Расчеты ндв и ндс

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 января 2020 г. № 12-47/2081 “О разъяснении положений Методики разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333”

Минприроды России в пределах компетенции рассмотрело письмо Национальной ассоциации природопользователей от 23.12.2019 N H19/00952-ГО о разъяснении положений Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), а также Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, (далее - Порядок N 205) и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 Методики величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды.

Также согласно Методике НДС рассчитываются с учетом разбавления и ассимилирующей способности водного объекта, что определяет фоновое качество воды водного объекта, гидрологические и морфометрические особенности водного объекта (расход воды, скорость течения и т.д.).

Согласно пункту 5 Методики при сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод.

При этом согласно пункту 9 Методики если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным, в том числе дренажным водам. То есть если фоновая концентрация ( ) больше чем предельно допустимая концентрация вещества для водного объекта ( ), тогда принимается равной .

Расчет НДС для отдельных выпусков сточных, в том числе дренажных вод, в водотоки регламентирован Главой 3 Методики.

Учет гидрологических особенностей водотоков при расчете НДС определен в пункте 27 Методики при расчете кратности начального разбавления при выпуске сточных, в том числе дренажных вод, в водотоки.

Как определено пунктом 25 Методики фоновая концентрация химического вещества представляет собой расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия.

Створ, задаваемый для определения фоновой концентрации веществ должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных вод на качество вод водных объектов (для больших и средних рек это расстояние составляет 1 км, для малых рек 500 м, выбор иного расстояния должен быть обоснован водопользователем).

Для водотоков НДС (концентрации) в случае, если природная фоновая концентрация превышает норматив качества воды водного объекта (ПДК), створ для определения которой должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных вод иных водопользователей на качество вод водных объектов, тогда НДС (концентрации) принимается равной ПДК. При этом влияние иных водопользователей, места сброса сточных вод которых, расположены выше по течению реки, а также сточные воды которых не позволяют обеспечивать ПДК в таком водном объекте, при расчете НДС исключается.

Таким образом, если фоновая загрязненность водного объекта, створ для определения которой в случае с водотоками определен в соответствии с пунктом 25 Методики, по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), в том числе и который расположен ниже по течению по сравнению с местом определения фоновой концентрации, то НДС (концентрация) для такого контрольного створа принимается равной ПДК. Превышение ПДК при этом будет являться нарушением природоохранного законодательства.

Также сообщаем, что согласно форме 3.3 "Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод", которая является приложением к Порядку N 205, в качестве фактического сброса загрязняющих веществ, который служит основанием для формирования платежной базы для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

Аналогичное требование предъявляется и к заполнению форм 2.1 и 2.2 при учете качества сточных и (или) дренажных вод.

Директор
Департамента государственной
политики и регулирования в сфере
охраны окружающей среды и
экологической безопасности
И.В. Ивачёв

Обзор документа

Минприроды разъяснило особенности исчисления нормативов допустимых сбросов для отдельных выпусков сточных, в т. ч. дренажных, вод в водотоки. Указана используемая формула.

Дополнительно разъяснен порядок заполнения формы 3.3 "Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод".

ПРОЕКТЫ НПА ПО РАЗРАБОТКЕ НДС, НДВ И СЗЗ

НДС

Проект приказа разработан в соответствии с с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому методики и (или) методы разработки нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 6 статьи 22 Закона № 7-ФЗ введен в Закон № 7-ФЗ пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Проектом приказа утверждается методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты с учетом системы нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, предусмотренной Законом № 219-ФЗ.

Проект приказа подготовлен на основе положений Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2000 № 333, которая признается утратившей силу проектом Постановления Российской Федерации "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды", разработанного в соответствии с пунктом 5 Плана мероприятий ("Дорожная карта") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации от 29.05.2019 № 4714п-П36.

НДВ

Проект постановления подготовлен ‎в рамках механизма «регуляторной гильотины» для обеспечения реализации положений статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Федерального закона от 04.05.1999 ‎№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) и части 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ).

В соответствии с действовавшими до 2019 года положениями Закона № 7-ФЗ и Закона № 96-ФЗ для всех объектов, оказывающих негативное воздействие ‎на окружающую среду и имеющих стационарные источники выбросов, была необходима разработка и утверждение нормативов допустимых выбросов.

Порядок разработки и утверждения нормативов допустимых выбросов установлен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 (далее – Постановление № 183).

В 2019 году вступили в силу значительные изменения Закона № 7-ФЗ и Закона № 96-ФЗ, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха
‎в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от присвоенной таким объектам категории.

В связи с вступлением в силу вышеуказанных изменений часть норм Постановления № 183 не применяется в рамках действующих положений законодательства и требует актуализации.

При этом Постановлением № 183 предусмотрены обязательные требования, в связи с чем данный нормативный правовой акт планируется к отмене в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», тогда как необходимые для дальнейшего применения нормы данного постановления должны быть утверждены новым нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В этой связи подготовленным проектом постановления утверждается Положение о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровнях вредных физических воздействий на него и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Положение), определяющее, в том числе, порядок разработки (расчета) и утверждения нормативов допустимых выбросов для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.

В соответствии со вступившими в силу положениями пункта статьи 31.1. Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее – объекты I категории), обязаны получить комплексное экологическое разрешение ‎(далее – КЭР).

Частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ установлены сроки получения КЭР.

В рамках обеспечения переходного периода частями 1 и 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, до получения КЭР вправе осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешений на выбросы и лимитов на выбросы, выдаваемых или переоформляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи проектом постановления и Положением также определяется порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I категории, действующих до установленного законодательством Российской Федерации срока получения для таких объектов КЭР.

Порядок выдачи разрешений на временные выбросы для объектов II и III категории планируется установить отдельным постановлением Правительства Российской Федерации, проект которого разработан и проходит процедуры согласования.

Принятие и дальнейшая реализация проекта постановления не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.

Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора ‎о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Предлагаемые решения будут способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации в части снижения негативного воздействия на окружающую среду.

СЗЗ

Проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 455-ФЗ, согласно которому вступили в силу изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся изменения порядка и сроков установления, изменения или прекращения существования зон с особыми условиями использования территории.

Проектом актуализируются требования к порядку установления санитарно-защитных зон до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, в том числе в части сроков установления, изменения или прекращения существования зон с особыми условиями использования территории.

Также в соответствии с Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, в проект постановления включаются положения, предусматривающие возможность установления размеров санитарно-защитных зон федеральными органами исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении поднадзорных им объектов в рамках установленной компетенции.

Кто и как платит, как посчитать, как получить вычет

Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.

Что вы узнаете

  • Что такое НДС
  • Кто его платит
  • Какие есть льготы по НДС
  • Как рассчитывается
  • Сроки уплаты НДС
  • Как получить налоговый вычет
  • Что будет, если не уплатить НДС

Что такое НДС

НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.

Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.

Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.

Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.

Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.

В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.

НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.

Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.

Кто платит НДС

НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.

Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Льготы по НДС

По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:

  1. ИП на ЕНВД, УСН и патенте.
  2. Участники проекта «Сколково».
  3. ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Даже если компания на общей системе налогообложения. Чтобы получить такое освобождение, придется подавать дополнительные документы.

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:

  • 100 млн рублей за 2018 год;
  • 90 млн рублей за 2019 год;
  • 80 млн рублей за 2020 год и т. д.

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.

Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:

  • денежные займы;
  • реализация медицинских товаров и услуг;
  • перевозка пассажиров;
  • торговля акциями.

Когда льготы не действуют

Бывает, что формально компания подходит под льготы, но получить их не может.

При импорте. Если ИП на УСН или другом спецрежиме захочет ввезти товар через границу, ему придется уплатить НДС.

Если выставлен счет с НДС. Предприниматель на упрощенке или другом спецрежиме при желании клиента может выставить ему счет с НДС. Но тогда предпринимателю надо будет в конце квартала подать декларацию и уплатить этот НДС в бюджет.

Как рассчитывается НДС

В статье мы рассмотрим базовый вариант расчета НДС. На деле есть много тонкостей, с которыми сможет разобраться только профессиональный бухгалтер.

НДС, который нужно уплатить налоговой, считают по такой формуле:

Исходящий НДС — сумма налоговой базы, умноженная на ставку НДС.

Налоговая база — сумма реализованного товара, то есть все, что компания продала или подарила. Товары, которые участвуют в акциях, тоже принимаются к учету. Если вы дарите покупателям фен за покупку дрели, со стоимости фена тоже придется уплатить НДС.

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции.

Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Например, ООО покупает одежду у поставщика, а потом продает ее в розницу. Ставка НДС для них — 20%.

ООО закупило партию за 300 тыс. + 60 тыс. рублей НДС, а продало за 500 тыс. рублей + 100 тыс. рублей НДС.

Исходящий НДС в этом случае — 100 тыс. рублей. ООО покупало товар у поставщика с НДС, поэтому входящий НДС — 60 тыс. рублей.

ООО могут вычесть входящий НДС из суммы налога: 100 тыс. − 60 тыс. = 40 тыс. рублей. В этом примере нет восстановленного НДС. В итоге в налоговую надо уплатить 40 тыс. рублей.

Ставки НДС. Размер ставки зависит от вида операции:

  • 0% — при экспорте;
  • 10% — при продаже еды, товаров для детей, журналов и книг, медицинских товаров;
  • 20% — во всех остальных случаях.

Если нет входящего НДС. Расчет НДС выглядит как цепочка. Грубо говоря, каждый следующий поставщик вычитает из своего налога деньги, которые он заплатил предыдущему.

Проблема возникает тогда, когда в этой цепочке появляется компания, которая НДС не платит, например ИП на упрощенке. Тогда компания, которая купила у такого ИП, не может принять НДС к вычету.

Рассмотрим тот же пример, что и выше, но теперь счет для ООО выставляет ИП на упрощенке, который не платит НДС. ООО оплачивает счет, а потом перепродает товар дороже кому-то еще.

Со своих продаж ООО обязано уплатить НДС. Они продают товар за 500 тыс. + 100 тыс. рублей НДС. Исходящий НДС — 100 тыс. рублей.

ООО могло бы от исходящего НДС отнять входящий, но отнимать нечего: поставщик не предъявлял им НДС. Поэтому в налоговую придется уплатить все 100 тыс. рублей.

Обычно компаниям на общей системе налогообложения такой расклад не нравится, поэтому они стараются не работать с предпринимателями без НДС.

Чем отличается ставка 0% от отсутствия НДС и что такое возмещение НДС

Ставка 0% применяется при экспорте. Например, если компания что-то произвела в России и продала за рубеж. Но между ставкой 0% и просто освобождением от уплаты НДС есть большая разница.

Разберем на примере, но для начала вспомним упрощенную формулу расчета НДС:

Когда они продают оборудование в Канаду, они платят НДС по ставке 0%. Исходящий НДС — 0 рублей.

В конце квартала они заполняют налоговую декларацию и рассчитывают НДС по стандартной формуле: 0 − 20 млн = −20 млн рублей. Сумма налога к уплате отрицательная, значит, налоговая должна вернуть компании 20 млн рублей. Это называется возмещением.

Если бы компания была просто освобождена от уплаты НДС, она бы не подавала декларацию — потраченный до этого НДС ей никто не вернул бы .

Чтобы получить возмещение, надо представить пакет документов, который подтвердит, что сырье и материалы были задействованы в производстве именно того оборудования, которое продали за границу, и что эта продажа на самом деле состоялась.

Еще компания может отказаться от возмещения — перенести вычет на следующий период или вообще отказаться от ставки 0% при экспорте. В некоторых случаях это выгоднее, чем сбор документов и прохождение проверок ради небольшой суммы возмещения.

Когда можно получить возмещение, а когда нет

Налоговый вычет Документы
Ставка 0% Можно получить возмещение Надо подать декларацию и подтвердить ее документами
Отсутствие НДС Нет возмещения Не надо сдавать отчетность

Сроки уплаты НДС

Чтобы заплатить НДС, надо заполнить и сдать декларацию в налоговую. Сроки сдачи декларации — до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Например, за 1 квартал 2020 года надо сдать декларацию до 25 апреля.

Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.

Отчетный период (квартал), за который платим Когда надо сделать платеж
4 квартал 2019 года 27 января 2020 (25 января — суббота)
25 февраля 2020
25 марта 2020
1 квартал 2020 года 27 апреля 2020 (25 апреля — суббота)
25 мая 2020
25 июня 2020
2 квартал 2020 года 27 июля 2020 (25 июля — суббота)
25 августа 2020
25 сентября 2020
3 квартал 2020 года 26 октября 2020 (25 октября — воскресенье)
25 ноября 2020
25 декабря 2020

Сумма выплат округляется до рублей. Первые два транша — в меньшую сторону, последний — в большую. По желанию можно заплатить НДС досрочно — сразу всю сумму или ⅓ часть в первом месяце, а весь остаток во втором.

Налоговый вычет по НДС

Налоговый вычет — это право компании уменьшать сумму налога на НДС, который ей предъявили поставщики.

Проблема в том, что некоторые компании заключают сделки только на бумаге, чтобы заплатить меньше, и обманывают налоговую. Это незаконно. Чтобы выявлять таких предпринимателей, налоговая следит за сделками, по которым оформляют вычет.

Как именно налоговая следит за сделками — тема для отдельной статьи. Здесь мы не будем рассказывать об этом, но дадим рекомендации, как оформить вычет так, чтобы налоговая была довольна.

Условия получения вычета по НДС. Вы можете включить в декларацию на вычет НДС, который уплатили, в следующих случаях:

  1. НДС предъявили поставщики за товары, работы или услуги.
  2. Вы уплатили НДС таможне при ввозе товара из-за границы.
  3. Налог предъявили продавцы имущественных прав.

Чтобы получить вычет, надо подтвердить документами следующие условия:

  1. Сделка состоялась на самом деле.
  2. Товары купили для операций, на которые начисляется НДС.
  3. Товары поставили на учет.

Не надо отправлять документы сразу — только по требованию налоговой.

НДС можно вернуть только с расходов бизнеса

Компания может рассчитывать на вычет, только если совершала покупки для бизнеса.

Например, если владелец купил новое оборудование для бизнеса и поставил его на учет, может смело включать в декларацию вычет НДС.

А если предприниматель купил жене новую машину, чтобы она возила детей в детский сад, эта покупка бизнеса не касается. Предприниматель — конечный потребитель этого товара и уплачивает НДС из своего кармана. Его в декларацию включать нельзя.

Документы для вычета НДС. Чтобы подтвердить вычет, нужны такие документы:

  1. Счета-фактуры от поставщиков.
  2. Первичные документы от поставщиков, которые подтверждают, что сделка состоялась. Это товарные накладные, акты выполненных работ и т. д.
  3. Документы, подтверждающие постановку товаров, работ или услуг на учет. Это могут быть акты приемки, выписки из КУДиР.

Счета-фактуры от поставщиков надо зарегистрировать в книге покупок, а счета-фактуры , которые выставляли сами, — в книге продаж.

Для вычета за импорт и экспорт предусмотрен особый порядок оформления документов. Лучше обратиться к профессионалу, например таможенному брокеру.

Как получить вычет по НДС. Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию в электронном виде. В ней указывают входящий и исходящий НДС, сумму налога к уплате.

Налоговая проверяет декларации в рамках камеральной проверки. Она проходит без участия компании.

Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.

Во время проверки возможны несколько ситуаций.

Если по сделкам все чисто, налоговая просто принимает декларацию и уплаченный НДС. Компании ничего дополнительно делать не нужно.

Если компания или контрагент вызвали у налоговой подозрение, налоговая проверяет всю цепочку партнеров. Просит прислать подтверждающие документы, пояснения или прийти в налоговую лично, чтобы доказать чистоту сделок.

Если компания не смогла объяснить и подтвердить сделку, налоговая приходит с выездной проверкой. Если в процессе проверки инспектор выявит нарушения, то налоговая обратится в суд с иском об уплате скрытой части налогов, штрафов и пеней.

Чем больше вычет, тем большие подозрения он вызывает у налоговой. Но это не значит, что инспекторы сразу придут с проверкой. Проверка грозит, только если налоговая заподозрит сомнительную сделку.

Как не попасть под подозрения налоговой

Налоговая не объявляет точных критериев, когда считает сделку подозрительной. Но вот несколько правил, которые помогут себя обезопасить.

Не пользоваться услугами компаний, которые предлагают заключить фиктивные сделки. Некоторые компании предлагают заключить сделку на бумаге, как будто поставляли товар или оказывали услугу. По ней можно принять НДС к вычету. Но это незаконно. И если налоговая обнаружит такую сделку, будут проблемы.

Проверить контрагента перед сделкой. Соберите информацию о партнере перед началом работы: как давно работает компания, настоящий ли директор, совпадает ли юридический адрес с реальным. Если нет, то не находится ли по этому адресу много других юрлиц. На юридическом языке это называется «проявить должную осмотрительность».

Сохраните все документы, которые могут подтвердить факт проверки контрагента. Сделайте скрины с сайтов, на которых видно дату и время. Если придется доказывать свою правоту через суд, вам надо будет показать, что вы проверяли контрагента перед сделкой и не нашли ничего подозрительного.

Бывают случаи, когда компании выигрывают суд, доказав, что проявили должную осмотрительность.

Что будет, если не уплатить НДС

Если компания не уплатила НДС вовремя, то по закону ей начислят пени. А если она неправильно рассчитала налог в меньшую сторону, то будут пени и штраф. Если затянуть с оплатой или вовсе отказаться платить, налоговая снимет деньги с расчетного счета в принудительном порядке.

Пени и штраф начисляются на сумму недоимки. Если компания уплатила часть налога, процент рассчитают только на остаток.

Пени начисляются за каждый день просрочки. Размер ставки — 1/300 от ключевой ставки. Сейчас ставка — 7%, а значит, пени — 0,023% от суммы неуплаты в день. Для ИП эта ставка действует всегда, для ООО — до 30 дней. После 30 дней процент становится в 2 раза больше — 1/150 от ключевой ставки в день.

Штраф грозит, если компания неправильно посчитала НДС и этот факт обнаружил инспектор во время проверки. Если предприниматель посчитал в декларации правильно, но не уплатил вовремя, штрафа не будет, только пени.

Размер штрафа зависит от того, специально предприниматель скрыл налоги или ошибся в расчетах. Если это случайная ошибка, то штраф — 20% от суммы недоимки. Если налоговая докажет, что предприниматель скрыл налоги умышленно, штраф увеличится до 40%.

Блокировка счета. Если компания не платит вовремя, налоговая выставляет требование, в котором указан точный срок, до которого надо успеть погасить долг.

Если не исполнить требование, налоговая выставляет инкассовое поручение — присылает в банк требование списать сумму долга и блокирует расчетный счет, пока на нем не будет достаточно денег.

Если не погасить инкассовое, налоговая передает долг судебным приставам. Они найдут способ забрать деньги: продадут недвижимость, оборудование, машины и другое ценное имущество.

Если забирать нечего, компанию или предпринимателя признают банкротом. До таких крайностей лучше никогда не доводить.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Рекомендуем утвердить в учетной политике

  • учет доходов, не подлежащих налогообложению НДС, вести в программе (наименование) с применением аналитических характеристик по счетам 90.01 «Выручка» (для 1С8: справочники «Номенклатурные группы» и «Ставки НДС») и 91.01 «Прочие доходы»;
  • вести раздельный учёт входящего НДС на счёте 19 «НДС по приобретённым ценностям» с использованием средств программы (наименование).
1.2. В налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, все суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ (п.4 ст.170 НК РФ).

Включать в расчёт расходы, признанные для целей составления отчёта о финансовых результатах.

Значение «совокупные расходы» законодательством не урегулировано, следовательно, подлежит утверждению учётной политикой. Рекомендация определять указанные расходы на основании данных бухгалтерского учета дана в соответствии с письмом Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-07-11/25771.

Расходы, относящиеся как облагаемым, так и к необлагаемым операциям, распределять пропорционально (выбрать: расходам или доходам).

Вопрос участия косвенных расходов в расчёте по «правилу 5%» в настоящее время является спорным. По мнению налоговиков, долю расходов по необлагаемым НДС операциям необходимо рассчитывать с учетом всех расходов, распределяя относящиеся к обоим видам операций расходы методом, закрепленным в учетной политике (письмо ФНС России от 13.11.2008 № ШС-6-3/827@), письмо ФНС России от 22.03.2011 № КЕ-4-3/4475). В пользу налогоплательщика есть Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2008 № А06-333/08, признавшее правомерным утверждение в учетной политике расчет «правила 5%» только по прямым расходам.

1.3. При приобретении основных средств или нематериальных активов, используемых для осуществления как облагаемых, так необлагаемых НДС операций, учёт входящего НДС вести в общем порядке.

ИЛИ

По используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых НДС операциям основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп.1 п.4.1 ст.170 НК РФ).

Рекомендуем для налогоплательщиков, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли согласно п.2 ст.285 НК РФ.

1.4. Для крупных организаций, ведение учёта в которых формализовано, рекомендуем в учётной политике или приложении к ней составить и регулярно пересматривать перечень актуальных видов деятельности, а также расходов, «приносящих НДС» и понесённых при осуществлении как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций.

Таблица 1. Примерный перечень необлагаемых НДС операций

1

2

3

Для расчетов принимается сумма расхода,

Дт 91.02 Кт 10, 41, и пр.

По обычным видам деятельности

По обычным видам деятельности

(**) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

Не принимаются в расчеты по распределению НДС операции, доходы от которых не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) (п.1 ст.39 НК РФ, письмо Минфина РФ от 17.03.2010 № 03-07-11/64):

  • доходы, получение которых связано с участием в уставных капиталах других организаций (в т.ч. дивиденды);
  • доходы в виде процентов по банковским депозитам и остаткам на банковских счетах;
  • дисконты по векселям.
Расходы, относящиеся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ), учитываются (выбрать при подписании учетной политики в соответствии с видом деятельности):

  • для предприятий, осуществляющих производственную деятельность - в составе общехозяйственных расходов (сч.26.01 «Общехозяйственные расходы (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)»);
  • для организаций, осуществляющих только торговые операции – в составе расходов на продажу (сч.44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»).
Если часть необлагаемых НДС операций относится к производственной деятельности (например, продажа металлолома), то рекомендуем добавить также общепроизводственные расходы (сч.25) или отдельные расходы по счёту 20 «Основное производств» (например, аренда производственных помещений).

Другой вариант группировки расходов, относящиеся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям – утверждение списка подразделений, деятельность которых направлена на осуществление как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций (например, Таблица 2).

Таблица 2. Примеры подразделений, деятельность которых направлена на осуществление как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций

Расчет доли расходов по необлагаемым НДС операциям

Доля определяется как выраженное в процентах частное от деления:

Числитель: Сумма расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (п.4 ст.170 НК РФ, «приобретение», т.е. стоимость реализуемых товаров, введено Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ), определенных по необлагаемым операциям (примерный перечень - Таблица 1, см. также примечание ниже);

Знаменатель: Дт 90.02, Дт 90.07, Дт 90.08, Дт 91.02 (по статьям учета расходов на реализацию активов минус НДС, начисленный при их продаже).

Налоговики долгое время оспаривали право применения «правила 5%» для расходов по деятельности, переведённой на ЕНВД, поскольку не считали возможным распространить на плательщиков ЕНВД порядок, утверждённый п.4 ст.170 НК РФ для плательщиков НДС (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/8@, письмо Минфина России от 08.07.2005 № 03-04-11/143).

Однако судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.07.2008 г. № А23-247/06А-14-38, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 по делу № А65-28667/06-СА2-11).

В результате есть свидетельство изменения позиции налоговых органов (письмо ФНС России от 17.02.2010 № 3-1-11/117@): «Принимая во внимание то, что в пункте 2 статьи 170 Кодекса также приведены операции, осуществляемые лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, т.е. в том числе и операции, осуществляемые налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, то положения пункта 4 статьи 170 Кодекса (включая и положения абзаца девятого пункта 4 статьи 170 Кодекса) одинаково применяются и для операций, освобождаемых от налогообложения и для операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг), и для операций осуществляемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, которые по отдельным видам деятельности переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Если рассчитанная в соответствии с настоящим порядком доля превышает 5%, то необходимо определить сумму предъявленного продавцами товаров (работ, услуг) НДС, подлежащего учету в составе расходов, товарно-материальных ценностей и (или) в стоимости объектов основных средств (нематериальных активов). Если доля расходов не превышает 5% или единственным доходом по необлагаемым операциям являлись проценты к получению по выданным займам, то рекомендуем рассчитать и оформить бухгалтерской справкой сумму совокупных расходов на оплату труда специалистов, осуществляющих операции, не подлежащие налогообложению, за налоговый период.

Обращаем внимание, что до октября 2016 года применение «правила 5%» понималось как возможность включить в состав вычетов всю сумму НДС, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), вне зависимости от вида операций (облагаемые или необлагаемые), при осуществлении которых они использовались (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. № 2676/12).

Однако Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015 содержит утверждение, что к операциям по приобретенным товарам, используемым только для не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, не могут быть применены правила, установленные абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ (т.е. применение «правила 5%» не позволяет включить в состав вычетов НДС, предъявленный поставщиками товаров, работ, услуг, используемых только для осуществления необлагаемых операций).

Расчет пропорции для распределения сумм НДС

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (п.4.1 ст.170 НК РФ).

Под стоимостью в целях настоящего расчета понимается выручка (доход) от продажи товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также стоимость товарно-материальных ценностей, переданных безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (пп.12 п.3 ст.149 НК РФ, п.1 ст.153 НК РФ).

Обращаем внимание на введённый с 01.01.2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ введены некоторые особенности определения расчёта пропорции, из которых наиболее существенным, по мнению автора, является пп.5 п.4.1 ст.170 НК РФ:

  • при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения:
  • учитывается сумма дохода от такой реализации, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений статьи 280 настоящего Кодекса, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми с учетом положений статьи 280 настоящего Кодекса, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода.
Результатом расчета пропорции является выраженная в процентах доля НДС, подлежащая включению в стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг), основных средств и нематериальных активов, имущественных прав:

Числитель: выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, не подлежащая налогообложению (освобождаемая от налогообложения) (Таблица 1), далее – «Выручка необлагаемая».

Знаменатель: Общая сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, подлежащих налогообложению (без учета НДС) и освобождаемых от налогообложения (за исключением доходов от участия в уставном капитале), а также стоимость товарно-материальных ценностей, переданных безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (далее – «Выручка всего»).

Формулы:

а) доля НДС по необлагаемым операциям (%) = Выручка необлагаемая / Выручка всего х 100%

б) доля НДС, подлежащего вычету (%) = 100 – результат пп.а).

Расчет суммы НДС, включаемой в состав расходов

Сумма НДС, рассчитанная как произведение суммы НДС, предъявленного продавцами работ, услуг, относящихся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ), на долю НДС (пп.а) п.3настоящего порядка) и включается в состав расходов проводками:

для производственных предприятий:

Дт 26.01 Кт 19.04 «НДС по приобретенным услугам»;

для предприятий торговли:

Дт 44.01 Кт 19.04 «НДС по приобретенным услугам».

Расчет суммы НДС, включаемой в стоимость ТМЦ

Сумма налога, подлежащая включению в стоимость материалов, определяется как произведение:

суммы НДС, предъявленного продавцами материалов, признанных в составе расходов налогового периода и относящихся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ), *

* на долю НДС (пп.а) п.3 настоящего порядка.

Сумма НДС включается в состав материалов проводками:

Дт 10 Кт 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Расчет суммы НДС, включаемой в состав объектов ОС и НМА

Сумма налога, подлежащая включению в стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется как произведение суммы НДС, предъявленного продавцами указанных объектов, участвующих одновременно в облагаемой и необлагаемой деятельности (абз.4 п.4 ст.170 НК РФ) на долю НДС (пп.а) п.3 настоящего порядка) и включается в стоимость объектов проводками:

Дт 08.04 «Приобретение объектов основных средств» Кт 19.01 «НДС при приобретении основных средств»; Дт 01 «Основные средства» Кт 08.04.

Дт 08.05 «Приобретение нематериальных активов» Кт 19.02 «НДС по приобретенным нематериальным активам»; Дт 04 «Нематериальные активы» Кт 08.05.

Книга покупок и декларация

Порядок расчета пропорции изложен в разделе 3.

Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, отражается в графе 4 раздела 7 налоговой декларации по НДС.

Проверка

Таблица 3. Расчёт доли расходов по необлагаемым операциям

Вид расходов по операциям - объектам НДС (вкл. необлагаемые)

По данным регистров бухгалтерского учёта, руб.

Сумма косвенных расходов пропорционально прямым

Доля для целей п.4 ст.170 НК РФ, %,

1

2

3

4

5

6

7

Расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых НЕ подлежат налогообложению, в т.ч.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2020 года N 1118

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 1 января 2022 г.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61973

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 29 декабря 2020 года N 1118

Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

I. Назначение и область применения

1. Сферой применения настоящей методики является разработка нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты (далее - НДС).

Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, в том числе указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемого на основании статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2020, N 50, ст.8074) (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

2. Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст.778) (далее - постановление N 149), с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя.

3. В случаях если условные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатываются с учетом пункта 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением N 149 (далее - Положение, утвержденное постановлением N 149).

4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 (М., Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000, "Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора", N 2, 2001; "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль, 2015).

5. При сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

6. В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением N 149.

При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.

Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ.

7. Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности, обладающих однонаправленным механизмом токсического действия, в том числе канцерогенным, при их одновременном присутствии в максимально загрязненной струе контрольного створа для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности (далее - ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества 1 и 2 классов опасности к соответствующим предельно допустимым концентрациям (далее - ПДК) не превышала 1.

8. Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

9. При сбросе теплообменных вод (использованных в охлаждающих системах для охлаждения технологического продукта без соприкосновения с ними и не содержащих загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя) тепловых электростанций, атомных электростанций и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора, определяемых в соответствии с Порядком проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов - при условии осуществления водопользования одним водным объектом для забора воды и сброса сточных вод; а в иных случаях - на уровне наиболее низких фоновых концентраций веществ из числа определенных для водного объекта, из которого осуществляется забор воды (в створе водозабора), и водного объекта - приемника сточных вод (вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод).

10. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:

а) в управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций загрязняющего вещества в воде водного объекта, а также гидрометеорологическая информация);

б) в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта - приемника сточных вод);

в) в Минприроды России (в части получения информации о нормативах качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте - приемнике сточных вод или его части (при наличии) - в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения.

Информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст.514) нормативах допустимого воздействия на водные объекты размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

11. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4220; 2019, N 30, ст.4097) (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду. НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

В качестве фактического сброса для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст.4299) (далее - Правила N 891).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 891, в случае если фактический сброс сточных вод в водный объект объектами централизованных систем водоотведения не осуществляется (в том числе при проектировании или строительстве объектов централизованных систем водоотведения) либо осуществлялся менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд, то для целей определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, в него могут быть включены все загрязняющие вещества по перечню согласно приложению N 1 к Правилам N 891, а также загрязняющие вещества, указанные в пункте 7 Правил N 891.

Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

12. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1 к настоящей Методике).

13. Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ) или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4088; 2011, N 24, ст.3500) (далее - постановление N 469).

Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением N 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется в следующих случаях:

а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;

б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891);

в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;

г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;

е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;

ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При наступлении указанных обстоятельств расчеты НДС, комплексные экологические разрешения, содержащие такие расчеты НДС, декларация о воздействии на окружающую среду, содержащая такие расчеты НДС, признаются действующими до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и пересмотра комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого содержатся расчеты новых НДС, или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, а также в случаях, когда НДС были утверждены до 1 января 2019 г., утвержденные в порядке, установленном постановлением N 469, НДС признаются действующими до момента получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - разрешения на сбросы) на основании утверждённых расчетов новых НДС в пределах срока действия, указанного в ранее выданном разрешении на сброс, но не более 6-х месяцев

14. Расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей Методики):

а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;

б) план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

в) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;

г) данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;

д) данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;

е) водохозяйственный баланс водопользования;

ж) гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций по информации, полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (при наличии);

з) данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов исследований воды водного объекта и актов отбора проб воды, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений испытательными лабораториями;

и) данные о значениях нормативов качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части (при наличии) по нормируемым веществам, по информации полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (в случае установления таких нормативов);

к) данные о расходе, в том числе суточном, сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;

Читайте также: