Облагается ли ндс гособоронзаказ

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 августа 2018 г. N 03-07-11/58372 Об особенностях возмещения НДС

Вопрос: Просим дать разъяснения о порядке возмещения налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ в следующем случае.

Общество с ограниченной ответственностью является головным исполнителем по государственному контракту по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт).

Указанный государственный контракт был заключен в декабре 2017 года, и одним из положений государственного контракта предусмотрено авансирование выполняемых работ в размере 100% с погашением ранее выплаченного аванса исходя из стоимости выполненных работ.

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ООО был заключен договор о банковском сопровождении с Управлением Федерального казначейства, открыт лицевой счет для расчетов по указанному государственному контракту, а также введен раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, включая раздельный учет начисленных и уплаченных налогов и сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, в том числе и налога на добавленную стоимость.

В декабре 2017 года на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства от Заказчика поступил авансовый платеж в размере 100% от цены государственного контракта. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, ООО исчислило и уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 18% с поступившего авансового платежа.

В рамках выполнения государственного контракта, в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ООО, выступая головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель), вправе создавать кооперацию головного исполнителя и привлекать отдельных лиц для выполнения государственного оборонного заказа, путем заключения контрактов с головным исполнителем.

При выполнении работ по контрактам, исполнители, являясь плательщиками налога на добавленную стоимость, выставляют головному исполнителю счета-фактуры, на основании которых, впоследствии, головной исполнитель, в порядке ст. 176 Налогового кодекса РФ, вправе заявить к возмещению уплаченный налог на добавленную стоимость. При этом при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Поскольку полученные по государственному контракту денежные средства являются целевыми, а режимом использования отдельного счета в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" предусмотрена возможность уплаты налогов и сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, установленных законодательством РФ, то при заявлении к возмещению налога на добавленную стоимость возникает вопрос на какой счет производить возмещение налога на добавленную стоимость: на расчетный счет ООО, открытый в банковском учреждении, производящем расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, или же на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства? При этом, поскольку ст. 2 и ст. 6.1. Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предусмотрено, что каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присваивается идентификатор государственного контракта, который подлежит указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки, то при возмещении налога на добавленную стоимость на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства, возникает необходимость указания идентификатора государственного контракта и дальнейшей обязательной "привязки" платежей к уникальному идентификатору государственного контракта.

При этом, ООО являясь головным исполнителем по государственному контракту, планирует в дальнейшем использовать суммы возмещенного налога на добавленную стоимость для оплаты работ и услуг в рамках выполнения работ по заключенному государственному контракту.

На основании вышеизложенного, просим разъяснить:

- каким образом ООО вправе заявить к возмещению налог на добавленную стоимость, уплаченный с лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства?

- какой банковский счет следует указывать в заявлении на возмещение налога на добавленную стоимость?

- каким образом осуществить "привязку" платежа, связанного с возмещением налога на добавленную стоимость, к идентификатору государственного контракта с возможностью дальнейшего использования полученных денежных средств для оплаты работ и услуг в рамках выполнения работ по заключенному государственному контракту?

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и сообщает.

Согласно пункту 6 статьи 176 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Кроме того, пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса установлено, что налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения НДС, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В соответствии со статьей 11 Кодекса в целях применения положений, в том числе главы 21 Кодекса, под счетами (счетом) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах. При этом под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).

Поскольку особенности возмещения НДС при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) в рамках государственного контракта по государственному оборонному заказу вышеуказанными пунктом 6 статьи 176 и пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса не предусмотрено, сумма НДС, подлежащая возмещению налогоплательщику, осуществляющему операции по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) в рамках государственного контракта по государственному оборонному заказу, может быть возвращена на его счет, открытый на основании договора банковского счета в коммерческом банке или другой кредитной организации, имеющей лицензию Банка России.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Сумма НДС, подлежащая возмещению плательщику, совершающему операции по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта по гособоронзаказу, может быть возвращена на его счет. Необходимо, чтобы соответствующий коммерческий банк или другая кредитная организация имели лицензию ЦБ РФ.

Разъяснен заявительный порядок возмещения налога.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».


Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

Ко Дню защитника отечества подготовили для вас статью про закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). У нас есть установочная статья на эту тему, а в этот раз остановимся подробнее на обязанностях головного исполнителя и порядке получения оплаты.


Что значит быть участником закупок по ГОЗ?

У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • Любые документы в рамках контракта.
  • Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Внимательнее работать с субисполнителями

До заключения контракта:

  • Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
  • Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта:

  • Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
  • Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.

Придется вести раздельный финансовый учет

Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов

Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.

Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком

В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.

А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.

Часть закупок закрытые или с гостайной

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.

В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы писали здесь (спойлер: это непросто).

Товары будут принимать с лупой

Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.

У вас будет мало конкурентов

Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Как получать деньги во время и после исполнения контракта

Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.

Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?

Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:

  1. Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
  2. Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую – до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).

Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.

Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.

Как получить свои деньги?

Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.

Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).

Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы». Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку. Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.

Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.

Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?

На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в постановлении №1465.

Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.

Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.

Нормативные материалы

Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:

  • В 2018 году вступило в силу ПП РФ №1465 от 02.12.2017 о госрегулировании ценообразования на продукцию ГОЗ.
  • В УК РФ введена статья 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
  • Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 о нацрежиме в ГОЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
  • Приказ № 1680 от 28.12.2017 устанавливает обновленные правила казначейского сопровождения ГОЗ.
  • ПП РФ №1585 от 19.12.2017 определяет порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по гособоронзаказу.
  • Постановление правительства от 19.01.1998 № 47 “О правилах ведения раздельного учета”.

Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.

Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Анна Тресвятская

Как отражать в бухучете обеспечение заявки и контракта

Какие преференции получают лекарства из ЕАЭС

Дайджест для поставщиков за I квартал 2021 года

Андрей, добрый день!

Центр сопровождения торгов СКБ Контур - torgi@skbkontur.ru.

Добрый день, Екатерина!

Насколько я понял, пункт 6 ППРФ №1465 четко указывает на что распространяется Государственное регулирование цен:
6. Государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;
в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV настоящего Положения.

Список продукции - подпункт "а" настоящего пункта, насколько я понял, указан в распоряжении N 976-р.

Я не профессионал в госзакупках как Вы, поэтому могу в чем-то ошибаться, или неправильно интерпретировать законы.

Екатерина, пожалуйста, укажите конкретные пункты 275-ФЗ и 44-ФЗ (другие ФЗ, ПП) о том, что нужно руководствоваться ППРФ№ 1465 при определении цены (прибыли) на ЛЮБЫЕ товары, работы, услуги (ТРУ) в рамках гособоронзаказа.

О нормах прибыли.

Почти любой товар может быть отнесен к подп. Д п. 6 ПП1465.

д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV настоящего Положения.

Подскажите участвуем по схеме МО РФ - Головной исполнитель ( Военный завод) - ООО Ромашка ( это мы как поставщики)

Мы поставляем товар произведенный не нами , покупаем его на заводе изготовителе. Прибыль получается 40 % , что в этом случае нам грозит? Будут ли сложности в выводе денег?

Ксения добрый день !

А какие наказания за то что прибыль будет выше 21 % по итогу ?

Добрый день! У меня складывается впечатление, что все вокруг не правильно интерпретируют что такое оборон заказ:)), в частности кто такой головной исполнитель., пугают ИП что им нельзя участвовать и т.д. и вот почему я так думаю:

В п. 2. ст 3 275 ФЗ сказано, что Государственный заказчик государственного оборонного заказа (далее - государственный заказчик) - ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу;

Откройте хотя бы ту же википедию и обнаружите, что Министе́рство оборо́ны Росси́йской Федера́ции — ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, проводящий военную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны Российской Федерации — России.

. И цепочка то на самом деле такая -Правительство Российской Федерации издает правовой акт в котором описано ЗАДАНИЕ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. (см. пункт 1 статьи 3 275-фз) ------ это задание исполняет Минобороны (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК в рамках 275-ФЗ) , оно заключает государственный контракт с головным исполнителем -а ЭТО - воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.д., (а не ООО Ромашка, как все думают). А вот уже головные исполнители по средствам площадки АСТ ГОЗ - в случае, если ден. средства "тратятся" для выполнения контракта с Минобороны, будучи заказчиками по 223-ФЗ (например "СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД ИМЕНИ СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ") или будучи Заказчиками по 44-ФЗ (Евпаторийский Военный Детский Клинический Санаторий Имени Е.П.Глинки" Минобороны России, ИНН 7841000499) размещают извещения о закупке товаров работ или услуг у ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, которыми могут быть ЮЛ, ИП и ФЛ (про ФЛ не 100%). Косвенным доводом является и то, что площадка АСТ ГОЗ на ура регистрирует ИП. Продолжая мысль. если указанные Заказчики "тратят" деньги не в качестве головных исполнителей в рамках ГОЗ от ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА (МИНОБОРОНЫ) а для обеспечения своей хоз деятельности (если конечно и она не является предметом ГОЗ) то могут проводить закупки ТРУ и на обычных (открытых) площадках. Так что делаю вывод, что головным исполнителем по определению не может быть никто иной как учреждение напрямую подчиняющееся МИНОБОРОНЫ. И напрасно ВЕЗДЕ путают головного исполнителя с исполнителем, которым может быть кто угодно (за физ лиц все еще не 100%). Или я совсем не прав.


Одно из последствий пандемии - увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь.

Ситуация

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.

Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.

Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Условия кооперационной цепи

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.

Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями.

В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.

С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.

По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.

С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).
Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ).

О режиме использования отдельного счета

В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Звенья кооперации


Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию.

В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.

Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья.

С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений.

С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым.

Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета.

С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна.

Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина.

Использование юрлицом отдельного счета

Если проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета.

В соответствии с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк договор. Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта (далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1, подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ).

При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ). Такой режим предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2 п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели, прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4). В свободное распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта (п. 2 ст. 8.3).

Отметим, что банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (подп. 2 п. 2 ст. 8.2).

Таким образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем, что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м.

Этот факт означает, что такое юрлицо должно:

  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
  • соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.
На практике же нередко юрлицо поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги лицу, входящему в кооперацию (то есть заключившему договор с головным исполнителем или исполнителем, расчеты по которому осуществляются с использованием отдельного счета), и фактически товары поставляются для целей исполнения госконтракта. Но юрлицо-поставщик об этом достоверно не знает, поскольку в договоре между ним и его покупателем отсутствует ИГК и нет упоминаний о госконтракте и гособоронзаказе, а расчеты по такому договору проходят в обычном режиме без использования отдельных счетов.

В таком случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств: заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием отдельных счетов.

Итак, с учетом практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким договорам с использованием отдельных счетов.

Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по реализации опытно-конструкторских работ, освобождаемых от налогообложения НДС, включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).

Статья 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Эта статья включает группы операций, свободных от обложения НДС:

1. Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.

2. Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).

3. Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), по которым фирма вправе заявить отказ от освобождения от налога.

Льготы по НИОКР

Если компания не заявила отказ, то согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождается:

  • выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» министерств, ведомств, ассоциаций;
  • выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров (независимо от источника финансирования).

Для освобождения от НДС по первому основанию необходимо подтвердить источник финансирования НИОКР. У исполнителя в качестве подтверждения выступает договор на выполнение работ с указанием источника. Для соисполнителей нужны другие подтверждающие документы, к примеру, письменное уведомление заказчика в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых средствах для оплаты НИОКР (письмо УФНС по г. Москве от 20.04.2007 № 19-11/036487).

Таким образом, если общество является исполнителем опытно-конструкторских работ на основании государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа, на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ указанные работы НДС не облагаются.

Куда относить предъявленный налог

А пункт 2 статьи 170 НК РФ устанавливает исключение. В соответствии с этой нормой действует другое правило.

Здесь приведен исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Это операции:

  • по производству и реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
  • по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
  • освобожденные от НДС по статье 145 НК РФ;
  • не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ (кроме передачи имущества, НМА, имущественных прав в виде вклада в уставный капитал другого общества).
    Возмещение и вычет по такому НДС не производят.
    Значит, суммы налога, предъявленные обществу при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по реализации опытно-конструкторских работ, освобождаемых от налогообложения НДС, включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).


Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/19900@ от 11.10.2018

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО от 17.09.2018 по вопросу о включении в состав затрат на выполнение опытно-конструкторских работ налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с целью определения рентабельности (прибыли) в составе цены государственных контрактов и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Как следует из обращения АО, общество является исполнителем опытно-конструкторских работ на основании государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа. Указанные работы не облагаются НДС в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные покупателю либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, суммы НДС, предъявленные обществу при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по реализации опытно-конструкторских работ, освобождаемых от налогообложения НДС, включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).

Читайте также: