Разработка пноолр пдв ндс сзз

Опубликовано: 03.05.2024

Разработка проекта санитарно-защитной зоны является одним из важнейших этапов законно обоснованной деятельности предприятия. От грамотной разработки Проекта зависят не только значительные финансовые траты предприятия, но и его развитие, его защищённость и сама возможность его деятельности.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специально выделенная территория, отделяющая производственное предприятие, технологические процессы которого оказывают негативное воздействие на окружающую среду, от жилых застроек. Целью создания санитарно-защитной зоны является защита людей от вредных производственных факторов (например, пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения).

Кому нужно разрабатывать экологические проекты

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источники воздействия на окружающую среду и здоровье человека – это объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают уровень 0,1 ПДК или ПДУ (предельно допустимая концентрация или предельно допустимый уровень).При определении размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) руководствуются классификацией предприятий по уровню опасности (согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08).

Размеры санитарно-защитной зоны зависят от огромного количества факторов, в первую очередь – от класса опасности предприятия:

1 класс: химические производства (анилино-красочная промышленность, производство кислот, целлюлозы, хлора и т.д.), металлургические и машиностроительные производства и т.д – для них устанавливается СЗЗ не менее 2000 м;

2 класс: химическое производство газов, органических растворителей, самолётов и автомобилей, стальных конструкций – СЗЗ не менее 1000 м;

3 класс: производство химических реактивов, пластмассы, лаков, парфюмерии – СЗЗ не менее 500 м;

4 класс: производство бумаги, мыла, стекловолокна, медицинского стекла – СЗЗ не менее 300 м;

5 класс: производство готовых лекарств, химчистки, издательства – СЗЗ не менее 100 м.

Помимо промышленных предприятий организация санитарно-защитных зон СЗЗ необходима и для непроизводственных объектов. Например, согласно классификации, представленной в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

    • - санитарно-защитная зона склада в зависимости от вида и количества складской продукции может колебаться от 5000 до 50 метров;
    • - санитарно-защитная зона котельной должна составлять не менее 50 метров и может быть увеличена после проведения расчетов уровня шума;
    • - санитарно-защитная зона АЗС предусмотрена в размере 50-100 метров;
    • - санитарно-защитная зона газопровода называется санитарной зоной отчуждения и составляет от 300 до 1200 метров;
    • - санитарно-защитная зона скважины в зависимости от количества выбросов сероводорода и летучих углеводородов занимает территорию 300-1000 метров;
    • - санитарно-защитные зоны автодорог (санитарные разрывы) не требуют проектирования, и определяются для каждого конкретного случая на основании расчетов уровней загрязнения, шума, вибрации;
    • - санитарно-защитная зона очистных сооружений в зависимости от их типа и назначения может составлятьот 15 метров до 1 километра;
    • - санитарно-защитная зона кладбища площадью от 20 до 40 га установлена в размере 500 метров, площадью менее 20 га — 300 метров, для закрытых и сельских кладбищ — 50 метров.

Кому не нужно разрабатывать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

Проект СЗЗ не разрабатывается если:

  • - предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (то есть уровень загрязнения, создаваемого предприятием за пределами промышленной площадки не выше 0,1 ПДК и/или ПДУ);
  • - предприятие относится к IV-V классам опасности и при этом главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер СЗЗ;
  • - предприятие принадлежит к объектам малого бизнеса и относится к V классу опасности;
  • - численность предприятия не превышает 15 человек (микропредприятие малого бизнеса).

Как мы разрабатываем и сдаем проекты?

  1. Сбор исходных данных и инвентаризация объекта заказчика - 1-2 недели
  2. Разработка проекта - 2-3 недели
  3. Получение экспертизы - 1 неделя
  4. Получение санитарно-эпидемиологического заключения - 2 недели.
  5. Ваша санитарно-защитная зона установлена и подгружена в Росреестр - 1-2 дня

Отдел продаж: info@sangik.ru

Консультации по экологическим проектам: eco@sangik.ru

Телефон: 8 (343) 363-03-80

Список необходимых документов для разработки проекта санитарно-защитной зоны СЗЗ

  • - Информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения). Расположение, высота, размер, состав материалов зданий и сооружений.
  • - Ситуационный план (М 1:10000,1:2000, 1:500) с указанием ближайшей жилой застройки (обязательно).
  • - Наличие котельной, автотранспорта, трансформаторной подстанции, очистных сооружений, станков, компрессоров, насосов и др. оборудования.
  • - Отчет об инженерно-экологических изысканиях на площадке (если есть).
  • - Отчет о санитарно-эпидемиологическом обследовании территории (если есть).
  • - Подробное описание применяемой технологии по всем участкам.
  • - Генплан с указанием автостоянок (количество машиномест), площадок разгрузки-погрузки, мест временного размещения отходов, источников выбросов (трубы, вентиляционные отверстия и т.п.).
  • - Сведения о планируемом инженерном обеспечении (водоснабжение, канализование, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация).
  • - Справка МосЦГМС о фоновых концентрациях и климатической характеристике района расположения объекта (обязательно действующий оригинал).
  • - Перечень технологического оборудования с указанием создаваемых уровней шума в ДБА, размера (из паспорта) и указание их размещения на карте-схеме.
  • - Перечень компонентов системы вентиляции (приточной, вытяжной и т.п.) с указанием шумность в ДБА, размера (из паспорта) и их размещение на карте-схеме.
  • - При размещении объекта вблизи магистральных автодорог, городских улиц районного значения и иных с количеством полос более 2-х – данные об интенсивности движения автотранспорта по автодороге, либо протокол замеров уровня шума от а/д.
  • - Проект строительства объекта (если есть).

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» предписывает всем юридическим лицам (даже для малых предприятий), где есть стационарные источники загрязнения воздуха, получить экспертное заключение о нормировании. Данные нормативы может предоставить проект допустимых выбросов в атмосферу, куда входит инвентаризация. Причем раньше разрешение получали лишь при составлении описи.

Требование о разработке Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) изложено в ст. 19, 23 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ст. 22, 30 ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха», согласно которым все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

Сейчас требуется анализ попадания вредных веществ в атмосферу. Его отражает проект по выбросам на предприятии, инвентаризация является только неотъемлемой частью. Стационарные источники могут быть разными.

Что подразумевается под этим понятием? Не только трубы или котельные. Проект нормативов предельно допустимых выбросов нужен при наличии самых разных рассадников загрязнения (например, стоянок, ворот, окон). Все требует разрешения.

Таким неорганизованным источникам нужны документы, показывающие расчет рассеивания выбросов. Разработка проекта ПДВ обязательна. Другими словами, даже один станок, работающий за неделю хотя бы 10 минут, требует учета.

Содержание проекта ПДВ и основные этапы разработки.

Основные этапы разработки ПДВ

1. Проведение инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (выезд специалиста на предприятие, сбор исходных данных и сведений, необходимых для разработки Проекта, составление Отчета по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ);

2. Разработка Проекта;

3. Согласование Проекта в контролирующих организациях

Содержание проекта ПДВ

Проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается в соответствии с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТом 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

В структуру Проекта ПДВ входят следующие разделы:

  1. Аннотация;
  2. Введение;
  3. Общие сведения о предприятии;
  4. Характеристика предприятия как источника атмосферы;
  5. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ;
  6. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
  7. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии;
  8. Предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах;
  9. Приложения (ситуационная карта-схема района расположения предприятия, план производственной территории с отметками расположения источников загрязнения, определение категории предприятия по воздействию на атмосферный воздух, исходные данные предприятия, результаты расчетов загрязнения атмосферы и пр.)

Согласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы.

Процедура согласования Проекта ПДВ включает следующие этапы:

  1. Экспертиза Проекта на соответствие требованиям санитарных правил и норм (проводится в территориальном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»). Результатом является экспертное заключение о соответствии документации действующим требованиям законодательства
  2. Получение в Роспотребнадзоре положительного санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие Проекта требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
  3. Согласование Проекта в местном органе Росприроднадзора.
  4. Получение разрешения на выбросы в Росприроднадзоре (если предприятие входит в список объектов федерального экологического контроля), либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Для получения разрешения в территориальный орган Росприроднадзора необходимо представить:

- реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины,

- опись представляемых материалов, утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

- утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана.

За выдачу Разрешений на выбросы уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. Стоимость едина на всей территории России, в том числе и регионах работы нашей компании: Урал (Екатеринбург, Челябинск), ЧМАО, ЯНАО (Сургут), Москва и московская область. Государственная пошлина уплачивается до подачи Заявления о выдаче Разрешения на выбросы.

Сроки согласования проекта ПДВ

Экспертиза Проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзоре – ориентировочно 60 рабочих дней.

Согласование Проекта в Росприроднадзоре, установления Нормативов выбросов — 30 рабочих дней (в соответствии с регламентом).

Получения Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу — ориентировочно 30 рабочих дней.

Сроки действия проекта ПДВ и Разрешения на выбросы

Разработка проекта ПДВ осуществляется на основе данных инвентаризации выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. Таким образом, проект ПДВ может быть разработан на срок 5 лет, который определяется разработчиками в самом проекте.

При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.

При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.

Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.

Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.

Получение разрешения на выбросы при реорганизации.

В случае реорганизации Заявителя, имеющего Разрешение на выбросы, для получения им разрешения на выбросы, соответствующие ранее выданному разрешению, в территориальный орган Росприроднадзора представляется:

- заявление, содержащее сведения о наименовании юридического лица, юридический и почтовый адрес, телефон, ИНН.

- документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридического лица); документ, подтверждающий внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);

- оригинал выданного ранее разрешения на выбросы;

- справки о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферный воздух, подписанной Заявителем;

- документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Выдача в таком случае Разрешения на выбросы допускается только в период действия установленных нормативов ПДВ или ВСВ. Срок действия такого разрешения на выбросы не должен превышать срока действия ранее выданного Разрешения.

Ответственность за отсутствие проекта предельно-допустимых выбросов.

Ст. 8.1 КоАП РФ определяет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;

- на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Ст. 8.21 КоАП РФ (Нарушение правил охраны атмосферного воздуха) определяет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;

- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Каковы платежи за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников?

Ст. 16 ФЗ №7 «Об охране атмосферного воздуха» установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят учреждения, индивидуальные предприниматели, субъекты хозяйственной и иной деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Плата за выбросы в пределах установленных нормативов и при наличии разрешения на выброс, рассчитывается по ставкам за норматив и осуществляется за счет себестоимости.

Плата за сверхлимитное загрязнение и при отсутствии Разрешения на выброс уплачивается с 25-ти кратным повышающим коэффициентом и осуществляется за счет прибыли предприятия.

Программа возможных загрязнений: выгоды, цели.

Разработка проекта предельно допустимых выбросов предполагает достижение следующих целей:

  1. Оценка меры негативного влияния по окружающей среде;
  2. Подготовка снижения неблагоприятного воздействия предприятия на воздушную среду, анализ их достаточности;
  3. Разработка предложений на основе нормативов;
  4. Осуществление контроля, принятие мер по сокращению загрязняющих веществ.

Что решает подобного рода контроль? Проект предельно допустимых выбросов показывает качественный, количественный состав загрязняющих веществ. Используются специальные методики, либо непосредственно замеры.

Получаются таблицы, отражающие характеристики засорения. У нас любая организация может заказать полный расчет, отчет по необходимым параметрам.

Что дальше? Легальную деятельность организации, можно сказать, обеспечивает проект допустимых выбросов. Именно он служит основой, когда происходит согласование в Департаменте Росприроднадзора при выдаче разрешения. Цена услуги оправдывает результат!

+7 (495) 221-78-08 8 (800) 775-50-51 Онлайн-чаты начать чат
Начать чат в Skype: gk.eco.center
Начать чат в Viber +7(962)331-22-33
Начать чат в WhatsApp +7(962)331-22-33
Перейти к корзине
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д.

1. Максимально коротко о ПНООЛР.

В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).


  • для объектов I категории на основании ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Межрегиональном управлении Росприроднадзора;
  • для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (но требуется наличие ПНООЛР в составе природоохранной документации предприятия).

Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР.

Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.

На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта. На отходы V класса опасности - материалы биотестирования.

В случае невыполнения требований по разработке и утверждению ПНООЛР возможен административный штраф до 350 тысяч руб. в соответствии с п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

2. Нормативные основания для разработки ПНООЛР.

Несколько лет назад в России стартовала реформа государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Среди прочего, изменения коснулись и системы нормирования отходов.

Основным документом, определяющим необходимость разработки ПНООЛР, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах I и II категорий НВОС.


Исходя из этого, обязанность разработки ПНООЛР (а именно в нем определяются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) на сегодняшний день не связана с отнесением объекта к категории малого и среднего предпринимательства, а основывается исключительно на присвоенной категории объекта НВОС.

С учетом положений п. 3, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ:

  • для объектов I категории НВОС нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР), однако, согласно Приказу Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», расчеты нормативов образования отходов не являются приложением к заявке на получение КЭР, то есть ПНООЛР остается обязательным документом не только до, но и даже после получения КЭР;
  • для объектов II категории НВОС разрабатывается Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая включает информацию об отходах, однако, в соответствии с п. 25 Приложения 2 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», данная информация заполняется на основе ПНООЛР, то есть его наличие обязательно вне зависимости от подачи ДВОС.

3. Нужен ли ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС?

Разработка ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС не является обязательным требованием, причем это также не зависит от отнесения объекта к категории малого и среднего предпринимательства.

Для III категории НВОС, согласно п. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разрабатывается отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая подается в государственный орган, осуществляющий экологический надзор, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.


Вместе с тем, для объектов III категории НВОС рекомендуется проведении инвентаризации отходов. Отсутствие документа, подтверждающего проведение данной инвентаризации, может послужить причиной наложения административного штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.!

Если вы хотите заказать указанные работы в ГК «ЭКО ЦЕНТР», то вы можете обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

Для IV категории НВОС разработка ПНООЛР и разработка отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства отменен для всех категорий НВОС. Подготавливать и сдавать его не нужно!

4. Утверждение ПНООЛР.

В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС.

В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. Срок действия таких документов - 5 лет, но не позднее определенной законодательством даты получения КЭР.

В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и тд.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ.

Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

5. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Необходимость сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами четко привязана к продлению срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти документы утверждаются государственными органами при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.


Подготовка и сдача вышеуказанного отчета, исходя из действующих требований законодательства, актуальна для объектов I и II категории НВОС до момента получения КЭР или подачи ДВОС.

6. Возможные штрафные санкции.

В 2019 г. в КоАП РФ были внесены изменения, которые ужесточили штрафы за нарушения в области обращения с отходами.

Так неисполнение обязанности по разработке и утверждению ПНООЛР теперь грозит административным штрафом по п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 350 тыс. руб.

Следует также иметь в виду, что отсутствие ПНООЛР может серьезно сказаться на размере платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

7. Особенности разработки ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР».

Главный секрет успешного проектирования в сфере обращения с отходами, применяемый ГК «ЭКО ЦЕНТР», - это опыт, накопленный в процессе выполнения огромного количества разноплановых работ.

Проектированием в сфере обращения с отходами в ГК «ЭКО ЦЕНТР» занимается профильный отдел, состоящий из специалистов, занимающихся исключительно данной тематикой. Паспортизация, нормативы утилизации, обращение с ТКО, инвентаризация отходов, требования по обустройству мест временного хранения, лицензирование - все эти вопросы оказываются взаимоувязанными при разработке ПНООЛР.

Доскональное знание технологических процессов, специфических отходов и обращения с ними позволяет найти оптимальные для заказчика решения.

Разработка ПНООЛР тесно увязана с паспортизацией отходов. В ГК «ЭКО ЦЕНТР» работы по проектированию и паспортизации выполняются совместно. И этому есть причина - собственная лаборатория, которая позволяет в короткие сроки выдать необходимые протоколы.

Наши специалисты несут ответственность за свои работы, поэтому ответят на любые вопросы по выполненным ПНООЛР - как со стороны заказчика, так и со стороны надзорных органов.


Каждый случай разработки ПНООЛР - индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

8. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке ПНООЛР в сторонних организациях.

Чаще всего основные проблемы, связанные с разработкой ПНООЛР, лежат в плоскости недостаточного знания законодательной базы и недостаточного учета требований органов надзора.

Многие проектные фирмы основывают свой диалог с предприятиями и организациями, исходя из потерявших актуальность нормативно-правовых актов. Например, объектам III и IV категорий НВОС, не относящимся к субъектам МСП, предлагается разработка ПНООЛР, хотя это не требуется по нормам действующего законодательства.

Одновременно с этим, консультации неквалифицированных специалистов приводят к тому, что для объектов I и II категорий НВОС, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, напротив, не разработаны ПНООЛР, что приводит к существенным штрафам.

Большой проблемой является неправильный учет количества и состава образующихся в процессе производственной и хозяйственной деятельности отходов. Причем здесь есть две противоположных ситуации.

В первой из них в проекте учитывается слишком много позиций отходов, даже совсем экзотических, которые никогда не образовывалось и не образуются на предприятии. Это приводит к дополнительным вопросам со стороны надзорных органов, а иногда и к серьезным проблемам, когда предприятие начинают подозревать в сокрытии информации, а также незаконном обращении с отходами.

Во второй ситуации часть отходов, напротив, не нормируется или нормируется в недостаточном количестве («Давайте мы вам сделаем поменьше!»). Это почти всегда заканчивается штрафами и сверхнормативными платежами.

Довольно-таки новой проблемой в последнее время стал учет в ПНООЛР отходов, направляемых на захоронение, из числа включенных в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р. Это прямое нарушение законодательства, которое вне сомнения, также приведет к административным штрафам.

Минимизируйте риски!

Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2, ст. 18).
  • Приказ Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  • Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Согласующие органы
  • Межрегиональное управление Росприроднадзора, в отдельных случаях - уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов I категории НВОС).
  • Руководитель предприятия / организации (для объектов II категории НВОС).
Результат работ
  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
  • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (для объектов I категории НВОС).
Срок действия
  • 5 лет, но не позднее получения КЭР (для объектов I категории НВОС).
  • Бессрочно при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства (для объектов II категории НВОС).
Ответственность
  • п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 350 тыс. руб.
Дата актуальности материала
  • 10 декабря 2020 г.
Дополнительная информация
  • Инвентаризация отходов - нужна ли она?

разработка проекта ндс

Чтобы не допустить загрязнения водоемов, всем предприятиям, осуществляющим сброс стоков в водные объекты, определяется норматив допустимых сбросов, которые оно может сливать за определенное время (НДС). Такой подход позволяет не допустить значительного загрязнения водной среды и препятствует образованию предельных концентраций опасных веществ (ПДК).

Что такое проект НДС

После соблюдения требуемых норм, приведенных в данном документе, предприятие получает нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) в водоем. Документ имеет несколько разделов.

  1. Введение, где указываются законодательные акты, на основании которых проводится разработка проекта. Это Закон №7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в ред. от 29.07.17, Водный кодекс № 74-ФЗ от 03.06.06, Пост. 23.07.2007 № 469, СанПиН 2.1.5.980-00. Пр. Росрыболовства от 18.01.2010, ГОСТы 17.1.1.01.-77 и 17.1.1.01.-78, ГН 2.1.5.1316-03.

В этом же разделе указываются данные об уже имеющихся у предприятия разрешениях на сброс в водные объекты.

  1. Сведения о хозяйственном объекте – реквизиты, вид деятельности, ФИО руководителя и лица, ответственного за экологию.

В этом разделе содержатся данные о географических особенностях расположения предприятия, его размере и площади водосбора.

К проекту прилагается план производственной территории с указанием водных коммуникаций, ливневок, очистных установок и сооружений. Это позволяет оценить размер предприятия и степень загрязнения им водного объекта. В этом разделе сообщаются сведения об организации, занимающейся контролем сточных вод. Это должна быть аккредитованная лаборатория, имеющая разрешение на такие работы. Чаще всего – один из филиалов ФБУЗ.

  1. Характеристика состояния водоема , в который осуществляется сброс. В ней указываются размеры водоёма, его расположение, глубина и рельеф. Вносятся данные о температуре воды, солености, течении и длительности замерзания. Поясняется текущая степень загрязнения, перечисляются предприятия, расположенные рядом, и указывается сфера их деятельности. Указываются сведения о текущем загрязнении. Все эти данные можно найти в открытых научных источниках. Состояние воды подтверждается лабораторными пробами.

Информация дает представление, какую нагрузку от вредных стоков может выдержать водный объект.

  1. Работа предприятия . В этом разделе разъясняется, как производственная деятельность влияет на экологию. Перечисляются объекты, осуществляющие сброс, и объясняются особенности техпроцесса. Указывается объем сточных вод, учтенный при помощи специальных счетчиков, перечисляются выпуски, через которые стоки сливаются в водоем. Эти данные позволяют оценить влияние производства на экологию водоема.
  2. Расчет нормативов НДС ведется в соответствии с методическими указаниями Минприроды N 333 от 17.12.07.

При расчетах учитываются:

  • Характеристики производственного процесса, приводящие к образованию стоков.
  • Особенности водного объекта.
  • Данные о предприятии – тип водопользования и местонахождение стоков, через которые осуществляется сброс использованной воды.
  • Данные о коммуникациях и мощностях очистных сооружений.
  • Данные о качестве воды в водоеме, полученной с помощью проб.

Для расчета сброса воды в водоем рассчитывается количество воды, проходящее через каждый выпуск, а затем эти данные суммируются.

При составлении проекта ДС для давно работающих предприятий к расчету прилагаются сведения о загрязнении стоков от каждого выпуска вредными веществами и микроорганизмами за пять предыдущих лет. Это позволяет проанализировать отдаленное влияние работы предприятия на экологию.

  1. Обработка осадков . В разделе указывается, какие осадки остаются при очистке отработанной воды и как происходит их утилизация. Это может быть вывоз лицензированным перевозчиком с захоронением на полигоне, как отходы, или дальнейшее использование, например, для производства биогаза или извлечения фосфорных солей.

Предлагаются мероприятия по снижению выбросов и предотвращению аварийных ситуаций. Указываются меры, которые помогут сделать работу предприятия экологически более безопасной.

Баланс водоснабжения и водоотведения (БВВ) – важная часть расчета проекта ПДС

Необходимость такого расчета указывается в ФЗ N 416 от 07.12.11. В нем определяется баланс между водоснабжением и водоотведением, т.е. количество воды, необходимое для работы хозяйствующего субъекта.

Расчёт проводится на основании характеристик предприятия, количества работников, особенностей источников подачи воды, технического состояния водных сетей и прочей инфраструктуры. Для его расчета нужны следующие документы:

  • Копия лицензии или договора на добычу питьевой воды и на обслуживание канализации. При привлечении сторонних компаний, понадобится договор с ней.
  • Справка о месторасположении приёмника сточной воды с обозначением расстояния в метрах.
  • Справка о количестве транспорта, в т.ч. спецтехники, находящейся на балансе с указанием пробега и техсостояния.
  • Результаты лабораторных анализов воды из поверхностного почвенного слоя, и стоков. К документу прикладывается копия свидетельства об аккредитации проводившей их лаборатории.
  • Паспорта на очистные с приложением заключения ГСЭН РФ и указанием их санитарного состояния.
  • Документ об образовании сотрудника, ответственного за экологическое состояние.
  • План контроля состава воды.

БВВ составляется в виде таблицы с указанием водопотребления и водоотведения, необходимого для работы технических объектов и персонала. К проекту прилагаются данные о содержании опасных веществ в стоках предприятия с указанием их концентрации, класса опасности и сведений об эффективности сооружений водоочистки.

После представления всех документов наши специалисты подготовят проект для подачи в Росприроднадзор.

Каким предприятиям нужна разработка НДС

Проект и выдаваемые на его основании разрешения нужны всем предприятиям, вне зависимости от направления деятельности и объемов производства, сбрасывающим использованную воду в водоемы. Нормирование сброса позволяет снизить нагрузку на водный бассейн, предотвратить гибель природных ресурсов (рыбы, ракообразных, водорослей).

Распределение выбросов между предприятиями делает невозможным увеличение предельных концентраций (ПДК) опасных веществ, превышение уровня которых влияет на состояние здоровья людей и губит природу.

Зачем предприятию нужен проект нормативов НДС

Без проекта невозможно получить разрешение на предоставление водного объекта в пользование и утвердить нормативы, определяющие предельный сброс. Отсутствие документов приводит к наложению штрафов и приостановке деятельности предприятия.

Согласно ст. 8.14 Административного Кодекса РФ об от 30.12. 01 № 195-ФЗ, работа предприятия без проекта НДС и разрешения на сброс приводит к наложению штрафов:

  • для ИП – на сумму 20-30 тыс. руб.:
  • для предприятий — юрлиц – до 100 тыс. руб.

Предприятия-нарушители могут быть дополнительно наказаны приостановлением деятельности на срок до 90 сут. Наложение взысканий не освобождает от оформления проекта, разрешений и нормативов. Документы все равно придется приводить в порядок.

Если при проверке состояния водоема обнаружится повышенная концентрация опасных веществ, это будет означать, что предприятие превысило нормы, нанеся вред природе. Такие действия караются по ст. 250 УК – Загрязнение воды. К штрафу в 80 тыс. руб. прибавляется дисквалификация ответственного лица на срок до 5 лет.

Если удастся доказать, что ситуация вызвала проблемы со здоровьем людей и сопровождалась нанесением существенного вреда природе, ответственное лицо накажут лишением свободы на срок до 2 лет, а размер штрафа вырастет до 200 тыс. руб. Если загрязнение приведет к гибели людей, ответственный будет наказан лишением свободы сроком до 5 лет.

Составление проекта и разработка нормативов допустимых сбросов

Для создания проекта ДС предприятие предоставляет:

  • Реквизиты;
  • Данные о территории (размер, площадь дорог и зданий), водоснабжении и канализации;
  • План предприятия в масштабе 1:2000 с охваченным радиусом в 200 м, одобренный местным отделом архитектуры;
  • Схему промышленной территории в масштабе 1:500, на которой указываются строения, сооружения, канализационные и водоснабжающие коммуникации. Отмечаются места сброса стоков.

По полученным данным, согласно методическим указаниям Минприроды N 333 от 17.12.07, составляется проект, который передаётся на согласование. Поскольку проектная документация проходит несколько инстанций, этот процесс довольно сложен и длителен. Согласно регламенту, на каждое согласование отводится до 30 дней.

ОрганизацияЭтап согласования
Росводресурсы Общее согласование
Центры гидрометеорологии ЦГМС Выдача заключения
ФБУЗ Проверка соответствия проекта сан-эпид. нормам
Роспотребнадзор Выдача санитарного заключения
Росрыболовство Проверка на соответствие требованиям Пр. Росрыболовства от 18.01.2010
Росприроднадзор Выдача разрешения

Все документы выдаются сроком на 5 лет, но, если предприятие изменит техпроцесс или проведет модернизацию, увеличив выпуск продукции и, соответственно, сброс воды, документы придется оформлять заново. Поэтому ежегодно в Росприроднадзор представляются данные о неизменности техпроцессов, состава и количества используемого сырья. Это значит, что сброс использованной воды в водоем не изменился.

Указанные в разрешении концентрации веществ постоянно контролируются. Для этого проводится забор воды вблизи предприятия. Неправильно составленный проект приведет к постоянным нарушениям, и организация погрязнет в штрафах.

Особенности процедуры

Разрешение на сброс дается не для всех водных объектов. Согласно ст. 44 и 60 Водного кодекса, проект не утвердят и документы не выдадут, если планируется сбрасывать отработанную воду в водоем, являющийся лечебным и курортно-оздоровительным ресурсом или расположенным в заповеднике.

Не удастся оформить сброс в границах:

  • санитарных зон источников забора воды;
  • лечебно-оздоровительных местностей и курортных местностей;
  • природоохранных, рыбоохранных, рыбохозяйственных зон.

Иногда по объективным причинам, например, при неполном запуске или ремонте очистных систем или недавнем пуске предприятия точно подсчитать ПДС невозможно. Иногда концентрация вредных веществ превышает нормативную.

В этих случаях согласно п.19. Пр. №2 Минприроды от 09.01.13 выдается временное согласование на сбросы (ВВС), сроком на год. Для его получения нужно предоставить в Росприроднадзор список мероприятий, направленных на снижение загрязнения воды. Продление разрешения через год проводится только при условии соблюдения заявленных мер.

Разработка проекта ДС и получение разрешения на сброс отработанной воды – сложный процесс, который лучше доверить опытным профессиональным экологам.

Уважаемые клиенты!

Компания «ГЛОБУС» предлагает вам высокое качество своих услуг, оптимальные сроки исполнения обязательств, договорные цены, взаимопонимание с клиентом!
Сокращение терминов:

  • СЗЗ – обоснование санитарно-защитной зоны(СЗЗ).
  • ПДВ — предельно допустимые выбросы(ПДВ).
  • НДС — нормативы допустимого сброса.
  • ПНООЛР — Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Специалисты ООО «ГЛОБУС» осуществляют абонентское сопровождение экологической деятельности предприятия, в том числе:

  1. Разработка, согласование обоснования санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, в том числе проекты «Сокращение и уменьшение размеров СЗЗ»
  2. Разработка, согласование проекта ПДВ «Предельно-допустимый выброс»
  3. Разработка, согласование проекта ПНООЛР «Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение»
  4. Разработка, согласование проекта НДС «Норматив допустимого сброса»
  5. Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду (годовые экологические платежи, плановые, квартальные экологические платежи)
  6. Составление годовой и квартальной экологической отчётности
  7. Продление разрешений (ПДВ, НДС, ПНООЛР),
  8. Продление заключений ТУ Роспотребнадзора по г. Москва на проекты ПДВ, НДС.
  9. Отходы Лицензия. Лицензия Опасные отходы. Лицензия на право обращения с опасными отходами.
  10. Разработка, заполнение, согласование сведений для Сводного кадастра отходов (только г. Москва).

Проект ПДВ (предельно-допустимых выбросов) , НДС (нормативы допустимых сбросов) , ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) разрабатываются на основании Федеральных законов: №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. и №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.
На основании проектов выдаются соответствующие разрешения: Разрешение на выброс загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферный воздух, Разрешение на норматив допустимого сброса загрязняющих веществ (в реку) и документ об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления .

Отсутствие разрешений на негативное воздействие на окружающую среду увеличивает сумму экологических платежей в 25 раз (для выбросов от стационарных источников и норматив допустимого сброса) и в 5 раз (для отходов).
Разработка проектов «Организация санитарно-защитной зоны предприятия» (СЗЗ) и «Обоснование сокращения санитарно-защитной зоны предприятия», Проекты санитарно-защитных зон предприятий, пром-районов (с определением площади территории санитарно-защитной зоны) для вновь строящихся и действующих объектов осуществляется на основании требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ и положений санитарных правил и норм «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами. Под обращением с отходами производства и потребления подразумевается деятельность, связанная с сбором, образованием, использованием, транспортировкой , обезвреживанием, размещением отходов в окружающей среде. Специалисты ООО «ГЛОБУС» подготавливают , согласовывают в государственных органах комплект документации, необходимой для получения лицензии по сбору, хранению, транспортировке, использованию отходов (лицензия опасные отходы).

По вопросам разработки, утверждения НДС (ранее ПДС), ПДВ, ПМООС (ранее ООС), Разработка, согласование обоснования санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, ПНООЛР звоните тел.+7-499-409-18-11.

Согласно российскому законодательству каждое предприятие обязано иметь природоохранные нормативы. Не все считают нужным их соблюдать в надежде, что как-то обойдется. В день, когда приходит или должна прийти проверка — директорам и владельцам предприятий приходиться нести серьезные расходы, переплачивать за срочность составления определенных документов и выполнение необходимых нормативов. Гораздо спокойней будет решить эти вопросы заранее, либо обратиться в соответствующие организации, род занятий которых — разработка экологической документации.

Экологическая документация включает в себя такие этапы:

  • разработка проекта ПДВ, ПНООЛР (предельно допустимых выбросов, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);
  • ведение и контроль предприятием его текущей экологической документации, а именно подписание договоров, заполнение экологического журнала, контроль над сдачей отходов);
  • расчет и согласование экологических платежей, заполнение форм статистической отчетности 2-ТП;
  • отчет о лимитах отходов на потребление и размещение, продление разрешений на сброс и выброс в окружающую среду загрязняющих веществ.

Экологическая проектно нормативная документация должна быть составлена на основе технических задач проекта. Будь то проект строительства, реконструкции или другие. В таком случае проект относят к источнику воздействия на окружающую атмосферу человека. Следовательно, необходимость в отдельных видах работ может варьироваться.

Существуют достаточно высокие международные требования к сертификатам, подтверждающим уровень экологической безопасности. В России этот стандарт ISO 14000 является добровольным, но наличие его обеспечивает доверие у зарубежных партнеров и во многом определяет конкурентоспособность организации на рынке.

Для отчетности в вопросах экологии каждое предприятие должно иметь штатного или внештатного сотрудника службы экологической безопасности (эколога). Но, как правило, разработка проектной документации не входит в обязанность штатного эколога. Эта задача соответствующих организаций, специализирующихся именно на согласовании и разработке такой документации.

Документация организации по экологической безопасности не может быть составлена без таких основополагающих, как:

  • Экологическая документация не может быть составлена без таких основополагающих, как договора на вывоз: утилизацию отходов, актов на вывоз, утилизацию отходов, договора аренды либо собственности на здания.

Читайте также: