Проект ндс в водный объект

Опубликовано: 16.05.2024

+7 (495) 221-78-08 8 (800) 775-50-51 Онлайн-чаты начать чат
Начать чат в Skype: gk.eco.center
Начать чат в Viber +7(962)331-22-33
Начать чат в WhatsApp +7(962)331-22-33
Перейти к корзине
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Проект нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов (проект НДС)

Проект НДС необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, имеющим стационарные, передвижные и иные источники сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 23, гл. V Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Проект определяет характеристику хозяйствующего субъекта как источника загрязнения водного объекта. В его составе проводятся необходимые расчеты, определяются предложения нормативов НДС, составляется план-график контроля соблюдения нормативов НДС. Расчет сбросов загрязняющих веществ в водный объект производится основе утвержденных методик.

Результатом работы является разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Отсутствие проекта НДС может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с перспективой приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Проект НДС нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • в стоимости проектных работ мы не закладываем скрытых условий и платежей;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственной аккредитованной лаборатории;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • в группе компаний работают высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке проектов НДС в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • отсутствие собственной аккредитованной лаборатории ведет к необходимости привлечения дополнительных субподрядных организаций, и, следовательно, к увеличению общей стоимости работ и сроков;
  • разработчик не выезжает на объект для проведения необходимых лабораторных замеров ввиду значительной территориальной удаленности от объекта проектирования;
  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • разработчик проекта отказывается сопровождать согласование проекта в согласующих органах (выполнение работ заканчивается на этапе передачи разработанного проекта НДС заказчику);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 22)
  • Приказ Минприроды России от 02.06.2014 г. № 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования»
  • Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
  • Приказ Минприроды России от 29.12.2020 г. № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».
Согласующие органы
  • Территориальный орган Росводресурсов (БВУ)
  • Территориальный орган Росгидромета
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ
  • Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству
  • Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ
  • Региональные органы надзора в области охраны окружающей среды
Результат работ
  • Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект
Срок действия
  • 5 лет
Ответственность
  • ст. 8.14 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Штраф за отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов:

Статья 8.14 КоАП

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наказание:

  • на граждан: от 500 до 1 000 рублей.
  • на должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей.
  • для юридических лиц: от 28 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебная практика по Нормативам допустимых сбросов в водные объекты:

Проект нормативов допустимых сбросов. Правовая защищённость и отсутствие правовых ограничений в деятельности предприятия

Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
Загрязнение воды – одна из самых главных и остро актуальных проблем человечества. Эта проблема уже затронула каждого жителя планеты, вследствие чего контроль сохранности водных объектов перестаёт быть формальным – законодательство и контролирующие органы всё более жёстко преследуют нарушителей установленного порядка пользования водными ресурсами.

Нарушением, влекущим не только штрафные санкции, но и приостановление деятельности предприятия, считается и сам факт загрязнения, и отсутствие положенных разрешительных документов.

Так, за сверхлимитное загрязнение вод с предприятия взымается плата с пятикратным повышающим коэффициентом в пределах превышения лимита. Когда же у предприятия отсутствуют документы о нормативах допустимых сбросов (Проект нормативов допустимых сбросов), вся масса отходов рассматривается как сверхлимитная, что влечёт не только серьёзные финансовые потери, но и не менее серьёзные проблемы законодательного плана.

Разработка Проекта нормативов допустимых сбросов осуществляется на основании:

  • Федеральный Закон № 7 от 10 января 2002 г. Об охране окружающей среды (ст. 23, глава 5)
  • Постановление Правительства РФ № 469 от 23 июля 2007 г.
  • Приказ Минприроды РФ № 333 от 17 декабря 2007 г.
  • Приказ Минприроды РФ № 246 от 02 июня 2014 г.

Проект НДС: защита природы и ваших прав

Проект НДС является абсолютно обязательным в деятельности любого предприятия, связанной со сбросом веществ в водные объекты. Он будет востребован в случаях, когда:

  • предприятие проверяется государственными контролирующими органами;
  • предприятие получает лицензию на водопользование;
  • для предприятия устанавливаются размеры платежей за пользование водными объектами;
  • налагаются штрафы по несоответствию нормативам, предъявляются иски о возмещении ущерба, оценивается эффективность деятельности предприятия по охране вод.

Грамотно и профессионально, с учётом особенностей нашего законодательства составленный Проект НДС поможет во многих случаях отстоять права предприятия и защитить его перед законом.

Этапы разработки:

1 этап. Сбор материалов для Проекта и оформление Проекта НДС.
На этом этапе проводятся сбор и лабораторные исследования загрязняющих веществ и сточных вод; выполняется расчёт нормативов допустимых сбросов; разрабатывается план экоконтроля; оформляется Проект в соответствии с установленными формой и требованиями.

2 этап. Согласование Проекта НДС в государственных органах
Проект должен быть согласован во всех предусмотренных федеральным и местным законодательством органах охраны природа и экологического надзора, после чего территориальными органами Ростехнадзора выдаётся разрешение на сброс загрязняющих веществ.

Разрешение на сброс действительно 5 лет при условии неизменности технологических процессов и неизменяемости состава сброса.

Необходимые Документы для разработки Проекта НДС

  • Общая информация об организации (производственная деятельность, структура и т.д.);
  • реквизиты предприятия, данные о территории предприятия с детализацией, план-схема придприятия.
  • справка о расходах сырья, топливных и энергетических ресурсов, о транспортных средствах;
  • сведения об оборудовании предприятия;
  • схемы систем канализации и водоснабжения; договора на водоснабжение, сброс сточных вод;
  • локальные очистные сооружения на предприятии;
  • квалификационные документы лица, ответственного за экологическую безопасность предприятия;
  • другие документы по необходимости.

Структура Проекта НДС

Проект имеет сложную структуру, наполнение которой в связи с вариативными возможностями толкования может быть как выгодным и полезным для предприятия, так и наоборот.

Специалисты-профессионалы нашей компании наилучшим образом представят сведения о деятельности вашего предприятия в рамках проекта и создадут документальную базу, благоприятную для выгод.

Содержание Проекта НДС включает:

  • аннотацию с основными результатами проведённой по проекту работы;
  • введение с перечнем документов для основания проекта;
  • общие сведения о предприятии с картами-схемами территории и водных объектов;
  • характеристика водного объекта, куда будут направлены сбросы;
  • данные о предприятии как источнике загрязнения;
  • расчёт нормативов допустимых выбросов;
  • план мероприятий по предупреждению незапланированных сбросов сточных вод в случае аварий;
  • организация контроля соблюдения нормативов;
  • приложения.

Отсутствие Проекта НДС – прямое нарушение Кодекса РФ в области административных правонарушений и Федерального закона «Об охране окружающей среды». Кроме исков со стороны контролирующих органов отсутствие Проекта вызывает множество затруднений в получении других разрешений и документов, а зачастую и невозможность получения таковых.

Оперативно составленная и согласованная нашими специалистами, полностью соответствующая всем требованиям органов контроля документация сделает работу вашего предприятия защищённой в правовом поле экологического надзора.

Помните: грамотно составленная документация – это 99% вашей правоты перед законом.

Что это такое

Проект НДС (нормативно допустимые сбросы) является важнейшей частью природоохранной документации, которая должна составляться предприятиями, осуществляющими сброс отходов в централизованную канализацию или природные водные объекты. Без него невозможно получить разрешение на осуществление сброса сточных вод предприятием и рассчитать плату за негативное воздействие на экосистему.

Зачем нужен проект НДС?

Проект НДС разрабатывается в целях нормирования объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, определения оптимального метода очистки сточных вод и снижения их количества.

Для кого нужен проект НДС

Проект НДС необходим тем предприятиям, которые осуществляют отвод ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных вод путем сброса их в виде сточных вод в любой водный объект (озеро, реку, ручей, водохранилище, море). И это не только действующие предприятия, но и предприятия, находящиеся на стадии строительства.

А также, проект НДС следует разрабатывать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» следующим компаниям:

Лицам заключившим или обязанным заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Осуществляющим деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.

Имеющим среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Санкции за нарушение экологического законодательства относительно НДС

КоАП РФ, статья 8.14: несоблюдение правил водопользования влечет наложение штрафа на юридических лиц - до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Плюс от необходимости разработать данный проект оплаченные штрафы не освобождают.

Этапы разработки и согласования проекта НДС

1. Инвентаризация источников образования и выпусков сточных вод

Определение способов отведения стоков, анализ характеристик ливневой канализации очистных сооружений

Получение Справки о гидрологической характеристике и фоновом загрязнении водного объекта в ФГБУ

2. Расчет годового объема сточных вод

Определение количества ЗВ и микроорганизмов, допустимых к сбросу

Отбор проб сточных вод и проведение анализа КХА

Расчёт нормативов допустимых сбросов

Разработка плана экоаналитического контроля

3. Согласование проекта в государственных органах

При необходимости доработка проекта

Получение Разрешения на сбросы ЗВ

Согласование проекта НДС в настоящее время осуществляется в 6 инстанциях и занимает в среднем 6 месяцев.

Все государственные органы, имеющие отношение к согласованию проекта НДС, представлены ниже:

Федеральное агентство водных ресурсов - 30 дней - Согласование проекта НДС.

Росгидромет - 30 дней - Заключение о соответствии требованиям.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Роспотребнадзор - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.

Федеральное агентство по рыболовству - 30 дней - Заключение о соответствии расчетов нормативам.

Департамент Росприроднадзора по ЦФО - 30 дней - Разрешение на сброс.

Срок действия НДС

Срок действия проекта НДС и Разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — 5 лет.

Наши гарантии

В случае возникновения замечаний к отчетам у надзорных органов, мы устраняем их и всегда добиваемся главного результата – согласованного проекта.

Наши преимущества:

- Срок от 10 дней

- Собственная Аккредитованная Лаборатория. Одна из самых крупных коммерческих лабораторий в России

(Аттестат № RA.RU.21ЭМ03, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц – 12.09.2016)

- Прозрачная и гибкая ценовая политика. Наши цены гораздо ниже, чем многочисленные штрафные санкции.

- Опыт работы более 10 лет

- Высококвалифицированный штат специалистов

- САНГИК - лидер на рынке услуг в сфере экологии, экспертной оценке и лабораторного исследования

- Мы работаем по всей России

- Бесплатная консультация от наших экспертов

Проект нормативов допустимых сбросов ( проект НДС ) разрабатывается на основании требований Закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» , постановления Правительства РФ № 469 от 23 07. 2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», приказа МПР РФ № 333 от 17.12.2007 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» и иных документов.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ все юридические лица, имеющие на своем предприятии стационарные источники сбросов загрязняющих веществ в вводные объекты, обязаны проводить инвентаризацию сбросов вредных загрязняющих веществ в водные объекты, разрабатывать и согласовывать проект НДС . Отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ влечет за собой не только меры административной ответственности вплоть до приостановки деятельности на срок 90 дней, но и меры уголовной ответственности . Кроме этого, все количество сбрасываемых загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитное и с предприятия взимается плата в пятикратном размере, что приводит к необоснованным финансовым потерям.

Срок разработки проекта НДС – от 30 дней.

Стоимость разработки проекта НДС - от 135000 руб.

Целью проекта НДС загрязняющих веществ в водный объект является установление массы и количества химических веществ и микроорганизмов, допустимых для сброса в водный объект в установленном режиме, при соблюдении которых обеспечиваются нормы качества воды водного объекта, утверждение предложенных нормативов допустимых сбросов и получение Разрешения на сброс загрязняющих веществ сроком действия 5 лет.

До разработки проекта НДС проводится предварительная инвентаризация предприятия заказчика, в том числе источников загрязнения. В результате определяются пути и методы отвода стоков, наличие или отсутствие очистных сооружений и ливневой канализации, характеристики водоохранных зон, а также наличие природоохранной документации. Определяется и согласуется с заказчиком стоимость, сроки выполнения работ. После чего заключается Договор на разработку и согласование проекта НДС .

Для разработки проекта нормативов допустимых сбросов запрашиваются следующие документы.

  1. Краткое описание производственной структуры и деятельности предприятия, с указанием назначения и характеристик всех объектов.
  2. Свидетельство о гос. регистрации, реквизиты юридического лица заказчика.
  3. Данные о территории предприятия (общая площадь, площадь застройки, дорог, площадок с асфальтовым и грунтовым покрытием, газонов, наличие и площадь транспортной стоянки).
  4. Договора аренды или свидетельства о собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  5. Справки о расходе сырья и топливно-энергетических ресурсов
  6. Сведения о технологическом оснащении.
  7. Схемы систем канализации и водоснабжения с указанием диаметров трубопроводов, количеств санитарных приборов, марки водомеров, противопожарного водопровода и др.
  8. Схемы сетей ливневой канализации.
  9. Разрешение на сброс ( в городскую канализацию).
  10. Договор на водоснабжение и сброс сточных вод.
  11. Схема-график контроля за соблюдением нормативов сбросов загрязняющих веществ
  12. Наличие очистных сооружений поверхностного стока, марка, сертификат, паспорт и т.п.
  13. Приказ о назначении ответственного за экологическую безопасность.
  14. Предшествующий проект НДС (если есть в наличии).

Процесс разработки проекта НДС включает:

- сбор исходных данных , в том числе запросы и получение гидрологических и гидрохимических характеристик и сведений о состоянии и категорийности водного объекта приемника сточных вод, характеристик качественного и количественного состава сбрасываемых сточных вод посредством лабораторных исследований;

- расчёт баланса водопотребления и водоотведения на основании фактических данных и отраслевых норм водопотребления и водоотведения с представлением балансовой схемы водопользования;

- расчёт и обоснование расхода поверхностных (дождевых, талых) сточных вод в соответствии с нормами, рекомендациями и справочными данными;

- расчёт и обоснование нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих с поверхностными (дождевыми, талыми и поливомоечными) сточными водами в водный объект;

- разработка и согласование с Заказчиком плана мероприятий по уменьшению сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, предупреждению аварийных сбросов загрязняющих веществ в водный объект, организации производственного контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, а также составление поквартального графика сброса сточных вод;

- оформление схем систем водопотребления и водоотведения и пояснительной записки к ним;

- оформление проекта НДС в соответствии с действующими методическими указаниями и представление его на утверждение Заказчику.

На этом заканчивается процесс разработки проекта НДС .

Следующий этап – одновременное представление проекта НДС на экспертизу и согласование в следующие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы):

- ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (результат согласования - выдача заключения по результатам рассмотрения проекта НДС) - 30 рабочих дней;

- Северо-Западное ТУ Федерального агентства по рыболовству (Результат рассмотрения материалов - выдача заключения по оценке воздействия на водных биологических ресурсов и среду их обитания) - 3 месяца;

- ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» (результат санитарно-эпидемиологической экспертизы – выдача положительного Экспертного заключения) - 30 рабочих дней;

и далее последовательное представление проекта НДС на согласование в

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (результат – выдача положительного Санитарно-эпидемиологического заключения) - 30 рабочих дней;

- Управление Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (результат согласования - выдача Заключения по результатам рассмотрения проекта НДС ) - 30 рабочих дней;

- Невско-Ладожское бассейновое водное управление (НЛБВУ) (результат – выдача Обществу Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, согласование Программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной) - 30 рабочих дней;

- Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (результат представления документов – выдача Решения о предоставлении водного объекта в пользование ) - 30 рабочих дней;

- Управление Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (результат представления документов – выдача Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; согласование плана уменьшения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в случае, если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Обществом не обеспечивается) - 30 рабочих дней.

Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду действительно 5 лет при неизменности технологических процессов и состава сброса.

Срок разработки проекта нормативов допустимых сбросов (проекта НДС) составляет от 20 рабочих дней до 3 месяцев в зависимости от сложности работ, типа и расположения объекта, без учета сроков согласований.

Принятие решения заказать наши экологические услуги всегда отстается за Вами.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2020 года N 1118

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 1 января 2022 г.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61973

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 29 декабря 2020 года N 1118

Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

I. Назначение и область применения

1. Сферой применения настоящей методики является разработка нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты (далее - НДС).

Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, в том числе указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемого на основании статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2020, N 50, ст.8074) (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

2. Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст.778) (далее - постановление N 149), с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя.

3. В случаях если условные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатываются с учетом пункта 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением N 149 (далее - Положение, утвержденное постановлением N 149).

4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 (М., Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000, "Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора", N 2, 2001; "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль, 2015).

5. При сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

6. В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением N 149.

При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.

Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ.

7. Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности, обладающих однонаправленным механизмом токсического действия, в том числе канцерогенным, при их одновременном присутствии в максимально загрязненной струе контрольного створа для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности (далее - ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества 1 и 2 классов опасности к соответствующим предельно допустимым концентрациям (далее - ПДК) не превышала 1.

8. Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

9. При сбросе теплообменных вод (использованных в охлаждающих системах для охлаждения технологического продукта без соприкосновения с ними и не содержащих загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя) тепловых электростанций, атомных электростанций и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора, определяемых в соответствии с Порядком проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов - при условии осуществления водопользования одним водным объектом для забора воды и сброса сточных вод; а в иных случаях - на уровне наиболее низких фоновых концентраций веществ из числа определенных для водного объекта, из которого осуществляется забор воды (в створе водозабора), и водного объекта - приемника сточных вод (вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод).

10. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:

а) в управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций загрязняющего вещества в воде водного объекта, а также гидрометеорологическая информация);

б) в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта - приемника сточных вод);

в) в Минприроды России (в части получения информации о нормативах качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте - приемнике сточных вод или его части (при наличии) - в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения.

Информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст.514) нормативах допустимого воздействия на водные объекты размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

11. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4220; 2019, N 30, ст.4097) (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду. НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

В качестве фактического сброса для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст.4299) (далее - Правила N 891).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 891, в случае если фактический сброс сточных вод в водный объект объектами централизованных систем водоотведения не осуществляется (в том числе при проектировании или строительстве объектов централизованных систем водоотведения) либо осуществлялся менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд, то для целей определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, в него могут быть включены все загрязняющие вещества по перечню согласно приложению N 1 к Правилам N 891, а также загрязняющие вещества, указанные в пункте 7 Правил N 891.

Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

12. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1 к настоящей Методике).

13. Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ) или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4088; 2011, N 24, ст.3500) (далее - постановление N 469).

Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением N 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется в следующих случаях:

а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;

б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891);

в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;

г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;

е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;

ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При наступлении указанных обстоятельств расчеты НДС, комплексные экологические разрешения, содержащие такие расчеты НДС, декларация о воздействии на окружающую среду, содержащая такие расчеты НДС, признаются действующими до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и пересмотра комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого содержатся расчеты новых НДС, или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, а также в случаях, когда НДС были утверждены до 1 января 2019 г., утвержденные в порядке, установленном постановлением N 469, НДС признаются действующими до момента получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - разрешения на сбросы) на основании утверждённых расчетов новых НДС в пределах срока действия, указанного в ранее выданном разрешении на сброс, но не более 6-х месяцев

14. Расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей Методики):

а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;

б) план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

в) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;

г) данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;

д) данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;

е) водохозяйственный баланс водопользования;

ж) гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций по информации, полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (при наличии);

з) данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов исследований воды водного объекта и актов отбора проб воды, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений испытательными лабораториями;

и) данные о значениях нормативов качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части (при наличии) по нормируемым веществам, по информации полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (в случае установления таких нормативов);

к) данные о расходе, в том числе суточном, сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;

Читайте также: