStock

Фото: iStock

Этими нормативными актами нам удалось устранить возникавшие ранее разночтения в трактовке, учитывать ли при расчете надбавки налог на добавленную стоимость (НДС) или нет. Поскольку законодательство ранее не содержало четкой формулировки в каких случаях нужно применять при расчётах НДС, а в каких нет, каждый из субъектов действовал по-разному, в том числе и контрольные органы. Упоминание НДС, в принципе, отсутствовало. Сейчас мы все привели к единообразию и ликвидировали даже гипотетическую возможность дискриминации организаций в зависимости от системы общего или упрощенного налогового обложения.

Измененная трактовка звучит так: "сумма без НДС не должна превышать фактическую отпускную цену с учетом оптовых и розничных надбавок, примененной к фактической отпускной цене без НДС". Таким образом, мы вынесли НДС и прописали, что все надбавки исчисляются от фактической отпускной цены без учета этого налога. И сумма, которая контролируется, контролируется без учета НДС. При этом сам НДС, естественно, никто не отменяет, он исчисляется, но его расчет вынесен на налоговое законодательство.

Еще какие-то существенные изменения документом подразумеваются?

Дарья Старых: Второй очень важный момент, который методология решает, это вопрос установления надбавок на препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества.

Ранее методика, давала возможность регионам, выделять увеличенный размер оптовых и розничных надбавок для наркотических препаратов, но не устанавливала такую обязанность. Получалось так, что некоторые регионы, в силу разных причин не отслеживали рентабельность их реализации. Сейчас особый размер надбавок для наркотических и психотропных препаратов установлен не более чем в 60 субъектах РФ.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Мы прописали в методике, что каждый регион должен выделить наркотические препараты в отдельную группу и установить для них отдельный размер оптово-розничных надбавок, в случае такой необходимости. Теперь регионы законодательно обязаны это делать, что позволит избежать ситуации, при которой каким-то регионам не выгодно поставлять наркотические препараты.

А как отразятся изменения методики на цене для конечного потребителя?

Дарья Старых: Никак. Это отразится только на действующих ценовых группах, по которым устанавливаются надбавки. У нас исторически с 2009 года были три ценовые группы: первая - до 50 рублей, вторая - от 50 до 500 рублей, и третья - выше 500 рублей. Такая ситуация тянулась 10 лет до вступления в силу новой методики расчёта предельных отпускных цен производителей, когда мы увеличили нижний ценовой сегмент с 50 до 100 руб., а в надбавках до сих пор он оставался до 50 рублей. Необходимо было всё синхронизировать. Теперь первая ценовая группа для установления надбавок увеличена до 100 рублей, вторая - от 100 до 500 рублей и третья - свыше 500 рублей, что так же должно повысить доступность препаратов нижнего ценового сегмента.

-->Разделы сайта -->

-->
Мерчандайзинг в аптеке [26]
Ценовая политика аптеки [14]
Техника продаж в аптеке [25]
Товар и товарная политика аптеки [7]
Маркетинг - основы [60]
Реклама в аптеке [17]
-->

-->Мы Вконтакте! -->

О разделе

Ценообразование (англ. price formation) — процесс формирования цен на товары и услуги. Особенности ценообразования на лекарственные средства связаны с особенностями лекарственных средств как товара:

  • экономической и социальной сущностью лекарственных средств как товара;
  • социально-экономической эффективностью лекарственных средств как товара;
  • • генератором спроса на лекарственные средства рецептурного отпуска является врач;
  • ценовой эластичностью спроса на лекарственные средства в зависимости от характера заболевания и способа оплаты лекарственной помощи;
  • ценообразование на лекарственные средства регулируется государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое (административное) вмешательство государства в процесс ценообразования может принимать следующие формы:

  • общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары аптечного ассортимента на определенный срок;
  • установление фиксированных цен и тарифов;
  • установление предельного уровня цен;
  • установление предельного норматива рентабельности;
  • установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;
  • декларирование цен;
  • установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Основные формы косвенного государственного регулирования цен включают:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин.

В настоящее время государственное регулирование цен осуществляется только в отношении ЖНВЛП. На лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, устанавливаются свободные (рыночные) цены — это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В РФ различают два уровня государственного регулирования цен на лекарственные препараты: федеральный и региональный. На федеральном уровне утверждается порядок регулирования цен на лекарственные препараты и сам перечень ЖНВЛП.

На региональном уровне устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные препараты.

Федеральный уровень государственного регулирования цен на лекарственные препараты

Государственное регулирование цен на лекарственные средства на уровне Российской Федерации Перечень ЖНВЛП формируется Минздравом России и утверждается Распоряжением Правительства РФ отдельно на каждый год. В него включены лекарственные препараты МНН. Перечень охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ в рамках государственных гарантий, в частности, скорую медицинскую помощь, стационарную помощь, специализированную амбулаторную и стационарную помощь, а также включает значительный объем лекарственных средств, реализуемых в коммерческом секторе.

Учитывая, что для каждого наименования существуют различные формы выпуска препарата, дозировка, количество доз в упаковке, разные производители, фактически список позиций ЖНВЛП достигает более 18 тыс. наименований. Так же перечень ЖНВЛП служит основой для разработки региональных перечней субъектов РФ и формулярных перечней лекарственных средств МО стационарного типа.

Он сформирован с использованием международной анатомо-терапевтической и химической классификации лекарственных средств (АТХ — АТС, Anatomical Therapeutic Chemical classification system).

Порядок регулирования цен

В настоящее время на территории РФ действует Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

В порядок регулирования цен включаются:

  • правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
  • правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
  • правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в субъектах РФ.

Предельные отпускные цены производителей препаратов перечня ЖНВЛП

Государственная регистрация предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства перечня ЖНВЛП осуществляется Минздравом России по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Выше предельной отпускной цены заводы не могут продавать лекарственные препараты в оптовую и розничную торговлю.

Цена препарата зависит от стоимости материалов упаковки, цены на лекарственные субстанции и др. Поскольку ряд лекарств и лекарственных субстанций являются импортными, на их цену влияет изменение курса валют. Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, ведется на сайте Минздрава России.

Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок. Методика определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП утверждается Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с Методикой определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на ЖНВЛП устанавливаются в процентах, дифференцированных по стоимости, исходя из фактической цены производителя с учетом региональных особенностей в субъекте РФ.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства на уровне субъектов Российской Федерации

Итоговая цена препарата, которую уплачивает конечный потребитель, складывается из фактической цены изготовителя, не превышающей установленную предельную цену, оптовой надбавки к фактической цене изготовителя и розничной надбавки к ней же, то есть на государственном уровне ограничена максимальная цена ЖНВЛП, выше которой ни одна аптека продать такой препарат не может.

Каждый покупатель может узнать такую цену. Во всех аптечных организациях в доступных для граждан местах размещена информация о лекарственных препаратах с указанием наименований препаратов, дозировок, форм выпуска, производителей, а также о предельно допустимых розничных ценах, по которым эти лекарственные препараты могут быть реализованы. Размещение указанной информации регламентировано Федеральным законом № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Каждый регион самостоятельно устанавливает предельные размеры оптовых надбавок и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам для организаций, осуществляющих на их территории реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.

При установлении размера надбавки учитываются особенности региона: экономические и социально-демографические, структура фармацевтического рынка региона, конкурентная среда, ассортимент лекарственных средств, их ценовая доступность и др. Поэтому действующие размеры предельных оптовых и розничных надбавок по субъектам РФ различаются.

По фактической отпускной цене производителя за упаковку выделены три ценовых интервала: до 50 руб. включительно, свыше 50 до 500 руб. включительно и свыше 500 руб. Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта РФ, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ.

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ.

Организации оптовой торговли лекарственными препаратами могут закупать препараты у производителей по предельной цене или цене ниже предельной отпускной цены производителя. По этой причине при продаже препаратов перечня ЖНВЛП вместе со стандартным набором товаросопроводительных документов: товарная накладная, счет-фактура, сертификаты качества (декларация соответствия) прилагается протокол согласования цен, в котором указывается предельная отпускная цена изготовителя и фактическая отпускная цена изготовителя.

В соответствии с пунктом 6 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 "Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации" реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола. В случае, если организация оптовой торговли лекарственными препаратами закупила лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛП, у производителя и после перерегистрации уровень зарегистрированной цены оказался ниже, чем фактическая цена поставки препарата производителем, то в протоколе согласования цен поставки должна отражаться именно фактическая цена производителя, указанная в сопроводительных документах на товар.

Однако отпускная цена организации оптовой торговли должна быть сформирована путем суммирования цены, не превышающей зарегистрированную, и оптовой надбавки, рассчитанной от цены, не превышающей зарегистрированную цену. По таким же правилам формируется розничная цена.

Возможные убытки, полученные от продажи ЖНВЛП по ценам ниже цены приобретения товара относятся на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. В связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на лекарственные препараты, приближением даты истечения сроков годности лекарственных препаратов, маркетинговой политикой, реализацией новых лекарственных препаратов в целях ознакомления с ними потребителей, другими причинами, оказывающими влияние на рынок лекарственных препаратов, допускается их реализация организациями оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя.

Соответствующая норма предусмотрена в пункте 3 статьи 40 НК РФ. Формирование розничной цены на лекарственный препарат, закупленный аптечным учреждением у организации оптовой торговли по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены поставки, должно производиться путем суммирования цены закупки и суммы розничной надбавки, не превышающей установленную органом исполнительной власти субъекта РФ, исчисленной от фактической отпускной цены производителя.

Учитывая, что регулирование стоимости ЖНВЛП осуществляется посредством установления предельных величин, в каждой аптеке будет своя цена. Например, более крупной оптовой организации изготовитель может предоставить скидку на препарат, другая организация при продаже препарата в аптеку может применить оптовую надбавку ниже, чем установленная предельная надбавка. АО в свою очередь также может установить любой уровень розничной надбавки (не выше предельной), ориентируясь на рынок, спрос, свои затраты. В итоге цена на ЖНВЛП будет соответствовать принципам государственного регулирования и при этом существенно отличаться в зависимости от аптеки. Это более заметно в отношении дорогостоящих препаратов.

Нарушение порядка ценообразования (завышение регулируемых государством цен и установленных надбавок к ценам производителей) влечет ответственность в соответствии со статьей 14.6 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" .

27 октября 2015 года на сайте управления по государственному регулированию тарифов было размещено письмо об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП, в котором говорится, что для расчета розничной цены для жизненно важных лекарственных средств необходимо использовать цену производителя без НДС. Полный текст письма с примерами расчетов приведен ниже.

Программа Фарм-ревизор поддерживает расчет розничной цены на ЖНВЛП как от цены производителя без НДС, так и от цены производителя с НДС. Для перехода на новую формулу наценки по ЖВ достаточно выбрать нужную схему наценки из списка. Для этого в приходной накладной нажмите на кнопку цены
. Появится окно с настройками по расчету цен.

Использование цены производителя без НДС вместо цены производителя с НДС при расчете цен на жизненно важные лекарства приведет к снижению конечной розничной цены примерно на 4 - 5%.

Приложение. Текст письма управления по государственному регулированию тарифов об уточнении методики расчета порядка формирования

Руководителям организаций оптовой и розничной торговли, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов на территории Воронежской области

Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП

В связи с уточнением ФАС России методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП, управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области доводит до сведения руководителей организаций оптовой и розничной торговли, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов на территории Воронежской области, следующую информацию.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена дифференциация порядка формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в зависимости от налоговых режимов, используемых организациями оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами. Действующими Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 (далее - Правила) предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В связи с этим, ФАС России считает, что организациям оптовой торговли и организациям розничной торговли, находящимся на общей системе налогообложения (то есть являющимся плательщиками НДС), необходимо формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП является плательщиком ЕНВД или находится на УСН, то есть не является плательщиком НДС, фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки.

Организациям оптовой торговли и организации розничной торговли, находящимся на УСН или являющимся плательщиками ЕНВД, необходимо формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (реальные расходы организации на приобретение ЖНВЛП, независимо от режима налогообложения, применяемого поставщиком) и надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС.

Примеры формирования организациями оптовой и розничной торговли отпускных цен на ЖНВЛП в зависимости от применяемой системы налогообложения приведены в приложении к настоящему письму.

Читайте также: