Письмо минфина об ндс при усн

Опубликовано: 09.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-07-11/107821 О применении концессионером, применяющим УСН, НДС, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении УСН

Вопрос: В процессе структурирования и реализации проектов в формате Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возникает потребность в уточнении особенностей применения положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении инвесторов, использующих упрощенную систему налогообложения при реализации инфраструктурных проектов в формате вышеназванных Федеральных законов.

Исходя из изложенного, просим разъяснить порядок уплаты юридическим лицом, использующим упрощенную систему налогообложения, следующих налогов:

- налога на добавленную стоимость в отношении затрат концессионера (частного партнера), профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- порядок возмещения налога на добавленную стоимость концессионером (частным партнером), уплаченного с затрат, профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- налога на имущество организаций в отношении объекта концессионного соглашения (объекта соглашения о государственно-частном партнерстве);

- о необходимости включения в состав доходов по налоговой базе УСН средства Капитального гранта и Возмещения.

Ответ: В связи с письмом о применении концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений.

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и заключившие концессионное соглашение по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Кроме того, концессионеру, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2.1, подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса и пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

В то же время следует отметить, что статьей 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2022 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года, применяются положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым восстановлению подлежали суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Что касается получения концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде инвестиций полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям.

Таким образом, денежные средства, полученные от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 378.1 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, согласно которым имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В силу данной нормы концессионер уплачивает налог на имущество организаций в отношении указанного имущества вне зависимости от порядка его учета на отдельном балансе концессионера и прав собственности на него.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

К облагаемым налогом на имущество организаций объектам недвижимого имущества при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса отнесены:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;

жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Поэтому концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении этих объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, принятого в рамках пункта 2 статьи 378.2 Кодекса.

При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.

В то же время согласно Федеральному закону N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются только объекты, указанные в статье 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к которым в частности, не относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 374 Кодекса (не указанных в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 Кодекса), концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден от уплаты налога на имущество организаций.

Статьей 7 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень объектов имущества, в отношении которого предусмотрено заключение соглашения государственно-частного партнерства.

При этом особенности уплаты налога на имущество организаций при реализации проектов государственно-частного партнерства главой 30 Кодекса не установлены. В связи с этим налог на имущество организаций уплачивается организацией, реализующей данные проекты, в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минин ответил на вопросы концессионера, применяющего УСН, об НДС, налоге на имущество организаций и определении доходов для целей УСН.

В связи с выходом информационного письма Минфина России от 15.05.2019 № 24-01- 07/34829 по вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения, у части специалистов и должностных лиц заказчиков возникает ошибочное представление о порядке применения части 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Союз инженеров-сметчиков РАЗЪЯСНЯЕТ:

1. С 01.07.2018 года в часть 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ было внесено изменение, в соответствии с которым, в качестве обязательных условий в контракты должна включаться оговорка об уменьшении суммы оплаты на размер налоговых платежей физическим и юридическим лицам, если такие платежи подлежат оплате в бюджет заказчиком (пункт 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ). Необходимость указанного изменения была обусловлена включением в перечень исполнителей по контрактам юридических лиц, которые не были включены в ранее действующую редакцию, части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Удержание заказчиком суммы налога из цены контракта в отношении юридического лица - исполнителя по контракту действующим налоговым законодательством предусмотрено только в отношении ограниченного круга операций.

Ситуации, в которых заказчику надо выполнять обязанности налоговых агентов по расчету и уплате НДС, перечислены в статье 161 НК. Там же приведены особенности расчета налоговой базы. В частности, для случаев, когда:

  • приобретены товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете;
  • арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;
  • арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;
  • реализовано на территории России имущество по решению суда (есть исключения);
  • реализовано на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, клады, скупленные и перешедшие к государству по наследству;
  • посредник участвует в расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете.

Большинство из перечисленных случаев не входит в сферу государственных (муниципальных) закупок

Во всех остальных случаях, ни Налоговый Кодекс РФ, ни иные положения налогового законодательства не предусматривают обязанности заказчика удержать из подлежащей уплате исполнителю (подрядчику) цены соответствующую сумму НДС и самостоятельно перечислить ее в бюджет.

Таким образом, если исполнитель (подрядчик) не является плательщиком НДС (в связи с применением им упрощенной системы налогообложения), само по себе упоминание НДС в проекте контракта не означает, что подлежащая уплате цена должна быть уменьшена заказчиком на соответствующую сумму НДС.

2. Государственный (муниципальный) контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.

Если организация - победитель закупки использует упрощенную систему налогообложения (УСН) и между сторонами не достигнуто соглашение о снижении цены контракта (без изменения объема работ (услуг) на сумму НДС или иную величину, в том числе выраженную в виде коэффициента, при условии, что такая возможность изменения условий контракта была предусмотрена документации о закупке и контрактом, то

В тексте государственного (муниципального) контракте пишется окончательная цена победителя закупки с формулировкой: «Стоимость работ по настоящему Контракту составляет ______руб. _______копеек, НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ)».

Так как начальная (максимальная) цена контракта определена на основе сметы, то в сметной стоимости отдельной строкой изначально выделена сумма НДС, которая является частью цены контракта (в том числе НДС). При этом подрядчику (исполнителю) на УСН должна быть выплачена полная цена контракта, без выделения суммы НДС и выставления последним счета-фактуры, с формулировкой в платежных документах «НДС не облагается».

Таким образом, возникает ситуация, когда сумма к оплате, в том числе по промежуточным Актам выполненных работ КС-2 и Справкам по форме КС-3, должна соответствовать цене заключенного контракта, но набор позиций по смете не покрывает разницу между ценой заключенного контракта и итога по позициям сметы (акта).

Если в сметной документации стоимость определена с учетом НДС, то это не означает, что у стороны, обязанной произвести оплату работ по контракту, появляются основания корректировать цену контракта в сторону уменьшения в одностороннем порядке, или производить оплату работ с удержанием сумм НДС (за минусом НДС), ссылаясь на отсутствие у подрядчика соответствующих налоговых обязанностей. Более того, даже в ситуации, когда контрактом предусмотрено, что его цена определена с учетом НДС, уменьшение суммы оплаты по контракту в связи с применением подрядчиком упрощенной системы налогообложения будет неправомерным, так как это противоречит прямому запрету на изменение условий контракта (в том числе и условия о его цене), содержащемуся в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Само по себе указание в контракте, смете или акте выполненных работ на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а лишь указывает на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер оплаты работ по контракту.

«…с учетом того, что цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных статьей 95 Закона о контрактной системе, при оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках контракта, заключенного с участником закупки, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов» (из Письма Минфина России от 20.11.2017 № 24-01-10/76771 «Об уменьшении на сумму НДС цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН»).

Учитывая специфику составления смет и актов выполненных работ по форме КС-2, Справок по форме КС-3, рекомендуется для расчетов за выполненные работы без изменения объема выполненных работ и позиций по смете (акту):

  • при определении итога по акту в базисном уровне цен 2000 года - начислить коэффициент пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен контракта, определяемый как отношение цены заключенного контракта к полной сметной стоимости в базисном уровне цен 2000 года без учета налога на добавленную стоимость;
  • при определении итога по акту в текущем уровне цен (при индексации в текущий уровень цен построчно) - начислить коэффициент, определяемый как отношение цены заключенного контракта к полной сметной стоимости в текущем уровне цен без учета налога на добавленную стоимость.

Таким образом, в Акте выполненных работ НДС не упоминается и не выделяется, но итог соответствует цене заключенного контракта.

Если цена контракта определена с учетом коэффициента снижения начальной (максимальной) цены, проложенной победителем закупки, то указанный коэффициент учитывается в цене контракта.

Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.

  1. «НДС» — что это такое?
  2. НДС при заключении госконтракта
  3. Госконтракт с поставщиком на УСН
  4. Госконтракт с физическим лицом
  5. Рекомендации участнику закупок
  6. НДС в 223-ФЗ
  7. Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

«НДС» — что это такое?

НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость. Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет. Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.

С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).

Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.

В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.

Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.


НДС при заключении госконтракта

Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.

Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ. Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.

При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК). При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.

Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО. 44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.

Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.

Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.

Госконтракт с поставщиком на УСН

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:


Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.

Разберемся на практике:

Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.

Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.

Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.

Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.

В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:


В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:


ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:


Позиция судебной практики:

Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот скриншот фрагмента из этого решения:


Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

Госконтракт с физическим лицом

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

Рекомендации участнику закупок

Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.

  1. Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
  2. Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
  3. В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
  4. Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.

НДС в 223-ФЗ

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.

  1. Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
  2. Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
  3. Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

В общем случае компании на упрощенной системе налогообложения (УСН) не платят НДС. Однако есть ряд ситуаций, когда бухгалтеру фирмы на «упрощенке» приходится работать с этим налогом. И здесь очень важно знать правила его начисления и уплаты, ведь малейшая ошибка или небрежность могут обернуться для бизнеса финансовыми потерями.

Рассказываем, в каких случаях организациям на УСН нужно вести учет операций с налогом на добавленную стоимость, можно ли осуществить возврат НДС и что следует учитывать при определении размера компенсации в сводном сметном расчете.

В каких случаях компания на «упрощенке» платит НДС

Упрощенная система налогообложения — удобный способ ведения учета для многих небольших фирм и индивидуальных предпринимателей. Ее использование в разы снижает объем документации и заменяет несколько налогов (к слову, НДС в их числе).

Между тем Налоговый кодекс содержит особые ситуации — в нормативном документе перечислено, когда «упрощенец» обязан исчислить и уплатить НДС:

  • налогоплательщик осуществляет импортные операции и ввозит иностранные товары на территорию страны (п. 3 ст. 346.11 НК РФ);
  • организация или ИП являются налоговыми агентами при покупке или аренде государственного или муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • «упрощенец» выполняет строительные работы организациям, находящимся на общей системе налогообложения (ОСНО);
  • при проведении операций, связанных с договорами доверительного управления, простого или инвестиционного товарищества (ст. 174.1 НК РФ);
  • в случаях выставления счетов-фактур с выделением сумм НДС по просьбе покупателей.

Несоблюдение правил учета НДС при выполнении указанных операций может обернуться финансовыми потерями для самого налогоплательщика, а его партнеры не смогут принять к вычету уплаченные, но не учтенные «упрощенцем» суммы налога.

Организациям и предпринимателям, которые работают по посредническим или подрядным договорам либо выставляют счета-фактуры с НДС необходимо вести журнал учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Проведение операций, требующих исчисления НДС, влечет за собой обязанность по заполнению и сдаче соответствующей декларации (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Зачем рассчитывать компенсацию НДС при УСН

Плательщики УСН, работающие в сфере строительства, часто заключают договоры с заказчиками, которые используют ОСНО. В число основных документов, используемых в строительстве, входит сметный расчет. Именно он подробно описывает все этапы работы, используемые материалы и трудозатраты. Без сметы строительный или ремонтный объект не будет принят в эксплуатацию.

Отсутствие в сметном расчете суммы НДС влечет за собой проблемы во взаиморасчетах между заказчиком и исполнителем. Заказчик на общем режиме налогообложения не может вычесть неучтенный НДС, а исполнитель-упрощенец компенсировать свои затраты, уплаченные за материалы, на налог.

Возмещение НДС при УСН не предусмотрено, поэтому неправильный учет может привести к потере упрощенцем 20% от суммы неверно оформленной сметы. Часто серьезные заказчики и вовсе отказываются сотрудничать с подрядчиками-упрощенцами, не умеющими работать с НДС, чтобы была возможность возместить НДС.

Как правильно учесть затраты на НДС при УСН

Обычно все затраты на строительство в смете группируются по статьям затрат, например, лимитированные затраты, стоимость материалов, эксплуатация машин. Размер затрат в денежном выражении указывается всегда без НДС, а сам налог указывается в графе «итоги».

Исполнитель, который находится на УСН, закупает материалы по цене, включающей НДС. Однако он лишен права включить уплаченные суммы НДС в смету, а учитывает их в своем налоговом учете в составе общих расходов. Часто упрощенцы и вовсе исключают графу НДС из сметы. Возникает искажение в расчетах.

Наши эксперты советуют не исключать графу «НДС», а заменить ее на графу «Затраты на компенсацию НДС при УСН».

Рассмотрим такую ситуацию на примере.

ООО «А» (заказчик на ОСНО) заключил договор с ООО «Б» (исполнитель на УСН) на переустройство мебельного цеха. Для ремонта потребовалось приобрести строительные материалы и включить их в смету. ООО «Б» приобрело строительных материалов на 240 000 рублей, из них 40 000 рублей — это НДС, уплаченный продавцу.

По правилам, в смету идет стоимость материалов без учета налога. В нашем примере это 200 000 рублей. Однако есть еще сумма налога, которая тоже должна быть где-то учтена.

Правильно

Неправильно

Компенсация НДС при УСН в смете: формула

Чтобы правильно рассчитать размер компенсации НДС, необходимо воспользоваться расчетной формулой и знать некоторые тонкости их использования.

Формула для расчета затрат на компенсацию НДС

(МАТ + (ЭМ - ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 0,20

Коэффициенты, используемые в формуле, являются универсальными и позволяют учесть в смете затраты на НДС. В 2019 году в связи с общими изменениями в НДС была обновлена формула для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН.

  • С 2019 года ставка НДС увеличилась с 18% до 20%. Первый квартал 2019 года был переходным периодом и потребовал значительных затрат на ревизию договоров. Налогоплательщики обязаны по правилам переходного периода организовать учет авансовых расчетов, если сумма аванса получена в 2018 года, а поставка товаров или выполнение услуг принято на учет в 2019 году. К слову, клиенты 1С-WiseAdvice успешно преодолели переходный период и изменение ставки НДС, поскольку всем им заранее было разослано специальное письмо с перечнем необходимых действий, которые им необходимо предпринять для безболезненного перехода на новую ставку.
  • С первого квартала 2019 года изменилась форма декларации по НДС. Сдача декларации по старой форме приравнивается к отсутствию отчетности и автоматическому доначислению штрафов.

Особенности работы с НДС налогоплательщиками, применяющими УСН

Ни один налог не вызывает столько штрафов и судебных исков как НДС. По статистике ФНС, в «смете» всех доначислений на него приходится более половины сумм, взыскиваемых по результатам выездных или камеральных налоговых проверок.

Организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны помнить основные правила работы с НДС:

  • Если «упрощенец» приобретает товары или услуги у организации на общей системе налогообложения, ему придется заплатить НДС.
  • Если по какой-то причине налогоплательщик на УСН выставил счет-фактуру и выделил в ней сумму НДС — он обязан сдать налоговую отчетность и уплатить сумму указанного НДС в бюджет. Невыполнение этой обязанности грозит доначислением и штрафами при налоговых проверках.
  • Если фирма или предприниматель на упрощенке арендуют или покупают муниципальное или государственное имущество, они должны выделить сумму НДС из общей суммы сделки, перечислить налог в бюджет, сдать декларацию. В противном случае, можно столкнуться с требованием ФНС о принудительной уплате налога.

Подведем итог. В общем случае предприниматели на УСН НДС не платят, но существует ряд исключений, которые обязывают предпринимателей не только перечислять налог, но и отчитываться по нему. Об этом мы подробнее рассказывали здесь. Вернуть НДС бизнесмен на упрощенке не может. Но некоторые компании могут показать в смете и компенсировать свои затраты на материалы на сумму налога.

В последнее время от наших клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения (плательщиком НДС не являются), все чаще поступают вопросы относительно закупок, цена которых включает в себя НДС. Давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Начнем с НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) это косвенный налог, исчисляемый продавцом при реализации товаров, работ или услуг покупателю. Покупатель платит продавцу налог со стоимости товара (работы, услуги), а продавец перечисляет НДС в федеральный бюджет. Налог исчисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи. Плательщиками

НДС в бюджет могут являться как организации (в том числе и некоммерческие), так и индивидуальные предприниматели. Организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе – упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в большинстве случаев плательщиками НДС не являются.

В настоящее время (с 1 января 2019 года) ставка НДС равна 20 %. Но при этом в отношении ряда операций применяются пониженные ставки налога. С 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Теперь давайте обратимся к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). В извещении о закупке заказчик в обязательном порядке должен указать начальную (максимальную) цену контракта (п. 2 статьи 42 44-ФЗ). При этом в соответствии с письмом Министерства финансов России от 27.12.2017 г. № 24-03-08/87276, заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, заказчик в извещении о закупке может указать, что НМЦК включает в себя НДС. Закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) не ставит возможность участия в государственных закупках в зависимость от применяемой участниками системы налогообложения. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Исключение составляют только оффшорные компании (п. 4 части 1 статьи 3).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими общую систему налогообложения, поскольку законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) не установлено никаких ограничений в отношении применяемого ими налогового режима.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу заключения контракта с победителем закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 статьи 34).

При заключении контракта в его текст обязательно включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 статьи 34).

Сразу отметим, что при формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ (т.е. в соответствии с применяемой им системой налогообложения).

Законом № 44-ФЗ (статья 95) не предусмотрено право заказчика на корректирование цены контракта (уменьшения на размер НДС, если исполнитель не является плательщиком налога), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки. Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

Такой вывод подтверждается письмом Министерства финансов РФ от 02.11.2017 г. № 03-07-11/72354.

Электронная подпись, прохождение аккредитаци, тендерное сопровождение,

банковские гарантии, кредиты и займы

Итак, мы установили, что заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на том основании, что исполнитель не является плательщиком НДС. А что делать такому исполнителю закупки, если в действующем контракте сумма контракта указана с учетом НДС и в платежном поручении на оплату контракта заказчик выделил сумму НДС. Платить налог или не платить? Ответ прост – не платить. В подтверждение этого обратимся к письму Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@.

В этом письме, рассмотрев обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиком - исполнителем государственного контракта, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС сообщает, что в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Вроде бы все предельно ясно. Учитывая, что письмо налоговой службы датировано еще 2016 годом, вопросов возникать не должно. Но на практике разногласия между заказчиками и исполнителями продолжаются. Об этом свидетельствуют новые обращения наших клиентов и широкая арбитражная практика.

Желая покончить с разбродом и шатаниями в этом вопросе, Федеральная антимонопольная службы выпустила письмо от 18.06.2019 г. № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения».

Необходимо принимать во внимание, что решением Верховного суда РФ от 09.12.2019 № АКПИ19-798 указанное выше письмо Федеральной антимонопольной службы признано недействительным. Верховный суд посчитал, что ФАС превысила полномочия, давая разъяснения по вопросам применения положений закона 44-ФЗ. Решение суда вступило в законную силу.

В этом письме ФАС, являющаяся федеральным контрольным органом в сфере закупок, в целях формирования единообразной практики применения положений закона «О контрактной системе в сфере закупок» еще раз разъясняет:

1. Контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения не допускается.

2. Любой участник закупки, в том числе и освобожденный от уплаты НДС и применяющий УСН, вправе участвовать в закупках. В связи с этим заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта – «включая НДС/ НДС не облагается».

Итак, мы привели точки зрения Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы по вопросу НДС в госзакупках. И, как ни странно, мнения по этому вопросу всех трех ведомств совпадают. Более того, эта позиция подтверждается арбитражной практикой (например, определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 306-ЭС19-15999 по делу № А12-25318/2018). Этого достаточно для того, чтобы убедить самого упрямого заказчика.

Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в собственной правоте. И удачных Вам закупок.


Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными!

Читайте также: