Реализация товара нерезиденту на территории рф ндс

Опубликовано: 24.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 февраля 2018 г. N 03-07-08/11188 О применении НДС в отношении реализуемого российской организацией иностранному покупателю товара, право собственности на который переходит на территории РФ, и товар до момента вывоза с территории РФ в таможенной процедуре экспорта подлежит хранению у поставщика

Вопрос: ПАО (Поставщик) заключает экспортный контракт, по условиям которого право собственности на товар переходит к Покупателю на территории иностранного государства. По указанному контракту в счет поставки товаров Поставщиком получен аванс. В связи с тем, что реализация данных товаров должна была облагаться НДС по ставке 0%, налог с полученного аванса Поставщиком не уплачивался (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ).

В дальнейшем к экспортному контракту заключено дополнительное соглашение, согласно которому право собственности на экспортируемый товар переходит от Поставщика к Покупателю на территории РФ, при этом товар подлежит хранению на территории Поставщика до момента распоряжения Покупателя - иностранной организации осуществить отгрузку.

Согласно позиции Минфина, изложенной в ответ на запрос относительно порядка обложения НДС в аналогичной ситуации в Письме от 31.01.2013 N 03-07-08/1914, в случае если товар не отгружается и не транспортируется, но переходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности в целях НДС приравнивается к его отгрузке. Поэтому товары, реализуемые российской организацией по экспортному контракту, предусматривающему переход права собственности на товары к иностранному покупателю на территории РФ до их отгрузки и вывоза за пределы территории РФ, в том числе в соответствии с таможенной процедурой экспорта, подлежат налогообложению НДС на основании положений п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ в размере 18% в том налоговом периоде, на который приходится передача права собственности на эти товары.

Прошy разъяснить, следует ли ПАО начислить НДС с аванса, полученного по данному экспортному контракту и представить уточненную налоговую декларацию по НДС за период получения аванса?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении реализуемого российской организацией иностранному покупателю товара, право собственности на который переходит на территории Российской Федерации, и товар до момента вывоза с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта подлежит хранению у поставщика, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

Таким образом, при реализации российской организацией иностранному покупателю товара, право собственности на который переходит на территории Российской Федерации, и товар до момента вывоза с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта подлежит хранению у поставщика, определение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость осуществляется в вышеуказанном порядке и не зависит от момента перехода права собственности на товары.

На основании положений пункта 1 статьи 154 Кодекса в налоговую базу не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом по нулевой ставке. В связи с этим исчислять налог на добавленную стоимость по предварительной оплате, полученной от иностранного покупателя в счет поставки вышеуказанных товаров, не требуется.

Что касается письма Минфина России от 31 января 2013 г. N 03-07-08/1914, упоминаемого в письме, то данным письмом разъяснен порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации российской организацией по договору с иностранным лицом товаров, вывоз которых с территории Российской Федерации не осуществлялся в течение вышеуказанного 180-дневного срока.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

При реализации товаров на экспорт применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов.

В данном случае налоговая база определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов. Если документы не представлены в 180-дневный срок, НДС уплачивается в бюджет за налоговый период, на который приходится отгрузка товаров.

В рассматриваемой ситуации российская организация реализует иностранному покупателю товар. Право собственности переходит еще на территории России. Товар до момента экспорта хранится у поставщика. Разъяснено, что налоговая база по НДС определяется в вышеуказанном порядке. При этом не имеет значения момент перехода права собственности.

Исчислять НДС по предоплате, полученной от иностранного покупателя, не требуется.

Что такое крах надежд на светлое, пусть и самое ближайшее, будущее? Это когда после нескольких месяцев «рыночного затишья» фирме в августе, наконец, удается заключить неплохой экспортный контракт на поставку товара в Германию, а отдел валютного контроля банка отказывается оформлять для него паспорт сделки. Специалисты ОВК были убеждены, что договор, согласно которому право собственности на продукцию переходит покупателю на территории РФ, вовсе не экспортный. И это несмотря на то, что конечный пункт по условиям соглашения – территория другого государства. Правы ли они?

Недоступный паспорт сделки

Знакомая многим бухгалтерам ситуация: специалист отдела продаж договорился с контрагентом о поставках, а руководители двух фирм, заручившись поддержкой юристов, после долгих и трепетных обсуждений будущей сделки подписали договор. По-хорошему, под этими документами наравне с подписью гендиректора и юриста должна красоваться и виза главного бухгалтера. Но на деле, как известно, бухгалтерию к этому процессу подключают нечасто, и возможно, только на самом первом этапе, чтобы определить форму будущих отношений с налоговой точки зрения. Далее менеджмент обсуждает условия сделки, стремится на нескольких листах учесть интересы обеих сторон. Юристы оценивают условия с точки зрения положений ГК РФ и последующих правовых последствий. Потом сделка обычно скрепляется совместным празднеством по поводу удачного соглашения, и готовый уже документ поступает к специалистам учета. Бухгалтер контракт регистрирует и определяет, какие от него зависящие действия следует совершить, чтобы проект «стартовал». Вот тут-то и проявляются проблемы, причем порой в том месте, где их совсем не ждешь.

С подобными неприятностями столкнулась наша знакомая Татьяна Яковленко, главный бухгалтер пермской торговой компании. Ситуация сложилась следующая: фирма (продавец) заключила договор с нерезидентом на поставку оборудования. По условиям контракта переход права собственности на продукцию и рисков происходит в Москве. Доставка груза от Перми до столицы и все платежи по оформлению документов на вывоз товара с территории РФ производятся за счет продавца (фирма является декларантом на таможне и оформляет ГТД). А после передачи товара в Москве и за пределами РФ – все за счет покупателя-нерезидента.

Естественно, чтобы работа по контракту запустилась, главбух отправилась в банк, в отдел валютного контроля. Это был региональный филиал одной из московских кредитных организаций. Однако специалисты банка сказали, что контракт не экспортный и оформлению ПСЭ не подлежит. У отдела ОВК нашлось два довода для отказа:

  • право собственности переходит на территории РФ – значит это реализация на внутреннем рынке России;
  • в договоре отсутствуют ссылки на Инкотермс.

«Но ведь в контракте речь идет о вывозе товара за пределы России, а на Инкотермс организация сослаться не может, поскольку ни одно условие в полной мере не совпадает с правилами», – убеждала валютный контроль Татьяна.

В договоре стояло, что товар передается в Москве Покупателю, а не Перевозчику, – это тоже повлияло на выводы специалистов ОВК.

Но ведь до момента передачи продавец обязан уплатить все таможенные сборы, пошлины, оформить ГТД… Как же можно это сделать без паспорта сделки? Кроме того, в Инкотермс место перехода права собственности не оговаривается и тем более оно не имеет значения для определения, экспортный контракт или нет.

«Поставки должны начаться с сентября», – сокрушалась главбух, – а мы на одном месте топчемся, изучаем инструкции вместе с ОВК».

Чтобы помочь Татьяне, мы решили разобраться, кто в данном случае прав, попросив для «чистоты эксперимента» проанализировать ситуацию и высказать мнения специалиста ОВК банка и представителя компании, курирующего исполнение торговых договоров. Скажем сразу – мнения экспертов по существу также разошлись. Да только ситуация сложилась противоположная той, в которую попала главбух Татьяна. Рассмотрим подробнее аргументы сторон.

Виктория Курзаева, начальник Управления валютного контроля Коммерческого банка «ОТКРЫТИЕ»:

«Контракт подразумевает вывоз товара с территории РФ, о чем, собственно, в документе и сказано. К тому же в соглашении есть условие о предоплате. Так что в этом случае паспорт сделки оформлять нужно в соответствии с пунктом 3.1.Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И. Наличие в контракте условия о переходе права собственности и рисков в городе Москве вовсе не означает, что товар не вывозится с территории РФ. Стороны самостоятельно определяют наличие в договоре факта вывоза или не ввоза продукции из России, и от места смены владельца это не зависит. В таком случае фирме необходимо использовать код вида валютной операции 10-й группы – 10010 либо 10030, в зависимости от кода ТН ВЭД, который применяется к поставляемому оборудованию. По данным кодам учитываются как предварительные оплаты, так и авансовые платежи.

Кроме того, в данном случае оформление ПС необходимо еще и потому, что экспортер не сможет вывезти товар с территории РФ (осуществить таможенное оформление товара), не предъявив этот документ таможенным органам. Ведь грузовая таможенная декларация (ГТД), подтверждающая пересечение российской границы, должна содержать в графе 28 информацию о номере паспорта сделки. То есть без паспорта сделки экспортер попросту не сможет исполнить свои обязательства, предусмотренные в контракте.

А вот требование банка включить в договор условия Инкотермс-2000 неправомерно. Отсутствие подобных правил в контракте вовсе не является основанием для отказа в составлении ПС. Дело в том, что подобная причина не упоминается в закрытом перечне, установленном пунктом 3.12.Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И».

«ПРОТИВ»

Мария Кудрявцева, заместитель руководителя департамента исполнения контрактов – руководитель дирекции торговых договоров департамента исполнения контрактов блока финансовой деятельности ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»:

«Паспорт сделки нужно оформлять по внешнеторговому соглашению между резидентом и нерезидентом, по которому стороны будут совершать валютные операции за вывозимые из РФ товары (учитывая положения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкцию ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И). Под внешней торговлей, как известно, подразумевается импорт и (или) экспорт товаров, а экспортом товаров является вывоз товара с таможенной территории РФ (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Если обратиться к Таможенному кодексу, то статьей 165 экспорт определяется как таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном вывозе. Получается, чтобы соглашение с нерезидентом было признано внешнеторговым контрактом на поставку товара, в нем должно присутствовать обязательство резидента-поставщика о передаче товара нерезиденту после вывоза товара с таможенной территории РФ.

В связи с тем, что переход права собственности и всех рисков от рассматриваемой компании к нерезиденту в соответствии с условиями заключенного договора происходит в городе Москве, то данный договор не является внешнеторговым договором на поставку товара. Получается, что паспорт сделки по договору с такими условиями не оформляется. Тогда для идентификации по видам валютных операций средств, полученных от нерезидента по контракту, нужно указывать код 13010 – «Расчеты и переводы нерезидента за товары, передаваемые резидентом нерезиденту на территории РФ».

Коды валютных операций с 10010 по 10090 указываются при идентификации денежных средств при расчетах между резидентами и нерезидентами за товары, вывозимые с территории РФ. Следовательно, эта группа кодов для данного договора не подходит. Относительно кода 10030 можно сказать, что обычно он указывается, если договор внешнеторговый экспортный, и нерезидент платит в соответствии с его условиями до поставки товара (предварительная оплата при экспорте товара).

Наличие в договоре пункта о том, что право на товар переходит к нерезиденту в России, вообще лишает пермскую торговую компанию возможности выступать в роли декларанта в случае если этот товар будет вывозиться с таможенной территории РФ. Исходя из описания условий договора, поставщик за свой счет доставляет продукцию до Москвы и передает ее в собственность покупателю. Получается, что в дальнейшем распоряжаться товаром уже будет новый владелец. Если он согласился принять продукцию на территории РФ, то должен понимать, что в дальнейшем будет вывозить его, то есть он, в свою очередь, должен понимать, какие действия будет предпринимать, какие расходы производить и на каком основании, в рамках действующего российского законодательства.

Поскольку в договоре указано, что продукция должна пересечь границу РФ, то задекларировать его обязан имеющий право владения на таможенной территории РФ и некоторые другие уполномоченные лица (ст. 16 ТК РФ). В соответствии со статьей 126 ТК РФ это же лицо имеет право выступать в качестве декларанта, то есть совершать все действия при таможенном оформлении, в том числе подавать ГТД. Итак, по моему мнению, рассматриваемый договор не является внешнеторговой сделкой, а пермская торговая компания не может выступать в качестве декларанта.

Это значит, что налоговых последствий у фирмы не будет, если после реализации товара она уплатит в бюджет НДС в порядке, установленном НК РФ, по действующей в настоящее время ставке 18 процентов для реализации товаров на территории РФ.

А вот требование банка об обязательном использовании Инкотермс в контракте – неправомерно. Включать или нет эти термины в условия договора – личное дело сторон. Правила Инкотермс всегда предназначались для использования в договорах купли-продажи в тех случаях, когда товары продаются для поставки через национальные границы. Это документ, цель которого – обеспечить комплект международных правил толкования торговых терминов. Его используют, чтобы избежать или как минимум снизить неопределенность различного толкования этих терминов в разных странах. Применение Инкотермс упрощает структуру договора, зачастую освобождает стороны от подробного описания определенных обязанностей, таких как:

  • обязанность продавца предоставить товар в распоряжение покупателя или передать ему его для транспортировки или доставить его в пункт назначения;
  • распределение рисков между сторонами в каждом из этих случаев;
  • обязанность по упаковке;
  • обязанность покупателя принять поставку;
  • обязанность по исполнению таможенных формальностей и т. п.

Однако при этом правила Инкотермс вовсе не предназначены для того, чтобы заменить необходимые для полного договора купли-продажи стандартные или индивидуальные условия, которые определили стороны.

В случае с пермской торговой компанией сторонам можно было бы использовать условия поставки Инкотермс CPT или CIP, но только в том случае, если бы организация должна была передать товар нерезиденту после вывоза с таможенной территории РФ. Формулировка «Все платежи по оформлению документов на вывоз товара с территории РФ – за счет Продавца» не подтверждает такую обязанность. Поэтому Инкотермс можно применять только в части, не противоречащей иным условиям договора. Если в договоре будет использован Инкотермс и сделана оговорка с положениями, отличающимися от терминов Инкотермс, стороны будут должны руководствоваться Инкотермс с учетом оговорки. Вставляя указанную формулировку в текст договора, продавцу нужно четко понимать, какие действия он будет предпринимать, какие расходы производить и на каком основании, чтобы в дальнейшем суметь выполнить свои обязательства перед контрагентом.

В угоду смыслу

Что ж, оба эксперта привели довольно убедительные доводы, но вопрос остается спорным. Впрочем, есть один документ, который помогает найти истину, не искажая смысл и порядок оформления деловой операции – письмо Федеральной таможенной службы от 22 октября 2008 г. № 24-101/44233 о некоторых вопросах оформления ПС. И хотя в тексте послания таможенники комментируют принципы реализации посреднического договора, их позиция вполне может быть спроецирована на контракт пермской торговой компании. Дело в том, что на договор комиссии, заключенный между резидентом и нерезидентом, по которому комиссионер должен приобрести товары для комитента на территории РФ и вывезти из страны в другое государство, распространяется требование об оформлении паспорта сделки. Причем акцент на том, экспорт это или нет, не ставится. Согласно условиям соглашения, товары пересекают границу и их получатель – нерезидент, значит, контракт – внешнеэкономический.

Право на свободу договора в нашей стране еще никто не отменял. Так что стороны могут самостоятельно на свое усмотрение указать детали в соглашении, условия о распределении ответственности на разных этапах «путешествия» груза, а также о месте и моменте перехода права собственности (а значит и ответственности за сохранность груза). И при этом во внимание следует принимать сущность договора, согласно которому транспортируется товар. В случае с пермской торговой компанией в договоре указан начальный пункт отправления груза – Пермь, и конечный пункт – столица иностранного государства. Чтобы добраться до места назначения, товару придется пересечь границу РФ. А поскольку продавец по контракту – резидент, то он вполне оправданно может нести ответственность за вывоз груза с российской территории и получить за это оплату от покупателя-нерезидента.

Естественно, что в рассматриваемой ситуации Татьяне Яковленко целесообразно добиваться оформления паспорта сделки, возможно, идти на минимальные корректировки, ведь сроки для вывоза товара уже поджимают. Однако в будущем при заключении сделки и определений условий договора фирме следует тщательнее изучать и учитывать все требования и нормы российского законодательства (валютного, таможенного, налогового и т. д.).

Арина Виноградова, эксперт журнала "Расчет"


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ БЕЗ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЛИ КОСВЕННЫЙ РЕЭКСПОРТ

Долгое время все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) изменился сам подход к внешнеэкономической деятельности. Для оптимизации своих затрат, участники ВЭД стали использовать таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, вывозятся с этой территории с целью последующей перепродажи. Такой вид внешнеэкономической деятельности и называется реэкспортом.

Реэкспорт делится на две основные группы:
- прямой реэкспорт предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;
- косвенный реэкспорт предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу, минуя пересечения границы страны-резидента.
В рамках данной статьи рассмотрим в чем заключается преимущество косвенного реэкспорта, уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного регулирования и контроля операций.

Преимущества косвенного реэкспорта

Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны по нескольким показателям.
1. У участников внешнеэкономической деятельности, применяющих косвенный
реэкспорт наблюдается значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю, что в свою очередь приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара. Данный фактор является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок.

2. Продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим
лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Согласно пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации товаров установлен в статье 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;
Если товары согласно заключенному между сторонами договору передаются от продавца к покупателю не на территории РФ, ни одно из условий, поименованных в п. 1 ст. 147 НК РФ, не выполняется, следовательно, местом реализации товаров территория РФ не признается и у российской организации-продавца не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет в связи с осуществлением анализируемой сделки.

3. При косвенном реэкспорте, валютные операции в рамках сделок между
резидентами и нерезидентами, предусматривающие приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации, осуществляются без постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
С 1 марта 2018 года, с момента вступления в силу утвержденной Центральным Банком России Инструкции от 16.08.2017 г № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция), вместо требования об оформлении паспорта сделки в банках действует порядок постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
Обязанность по постановке контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров распространяется на валютные операции, осуществленные между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами через счета резидентов по договорам (в том числе агентским, договорам комиссии, поручения), предусматривающим при осуществлении внешнеторговой деятельности (п. 4.1, 4.1.1, 5.1 Инструкции). В пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» четко определено, что относиться к внешнеторговой деятельности - это импорт и (или) экспорт товаров, информации и интеллектуальной собственности. В свою очередь, под импортом товаров понимается ввоз товара в РФ без обязательства об обратном вывозе, под экспортом товаров - вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе (пп. 10, 28 ст. 2 названного Закона).

4. Операции косвенного реэкспорта не подпадают под действие ст. 19 Федеральным
законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее - Закон о валютном регулировании). Требования данной статьи распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Валютный контроль при косвенном реэкспорте

При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть, что согласно пп. 2. п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании получение на валютные счета компании валютной выручки, а также ее расходование признаются валютными операциями со всеми вытекающими последствиями.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом. Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки, а также органы валютного контроля (Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации) и агенты валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов перечисленные в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может отказать в проведении валютных операций.
Документы, связанные с проведение валютных операций должны представляться в уполномоченный банк при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте.

Сроки представления документов

При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет

Не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении

При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте

Одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты необходимо представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций

Перед организациями, реализующими товарно- материальные ценности в режиме косвенного реэкспорта, стоит ряд задач организации бухгалтерского учета реэкспортных товаров:
• контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
• уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
• контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
• учет накладных расходов по реэкспортным операциям.

Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» (далее- ПБУ 5/01) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

На счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы» согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется стоимость материально производственных запасов.

По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость,

В дебет счета 41 «Товары» списывается сформированная фактическая себестоимость товаров.

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.

Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров, предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации ведут их синтетический учет.

К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
• «Реэкспортные товары в пути»;
• «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
• «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
• «Импортные товары в пути в РФ».

В ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта в учете в рамках счета 41 «Товары», товар необходимо переквалифицировать. На товар, предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы, т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров.

В целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским организациям необходимо четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, обеспечить контроль за движением товаров, а также предусмотреть возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.

Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Глухова Н.В.

Министерство финансов Российской Федерации

П и с ь м о

Вопрос: Об НДС при реализации российской организацией иностранному покупателю товаров, право собственности на которые переходит на территории РФ до момента помещения под таможенную процедуру экспорта.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых российской организацией иностранному покупателю товаров, право собственности на которые переходит на территории Российской Федерации до момента помещения под таможенную процедуру экспорта, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

Таким образом, при реализации российской организацией иностранному покупателю товаров, право собственности на которые переходит на территории Российской Федерации до момента помещения под таможенную процедуру экспорта, определение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость осуществляется в вышеуказанном порядке и не зависит от момента перехода права собственности на товары.

Что касается письма Минфина России от 31 января 2013 г. N 03-07-08/1914, упоминаемого в Вашем письме, то данным письмом разъяснен порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации российской организацией по договору с иностранным лицом товаров, вывоз которых с территории Российской Федерации не осуществлялся.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2013 г. N 03-07-08/1914 О применении НДС в отношении товаров, реализуемых российской организацией иностранному покупателю в рамках экспортного контракта, по условиям которого право собственности на товары переходит к покупателю на территории РФ до момента их отгрузки со склада продавца и принятия покупателем распоряжения о вывозе этих товаров за пределы РФ

25 февраля 2013

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых российской организацией иностранному покупателю в рамках экспортного контракта, по условиям которого право собственности на товары переходит к покупателю на территории Российской Федерации до момента их отгрузки со склада продавца и принятия покупателем распоряжения о вывозе этих товаров за пределы Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров или день их оплаты (частичной оплаты), если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса.

Пунктом 3 статьи 167 Кодекса установлено, что в случае, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности в целях налога на добавленную стоимость приравнивается к его отгрузке. Поэтому товары, реализуемые российской организацией по экспортному контракту, предусматривающему переход права собственности на товары к иностранному покупателю на территории Российской Федерации до их отгрузки и вывоза за пределы территории Российской Федерации, в том числе в соответствии с таможенной процедурой экспорта, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании положений пунктов 2 и 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18 (10) процентов в том налоговом периоде, на который приходится передача права собственности на эти товары.

В то же время нормы статей 164 и 167 Кодекса предусматривают возможность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных товаров в случае их последующей отгрузки и вывоза за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Финансовая справочная система «Финансовый директор» обратилась в АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) с просьбой предоставить ответ на вопрос пользователя ФСС: «Если российская фирма покупает у неризидента товар, который уже находится на складе в Москве, но заплатить ему нужно за границу, где и как возникает налогообложение в данной ситуации? Какие нюансы могут быть еще важны для данного типа сделки?» Экспертной точкой зрения поделилась Эксперт Департамента финансового консалтинга Группы Елена Рослова:

Если нерезидент не состоит на налоговом учете в РФ, российская компания (покупатель) является налоговым агентом по НДС и в момент перечисления денежных средств нерезиденту, за приобретаемые товары, обязана уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Если у нерезидента (компании Чешской Республики) нет постоянного представительства в Российской Федерации и ее деятельность не создает и не приводит к созданию постоянного представительства (исходя из норм Конвенции от 17.11.1995 и ст. 306 НК РФ), то продажа товаров (оборудования, спецодежды) не подлежат налогообложению у источника выплаты, при условии предоставления нерезидентом подтверждения о постоянном местонахождении в Чешской Республике, заверенное компетентным органом этого иностранного государства.

Если нерезидент имеет постоянное представительство в РФ, то до даты выплаты дохода, нерезидент обязан предоставить уведомление, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ, и нотариально заверенную копию свидетельства о постановке иностранной компании (получателя дохода) на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде, в ином случае российская компания (покупатель) обязана произвести удержание налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации по ставке 20 %.

Обоснование:

Объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров, работ или услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ, если товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется либо товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Согласно ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации.

При этом российские организации, приобретающие у не состоящих на учете в налоговых органах РФ иностранных лиц товары, работы или услуги, местом реализации которых признается территория РФ, являются налоговыми агентами по НДС (п. 2 ст. 161 НК РФ). Следовательно, российская организация в качестве налогового агента обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется налоговым агентом, как сумма дохода иностранной компании от реализации товаров с учетом НДС. Если оплата работ осуществляется авансом, то уплата НДС производится налоговым агентом одновременно с выплатой денежных средств иностранной компании (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.04.2010 № 03-07-08/128).

На основании п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации для целей налогообложения существенно наличие признаков образования постоянного представительства компании резидента Чешской Республики. Кроме критериев, закрепленных в ст. 306 НК РФ, необходимо руководствоваться международными нормами, закрепленными в Конвенции от 17.11.1995 между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее Конвенция).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

Выражение «постоянное представительство», в частности, включает:

  • место управления;
  • отделение;
  • контору;
  • фабрику;
  • мастерскую;
  • шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

При этом п. 4 ст. 5 Конвенции предусмотрено, независимо от предыдущих положений ст. 5, считается, что выражение «постоянное представительство» не включает:

  • использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
  • содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;
  • содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера (реклама, предоставление информации, научно-исследовательская и подобная деятельность);
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от «а» до «е», при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

В силу п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом этого иностранного государства.

Также необходимо учитывать, что п. 2 ст. 310 НК РФ предусмотрено, что исчисление и удержание налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не производится налоговым агентом (организацией, выплачивающей доход иностранной организации), в частности, в случаях, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде. При отсутствии такого подтверждения налог удерживается у источника выплаты по ставке 20% (пп. 1 п.2 ст. 284 НК РФ).

Таким образом, если нерезидент, поставляющий товары на территории РФ, не имеет постоянного представительства на территории РФ, российская компания – покупатель является налоговым агентом по НДС, но не удерживает налог с доходов полученных иностранной организацией, в случае если деятельность нерезидента не образует постоянного представительства в РФ, и покупателю товаров предоставлен документ, заверенный компетентным органом Чешской республики, подтверждающий, что нерезидент (поставщик товаров) имеет постоянное местонахождение в Чешской Республике.

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), ФСС «Финансовый директор»

Читайте также: