Облагается ли дератизация ндс

Опубликовано: 02.05.2024

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

«медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета».

Данная норма законодательства указывает на то, что дезинфекционные услуги могут освобождаться от налогообложения, но только в том случае если указанные услуги, финансируются из бюджета.

Основанием для применения льготы по НДС в отношении санитарно - эпидемиологических услуг являются наличие:

- договора на оказание санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования;

- письменного уведомления заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В случае, если средства для оплаты санитарно-эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов.

Если же оказание дезинфекционных услуг осуществляется в соответствии с договором, то субъект хозяйственной деятельности, оказывающий такие услуги обязан исчислить НДС и заплатить сумму налога в бюджет.

И еще один момент хотелось бы отметить. В том случае, если организация, помимо оказания услуг по дезинфекции еще и реализует дезинфекционные препараты, то ставка налога, применяемая при налогообложении составляет 18%.

В Письме МНС Российской Федерации от 13 мая 2004 года №03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 года - I квартал 2004 года» дано разъяснение:

«К лекарственным средствам, включая лекарственные субстанции, реализация которых при наличии соответствующих лицензий организациями-изготовителями, оптовыми и розничными торгующими организациями облагается налогом по ставке 10 процентов, относятся отечественные и зарубежные лекарственные средства (лекарственные субстанции), перечисленные в соответствующих главах Государственного реестра лекарственных средств (издаваемого в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 года №86-ФЗ Минздравом России).

При этом при реализации дезинфекционных средств для проведения дезинфекционных работ или для использования в бытовых целях ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов не применяется.

Вместе с тем исключение составляют реализуемые дезинфицирующие лекарственные средства, перечисленные в соответствующих главах Государственного реестра лекарственных средств (изданного Минздравмедпромом России в 1995 году, с учетом последующих изменений и дополнений), при наличии у предприятия (организации) в качестве подтверждения принадлежности дезинфекционного средства к лекарственным средствам лицензии на производство и распространение лекарственных средств, выданной в установленном порядке (письмо МНС России от 10 июля 2003 года №03-1-08/2158/12-Э167)».

По данному вопросу существует арбитражная практика: так в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2003 года №А56-13873/03, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2004 года №А56-10601/04, суд постановил, поскольку дезинфекционные средства перечислены в Государственном реестре лекарственных средств, они облагаются НДС по ставке 10 процентов.

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.08.2016 года

Медицинское учреждение оказывает платные медицинские услуги, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. В перечне оказания данных услуг целый раздел выделен как "услуги терапевтической косметологии". На все услуги, оказываемые в учреждении, получен один код ОКВЭД 85.11.1. При этом оказываются такие услуги, как пилинг, введение ботулотоксина внутримышечно, проведение восковой депиляции, прокол мочек ушей, механическая чистка лица и т.д. Согласно номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, это простые медицинские услуги. Медицинское учреждение имеет лицензию на ведение медицинской деятельности, в которой в том числе указаны данные виды деятельности. В соответствии с лицензией оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях.

Должны ли данные услуги облагаться НДС? Должна ли организация получить отдельный код ОКВЭД на данные услуги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях освобождаются от налогообложения НДС при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, операции по реализации услуг населению признаются объектом налогообложения НДС.

Из норм п. 1 ст. 39, абзаца второго пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следует, что в целях главы 21 НК РФ реализацией услуг организацией признаются возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В статье 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории РФ операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения по НДС, но выводятся из-под налогообложения. При этом в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения НДС) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абзац третий пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (абзац второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых, независимо от формы и источника их оплаты, не подлежит обложению НДС (далее - Перечень N 132), утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001.

В перечне не раскрываются названия конкретных услуг, которые являются услугами по диагностике, профилактике и лечению: последние перечислены по местам их оказания.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена Номенклатура медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н). В данной Номенклатуре выделена специальность "Дерматовенерология и косметология" (008) в подразделе класса "В". При этом упомянутая в вопросе номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 28.07.2016 N 12-3/3060709-65, носит рекомендательный характер и может применяться только в части, не противоречащей Номенклатуре медицинских услуг.

Классификации видов экономической деятельности и информации о них представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенном в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)*(1), однако понятие "медицинские услуги" в нем не используется.

В ОКВЭД в Разделе N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" указаны виды деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85). К ним относятся, в частности, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (подгруппа 85.11.1), врачебная практика (группа 85.12), стоматологическая практика (группа 85.13), прочая деятельность по охране здоровья (группа 85.14) и прочие.

По мнению Минфина России, освобождение от налогообложения НДС в отношении косметологических услуг (терапевтических) не применяется (смотрите письма Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-07/77, от 11.02.2009 N 03-07-07/07). Минфин России мотивирует это тем, что косметологические услуги не подразделяются на лечебные и косметические и относятся к коду 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья" в соответствии с ОКВЭД*(2).

В письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-07-07/12996 по вопросу отнесения конкретных видов услуг по косметологии к услугам, освобождаемым от налогообложения НДС согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, финансовое ведомство порекомендовало руководствоваться письмом Минздрава России от 25.12.2012 N 14-2/2150277.

В пределах своей компетенции Минздрав сообщил, что работы (услуги) по косметологии, за исключением отдельных позиций (А16.01.031 "Устранение рубцовой деформации", А22.01.003 "Лазерная деструкция ткани кожи", А24.01.004 "Криодеструкция"), не могут быть освобождены от налогообложения на добавочную стоимость согласно части второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию). Касательно вопроса отнесения согласно части третьей пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ работ (услуг) по косметологии к услугам, оказываемым населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ, сообщено, что он не входит в компетенцию Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

Вывод о том, что услуги косметологических подразделений медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, при наличии соответствующей лицензии НДС не облагаются, был поддержан и судьями в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 09АП-17283/2009. В постановлении указывается, что услуги косметологические относятся к медицинским услугам (врачебным процедурам), выполняются врачом-косметологом в соответствующих косметологических кабинетах только на основании выданной лицензии.

В письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@ было рассмотрено обращение по вопросу налогообложения НДС косметологических услуг, оказываемых в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Позиция, выраженная в данном письме, согласована с Минфином России (письмо от 29.12.2014 N 03-07-15/68344).

ФНС России в письме заостряет внимание на Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности указывается, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

То есть перечисленные в Перечне работы и услуги, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи, составляют медицинскую деятельность.

Поскольку косметология поименована в Перечне, то этот вид медицинских работ и услуг может быть организован и выполнен при оказании первичной, специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Пунктом 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), также установлено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по косметологии (пп. 4 п. 2 Требований).

Учитывая изложенное, ФНС России приходит к выводу, что реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии. При этом ФНС России считает необходимым отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Отметим, что и Минфин России указывает на то, что медицинские услуги, предусмотренные в приказе Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, не подлежат налогообложению НДС на основании нормы, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, при наличии соответствующей лицензии (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747).

С учетом мнения, изложенного в письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@, а также в письме Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747, полагаем, что операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях могут быть освобождены от налогообложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ при наличии у организации, оказывающей данные услуги, соответствующей лицензии.

Отсутствие единого подхода к рассматриваемому вопросу в разъяснениях Минфина России и ФНС России (согласованных с Минфином России) может являться свидетельством наличия в налоговом законодательстве неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 N А06-2176/2008).

В заключение всё же напомним, что во избежание налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111, пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, юридическое лицо обязано представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ. Непредставление такого уведомления является административным правонарушением, за совершение которого организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно п. 39 ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) подпадает под перечень указанных выше видов деятельности.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

Коды ОКВЭД в отношении юридического лица также включаются в Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр). Органы статистики вносят коды ОКВЭД в Статрегистр в отношении конкретного юридического лица:

- первоначально - на основании сведений, предоставленных регистрирующим органом о самостоятельно определенных хозяйствующим субъектом кодах ОКВЭД при государственной регистрации;

в последующем - указывается код фактически сложившегося в обследуемом периоде основного вида деятельности, определенного по данным статистического наблюдения (п. 7 Положения о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата), утвержденного приказом Росстата от 05.08.2005 N 122).

Таким образом, осуществление организацией деятельности не поставлено законом в зависимость от того, внесены ли сведения об этом в ЕГРЮЛ путем указания на соответствующий код ОКВЭД.

Однако несоблюдение обязанности по сообщению в регистрирующий орган информации об изменении сведений о кодах ОКВЭД, соответствующих фактически осуществляемым видам деятельности, может явиться основанием для привлечения организации к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

В ОКВЭД 2 к деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85) отнесены виды деятельности, перечисленные в разделе Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг". Как указано в преамбуле к данному разделу, этот раздел включает предоставление деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, которая включает широкий диапазон мероприятий - от медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также мероприятий по уходу по месту жительства, которые включают некоторые мероприятия по охране здоровья человека, до социальных услуг без привлечения специалистов в области здравоохранения. При этом раздел Q также не содержит такого понятия, как медицинские услуги.

*(2) В письме Минэкономразвития России от 24.09.2009 N Д05-4535 также сказано, что подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", код 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья", включает косметологические услуги без деления на терапевтические и хирургические, а также без деления их на лечебные и косметические.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Об освобождении от НДС реализации принадлежностей, ввозимых в РФ и входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта

Вопрос: Об освобождении от НДС реализации принадлежностей, ввозимых в РФ и входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2015 г. N 03-07-07/3980

В связи с письмом о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинских изделий (медицинской техники), ввозимых в Российскую Федерацию, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень указанных изделий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19.
Примечанием 1 к указанному перечню предусмотрено, что к перечисленным в перечне медицинским изделиям (медицинской технике) относятся медицинские изделия отечественного и зарубежного производства, имеющие регистрационные удостоверения, выданные в порядке, установленном Минздравом России.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные принадлежности с указанием кодов ОКП, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА

Понятие «сервитут» известно из римского права, но в России оно законодательно закреплено Гражданским Кодексом РФ только в 1995 году. Слово латинского происхождения и в прямом переводе означает «рабство вещи».

В России данное понятие в упрощенной форме используется в качестве закрепления права использования участка третьего лица (если речь идет о земле). Но предметом сервитута могут быть земельные участки, сооружения на них, здания или части помещений.

Определение нашло свое закрепление и в Лесном и Земельном кодексах страны. Именно земля является основным предметом сервитута.

Понятие и предмет сервитута

Ситуации, когда требуется оформление сервитута:

  • Вы не можете использовать собственный участок без наложения сервитута на соседний;
  • Участки являются смежными и пользование одним без другого затруднено.

ВАЖНО: установить сервитут могут не только собственники, но и арендаторы с правом «постоянного бессрочного» пользования землей. Обычно понятие ассоциируется исключительно с землей. Если обратиться к ГК РФ, то подобные ограничения все- таки возможно ввести и в отношении помещений. Будет ли это именно ограничением или вещным правом? Законодательно это закреплено в качестве обременения в использовании вещного права.

ВАЖНО: участниками сервитута обязательно являются 2 и более сторон, в зависимости от характеристики участников сервитут бывает частным и публичным.

osobennosti-ucheta-servituta.jpg

Сколько стоит сервитут

Стоимость сервитута может быть определена в формате единовременной выплаты или аннуитетного платежа. На практике чаще всего оценка сервитута и его закрепление происходят в судебном порядке. Ведь у противоположных сторон кардинально разное видение ситуации: плательщик не хочет платить много, а собственник участка наоборот. Для определения стоимости могут использоваться следующие методики:

  • По величине реального ущерба;
  • В размере упущенной выгоды;
  • По фактически понесенным убыткам.

Правила учета сервитута при различных формах оценки

При отражении стоимости сервитута в налоговом учете используются следующие правила:

1. Для определения величины реального ущерба рассчитывают разницу между стоимостью земли без обременения и с обременением. Обычно для этого изучают цены на рынке земельных участков. Однако на практике почти невозможно найти одинаковые участки в одной локации с подобным требованием.

На рынке действительно продаются земельные участки с обременениями, но корректно понять каким образом изменилась стоимость практически невозможно. Для этого есть всего 1 важная причина: низкий уровень развития рынка купли-продажи подобных участков.

2. Размер упущенной выгоды для целей налогового учета оценивается по величине денежных потоков, которые мог бы получать собственник до введения сервитута на свою недвижимость.

Например, на рассматриваемом земельном участке предполагалось строительство базы отдыха общей площадью 1 000 кв.м. А после установления бессрочного обременения на земельный участок общая площадь построенного объекта может быть не более 500 кв.м., ввиду конфигурации сервитута. Таким образом, сервитут снижает общую площадь планируемой к строительству базы отдыха, а оценщик может помочь определить стоимость такого сервитута.

3. Реальную величину понесенных убытков рассчитывают по факту расходов, понесенных сразу после установления ограничения, выявляя прямую зависимость между сервитутом и убытками.

Например, на земельном участке с/х назначения был установлен временный сервитут для проведения работ по укладке газопровода. После проведения всех работ, собственник участка обнаружил, что подрядная компания нанесла урон мелиоративной системе его участка. В таком формате восстановление системы является реальным убытком для собственника.

Варианты отражения сервитута в налоговом учете

  • Сервитут, когда компания на ОСНО

Признать в качестве расходов можно обоснованные документально подтвержденные затраты (см. ст. 252 НК РФ), а также понесенные налогоплательщиком убытки (см. ст. 265).

Получается, если расходы на сервитут экономически оправданы их можно признать при расчете налогооблагаемой прибыли.

В налоговом учете такие расходы относятся к прочим (см. ст. 264 НК РФ, п. 1, пп. 49, письмо Минфина 03-03-06/1/36 от «01» февраля 2010 г.).

  • Сервитут, когда компания на УСНО

Расходы, которые можно учесть «урощенцам» перечислены в перечне (см. ст. 346.16 НК РФ п. 1). Там нет затрат, относящихся к сервитуту. Значит, включить подобную плату в расходы при расчете налогооблагаемой базы не получится.

Пример № 1 – фирма платит за сервитут:

У компании есть недвижимость. Сервитут оформлен для прокладки трубопровода через участок соседней фирмы. Ежемесячная плата составляет 75 000 руб. (в т.ч. НДС 18% 11 440,68 руб.). В бухгалтерском учете сервитут является расходом по обычным видам деятельности начисляется проводками в дебет счета 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» на сумму 63 559,32 руб., дебет счета 19 «НДС» на сумму 11 440,68 руб. в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками». Уплата госпошлины за оформление сервитута отражается в учете проводкой: Д-т 68 «Расчеты с бюджетом» К-т 51 «Расчетный счет».

В налоговом учете госпошлина будет отражена как прочий расход на производство и реализацию, ежемесячная плата будет прочим расходом для фирм на общем режиме налогообложения. Размер платы учитывается за минусом НДС.

Пример № 2 – фирма получает плату за сервитут:

В бухгалтерском учете такие доходы считаются прочими и отражаются по счету 91 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами (Д-1 76 К-т 91-1). Учет ведется в размере платы за сервитут. Расходы на НДС учитываются проводкой в дебет счета 91 «Прочие расходы» с кредита счета 68 «НДС». Полученная плата фиксируется по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Доходы от сервитута в налоговом учете признаются и у налогоплательщиков на ОСНО и УСН. «Упрощенцы» признают такие доходы в момент получения платы за сервитут. Фирмы на общем режиме отражают их методом начисления в соответствии с условиями договора. Такие доходы признаются в качестве внереализационных при расчете базы для налогообложения прибыли.

Можно ли поставить сервитут на баланс

К примеру, ваша организация заключила договор сервитута на пользование земельным участком сроком 5 лет. Как отразить данную операцию в учете компании? Можно ли поставить участок на баланс или следует учесть его за балансом?

По правилам ведения бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации найдет свое отражение только плата за сервитут. Поставить сервитут на баланс в качестве актива нельзя, так как у фирмы нет на него права собственности, да и самого объекта в материально-вещественной форме не существует. Поэтому учесть сервитут нельзя даже за балансом. В финансовой отчетности условия сервитута раскрываются в пояснительной записке.

Вот если бы фирма несла ответственность за утрату имущества, на которое оформлен сервитут, тогда такой объект мог бы отражаться за балансом, но не в самом балансе. Ведь это лишь обременение, а не отдельно существующий актив. Конечно, информация о его существовании вносится в кадастр недвижимости, но не на счета бухгалтерского учета компании, хотя сервитут и неразрывен с самим участком, на который он наложен и передать его отдельно от земли нельзя.

Используют сервитут обычно для прохода или проезда, прокладки инженерных сетей (временных или бессрочных), доступа к прибрежным полосам и другое. Причина возникновения сервитута обусловливает срок, на который он оформляется. Для бухгалтерского учета специфика отражения будет единой. В дебете собираются все расходы на сервитут в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками.

Забалансовый учет сервитута в казенном учреждении

Учет называют забалансовым т.к. его результаты не отражаются в бухгалтерском балансе. Он предназначен для контроля и наблюдения за операциями, которые не оказывают влияние на состояние капитала.

На счете 01 учитывается:

  • имущество, полученное в безвозмездное пользование;
  • аренда и лизинг (за исключением случаев, когда имущество числится на балансе лизингополучателя- т.н. финансовая аренда);
  • недвижимость, полученная в управление;
  • сервитут.

Сервитут предоставляет право пользоваться чужим земельным участком без изъятия этого участка у полноправного владельца. Установление сервитута требуется в случаях, когда не существует возможности решить проблему другим способом. Сервитут может рассматриваться как расход или как самостоятельный актив, но в отечественной практике он чаще всего выступает в качестве расхода.

Объект необходимо отражать на основании акта приема-передачи или другого документа, подтверждающего получение прав на пользования. Учет ведется отдельно по каждому объекту имущества, с указанием инвентарных номеров, присвоенных собственником.

Забалансовый учет не предусматривает двойной записи. Информация о поступлении и выбытии, а также образовании прав и обязательств проводят на одном счете, с указанием содержания и количественно-стоимостных показателей.

Первоначальная оценка сервитута осуществляется по фактической стоимости, установленной на дату принятия. Если сервитут признается расходом будущих периодов, необходимо определить срок полезного использования. Расходы по оплате сервитута включаются в состав расходов, связанных с обычной деятельностью предприятия. Ежемесячные расходы могут определятся по формулам, применяемым для расчета арендной платы за аналогичное имущество в том же регионе.

Для ведения сводного учета предназначены «Ведомости сводного учета сервитутов», это очень удобно для организаций, которые устанавливают большое количество сервитутов (предприятия занятые в сфере связи, энергетики, газоснабжения).

Списать объект с забаланса можно после возврата собственнику или постановки его на баланс как нефинансового актива.

Вопрос-ответ

Вопрос: "Нужно ли платить НДФЛ с платежа по сервитуту?

Ответ: Для оплаты НДФЛ одна из двух сторон, которые заключили сервитут, должна являться налоговым агентом (юридическое лицо, ИП). Именно на ней лежит ответственность по уплате НДФЛ с платежа по сервитуту. Некоторые организации, которые заключают такой договор с физическим лицом, должны обязательно об этом знать. Даже если в договоре прописать уплату НДФЛ с физического лица, то есть обязать его отчислять налог, то это будет ничтожное требование (вне закона), так как физическое лицо не является налоговым агентом. Если сервитут заключен между двумя юридическими лицами, то НДФЛ платит тот, кто получил доход (к примеру, ИП) И так же, нельзя обязать другую сторону отчислять НДФЛ (здесь обе стороны налоговые агенты).

Что касается собственника участка (если оно физическое лицо), то в соответствии со статьёй 274 п.5, он имеет право устанавливать соразмерную плату для тех, кто пользуется частью его земли. Собственник в свою очередь платит за эту землю, земельный налог в полном объёме, вне зависимости от того, что часть земельного угодья находится под сервитутом. Поэтому, в этом случае, законодатель решил, что денежные отношения здесь урегулированы и в казну средства так же поступают.

Ответ: ст. 346.16 НК РФ определяет перечень издержек, при которых затраты могут быть уменьшены (уменьшение налогооблагаемой базы). Что касается самих затрат, то они должны отвечать требованиям статьи 252 ч.1 НК РФ. Что касается самой госпошлины, то такой платеж относится к федеральным сборам. Поэтому, отнесение госпошлины к расходам при упрощенном порядке, всегда зависит от того, за что конкретно была уплачена госпошлина.

Для ответа на вопрос снова обращаемся к статье 346.16 НК РФ. В перечне нет расходов, которые как-то связаны с сервитутом, то есть в «упрощенку» нельзя внести расходы, которые не определены в закрытом списке.

Следовательно, расходы по госпошлине за оформление сервитута в упрощенном порядке не могут быть приняты в налоговом производстве. Так же об этом пишет в своем официальном письме Минфин ( № 03-11-06/2/81 от 02.07.2012 года). Если говорить коротко по разъяснениям, то данные расходы не являются экономически обоснованными со стороны упрощенного порядка, поэтому и не включены в список статьи НК РФ. Но, такие расходы можно включить во внереализованные расходы, если обратиться к статье 265 НК РФ.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.


1 раз в месяц

Читайте также: