Роль ндс в бюджете республики беларусь

Опубликовано: 02.05.2024

Полесский государственный университет

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет

УДК 336.2

Введение. Государственный бюджет – это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования государственного бюджета и нуждаются в постоянном совершенствовании для формирования полноценной доходной базы государственного бюджета.

Цель исследования – выявить роль налогов в формировании доходов государственного бюджета РБ.

Основная часть.

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

  1. Доходы от налогов – взимаются как центральными органами власти, так и региональными;
  2. Неналоговые доходы – относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;
  3. Целевые бюджетные фонды.

Наибольший удельный вес в формировании государственного бюджета занимают налоги. Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства, которые взимаются как центральными органами власти, так и региональными [1].

Рассмотрим структуру платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами за последние 3 года.

Таблица 1 – Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами

Поступления, млн. рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

Налоговые доходы

15 730,3

17 251,5

19 011,3

81,4

83,8

85,0

Налог на прибыль

Налог на недвижимость

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

Налог при упрощенной системе налогообложения

Налог на доходы

Единый налог для производителей с/х продукции

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Налог на игорный бизнес

Прочие налоги, сборы, пошлины

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2].

Из таблицы 1 видно, что с каждый годом налоговые поступления в государственный бюджет увеличиваются и тем самым удельный вес налогов в доходах бюджета растет. Так, налоговые поступления в 2017 году увеличились на 3 281 млн. рублей или 3,6 % по сравнению с 2015.

Наибольшие доли в налоговых поступлениях в государственный бюджет занимают НДС, подоходный налог, налог на прибыль, акциз. Самую наименьшую долю занимает налог на игорный бизнес.

Реализуемая бюджетно-налоговая политика направлена на повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня по обычной деятельности уплачивается только 5 платежей: НДС (основная ставка – 20 %), налог на прибыль (18 %), налог на недвижимость (1 – 2,5 %), земельный налог (в зависимости от вида земель и местонахождения), отчисления в ФСЗН (для организаций – 34 %, для граждан – 1 %). Все прочие платежи уплачиваются разово, при наступлении соответствующих обстоятельств (госпошлина, оффшорный, гербовый и консульский сборы и др.) или при наличии объектов налогообложения (таможенные пошлины, акцизы, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов).

Реализуемые в 2018 году меры налоговой политики направлены как на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства, так и на обеспечение дополнительных доходов бюджета. Доходная база бюджета сформирована с учетом реализации мероприятий в области налоговой политики по следующим направлениям:

1. Соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением адаптации ставок налогов к инфляционным процессам.

Налоговая нагрузка в 2018 году прогнозируется не более 25,5 % к ВВП и не превысит уровня, предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку.

2. Улучшение условий ведения бизнеса. С этой целью в рамках отдельного Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении» предусматривается:

- увеличение на 20 % критериев валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;

- сокращение с 60 до 30 дней срока действия 12 ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту;

- продление на три года «нулевой» ставки НДС в отношении работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств [3].

Заключение.

Таким образом, доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть характеризуется множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

27.03.2018, 20:55 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Пастушковой Д.П. на основе соответствующих данных проанализировано поступление налоговых доходов в государственный бюджет Республики Беларусь за период 2015-2017 гг. Рассмотрена структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, определена их роль. Работа дает вполне определенное представление о налоговом обеспечении доходной части бюджета. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

10.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - основной косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Система взимания НДС, используемая в Республике Беларусь, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, то есть суммы, добавленной производителем к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1. Организации, определенные п. 2 ст. 13 НК (юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы).

2. Индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

3. Физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья, материалов и др., так как компенсирует эти затраты за счет покупателя своего товара, перекладывает налог. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный его потребитель. Поэтому НДС относят к налогам на потребление (косвенным).

Таким образом, добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, факты совершения сделок, результатом которых является изменение права собственности на товары, результаты работ, услуг, является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика заплатить налог, то есть объектом налогообложения.

Другим объектом НДС является импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.

При определении налоговой базы оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

Плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты (ст. 107 НК).

Вычету подлежат следующие суммы налога:

- предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

- уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, – либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит возврату плательщику в порядке, установленном НК.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц.

Закон устанавливает две ставки налога: стандартную и пониженную. Последняя применяется при налогообложении основных продуктов питания и товаров детского ассортимента.

Ряд товаров и услуг полностью освобождены от налогообложения. Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг либо компенсируется налогоплательщику из бюджета, либо включается в себестоимость продукции.

Налоговые ставки по НДС составляют: 0, 10, 20 процентов. С целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам за рубежом, при их экспорте НДС не взимается.

0 (ноль) процентов - при реализации:

- товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

- экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

- работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

- работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

Ставка в размере 0 процентов применяется также при поступлении сумм, указанных в пункте 18 статьи 98 НК, при реализации товаров (работ, услуг), указанных выше;

- при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей»).

3. 20 процентов (основная ставка).

4. 9,09 (10 / 110 * 100) и 16,67 (20 / 120 * 100) процентов, соответствующие ставкам в размере 10 и 20 процентов, полученные путем сложного счета, при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога.

5. 0,5 процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Плательщики, избравшие отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость календарный квартал, информируют о принятом решении налоговые органы по месту постановки на учет:

– путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, подаваемой не позднее 20 января текущего календарного года, при возникновении объекта налогообложения в течение текущего календарного года – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– в письменной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, при реорганизации организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации правопреемника (правопреемников) этой организации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, или записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Принятое плательщиком решение о выборе отчетного периода (календарный месяц или календарный квартал) изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

Bankchart рассказывает, что такое НДС, как рассчитывается налог, как осуществляется возврат налога на добавленную стоимость.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое НДС?
  2. Объекты налогообложения
  3. Плательщики НДС
  4. Ставки НДС в РБ
  5. Расчет НДС
  6. Возврат НДС
  7. Электронная счет-фактура по НДС
  8. Льготы по НДС
  9. НДС в Украине

Что такое НДС?

Наверное, многие из нас, делая покупку в том или ином магазине, видели в товарном чеке аббревиатуру НДС. Многие, наверное, даже знают, как она расшифровывается. Но, что это такое, знают, далеко, не все. Итак, что такое НДС и «с чем его едят», пробуем сегодня разобраться.

Налог на добавленную стоимость или НДС – один из наиболее распространенных косвенных налогов, взимаемый в большинстве стран мира. Суть сего налога состоит в том, что к цене реализуемого товара или предоставляемой услуги прибавляется надбавка в виде процента от их стоимости.

Для лучшего восприятия вышенаписанной информации, приведем пример.

Допустим, вы владелец компании, которая использует общую систему налогообложения. Ваша компания произвела продукт, стоимость которого составила 400 белорусских рублей. Перед тем, как отправлять сей продукт на прилавки магазина, согласно законодательству РБ, необходимо к указанной нами стоимости добавить 80 рублей (20% от 400 рублей). Получится 480 белорусских рублей, это будет цена вашего товара. Где 400 руб. – себестоимость, 80 руб. – НДС.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Приведенные нами расчеты являются достаточно упрощенными. На самом же деле все расчеты выглядят значительно сложнее.

Объекты налогообложения

Объектами обложения при расчете НДС в Республике Беларусь принято считать:

  • стоимость ввозимых на территорию РБ товаров;
  • обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории страны.

Плательщики НДС

В первом пункте мы разобрали понятие налога на добавленную стоимость и его суть. Во втором – мы узнали, что же является объектами обложения по НДС. Пришло время выяснить, кто же является плательщиками сего налога.


Кстати, необходимо отметить, не признаются плательщиками НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ставки НДС в РБ

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.


Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Расчет НДС

Многие предприниматели (настоящие или будущие) могут задаться вопросом: «Как посчитать НДС?» или «Как рассчитывается НДС?».

В силу развития современных технологий и свободного доступа к сети интернет, произвести расчет НДС достаточно просто. Необходимо лишь найти и использовать НДС калькулятор.

Так же для расчета можно использовать две простые и широко распространенные формулы:

Формула расчета НДС (для начисления):

НДС = Цена без НДС х 0,2 + Цена без НДС

Формула расчета НДС (выделить НДС)

НДС = Цена с НДС х 20/120

Возврат НДС

Теперь хотелось бы поговорить о таком явлении как возврат НДС. Данный пункт статьи будет актуальным, в первую очередь, любителям попутешествовать и чего-нибудь прикупить за границей.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

На размер суммы возврата влияют несколько факторов:

  • ставка НДС, принятая в том государстве, где был приобретен товар;
  • минимальна стоимость покупки, с которой возвращается НДС;
  • срок подачи заявления о возврате;
  • срок действия таможенной печати.

Нужно отметить, возврат средств осуществляется не по всем группам товаров (например, при покупке ювелирных изделий или продуктов питания).

Имейте ввиду, как правило, возврат осуществляется через компании-посредники, а они взимают комиссию (% от суммы возврата) за свои услуги. Получить же возврат можно либо на банковскую карту, либо наличными в одном из пунктов Tax Free cash Refund.

Основные правила для Белорусов, осуществляющих покупки за пределами РБ и желающих получить возврат НДС по системе Tax Free:


Электронная счет-фактура по НДС

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

Форма этого документа утверждается Министерством по налогам и сборам. И заполняется на портале сего же министерства.

Нужно отметить, ЭСЧФ не является первичным документом, поэтому счет-фактура по НДС формы СФ-1 является до сих пор обязательным для заполнения документом.

В каких случаях составляется и не составляется электронный счет-фактура?


Льготы по НДС

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует перечень работ и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В их число входят:

  • медицинские услуги;
  • ветеринарные мероприятия;
  • услуги, связанных с организацией похорон;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
  • туристические услуги;
  • работы (услуги) в области космической деятельности.

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ


А.А. ЧЕРНЮК
доцент

Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 84-З «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон № 84-З) внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее — Бюджетный кодекс), преимущественная часть которых вступила в силу с 1 января 2018 г.

Обратим внимание на дополнения, внесенные Законом № 84-З в Бюджетный кодекс, вступающие в силу с 1 января 2019 г.:

  • статья 78 «Участники бюджетного процесса» дополнена новым участником бюджетного процесса «администраторы доходов бюджета»;
  • введена статья 79 1 «Администраторы доходов бюджета».

Рассмотрим новшества, внесенные в Бюджетный кодекс, вступившие в силу с 1 января 2018 г., которые, по мнению автора, могут быть полезными бухгалтеру бюджетной организации в практической деятельности.

1. Из приложения «Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам» к Бюджетному кодексу исключен подраздел 01 «Природоохранная деятельность» раздела 05 «Охрана окружающей среды».

2. Глава 2 «Бюджетное законодательство» дополнена статьей 4 1 «План формирования и использования денежных средств в условиях чрезвычайного, военного положения», согласно нормам которой в условиях чрезвычайного, военного положения утверждается чрезвычайный бюджет.

Чрезвычайный бюджет — план формирования и использования денежных средств для обеспечения бесперебойного финансирования мероприятий по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, удовлетворения потребностей государства и нужд населения.

Порядок формирования, исполнения и подготовки отчета об исполнении чрезвычайного бюджета устанавливается Правительством Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных законодательством.

Утверждение чрезвычайного бюджета, отчета об исполнении чрезвычайного бюджета, а также принятие решения о прекращении его исполнения осуществляются Президентом Республики Беларусь.

3. В статьях 10, 11 и 19 после слова «дефицита» внесено дополнение «(использования профицита)».

4. В статье 2 «Основные термины и их определения» уточнены определения ряда терминов.

5. Внесены изменения и дополнения в некоторые статьи главы 6 «Доходы бюджетов» (см. табл. 1).

До 01.01.2018

С 01.01.2018

Статья 28. Установление нормативов отчислений

от республиканских налогов, сборов (пошлин), местных налогов и сборов

1. В консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска отчисляется 31 % от НДС, получаемого на территории Республики Беларусь

1. В консолидированные бюджеты областей отчисляется 24,56 % от НДС, получаемого на территории Республики Беларусь

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются нормативы отчислений от НДС, получаемого на территории Республики Беларусь, в консолидированные бюджеты областей

и бюджет г. Минска

пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории областей

и г. Минска

на 1 января года, предшествующего очередному финансовому году

5. Не допускается изменение нормативов отчислений в нижестоящие местные (консолидированные) бюджеты от республиканских налогов, сборов (пошлин) и нормативов отчислений от местных налогов и сборов в течение трех финансовых лет

после их установления,

если иное не установлено подпунктом 2.2 пункта 2, пунктами 3 и 7 настоящей статьи

Статья 30. Налоговые доходы республиканского бюджета

1. В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):

1.11. экологический налог:

за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, — 100 %

Статья 31. Неналоговые доходы республиканского бюджета

1. Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):

1.12. возмещение потерь, вреда:

возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, — 100 %

возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, — 100 %

Статья 33. Неналоговые доходы областных бюджетов

1. Неналоговые доходы областных бюджетов включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого на территории области, если иное не установлено законодательными актами):

1.3 1 . плату за предоставление в аренду (пользование) охотничьих, рыболовных угодий,

водных объектов, их частей, участков лесного фонда в соответствии с законодательством — 100 %

Статья 35. Неналоговые доходы бюджетов базового и первичного уровней

1. Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого соответственно на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, или города областного подчинения, если иное не установлено законодательными актами):

1.5. плату за предоставление в аренду поверхностных водных объектов, их частей в соответствии с законодательством — 100 %

2.4 1 . плату за право заключения договоров аренды земельных участков в соответствии с законодательством — 100 %

Статья 36. Налоговые доходы бюджета г. Минска

1. В бюджет г. Минска зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории г. Минска, если иное не установлено законодательными актами):

1.8. НДС — по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год

6. Пункт 3 статьи 79 «Бюджетные организации» дополнен следующей нормой:

«Бюджетная организация открывает один текущий (расчетный) банковский счет по учету внебюджетных средств. При этом текущий (расчетный) банковский счет по учету внебюджетных средств в иностранной валюте открывается в том банке, в котором бюджетной организации открыт текущий (расчетный) банковский счет по учету внебюджетных средств в белорусских рублях».

7. Уточнена норма пункта 2.9 статьи 82 «Права и обязанности получателей бюджетных средств». С 1 января 2018 г. получатели бюджетных средств обязаны обеспечить представление в территориальные органы государственного казначейства для регистрации принятые денежные обязательства, а также дополнения и (или) изменения к ним в течение 10 рабочих дней (в предыдущей редакции — 10 дней) с даты их принятия.

8. Внесены изменения и дополнения в статью 101 «Основы исполнения бюджетов» (см. табл. 2).

До 01.01.2018

С 01.01.2018

6. Не допускается списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов по учету средств бюджетов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, кроме случаев, предусмотренных статьей 146 настоящего Кодекса

6. Не допускаются приостановление операций, а также взыскание в бесспорном порядке денежных средств, кроме случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи и статьей 146 настоящего Кодекса:

6.1. с единого казначейского счета;

6.2. со счетов, открытых государственным органам и иным бюджетным организациям (за исключением счетов по учету внебюджетных средств бюджетных организаций);

6.3. со счетов по учету средств соответствующего бюджета, открытых иным организациям и индивидуальным предпринимателям.

6 1 . Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы в бюджет может быть произведен не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не установлено законодательством

6 1 . Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы в бюджет может быть произведен не позднее трех лет со дня возникновения права на возврат указанной суммы, если иное не установлено законодательством

9. Статья 104 «Права Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня при исполнении бюджетов» дополнена следующими нормами:

  • подпунктом 1.14 пункта 1, в соответствии с которым Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы имеют право проводить взаимозачет налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам и пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом).

В настоящее время порядок проведения взаимозачета определен Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2011 г. № 136;

  • пунктом 3, согласно которому порядок размещения средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных средств государственных органов и иных бюджетных организаций в банковские вклады (депозиты) устанавливается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь.

10. Внесены изменения и дополнения в статью 105 «Казначейская система исполнения бюджетов» (см. табл. 3).

До 01.01.2018

С 01.01.2018

1. Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов Республики Беларусь, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

1. Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов Республики Беларусь, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и управления государственного казначейства главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску, их отделы (секторы) в городах и районах.

4. Внебюджетные средства государственных органов и иных бюджетных организаций, которые подлежат учету на едином казначейском счете, ежегодно определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Порядок учета внебюджетных средств на едином казначейском счете устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

За пользование внебюджетными средствами государственных органов и иных бюджетных организаций, находящимися на едином казначейском счете, Национальный банк Республики Беларусь, банки уплачивают в доход республиканского бюджета проценты по ставке, определенной Президентом Республики Беларусь.

Примечание.

Следует также обратить внимание, что пункт 5 статьи 105 дополнен частью третьей следующего содержания: распорядители и получатели бюджетных средств вправе открыть несколько текущих (расчетных) банковских счетов по учету средств бюджета на каждый уровень бюджетного финансирования, доступ к которым обеспечивается с использованием банковской платежной карточки, а также со специальным режимом функционирования.

11. Внесены изменения и дополнения в статью 146 «Взыскание денежных средств с организаций, индивидуальных предпринимателей и приостановление операций по счетам организаций, индивидуальных предпринимателей в банках». Основные из них отражены в таблице 4.

До 01.01.2018

С 01.01.2018

Часть вторая пункта 1. Средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь в бесспорном порядке.

Часть вторая пункта 1. Средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, начисленные проценты на суммы бюджетных средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, проводившими проверку, в бесспорном порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства", ключевым положением которого является преобразование территорий этих государств в единое экономическое пространство. В статье 27 Договора предусмотрено, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Договор был ратифицирован Федеральным Законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ.
Данный порядок нашел свое отражение в статье 13 Федерального Закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", который вступил в силу с 1 января 2001 года.
Из данной статьи следует, что реализация товаров на территории Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ.
Немногим позднее, а именно 22 мая 2001 года, Федеральным Законом № 55-ФЗ был ратифицирован еще один Договор, участником которого также стала Республика Беларусь. Это Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26 февраля 1999 года в г. Москве. В указанном Договоре участники Договора обязались применять единую систему взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Но несмотря на то, что Договор был подписан Республикой Беларусь, ратифицирован он был Федеральным Законом № 55-ФЗ с оговоркой применения статей 16 и 18 Договора по отношениям с Республикой Беларусь.
Законом № 55-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
Таким образом, при взаимной торговле с Республикой Беларусь как до 1 июля 2001 года, так и после 1 июля 2001 года сохранен порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, то есть в отношении с Республикой Беларусь у Российской Федерации сохранен порядок взимания косвенных налогов по принципу происхождения. В подтверждение этому можно привести Письма: МНС РФ от 29.06.01 № ВГ-6-03/502@, УМНС РФ по г.Москве от 31.07.01 № 02-14/35611, а также Письмо Минфина РФ при ответе на частный запрос от 27.09.01 № 04-03-17/31.
Приравнивание реализации товаров (работ, услуг) на территории Беларусь к реализации на территории Российской Федерации означает применение порядка взимания косвенных налогов, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13 Закона № 118-ФЗ. НДС при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь

В статье 13 Закона № 118-ФЗ реализация товаров в республику Беларусь приравнена к реализации товаров на территории Российской Федерации.
Иными словами, с точки зрения налоговых последствий реализация товаров при экспорте товаров на территорию Беларусь не отличается от реализации этих товаров на территории Российской Федерации.
Это означает, что при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь неправомерно использовать ставку 0%. Применимыми ставками должны быть либо 10% при реализации товаров, перечисленных в пункте 2 ст.164 НК РФ, либо 20% (п.3 ст. 164 НК РФ).
Данный вывод подтверждается письмом УМНС РФ по г. Москве от 05.02.02 № 24-11/5143.
Вычет по товарам, экспортируемым на территорию Белоруссии, осуществляется в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, поскольку статья 13 ФЗ № 118-ФЗ не определила специальных правил для данной ситуации. НДС при импорте товаров с территории Республики Беларусь

С 1 июля 2001 года налог на добавленную стоимость на товары, приобретаемые российскими покупателями у поставщиков из стран СНГ, взимается таможенными органами при ввозе в Россию за исключением республики Беларусь, поскольку с этим государством Российской Федерацией не установлен порядок взимания косвенных налогов по принципу страны назначения.
При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается (ст.13 Закона № 118-ФЗ). Данное указание также следует из Писем: ГТК РФ № 01-06/29583 от 27.07.01г., УМНС по г.Москве от 04.03.02г. №24-11/9587.
При реализации товаров, происходящих и ввезенных с территории Республика Беларусь, на территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации (статья 13 Закона № 118-ФЗ).
Рассмотрим правомерность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных белорусскими поставщиками.
В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации.
Статьей 13 Закона № 118-ФЗ определено, что подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года, предъявленные белорусскими поставщиками при реализации на территории Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь.
Таким образом, определяющим моментом для принятия к вычету сумм НДС, уплачиваемых белорусским поставщикам, является признание территории Российской Федерации местом их реализации.
Для того чтобы определить место реализации товаров необходимо обратиться к статье 147 НК РФ.
В соответствии с этой статьей в целях налогообложения НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Местом реализации товаров признана территория РФ

Признание территории Российской Федерации местом реализации влечет обязанность белорусской организации по уплате НДС на территории РФ. При определении исполнителя по уплате налога в российский бюджет основополагающим моментом является подтверждение факта постановки белорусской организации на налоговый учет.
В том случае, если белорусская организация состоит на налоговом учете на территории РФ в качестве налогоплательщика, она самостоятельно исполняет обязанность по перечислению налога в российский бюджет. При этом покупателю-российской организации в соответствии со статьей 168 НК РФ выдается счет-фактура с выделенной суммой НДС. Сумма НДС российской организацией принимается к вычету в общеустановленном порядке.
Если же белорусская организация не состоит на налоговом учете на территории РФ, обязанность по уплате налога в российский бюджет возлагается непосредственно на российскую организацию. Эта обязанность предусмотрена статьей 161 НК РФ.
Согласно этой статьи организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п.2 ст. 161 НК РФ), признаются налоговыми агентами.
В соответствии со ст.6 Договора о создании единого государства ". каждое государство - участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности".
Это означает, что белорусское предприятие является иностранным предприятием на территории Российской Федерации.
Из этого следует, что российская организация, приобретающая товары у белорусской организации, обязана исполнить функции налогового агента по исчислению, удержанию из доходов, выплачиваемых белорусской организации, и перечислению в бюджет удержанной суммы налога.
При исчислении налога, подлежащего перечислению в бюджет, необходимыми элементами для его исчисления являются налоговая база и ставка. Статья 13 Закона 118-ФЗ установила, что налог, подлежащий уплате на территории РФ, должен быть рассчитан исходя из ставок, предусмотренных для территории РФ.
На основании пункта 4 статьи 164 НК РФ применимой ставкой является расчетная ставка, которая определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (20/120 либо 10/110).
Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога (ст. 161 НК РФ).
После уплаты налога российская организация вправе воспользоваться вычетом на указанную сумму налога (п.3 ст. 171 НК РФ, статья 13 Закона № 118-ФЗ). Местом реализации товаров не признана территория РФ

В том случае, когда местом реализации товаров не может быть признана территория РФ, налог на добавленную стоимость не подлежит уплате на территории РФ. Это означает, что российская организация не должна выступать в роли налогового агента, поэтому вся сумма по договору будет перечислена белорусской организации без удержания НДС.
При этом белорусская организация может выставить документы как содержащие НДС с выделением налога отдельной строкой, так и не содержащие.
Независимо от того, выделена ли поставщиком сумма НДС в документах по товарам, реализованным не на территории РФ, организация должна включить всю сумму, оплаченную за приобретение товаров, в их стоимость как в бухгалтерском учете (п.6 ПБУ 5/01), так и в налоговом учете (п.2 ст. 254 НК РФ).
Что касается товаров, не происходящих с территории Республики Беларусь, но ввозимых с ее территории на таможенную территорию Российской Федерации, то налогообложение таких товаров производится в соответствии с нормами Налогового кодекса аналогично импортным товарам, ввозимым с территории других иностранных государств.
Следует заметить, что порядок принятия к вычету НДС, уплаченный белорусским организациям по выполненным работам, оказанным услугам аналогичен вышеизложенному.

Читайте также: