Несвоевременная оплата ндс рк

Опубликовано: 16.05.2024

Елизавета Кобрина

Штрафы по НДС в 2021 году

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.

Когда сдавать декларацию

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2021 году сроки следующие:

  • 1 квартал — 26 апреля 2021 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
  • 2 квартал — 26 июля 2021;
  • 3 квартал — 25 октября 2021;
  • 4 квартал — 25 января 2022.

Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.

Кого накажут за опоздание

Отвечать за просрочку будут:

  • организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
  • должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.

Размер штрафа и порядок расчета

Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.

Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:

Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки

Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.

Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2021 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.

Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.

Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.

При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:

  • налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
  • в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
  • на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.

Штрафы за неуплату НДС в 2021 году

Неуплата НДС бывает полной и неполной, умышленной и неумышленной. Это нарушение, за которое плательщиков налога привлекают к ответственности по ст. 122 НК РФ. Причиной может стать заниженная налоговая база, неправильно рассчитанный налог, мошеннические действия и пр. Также возможен штраф за грубое нарушение правил учета по ст. 120 НК РФ.

Штраф за неуплату НДС

Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.

Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.

Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.

Избежать штрафа можно, если вы:

  • правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
  • занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
  • переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
  • подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.

Штраф за грубое нарушение правил учета

К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.

Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.

Штраф за опоздание с уплатой НДС

За несвоевременную уплату налога отдельный штраф в НК РФ не предусмотрен. Но придется заплатить пеню.

Пример расчета пени. ООО «Игристое» уплатило всю сумму НДС за 1 квартал 2021 года единовременно — 30 июня. По правилам надо было распределить сумму налога на три равных платежа и перечислить до 25 апреля, мая и июня. Получается, что «Игристое» просрочило все три платежа. Сумма неуплаченного вовремя НДС 300 000 рублей — по 100 000 рублей ежемесячно. Предположим, что ставка рефинансирования ЦБ РФ не менялась весь срок — 4,25 %.

Периоды просрочки и пеня следующие:

  • первый платеж (26 апреля 2021) — 65 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 35 × 4,25 % / 150) = 1 416,67 рубля

  • второй платеж (25 мая 2021) — 36 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 6 × 4,25 % / 150) = 595 рублей

  • третий платеж (25 июня 2021) — 5 дней

(100 000 × 5 × 4,25 / 300) = 70,83 рубля

Итого пеня составит 2 082,5 рубля.

Упростить расчет поможет специальный калькулятор. Главное, не забудьте посчитать пеню отдельно для каждой ⅓ платежа по НДС.

Ведите учет НДС и сдавайте декларации в Контур.Бухгалтерии, чтобы не опаздывать и не ошибаться в расчетах. Сервис поможет автоматизировать работу с НДС и автоматически заполнит декларацию данными, которые вы ввели в программу. Также в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, вести бухгалтерский учет, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.


За что предусмотрены штрафы в области налогообложения?

  • Нарушение срока постановки на регистрационный учетв налоговом органе влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 8, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.
  • Нарушение налогоплательщиком срока подачи налогового заявления в налоговый орган о постановке нарегистрационный учет по налогу на добавленную стоимость- влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере 15 МРП месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 15 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 30% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет.
  • Неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима влекут штраф на физических лиц — в размере 8, на индивидуальных предпринимателей — в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета для получения патента— влечет предупреждение на индивидуальных предпринимателей влечет штраф в размере 15 МРП.
  • Осуществление деятельности в период действия решения налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 40, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего или крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом влечет предупреждение на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на физических лиц в размере 15, на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 45, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.
  • Непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган налоговым агентом договора об условном банковском вкладев случае уплаты подоходного налога через условный банковский вклад — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов в размере 10, на юридических лиц, в том числе нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, в том числе нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для определения суммы прибыли или части прибыли юридического лица-нерезидента, расположенного и (или) зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, подлежащей налогообложению в соответствии с Налоговым кодексомРеспублики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей в размере 100, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 200, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 500 МРП.
  • Сокрытие объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 150% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 200 % от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.
  • Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета у налогоплательщика и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на индивидуальных предпринимателей в размере 25, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 50, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 75 МРП.
  • Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере 5, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).
  • Уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежейв бюджет совершенное путем осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов через кассу либо банковские счета третьих лиц при наличии налоговой задолженности в период действия распоряжения налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф на физических лиц в размере 15, на индивидуальных предпринимателей — в размере 35 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от суммы произведенных расчетов или административный арест сроком на сорок пять суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет— влечет штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц — в размере 20 МРП, на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение налогоплательщиком сумм текущих платежей в расчете, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от заниженной суммы текущих платежей или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более двадцати процентов, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф в размере 40% от суммы превышения фактического налога или административный арест сроком на сорок пять суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение сумм налогов, входящих в расчет стоимости патента, юридическим лицом-производителем сельскохозяйственной продукции, производящим расчеты с бюджетом на основе патента, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф в размере 30% от заниженной суммы налогов без уменьшения при расчете стоимости патента или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Неудержание или неполное удержание налоговым агентом сумм налогов, подлежащих удержанию и (или) перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от неудержанной суммы налогов и других обязательных платежей.
  • Неперечисление или неполное перечисление налоговым агентом удержанных сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двадцати месячных расчетных показателей.
  • Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры— влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере ста двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру.
  • Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машинвлекут штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 месячных расчетных показателей.
  • Неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан, а именно неуплата косвенных налогов в течение тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере 10, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 20, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 250 месячных расчетных показателей. Неуплата косвенных налогов по истечении тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
  • Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган обязательств о ввозе (вывозе) продуктов переработки и их неисполнение, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан,- влекут штраф на физических лиц — в размере пятидесяти, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
  • Неуведомление либо несвоевременное уведомление налоговых органов в следующих случаях:
    • при временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров;
    • при временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров, —

влечет штраф на физических лиц — в размере 50, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 150, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

  • Невыполнение законных требований органов налоговой службы и их должностных лицвлечет штраф на физических лиц в размере восьми, на должностных лиц — в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
  • Действия (бездействие), совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностных лиц — в размере тридцати месячных расчетных показателей.
  • Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплательщиком (кроме жилых помещений) для предпринимательской деятельности, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере сорока пяти месячных расчетных показателей.

Источник: Административный кодекс по состоянию на 01.01.2014 г. Глава 16.


Автор: Ravil

ИП, общеустановленный режим, неплательщики НДС.

В апреле 2017 г. была завезена санитарная машина с России своевременно не был сдан отчет по форме 320 и 328. Если сдам сейчас то какой штраф меня ждет? По договору с Исполнителем я машину получаю в Казахстане, границу мое ИП не проходит. Я в данном случае вообще являюсь импортером?

В соответствии с подпунктом 47) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса РК в редакции 2017 года импорт товаров – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена Таможенного союза.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации ввоз санитарной машины из РФ в РК в 2017 году будет являться импортом.

Согласно подпункту 2) статьи 276-2 Налогового кодекса РК в редакции 2017 года плательщиками налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) в Таможенном союзе являются лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств – членов Таможенного союза, в том числе физическое лицо, импортирующее товары в целях предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Предпринимательского кодекса РК индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.

Т.е. под понятие «физическое лицо, импортирующее товары в целях предпринимательской деятельности» подпункта 2) статьи 276-2 Налогового кодекса РК в редакции 2017 года попадают также индивидуальные предприниматели, импортирующие товары в целях предпринимательской деятельности вне зависимости от того, является ли индивидуальный предприниматель плательщиком НДС или нет.

В соответствии с положениями статьи 276-20 Налогового кодекса РК за 2017 год при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам (форма 320.00) и заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) по импортированным товарам, в том числе по договорам (контрактам) лизинга, на бумажном носителе и в электронной форме либо электронной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом (календарным месяцем, в котором приняты на учет импортированные товары).

НДС по импортированным товарам уплачивается по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (календарным месяцем, в котором приняты на учет импортированные товары).

На основании всего вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации имеет место операция по импорту машины из РФ.

Т.к. при импорте товаров в целях предпринимательской деятельности обязанности по исчислению уплате НДС возникают вне зависимости от того, являетесь ли Вы плательщиком НДС или не являетесь, то при импорте в апреле 2017 года индивидуальный предприниматель должен был:

– не позднее 20 мая 2017 года предоставить в налоговые органы налоговую отчетность по форме 320.00 и 328.00;

– не позднее 20 мая 2017 года произвести уплату НДС по импорту.

Т.к. индивидуальный предприниматель не предоставил своевременно в налоговые органы налоговую отчетность по форме 320.00 и 328.00, а также не произвел своевременно уплату НДС по импорту, то согласно пункту 1 статьи 287 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» неуплата, неполная уплата либо несвоевременная уплата косвенных налогов в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, влекут штраф:

– на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей,

на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати месячных расчетных показателей,

– на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока месячных расчетных показателей,

– на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Предположительно, индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства, соответственно, штраф будет составлять 30 МРП.

Также, помимо штрафа индивидуальный предприниматель должен будет заплатить пеню за несвоевременную уплату НДС по импорту, рассчитанную за период с 26 мая 2017 года по дату фактической уплаты.

Департаментом государственных доходов по Восточно-Казахстанской области на регулярной основе проводятся мероприятия по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), который является одним из основных источников доходной части республиканского бюджета.

Уклонение от уплаты налогов – это схема незаконного умышленного избежания уплаты налогов физическими или юридическими лицами.

Для выявления, пресечения таких схем уклонения от уплаты налогов органами государственных доходов осуществляется анализ деятельности хозяйствующих субъектов на наличие признаков лжесделки (лжеоперации), т.е. операции, совершенной без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Уклонение от уплаты налогов отрицательно влияет на развитие рыночной экономики страны и подрывает доверие добросовестных налогоплательщиков.

В практике при отработке уведомлений по результатам камерального контроля имеют место следующие факты уклонения от уплаты налогов, к примеру:

  1. налогоплательщиком по нарушению «необоснованное отнесение НДС в зачет» предоставляется пояснение с приложением копий счетов-фактур, выписанных поставщиком, фактически не являющимся на дату выписки счета-фактуры плательщиком НДС;
  2. налогоплательщиком исполняется уведомление по нарушению «завышение зачета НДС», «необоснованное отнесением НДС в зачет» путем представления дополнительной декларации по НДС с исключением из зачета НДС по поставщику, указанному в уведомлении, но с сопутствующей заменой поставщика. То есть при исключении из зачета НДС по одному поставщику проводится отнесение в зачет НДС на аналогичную сумму (за аналогичный налоговый период либо иной) по другому поставщику. В свою очередь, «новый» поставщик либо не отражает соответствующую реализацию, либо одновременно с покупателем отражает реализацию в дополнительной налоговой отчетности.

В первом случае налогоплательщик – покупатель имел возможность при осуществлении сделки проверить достоверность данных поставщика, а именно является ли поставщик плательщиком НДС, проверить на соответствие номера и серии свидетельства НДС. Данные сведения общедоступны на сайте КГД МФ РК (kgd.gov.kz>Электронные сервисы>Реестр плательщиков НДС).

И если поставщиком-неплательщиком НДС выписаны счета-фактуры с выделенной суммой НДС, то сумма НДС не подлежит зачету в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Республики Казахстан.

В свою очередь, у поставщика возникает административная ответственность в соответствии со статей 280 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, согласно которой:

«Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры -

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру».

Во втором случае налогоплательщиком умышленно отражается НДС, относимый в зачет по мнимым сделкам. То есть отнесен в зачет НДС по несуществующей сделке без наличия счетов-фактур либо подкреплены мнимые сделки фиктивными счетами-фактурами.

По таким фактам уклонения от уплаты принимаются меры согласно законодательству (налоговая проверка, административная/уголовная ответственность).

Таким образом, во избежание попадания в высокую степень риска при категорировании системы управления рисками налогоплательщики не должны допускать фактов уклонения от уплаты налогов при исполнении своих налоговых обязательств.

Каждый налогоплательщик должен помнить, что самостоятельно несет ответственность за правильность и полноту сведений, отражаемых в представляемой налоговой отчетности.

Главный специалист
управления камерального мониторинга ДГД по ВКО,
Байжуманова А.Р.

ҚҚС бойынша салықты төлеуден жалтару – мемлекетке келтіретін залал

Шығыс Қазақстан облысы бойынша мемлекеттік кірістер департаментімен республикалық бюджеттің басты табыс көзінің бірі болып табылатын қосымша құн салығын (әрі қарай-ҚҚС) төлеуден жалтару фактілерін болдырмау және алдын алу шаралары тұрақыт түрде жүргізіліп отырады.

Салық төлеуден жалтару – бұл жеке және заңды тұлғалардың заңсыз қасақана салық төлемеу схемасы.

Салықтан жалтару схемаларын болдырмау және алдын алу мақсатында мемлекеттік кірістер органдары шаруашылық жүргізуші субъектілердің қызметіндегі жалған мәміле (жалған операция) белгілеріне талдау жүргізеді, яғни іс жүзінде жұмыс істемеу, қызмет көрсетпеу, тауарларды жөнелтпеу операциялары бойынша.

Салық төлеуден жалтару фактілері нарықтық экономиканың дамуына теріс әсірін тигізеді және адал салық төлеушілердің сеніміне нұқсан келтіреді.

Камералдық бақылау нәтижелері бойынша хабарламаларды жұмыспен өтеу кезінде іс жүзінде келесідей салықтан жалтару фактілері орын алады, мысалы:

  1. «ҚҚС сомаларын есепке негізсіз жатқызу» бұзушылыға бойынша салық төлеуші түсініктемемен бірге жеткізушімен жазылған шот-фактураладырдың көшірмесін тапсырады. Яғни, шот-фактура жазалған күні жеткізуші ҚҚС төлеуші болып табылмаған.
  2. «есепке жатқызылған ҚҚС асыру», «ҚҚС сомаларын есепке негізсіз жатқызу» бұзушылықтарын салық төлеуші ҚҚС бойынша қосымша декларациясын тапсыру арқыла хабарламада көрсетілген жеткізушінің есепке жатқызылған ҚҚС алып тастайды, бірақ жеткізушіні алмастыру арқыла орындайды. Яғни, есепке жатқызылған бір жеткізушіні алып тастап ұқсас сомаға (бірдей салық кезеңіне немес басқа) басқа жеткізушіні есепке жатқызады. Өз кезегінде «жаңа» жеткізуші тиісті жүзеге асыруды көрсетпейді немесе сатып алушымен бір күнде қосымша салық нысанында көрсетеді.

Бірінші жағдайды сатып алушы- салық төлеуші мәміле жасар кезде жеткізушінің деректерінің дәлдіген, яғни жеткізушінің ҚҚС төлеуші куәлігінің нөмері мен сериясын тексеруге мүмкіндігі болған. Деректер туралы ақпаратты жалпыға қол жетімді ҚР ҚМ МКД сайтынан көруге болады (kgd.gov.kz>Электрондық сервистар>ҚҚС салық төлеушілерді іздестіру).

Егер ҚҚС төлеуші болып табылмаған жеткізуші ҚҚС бөлінген сомасымен шот-фатура жазылған болса, онда ол ҚҚС сомасы ҚР Салық Кодексінің 400 бабына сәйкес есепке жатқызылмайды.

Өз кезегінде, жеткізуші ҚР Әкімшілік Құқық бұзушылық Кодексінің 280 бабына сәйкес әкімшілік жауапқа тартылады:

«Салық төлеушiнiң жалған шот-фактура жазып беруi -

шағын кәсіпкерлік субъектілеріне - шот-фактураға енгiзiлген қосылған құн салығы сомасының - бір жүз, орта кәсiпкерлiк субъектiлерiне - екі жүз, iрi кәсiпкерлiк субъектiлерiне үш жүз пайызы мөлшерiнде айыппұл салуға алып келеді».

Екінші жағдайда жалған мәмілелер бойынша ҚҚС салығын есепке жатқызу төлеушімен әдейі жүргізіледі. Яғни, болмаған мәміле бойынша шот-фактурасыз немесе жалған шот-фактуралармен ҚҚС есепке жатқызылады.

Осындай салықтан жалтару фактілері бойынша заңнамаға сәйкес шаралар қолданылады (салықтық тексеру, әкімшілік/ қылмыстық жауап).

Осыған орай, тәуекелдерді басқару жүйесін санаттау кезінде жоғары дәрежедегі тәуекелге түспеудің алдын алуы үшін салық төлеушілер салық міндеттерін орындаған кезде салықтан жалтару фактілеріне жол бермеуі қажет.

Әр салық төлеуші салық нысандарында көрсетілген ақпараттардың толықтығы мен дұрыстығына дербес жауапты екенін ескеру қажет.

ШҚО бойынша МКД
Камералдық мониторинг басқармасының бас маманы
Байжуманова А.Р.

Сноска. Заголовок статьи 287 в редакции Закона РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Неуплата, неполная уплата либо несвоевременная уплата косвенных налогов в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, –

влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

2. Непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов обязательств о ввозе (вывозе) продуктов переработки и их неисполнение, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, –

влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

3. Неуведомление либо несвоевременное уведомление органов государственных доходов в следующих случаях:

1) при временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров;

2) при временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров, –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

4. Нарушение установленных налоговым законодательством Республики Казахстан сроков переработки давальческого сырья, вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза, а также ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории государства-члена Евразийского экономического союза, –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати процентов от суммы начисленных налогов.

5. Неуведомление либо несвоевременное уведомление организатором выставочно-ярмарочной торговли о проведении такой торговли –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

6. Нарушение организатором порядка организации выставочно-ярмарочной торговли –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

7. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Примечание. Для целей части первой настоящей статьи в случае, если лицо подлежит привлечению к административной ответственности за непринятие на учет товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, предусмотренной статьей 275 настоящего Кодекса, такое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью первой настоящей статьи.

Сноска. Статья 287 с изменениями, внесенными Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Читайте также: