Определите наличие объекта по ндс для следующих операций услуги интернет провайдера

Опубликовано: 09.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 ноября 2016 г. N 03-07-08/70744 О применении НДС при оказании услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через сеть Интернет

Вопрос: В последнее время особую популярность в сети Интернет приобрел сервис "Софт как услуга" (SaaS - Software as a Service), провайдеры которого предоставляют пользователям доступ к различному программному обеспечению.

Суть SaaS заключается в том, что правообладатель размещает на своем сервере программу для ЭВМ и предоставляет доступ к ней определенному кругу лиц (пользователям услуги SaaS). Пользователю в данном случае нужен лишь доступ к сети Интернет (и, безусловно, правомерно полученный ключ доступа к программе). Непосредственно программное обеспечение на материальных носителях в этом случае не передается пользователю SaaS и не устанавливается на его компьютерах (серверах).

При этом правообладатели как и в случае с лицензионным договором фактически передают права пользования таким программным обеспечением, но преподносят этот сервис именно как услугу, подчиненную нормам главы 39 ГК РФ (договор возмездного оказания услуг), а не как лицензионный договор.

В соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложением НДС исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом подчинение передачи прав на программное обеспечением способом SaaS и подчинение рассматриваемой операции нормам главы 39 ГК РФ влечет за собой необходимость исчисления с нее НДС.

В настоящий момент действующее законодательство РФ не оговаривает никаких альтернатив по формату приобретения прав на использование программы для ЭВМ, кроме заключения лицензионного договора и полной уступки прав на программное обеспечение. Часть 4 ГК РФ не предусматривает SaaS как один из способов передачи прав на программное обеспечение, но и не запрещает его.

Единственное упоминание на аналогичную схему нам удалось найти в Федеральном законе от 03.07.2016 N 244-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Указанным законом с 01.01.2017 года устанавливаются особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

Вышеуказанный закон дополняет Налоговый Кодекс РФ новой статьей 174.2, в соответствии с которой оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через сеть "Интернет", автоматизировано с использованием информационных технологий. При этом к таким услугам в том числе относится предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Необходимо также отметить, что терминология указанной статьи применяется только в целях главы 21 НК РФ и только при получении "услуг в электронной форме" от иностранных организаций.

В настоящий момент очень большое количество Российских организаций предлагают приобретать права на Российское и иностранное программное обеспечение путем предоставления удаленного доступа к ним (SaaS), при этом сервер, на котором размещается указанное программное обеспечение, не всегда находится на территории РФ. При этом они в большинстве случаев включают в стоимость предоставления прав НДС.

Принимая во внимание вышеизложенное, просим разъяснить следующие вопросы:

(1) Правомерно ли с налоговой точки зрения отнесение "предоставления прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления удаленного доступа к ним (SaaS)" не к отношениям по лицензионному договору, а к возмездным услугам в электронной форме (глава 39 ГК РФ) в случае их получения от Российских компаний?

(2) Правомерно ли налогообложение НДС стоимости использования программ для ЭВМ (услуг SaaS) у компании, предоставляющей удаленный доступ к программам для ЭВМ, в вышеуказанном случае?

(3) Правомерно ли принятие к вычету НДС пользователем, получившим удаленный доступ к программам для ЭВМ, со стоимости использования программ для ЭВМ в вышеуказанном случае?

(4) Как изменится налогообложение НДС в вышеуказанном случае, если удаленный доступ к программному обеспечению будет предоставляться не с сервера, расположенного на территории РФ, а с сервера - на территории иностранного государства?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через сеть Интернет Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, услуги по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через сеть Интернет, оказываемые российской организацией, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при оказании услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через сеть Интернет, принимаются к вычету у покупателя услуг в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными пунктами статьей 171 и 172 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

В соответствии с НК РФ услуги по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через Интернет, оказываемые российской организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Суммы налога подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных услуг для осуществления операций, облагаемых НДС, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

image_pdf
image_print

Предыстория появления «налога на Google»

Идея ввести НДС для иностранных компаний витала в воздухе давно. Однако в силу положений главы 21 Налогового кодекса, объектом обложения НДС в России являются товары, работы и услуги, реализованные на ее территории. Что касается электронных услуг и цифровых товаров — программ, приложений, электронных книг, музыки, фильмов и прочего — то место их реализации определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Россия считается таким местом в том случае, если продавец зарегистрирован на ее территории.

Таким образом, иностранные компании, не имеющие местного представительства, плательщиками НДС не являются. Это неоднократно подтверждали и чиновники Минфина, например, в письме от 6.02.14 № 03-07-14/4654. В нем приводятся в пример услуги, оказываемые Skype, Apple, YouTube – по мнению представителей Минфина, платить НДС в России они не должны.

Однако в 2013 году в документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» попала идея об изменении порядка определения места реализации телекоммуникационных услуг. Было предложено определять это место по регистрации покупателя, а не продавца.

И вот 3 июля текущего года был принят закон № 244-ФЗ, который реализует эту задачу. Он внес изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми иностранные поставщики электронных услуг будут облагаться НДС с 1 июля 2017 года.

Что обложат НДС

В соответствии с изменениями, под налогообложение попадут следующие услуги:

  • предоставление доступа к программам, в том числе играм, а также к базам данных;
  • рекламные услуги, в том числе услуги рекламных площадок;
  • деятельность по хранению и обработке данных;
  • услуги площадок для заключения сделок, в том числе деятельность разного рода бирж;
  • деятельность ресурсов, обеспечивающих присутствие пользователей в сети интернет, например, социальных сетей;
  • услуги по предоставлению мощностей для размещения информации в информационной системе;
  • услуги хост-провайдера и регистратора доменных имен;
  • деятельность по поиску, отбору и сортировке данных в режиме реального времени, например, сводки фондовых бирж;
  • услуги поисковых систем;
  • услуги сервисов статистики;
  • предоставление прав на использование электронных книг, видео- , аудио- и графических материалов, а также прочих электронных публикаций.

А следующие операции иностранных интернет-компаний налогом на Google облагаться не будут:

  • реализация товаров, работ и услуг, если заказ осуществлялся через интернет, а поставка — без его использования;
  • продажа программ и баз данных на материальных носителях;
  • услуги интернет-провайдера;
  • консультирование по электронной почте.

Как будет определяться место реализации

  • если покупатель — ИП или юрлицо — по месту их регистрации, а если таковая отсутствует — по адресу, указанному в учредительных документах, месту нахождения исполнительного органа, месту жительства физического лица;
  • если сделка осуществлена через представительство иностранной фирмы — по месту нахождения представительства;
  • когда покупатель — физическое лицо, то Россия будет считаться местом приобретения в случаях, если это лицо:
    • проживает в России;
    • использует для оплаты российский банк или платежную систему;
    • использует при покупке сетевой адрес, относящийся к России;
    • указывает при приобретении цифровых товаров или услуг российский международный телефонный код.

В случае когда по российскому законодательству реализация относится к территории России, а по законодательству иностранного государства — к его территории, исполнитель будет выбирать место реализации самостоятельно.

Порядок уплаты НДС иностранными интернет-компаниями

Как организация будет уплачивать НДС зависит от того, кто выступает в качестве покупателя. Если организация или ИП, то налог будет уплачивать покупатель, который по отношению к своему иностранному партнеру будет считаться налоговым агентом. Аналогичная история и с операциями, которые осуществляются через российского посредника.

Такая практика существует и сегодня. При этом налоговая база от реализации электронных товаров и услуг будет исчисляться следующим образом:

  • если реализацию осуществила сама компания-нерезидент, то налоговый агент берет в качестве базы доход от реализации с учетом налога;
  • если продажа проводится через местного посредника, то база определяется без учета налога.

Если товары и услуги реализуются физическим лицам, то платить НДС будет сама иностранная организация — исполнитель (продавец) или посредник. Если посредников несколько, то роль налогового агента будет выполнять тот из них, который участвует в расчете с физическими лицами, то есть последнее звено в цепи продавцов. При этом не имеет значения, есть ли у этой организации договор с непосредственным исполнителем электронных услуг, то есть с компанией, которая является первым звеном цепочки продавцов. При этом налоговая база будет определяться, как стоимость этих услуг с учетом налога.

Постановка на учет

Ставка НДС, срок уплаты и другие важные моменты

НДС с продажи иностранными компаниями электронных товаров и услуг будет исчисляться по расчетной ставке в размере 15,25% доли налоговой базы. Сделать это нужно будет в последний день квартала, в котором компания получила оплату от российского покупателя. Если стоимость покупки выражена в иностранной валюте, то ее необходимо пересчитать в рублях по курсу Центрального Банка на день исчисления налога.

Зарубежные компании будут подавать декларации по НДС не позднее 25 числе месяца, который следует за отчетным кварталом. Сделать это можно будет через разработанный ФНС сервис НДС-офис иностранных компаний. Если сервис по какой-то причине будет недоступен, то отчитываться придется в общем порядке, то есть подать электронную декларацию через оператора ЭДО. Уплата налога должна быть осуществлена не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) обЪектом налогообложения, в частности, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При получении в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информации для определения места реализации работ (услуг) с целью исчисления НДС следует руководствоваться ст. 148 НК РФ, в соответствии с которой местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности считается территория фактического присутствия покупателя услуг на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение ст. 148 НК РФ применяется при выполнении работ (оказании услуг), в частности по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

В случае если российская фирма получает в электронном виде информацию от иностранной компании, местом реализации признается территория Российской Федерации, следовательно, возникает обЪект налогообложения.

В соответствии со ст. 161 НК РФ российская фирма выступает в роли налогового агента.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Следует иметь в виду, что налоговая база определяется по каждой такой операции отдельно.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, даже если они не являются налогоплательщиками по другим операциям.

Российская фирма заключила контракт с датской компанией на сумму 12 000 долл. США. Датская компания не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации.

Курс Банка России на дату перечисления денежных средств иностранному поставщику составлял 29 руб. за 1 долл. США.

По условиям контракта российская фирма получает в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информацию по элементам на программное обеспечение от датской корпорации. Датская корпорация является поставщиком систем финансового учета и управления предприятием. Российская фирма обрабатывает полученную информацию, формирует ее в виде электронного файла и поставляет его через Интернет американской фирме.

Сумма контракта с американской фирмой составляет 25 000 долл. США. Оказание услуг и их оплата произведены в одном отчетном периоде.

Курс Банка России на дату принятия иностранной компанией результатов оказанных услуг - 29 руб. за 1 долл. США, на дату получения платы за оказанные услуги - 29,5 руб. за 1 долл. США.

Организация ведет бухгалтерский учет с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В отношениях с датской компанией местом реализации признана территория Российской Федерации, так как место деятельности покупателя услуг - Российская Федерация.

Учитывая, что датская фирма не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 161 НК РФ российская организация по рассматриваемой операции признается налоговым агентом, а значит, должна исчислить, удержать у датской фирмы и уплатить НДС в бюджет.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, налоговая база по НДС, указанная в п. 1 ст. 161 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции будут отражены следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера.

При поставке российской фирмой информации в электронном виде партнерам за рубеж (США) местом реализации не будет являться территория Российской Федерации, так как покупатель находится за пределами Российской Федерации (подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), поэтому не возникает обЪекта обложения НДС и, соответственно, такие операции НДС не облагаются.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет у налогового агента, не может быть принята к вычету. В соответствии со ст. 170 НК РФ данная сумма включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

Д-т 44 К-т 19 - 58 000 руб. - списывается на затраты сумма НДС, уплаченная по принятым информационным услугам.

В бухгалтерском учете организации операции по расчетам с американской фирмой отражаются следующими проводками:

Д-т 62 К-т 90-1 - 725 000 руб. (25 000 долл. США х х 29 руб.) - отражена задолженность заказчика (иностранной компании) за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 52 К-т 62 - 737 500 руб. (25 000 долл. США х х 29,50 руб.) - на транзитный валютный счет поступила выручка за оказанные услуги от иностранного заказчика;

Д-т 62 К-т 91-2 - 12 500 руб. - отражена положительная курсовая разница по задолженности заказчика.

В соответствии с п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от оказания услуг является доходом от обычных видов деятельности и принимается к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

В рассматриваемой ситуации договором предусмотрена оплата услуг в иностранной валюте. В соответствии с п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

В связи с изменением курса валюты, установленного Банком России на дату принятия заказчиком результатов оказанных услуг и дату исполнения им обязательств по оплате результатов оказанных услуг (дату получения валютных средств), в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, у организации по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" возникает положительная курсовая разница. Возникшая курсовая разница отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность, и учитывается в составе внереализационных расходов (п. 12, 13 ПБУ 3/2000).

Теперь рассмотрим пример, когда российская фирма после обработки полученной из-за рубежа информации отправляет ее в виде электронного файла российской фирме-партнеру.

Условия примера оставим те же самые. Изменим только последнюю часть, где покупателем конечного продукта будет являться российская фирма-резидент.

Сумма контракта с российской фирмой составляет 750 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ сумма НДС, уплаченная российским покупателем - налоговым агентом, подлежит вычету из общей суммы начисленного налога. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ, при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для производственной деятельности или иных операций, признаваемых обЪектами налогообложения, либо если товары приобретены для перепродажи.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции отражаются следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера;

Д-т 68 К-т 19 - 58 000 руб. - принят НДС к зачету в бюджет.

Операции по расчетам с российской фирмой-покупателем будут отражены следующими проводками:

Д-т 51 К-т 62 - 750 000 руб. - поступила выручка за оказанные услуги от российской фирмы-покупателя;

Д-т 62 К-т 90-1 - 750 000 руб. - отражена задолженность заказчика за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 90-3 К-т 68 - 125 000 руб. - начислен НДС с суммы реализации.

При перемещении товаров через таможенную границу следует руководствоваться ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1, где говорится, что перемещением через таможенную границу Российской Федерации считается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

В случае реализации услуг по обработке информации через Интернет в виде электронного файла не происходит фактического пересечения границы, поэтому перемещением через таможенную границу такие действия не являются.

При проведении операций такого рода следует обратить внимание на правильность заполнения налоговой декларации по НДС.

Заполнение декларации по НДС производится в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 % (приложение 3 к приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407).

При оказании услуг иностранному лицу местом реализации будет являться страна деятельности покупателя (то есть иностранной фирмы). ОбЪект обложения по НДС в таком случае не возникает, однако оборот по таким операциям показывается в налоговой декларации справочно в приложении Г.

Российская организация, признаваемая налоговым агентом, должна отразить начисление НДС в форме N 2 приложения 1 к декларации по НДС за тот налоговый период, в котором были осуществлены расходы по оплате услуг. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ и реквизитами этой формы декларации сумма НДС определяется по расчетной ставке 16,67 или 9,09 % от суммы расходов по оплате этой услуги.

В современных условиях электронной коммерции многие услуги представляются в электронном виде. Предприятия – плательщики НДС сталкиваются с вопросом: как правильно определить место реализации таких услуг в такой ситуации?

Buxgalter.uz поможет разобраться:

– Место реализации услуг в электронной форме определяйте по месту осуществления деятельности (нахождения) их покупателя. Это означает, что электронные услуги, приобретенные лицами, находящимися или осуществляющими деятельность в Узбекистане, облагаются НДС в Узбекистане
.

Если электронные услуги приобрело физлицо, местом их приобретения признается Узбекистан при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  • покупатель живет в Узбекистане;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор платежных систем, через которого покупатель оплатил услуги, находятся в Узбекистане;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Узбекистане;
  • международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Узбекистаном.

К услугам в электронной форме относятся услуги, оказанные через доступ в интернет автоматическим способом с использованием информационных технологий.

К таким услугам, в частности, относятся
:

  • предоставление через интернет прав на использование программного обеспечения (включая игры, поставляемые через интернет), а также баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей, в том числе – путем предоставления к ним удаленного доступа;
  • предоставление через интернет прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без него, аудиовизуальных произведений, в том числе – путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания;
  • оказание в интернете рекламных услуг, в том числе – с использованием функционирующих в интернете компьютерных программ и баз данных, а также предоставление рекламной площади (пространства) и времени для рекламы;
  • оказание услуг по размещению в интернете предложений о приобретении (реализации) товаров (услуг) и имущественных прав;
  • оказание через интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями.

В частности, к таким услугам относится предоставление торговой площадки, функционирующей в интернете в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем автоматически создаваемого сообщения;

  • обеспечение и (или) поддержание присутствия в интернете для личных целей или для осуществления экономической деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в интернете), обеспечение доступа к ним других пользователей интернета, предоставление пользователям возможности их модификации;
  • автоматическое поддержание работы программ на расстоянии и в режиме онлайн, оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов и (или) страниц сайтов в интернете;
  • хранение и обработка информации – при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, имеет к ней доступ через интернет;
  • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  • предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • поставка информации, генерируемой автоматическим способом при вводе покупателем данных через интернет, оказание автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети.

В частности, к таким поставкам информации относятся сводки фондовой биржи и автоматизированный перевод текстов в режиме реального времени;

  • оказание услуг по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • предоставление доступа к поисковым системам в интернете;
  • ведение статистики на сайтах в интернете.

Не относятся к услугам в электронной форме:

  • реализация товаров (услуг), если при заказе через интернет поставка товаров (оказание услуг) фактически осуществляется без использования интернета;
  • реализация (передача прав на использование) компьютерных программ (включая компьютерные игры) и баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте;
  • оказание услуг по предоставлению доступа к интернету.

Времена, наверное, такие, но довольно часто у российских фирм возникают вопросы об агентском НДС. Особенно, когда иностранец оказывает услуги, и нужно решать, что делать с налогом – удерживать или нет. Решение зависит от того, будет ли РФ местом реализации. Разберемся, как это сделать.

Когда фирма становится налоговым агентом

Налоговым агентом российская фирма становится, если:

  • иностранная фирма не зарегистрирована в РФ;
  • услуга или товар, который вы покупаете, облагается НДС. Есть операции, которые не признаются реализацией и, следовательно, НДС не облагаются (например, операции, связанные с обращением валюты, вклады в уставные капиталы других фирм, продажа земельных участков и др.);
  • местом реализации является РФ.

Налоговый агент обязан удержать НДС из денег, которые выплачиваются иностранному исполнителю, и перечислить сумму налога в бюджет.

Реализация облагается НДС только на территории РФ. Если же местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции в России не облагаются НДС.

Место реализации товаров

По товарам место реализации определить просто – на основании статьи 147 НК РФ. Если товар в момент отгрузки находится в РФ, то местом реализации будет РФ. Если поставщик поставляет товар из своей страны, тогда налоговым агентом по НДС российский покупатель не будет. НДС нужно будет платить на таможне.

Место реализации услуг (работ)

Место реализации услуг (работ) определяют в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг может признаваться либо та страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ. Там есть пункты, в которых перечислены виды услуг (работ), местом реализации которых всегда будет РФ.

Когда место реализации – всегда РФ

Местом реализации всегда будет признаваться территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Для вашего удобства приведем весь список.

1. Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом. Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

2. Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ.

Это монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.

4. Покупатель работ (услуг) зарегистрирован в России и работает по направлениям:

  • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
  • разработка ПО;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;
  • инжиниринговые услуги;
  • реклама и маркетинг;
  • услуги по обработке информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Если перечисленные работы (услуги) приобретает филиал или представительство, расположенные на территория иностранного государства, то местом реализации Россия не является и объекта обложения НДС не возникает, даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

4.1 Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции, когда пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

4.2 Услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, если местом осуществления деятельности заказчика признается территория РФ.

4.3 Услуги российских компаний по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ.

4.4 Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ.

Подчеркнем: по перечисленным работам и услугам местом реализации всегда признается территория РФ.

Главный вывод

Чтобы определиться с местом реализации работ (услуг), которые иностранная фирма, не состоящая на налоговом учете в РФ, оказывает российской компании, нужно внимательно почитать подпункты 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ. Если вы не найдете в списке интересующие вас услуги, то платить НДС не нужно. Дело в том, что в этом случае не будет выполняться условие, необходимое для выполнения обязанностей налогового агента, - о месте реализации, каковым должна признаваться территория РФ.

Если найдете – то ничего не поделаешь. Удерживать НДС из вознаграждения иностранца и платить его в бюджет придется.

В качестве примера – письмо Минфина от 13 августа 2020 г. № 03-07-08/71010. В нем речь шла об услуге по поиску потенциальных бизнес-партнеров. Такой услуги в указанных нормах статьи 148 НК РФ нет. Значит, у российской фирмы нет и обязанностей НДС-агента.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: