Ндс в украине в 2013

Опубликовано: 05.05.2024

НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине: ставка и расчет, плательщики, возмещение, регистрация и получение свидетельства НДС, сроки регистрации и критерии блокировки налоговых накладных. Узнайте, как проверить плательщика НДС в реестре.

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое НДС

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

1) любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность, которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном НКУ;

2) любое лицо, которое подлежит регистрации как плательщик налога в соответствии с требованиями НКУ.

В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1млн. гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;

6) лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Реестр плательщиков НДС

Ставка НДС

Расчет НДС

Налоговая накладная

Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных

Как разблокировать накладную?

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение Комиссии;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение Комиссии без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Подача декларации и срок уплаты НДС

НДС при экспорте и импорте

  • в том же состоянии, в котором они были вывезены за пределы таможенной территории Украины, с соблюдением условий, установленных Таможенным кодексом Украины;
  • в отремонтированном виде, если ремонт проведен в рамках гарантийных обязательств;

Ввоз с частичным освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены:

  • в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины. Уплате подлежит положительная разница между суммами налога, рассчитанными исходя из базы налогообложения продуктов переработки и базы налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины для переработки;
  • в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока не вывозятся за пределы таможенной территории Украины.

Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности - не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций:

  1. Отсутствие товара / услуги, указанного в налоговой накладной в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств равен или превышает величину остатка, что определяется как разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины такого / такой товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 в Реестре, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов) групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
  2. Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной / расчете корректировки, представленных для регистрации в Реестре на дату их составления.
  3. Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива в отношении субъекта хозяйствования, который подал для регистрации в Реестре НН / расчет корректировки, в которых указаны товар (горючее) по кодам согласно УКТВЭД в соответствии с подпунктом 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
  4. Составление расчета корректировки поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для товаров по кодам согласно УКТВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для услуг по кодам согласно государственного классификатора продукции и услуг - первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в Реестре, в таблице данных налогоплательщика как товара / услуги, что им на постоянной основе поставляется.
  5. Превышение суммы компенсации стоимости товара / услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств величины остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017 и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в связи с регистрируемыми в Реестре налоговыми накладными/ расчетами корректировки на поставку такого товара / услуги.
  6. Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представление для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушения предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

Темы: НДС, ПДВ, Реестр налоговых накладных, Реєстр податкових накладних, Декларация по НДС, Декларація з ПДВ.

Новые формы декларации по НДС и Реестра выданных и полученных налоговых накладных

Приказом № 1342 (вступил в силу 15.02.2013 г.) введена в действие но-гая форма декларации по НДС, которую плательщики должны были представлять начиная с 01.04.2013 г. Изменениями уменьшено количество налоговой отчетности по НДС путем перехода с четырех форм налоговых деклараций по НДС к одной. При этом все плательщики представляют налоговую декларацию по НДС с отметкой «загальна».

01.03.2013 г. вступил в силу приказ № 1340, которым утверждена новая форма Реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядок его ведения.

Бюджетное возмещение путем выдачи финансовых казначейских векселей

Изменениями, внесенными Законом № 407 в Налоговый кодекс, установлено, что выдача финансового казначейского векселя приравнивается к выдаче плательщику налога суммы бюджетного возмещения путем перечисления денежных средств с бюджетного счета на счет плательщика. Порядок выдачи, обращения, учета финансовых казначейских векселей, выданных как электронный документ, и уплаты по ним, утвержден постановлением № 683.

01.09.2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Законом № 408 относительно трансфертного ценообразования. Установлено, что с указанной даты база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг, в том числе ввезенных на таможенную территорию Украины, определяется исходя из их договорной стоимости (при осуществлении контролируемых операций — не ниже обычных цен, определенных согласно ст. 39 этого Кодекса) с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров), а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, взимаемого со стоимости услуг мобильной сотовой связи).

При этом налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг (при осуществлении контролируемых операций — не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса).

Изменены размеры уплаты перерабатывающими предприятиями положительной разницы между суммой налоговых обязательств и налогового кредита

01.01.2013 г. уплата перерабатывающими предприятиями положительной разницы между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенная в налоговой декларации по НДС относительно деятельности по поставке продукции установлена в следующих размерах: в специальный фонд Государственного бюджета Украины — 40%, на специальный счет, открытый в органе, осуществляющем казначейское обслуживание бюджетных средств, — 60% (пп. 6 п. 1 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса).

Налогообложение операций по ввозу специализированных транспортных средств

Законом № 657 с 01.12.2013 г. по 01.01.2015 г. восстановлено действие нормы п. 25 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, согласно которой освобождаются от обложения НДС операции по поставке, в том числе операции по ввозу на таможенную территорию Украины специализированных транспортных средств, таких как автомобили скорой медпомощи товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, предназначенные для использования учреждениями здравоохранения, оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств.

Льготы для субъектов индустрии программной продукции

Изменениями, внесенными Законом № 5091 в Налоговый кодекс с 01.01.2013 г. освобождены от обложения НДС операции по поставке программной продукции. Напомним, что эта льгота введена на 10 лет (до 01.01.2023 г.).

С целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению указанной нормы налогового законодательства приказом № 536 утверждена Обобщающая налоговая консультация об особенностях обложения НДС операций по поставке программной продукции.

Льготы по уплате НДС для операций по поставке программной продукции распространяются на плательщиков НДС, осуществляющих операции по поставке такой продукции и не зависящих от регистрации таких плательщиков субъектами индустрии программной продукции. Для применения льготы не имеет значения, как именно заказчик получил программу — через Интернет или на материальных носителях, либо поставляется программная продукция от нерезидента резиденту на таможенную территорию Украины и от резидента нерезиденту. Услуги по технической поддержке программ, включаемых в состав ее стоимости, предоставляемые производителем таких программ, не облагаются НДС; от налогообложения освобождена продажа экземпляров ' копий) программной продукции, имеющей соответствующую лицензию. Не облагается налогом и продажа средств криптографической защиты информации («электронные ключи», сертификаты безопасности и др.).

Поставка банками залогового имущества

В целях обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства приказом № 700 утверждена Обобщающая налоговая консультация об особенностях обложения залогом на добавленную стоимость зсераций по поставке банками за-югового имущества. Рассмотрен юпрос относительно права на налоговый кредит банка при получении жм залогового имущества в собственность, при продаже такого имущества без получения на него права собственности, порядок определения залоговых обязательств по операциям по продаже залогового имущества ж т. п.

Льготы в налогообложении инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики

Изменениями, внесенными Законом № 5211 в Налоговый кодекс относительно НДС, установлено, что субъекты хозяйствования, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205, временно, с 01.01.2013 г. по 31.12.2022 г. включительно, при ввозе в таможенном режиме импорта на таможенную территорию Украины оборудования и комплектующих изделий к нему, освобождаемых от обложения ввозной пошлиной в порядке, определенном пп. 10 п. 4 раздела XXI «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса, при условии оформления таможенной декларации могут по собственному желанию выдавать таможенному органу (а таможенный орган обязан принять) налоговый вексель на сумму налогового обязательства по НДС, определенную в такой таможенной декларации.

Срок погашения налогового векселя для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205, наступает на 60-й календарный день со дня его выдачи таможенному органу.

Вместе с тем с целью реализации государственной политики в инвестиционной сфере с 01.01.2013 г. также вступили в силу законы № 5205 и № 5210, последним из которых освобождены от уплаты ввозной пошлины до 01.01.2018 г. операции по ввозу субъектами хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики оборудования и комплектующих к ним, кроме подакцизных, для нужд собственного производства, связанного с реализацией инвестиционных проектов, если такие товары не были в пользовании, не производятся и не имеют аналогов в Украине.

Перечень приоритетных отраслей экономики утвержден распоряжением № 843.

Льготы по НДС при реализации проектов (программ) за счет международной технической помощи

Изменениями, внесенными Законом № 5412 в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса, установлено, что с 01.01.2013 г. временно, на период реализации проектов (программ) за счет международной технической помощи, предоставляемой в соответствии с инициативой стран Большой восьмерки «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения», освобождены от обложения НДС некоторые операции.

Постановлением № 516 (вступило в силу 15.08.2013 г.) утверждены перечни товаров (кроме подакцизных товаров и товаров групп 1 — 24 согласно УКТ ВЭД) /услуг, операции по поставке/предоставлению которых на таможенной территории Украины временно освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, если такие товары оплачиваются за счет международной технической помощи, предоставляемой в соответствии с инициативой стран Большой восьмерки «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения», и Порядок их поставки на таможенной территории Украины.

Какие налоговые изменения ждут Украину в 2013 году. Ставки и суммы - фото

Для Украины очень важное значение имеет разумное и экономически обоснованное определение базы налогообложения и другие ключевые аспекты уплаты налогов. Основные налоговые изменения с начала 2013 года представлены в нашем материале.

Для Украины очень важное значение имеет разумное и экономически обоснованное определение базы налогообложения и другие ключевые аспекты уплаты налогов. В том числе, периодичность уплаты, авансовые платежи и многие другие. Представляем недавние налоговые и некоторые другие изменения, вступившие в силу с января 2013 года, а также которые должны вступить в силу до конца 2013 года.

Святослав Харченко, представитель налогового департамент компании BDO в Украине для UBR.UA

По налогу на прибыль произошли следующие значительные изменения.

  • Ставка налога на прибыль в 2013 году уменьшилась до 19% (с 1.1.2014г. она будет уменьшена до 16%).
  • Начиная с 2013 года, декларация по прибыли подается один раз по итогам года, ее форма изменена (в т.ч. добавлен расчет месячных авансовых платежей). При этом налогоплательщики уплачивают 12 авансовых платежей (начиная с марта отчетного года) в размере 1/12 от суммы налога на прибыль за предыдущий год.
  • Плательщики налога на прибыль в январе-феврале 2013 года уплачивают авансовые взносы в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в декларации за 9 месяцев 2012 года.

Обобщающей налоговой консультацией относительно уплаты налога на прибыль в 2013 году, утвержденной Приказом ГНС Украины от 21.12.2012г. №1171, определены исключения. В частности, не должны уплачивать авансовые взносы:

  • новосозданные плательщики (т.е созданные в течение отчетного года);
  • плательщики, которые прошли государственную регистрацию в IV квартале предыдущего года;
  • производители сельскохозяйственной продукции;
  • неприбыльные организации;
  • плательщики, чей доход за предыдущий год не превысил 10 млн. грн.;
  • плательщики, чей доход за предыдущий год превысил 10 млн. грн., но которые не получили налоговой прибыли по результатам предыдущего года (а также по результатам 1-го квартала отчетного года);
  • кроме того, авансовые взносы за январь-февраль 2012 года не подлежат уплате плательщиками, созданными в III квартале 2012 года, а также чьи доходы за 9 месяцев 2012г. не превысили 10 млн. грн.

Также с 1 января 2013 до 1 января 2023 года устанавливается 5% ставка налога на прибыль, полученной от экономической деятельности в IT-сфере (при условии регистрации в налоговых органах в качестве субъекта IT-индустрии).

НДС

С 1 января 2013 года до 1 января 2023 года освобождаются от НДС операции по поставке программной продукции (что дополняет список операций в IT-индустрии, которые были освобождены от НДС и до 2013г.).

Подать заявление на регистрацию плательщиком НДС теперь можно в электронной форме путем наложения электронной цифровой подписи.

Обычные цены для налоговых целей

В связи с вступлением в силу ст.39 Налогового Кодекса Украины с начала 2013 года изменился порядок определения обычных цен для налоговых целей. В частности, добавлены методы определения "обычных цен" на основе распределения прибыли (метод распределения прибыли и метод чистой прибыли).

Обращаем внимание, что в настоящее время законодатели рассматривают проект Закона "О трансфертном ценообразовании" (который, в частности, вводит требование о подготовке налогоплательщиками документации, обосновывающей трансфертные цены). Основной целью принятия этого закона называется перекрытие вывода денежных средств из Украины с помощью завышения цен во внутригрупповых операциях. Ожидается, что он будет применяться к операциям налогоплательщиков, начиная с 1 января 2013 года.

Единый социальный взнос

В связи с увеличением размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (до 1 147 грн. - с 1 января 2013г. и до 1 218грн.- с 1 декабря 2013г.) увеличивается максимальный размер доходов, на которые начисляется единый социальный взнос (равный 17 прожиточным минимумам для трудоспособных лиц):

  • в январе - ноябре 2013 г. – 19 499грн.,
  • в декабре 2013 г. – 20 706грн.

НДФЛ

В связи с увеличением размеров минимальной зарплаты (до 1 147 грн. - с 1 января 2013г.; до 1 218грн.- с 1 декабря 2013г.) в 2013 году ставки НДФЛ применяются:

  • в размере 15% для налогооблагаемого дохода до 11 470грн. (что равно 10 минимальных зарплат на 1 января 2013 года);
  • в размере 17% для налогооблагаемого дохода свыше 11 470 грн.

Также в 2013 году изменился размер налоговой социальной льготы (НСЛ):

  • общая НСЛ в 2013 году составляет 573,50 грн.;
  • повышенная НСЛ (150% и 200% от общей НСЛ) - 860,25 грн. и 1 147 грн., соответственно;
  • предельный размер дохода для применения НСЛ в 2013 году составляет 1 610 грн.

На протяжении 2013 года не облагается НДФЛ нецелевая благотворительная помощь в общей сумме 1 610 грн., а также стоимость неденежных подарков в сумме 573,50 грн.

Единый налог для физлиц-предпринимателей

В связи с увеличением размеров минимальной зарплаты месячные ставки единого налога для физлиц-предпринимателей в 2013 году составляют:

  • І группа – от 11,47 до 114,70 грн;
  • ІІ группа – от 22,94 до 229,40 грн.

Нормы суточных расходов

В связи с увеличением размеров минимальной зарплаты нормы суточных расходов на командировки в 2013 году составляют:

  • до 229,40 грн.- в пределах Украины;
  • до 860,75 грн.- за пределы Украины.

С 1 января 2013 года начал действовать налог на недвижимое имущество.

Плательщиками налога на недвижимость являются физические и юридические лица – собственники объектов жилой недвижимости. Сумма налога определяется путем умножения ставки налога на жилую площадь объекта налогообложения.

Экологический налог

Ставки экологического налога в 2013 г. составляют 75% от ставок, указанных в ст. 243-246 Налогового Кодекса Украины.

Налоговые разницы

1 января 2013 года вступило в силу Положение бухгалтерского учета "Налоговые разницы". Следовательно, начиная с отчетных периодов 2013 года плательщики налога на прибыль будут обязаны раскрывать информацию о налоговых разницах в финансовой отчетности.

Отчетность по РРО

С 1 января 2013 года отчетность об использовании РРО должна предоставляться по проводным или беспроводным каналам связи. При этом штрафные санкции за неподачу налоговым органам указанной отчетности по новым правилам будут применяться с 1 июля 2013 г.

Применение МСФО

Субъекты хозяйствования, предоставляющие финансовые услуги (кроме страхования и пенсионного обеспечения), а также осуществляющие негосударственное пенсионное обеспечение, обязаны составлять финансовую отчетность по МСФО за отчетные периоды с 1 января 2013 года.

Иностранная валюта

До 19 мая 2013 года введены следующие правила валютного регулирования:

  • обязательная продажа 50% поступлений в инвалюте 1-ой группы Классификатора инвалют и в российских рублях;
  • "правило 90 дней", согласно которому расчеты по операциям экспорта и предоплаты по импорту товаров должны осуществляться в срок, не превышающий 90 календарных дней.

Кроме того, до 27 мая 2013 года переводы из-за рубежа в пользу физических лиц в инвалюте 1-ой группы Классификатора инвалют и в российских рублях в сумме, равной или превышающей эквивалент 150 000 грн. в месяц должны осуществляться в гривнах.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

27 мая 2020 Пригодится для: Предприниматели

Когда и как зарегистрироваться плательщиком НДС, учёт налога, как формировать цену на товар с учётом НДС.


Что такое НДС

Простыми словами НДС Налог на добавленную стоимость — это надбавка к цене товара/работы/услуги: покупатель уплачивает НДС, когда покупает у вас продукцию, товары, заказывает услуги, а обязанность вести учёт по налогу и уплатить его в бюджет лежит на СПД Субъект предпринимательской деятельности (предприниматели и юридические лица) .

По закону, объект обложения НДС — сделки по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины (осуществляемые как резидентами, так и нерезидентами), ввоз товаров и услуг (в том числе в виде аренды или лизинга) и вывоз товаров и услуг за пределы таможенной территории Украины (п. 185.1 НКУ).

Ставки НДС: 0% и 7%, 20% базы налогообложения, то есть стоимости товара.

Стандартно СПД уплачивают НДС по ставке 20% . Ставка налога 7% применяется в ряде случаев при поставке медизделий, препаратов и медоборудования, полный перечень есть в ст. 193 НКУ.

Ставкой 0% облагают товары для заправки или обеспечения воздушных, морских суден, космических кораблей, военного транспорта и др., которые экспортируются из Украины, весь перечень такой продукции — в ст. 195 НКУ.

Не облагаются НДС страховые услуги, зарплаты, дивиденды, роялти, ввозимые на территорию Украины товары, суммарная таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, в адрес одного получателя — юрлица или ФЛП. Все операции перечислены в ст. 196 НКУ.

Плательщики НДС

Платят НДС юрлица и ФЛП на общей системе и упрощённой.

На упрощёнке НДСникам доступны:

  • 3-я группа — для юрлиц и ФЛП, для них ставка ЕН 3% от дохода, а не 5%, как у неплательщиков НДС;
  • 4-я группа — для юрлиц.

Если у юрлица есть филиалы, отдельными плательщиками НДС они не считаются, так как входят в состав главного ЮЛ.

Почему компании-покупатели хотят работать с поставщиками с НДС

Если вы планируете работать с покупателями — плательщиками НДС, для вас тоже желателен статус НДСника, и вот почему.

Ваш покупатель — плательщик НДС, а вы — поставщик без НДС, значит, если покупатель заключит с вами сделку, он не получит налоговый кредит и не сможет уменьшить своё налоговое обязательство, и, как следствие, ему придётся уплатить большую сумму налога в бюджет.

Если поставщик — вы, по сути вам не так важен НДС-статус покупателя, он просто дороже покупает товар, т. к. в его стоимость включён НДС.

Как зарегистрироваться НДСником

На общей системе обязательно регистрироваться плательщиком НДС, если объём дохода за последние 12 календарных месяцев превысил 1 млн грн (ст. 181 НКУ).

Для единщиков такого обязательства нет. Поэтому, если вы на 2-й и 3-й группе получили доход больше 1 млн грн, максимум, что вы обязаны сделать, — начать использовать РРО. Регистрироваться плательщиком НДС — нет, законодательство не требует этого от вас.

При госрегистрации ФЛП или ЮЛ. Вместе с регистрационным заявлением госрегистратору подаётся заявление о регистрации плательщиком НДС с указанием желаемой даты регистрации (п. 183.7 НКУ). Заполнить заявление онлайн при регистрации СПД нет возможности.

Добровольная регистрация плательщиками НДС на 3-й группе:

  • при изменении ставки ЕН с 5% на 3%;
  • при изменении группы ЕН: с 1-й или 2-й переходите на 3-ю со ставкой ЕН 3%.

Смена системы налогообложения. Вам обязательно надо получить статус плательщика НДС при переходе с упрощённой системы на общую, если сумма облагаемых НДС операций за последние 12 месяцев превысила 1 млн грн.


Переход: с общей системы на упрощённую, с единого налога на ОС

При переходе с общей на упрощённую. Если на общей системе были НДСником, а на упрощёнке хотите работать без НДС, к примеру, на 2-й группе, просто откажитесь от регистрации плательщиком НДС.

Заявление на регистрацию

Процедура регистрации для всех плательщиков одинакова, в налоговую, где состоите на учёте, подаёте форму 1-ПДВ.

Подать 1-ПДВ можно только в электронном виде. Сделать это можно через кабинет плательщика: в меню «Ведення звітності» выбираете форму F1310108.

В заявлении заполняете регистрационные данные СПД, причину регистрации НДСником


И дату, с которой вы будете считаться плательщиком НДС — первое число месяца.

А вот если регистрируетесь НДСником, потому что превысили 1 млн грн дохода за последние 12 календарных месяцев, надо указать, когда это произошло.


Сроки подачи заявления

Сроки подачи зависят от того, добровольно регистрируетесь плательщиком НДС или нет (п. 183.9 НКУ):

  1. Доход за 12 календарных месяцев превысил 1 млн грн. Причина регистрации, которую надо указать в заявлениии — п. 181.1 розділу V ПКУ. Подать заявление надо в течение 10 дней месяца, следующего за месяцем превышения (п. 183.2 НКУ). Плательщиком НДС станете со дня внесения записи в реестр плательщиков НДС. Если не зарегистрироваться вовремя и это обнаружат налоговики при проверке, вам насчитают штрафы, исходя из обязательств за весь период, когда вы работали без НДС, а должны были. Штраф: 25 % от суммы обязательств за первое нарушение, 50 % за повторные.
  2. Добровольно регистрируетесь плательщиком НДС. Указать причину в заявлении — п. 182.1 розділу V ПКУ. Вновь созданные СПД подают заявление не позднее чем за 10 дней до начала месяца, с которого планируют стать НДСником.
  3. Переход с упрощённой системы на общую. Доход больше 1 млн грн — не позднее 10-го числа первого месяца, с которого перешли на ОС. Причина перехода в заявлении — п. 181.1 розділу V ПКУ. Если подаёте заявление заранее, плательщиком НДС станете со дня внесения записи в реестр НДСников, а это может быть до перехода на ОС.
  4. Переход с упрощённой системы на общую, в момент перехода лимит в 1 млн грн не превышен. Причина перехода — п. 183.4 розділу V ПКУ, а также п. 182.1 розділу V ПКУ. Подать заявление можно не позднее чем за 10 дней до начала месяца, с которого планируете стать НДСником (п. 183.9 НКУ).
  5. Изменяете ставку ЕН на 3-й группе с 5% на 3%. Причина перехода в заявлении — пп. «в» п. 293.8 розділу XIV ПКУ и п. 183.4 розділу V ПКУ. Подача заявления, не позднее чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будет применяться новая ставка.
  6. Переходите с общей системы на упрощённую, 3-я группа с НДС. Причина перехода в заявлении — пп. «в» п. 293.8 розділу XIV ПКУ. Подать заявление надо не позднее, чем за 10 календарных дней до начала квартала, с которого начнёте работать на упрощёнке.

Если у налоговиков нет причин отказать в регистрации, в реестр плательщиков НДС ваш СПД внесут в течение 3 дней с момента подачи заявления (п. 183.9 НКУ). Присвоят индивидуальный налоговый номер (ИНН), это 12-значный код, по которому ваше предприятие будут идентифицировать в налоговой отчётности.

Проверить свои данные в реестре НДСников можно в кабинете плательщика.

Если у СПД меняется адрес, наименование юрлица или ФИО предпринимателя, вам надо подать заявление о внесение изменений в реестр. А если закрываете ФЛП — сняться с регистрации плательщиком НДС.

Учёт НДС

С момента регистрации НДСником вы обязаны выделять в стоимости вашего товара/работы/услуги НДС и оформлять все операции налоговыми накладными.

И если, к примеру, ранее ФЛП работал на упрощёнке без бухгалтера, то на НДС без специалиста по ведению учёта вам не обойтись. Это целая система со своими нюансами и расчётами.

Ключевые понятия для учёта НДС.

  • Налоговое обязательство — общая сумма НДС, которая содержится в стоимости проданных вами товаров/работ/услуг за месяц. Часто называют ещё «исходящий НДС».
  • Налоговый кредит — общая сумма НДС, которая содержится в составе стоимости приобретённых вами товаров/работ/услуг за период. Часто называют ещё «входящий» или «входной» НДС. На эту сумму вы уменьшаете своё обязательство по НДС.

Разница между этими величинами — это сумма НДС, которую нужно будет уплатить в бюджет, если налоговое обязательство больше кредита и значение положительное.

А вот если налоговый кредит выше обязательства, эта сумма подлежит возмещению вам из бюджета государства.

Как выглядит процесс учёта в течение месяца:

  1. Формируете налоговое обязательство. Вся исходящая первичка оформляется с выделением суммы НДС в стоимости товара. По первому событию (п. 187.1 НКУ) — продали товар или получили предоплату от покупателя — выписывается и регистрируется налоговая накладная клиенту. Если допустили ошибку или товар вам вернул покупатель, проводится корректировка накладных.
  2. Налоговый кредит. Когда покупаете в течение месяца товары/работы/услуги у плательщиков НДС, вам поставщики регистрируют налоговые накладные. Важно: если поставщик — неплательщик НДС, стоимость таких товаров включить в налоговый кредит вы не можете.
  3. По результатам месяца подсчитываются суммы налогового обязательства и кредита отражаются в декларации по НДС. Если обязательство больше кредита, разницу нужно уплатить в бюджет, если меньше — платить ничего не нужно, эту разницу вам может компенсировать бюджет. На включение налоговой накладной в налоговый кредит отводится 1095 дней (ст. 198.6 НКУ). Поэтому если поставщик не вовремя зарегистрировал вам налоговую накладную, можете включить её в кредит в следующих периодах. Но бывает и так: у вас большинство поставщиков НДСники и общая сумма входного НДС превышает исходящий. Тогда разницу можно подать на бюджетное возмещение. Или перенести на следующий период.
  4. Подаёте налоговую декларацию и, если есть НДС к уплате, платите.

Учёт НДС автоматизирован, через кабинет плательщика или программу M.E.Doc можно вести и контролировать учёт НДС. Можно выгружать и отправлять документы контрагентам, контролировать своевременную регистрацию накладных с их стороны, подавать отчётность, пополнять свой НДСный спецсчёт.

Как формировать цену на товар с учётом НДС

Рассмотрим на примере.

ФЛП 3-й группы ЕН, плательщик НДС, купил товары на сумму 1500 грн, в т. ч. НДС, и получил от продавца налоговую накладную.

В этой стоимости уже есть входящий НДС, его легко посчитать, разделив входящую сумму на 6 (почему именно на 6: это негласное правило расчёта, бухгалтеры используют для удобства).

ФЛП хочет продать этот товар со своей наценкой и с учётом исходящего НДС.

Стоимость закупки товара без НДС — 1250 грн. ФЛП хочет заложить наценку 750 грн.

Цена реализации без НДС равна: 1250 + 750 = 2000 грн. Теперь на эту цену необходимо начислить 20% НДС.

2000 × 20% = 400 грн — это ваше налоговое обязательство.

Цена реализации товара с НДС составляет: 2000 + 400 = 2400 грн.

  • налоговый кредит (входящий НДС) — 250 грн,
  • налоговое обязательство (выходной НДС) — 400 грн;

НДС к уплате = 400 − 250 = 150 грн.

НДС положительный (налоговый кредит меньше налогового обязательства), нужно уплатить его в бюджет.

Поставщики — неплательщики НДС налоговые накладные не предоставляют. Значит, вы не можете включить в налоговый кредит стоимость НДС с таких товаров, а выходит, теряете часть входного НДС .

Получается большая разница между налоговым кредитом и налоговым обязательством, и в бюджет придётся уплатить большую сумму НДС. Именно поэтому СПД-НДСникам невыгодно иметь поставщиков — не НДСников.

Бывает и наоборот: большинство поставщиков НДСники, и общая сумма входного НДС превышает исходящий НДС. Тогда разницу можно подать на бюджетное возмещение.

Отчётность и уплата НДС

Подавать декларацию по НДС нужно раз в месяц, только в электронном виде.

Действует правило: если были объекты налогообложения в текущем периоде или переносятся показатели с прошлых периодов, декларация подаётся. Если деятельность не велась и отсутствуют показатели, которые отражают в отчётности, декларацию не подаёте (ст. 49 НКУ).

Сроки подачи декларации. Ранее у единщиков была привилегия: они могли выбрать квартальный налоговый период, но 23 мая вступил в силу ЗУ № 466-IX, согласно которому единщики 3-й и 4-й групп также обязаны подавать отчётность раз в месяц.

Исходя из этого, срок подачи декларации — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днём отчётного месяца.

Задекларированный НДС надо уплатить в течение 10 календарных дней после последнего дня подачи декларации (п. 203.2 НКУ).

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС

В 2013 году законодатель принял ряд поправок в главу 21 Налогового кодекса (федеральные законы от 23.07.2013 № 248-ФЗ (далее — Закон № 248-ФЗ), от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ), от 05.04.2013 № 39-ФЗ (далее — Закон № 39-ФЗ)). Теперь премии и бонусы не влияют на порядок исчисления НДС, за исключением случаев, когда изменение стоимости товаров из-за таких поощрений предусмотрено договором. Также с 1 января 2014 года декларации по НДС представляются только в электронной форме.

Летом прошлого года в налоговом законодательстве произошли важные изменения в порядке исчисления и уплаты НДС. Часть из них начала действовать уже в 2013 году, а некоторые вступили в силу только с 1 января 2014 года. Будут ли эти поправки результативны, покажет только практика. А сейчас давайте рассмотрим содержание этих изменений подробнее.

Бонусы и единый корректировочный счет-фактура

В первом случае законодатели уточнили порядок определения налоговой базы при использовании продавцом для продвижения товара на рынке различных стимулирующих выплат (премий), направленных, как правило, на увеличение объема продаж. До внесения этих поправок вопрос должным образом в Налоговом кодексе не был урегулирован. В связи с чем возникало большое количество споров по порядку исчисления НДС в случае предоставления контрагенту бонусов и скидок. Единообразная судебная практика по этому вопросу сформировалась только в 2012 году с принятием постановления Президиума ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11). Из правовой позиции, изложенной в упомянутом постановлении, следовало, что премии, выплачиваемые поставщиками покупателю на основании договоров поставки, уменьшают стоимость товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по НДС у покупателя.

Между тем данные поправки существенно корректируют сформировавшийся в судебной практике подход. С 1 июля 2013 года в общем случае премии не уменьшают для целей исчисления НДС стоимость отгруженных товаров (п. 2.1 ст. 154 НК РФ). Иными словами, предоставление поставщиком каких-либо стимулирующих выплат или премий покупателю не является основанием для корректировки у него налоговой базы, исчисленной по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам). Исключение из этого правила сделано законодателем только в отношении случая, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму предоставляемой премии прямо указано в соответствующем договоре.

Таким образом, если налогоплательщик заинтересован, чтобы премии или скидки уменьшали его налоговую базу по НДС, то он должен как можно более четко зафиксировать в договоре с контрагентом условие, что суммы предоставляемых контрагенту скидок, премий или иных поощрительных выплат, предусмотренных договором, уменьшают стоимость отгруженных товаров.

Также с 1 июля 2013 года начало действовать правило о том, что изменение в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения их цены или количества (объема), учитывается в том периоде, когда были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур (п. 10 ст. 154 НК РФ). Ранее подобная корректировка осуществлялась налогоплательщиком в периоде отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговый кодекс не устанавливает закрытый перечень документов, являющихся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур. Такими документами могут являться договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие или факт уведомления покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или переданных имущественных прав.

Следовательно, по дате составления подобного документа и будет определяться период соответствующей корректировки налоговой базы у продавца.

В отношении внесения поправок в статью 169 Налогового кодекса отметим, что с 1 июля 2013 года налогоплательщикам разрешено составлять единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

Обратите внимание: в любом случае единый корректировочный счет-фактура может быть выставлен только в отношении счетов-фактур, выставленных в адрес одного и того же контрагента, так как в корректировочном счете-фактуре указывается наименование, адрес и ИНН покупателя (подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ), а не покупателей. Финансисты также придерживаются мнения, что в единых корректировочных счетах-фактурах нельзя отражать совокупные показатели по нескольким поставкам (письмо Минфина России от 12.09.2013 № 03-07-09/37680).

Изменения в банковской гарантии и порядке возмещения НДС

Так, порядок исчисления и уплаты НДС при осуществлении деятельности в форме простого или инвестиционного товарищества при доверительном управлении или по концессионному соглашению дополнен положениями о том, что лицо, ответственное за ведение налогового учета по этой деятельности, обязано вести учет операций по каждому такому договору (простого товарищества, доверительного управления и т. д.) отдельно (ст. 174.1 НК РФ). Кроме того, на участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета, возложена обязанность представлять в инспекцию отдельную налоговую декларацию по каждому договору инвестиционного товарищества.

Отметим, что теперь лица, ответственные за ведение налогового учета в простом товариществе, а также концессионеры и доверительные управляющие не обязаны представлять в инспекцию декларации по каждому такому договору.

Указанные изменения вступили в силу с 1 октября 2013 года.

Также с этой даты значительно изменились требования к банковской гарантии (п. 4 ст. 176.1 НК РФ). Теперь она может быть предоставлена только тем банком, который отвечает требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ст. 74.1 НК РФ). Указанные требования применяются с учетом того, что срок действия такой гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению. При этом сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет НДС, заявленного к возмещению.

Особое внимание компаниям стоит обратить на нововведения в порядке возмещения НДС, поскольку статья 176 Налогового кодекса дополнена новым правилом — пунктом 11.1.

Указанная норма предусматривает, что если заявление о возврате суммы налога или о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по этому или иным налогам, подлежащей возмещению по решению налогового ведомства, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога, то возврат или зачет суммы налога осуществляется в общем порядке (ст. 78 НК РФ). При этом положения пунктов 7—11 статьи 176 Налогового кодекса не применяются.

Практически это правило означает то, что самостоятельно произвести возмещение налогоплательщику НДС инспекция уже не обязана. Следовательно, в такой ситуации у налогоплательщика не возникает права на проценты за несвоевременное возмещение ему НДС.

Вопрос о выплате процентов налогоплательщику в подобной ситуации долгое время был дискуссионным, однако судебная практика, сформированная Президиумом ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842/11, от 17.03.2011 № 14223/10), говорит о том, что обязанность ФНС России по возмещению НДС (ст. 176 НК РФ) не зависит от подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога.

Таким образом, поправки, по сути, отменяют подход к решению этого вопроса, ранее сложившийся в арбитражной практике. Поэтому для того, чтобы налогоплательщик мог рассчитывать на начисление процентов с более ранней даты (т. е. в порядке, установленном ст. 176 Налогового кодекса), заявление о возврате или зачете НДС следует подавать в инспекцию заблаговременно, до принятия ею решения о возмещении НДС, поскольку в противном случае будет применяться общий порядок (ст. 78 НК РФ).

Электронные декларации и НДС при посреднической деятельности

Из этих поправок следует, что бороться с незаконными схемами будут путем возложения на лиц, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления НДС в бюджет, дополнительных обязанностей.

Во-первых, с 1 января 2014 года налогоплательщики по НДС (в т. ч. являющиеся налоговыми агентами) будут обязаны представлять декларацию по НДС только в электронной форме по установленному формату через оператора электронного документооборота.

Законом указанная обязанность также возложена и на лиц, обязанных исчислить и уплатить НДС в бюджет в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). К ним относятся:

  • лица, не признаваемые законом гоплательщиками НДС (например, при применении специальных налоговых режимов — УСН, ЕСХН);
  • плательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога;
  • налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Кроме того, с 1 января 2015 года представлять декларацию по НДС в электронной форме обязаны и налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками, или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей по уплате НДС, в случае выставления или получения ими счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности (договор поручения, договор комиссии, агентский договор).

С этой же даты вступают в силу дополнения, касающиеся состава сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию по НДС.

Также с 1 января 2014 года при осуществлении посреднической деятельности лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления или получения ими счетов-фактур будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Нововведением также является возложение с 1 января 2015 года на этих лиц, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности, обязанности представить в инспекцию по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Представить журналы придется также в электронной форме в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, причем независимо от того, выделена ли в этих счетах-фактурах сумма НДС или нет.

В заключение отметим, что налоговое законодательство в Российской Федерации еще далеко от совершенства, но столь частое внесение в него изменений, на взгляд автора, делает его все более сложным и запутанным для простого налогоплательщика. Возможность неоднозначного толкования положений Налогового кодекса создает благодатную почву для споров с инспекторами и сопряжена с возникновением у компаний дополнительных расходов на разрешение указанных споров. А это, в свою очередь, не способствует повышению конкурентоспособности российской экономики.

Читайте также: