Перевозка в режиме втт ставка ндс

Опубликовано: 30.04.2024

В договоре транспортной экспедиции указано: экспедитор должен хранить товары, загружать и разгружать машины на складе грузоотправителя, но не обязан чинить транспортную тару. Можно ли считать, что в этом случае оказываются погрузочно-разгрузочные и складские услуги, и применять нулевую ставку НДС?

Вид услуг, к которому относится определенное действие, устанавливается на основании ГОСТа о транспортно-экспедиторских услугах. Этот вывод следует из анализа письма ФНС. Согласно стандарту к погрузочно-разгрузочным и складским услугам относятся, в частности, маркировка, хранение грузов, их подработка и перевалка, а также погрузка и выгрузка на складах грузоотправителей и грузополучателей, на станциях или в портах. Значит, в описанной ситуации ставка 0% возможна.

Подобные разъяснения компетентные органы давали и ранее.

Вопрос: ООО - таможенный перевозчик оказывает услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в РФ, Белоруссии и Казахстане согласно нормам внутреннего таможенного транзита (ВТТ) на основании договоров транспортной экспедиции, заключаемых с контрагентами.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении услуг по международной перевозке применяется ставка НДС 0%. Согласно НК РФ международными перевозками признаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами РФ.

Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При этом согласно Письмам Минфина России от 09.06.2011 N 03-07-08/172 и от 14.02.2011 N 03-07-08/41 пунктами отправления и назначения признаются пункты, указанные в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг.

При заключении договоров транспортной экспедиции, сторонами обговаривается конкретный маршрут перевозки, который фиксируется в заявке на перевозку. В основном организация оказывает услуги по перевозке в режиме ВТТ иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия, находящегося в РФ до внутреннего таможенного органа, также находящегося в РФ.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, применяется ставка НДС 0% в случае перевозки иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия в РФ до таможенного органа в месте убытия из РФ.

Согласно Письму Минфина России от 17.10.2014 N 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой грузов, ввозимых в РФ (вывозимых из РФ) и не предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не поименованных в других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по ставке 18%.

Согласно Письму Минфина России от 11.12.2012 N 03-07-14/114 перевозки товаров между двумя пунктами, находящимися в РФ, в том числе перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, подлежат налогообложению НДС по ставке 18%.

Однако в Письме Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-08/73 указано, что транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции, связанные с перевозкой товаров, ввозимых в РФ из иностранного государства, облагаются НДС по ставке 0% независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары.

Согласно Письму Минфина России от 24.05.2006 N 03-04-08/108 услуги по перевозке или транспортировке импортных товаров, оказываемые российскими организациями, подлежат налогообложению НДС по ставке 0%.

Является ли международной перевозкой перевозка таможенным перевозчиком в режиме ВТТ на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможенного органа в месте прибытия, находящегося в РФ до внутреннего таможенного органа, также расположенного в РФ, и до таможенного органа в месте убытия из РФ?

Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара (уже растаможенного) от внутреннего таможенного органа, расположенного в РФ до конечного пункта потребителя, также расположенного в РФ?

Какая ставка НДС применяется при перевозке таможенным перевозчиком в режиме ВТТ на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможенного органа в месте прибытия, находящегося в РФ до внутреннего таможенного органа, также расположенного в РФ?

Какой порядок налогообложение НДС при перевозке таможенным перевозчиком в режиме ВТТ на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможенного органа в месте прибытия, находящегося в РФ до внутреннего таможенного органа, расположенного в Белоруссии и до таможенного органа в месте убытия из Белоруссии?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 июня 2016 г. N СД-4-3/10498@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, на основании договоров транспортной экспедиции и сообщает следующее.

Как указано в обращении ООО, налогоплательщик является таможенным перевозчиком и на основании договоров транспортной экспедиции оказывает услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. При заключении договоров транспортной экспедиции обговаривается конкретный маршрут перевозки, который фиксируется в заявке на перевозку. В основном налогоплательщик оказывает услуги по перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия, находящегося на территории Российской Федерации, до внутреннего таможенного органа, также находящегося на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях указанной статьи Налогового кодекса к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовые услуги, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Таким образом, указанные услуги будут облагаться по ставке 0 процентов при одновременном выполнении следующих условий:

  • договор должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" к договору транспортной экспедиции;
  • услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.

Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, нормой подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса не определено. В связи с чем с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Вместе с тем если услуги, предусмотренные абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и (или) не при организации международной перевозки, то реализация таких услуг подлежит налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

На основании абзаца первого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке.

Согласно положениям абзаца второго подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса в целях применения указанной статьи Налогового кодекса под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке товаров, ввозимых в Российскую Федерацию (вывозимых из Российской Федерации) и не предусмотренных вышеуказанными абзацами первым, вторым и пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, то такие услуги облагаются НДС на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Одновременно сообщается, что на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации, налогообложение производится по ставке 0 процентов.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

таможенный транзит

Таможенный транзит — новая таможенная процедура, введённая таможенным кодексом ЕАЭС вместо ушедших в прошлое внутреннего в внешнего таможенного транзита. Тем не менее на профессиональном сленге эту процедуру по-прежнему принято называть ВТТ.

Что такое таможенный транзит?

Порядок таможенного транзита зафиксирован в главе 22 ТК ЕАЭС, которая начинается с определения в ст.142:

Таможенная процедура таможенного транзита — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Проще говоря, это возможность для декларанта (в нашем случае, импортёра) оформлять товар не обязательно на первой таможне после границы, а на любом другом посту на территории таможенного союза. Важно то, что помещённый под процедуру таможенного транзита товар не считается выпущенным в свободное обращение, а значит, не требует уплаты пошлин, лицензирования, предъявления документов соответствия и т.п.

Для чего нужен ВТТ?

Таможенный транзит товаров всегда сопряжён с дополнительными расходами и рисками, речь о которых пойдёт ниже. Поэтому импортёр должен иметь достаточные основания для выбора данной процедуры.

В каких случаях применение процедуры таможенного транзита будет вам полезно:

  • Пересечение границы таможенного союза в другой стране — наиболее естественная и очевидная причина. Если груз ввозится из Китая через Казахстан, то российскому импортёру однозначно удобнее оформлять его в России, на русском языке.
  • Отсрочка оплаты таможенных платежей — особенно актуально для мультимодальных контейнерных перевозок при больших расстояниях от порта прибытия до конечного пункта назначения. Например, путь из Владивостока в Екатеринбург по железной дороге может занимать до 3х недель.
  • Подтверждение таможенной стоимостипри ввозе ниже риска. Несмотря на декларируемое ФТС единообразие правоприменения и единую базу статистики, шанс успешно выпуститься по заявленной стоимости может сильно отличаться в зависимости от конкретного таможенного поста. Некоторые из них снискали себе дурную славу самых бескомпромиссных и «упёртых», с таких лучше сразу увозить свой товар. Разумеется, речь идёт о товарах с ИТС ниже риска.
  • Различия в подходах к идентификации товара для целей нетарифного регулирования. Вся «нетарифка» (сертификаты, нотификации, лицензии и т.п.) прописаны в законодательстве, но вот вопрос отнесения конкретного товара к той или иной группе всегда остаётся на усмотрение выпускающего инспектора. И горе импортёру, попавшему с технически сложным товаром к неквалифицированному таможеннику! Последний может затребовать ворох дополнительных бумаг просто для перестраховки. Оплата простоя и расходы на экспертизу — самые малые из возможных в таком случае неприятностей.
  • Успешный опыт выпуска на конкретном посту, доверие и неформальные связи, как положительный пример предыдущего пункта. И речь здесь идёт не о коррупции, а в большей степени о хорошей репутации и доверии к импортёру или брокеру. В качестве примера я могу привести одного из своих партнёров — компанию АйКастомс. Она специализируется на выпуске электронных компонентов. Авторитет и качество экспертизы этого брокера признаются всеми участниками процесса, в том числе и инспекторами таможенных постов в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, что значительно облегчает выпуск.
  • Разница в стоимости складов временного хранения (СВХ). Как известно, СВХ не относятся напрямую к таможне. Это коммерческие организации, уполномоченные таможней на предоставление соответствующих услуг, де-факто монополисты на отдельно взятом посту. Если Вам точно известно, что выпуск товаров затянется (в связи с обязательным прохождением санитарного, ветеринарного, радиационного контроля и т.п.), лучше проводить его на недорогом складе.
  • Желание импортёра лично присутствоватьпри досмотре и других таможенных процедурах. Согласитесь, это удобнее организовать на таможне в своём городе.

Иногда импортёру вообще не остаётся выбора, когда процедура таможенного транзита изначально заложена в готовое логистическое решение. Например, высокая скорость китайского контейнерного экспресса, следующего до Подмосковного Ворсина, во многом достигается как раз за счёт оформления ВТТ на все без исключения грузы, что позволяет экономить массу времени на границе.

Порядок оформления таможенного транзита

Партия товара помещается под процедуру таможенного транзита таможенным органом на основании заявления декларанта. Но самостоятельное оформление — путь неоправданно хлопотный и затратный. В реальной жизни этим «на потоке» занимаются транспортные компании, поэтому самый верный способ — запросить ВТТ у компании, оказывающей вам услуги перевозки.

Итак, для перевозки товара под процедурой ВТТ силами ваших логистов им необходимо предоставить:

  • инвойс и упаковочный лист, заверенный печатью отправителя;
  • оригинал транспортного документа международной перевозки: коносамента, CMR, ж/д или авианакладной;
  • уставные документы вашей организации;
  • доверенность тому, кто будет непосредственно заниматься оформлением и работать с грузом (скорее всего, уже оформлена на транспортную компанию);
  • наименование и реквизиты таможенного поста назначения.

Всё остальное приличный экспедитор сделает сам. На оформление процедуры уходит один рабочий день. Для всех документов, кроме доверенности, обычно достаточно сканов с печатями.

При помещении груза под процедуру ВТТ на него выдаётся отдельная транзитная декларация, которую нужно будет обязательно приложить к пакету документов для окончательного выпуска на посту назначения.

Сколько стоит таможенный транзит грузов?

Сама по себе процедура таможенного транзита бесплатна. Но сложность в том, что уезжая с таможенного поста, вы обязаны предоставить гарантию уплаты всех пошлин и сборов — так называемое «обеспечение таможенного транзита». Теоретически можно самостоятельно внести обеспечительный платёж или оформить залог на товары, но все перечисленные варианты требуют времени, денег и связаны с бюрократической волокитой. На рынке таможенных услуг работают компании, готовые гарантировать ваши обязательства своими средствами. Чтобы воспользоваться ими, достаточно приобрести гарантийный сертификат (ГС). Его стоимость составляет в районе 3000 рублей.

В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами лицензированного таможенного перевозчика, уполномоченного делать ВТТ без предоставления гарантий. Но его услуги будут дороже, в итоге вы получите примерно те же цифры.

Это все платежи, непосредственно связанные с оформлением транзита. Гораздо важнее другое! Для расчёта экономики реальной поставки необходимо учесть косвенные расходы:

  • непосредственную стоимость перевозки от поста к посту плюс непременный простой транспортного средства на время выпуска на посту прибытия;
  • услуги возникшего в логистической цепочке второго склада временного хранения (СВХ);
  • возможные санкции линии за сверхнормативное использование контейнера (демерредж). Планируя доставку с ВТТ, заранее уточняйте включённый в тариф период бесплатного использования контейнера, а также ставку по его истечении;
  • дополнительный тариф за сдачу порожнего контейнера в месте, отличном от порта прибытия — так называемый «дроп-офф» (от англ. drop off — сбрасывать, скидывать). Обратите внимание, что ставки дроп-офф «плавают» в зависимости от динамики грузопотока линии, поэтому всегда обновляйте их непосредственно перед отправкой.

Риски и «подводные камни»

Помимо дополнительных затрат, процедура таможенного транзита в силу своих особенностей несёт и дополнительные риски:

  • Двойной риск контрольных мероприятий в отношении ваших товаров. Таможенный кодекс предписывает не взимать пошлин и сборов на транзитном таможенном посту, но никак не ограничивает его в проведении контрольных мероприятий. Поэтому риск попасть на взвешивание, рентген или досмотр увеличивается ровно вдвое, т.к. может возникнуть на любом из двух постов. Более того, сам факт помещения товаров под процедуру ВТТ увеличивает вероятность проведения весового, санитарного, радиационного контроля и т.п. Да и просто по-человечески противно, когда «клиент» уходит к конкурентам, поэтому инспектора транзитных постов любят вредничать!
  • Отсутствие возможности изменить место назначения. Имейте в виду, что таможенный транзит оформляется один раз, и пост назначения, указанный в транзитной декларации, является окончательным. То есть нельзя сделать ВТТ на ВТТ.
  • Ограничение предельного срока таможенного транзита. Таможенный кодекс ЕАЭС в ст.144 даёт расплывчатую формулировку о том, что предельный срок устанавливается таможенным постом отправления, руководствуясь «обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства». В реальной жизни таможня устанавливает реалистичные, но довольно жёсткие рамки завершения таможенного транзита. Например, для автомобильной перевозки срок определяется из расчёта 400-500 км за 1 день пути с округлением в большую сторону. Для железнодорожной перевозки действует особый порядок: 2000 км за 1 месяц, но не менее 7 календарный дней.

Вместо заключения

Возможно, эта статья несколько запоздала, так как массовое использование процедуры ВТТ уходит в прошлое.

С развитием цифровых технологий таможня предоставляет участникам ВЭД более технологичные решения. В частности, возможность подачи деклараций через центры электронного декларирования (ЦЭД) для удалённого выпуска товаров, фактически находящихся на другом конце страны. Но это тема для отдельной статьи.

Если Вас интересуют услуги импорта товаров с использованием процедуры ВТТ, свяжитесь со мной или оставьте Ваш номер и я перезвоню.

Что такое ВТТ и когда к нему прибегают?

Способ транспортировки грузов с помощью режима ВТТ часто используется при перевозке морских контейнеров – их ввозе или вывозе из страны. Внутренний таможенный транзит дает возможность сократить время оформления груза и упростить бюрократические процедуры. Режим применяется, когда необходимо доставить прибывший товар по территории страны из порта (или иного места прибытия, например, при железнодорожных перевозках контейнерами) до таможенного терминала, где происходит процесс растаможивания.

Еще внутренний таможенный транзит применяется если:

  • груз ошибочно прибыл не на тот таможенный пост и нуждается в отправке по правильному адресу;
  • товар необходимо транспортировать со склада к месту временного хранения;
  • нужно переместить груз между таможенными органами внутри страны.

Преимущества ВТТ состоит в отсутствии уплаты таможенных пошлин и таможенного оформления товара, так как, хоть фактически он и находится на территории РФ, в свободное перемещение он не поступает. Но следует помнить, что такой режим находится под особым контролем пограничной и таможенной служб.


Внутренний таможенный транзит (ВТТ)

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) – это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

ВТТ

Причины оформления процедуры ВТТ.

Внутренний таможенный транзит применяется при доставке нерастаможенных товаров от места их ввоза на территорию России до места назначения (таможенный орган декларирования).

Почему же некоторые импортёры не растаможивают груз в порту (на границе), а везут его под таможенным контролем на таможенный пост в месте назначения. Для этого есть несколько причин:

  1. Преференции у конкретного импортёра или его брокера при оформлении товара на определённом таможенном посту.
  2. Плохая история оформления и проблемы с доказательством таможенной стоимости на таможенном посту в месте пересечения границы.
  3. Отдельные группы ввозимых товаров оформляются только на специализированных таможенных постах, а не в месте пересечения границы. Например: подакцизные, выставочные, дипломатические товары.
  4. Административное регулирование со стороны государства для особо крупных участников ВЭД и резидентов особых экономических зон в части распределения платежей между таможнями.

Предельные сроки доставки при таможенном транзите (ТТ).

При вывозе автомобильным транспортом стандартных грузов, срок таможенного транзита вычисляется из расчёта – 400 км в сутки в летний период, 300 км в сутки – в зимний. Это максимальный срок доставки, при превышении которого могут завести административное дело за нарушение правил первозки транзитных грузов. Конечно по факту львиная доля машина приезжает на таможенный пост раньше срока.

Для примера, сроки ТТ при доставке контейнера по маршруту:

  • порт Санкт-Петербург или Усть-Луга – Москва – 2 дня;
  • порт Новороссийск – Москва – 4 дня.

При вывозе негабаритов и опасных грузов с сопровождением ФТС ориентируется на рекомендации по срокам доставки от контролирующих органов.

При вывозе по ж/д ориентируются на план формирования поездов и заявляемое транзитное время по ж/д системе с небольшим запасом. На практике это получается в районе 100 – 150 км в сутки.

Список документов для оформления таможенного транзита в порту.

  1. Коносамент (оригинал);
  2. Инвойс (копия), в котором должна быть отражена следующая информация:
      номер и дата инвойса;
  3. отправитель;
  4. получатель;
  5. номер контракта;
  6. условия поставки;
  7. наименование товара;
  8. количество мест, вес нетто и брутто;
  9. стоимость;
  10. код ТНВЭД.
  11. Упаковочный лист (копия), содержащий сведения о весе и количестве товара, если они не были отражены в инвойсе, а также номер контейнера, для контейнерных грузов;
  12. Справка из статуправления с кодом ОКПО и юридическим адресом (копия);
  13. Справка из налоговой инспекции с кодом ИНН (копия);
  14. Доверенность на право экспедирования и таможенного оформления (оригинал);
  15. Договор транспортной экспедиции (копия);
  16. По требованию таможни, в зависимости от груза, возможно предоставление дополнительных документов. Например: свидетельство о государственной регистрации продукции, сертификат происхождения, санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарный сертификат и др;
  17. Полные реквизиты таможенного поста назначения и СВХ с номером лицензии;
  18. Адрес и контактное лицо на складе выгрузки (график работы).

Гарантия обеспечения таможенного транзита

Перевозка в режиме таможенного транзита по территории Таможенного Союза (ТС) гарантирует доставку нерастаможенного товара до таможенного поста назначения и, в случае недоставки, государству не будет причинён ущерб в сумме не уплаченных таможенных платежей, сборов и налогов.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин может быть предоставлено любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством ТС:

  • денежными средствами (деньгами),
  • банковской гарантией,
  • поручительством,
  • залогом имущества.

Участники внешнеэкономической деятельности также могут воспользоваться услугами таможенных перевозчиков. В этом случае предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров не требуется.

Право выбора способа обеспечения таможенного тразита предоставлено декларанту. Помимо декларанта обеспечение ТТ может быть предоставлено иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми товарами.

Таким образом, импортер тоже может внести обеспечение за перевозчика с учетом того, что обеспечение может быть представлено, как в таможенный орган отправления, так и в таможенный орган назначения.

Порядок предоставления и принятия обеспечения определен статьями 140, 141, 145 и 146 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Обеспечение желательно предоставить заблаговременно, еще до ввоза товаров, что позволит исключить случаи простоя транспортных средств в пунктах пропуска, связанные с оформлением обеспечения при открытии процедуры транзита.

Компания Кредо Транс имеет собственную банковскую гарантию на сумму 50 000 000 руб для обеспечения транзитных перевозок контейнеров с товарами своих заказчиков из портов СПб, Бронка, Усть-Луга и Новороссийск в адрес таможенных постов приближенных к складам импортеров.

На основании нашей банковской гарантии оформляется гарантийный сертификат на каждую конкретную партию импортного товара, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления при заявлении процедуры таможенного транзита.

Стоимость оформления таможенного транзита в «Кредо Транс»

предлагает услугу по оформлению международного и внутреннего таможенного транзита (ТТ) в портах: Санкт-Петербург, Уст-Луга, Бронка и Новороссийск. Оформление ТТ осуществляется в комплексе всех мероприятий по перевозке груза в таможенном режиме.

Для примера, стоимость услуг по оформлению ВТТ и доставке автотранспортом в режиме ТТ по маршруту: Морской порт СПб — СВХ в СПб – разгрузка на складе грузополучателя в СПб 1х40НC контейнера весом до 20 тонн – 35 000 руб (НДС не облагается).

  • оформление гарантийного сертификата;
  • получение разрешения на таможенный транзит;
  • вывоз из порта нерастаможенного товара на другой таможенный склад в режиме ТТ;
  • доставка растаможенного товара на склад клиента
  • сдачу порожнего контейнера в депо линии;

Свободный период использования а/м с момента заезда на терминал до момента выгрузки на складе – 2-е суток.

Стоимость простоя а/м свыше свободного периода:

  • за 3-й день – 10 000 руб
  • с 4-х суток – 13 000 руб/сут

Указанные ставки действительны до 31/03/2019

Для расчета стоимости вывоза в режиме ТТ на регионы из портов СПб, Усть-Луга, Бронка и Новороссийск просим обращаться в отдел продаж компании.

Другие виды наших услуг:

  • Контейнерные морские перевозки грузов
  • Экспедирование грузов в порту
  • Автомобильные перевозки контейнеров

Как оформляется ВТТ?

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается подразделением Федеральной Таможенной Службы. При этом компания-грузоперевозчик должна гарантировать выполнение своих обязательств по ВТТ. В том случае, если общая сумма платежей и налогов не превышает 20 000 рублей, то их уплата при внутреннем таможенном транзите не является обязательной.

Получить разрешение на ВТТ можно при сухопутных или морских грузовых перевозках при соблюдении следующих условий:

  • Наличие документов и разрешения на ввоз товара в РФ;
  • Прохождение на границе санитарного и ветеринарного контроля;
  • Наличие неповрежденных таможенных пломб на контейнере;
  • Возможность идентификации изделий.

При ВТТ товары не нуждаются в лицензировании. И это далеко не единственное преимущество внутреннего таможенного транзита, делающего его особенно популярным при морской перевозке грузов в контейнерах. Применение режима ВТТ позволяет сократить сроки и стоимость перевозки морским транспортом, что выгодно для всех участников договора доставки грузов морскими перевозками.

Необходимые документы

  • Инвойс
  • Контроль наличия упаковочного листа со сведениями о товаре и организации
  • В данном случае так же необходимы копии налоговых документов (ИНН, ОГРН, ОКПО)
  • Договор с перевозчиком, осуществляющим перевозку; документы на водителя с транспортом
  • Транспортная накладная
  • Свидетельство таможенного перевозчика
  • Таможенная декларация с указанием кода таможенного поста

Для опасных грузов, животных и растительных грузов, кроме транзитной декларации потребуются разрешительные документы и сертификаты.

Завершение режима внутреннего таможенного транзита

После завершении транспортировки груза на внутреннюю таможню (СВХ) прекращается действие транзитной декларации прекращается, а также выдается свидетельство соответствия о завершении таможенного транзита.

Особенности

Международный транзит (МТТ) и процедура внутреннего таможенного транзита (втт) в рамках союза законодательства ТК ЕАЭС были соединены в одну процедуру — внутренний таможенный транзит. Таможенная процедура подбирается декларирующим лицом исходя из необходимых задач и представляет собой набор условностей и нормативов для их законного соблюдения.

Использование режима ГТД

Аббревиатура ГТД используется для обозначения таможенных документов и для режима транспортировки грузов по территории РФ, когда товар растаможивается к моменту начала перевозки. Режим ГТД – это стандартный способ доставки и перевозки иностранных грузов по России. Главная его сложность – в необходимости подготовки и правильного оформления документов для получения таможенной декларации.

Поэтому, вне зависимости от того, каким именно режимом вы планируете воспользоваться и как будете реализовывать перевозку морских контейнеров: автотранспортом, жд-путями или по морю, лучше если всеми бюрократическими вопросами займутся специалисты проконсультируют вас и помогут с оформлением грузов, возьмут на себя вопросы экспедирования в порту и сюрвейерские услуги, подберут маршрут и решат все вопросы со страхованием. За более подробной информацией позвоните по телефону в Санкт-Петербурге: + или отправьте заявку с сайта.

Виды таможенных режимов

В Таможенном кодексе Таможенного союза определено 17 видов таможенных режимов. Для удобства мы будем делить их на 4 группы: основные, экономические, завершающие и специальные.

Основные таможенные режимы из этой группы регулируют такие распространённые внешнеторговые операции, как купля и продажа товаров.

  • Выпуск для внутреннего потребления (или импорт) — импортная продукция проходит через процедуру таможенного оформления (также применяется термин “растаможка”) и меняет свой статус иностранного товара на статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории;
  • Таможенный транзит — Иностранные товары свободно перемещаются по таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенной пошлины. Основное условие – регистрация в месте въезда и выезда с таможенной территории;
  • Экспорт — таможенная процедура применяется в отношении товаров Таможенного союза вывозимых за рубеж (затаможка). Продукция Таможенного союза вывозится безвозвратно и меняет свой статус на статус иностранного товара.

Экономические таможенные режимы — режимы из данной группы решают специфические экономические задачи.

  • Таможенный склад — Таможенная процедура применяется в отношении иностранных товаров, которые беспошлинно ввозятся на таможенную территорию и хранятся на таможенном складе;
  • Переработка на таможенной территории — Иностранные товары ввозятся на таможенную территорию и подвергаются переработке. Грузы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, но после переработки должны быть вывезены за пределы Таможенного союза;
  • Переработка вне таможенной территории — Российские товары вывозятся за рубеж с целью переработки. Переработанные грузы должны быть возвращены на таможенную территорию в установленные сроки;
  • Переработка для внутреннего потребления — Импортная продукция беспошлинно ввозится на таможенную территорию для переработки. Главное условие – обязательное помещение переработанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (импорта) с уплатой ввозных таможенных пошлин;
  • Временный ввоз — Иностранные товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза на ограниченный срок. Для некоторых видов товаров возможно полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин. Главное условие – до истечения установленного срока товары должны быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта;
  • Свободный склад — Беспошлинный ввоз иностранных товаров на таможенную территорию ТС. Главное условие – помещение и хранение грузов на территории свободного склада.

Завершающие — режимы из данной группы призваны довести до логического завершения экономические операции, начатые в ходе реализации таких экономических процедур, как “временный ввоз”, “переработка на (вне) таможенной территории”. Другие таможенные процедуры из данной группы направлены на одномоментное окончание деятельности в одностороннем порядке: “отказ в пользу государства” и “уничтожение”.

  • Реимпорт — Возврат вывезенных ранее за рубеж товаров Таможенного союза. Ввоз таких товаров осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. Главное условие – соблюдение ранее установленных сроков;
  • Реэкспорт — Возврат ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза иностранных товаров. Вывоз таких товаров или продуктов предусматривает возврат декларанту уплаченных ранее ввозных таможенных пошлин;
  • Уничтожение — Режим применяется в отношении товаров, подлежащих уничтожению. Пошлины и налоги не взимаются;
  • Отказ в пользу государства — Безвозмездная передача товаров в собственность государства. Иностранные товары приобретают статус товаров Таможенного союза.

Специальные — условия специальных таможенных процедур оговариваются отдельными законодательными актами. Они регулируют внешнеэкономические операции специфического характера, никак не отраженные другими таможенными режимами.

  • Временный вывоз — Товары Таможенного союза должны быть помещены под таможенную процедуру реимпорта и возвращены на территорию Таможенного союза до истечения установленного срока;
  • Беспошлинная торговля — Специальный режим, применяющийся в отношении товаров, реализуемых через магазины беспошлинной торговли. Товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и должны быть реализованы физическим лицам, покидающим таможенную территорию Таможенного союза;
  • Свободная таможенная зона — Действие данной процедуры оговаривается отдельными законодательными актами стран-участниц ЕАЭС;
  • Специальная таможенная процедура — Таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Разъяснения налогообложения НДС услуг по перевозкам импортных грузов и грузов, помещенных под таможенный режим транзита.

Сергей Долгалев,
директор аудиторской компании АС-АУДИТ

1. Основные выводы

Проанализировав законодательство, регламентирующее порядок налогообложения НДС ус-луг транспортировки товаров, наши специалисты пришли к следующим выводам:

1. Налогообложение НДС работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транс-портировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита, производится по ставке 0 %.

2. Налогообложение НДС работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых в РФ товаров, выполняемых российскими перевозчиками, произво-дится по ставке 0 %. При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы должны быть представлены документы, предусмотренные п.4 ст.165 Кодекса.

3. Налогообложение работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и пере-грузке импортируемых в РФ товаров, выполняемых российскими перевозчиками, производится по налоговой ставке 0 процентов только в пределах территории РФ. Возмещение входного налога на добавленную стоимость предусмотрено также только по оборотам, относящимся к перевозке в пределах территории РФ. Перевозка импортируемых товаров за пределами территории РФ не под-лежит налогообложению на территории РФ.

2. Порядок подтверждения права на получения возмещения НДС при налогообложении по 0%

Статья 165 НК РФ. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогооб-ложении по налоговой ставке 0 процентов.

При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процен-тов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2. Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

3. Таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осущест-вившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможен-ного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунк-тами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения настоящего подпункта применя-ются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи;

4. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждаю-щих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения настоящего подпункта применяются с учетом осо-бенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.

3. Официальные документы и публикации

1. НК РФ Статья 164. Налоговые ставки.
2. Письмо Минфина РФ от 6 августа 2002 г. N 04-03-08/29.
3. Письмо УМНС по г. Москве от 22 июня 2001 г. N 02-08/27790.
4. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября
2003 г. N КА-А40-9001/03.
5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10
ноября 2002 г. N А56-15920/02.
6. "Финансовая газета", N 23, июнь 2003 г.

Выбор ставки НДС, в случае ошибки, влечёт к ошибке в ценовой политике компании. Автору приходилось встречаться с ситуацией, когда руководство компании в целях исключения споров с налоговыми органами и снижения трудоёмкости учёта всегда устанавливают максимальную ставку НДС.

Согласно п. 3 Определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. В свою очередь, в Письме ФНС от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@ уточняется, что реализация услуг по транспортировке экспортируемых товаров может облагаться НДС в общеустановленном порядке (по ставке 18%) в случае непредставления перевозчиком в налоговый орган подтверждающих ставку 0% документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ. Однако сумма НДС должна быть уплачена за счет собственных средств, так как у перевозчика не возникнет права на ее предъявление потребителям услуг. То есть потенциальный плательщик НДС по ставке 0% не может выставлять счета-фактуры своим контрагентам с 18%-ной суммой налога.

Поговорим о частном случае ошибки в выборе ставки НДС: работы и услуги по организации перевозок, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями.

Напомним норму Налогового Кодекса (НК) устанавливающую ставку для нашего частного случая. В соответствии с нормами определёнными в п.1 ст. 164. «Налоговые ставки» НК РФ:

«п.1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

  1. Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
  2. Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
  3. Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита».

При этом для обоснования права на применение нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг, налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ.

Вроде бы никаких проблем и всё понятно, но в чём же сложности?

Прежде всего, определим, как трактуются Минтрансом РФ в гражданском законодательстве деятельность по организации и сопровождению перевозок. Письмо Минтранса России от 20.05.2008 N СА-16/3729 в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, выполняемых (оказываемых) российскими организациями и индивидуальными предпринимателями: «Помимо перевозчиков значительную часть работ (услуг), связанных с перевозкой и грузом, вывозимым за пределы таможенной территории Российской Федерации и (или) ввезенным на территорию Российской Федерации, выполняют российские организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся перевозчиками. Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В целях установления отнесения работ (услуг) к работам (услугам) по организации, сопровождению перевозок грузов следует исходить из определения направленности этих работ (услуг) на непосредственное осуществление перевозочного процесса, то есть на подготовку, осуществление и завершение перевозок грузов железнодорожным транспортом, при этом указанные работы (услуги) должны иметь непосредственную связь с перевозимым грузом.

В связи с этим под работами (услугами) по организации и сопровождению перевозок вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иными подобными работами (услугами) следует понимать такие работы (услуги), как:

  • услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров
  • услуги, предоставляемые в рамках договоров транспортной экспедиции
  • иные подобные услуги

При этом, исходя из сложившейся на текущий момент практики, круг заказчиков подобного рода услуг включает не только грузоотправителей и грузополучателей, но и собственников перевозимых грузов, их представителей и других заинтересованных в перевозке лиц».

«Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 11.06.2003 N 87-ФЗ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Экспедитор - это сторона договора транспортной экспедиции, выполняющая или организующая выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом экспедиторские услуги - это услуги, связанные с организацией процесса отправления и получения груза, а также выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В перечень экспедиторских услуг входят следующие виды, включая, но не ограничиваясь:

  • оформление документов, сдача и получение груза
  • завоз-вывоз грузов
  • погрузочно-разгрузочные и складские
  • информационные
  • подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава
  • страхование грузов
  • платежно-финансовые
  • таможенное оформление грузов и транспортных средств
  • прочие экспедиторские услуги

Экспедиторские услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции, заключаемого междуэкспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или отдельных видов услуг и в соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554.

Вывод из названного Письма Минтранса РФ: Все вышеперечисленные услуги являются самостоятельным видом деятельности и регламентируются главами 39 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и относятся к категории "услуг по организации и сопровождению перевозок и иных подобных работ (услуг)" в понимании статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации».

Однако Финансовое ведомство отказалось воспринимать перевозочный процесс, как совокупность множества технологических операций по перемещению подвижного состава (вагонов или автомобилей в целях оказания услуг (работ) по организации перевозок товара).

В Письмах Минфина РФ от 15.07.2008 N 03-07-08/172 и от 14.05.2008 N 03-07-08/112 и N 03-07-08/113 категорически заявлено: в отношении услуг по перевозке груза, отгруженного на экспорт, или более того, помещенного под указанный таможенный режим, ставка НДС 0% неприменима по территории РФ до пересечения российской границы. В этой части услуга должна облагаться НДС по ставке 18%. То есть фактически Минфин РФ разбивает единый перевозочный процесс на две части: до и после границы РФ, что, по мнению Автора, противоречит положениям Налогового Кодекса (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ), в которых речь идёт не о пересечении границы для приобретения права на льготную ставку, а о вывозе за пределы территории Российской Федерации или ввозе на территорию Российской Федерации товаров и при наличие помещения данного товара под таможенный режим.

Более того налоговые ведомства утверждают, что п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не предусматривает применения налоговой ставки 0% в отношении агентских услуг. Например: Письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2008 N 19-11/75120) « услуги организации агентам перевозчиков, агентам по страхованию, агентам, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы (наземную обработку) в аэропорту (агентские, посреднические услуги), подлежат налогообложению по ставке 18%, как и услуги по охране импортных товаров, перемещаемых по территории РФ, ввезенных на нее или предназначенных для вывоза. Аналогичная позиция выражена и финансовым ведомством в Письмах Минфина России от 08.05.2007 N 03-07-08/101, от 04.04.2007 N 03-07-08/66, см. также Постановление ФАС УО от 06.03.2008 N Ф09-1151/08-С2.

Имеются решения судов поддерживающих позицию Минфина и Налогового ведомства: ФАС ДВО в Постановлении от 27.05.2008 N Ф03-А51/08-2/1161 рассмотрел договор, заключенный между налогоплательщиком-экспортером и его контрагентом. Суд пришел к выводу, что данный договор по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим в себе признаки договора транспортной экспедиции и агентского договора. Агентские услуги оказывались на таможенной территории РФ, поэтому правомерно к тарифу за транспортные услуги предъявлен к оплате НДС по ставке 0%, а за оказанные агентские услуги выставлен счет-фактура, где указан, в том числе НДС по ставке 18%. Такое же решение в аналогичной ситуации принял ФАС ПО в Постановлении от 07.04.2009 N А55-14421/2008.

Судебная практика применение ставки НДС 0 процентов в отношении услуг (работ), связанных с экспортом (импортом) отличается только тем, как суды относятся к факту помещения этих товаров под таможенный режим:

  1. Ставка 0 процентов применяется независимо от таможенного режима, под который помещены вывозимые (ввозимые за пределы территории РФ товары, и цели вывоза (ввоза) этих товаров.
  2. Ставка НДС 0 процентов появляется только при выполнении работ (оказании услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещенных под определенные таможенные режимы. Данного подхода придерживается Конституционный Суд РФ. Также есть судебные решения, в которых сделаны подобные выводы.

Перечень судебных решения, подтверждающих первый подход:

Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/5205-08 по делу N А40-53656/07-80-241 Суд указал, что п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит указания на конкретный таможенный режим. При этом понятия "ввозимые товары" и "вывозимые товары" применительно к данной норме должны толковаться вне связи с таможенным режимом.

Перечень судебных решения, подтверждающих второй подход:

Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О Суд пришел к выводу, что если в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров облагается по ставке 0 процентов, то и в отношении реализации работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также применяется ставка 0 процентов. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2008 по делу N А56-49125/2007 Суд указал, что приведенный в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, касается только тех работ (услуг), которые непосредственно связаны с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Постановление ФАС Московского округа от 30.10.2009 N КА-А40/11378-09 по делу N А40-73379/08-143-376 Суд указал, что если товар на момент оказания услуги не был помещен под таможенный режим экспорта, то применяется ставка 18 процентов.

Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 06.11.2007 N N 1375/07, 10160/07, 10246/07, 10249/07 и от 20.11.2007 N 7205/07, определил, что применение налоговой ставки 0% по НДС при оказании услуг по перевозке товаров НК РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.

Исходя из п. 3 ст. 157 Таможенного кодекса РФ, днем помещения под таможенный режим экспорта считается день выпуска товаров таможенным органом.

По мнению судей, операции, названные в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению НДС по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций, либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Из данной правовой позиции Президиума ВАС РФ можно сделать следующие выводы:

  • налогообложению по ставке 0% подлежат не только операции, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, но и операции, которые могут осуществляться только в отношении экспортных товаров
  • при определении размера налоговой ставки необходимо исследовать вопрос, был ли товар на момент совершения конкретной операции помещен под таможенный режим экспорта

Что касается определения момента помещения товара под таможенный режим, то в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 N 16581/07. отмечено, что «нельзя согласиться с выводами судов о необходимости определять момент помещения товара под таможенный режим экспорта по дате отметки его выпуска, проставленной таможенным органом на полных грузовых таможенных декларациях. Судам следует исходить из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемых на временных грузовых таможенных декларациях, а при их непредставлении - руководствоваться аналогичными отметками таможенных органов на квитанциях о приемке груза к перевозке. Президиум ВАС РФ указал судам на необходимость соотнесения дат оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Автор предлагает следующие мероприятия, которые будут способствовать снижению риска споров с налоговыми органами по обоснованию применения ставки 0% операций, указанных в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ:

Во-первых. Рекомендуем разработать тарифы на услуги по организации перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов отдельно: по территории РФ и отдельно по территории за пределами РФ. Отличие заключается в ставках НДС. Однако данные тарифы должны применяться соответственно до даты помещения товара под таможенный режим или после.

Во-вторых. Рекомендуем в договорах с перевозчиком предусмотреть:

  1. Перечень документов, которые перевозчик обязан предоставить: временную таможенную декларацию (ее копия) с отметками российского таможенного органа, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
  2. Сроки предоставления документов перечисленных в п.1
  3. Ответственность, за нарушение сроков предоставления документов.

В третьих. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщиков вести какой-либо раздельный учет в отношении НДС, относящегося к экспортным операциям, кроме разделения операций по различным налоговым ставкам.

Однако на практике при отсутствии ведения раздельного учета налоговые органы по результатам камеральных проверок выносят решения об отказе в возмещении сумм НДС и привлечении налогоплательщика к ответственности.

Вычеты сумм НДС, указанные в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Следовательно, даже при отсутствии прямо указанной обязанности по ведению раздельного учета сумм налога, уплаченных поставщикам, при осуществлении операций, связанных с экспортом товаров, у Общества возникает обязанность применять вычеты по этим суммам налога обособленно от остальных сумм налога, уплаченных поставщикам. То есть речь идет фактически о раздельном учете указанных сумм налога.

Поэтому, чтобы обезопасить себя от споров с налоговыми органами, Общество вправе определить порядок ведения раздельного учета и закрепить его в приказе об учетной политике.

Можно предложить следующие способы ведения раздельного учета при осуществлении экспортных операций:

  • отражение сумм экспортного НДС на отдельных счетах и субсчетах бухгалтерского учета
  • исходя из фактических затрат на реализованную продукцию
  • исходя из процентного отношения отгруженной на экспорт продукции к общему объему продукции
  • пропорционально отношению стоимости товаров, отгруженных на экспорт, к общей стоимости отгруженных товаров

Компании, занимающейся деятельностью на внутреннем и внешнем рынке, в учетной политике может закрепить следующие положения:

  1. Раздельный учет операций, облагаемых НДС по различным налоговым ставкам, осуществляется путем выделения на отдельных субсчетах соответствующих балансовых счетов (90, 91, 62 и др.).
  2. Раздельный учет "входного" НДС, относящегося к операциям, облагаемым по различным ставкам, организован с помощью отдельных субсчетов к счету 19. По субсчету «НДС по услугам, реализуемым по ставке 0%» отражаются суммы «входного» НДС по экспорту, а по субсчету «НДС по услугам, реализуемым по ставке 18%» - суммы предъявленного НДС по деятельности на внутреннем рынке». Если заранее не известно, какая услуга будет экспортирован, а какая реализован на внутреннем рынке, изначально суммы «входного» НДС отражаются на субсчете «НДС по услугам, реализуемым по ставкам 0% и 18%».
  3. Товары (работы, услуги и имущественные права), приобретенные для управленческих или коммерческих целей, используются как в деятельности на внутреннем рынке, так и при реализации на экспорт. До распределения величина «входного» НДС по всем операциям отражается на счете 19, субсчет "НДС по услугам, реализуемым по ставкам 0% и 18%".
  4. Сумма «входного» НДС по управленческим и коммерческим расходам, относящаяся к экспорту, определяется исходя из доли экспортной выручки в общей стоимости реализации за квартал.

Рассчитанная доля налога, приходящаяся на экспортную реализацию, учитывается на счете 19, субсчет "НДС по услугам, реализуемым по ставке 0%". Часть налога, относящегося к деятельности на внутреннем рынке, отражается на счете 19, субсчет "НДС по услугам, реализуемым по ставке 18%".

статья в журнале «Бухучет в торговле», N1-2, февраль 2011

статья в журнале «Бухучет на автотранспортных предприятиях», N1-2, февраль 2011

Читайте также: