Письмо ифнс по ндс 2021 год

Опубликовано: 16.05.2024

С 1 июля 2021 года вступают в силу изменения, затрагивающие порядок представления организацией пояснений к декларации по НДС при ее камеральной проверке.

Как представлять пояснения к декларации по НДС

Организации, которые обязаны представлять декларацию по НДС в электронной форме, обязаны при проведении камеральной налоговой проверки этой декларации представлять налоговикам пояснения также в электронной форме.

Это правило установлено абзацем 4 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса.

Пояснения надо направлять по установленному формату, который утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.

При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Из правила, установленного абзацем 4 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса, есть исключения.

Пояснения в электронном виде могут не представлять организации, на которые не возложена обязанность направлять декларацию по НДС в электронном формате.

Это организации – налоговые агенты по НДС, которые:

  • относятся к неплательщикам НДС или получили освобождение от уплаты НДС;
  • не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • не совершали операций с сырыми шкурами животных, металлолом, вторичным алюминием и его сплавами, а также с макулатурой;
  • имеют среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год до 100 человек;
  • не являются посредниками, выставляющими счета-фактуры от своего имени.

Кроме того, правило абзаца 4 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса распространяется только на пояснения к декларациям по НДС.

Налоговый кодекс не устанавливает запрет для выбора способа представления пояснений к налоговым декларациям по иным налогам.

Таким образом, пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде через оператора электронного документооборота (письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

В каких случаях организацию могут оштрафовать за непредставление пояснений по НДС в 2021 году

Организации, которая не представила или представила несвоевременно налоговикам пояснения к декларации по НДС, грозит штраф по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса.

Его размер составляет 5 тыс. рублей.

С 1 июля 2021 года появляется новое основание для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса: представление пояснений не по формату, установленному ФНС.

До внесения изменений в вопрос о том, являются ли пояснения по неустановленному формату непредставленными, являлся спорным.

ФНС разъясняла, что если пояснения к декларации по НДС направлены не по утвержденному формату, то оштрафовать за несообщение сведений нельзя.

Поскольку положения статьи 129.1 Налогового кодекса не предусматривает, что если пояснения представлены в электронном виде, но не по установленному формату, то они считаются непредставленными.

Об этом извещала ФНС России на своем официальном сайте (решение от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Право


11 марта 2021 года на сайте ФНС было опубликовано долгожданное Письмо ФНС РФ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Полгода все обсуждали проект Письма, а также возможность налоговой реконструкции по делам о необоснованной налоговой выгоде, и, в частности, по проблемным контрагентам.

В окончательном варианте Письма налоговая реконструкция есть. Однако так ли все радужно? И что нового, кроме реконструкции, несет в себе Письмо? Разберем в коротких тезисах.

Ранее, с августа 2017 года и по настоящий момент, ФНС по ст. 54.1. НК РФ отказывала всем, кто замешан в сделках с техническими контрагентами, в расходах и вычетах и привлекала к ответственности в виде штрафа 40%.

Сейчас Письмо предлагает новые подходы к классификации ситуаций, связанных со ст. 54.1 НК РФ:

1. Ситуации по ст. 54.1 НК РФ с точки зрения субъективной стороны (формы вины налогоплательщика в виде умысла или неосторожности) и последствий разделены на 4 категории:

  • знал, соучаствовал в организации технических контрагентов, деньги возвращались налогоплательщику (форма вины — умысел, ответственность в виде штрафа 40% от доначисленных сумм);
  • знал о наличии технического контрагента на стороне поставщика (исполнителя), но относился к этому безразлично (форма вины — умысел, ответственность в виде штрафа 40% от доначисленных сумм);
  • не знал о наличии технического контрагента, но должен был знать, если бы проявил коммерческую осмотрительность (форма вины — неосторожность, ответственность в виде штрафа 20% от доначисленных сумм );
  • не знал и не должен был знать (вина отсутствует, налогоплательщик освобождается от ответственности).

2. Оценка субъективной стороны (формы вины налогоплательщика) играет решающую роль при решении вопроса о возможности реконструкции, о размере штрафа (20% или 40%), применении смягчающих обстоятельств и далее — для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.

3. Большая часть Письма посвящена борьбе с техническими компаниями, хотя в нем перечислены и иные случаи налоговых злоупотреблений.

4. Введены новые термины: «техническая компания» и «коммерческая осмотрительность» (вместо привычной «должной осмотрительности»).

5. Вводится презумпция знания о том, что контрагент технический, и бремя доказывания обратного возлагается на налогоплательщика.

6. Оценивания намерения налогоплательщика, налоговые органы проводят несколько тестов, исследуя операции и фактические обстоятельства:

  • тест на реальность операции;
  • тест на сторону — исполнение обязательства надлежащим лицом;
  • тест на соответствие существа форме;
  • тест на наличие деловой цели.

7. Если операции не реальны, остальные тесты не проводятся, налог на прибыль и НДС доначисляются в полном объеме, реконструкция не производится, ответственность в виде штрафа — 40%.

8. Для проведения реконструкции налогоплательщик должен раскрыть реального поставщика (исполнителя), сумма расходов и вычетов производится исходя из параметров реального исполнения, отраженного в документах реального поставщика (исполнителя).

Поэтому реконструкцию удастся провести далеко не во всех случаях.

9. Ситуации, когда налогоплательщик не знал и не должен был знать о том, что контрагент является технической компанией, касаются сделок на незначительную сумму, сделок ординарных, направленных на пополнение запасов, для которых чрезмерный комплаенс не оправдан.

image_pdf
image_print

В статье проведём обзор значимых изменений, которые вступят в силу с 2021 года в отношении налога на добавленную стоимость: особенности исчисления, применение пониженных ставок, порядок заполнения декларации, система прослеживаемости и прочее.

НДС при импорте племенной продукции

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

НДС для медицинских изделий в период COVID-19

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 430 до 1 января 2021 года разрешена реализация одноразовых медицинских изделий, незарегистрированных в РФ, а также прочих товаров медицинского назначения, продажа которых облагается НДС по ставке 10%. 3

Письмо ФНС России от 23 апреля 2020 года № СД-4-3/6930 позволяет применять ставку НДС в 10% по отношению к медицинским изделиям, у которых отсутствует регистрационное удостоверение, будет достаточно того, что продукция официально зарегистрирована в стране производителя.

НДС при обеспечении сотрудников средствами индивидуальной защиты

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Ставка НДС для книжной продукции

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2020 года № 1643 расширяет перечень операций, к которым может применяться ставка НДС в размере 10%:

  • книжная продукция образовательного, научного или культурного характера, выпускаемая в электронном формате и распространяемая по сети Интернет и каналам спутниковой связи
  • книги на дисках и прочих носителях
  • электронные книги

Данная послабление не относится к рекламным изданиям. Информация рекламного характера не может превышать в книжной продукции 45 %.

НДС и безвозмездная передача имущества

Положение Федерального закона от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ освобождает компании от уплаты НДС при осуществлении безвозмездной передачи имущества, которое используется для профилактики, диагностики или лечения вируса COVID-19.

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, при этом принятый ранее к вычету налог восстанавливать не придётся.

Сделки с банкротами для НДС

В соответствии с Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 320-ФЗ для целей налогообложения по НДС не могут признаваться операции по реализации товаров или имущественных прав, которые осуществляются несостоятельными должниками (банкротами). Соответствующие поправки были внесены в ст. 146 НК РФ и вступят в силу с 1 января 2021 года.

НДС для IT-компаний

С 1 января 2021 года освобождение по НДС будет предусмотрено только в отношении программного обеспечения, которое будет включено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Не предусмотрено освобождение по НДС при реализации прав на использование программ, если они позволяют распространять любую рекламную информацию о программах. По-прежнему предусмотрено освобождение по уплате НДС для исключительных прав на изобретения, ноу-хау и прочее.

Если с будущего года программы будут приобретаться у иностранного продавца, то избежать налогообложения по НДС не получится. Чтобы получить право на вычет, компания должна убедиться, что потенциальный иностранный контрагент зарегистрирован на территории РФ и является плательщиком налогов. При этом в документах, договоре или платёжках должна содержаться информация о ИНН, КПП и быть выделена сумма НДС. Счета-фактуры в этом случае не предусмотрены, сведения необходимо отразить в Книге покупок.

Если иностранный партнёр не состоит на учёте на территории РФ, то компания не может выступать в качестве налогового агента, т.е. не должна начислять налог по этой операции и предъявлять его к вычету.

Формирование Единого реестра для российских IT-компаний осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236.

Особенности перевозки морскими судами для целей НДС

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ расширен перечень операций, к которым будет применять нулевая ставка по НДС. Так с 1 октября 2020 года операции по перевозке товаров морскими судами из пункта отправления на территории РФ до пункта выгрузки или перегрузки с целью дальнейшего вывоза из РФ облагаются нулевой ставок по НДС.

Данный закон был принят в связи с Постановлением Конституционного суда РФ от 30 июня 2020 года № 31-П, который разбирал непростой случай, когда экспортёр заключил договор с перевозчиком на вывоз товаров на экспорт. В ходе исполнения договорных обязательств произошла поломка судна на территории РФ, в связи с чем экспортёр был вынужден заключить новый договор с другой транспортной компанией.

В рассматриваемом случае налоговые инспекторы посчитали, что у первой компании-перевозчика нет права на применении ставки НДС в 0% и доначислили сумму налога, ссылаясь на тот факт, что международная перевозка не состоялась.

Судья в своём решении поддержал сторону налогоплательщика и счёл обоснованным применение в учёте нулевой ставки.

Отказ от применения нулевой ставки НДС

Декларация НДС

Начиная с отчётности за IV квартал 2020 года, которую необходимо представить в налоговую инспекцию до 25 января, будут предъявляться новые требования к порядку заполнения декларации по НДС (см. подробнее Новые формы деклараций по НДС и налогу на имущество)

В 2021 году стоит ожидать новых изменений при заполнении декларации, связано это будет с внедрением механизма прослеживаемости импортных товаров.

Планируется, что изменения затронут отчётность начиная с III квартала 2021 года.

Налоговый мониторинг

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Внедрение системы прослеживаемости товаров

В Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ внесены поправки, которые будут регулировать систему прослеживаемости ввозимых на территорию РФ товаров в рамках соглашения ЕАЭС от 29 мая 2019 года. Система создаётся для обеспечения контроля за легальным оборотом товаров на едином таможенном пространстве ЕАЭС, она начнёт функционировать с 1 июля 2021 года.

Система прослеживаемости представляет собой информационную систему по сбору, учёту и хранению информацию о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с ними операциями. Обязанность за организацию и ведение системы возложена на ФНС.

Правительством РФ будет устанавливаться перечень товаров, чья реализация попадёт под систему прослеживаемости, а также порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию. Налогоплательщики будут должны предоставлять сведения по операциям, а также документы с установленными реквизитами.

Счёт-фактура по прослеживаемым товарам должны будет составляться в электронном виде, в которой в обязательном порядке будет указываться регистрационный номер партии товара (РНПТ), состоящий из номера декларации на товары и номера партии, также будет указываться количественная единица измерения товара и его количество. При этом должны быть обеспечены условия, позволяющие получить электронную счёт-фактуру по ТКС с помощью оператора ЭДО (п. 1.2 ст. 169 НК РФ).

Допускается, что в одной счёт-фактуре может отражаться информация как по товарам, подлежащим прослеживаемости, так и обычным.

Исключениями, позволяющими не оформлять счёт-фактуру, являются:

  • реализация физическим лицам для личного потребления
  • при импорте товаров за рубеж

В соответствии с п.2 ст. 169 НК РФ отказом в вычете не может быть наличие ошибки в РНПТ, единице измерения или количестве товаров, подлежащих прослеживаемости.

Закон № 371-ФЗ позволяет налоговым инспекциям требовать у налогоплательщиков предоставления первичных и прочих документов по товарам, подлежащим прослеживаемости, при выявлении расхождений между декларацией по НДС и отчётом по товарам, подлежащим прослеживаемости, внутри документации одного налогоплательщика, а также при сверке сведений из деклараций, отчётов и совершённых операций у другого налогоплательщика.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Читайте также: