Ндс за нерезидента идет на вычет по кпн

Опубликовано: 14.05.2024

Многие российские бизнесмены работают с иностранными контрагентами. В этом случае им часто приходится перечислять налоги не только за себя, но и за своего партнера по сделке. Рассмотрим, как нужно платить НДС при покупке услуги нерезидента на территории РФ.

Понятие налогового агента

Налоговый агент (НА) вообще — это экономический субъект, который должен перечислять обязательные платежи за другое юридическое или физическое лицо. Применительно к теме статьи этим «другим лицом» является иностранная компания, которая работает с резидентами РФ.

Российская организация должна перечислить НДС за иностранного партнера при выполнении следующих условий:

  • услуги оказаны в РФ
  • иностранный контрагент не платит НДС самостоятельно

Налоговым агентом при выполнении указанных условий является любой российский налогоплательщик, даже если он не платит НДС по основной деятельности, например, использует спецрежимы (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Чтобы проверить, зарегистрирован ли нерезидент в ФНС РФ, можно воспользоваться специальным сервисом или же просто запросить у контрагента копии документов.

Как определить, где оказаны услуги

В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).

В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.

При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.

Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).

А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)

Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).

Нюансы «электронных» услуг

Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).

К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.

До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.

Если права на компьютерные программы передаются по лицензионному (сублицензионному) договору, то платить НДС не нужно вообще (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина РФ от 01.02.2016 № 03-07-08/4141). Способ передачи прав («физически» или через Интернет) в данном случае роли не играет.

Как исчислить и уплатить НДС по сделке с иностранцем

Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.

В этих случаях для определения базы НДС нужно начислить на стоимость контракта «сверху». Затем сумму налога, выделенную по расчетной ставке, следует перевести одновременно с оплатой иностранному партнеру. Если не будет платежки на перечисление НДС, то банк не проведет и основной платеж.

Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).

ООО «Альфа» заказывает услуги по перевозке по РФ у финской транспортной компании. Услуги на сумму 1000 евро оказаны в январе 2019 года и оплачены в феврале 2019 года. Курс евро на дату оплаты — 75 руб.

Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро.
Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро.
К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.

Вычет НДС и его отражение в декларации

Если НА платит НДС, а купленные «иностранные» услуги используются в облагаемой деятельности, то он может поставить уплаченный налог к возмещению.

Но для этого необходимо не только уплатить налог, но и фактически воспользоваться услугой и получить подтверждающие документы (п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

НА при заполнении декларации по НДС «добавляет» к своим обычным листам раздел 2. Взятый к вычету «иностранный» НДС отражается в строке 180 раздела 3.

Если НА сам не платит НДС, то он, кроме титульного листа, может использовать только разделы 1 и 2.

Резюме

Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.

Однако из этого правила есть и немало исключений. Они связаны как с предметом договора («электронные» услуги), так и с особыми условиями, отраженными в межгосударственных соглашениях.

Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.

Здравствуйте. Мне нужна консультация по следующему вопросу: Директор компании приобрёл на веб сайте Team Viewer - лицензию для бизнес использования, указав что получателем является наша компания и оплатил со своей карты. Страна предоставления услуги Германия. Возникает ли необходимость оплаты НДС и КПН за нерезидента? Так же куплена программа Imagenomic и оплачена картой директора, страна покупки США. Возникает ли обязательство по оплате КПН и НДС за нерезидента? С Уважением Анна

Данный вид услуги будет расцениваться как Роялти - платеж за:

право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований;

использование или право на использование авторских прав, в том числе на программное обеспечение, чертежи или модели, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности; использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав;

использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, и воздушных судов, арендуемых по договорам димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи;

Статья 644. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан

1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

13) доход в виде роялти;

Статья 646. Ставки подоходного налога у источника выплаты

2. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи:

5) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти - 15 процентов.

Статья 667. Порядок применения международного договора в отношении освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога к доходам нерезидента в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти, полученных из источников в Республике Казахстан

1. При выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий:

1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода;

При этом окончательный (фактический) получатель (владелец) дохода-нерезидент обязан представить налоговому агенту:

1) нотариально засвидетельствованную копию договора (контракта), заключенного с посредником, в котором отражена сумма вознаграждения такого нерезидента с указанием данных такого лица (фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица или наименования юридического лица; номера налоговой регистрации в стране инкорпорации (или его аналога) при его наличии; номера государственной регистрации в стране инкорпорации (или его аналога);

2) документ, подтверждающий резидентство нерезидента, за период, за который такому нерезиденту начислен доход в виде вознаграждения.

Документы, указанные в части второй настоящего пункта, представляются нерезидентом до истечения срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса, со дня последнего перечисления подоходного налога, удержанного у источника выплаты, в бюджет, если иные сроки не установлены международным договором.

Исходя из этого, если нерезидент является резидентом другой страны, с которыми заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения, и таким нерезидентом будет представлен документ, подтверждающий резидентство, то налогоплательщик имеет право применить сниженную ставку налога 10 % (статья 12 Конвенции), что указывается в представляемой форме 101.04, к которой в обязательном порядке прилагает копии вышеуказанного документа.

Статья 373. Оборот по приобретению работ, услуг от нерезидента

1. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Работы, услуги, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не являются оборотом по приобретению работ, услуг от нерезидента, если:

1) выполненные работы, оказанные услуги являются работами, услугами, перечисленными в статье 394 настоящего Кодекса;

Вывод: исходя из вышеперечисленного данный вид услуг от нерезидента будет облагаться КПН и НДС за нерезидента.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация с целью реализации покупателю приобрело программное обеспечение (ПО), не включенное в реестр российских программ, у иностранного контрагента (Нидерланды, Австрия). Лицензию на программное обеспечение российская организация получила по электронной почте, а покупатель организации самостоятельно скачал ПО с сайта производителя с помощью сети Интернет.
Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при перечислении денежных средств за ПО иностранному контрагенту, который не является налоговым резидентом РФ? Необходимо ли в актах и договорах на передачу ПО покупателю указывать стоимость с учетом НДС 20%?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.01.2021 освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, или прав на него не применяется. То есть независимо от вида договора, на основании которого российская организация приобретает права на ПО у иностранного правообладателя либо реализует далее права на территории РФ, такая операция подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.
Российская организация в рассматриваемой ситуации не признается налоговым агентом по НДС. Однако мы не можем утверждать, что налоговые органы буду иметь аналогичную позицию.
Учитывая неопределенность ситуации, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Обоснование вывода:
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.
Между РФ и Нидерландами действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.) (далее - Соглашение), между Правительством Австрийской Республики - Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г. (далее - Конвенция).
Ни Соглашение, ни Конвенция не регламентируют порядок взимания косвенных налогов. Поэтому для определения налоговых последствий по НДС для российской организации в данном случае следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения НДС применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". По разъяснениям Минфина России, эта льгота применяется и к операциям, осуществляемым на основании сублицензионных договоров (письма Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-14/115984, от 23.05.2019 N 03-07-14/37324, от 28.02.2019 N 03-07-08/13229).
Реестр создан в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ведется на сайте https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.
Таким образом, с 01.01.2021 реализация на территории России программного обеспечения, не включенного в Реестр, или передача прав на использование такого ПО облагается в общем порядке по ставке 20% (смотрите письма Минфина России от 09.09.2020 N 03-07-14/79116, от 01.09.2020 N 03-07-08/76516, от 20.01.2021 N 03-07-08/2643, от 20.01.2021 N 03-07-08/2642). Поэтому в актах и договорах на передачу программного обеспечения российскому покупателю следует указывать стоимость с учетом НДС 20%.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Налогоплательщиками НДС признаются в том числе иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).
Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ.
Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя (заказчика), в частности, при:
- передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
В частности, к электронным услугам согласно абзацу 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
На наш взгляд, применяемый в анализируемой ситуации способ предоставления прав на программы для ЭВМ является одним из способов оказания услуг через информационно-телекоммуникационные сети.
Так, в письме Минфина России от 26.03.2019 N 03-07-08/20234 дан ответ на следующий вопрос налогоплательщика: Относится ли к электронным услугам, предусмотренным ст. 174.2 НК РФ, предоставление права использования программ для ЭВМ, которые однократно загружаются конечным пользователем с официального интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ и в последующем воспроизводятся исключительно на компьютере конечного пользователя без необходимости задействовать сеть Интернет? Финансовое ведомство сообщило, что на основании абзаца 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ к таким услугам (то есть услугам в электронной форме) относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: НДС при оказании услуг иностранной компанией (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.).
Отметим также, что Минфин России не дает однозначного ответа на вопрос, является перечень электронных услуг закрытым или открытым (письмо Минфина России от 23.10.2019 N 03-07-08/81540). Но вот перечень услуг, которые не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме для целей применения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является открытым, поэтому переквалификация не исключена.
Вместе с тем акцентируем внимание, что выраженная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая неопределенность в определении, во избежание рисков полагаем возможным обратиться с вопросом о правомерности признания таких услуг электронными в Министерство цифрового развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"), а также в Минфин России или налоговый орган за персональным письменным ответом на основании подп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 1 и 2 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/). Но есть, конечно, вероятность получения формального ответа (письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-07-08/78526).
Дальнейший порядок уплаты НДС напрямую зависит от того, относятся ли данные услуги к услугам в электронной форме.
Так, если допустить, что в отношении рассматриваемых услуг, оказываемых иностранной компанией, применяется ст. 174.2 НК РФ, то тогда в силу п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, по общему правилу самостоятельно производят исчисление и уплату НДС. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
С 01.01.2019 иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно производят исчисление и уплату НДС, если такая обязанность не возложена ст. 174.2 НК РФ на налогового агента (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Налоговыми агентами в таких случаях признаются: иностранные организации-посредники, указанные в п. 3 ст. 174.2 НК РФ, а также российские посредники, указанные в п. 10 ст. 174.2 НК РФ (организации, ИП или обособленные подразделения иностранных организаций на территории РФ, реализующие такие услуги на основании посреднических договоров с иностранной организацией).
Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация - посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
Оказывая услуги в электронной форме, иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в российский бюджет (смотрите письма Минфина России от 19.11.2020 N 03-07-08/100885, от 16.09.2020 N 03-07-08/81371, от 13.07.2020 N 03-07-14/60592, п. 3 письма ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ и п. 3 письма ФНС России от 17.12.2020 N СД-17-3/321@, постановление Девятого ААС от 03.11.2020 N 09АП-54649/20).
При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции, в том числе в связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе и не собирается исполнять обязанность по уплате НДС в РФ (смотрите также письма Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).
Таким образом, российская организация, приобретающая услуги в электронной форме, не признается налоговым агентом: не удерживает и не уплачивает НДС за нерезидента вне зависимости от применяемого режима налогообложения и наличия или отсутствия факта постановки на учет иностранной организации (и/или иностранной организации - посредника) в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (пп. 1-2 и 5 ст. 161 и ст. 174.2 НК РФ). Об отсутствии такой обязанности неоднократно давались официальные разъяснения (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-07-08/23446, от 07.12.2018 N 03-07-08/88888, от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@, от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@). Пункт 9 ст. 174.2 НК РФ, ранее предусматривавший такую обязанность, утратил силу с 2019 года.
В случае, если иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация (письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@). Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116, 119, 122 НК РФ. Также налоговый орган получит основания для взыскания с иностранной организации причитающихся к уплате сумм НДС (недоимки) и пени (ст. 46, 47, 75 НК РФ).
В связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе, российская организация не сможет применить вычет НДС как покупатель, ведь в этом случае не будут выполняться требования п. 2.1 ст. 171 НК РФ.
Поскольку российская организация - покупатель не признается налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 24, ст. 161, 174.2 НК РФ), формально у нее отсутствуют и основания для вычета НДС, добровольно перечисленного в бюджетную систему РФ; такой возможности нормы ст. 171 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не предусматривают. В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139 также разъяснялось, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ представлена следующая позиция: в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)) (смотрите также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 03-07-08/37326).
Налоговое ведомство фактически разрешило покупателям услуг в электронной форме самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету. Конкретный механизм реализации такой возможности при этом не раскрыт. С учетом контекста приведенного письма представляется, что в таком случае покупатели могут действовать по стандартной схеме выполнения функций налогового агента на основании пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ и применения налогового вычета, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК РФ.
Следует учитывать, что при принятии решения о руководстве предложенным ФНС России порядком покупатели принимают на себя определенные риски, обусловленные реализацией не предусмотренного законом механизма, в частности, связанные с применением налогового вычета (Вопрос: Возможно ли заказчику принять к вычету НДС, перечисленный в бюджет за иностранную организацию - продавца услуг в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)). Например, в письме Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744 на вопрос налогоплательщика о применении разъяснений из письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ сообщено, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрено.
По вопросу указания налоговой ставки НДС рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Какую ставку НДС указывать в акте иностранного поставщика электронных услуг, если цена договора указана без НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;
- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;
- Вопрос: Организация (российское ООО) планирует покупать лицензии на право использования программного обеспечения (далее - ПО) у иностранной организации (страна инкорпорации - Австрия) и перепродавать их российским клиентам на основании агентского договора. Коды доступа на ПО получаются дистанционно, авторизация происходит дистанционно. Само ПО ввозится на территорию РФ в оборудовании (уже в нем инсталлировано). Предоставление программного обеспечения российским клиентам будет осуществляться в рамках сублицензионного договора. Каковы риски по НДС и налогу на прибыль (удержание из источника в РФ) в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
- Вопрос: Порядок применения подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ с 01.01.2021 организацией, реализующей российским покупателям программное обеспечение (на основании сублицензионного договора), права на которое принадлежит иностранной компании (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- Вопрос: Налогообложение НДС и налогом на прибыль операции по приобретению у иностранной компании (резидент США) лицензии на программный продукт сроком на один год, предоставляемой посредством сети Интернет (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);
- Вопрос: Уплата НДС в качестве налогового агента российской организацией на УСН в случае приобретения неисключительных прав на иностранное программное обеспечение и дальнейшей реализации этих прав в дальнее зарубежье с 2021 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нерезидент Российской Федерации, не может претендовать на налоговый вычет, так как все вычеты предоставляются лишь тем лицам, которые уплачивают в государственную казну налог по ставке 13%, а нерезиденты такими личностями не являются. Но, существуют все же некоторые ситуации, при которых налоговый вычет для нерезидента РФ может состояться.

Условия, при которых нерезиденту можно получить вычет НДФЛ

Итак, ниже будет предоставлен список, в котором приведены ситуации, при которых нерезиденту РФ позволительно получить вычет по налогу:
  1. Человек на определенный период времени меняет сой статус на резидента.
  2. Человек заключает сделку с резидентом, для того, чтобы получить уменьшение налога, а резидент в свою очередь, получает вычет.
  3. Человек изменяет свое положение на индивидуального предпринимателя, с целью получения меньшего налога.

Налоги и их взаимосвязь с нерезидентом

Согласно закону Российской Федерации, нерезидентами считаются все физические личности, которые не попадают под статус резидента. Чтобы разобраться, необходимо понять какое определение несет статус «нерезидент РФ?».

Нерезидент РФ—это юридическое или физическое лицо, которое занимается определенной деятельностью в одном государстве, но, в тот же момент, имеет прямое отношение к иным действиям, которые совершает в другой стране, в которой постоянно проживает.

То есть можно сделать вывод, что под статус нерезидента РФ попадают те люди, которые по факту пребывали в России меньше 183 дней в промежутке последующего одного года.

ВНИМАНИЕ . А если говорить проще, то нерезидент—это лицо, которое в каком-либо году больше 6 месяцев был за пределами страны. Но, стоит отметить, что при подсчете времени пребывания в другой стране не учитываются те промежутки времени, которые считаются краткосрочными. К ним можно отнести: посещение другого государства для лечения, учебы или работы.

Так как, в отношении Российской Федерации в настоящее время применяется большое количество санкций, то некоторым категориям ее граждан и предприятиям, с 2017 года, а именно с апреля месяца, нерезидентами приятно считать определенный круг граждан, среди которых стоит выделить:
  1. Людей, которые в определенном налоговом периоде, подверглись зарубежным санкциям.
  2. Людей, которые при наложении санкций считались резидентами иной страны.

Оплачивать налоги нерезиденты РФ должны лишь в том случае, если на территории России получали прибыль или их доходы пополнялись за счет источников страны.

К налогооблагаемой прибыли нерезидента, как правило, причисляются:
  • Проценты;
  • Дивиденды;
  • Заработная плата;
  • Страховые выплаты;
  • Вознаграждение за авторство;
  • Доход от сдаваемого имущества;
  • Прибыль от реализации недвижимости;
  • Прибыль от бумаг ценного вида;
  • Иная прибыль от какой-либо работы на территории Российского государства.

По сравнению с резидентами страны, для которых налог приравнивается 13% ставке, нерезиденты платят налог уже по ставке 30%. Как можно заметить, разница довольно внушительная.

Но для некоторых нерезидентов, ставка по налогу может уменьшаться почти в два раза или даже больше, но лишь в тех ситуациях, когда:
  • Нерезидент числится в одной из российских компаний. В таком случае ему придется платить налог по ставке всего в 15%;
  • Нерезидент работает на территории России на основании полученного патента на работу. При таком условие, ставка по налогу опустится аж до 13%. Также такая ставка применяется для тех нерезидентов, которые являются специалистами наивысшего уровня, имеют статус беженца, признаны гражданами ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз), а также, граждане России, которые вернулись на родину при помощи программы переселения соотечественников, и лица, которые числились в экипажах российских судов.

В том случае, когда определенные виды прибыли освобождены от уплаты налогов, то все льготы относятся и к нерезидентам. К примеру, уплачивать налог не нужно, если гражданин получает в России пенсию или алименты. Но, хоть определенные льготы и применяются к нерезидентам, все же им обязательно нужно уплачивать и иные виды налогов, которые имеют прямое отношение к объектам России, которые попадают под наложение налога. В первую очередь, это касается любой недвижимости и различных сделок с ее участием.

ВАЖНО . Налогоплательщики, которые являются физическим лицами, в одинаковом размере должны уплачивать налог на свое имущество. Но, тем не менее, если недвижимость продает нерезидент РФ, то ему придется заплатить налог по ставке именно 30%, а не стандартный по ставке 13%, который положен резидентам РФ.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Вычеты по НДФЛ

Как правило, в Российской Федерации определяется всего 6 видов вычетов по налогу, среди которых:
  1. Стандартный. Размер налога напрямую зависит от той категории статуса, к которой относится гражданин. Всего их 4: социальный, рабочий, военный и медицинский.
  2. Социальный. Налогом облагается та прибыль, которая получена в виде пожертвования, и имеет отношение к страховке пенсии, оплате за учебу или лечению.
  3. Инвестиционный. Для инвестиций в какой-либо вид деятельности.
  4. Имущественный. На прибыль, полученную от реализации движимого или недвижимого имущества, в зависимости от всей суммы расходов на строительные работы или приобретения новой жилплощади, в том числе и применение средств по кредиту, а также иные виды прибыли и расходов, которые имеют отношение к имуществу.
  5. Вычет, имеющий отношение к ценным бумагам и иным инструментам финансов.
  6. Вычеты по профессии, которые имеют отношение к профессиональной деятельности, направленной на оказание услуг, которую выполняют нотариусы и адвокаты, а также индивидуальные предприниматели и граждане, которые трудятся по авторскому праву.

Налоговая льгота и каким способом ее может получить нерезидент РФ

Заполучить налоговый вычет за какой-либо период, нерезидент может лишь в том случае, если в прошедшем налоговом промежутке он имел статус резидента РФ. Конечно же, для того чтобы претендовать на вычет, нерезидент должен заранее подумать о том, чтобы временно сменить свой статус на резидента. Статус каждого плательщика налогов—резидент или нерезидент, устанавливается исключительно по итогам уже минувшего налогового промежутка. Именно по этой причине, если нерезидент хочет в будущем году претендовать на вычет по налогу, то ему следует заранее сделать все для того, чтобы оставаться на территории Российской Федерации минимум 183 дня, с того момента как начался календарный год и как он закончится. Только при таком условии можно рассчитывать на присвоение статуса резидента, что в свою очередь, даст возможность выдвигать все права на получение вычета по налогу, который относится непосредственно к резиденту РФ. Безусловно, такое условие придется соблюдать и во всех последующих налоговых периодах, если, конечно же, в намерение нерезидента входит получение вычета по налогам.

Вычет имущественный и нерезидент

Нерезидент ни при каких обстоятельствах не может получит имущественный вычет. Но, так как вычет дает возможность сэкономить деньги на уплате по налогу, или же вернуть некоторую их часть, то нерезиденту вполне может подойти вариант, который поможет хоть как-то сэкономить на налогах. В том случае, если нерезидент является собственником имущество в РФ, которое могло бы дать ему право получить имущественный вычет, если бы он располагал статусом резидента, он может попытаться перевести имущественный вычет на иное лицо, которое обладает статусом резидента РФ.

Итак, рассмотрим детальнее, что же может предпринять нерезидент РФ в таком случае:
  1. Составить дарственную. Такой вариант дает возможность изменить владельца имущества, что в свою очередь, предоставит право не уплачивать налог, так как дарение не предусматривает получение прибыли.
  2. Составление договора о купли-продажи. При таком варианте нерезиденту причитается все тоже, что и при дарении, но с одним отличием: по закону появится возможность получить прибыль и задекларировать ее.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные сделки происходят практически всегда между родственниками. К примеру, очень часто лица, которые постоянно живут за границей, дарят или же продают свое имущество, находящееся на территории РФ своим родителям или детям. Если родственные связи очень хорошие и крепкие, то в дальнейшем, если нерезидент захочет, он может без труда вернуть себе официальный статус владельца имущества. Для того, чтобы не перекладывать на плечи своих близких уплату имущественного налога, лучше всего все расходы оставить за собой, но, естественно, не официальном образом. Самый лучший вариант— это пересылать своим родным деньги или самому платить необходимый налог.

Может ли нерезидент уменьшать налог или и вовсе его исключить

Сэкономить на личных денежных средствах может помочь не только вычет по налогу. В этом деле очень много зависит именно от специфики прибыли. По статистике, получить вычет по налогу стремятся те граждане России, которые не собираются переезжать жить за границу, но в тот же момент иногда все-таки живут там. К примеру, работники по удаленной работе, которые часто ездят по миру. Или еще как вариант, те люди, которые ездят на сезонную работу за границу или часто отправляются в командировки в другие страны. Но тут стоит отметить один очень важный момент: если человек лечится или учиться за границей, но в тот же момент не покидает Российскую Федерацию больше, чем на шесть месяцев, то статус резидента остается при нем.

ВНИМАНИЕ . Лучше всего людям, которые попадают под категории, перечисленные выше, заняться оформлением ИП в РФ, так как, его регистрация не зависит от того, какое гражданство у человека или каким налоговым статусом он обладает. Главное условие при создании ИП— его источники доходов должны быть в РФ.

Как только проходит регистрации ИП, обязательно необходимо указать систему налогообложения УСН. Конечно же, факт того, что человек, являющийся нерезидентом РФ, оформляет ИП в стране, не предоставляет ему возможности получить вычет по налогу, но вот сэкономить на расходах по нему—это да. Вместо 30%, которые обязан уплачивать нерезидент РФ, он будет платить всего или 6% или 15%.

Заключение

Для нерезидентов РФ существует возможность получить налоговый вычет. Но, для того чтобы получить такую льготу и избежать отказа в выплате по ней, необходимо детально изучить все предписания Налогового Кодекса Российской Федерации. А если какие-либо нюансы после изучения документы так и останутся непонятными, то всегда можно обратиться в Федеральную Налоговую Службу и попросить там консультацию по интересующему вопросу.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговый агент по НДС


Разная трактовка положений НК РФ может просто лишить компанию, имеющую дело с иностранными партнерами, полагающегося ей вычета НДС. Такая ситуация рассматривалась недавно в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу № А43-16455/2019. Так как лучше учиться на чужих ошибках, оно будет очень полезно тем налогоплательщикам, которые приобретают работы или услуги у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете в России.

Завязка

Общество 22.04.2015 представило первичную декларацию по НДС за I квартал 2015 года с указанием суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 1 564 592 руб.

Спустя три года (27.03.2018) общество подало уточненную декларацию по НДС за I квартал 2015 года с суммой налога к возмещению в размере 9 419 843 руб. Но налоговый орган отказал в получении дополнительной суммы налогового вычета.

Аргументы налоговиков

В ходе камеральной проверки налоговики установили, что в состав заявленных обществом вычетов входили суммы НДС, уплаченные им в период до I квартала 2015 года.

В силу п. 3 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ суммы уплаченного в качестве налогового агента НДС по сделкам, совершенным с иностранным контрагентом, подлежат принятию к вычету в том же периоде, в котором уплачен налог. Следовательно, в проверяемую уточненную декларацию за I квартал 2015 года обоснованно были включены вычеты только по операциям, совершенным в соответствующий период. Все иные вычеты, включенные в декларацию по более ранним операциям, подлежали отражению в периодах, соответствующих уплате налога.

Иными словами, общество пропустило трехгодичный срок для возмещения «входного» НДС, указанный в п. 2 ст. 173 НК РФ.

Аргументы общества

По итогам годовой инвентаризации за 2017 год общество выявило не заявленные ранее к вычету суммы НДС, внесенные им в бюджет в качестве налогового агента при оплате IT-услуг, приобретенных в 2013 — 2015 годах у иностранных контрагентов, не состоящих на налоговом учете в РФ.

Все эти услуги были приняты обществом к учету с оформлением необходимых первичных документов. Так как в перечисленных договорах в составе цены сумма НДС предусмотрена не была, общество самостоятельно определяло налоговую базу для его исчисления, увеличивая стоимость приобретаемых услуг на сумму налога на день принятия услуги к учету.

НДС, уплаченный обществом в качестве налогового агента по приобретенным у иностранных контрагентов услугам, был отражен в налоговых декларациях, счетах-фактурах и фактически перечислен в бюджет. А вот непосредственно сами услуг иностранных партнеров были оплачены только в I квартале 2015 года.

В связи с обнаруженными обстоятельствами общество 27.03.2018 подало уточненную налоговую декларацию.

Позиция суда первой инстанции

По общему правилу в соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками-иностранцами, не состоящими в РФ на налоговом учете, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров, работ, услуг с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации на территории РФ.

Налоговыми агентами признаются компании и ИП, приобретающие на территории РФ товары, работы, услуги у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговом органе на территории РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.

Момент определения налоговой базы в рассматриваемой ситуации устанавливается по правилам пп. 1 и 15 п. 1 ст. 167 НК РФ: им является день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.

В пункте 4 ст. 173 НК РФ приведен порядок исчисления суммы налога, подлежащего уплате налоговыми агентами. При реализации товаров, работ, услуг, указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме, как правило, налоговыми агентами, названными в ст. 161 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 ст. 161 НК РФ, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ. Право на такие вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, которые являются плательщиками НДС.

В статье 172 НК РФ сказано, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами. Следовательно, для принятия налоговым агентом к вычету сумм НДС, уплаченных им при приобретении товаров, работ, услуг у иностранного контрагента, требуется соблюдение следующих условий:

  • налоговый агент является плательщиком НДС;
  • товары, работы, услуги приобретены для деятельности, облагаемой НДС;
  • налог уплачен агентом в бюджет, и это подтверждено платежным документом;
  • в наличии имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, который налоговый агент оформляет сам себе от имени продавца;
  • товары, работы, услуги приняты к учету.

Таким образом, у налогоплательщика не было оснований для включения в состав вычетов за I квартал 2015 года сумм налога, исчисленных и уплаченных им по операциям, совершенным в период 2013 — 2014 годов. Вычеты подлежали отражению налоговым агентом в том периоде, в котором у него возникли основания для их применения.

Включение налогоплательщиком спорных вычетов в налоговую декларацию за более поздний период было направлено на искусственное восстановление трехгодичного срока для вычета по НДС, при наличии у него всех необходимых сведений и оснований для своевременного и правильного учета налоговых обязательств.

Еще аргументы общества

Налогоплательщика такое решение суда не устроило, что вполне предсказуемо.

Общество указало, что оно, являясь в рассматриваемых правоотношениях налоговым агентом, правомерно заявило вычет по оказанным иностранным лицом услугам только после их оплаты. Все условия для принятия «агентского» НДС к вычету были выполнены обществом только в I квартале 2015 года — после оплаты услуг.

До оплаты услуг, принятых к учету, права на вычет у налогоплательщика нет. В силу п. 4 ст. 174 НК РФ действующее в момент подачи уточненной налоговой декларации правовое регулирование устанавливало, что возникновение у налогового агента права на применение вычета обусловлено соблюдением совокупности двух условий, одно из которых — фактическая оплата услуг иностранного налогоплательщика или погашение задолженности перед ним по иным основаниям.

Следовательно, налоговый период для налогового агента должен исчисляться с момента удержания НДС с налогоплательщика, то есть с момента оплаты услуг иностранного партнера. Применение налоговым агентом вычета без уплаты НДС невозможно.

Позиция апелляции

Действительно, на основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на российском налоговом учете и оказывающему указанные услуги.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС в бюджет.

Таким образом, налог можно зачесть в том же периоде, в котором он был перечислен в бюджет. Налоговый агент имеет право отра­зить в одной налоговой декларации начисление и вычет НДС по доходам иностранного юридического лица.

В силу п. 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ. Уплата налога в бюджет при отсутствии правовых оснований рассматривается как переплата.

В подпункте 5 п. 1 ст. 21 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. При этом каких-либо ограничений в применении данного права для налоговых агентов НК РФ не предусматривает. Возврат переплаты налоговому агенту должен осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ.

Общество не отрицало, что НДС в бюджет по рассмотренным операциям был перечислен им при отсутствии правовых оснований; возможностью его возврата или зачета оно не воспользовалось.

А вот применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит исключительно заявительный характер. Это право может быть реализовано при соблюдении требований, приведенных в гл. 21 НК РФ, и не предусматривает каких-либо исключений для налогового агента.

Общество самостоятельно внесло в бюджет НДС до наступления срока выполнения указанной обязанности за счет собственных средств, а не одновременно с выплатой денежных средств иностранному контрагенту. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что право на вычет НДС в соответствии с установленным порядком у общества возникло только после оплаты услуг, оказанных иностранным партнером.

В силу ст. 171 и 172 НК РФ для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам, налогоплательщику необходимо документально подтвердить факты приобретения активов, их принятия на учет и использования в операциях, подлежащих обложению НДС. Вычеты налога по операциям на внутреннем рынке осуществляются независимо от фактической уплаты сумм НДС поставщикам. Налоговое законодательство не связывает право на налоговый вычет с моментом исполнения гражданско-правовых отношений по оплате услуг контрагенту.

Таким образом, у общества право на вычет НДС возникло до 2015 года, поэтому оно могло заявить налог к вычету в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет. Но этот срок истек.

Хуже не придумаешь.

Но как такое вообще могло получиться? Общество перечислило НДС в бюджет, не оплатив услуги самой иностранной организации? Видимо, да. Однако это еще не все.

Как правильно рассчитать?

Верно ли был рассчитан налог? Тут нужно ответить на вопрос: исчислять или начислять?

Дело в том, что ранее, если стоимость договора была указана одной суммой, без выделения в ней НДС, существовал спор, как в этом случае определить налоговую базу.

Многие специалисты предлагали исчислять сумму НДС из стоимости договора. Логика простая. Налоговый агент обязан перечислять налог, удержанный из средств, причитающихся продавцу товаров, работ или услуг. В договоре указана сумма, подлежащая перечислению. Это и есть тот доход, из которого налоговый агент должен взять средства, необходимые для уплаты НДС. Поэтому при расчете налога следует использовать расчетную ставку.

Правда, при таком варианте конфликт с иностранным поставщиком неизбежен, потому что он будет требовать перечисления всей суммы, указанной в договоре.

Другая точка зрения основана на п. 1 ст. 168 НК РФ. Там сказано, что при реализации товаров, работ или услуг налогоплательщик дополнительно к цене их реализации обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога (см., например, письма Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276, от 02.06.2016 № 03-07-08/31808 и от 13.04.2016 № 03-07-08/21231). Самое главное, что ее придерживается Президиум ВАС в Постановлении от 03.04.2012 № 15483/11.

И еще: в общем случае, если налоговый агент не удержал сумму налога, он взыскивается непосредственно с налогоплательщика. И если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, то к нему применяются нормы ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ. Однако в случае с иностранным получателем дохода это не работает.

Как сказано в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, указанное выше разделение обязанностей налогоплательщика и налогового агента не препятствует возможности взыскания с налогового агента налога, не удержанного им при выплате денежных средств иностранному лицу из-за того, что оно не состоит на налоговом учете в России. Поэтому при неудержании налога с иностранного лица налоговому агенту придется произвести уплату НДС за свой счет (см., например, письма ФНС России от 10.08.2016 № СД-4-3/14590@ и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

А теперь обратимся к Письму Минфина России от 07.12.2018 № 03-07-08/88932. На основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с денежными средствами, выплачиваемыми или перечисляемыми иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговой инспекции и оказывающему такие услуги. При этом с учетом положений п. 3 ст. 153 НК РФ в случае приобретения работ или услуг за иностранную валюту на указанную дату выплаты или перечисления денежных средств иностранному лицу налоговая база по НДС пересчитывается в рубли.

Таким образом, уплачивать НДС до момента выплаты или перечисления денежных средств иностранному лицу за приобретаемые работы или услуги налоговому агенту не следует.

И если общество действительно расплачивалось с иностранной фирмой валютой, то как же оно рассчитало сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет? По сути, ее нужно было рассчитать в тот момент, когда общество перечисляло средства иностранному партнеру, руководствуясь установленным на этот момент курсом валют.

Двойная оплата

Хорошо, предположим, что продавец согласился получить плату за свои работы и услуги российскими рублями. Тогда проблемы с определением точной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, нет. Зато есть другая!

Рассмотрим Письмо Минфина России от 08.05.2019 № 03-07-08/33501. Компания перечислила вознаграждение иностранному поставщику и уплатила НДС в бюджет. Однако денежные средства партнером получены не были и вернулись на счет компании. Нужно ли снова уплачивать НДС при повторном перечислении денежных средств? Имеются ли основания для возврата первой суммы из бюджета?

Чиновники снова сослались на п. 4 ст. 174 НК РФ: банк, обслуживающий налогового агента, у которого возникает обязанность по уплате НДС в бюджет, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного поставщика, если этот агент не представил в банк еще и поручение на уплату НДС с открытого в этом же банке счета.

В общем, тут дан прямой намек на то, что при повторном перечислении средств НДС придется платить заново.

Тогда нужно будет составить новый счет-фактуру и внести его в книгу продаж, а предыдущий — аннулировать в порядке, установленном п. 11 Правил ведения книги продаж. Возможно, придется подать «уточненку» (см. также Письмо ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21262).

Но это еще не все. Что делать с предыдущим платежом? Если руководствоваться мнением суда из Постановления по делу № А43-16455/2019, то нужно поступить следующим образом: поскольку иностранный поставщик никакого дохода, из которого нужно было бы удержать налог, не получил (ведь деньги до него не дошли), перечисленный при этом в бюджет НДС до момента фактического перечисления денег поставщику следует признать излишне уплаченным. Вычету он не подлежит, но может быть зачтен или возвращен российской компании на основании ст. 78 НК РФ.

Выводы

Начислять и уплачивать в бюджет НДС со стоимости работ или услуг зарубежных поставщиков, не состоящих в России на налоговом учете, нужно исключительно в тот момент, когда российская компания — налоговый агент оплачивает эти услуги.

Перечисление НДС в бюджет до момента оплаты самой покупки приводит к многочисленным проблемам, а позже оплаты самой покупки — противоречит действующему законодательству.

Читайте также: