Проверка декларации по ндс

Опубликовано: 15.05.2024

Михаил Кобрин

Зачем проверять декларацию по НДС

Сейчас бухгалтерские программы заполняют декларацию автоматически на основании внесенных данных. Но отправлять в инспекцию непроверенную декларацию не стоит.

Предварительная проверка декларации поможет избежать переплаты или неуплаты НДС, и спасет от необходимости сдавать уточненные декларации.

Проверка декларации по НДС по счетам бухгалтерского учета

Проверка декларации по НДС

В первую очередь декларацию проверяют по счетам бухгалтерского учета. Для этого формируют оборотно-сальдовые ведомости и проводят анализ по следующим счетам:

  • 90 и 91 — для проверки реализаций в разрезе ставок по НДС;
  • 60, 62 и 76 — для проверки сумм авансов и НДС;
  • 19 — для проверки заявленных к вычету сумм НДС;
  • 68 — для проверки итоговой суммы налога к уплате.

Проверяем счет 19

Начинаем с анализа проводок Дт 68.02 Кт 19. Сумма по этим проводкам — это сумма НДС, предъявленная к вычету. В декларации это число должно отражаться в строке 120 Раздела 3.

Проверяем счет 76

Анализируем проводки Дт 76.АВ Кт 68.02. Здесь мы видим НДС, исчисленный с полученных авансов от покупателей. Сумма по дебету 76.АВ попадает в строку 070 Раздела 3 декларации. Кроме того, есть еще проводки Дт 68.02 Кт 76.АВ. Это сумма НДС с зачтенных авансов от покупателей. Кредитовый оборот 76.АВ должен попасть в строку 170 Раздела 3.

Проверяем счет 90.03

Смотрим проводки Дт 90.03 Кт 68.02. Это сумма НДС, начисленная с реализации. Данные проводки смотрите в разрезе применяемых ставок по НДС. Если вы используете только ставку 20 %, эту сумму вы увидите в строке 010 Раздела 3 Декларации по НДС.

Проверяем счет 62

Информация по счету 62 должна соотноситься с оборотами по другим счетам и соответствующим строками в декларации. Чтобы проверить соотношение, воспользуйтесь формулами:

  • Дт 62.1 * 20/120 = Дт 90.03 = строка 010 Раздела 3;
  • Кт 62.2 * 20/120 = Дт 76.АВ = строка 070 Раздела 3;
  • Дт 62.2 * 20/120 = Кт 76.АВ = строка 170 Раздела 3.

Проверяем счет 60

По этому счету проверьте лишь одно соотношение:

Кт 60 * 20/120 = Дт 19.03, что в свою очередь должно быть равно строке 120 Раздела 3.

Проверяем счет 68.02

Сравниваем дебетовые и кредитовые обороты счета 68.02. Остаток по кредиту — это сумма налога к уплате. Она фигурирует в строке 200 Раздела 3. Остаток по дебету — это НДС к возмещению. Его отражают в строке 210 Раздела 3.

Проверяем проведение всех документов покупок и продаж

Проверить, что проведены все документы реализаций и покупок. Если не будет хватать документов продаж, вы занизите сумму налога к уплате в декларации. Если не будут проведены документы покупок, вы не заявите часть НДС к вычету.

Проверка Декларации по НДС по контрольным соотношениям

При проверке декларации инспектор руководствуется контрольными соотношениями. Любой налогоплательщик может узнать эти соотношения в Письме ФНС № ГД-4-3/4550@ от 23.03.2015 года и Письме ФНС № СД-4-3/4921@ от 19.03.2019 года.

В письме указано, какая статья нарушается при несоблюдении соотношения, и какие меры предпримут налоговые органы.

Приведенные в письме формулы нужны для сверки показателей как внутри и между разделами 1-7 Декларации, так и в увязке с информацией из разделов 8-12. Вот некоторые из них:

  • строка 190 графа 3 Раздела 3 должна быть равна сумме строк 120, 130, 135, 140, 150, 160, 170, 180, 185 по графам 3 Раздела 3, если левая часть равенства больше правой;
  • строка 020 Приложения 1 к Разделу 9 должна быть равна строке 230 Раздела 9;
  • если строка 050 Раздела 1 больше 0, то строка 190 Раздела 8 — (строка 260 + строка 270 Раздела 9) больше 0 и так далее.

На практике бухгалтеры не сверяют контрольные соотношения вручную. Все это делает учетная программа, в которой они ведут бухгалтерский учет. Иногда проверку может выполнять сервис, через который декларацию подают в налоговую.

Проверка корректности заполнения счетов-фактур

Кроме проверки контрольных соотношений и информации на счетах бухучета, обратите внимание на корректность фактур. Если этот документ заполнить с нарушениями, принять НДС к вычету будет нельзя. Правила ведения документов, применяемых при расчете НДС, закреплены в Постановлении Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011 года.

В первую очередь посмотрите корректность заполнения ИНН и КПП продавца. Для этого разработан официальный сервис ФНС. Если сервис укажет, что ИНН и КПП отсутствуют в базе, запросите у контрагента верную информацию.

Сверьте реквизиты выданных и выставленных счетов-фактур. При проверке налоговая соотносит ваши Разделы 8 и 9 Декларации по НДС с соответствующими разделами деклараций ваших покупателей и поставщиков. Если получится так, что вы указали у себя счет-фактуру от поставщика, а он у себя ее не зарегистрировал, налоговая потребует разъяснений или уточненной декларации. Эту функцию выполняет автоматизированная система АСК НДС-3. Поэтому отличие даже в одной цифре или букве в номере счета-фактуры приведет к тому, что система не найдет фактуру у покупателя или поставщика.

Сверка с налоговой по НДС

После сдачи декларации и уплаты налога сверьтесь с инспекцией. Для этого запросите у налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов с бюджетом. Документы готовят до 5 рабочих дней.

В акте вы увидите, совпадают ли ваши расчеты по НДС с информацией ФНС. Если все верно, акт можно подписать и передать в инспекцию. Если нет — подпишите акт с отметкой «подписано с разногласиями». После этого налоговая попросит предоставить доказательства, подтверждающие правильность ваших расчетов.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. При заполнении декларации по НДС наша программа автоматически проверяет все контрольные соотношения. А строки отчета заполняются в соответствии со счетами бухгалтерского учета. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.


  • Зачем нужна проверка декларации по НДС
  • Что проверяют инспекторы
  • Итоги

Зачем нужна проверка декларации по НДС

Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.

Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее – КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики. Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Обратите внимание! НДС декларация обновлена приказом ФНС от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@. Бланк применяется с отчетной кампании за 2020 год.

Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Формулы, содержащиеся в КС, позволяют сверить показатели, заносимые в разделы 1–7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разделов 8–12. Для удобства пользователей все КС представлены в рассматриваемом письме ФНС в виде таблицы.

В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.

Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:

  • по счетам 90, 91 — в части объема реализации по каждой налоговой ставке;
  • счетам 60, 62, 76 — в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;
  • по счету 19 — по суммам вычетов;
  • счету 68 — в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.

Рассмотрим как проверить декларацию по НДС по оборотке на примере.

Бухгалтер ООО "Смайлик" заполнил декларацию по НДС и перед отправкой в ФНС решил сверить данные с бухучетом (ставка входящего и исходящего НДС равна 20%).

Для этого он сформровал анализ счета 68 субсчет НДС.

Также он проверил обороты по:

  1. Дт 62.1 х 20 : 120 = Дт 90.3 = стр.010 разд.3;
  2. Кт 62.2 х 20 : 120 = Дт 76 АВ = стр.070 разд.3;
  3. Дт 62.2 х 20 : 120 = Кт 76 АВ = стр.170 разд.3;
  4. Кт 60 х 20 : 120 = Дт 19.03 = стр.120 разд.3.

Также бухгалтер сверил отражение в декларации НДС корректировку реализации, т.к. был выставлен корректировочный счет-фактура на увеличение. Эту информацию бухгалтер зафиксировал в стр.040-090 разд.9.

Как налоговики соотносят показатели каждой строки декларации по НДС между собой, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что проверяют инспекторы

Как проверить правильность заполнения декларации по НДС по КС? При анализе деклараций необходимые показатели рассчитывают по имеющимся в методике формулам (в зависимости от статуса налогоплательщика и характера операций).

В их число входят и формулы для осуществления сверки значений между разделами 1–7 и 8–12:

  • Стр. 060 разд. 2 + стр. 118 разд. 3 + стр. 050 и 080 разд. 4 + стр. 050 и 130 разд. 6 = стр. 260 + стр. 270 разд. 9 (п. 1.27 КС) — если сумма НДС в разд. 9 будет больше, чем в разд. 2–6, то налоговая затребует пояснений.
  • Стр. 190 разд. 3 + стр. 030 и 040 разд. 4 + стр. 080 и 090 разд. 5 + стр. 060, 090 и 150 разд. 6 = стр. 190 разд. 8 (п. 1.28 КС) — потребуются объяснения налогоплательщика, если вычеты в разд. 8 будут меньше, чем в разд. 3–6.
  • Разд. 8: стр. 180 = стр. 190 (п. 1.32 КС) — сумма НДС к вычету должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела.
  • Разд. 9: стр. 200 = стр. 260; стр. 210 = стр. 270 (пп. 1.37, 1.38 КС) — сумма НДС к уплате должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела.
  • Если стр. 050 разд. 1 > 0, то стр. 190 разд. 8 — (стр. 260 + стр. 270 разд. 9) > 0 (п. 1.25 КС) — в том случае, если вычеты превысили сумму НДС к уплате, то сумму к возмещению надо указать в стр. 050 раздела 1, при этом сумма возмещения должна быть равна разности между всеми вычетами и исчисленным НДС.

При проверке деклараций, подаваемых налоговыми агентами:

Что проверяют инспекторы

  • НДС к платежу: стр. 060 разд. 2 = стр. 200 и 210 разд. 9 с указанием «06» в стр. 010 (п. 1.26 КС);
    НДС (право на вычет): стр. 180 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «06» в стр. 010 (п. 1.31 КС) — проверяется право налогового агента на вычет в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Минфина от 23.10.13 № 03-07-11/44418.

При проверке деклараций налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС:

  • Стр. 030 разд. 1 = стр. 070 разд. 12 (п. 1.24 КС) — программа покажет ошибку, если компания укажет НДС в стр. 040 разд. 1 или в разд. 9; также ошибкой будет заполнение разд. 1 без заполнения разд. 12; также будет ошибка при заполнении вычетов в разд. 8.

Что проверяют инспекторы

При проверке деклараций компаний-импортеров:

  • Стр. 150 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «20» в стр. 010 (п. 1.29 КС).
  • Стр. 160 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «19» в стр. 010 (п. 1.30 КС) — здесь важным является правильное указание кодов: импорт из стран ЕАЭС — 19, из остальных стран — 20.

Итоги

Перед подачей налоговой декларации налогоплательщики и налоговые агенты должны побеспокоиться о том, как проверять декларации по НДС, чтобы у налоговиков не возникло вопросов. Декларация по НДС — документ объемный и может при заполнении приводить к техническим ошибкам в нем. Поэтому рекомендуется не только проверить ее на соответствие своим учетным данным, но и воспользоваться контрольными соотношениями, применяемыми ФНС. Так, при помощи нехитрых формул можно самому удостовериться, верно ли заполнена декларация и не потребуется ли позднее предоставлять пояснения в налоговую.

Переместите отчет сюда или Загрузите с компьютера

Кто и как сдает декларацию по НДС

Форму сдают в налоговую инспекцию по месту вашей регистрации после окончания отчетного периода - календарного квартала. Ее представляют не позднее 25-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если этот день приходится на выходной или праздничный день, ее сдают в следующий за ним первый рабочий день.

Сдать декларацию обязаны:

  • организации и предприниматели - плательщики НДС (в том числе и те из них, которые применяют ЕСХН и не получили освобождение от НДС);
  • налоговые агенты по НДС. Например, организации на УСН;
  • организации и предприниматели, которые применяют упрощенку и выставили покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога.

Сдать декларацию можно:

Практически все плательщики налога обязаны сдавать форму в электронном виде. Численность сотрудников компании или предпринимателя значения не имеет. Но из этого правила есть исключения. Сдавать декларацию на бумаге вправе:

  • налоговые агенты по НДС, которые не являются плательщиками этого налога и не ведут посредническую деятельность с оформлением счетов-фактур от своего имени;
  • иностранные организации, которые оказывают в России электронные услуги, и иностранные налоговые агенты.

Как проверяют декларацию в налоговой инспекции

Проверка по ФЛК

Как мы сказали выше, программа налоговиков проверяет соответствие файла с декларацией по НДС тем требованиям к его формату и реквизитам, которые утвердила ФНС.

В большинстве случаев ошибки ФЛК связаны:

  • с неправильным указанием обязательных реквизитов в декларации по НДС. Например, нет нужных разделов, не указаны коды операций, есть ошибки в ИНН и т. д.;
  • ошибочным формированием файла бухгалтерской программой. Например, если название файла с отчетом не совпадает с аналогичным показателем, который есть внутри декларации.

Вот перечень ошибок ФЛК, которые встречаются наиболее часто:

Код места сдачи отчета не соответствует вашему КПП. Например, вам нужно указать код 214, если форма сдается по месту постановки на учет и вы не являетесь крупнейшим налогоплательщиком.

В декларации нет данных из книги продаж о выставленных счетах-фактурах.

В декларации нет данных из книги покупок о зарегистрированных счетах-фактурах, полученных от контрагентов.

Не заполнены обязательные поля в форме. В декларации по НДС обязательно должно быть заполнено хотя бы одно из следующих полей: стоимость продаж по счету-фактуре; стоимость продаж, освобождаемых от налога, по счету-фактуре Оставаться пустыми оба поля не могут.

Не заполнены обязательные поля в форме. В декларации по НДС обязательно должно быть заполнено хотя бы одно из следующих полей: стоимость продаж по счету-фактуре; стоимость продаж, освобождаемых от налога, по счету-фактуре Оставаться пустыми оба поля не могут.

Проверка по контрольным соотношениям (КС)

Второй этап проверки декларации по НДС – проверка контрольных соотношений. Такая проверка предусматривает сопоставление данных внутри отчета. Например, общая сумма налога к уплате, вписанная в строку 230 раздела 9 декларации, должна быть равна сумме всех строк 170 этого же раздела. Напомним, что в этой строке отражают данные о начисленном налоге по каждому счету-фактуре, который выставила компания контрагентам покупателям.

Чаще всего ошибки, по которым срабатывают КС, допускают:

  • при расчете общей суммы НДС, начисленной к уплате по всем счетам-фактурам в разделе 9;
  • при определении суммы НДС, начисленной по всем разделам декларации;
  • при расчете суммы налога к вычету по разделу 8 и всем дополнительным листам к ней.

Налог к уплате по всем счетам-фактурам (КС 1.34)

Часто в декларации по НДС нарушается контрольное соотношение 1.34. Оно проверяет общую сумму налога, начисленную к уплате в бюджет по всем счетам-фактурам, которые компания выставила контрагентам в отчетном периоде. Речь идет про показатель строки 230 раздела 9. Здесь показывают общую сумму продаж (без НДС) по книге продаж, облагаемых налогом по ставке 20 процентов.

Она складывается из суммы продаж по каждому счету-фактуре, указанному в строке 170 раздела 9. Если в декларации это правило не соблюдается, то в ней допущена ошибка. Она может быть в следующих строках раздела 9:

  • 230 - занижена или завышена сумма продаж;
  • 170 - завышена или занижена сумма продаж.

Для ее исправления проверьте, чтобы в строке 230 были учтены продажи по каждому счету-фактуре (включая корректировочные), которые зарегистрированы в разделе 9, со ставкой НДС 20 процентов. Показатель строки 230 должен совпадать с суммой итоговых строк “Всего” книги продаж (графа “Стоимость продаж… 20 процентов). Убедитесь, что в строке 170 нет лишних данных и присутствуют нужные. Например, там не должно быть продаж прошлых или будущих кварталов. Проверьте, чтобы в раздел 9 не попали счета-фактуры, которые не относятся к текущему кварталу.

Правильно заполненная форма должна выглядеть так:

  • строка 170 раздела 9

Продажи в строке 170 раздела 9 декларации по НДС

  • строка 170 раздела 9

  • заполнение строки 230 раздела 9

Продажи в строке 230 раздела 9 декларации по НДС

Общая сумма НДС к уплате по всем разделам (КС 1.27)

Еще одна ошибка, которая встречается наиболее часто. Неправильно рассчитан НДС, начисленный по основным разделам декларации.

Этот показатель равен сумме всех строк с налогом к уплате в бюджет по разделам 2, 3, 4 и 6. Налог, начисленный в основных разделах декларации, должен совпадать с суммой НДС, указанной в книге продаж и дополнительных листах к ней (раздел 9 и приложение 1 к нему). Если эта формула не соблюдается, то в декларации ошибка.

Для ее исправления нужно проверить показатели всех строк основных разделов декларации, в которых указана сумма начисленного налога. Это строки:

  • 060 раздела 2;
  • 118 раздела 3;
  • 050 и 080 раздела 4;
  • 050 и 130 раздела 6.

Убедитесь, что в раздел 9 и приложение к нему попали нужные данные. Показатели этого раздела могут быть завышены или занижены. Проверьте строки:

  • 260, 265 и 270 раздела 9;
  • 050, 055, 060, 340, 345 и 350 приложения 1 к разделу 9.

Налог к вычету по разделу 8 (КС 1.28)

Контрольное соотношение 1.28 касается расчета вычета по книге покупок (раздел 8) и самой декларации.

Напомним, что в разделе 8 показывают общую сумму НДС, которую можно принять к вычету. Этот показатель равен сумме тех строк декларации, в которых указан налог к вычету по разделам 3-6. Если вычеты в разделе 8 и приложении 1 к нему меньше или больше чем нужно, это ошибка.

Она может быть в строках:

  • 190 раздела 8 и приложения 1 к нему;
  • 005 приложения 1 к разделу 8;
  • 190 раздела 3;
  • 030 и 040 раздела 4;
  • 080 и 090 раздела 5;
  • 060, 090 и 150 раздела 6.

Для исправления ошибки проверьте, чтобы в строках 190 раздела 8 и приложении 1 к нему были данные по всем счетам-фактурам, которые дают право на вычет налога в текущем квартале. Возможно, здесь нет вычетов, которые заявлены к возмещению из бюджета в разделах 3-6 декларации.

Убедитесь, что в разделах 3 - 6 нет лишних данных. Например, сумм входного налога принятого к вычету по покупкам прошлых или будущих кварталов. Также проверьте, что в раздел 8 и приложение к нему попали все нужные данные. Аналогичную проверку проведите в отношении разделов 3-6 декларации.


Все декларации по НДС проходят камеральную проверку. Часто результатом такой проверки является полученное от налогового органа требование о представлении пояснений и документов, которое не всегда является правомерным. Налоговики допускают различные нарушения и в итоге возникает спор, который разрешается в суде. Рассмотрим интересные случаи из недавней арбитражной практики.

Порядок, установленный Налоговым Кодексом

Статья 88 НК РФ регламентирует порядок проведения, сроки, и полномочия должностных лиц при камеральной проверке декларации НДС. Инспекция проводит камеральную проверку на своей территории (п. 1 ст. 88 НК РФ). В общем случае она длится до двух месяцев, но ее срок может быть продлен до трех месяцев (абзацы 4 и 5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Случаи, когда налоговый инспектор вправе запрашивать сведения и/или документы установлены ст. 88 НК РФ:

  • если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями , либо выявлены несоответствия сведений , представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3);
  • при проведении камеральной налоговой проверки проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено НК РФ (п. 7).

При камеральной проверке декларации с возмещением НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика (ст. 88 НК РФ):

  • документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов: счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8);
  • если в декларации выявлены противоречия или ее данные расходятся с отчетностью контрагентов проверяемого лица, налоговый орган может запросить: книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1).

Какие же нарушения допускают налоговики?

Слишком много документов

Чаще всего встречается следующее нарушение — в требовании не указано по какому контрагенту запрос, а просят вообще все документы.

Совсем недавно в такой ситуации 13-ый Арбитражный апелляционный суд поставил налоговиков на место, отменив Решение суда первой инстанции по делу № А56-38742/2020.

Арбитражный суда СЗО оставил его без изменения, а кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения. Это дело стоит того, чтобы рассмотреть его подробнее, т.к. выводы суда помогут вам составить ответ на неправомерное требование налогового органа , и обжаловать его в вышестоящую налоговую инстанцию в досудебном порядке.

Суть дела заключалась в следующем. Инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС за 1 кв. 2019 года, в которой был заявлен налог к возмещению. Организация, которая подала декларацию (является микропредприятием и входит в реестр СМП) получила от налогового органа требование представлении большое количество документации.

Налоговики, кроме счетов-фактур и первичных учетных документов, запросили:

  • договоры, заключенные со всеми контрагентами: договоры купли-продажи, договоры поставок, договоры аренды, агентские договоры, договоры цессии и иные имеющиеся договоры по сделкам отраженным в декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов);
  • анализ счетов и карточки счетов: 01, 02, 03, 08, 10, 19, 41, 60, 62, 68, 76, 90, 91 в разрезе субсчетов, контрагентов и договоров;
  • лицензии, инвентарные описи и карточки учета объектов ОС, ПТС, свидетельство о регистрации транспортных средств в ГосТехНадзоре, свидетельство о собственности, страховые свидетельства;
  • учетную политику и документы, связанные с ее утверждением;
  • акты сверки;
  • акты о зачете взаимных требований;
  • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • все доверенности за 1 кв. 2019.

Внушительный список, не так ли?

При обжаловании в Управление ФНС, были отменены только отдельные пункты данного требования, поэтому организация обратилась в суд. Суд первой инстанции поддержал налоговый орган и в удовлетворении заявления налогоплательщику отказал.

Постановлением 13-го Арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2020, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и ЛО от 29 июня 2020 было отменено, а требования компании удовлетворены.

Рассмотрев требование Инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам :

  • документы, указанные в требовании (кроме полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов, отсутствует какая-либо связь запрошенных документов с налоговыми вычетами по НДС, и такие документы не указаны в ст. 172 НК РФ;
  • положениями п. 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что право на применение вычетов поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет (работ, услуг), имущественных прав. Другие документы (в том числе, договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для применения налогового вычета в ст. 172 НК РФ не упоминаются.

Проще говоря — инспекции напомнили по каким правилам нужно работать и как читать НК.

Кроме того, суд отметил следующие важные моменты:

  • инспекция, должна была учесть правовой статус налогоплательщика, как СМП, и вытекающие из него особенности ведения бухгалтерского учета, чего в данном случае сделано не было;
  • в качестве обоснования правомерности истребования документов Управление ФНС указало, что данные документы подтверждают наличие договорных отношений и статус исполнения взаимных обязательств, ссылаясь на положения ст. 54.1 НК РФ.

Положения ст. 54.1 НК РФ не регулируют порядок проведения камеральных налоговых проверок и, не могут трактоваться, как устраняющие ограничения, установленные п. 7 ст. 88 НК РФ, а равно, как расширяющие допустимый объем истребуемых документов, установленный п. 8 ст. 88 НК РФ.

Чья корова мычала?

Второе нарушение тоже связано с чрезмерными запросами налоговиков. Они просят предоставить: штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора и другие документы .

В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС у налогоплательщика запросили копии:

  • ветеринарных свидетельств на крупный рогатый скот, транспортных накладных, пояснения относительно оплаты за мясо;
  • штатного расписания, актов сверок с контрагентами, решения учредителей о назначении директора, приказа о назначении директора, трудовой книжки директора;
  • договоров с покупателями продукции, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета на приобретенные и реализованные товары.

Компания отказалась предоставить ветеринарные свидетельства, штатное расписание, решение учредителей, копию трудовой книжки, оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, сославшись на то, что указанные документы непосредственно к исчислению НДС не относятся в силу п. 7, 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ.

Суд указал, что запрашиваемые инспекцией документы (штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора, копия трудовой книжки директора) не относятся к документам, подтверждающим правомерность применения вычетов по НДС, неисполнение налогоплательщиком требования контролеров считается правомерным (Постановление Арбитражного суда ЦО № Ф10-2225/2017 от 30.05.2018 по делу № А48-5582/2016).

При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, кроме предусмотренных НК РФ.

Какие ошибки допускают налогоплательщики

Будем честны — не только налоговики допускают нарушения. Сами предприниматели тоже иногда ошибаются.

Налоговый орган просит предоставить документы по одному контрагенту в рамках встречной проверки.

Напомним, что при возмещении НДС инспекция проводит углубленную камеральную проверку и проверяющие могут провести затребовать у ваших контрагентов информацию и документы о вашей деятельности в рамках встречной проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Ситуация: налоговый орган запросил при проведении камеральной проверки декларации по НДС счета-фактуры и первичные документы по одному контрагенту. Налогоплательщик ничего не предоставил в налоговую инспекцию, и был привлечен по п. 1 ст. 126 НК РФ к ответственности в виде штрафа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган была оставлена без удовлетворения, и компания обратилась в суд.

В данной ситуации суд отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования , и поддержал налоговый орган.

Суд пришел к выводу, что требование налогового органа было оформлено надлежащим образом, а запрашиваемые документы были прямо связаны с подтверждением права на налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям со спорным контрагентом, их истребование налоговым органом является законным (Постановление Арбитражного суда ПО № Ф06-60320/2020 от 10.06.2020 по делу № А12-20791/2019).

К такому же выводу в аналогичной ситуации выводу пришел суд в Постановлении Арбитражного суда ВВО № Ф01-3770/2019 от 13.09.2019 по делу № А28-15406/2018 (Определением Верховного Суда РФ о № 301-ЭС19-23690 отказано в передаче дела для пересмотра).

Как узнать, не выглядит ли контрагент сомнительным, надежен ли он? Воспользуйтесь «Такском-Досье» . Вы сможете оценить финансовое положение, узнать о предстоящей ликвидации, о массовом руководителе и задолженностях по налогам у своих контрагентов. И переходите на ЭДО — так получать необходимые документы от поставщиков и покупателей можно намного быстрее.

Налогоплательщик решил, что камеральная проверка уже закончилась и не представил документы.

Ситуация: Компания получила от налоговиков требование представить документы, по одному контрагенту в рамках встречной проверки, инспекция проверяла его декларацию по НДС. Отправлять документы компания отказалась, так как посчитала, что три месяца уже прошло, и срок камеральной проверки закончился.

Налогоплательщик суд проиграл. Дело в том, что налоговый орган решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля, и поэтому сроки проверки нарушены не были (Постановление Арбитражного суда ПО № Ф06-41631/2018 от 01.02.2019 по делу № А55-7123/2018).

Требование о предоставлении документов по контрагенту в рамках встречной проверки является правомерным.

Резюме

На первый взгляд кажется, что практика складывается разнонаправленно, но это не так. Суд всегда рассматривает все нюансы конкретного налогового спора. При внимательном изучении дел, становится ясно, что и налоговый орган и налогоплательщик должны действовать в рамках правового поля. В этом случае у предпринимателей есть достаточно большие шансы отстоять свою позицию при обжаловании в Управлении ФНС и в суде.

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: