Обучение через интернет ндс

Опубликовано: 27.04.2024






Подтвердить расходы на обучение работника на онлайн-се­минарах (вебинарах) помогут распечатки электронных документов и файлы раздаточного материала.

Онлайн-обучение работников набирает сейчас все б'oльшую популярность. Такой вид образования позволяет повышать квалификацию и уровень мастерства сотрудника, практически не отрывая его от рабочего процесса. Однако у бухгалтера компании могут возникнуть проблемы при учете расходов на обучение работника на различных интернет-курсах подготовки (повышения квалификации), онлайн-семинарах (вебинарах) и консультациях. В этой статье мы рассмотрим, как подтвердить такие затраты.

Подтверждающие документы
От вида обучения будет зависеть набор подтверждающих документов, которые являются основанием для уменьшения базы по налогу на прибыль. Обычно организации, обучающие через Интернет, представляют своим клиентам все необходимые подтверждающие документы (договоры оказания образовательных услуг, акты, лицензии и т. д.). Для этого клиенты пишут запрос на электронную почту учебной фирмы. Затем оформленные ею в бумажном виде документы отправляются заказным письмом в компанию клиента.
Допустим, сотрудник обучается на интернет-курсах подготовки (повышения квалификации). В большинстве случаев такие затраты списывают как расходы на образовательные услуги 1 . По мнению Минфина России, служить подтверждением таких затрат могут следующие документы 2 .

  1. Договор с образовательным учреждением.
  2. Приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение.
  3. Учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений занятий. Чиновники, однако, указывают, что Налоговый кодекс не предусматривает связи между количеством часов обучения и возможностью учета расходов на обучение, подготовку и переподготовку работника в базе по налогу на прибыль 3 .
  4. Сертификат, аттестат или иной документ, подтверждающий, что сотрудник прошел обучение. Если период обучения на курсах более 72 академических часов, а учебное учреждение аккредитовано, работнику выдается соответствующий документ о прохождении курса 4 . Отметим, что Налоговый кодекс не содержит требований о подтверждении расходов на повышение квалификации таким доказательством 5 .
  5. Акт об оказании услуг. Когда договором возмездного оказания услуг составление акта не предусмотрено, его не составляют. Не вытекает эта обязанность и из положений главы 39 Гражданского кодекса 6 . Налоговое законодательство также не предусматривает, что единственным документальным подтверждением произведенных расходов на обучение является акт об оказании образовательных услуг 7. Однако акт — первичный документ, который удостоверяет факт оказания услуг. На законодательном уровне типовая форма такого документа не утверждена. Но его необходимо составить в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете 8 и утвердить форму в приложении к приказу об учетной политике. В акте следует подробно перечислить образовательные услуги и привести их краткую характеристику. Суды не принимают акты, если в них не раскрыта конкретная информация о проведенных консультациях, представленных рекомендациях и выполненных работах, не указан расчет стоимости оказанных услуг 9 .

Необходимо и наличие заключенного трудового договора между компанией и работником 10 . Для того чтобы фирма могла подтвердить расходы на образовательные услуги, обучающая сторона также должна иметь соответствующую лицензию на образовательную деятельность 11 . Ее копию нередко можно скачать прямо с обучающего сайта.
Сотрудник может посещать онлайн-семинары (вебинары), тренинги, консультации продолжительностью менее 72 академических часов. При этом обучающая сторона может не иметь лицензии на образовательную деятельность. Оснований для учета таких затрат в составе расходов на обучение у фирмы нет 12 . Их отражают как консультационные услуги либо другие расходы, связанные с производством (реализацией)13. Есть решения арбитров, которые указывают, что наличие лицензии образовательного учреждения для подтверждения таких расходов не обязательно 14 .
Не всегда обучающая сторона может представить фирме договоры и акты на оказание консультационных услуг. Например, когда работника учит или консультирует физлицо. В такой ситуации вероятность возникновения налогового спора с проверяющими очень высока. Скорее всего, они исключат неподтвержденные затраты из расчета базы по налогу на прибыль. Но фирма все же может попытаться отстоять свою позицию 15 . Факт получения консультационных услуг подтвердят распечатки электронных документов:

Также подтвердят учебные расходы внутренние документы:

  • политика обучения персонала на текущий год (в ней нужно указать цели получения работниками образования, фамилии и должности сотрудников, которые должны пройти обучение; документ может также подтвердить и экономическую обоснованность затрат на обучение — он уже служил весомым доказательством правоты компаний в спорах 16 );
  • смета затрат на обучение.

Фирма должна хранить документы в течение всего срока действия учебного договора, периода прохождения обучения плюс один год работы сотрудника, но не менее четырех лет 17 .

Доводы в споре
Обосновать расходы на обучение сотрудника на онлайн-се­минарах (вебинарах), курсах и консультациях фирма может следующим образом. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель 18 . Онлайн-занятия способствуют повышению квалификации и более эффективному использованию работника в рамках деятельности компании 19 . Обучение через Интернет экономит время работника, а следовательно, и фирмы. Оно позволяет задействовать сотрудника в рабочем процессе даже в период учебы. При этом обучение тесно связано с деятельностью компании. Полученные работником знания и навыки будут использоваться непосредственно в производственной деятельности. Они способны увеличить прибыль фирмы. Арбитры указывают, что затраты, которые изначально направлены на получение дохода, экономически обоснованы 20 . Ведь их обоснованность должна оцениваться с учетом обстоятельств, которые свидетельствуют именно о намерениях компании получить доход в результате деятельности. И если фирма планирует получать выручку при помощи новых знаний работника, то с обоснованием расходов на обу­чение проблем возникнуть не должно.

Списываем расходы на обучение
Компании, которые применяют метод начисления, относят затраты на онлайн-обучение к косвенным расходам. При расчете налога на прибыль они признаются в полном объеме. Датой осуществления прочих расходов на оплату образовательных и консультационных услуг признается21:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных
    договоров;
  • дата предъявления фирме документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последнее число отчетного (налогового) периода (принятие в расходы затрат на обучение не зависит от даты его окончания 22 ).

Если фирма использует кассовый метод, то расходы на обучение признаются только после их фактической оплаты 23 .

Отражаем в бухучете
Расходы на обучение работника отражают на счетах учета затрат. Конечно, при условии, что они обоснованы и связаны с производственной необходимостью. В противном случае их надо показать в составе внереализационных расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

Пример:
Фирма оплатила участие бухгалтера в вебинаре, посвященном вопросам налогообложения. Услуги оказывает коммерческое образовательное учреждение. Стоимость мероприятия составила 5900 руб. (в т. ч. НДС — 900 руб.).
Бухгалтер сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 5900 руб. — оплачено участие бухгалтера в вебинаре;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 51
– 5000 руб. — затраты на участие списаны в расходы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 900 руб. — отражен «входной» НДС.
Между сторонами подписан акт об оказании услуг, есть счет-фактура на сумму НДС. Налог прини­маем к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
ДЕБЕТ 68 субсчет НДС КРЕДИТ 19
900 руб. — «входной» НДС принят к вычету.



Лев Лялин,
почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Вебинар проведен физлицом. Подтверждаем расходы

Есть несколько способов избежания проблем: личная встреча (заключение традиционного договора), почтовая переписка (обмен письмами с указанием в них условий, формы проведения мероприятия, реквизитов сторон и т. д.). В обоих случаях также нужен акт оказанных услуг (лучше с их расшифровкой) и заявление об оплате.
Возможно и заключение договора по электронной почте (п. 2 ст. 434 ГК РФ). При наличии хотя бы у одной из сторон электронной подписи факт оказания услуг будет считаться подтвержденным (ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). При отсутствии электронных средств идентификации доказать участие работника в вебинаре можно:

  • записью вебинара на ЭВМ
  • участника;
  • перепиской по электронной почте о запросе и предоставлении участнику после оплаты паролей доступа к личному кабинету (который также докажет реальность проведения вебинара);
  • файлами с программой обучения, раздаточным материалом, информацией о количестве часов посещения обучающего сайта;
  • скриншотами страниц обучающего сайта, которые следует заверить печатью фирмы (лучше нотариально); скриншот будет доказательством публичной оферты;
  • платежным поручением.



Наталья Юденич,
налоговый консультант, юрист

Признаем расходы на вебинар

Фирма вправе учесть затраты на участие работников в онлайн-семинарах (вебинарах) как расходы на информационно-кон­сультационные услуги или на обучение (подп. 14, 15, 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) при соблюдении пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Поэтому следует оформить соответствующий договор и акт на оказание услуг. В необходимых случаях нужно получить заверенную копию лицензии образовательного учреждения (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ). Целесообразно также запастись электронными и бумажными копиями презентации с обучающими материалами, программой семинара, ссылкой на видеозапись выступления лектора, скриншотами и иной информацией о проведенном мероприятии. Данные документы станут дополнительным доказательством реальности расходов при возникнове­нии налогового спора (пост. ФАС УО от 25.08.2010 № Ф09-6734/10-С3).
Отметим, что непроизводственные расходы (например, вебинары по личностному росту, проведенные в интересах работников) не могут уменьшить налог на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

1 подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ
2 письма Минфина России от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77, от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137
3 письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-03-06/2/42
4 п. 28 Типового положения об образова¬тельном учреждении дополнительного профессионального образования, утв. пост. правительства РФ от 26.06.1995 № 610
5 пост. ФАС МО от 25.05.2009 № КА-А40/3244-09
6 пост. ФАС ЗСО от 08.11.2007 № Ф04-7274/2007(39986-А27-39)
7 пост. ФАС МО от 07.06.2011 № КА-А40/5289-11
8 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ
9 пост. ФАС ВСО от 05.06. 2008 № А33-10185/2007-Ф02-2304/2008
10 подп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ
11 подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ
12 подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ
13 подп. 15, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
14 пост. Девятого ААС от 02.02.2011 № 09АП-32031/2010 (оставлено без изменения пост. ФАС МО от 19.05.2011 № КА-А40/4521-11, ФАС СЗО от 10.10.2005 № А42-7611/04-15)
15 подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ
16 пост. ФАС МО от 29.04.2011 № КА-А40/3543-11-П
17 п. 3 ст. 264 НК РФ
18 ст. 196 ТК РФ
19 подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ
20 определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П
21 п. 1 ст. 272 НК РФ
22 пост. ФАС МО от 07.06.2011 № КА-А40/5289-11
23 п. 3 ст. 273 НК РФ


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Право-инфо

Как выяснилось, у наших читателей возникают вопросы: как определить, являются ли они налоговыми агентами по НДС в той или иной ситуации, и что делать дальше с уплаченным налогом?

Иностранец проводит семинар онлайн - смотрим договор

(?) Иностранная компания проводит для нас онлайн-семинар через Интернет. Являемся ли мы налоговым агентом по НДС?

А.Н. Ермакова, г. Курск

Объект обложения НДС - реализация услуг на территории РФ . То есть вы становитесь налоговым агентом, если местом реализации приобретенных услуг будет признана территория РФ . Чтобы это проверить, смотрите условия вашего договора с иностранцем:

в договоре написано: "оказание консультационных услуг в виде онлайн-семинара", то вы признаетесь налоговым агентом. Место реализации консультационных услуг определяется по месту нахождения покупателя . Покупатель (то есть вы) находится в России, значит, место реализации услуг - Россия;

в договоре написано: "оказание образовательных услуг (услуг по обучению) в виде онлайн-семинара", то налоговым агентом вы не являетесь. Местом реализации образовательных услуг признается Россия, если услуги фактически оказаны на ее территории . Хотя непонятно, что считать фактическим местом проведения семинара, если он проходил через Интернет. Ни судебных решений, ни разъяснений по этому вопросу нет. Мы решили узнать мнение специалиста Минфина по данному вопросу.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЛОЗОВАЯ АННА НИКОЛАЕВНА - Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Местом реализации образовательных услуг, оказанных через сеть Интернет иностранным лицом, ведущим деятельность на территории иностранного государства, территория России не является, и обязанностей налогового агента не возникает";

в договоре никак не объясняется, что это за услуги, а просто написано "проведение онлайн-семинара", то налог можно не платить. Есть разъяснения Минфина, в которых он относит семинары к отдельной категории услуг, упомянутых в подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно положениям данного пункта местом реализации услуг признается территория РФ, если организация, оказывающая услуги, ведет деятельность на территории РФ. Поскольку семинар проводит иностранная организация не через постоянное представительство в России, то территория РФ не признается местом реализации, независимо от того, на территории какого государства проводится семинар. Следовательно, и НДС эти услуги не облагаются .

Взаимозачет не освобождает от обязанностей налогового агента

(?) Наша фирма арендует у муниципалитета здание. Мы сделали в нем ремонт. Арендодатель согласился возместить нам стоимость ремонта вместе с НДС (мы этот НДС к вычету не принимали). Всю сумму нам зачли в счет арендной платы. С зачтенной суммы мы не платили НДС как налоговый агент. Ведь мы должны удерживать НДС только с доходов, которые выплачиваем, а мы ничего не выплачивали. Налоговики при проверке на всю сумму зачета начислили нам НДС, пени и штрафы. Правы ли проверяющие?

Л.В. Гордеев, г. Москва

Ваши выводы вполне логичны, однако и Минфин, и суды считают, что проведение взаимозачета не освобождает вас от обязанностей налогового агента . Поэтому зачет нужно делать на сумму арендной платы без учета НДС, а НДС в общем порядке перечислять в бюджет. Допустим, ремонт стоил 118 руб. вместе с НДС и вы хотите зачесть эту сумму в счет арендной платы. Тогда вы засчитываете эти 118 руб. в счет арендной платы без НДС, а 21,24 руб. (118 руб. х 18%) перечисляете в бюджет. Перечислить налог нужно равными долями не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за кварталом, в котором зачтены встречные требования .

Аванс иностранцу - не повод становиться налоговым агентом

(?) Мы выплатили аванс иностранному поставщику оборудования, не стоящему на учете в РФ. Оборудование планируем использовать в деятельности, облагаемой НДС. При ввозе мы уплатили НДС и таможенные платежи. После ввода в эксплуатацию основного средства НДС принят к вычету. Инспекция при выездной проверке посчитала, что мы должны были удержать и перечислить в бюджет НДС с аванса иностранному поставщику. Права ли она?

Е.С. Лыткина, г. Нижний Новгород

Нет, в данном случае вы налоговым агентом не являетесь и уплачивать НДС с аванса не должны.

При покупке товаров у иностранцев, не состоящих на налоговом учете в РФ, вы становитесь налоговым агентом, только если местом реализации товаров будет признаваться РФ . А это возможно, когда :

товар находится в РФ или на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится в РФ или на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Поскольку вы сами ввезли товар в РФ, в вашем случае это условие не выполняется. Так что вы должны были заплатить лишь НДС при ввозе товаров в Россию .

Заказали перевозку у иностранца? Смотрите пункты отправления и назначения

(?) У нас заключено множество договоров на перевозку товаров с иностранными компаниями, не состоящими на налоговом учете в РФ. Как определить, в каком случае наша организация - налоговый агент по НДС?

С.Н. Зуева, г. Курск

Вы признаетесь налоговым агентом, если и пункт отправления, и пункт назначения находятся на территории РФ. В этом случае местом реализации услуг перевозки и транспортировки признается Россия . Если или пункт отправления, или пункт назначения расположен на территории иностранного государства, вы налоговым агентом не являетесь .

Упрощенцы агентский НДС к вычету принять не могут

(?) Наша организация применяет УСНО. Мы заключили договор аренды госимущества. Теперь нам придется перечислять в бюджет НДС как налоговым агентам и сдавать декларацию. А имеем ли мы право принять уплаченный НДС к вычету и заявить налог к возмещению? Нужно ли нам составлять счет-фактуру, вести книгу покупок и книгу продаж?

С.А. Радионова, г. Дмитров

Нет, вы не можете принять к вычету НДС, так как не являетесь его плательщиком . Агентский НДС вы включаете в расходы .

Однако, как налоговые агенты, вы обязаны составлять счета-фактуры . Что касается книги покупок и книги продаж, то по НК их должны вести только плательщики НДС . Но, учитывая требования правил ведения документов, применяемых при расчетах по НДС, лучше оформить:

- журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. В части 1 журнала и нужно будет зарегистрировать выставленный счет-фактуру ;

- книгу продаж . В ней вам также нужно будет зарегистрировать счет-фактуру.

Книгу покупок оформлять не нужно.

Налоговые агенты не могут принять к вычету НДС с аванса

(?) По договору аренды с муниципалитетом заплатили аванс за 10 лет аренды вперед. И, как агент, заплатили НДС в бюджет. Можем ли мы теперь заявить всю сумму этого НДС к вычету?

Е.В. Архипова, г. Москва

Нет, не можете. Вы можете заявить к вычету лишь НДС по самим услугам аренды после принятия их к учету . Основание для вычета - счет-фактура, выписанный вами на сумму предоплаты, и договор аренды, в котором прописана сумма ежемесячных арендных платежей .

подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

подп. 3 п. 1, подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ

Письма Минфина от 15.06.2011 N 03-07-15/17, от 05.03.2010 N 03-07-08/56

Письма Минфина от 18.03.2011 N 03-07-11/60, от 16.04.2008 N 03-07-11/147; Постановления ФАС УО от 02.09.2010 N Ф09-7182/10-С2; ФАС СКО от 26.03.2008 N Ф08-1401/2008-512А

Письма Минфина от 03.08.2010 N 03-07-11/337, от 07.07.2009 N 03-07-14/64; ФНС от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@

п. 1 ст. 161 НК РФ

подп. 3 п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 283 ТК ТС; подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ

подп. 4.1 п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 161 НК РФ

подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ; Письма Минфина от 26.07.2012 N 03-07-08/218, от 03.04.2012 N 03-07-13/01-17

п. 3 ст. 171 НК РФ

подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

п. 3 ст. 168 НК РФ

п. 3 ст. 169 НК РФ

пп. 1, 2 Правил ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137

п. 3 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137

Письмо ФНС от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 06

Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.

То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг[1].

  1. предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет»;
  2. оказание рекламных услуг в сети «Интернет «, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  4. оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
  5. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  6. хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  7. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  8. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  10. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  11. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  12. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  13. предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
  14. ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ)[2] мы можем выделить три основных признака:

  1. Электронные услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  2. Электронные услуги оказываются автоматизированно;
  3. Электронные услуги оказываются с использованием информационных технологий.

В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.

Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте.

Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза[3] закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.

По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:

  1. Поставка дижитал-продукции с помощью Интернета с отсутствием или с минимальным вмешательством человека, при которой отсутствует необходимость физического присутствия исполнителя в месте реализации услуги;
  2. Поставка иных услуг, осуществляемая с помощью Интернета (например, консультационные услуги или онлайн обучение с помощью skype);
  3. Поставка товаров или «вещественных» услуг, заказ которых осуществляется онлайн, но исполняется в обычном режиме (например, заказ товаров, онлайн бронирование билетов, гостиниц и т.д.)[4].

Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.

В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.

Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.

Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:

  • является ли вся поставка единой и определять уже природу всей такой «пакетной» поставки;
  • является ли электронная услуга самостоятельной/ основной частью оказываемой услуги или лишь вспомогательной частью более комплексной услуги.

Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.

[1] Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании«. Сервис доступен на русском и английском языках.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

[2] «В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье - сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий».

[4] В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.

Предприятие – негосударственное образовательное учреждение автошкола (общая система налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ не является плательщиком НДС. Должны ли мы вести книгу покупок и книгу продаж?

Нужно ли вести учет входящего НДС, если мы не предъявляем эту сумму к возмещению?

Нужно ли выставлять счета-фактуры ученикам – физическим лицам и юридическим лицам, оплачивающим обучение своих работников?

Должны ли мы применять ККМ с 01.01.2007 г. вместо бланков строгой отчетности в обязательном порядке?

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС.

Следовательно, если Ваше учреждение не освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, то Вы являетесь налогоплательщиком НДС и должны исчислять и уплачивать этот налог в общем порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

В то же время некоторые операции освобождены от налогообложения НДС.

В частности, в соответствии с п.п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Следовательно, Ваше учреждение является налогоплательщиком НДС, однако образовательные услуги, которые Вы оказываете, НДС не облагаются.

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик НДС обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в том числе при совершении операций, не подлежащих налогообложению НДС.

То есть при оказании образовательных услуг Вы обязаны выставлять счета-фактуры и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

При этом расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм НДС, о чем на таких документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Заметим, что налогоплательщик НДС обязан выставлять счета-фактуры независимо от того, кто именно приобретает (оплачивает) оказываемые этим налогоплательщиком услуги: физическое лицо или организация.

Единственное исключение из данного правила установлено п. 7 ст. 168 НК РФ, в соответствии с которым при оказании платных услуг непосредственно населению требования НК РФ по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если лицо, оказавшее услуги, выдаст заказчику услуг кассовый чек или иной документ установленной формы – бланк строгой отчетности.

То есть если оказанные Вами услуги заказало и оплатило физическое лицо, то счет-фактуру выдавать ему не обязательно. Достаточно выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Если же услуги заказала и оплатила организация, то Вы обязаны выставить ей счет-фактуру.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению НДС, учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

Поэтому если Ваше учреждение оказывает только образовательные услуги, не подлежащие налогообложению НДС, то суммы «входящего» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) будут полностью учитываться в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

Если же Вы наряду с оказанием образовательных услуг осуществляете операции, подлежащие налогообложению НДС, то Вам необходимо вести раздельный учет «входящего» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые используются в облагаемой и необлагаемой НДС деятельности (п. 4 ст. 170 НК РФ).

По вопросу о применении Вами бланков строгой отчетности отметим следующее.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Действительно, изначально п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.2005 г. № 171 было установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным данным Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

То есть до 1 января 2007 года должны были смениться все ранее утвержденные формы бланков строгой отчетности, а если бы для какого-то вида деятельности чиновники новую форму бланка строгой отчетности до 1 января 2007 года не утвердили, то с нового года организации и предприниматели были бы вынуждены применять ККТ при приеме наличных денег у населения за оказанные услуги.

Чтобы избежать этой ситуации (которая вполне могла иметь место, ведь к настоящему времени чиновники утвердили всего пару новых форм бланков строгой отчетности) Правительство РФ про­длило срок использования «старых» форм бланков строгой отчетности до 1 сентября 2007 г. (постановление Правительства РФ от 05.12.2006 г. № 743; см. № 49 «А-Э» за 2006 г., стр. 15).

На сегодняшний день новые формы бланков строгой отчетности, подлежащие применению при оказании образовательных услуг населению, не утверждены.

Поэтому до 1 сентября 2007 года Вы можете продолжать использовать «старые» формы бланков строгой отчетности (но только тогда, когда оказанные Вами услуги оплачивают физические лица).

Так, например, Вы можете применять квитанцию по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 20.04.1995 г. № 16-00-30-35.

В письме от 20.12.2001 г. № 04-01-20 Минфин РФ рекомендовал использовать данную форму в качестве бланка строгой отчетности при оказании образовательных услуг.

При этом Вы не должны забывать, что если чиновники до 1 сентября 2007 года утвердят новую форму бланка строгой отчетности, подлежащую применению при оказании образовательных услуг населению, то «старую» форму бланка нельзя применять уже с даты вступления в силу новой формы бланка, то есть «старую» форму бланка строгой отчетности нужно будет перестать применять с даты утверждения новой формы, не дожидаясь 1 сентября 2007 года.

Читайте также: