Ндс в странах оэср

Опубликовано: 25.04.2024

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Общие сведения

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Организация) создана в 1948 году под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира ОЭСР располагается в Париже.

Генеральный секретарь (с 2006 года) - Анхель Гурриа (Мексика). Руководящим органом является Совет ОЭСР. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

В ОЭСР входят 35 государств, в том числе большинство государств- членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Цели и задачи

ОЭСР является глобальной международной организацией, основной целью которой стала выработка рекомендаций по повышению качества экономической политики и качества жизни людей во всем мире.

Взаимодействуя с правительствами государств мира, ключевыми институтами экономики, международными организациями и экспертным сообществом, ОЭСР в рамках реализации возложенных на нее задач разрабатывает глобальные стандарты, основанные на лучшем международном опыте, в отношении широкого перечня сфер государственного регулирования экономики (от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ).

Сотрудничество Российской Федерации с ОЭСР

В связи с событиями на Украине 12 марта 2014 г. Совет ОЭСР единогласно принял решение о приостановке переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР на временной основе, официально сохранив за Российской Федерацией статус «присоединяющегося» государства, и, не вводя ограничений на любые иные форматы сотрудничества с Организацией.

В этой связи взаимодействие Российской Федерации с ОЭСР после приостановки переговорного процесса осуществляется в формате экспертного диалога на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации планов.

В 2017 году Правительством Российской Федерации принят План работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на

Участие представителей Российской Федерации в деятельности рабочих органов ОЭСР определяется соответствующим статусом, выраженной заинтересованностью российской стороны в расширении тематик и направлений взаимодействия, а также инициативой самой Организации.

Ожидается, что в обозримой перспективе российским приоритетом в сотрудничестве с ОЭСР станет внедрение проектного подхода к управлению государственными программами Российской Федерации на основе качественных и количественных стандартов Организации.

Сотрудничество Банка России с ОЭСР

Сотрудничество Банка России с ОЭСР направлено на поддержку деятельности федеральных органов исполнительной власти за счет предоставления экспертизы Банка России и статистических данных (в соответствии с поступающими запросами).

С учетом концентрации полномочий и компетенций в Банке России в области регулирования финансовой отрасли, организация работы по предоставлению в ОЭСР статистических и иных сведений и данных в компетенции Банка России является в настоящее время также одним из наиболее важных направлений сотрудничества.

Банк России продолжает выполнять указанные задачи, вместе с тем стремясь к совершенствованию (большей систематизации и интеграции) сотрудничества с ОЭСР на всех направлениях, представляющих для Банка России интерес.

Основной общей целью взаимовыгодного сотрудничества Банка России с ОЭСР является анализ и обобщение международного опыта и практики в области регулирования финансовой сферы, а также совместная выработка стандартов и рекомендаций по ее развитию и обеспечению ее стабильного функционирования.

Для достижения указанной цели Банком России решается следующий комплекс задач:

  • Обеспечивается выполнение пунктов Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на годы в рамках компетенции Банка России;
  • Осуществляется мониторинг инициатив экономически развитых государств по разработке и внедрению современных (новых) глобальных стандартов, норм и требований в области финансового регулирования;
  • Обеспечивается продвижение интересов Российской Федерации при разработке ОЭСР рекомендаций по осуществлению экономического (финансового) регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях;
  • Осуществляется координация деятельности Банка России на площадке ОЭСР в контексте участия в работе иных международных организацией, глобальных форумов и интеграционных объединений, включая Содружество Независимых Государств;
  • Рассматривается возможность участия в комплексных исследованиях ОЭСР, заказ профильным рабочим органам и секретариату ОЭСР тематических исследований с учетом интересов Банка России;
  • У частие в проектной деятельности ОЭСР по проблематике глобализации, экономического роста и развития, посткризисного восстановления экономик развивающихся стран, а также в области сбора и систематизации статистических данных;
  • П ривлечение экспертизы ОЭСР в целях адаптации лучшего международного опыта и практики в сфере регулирования финансового сектора экономики;
  • О беспечение участия представителей Банка России в заседаниях рабочих органов Организации и иных мероприятиях ОЭСР (семинарах, конференциях, форумах), а также подготовки необходимых позиционных и информационно-аналитических материалов;
  • О беспечение эффективного информационного обмена с Организацией (высшим руководством ОЭСР, секретариатами рабочих органов, координаторами, экспертами, консультантами);
  • С одействие в повышении координации сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР.

В целях комплексной реализации сформулированных задач в годах Банком России по линии ОЭСР выпущен приказ «О реализации в Банке России Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничеств и развития (ОЭСР) на

Руководствуясь задачами, сформулированными указанным Планом, Банк России осуществлял взаимодействие с ОЭСР в соответствии со своими приоритетами.

В 2016 году представители Банка России приняли участие в заседаниях Комитета ОЭСР по корпоративному управлению, Комитета ОЭСР по финансовым рынкам, Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям, Консультативной рабочей группы ОЭСР по кодексам либерализации, Рабочих групп ОЭСР по статистике национальных счетов, финансовой статистике, статистике международных инвестиций и статистике международной торговли товарами и услугами, Рабочей группе ОЭСР по частным пенсиям, Технического комитета и годовом собрании Международной организации органов пенсионного надзора, Семинаре высокого уровня по вопросам международного сотрудничества в условиях открытого и упорядоченного движения капиталов (в семинаре приняла первый заместитель Председателя Банка России К.В. Юдаева), а также заседании Круглого стола ОЭСР и Института Азиатского банка развития по рынкам капитала и реформированию финансового сектора.

Кроме того, в рамках деятельности по линии Комитета ОЭСР по налогообложению Банком России проведена работа по подготовке позиции по законопроекту «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)», а также по поступившим по итогам общественного обсуждения законопроекта замечаниям, соответствующие письма направлены в Минфин России и ФНС России.

Сотрудничество Банка России с ОЭСР в 2018 году будет опираться на аналогичный механизм закрепления ответственности структурных подразделений Банка России за взаимодействие с профильными рабочими органами Организации.

Информация о ходе выполнения пунктов указанного Плана направляться в Минэкономразвития России в режиме ежеквартальных отчетов о взаимодействии.

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная организация, нацеленная на выработку международных стандартов и рекомендаций по совершенствованию государственной социальной, экономической и экологической политики, поиск путей преодоления проблем и ограничений на пути экономического роста и развития стран.

ОЭСР объединяет большинство развитых и некоторые развивающиеся страны, на долю которых приходится 20% населения планеты и около 55% мирового ВВП.

В 2007 году Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако в 2014 году переговорный процесс был временно приостановлен в связи с политической ситуацией. Сотрудничество России с ОЭСР продолжается в формате технического сотрудничества. Минэкономразвития России совместно с МИДом России выступает координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России с ОЭСР.

Страны-члены ОЭСР и партнеры

К 2020 году количество стран – полноправных участников ОЭСР достигло 37: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. В ближайшее время Коста-Рика станет 38-м членом Организации.

Статус ключевых партнеров ОЭСР имеют Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка, Индонезия.

История создания ОЭСР

Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 году для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.

За годы успешной работы в Европе Организация накопила значительный опыт и компетенции в сфере государственного управления, регуляторных реформ и собрала внушительную базу статистических и эмпирических данных, позволяющих проводить обширный сравнительный анализ и давать рекомендации по имплементации эффективных мер экономической политики. В результате в 1961 году учреждена Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С этого времени состав ее членов продолжает расти.

Структура ОЭСР

Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители от стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет заседает раз в две недели на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР. Постоянно действующим органом ОЭСР, обеспечивающим ее текущую работу, является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (избирается на пятилетний срок).

Под эгидой ОЭСР также функционирует ряд автономных и полуавтономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии, Международный транспортный форум. В ОЭСР также расположен Секретариат Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Цели и задачи ОЭСР

Основной задачей ОЭСР декларируется «содействие осуществлению политики, способствующей улучшению мировых экономических и социальных показателей».

На современном этапе в ОЭСР была отмечена острая необходимость создания принципиально новых подходов и инструментов для достижения целей устойчивого развития и глобального экономического роста, который предполагает:

  • ориентацию на достижение всеобщего благосостояния и сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения;
  • более глубокий анализ финансового сектора и его рисков;
  • проведение в связи с процессом мировой интеграции соответствующего анализа мировой экономики как единой сложной системы;
  • использование на практике более полного анализа, учитывающего протекающие в обществе политические и социальные процессы, их историческую подоплеку и влияние на экономику;
  • развитие системы стратегического планирования.

Направления работы ОЭСР

Сегодня ОЭСР фактически является одним из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. Задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей ОЭСР, однако сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер. К повестке Организации относятся следующие направления работы:

  • Экономическое развитие
  • Сельское хозяйство
  • Химическая безопасность
  • Конкуренция
  • Корпоративное управление
  • Борьба с коррупцией
  • Содействие международному развитию
  • Цифровая трансформация
  • Образование
  • Занятость, трудовые и социальные вопросы
  • Охрана окружающей среды
  • Финансы
  • Здравоохранение
  • Промышленность и предпринимательство
  • Инновации
  • Наука и технологии
  • Пенсии и страхование
  • Инвестиции
  • Государственное управление
  • Развитие городов и регионов
  • Регуляторная политика
  • Налоги
  • Торговля
  • Статистика


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна

Выявлена тенденция к увеличению доли НДС в ВВП и в доходах бюджета в большинстве стран ОЭСР. Обоснована необходимость поиска российским государством возможностей увеличения объемов налоговых доходов бюджета в целях обеспечения стабильного роста экономики и решения социальных задач.Исследовано, насколько российские реформы по НДС сопоставимы с тенденциями изменения различных элементов данного налога в зарубежных странах.Показаны тенденции перманентного увеличения средней стандартной ставки НДС в странах ОЭСР с 1975 г. по 2017 г., и наличие ее размера в большинстве стран на уровне 20 и более процентов. Сделан вывод о справедливости повышения в РФ стандартной ставки НДС 1 января 2019 г. до 20 %. Это делает ее сопоставимой со средней базовой ставкой НДС в странах ОЭСР. При этом следует рассмотреть наряду с повышением базовой ставки НДС возможность ее снижения по товарам, облагаемым по ставке 10 %. Выявлено, что налогообложение НДС малого бизнеса в России является более лояльным по сравнению со странами ОЭСР, но при этом не следует забывать про мнимый характер льгот по НДС.Изменения в налоговом администрировании НДС в России созвучны реформам в этом направлении, осуществляемым в странах ОЭСР, порой даже опережая их. В качестве перспектив целесообразно внедрить в практику работы налоговых органов и Минфина РФ расчет коэффициентов доходности НДС исходя из опыта стран ОЭСР. Всесторонний анализ мирового опыта косвенного налогообложения и изучение мнений различных исследователей по его реформированию создают основы для грамотного совершенствования НДС в России, направленного на пополнение доходов бюджета и рост экономики страны.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна

IMPROVING VAT IN OECD AND RUSSIA

Identified trend to an increase in the share of VAT in GDP and in budget revenues in most OECD countries.Justified the need for the Russian state to search r opportunities to increase the amount of tax revenues of the budget in order to ensure stable growth of the economy and solve social problems.Investigated how much the Russian VAT reforms are comparable with the trends in the various elements of this tax in foreign countries.Showing the trend of a permanent increase in the average standard VAT rate in OECD countries from 1975 to 2017, and its size in most countries is 20 % or more. The conclusion is made about the fairness of raising the standard VAT rate in the Russian Federation on January 1, 2019 to 20 %. This makes it comparable to the average base VAT rate in OECD countries. At the same time, it should be considered along with an increase in the base VAT rate, the possibility of reducing it by goods taxed at a rate of 10 %.It has been revealed that the taxation of small business VAT in Russia is more loyal in comparison with OECD countries, but one should not forget about the alleged nature of VAT benefits.Changes in the tax administration of VAT in Russia are in tune with the reforms in this direction carried out in the OECD countries, sometimes even ahead of them. It is advisable to introduce the calculation of the VAT yield coefficients in the practice of the tax authorities and the Ministryof Finance of the Russian Federation based on the experience of the OECD countries.A comprehensive analysis of the world experience of indirect taxation and the study of the opinions of various researchers on its reform provide the basis for a competent improvement of VAT in Russia, aimed at replenishing budget revenues and increasing the country’s economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование НДС в странах ОЭСР и России»

ФИНАНСЫ. БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ

UDC 336.226.322 Submitted: 15.10.2018

LBC 65.261.4 Accepted: 20.11.2018

IMPROVING VAT IN OECD AND RUSSIA Elena S. Vylkova

The Economics Department of North-West Institute of Management, branch of RANEPA (Moscow),

Moscow, Russian Federation

Abstract. Identified trend to an increase in the share of VAT in GDP and in budget revenues in most OECD countries.

Justified the need for the Russian state to search r opportunities to increase the amount of tax revenues of the budget in order to ensure stable growth of the economy and solve social problems.

Investigated how much the Russian VAT reforms are comparable with the trends in the various elements of this tax in foreign countries.

Showing the trend of a permanent increase in the average standard VAT rate in OECD countries from 1975 to 2017, and its size in most countries is 20 % or more. The conclusion is made about the fairness of raising the standard VAT rate in the Russian Federation on January 1, 2019 to 20 %. This makes it comparable to the average base VAT rate in OECD countries. At the same time, it should be considered along with an increase in the base VAT rate, the possibility of reducing it by goods taxed at a rate of 10 %.

It has been revealed that the taxation of small business VAT in Russia is more loyal in comparison with OECD countries, but one should not forget about the alleged nature of VAT benefits.

Changes in the tax administration of VAT in Russia are in tune with the reforms in this direction carried out in the OECD countries, sometimes even ahead of them. It is advisable to introduce the calculation of the VAT yield coefficients in the practice of the tax authorities and the Ministry of Finance of the Russian Federation based on the experience of the OECD countries.

A comprehensive analysis of the world experience of indirect taxation and the study of the opinions of various researchers on its reform provide the basis for a competent improvement of VAT in Russia, aimed at replenishing budget revenues and increasing the country's economy.

Key words: taxation, value added tax, tax rate, small business, tax administration, VAT return coefficient.

Citation. Vylkova E.S. Improving VAT in OECD and Russia. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2018, vol. 20, no. 4, pp. 126-136. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2018.4.12

УДК 336.226.322 Дата поступления статьи: 15.10.2018

ББК 65.261.4 Дата принятия статьи: 20.11.2018

,0 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НДС В СТРАНАХ ОЭСР И РОССИИ

г Елена Сергеевна Вылкова

W Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства

Щ и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

^ Аннотация. Выявлена тенденция к увеличению доли НДС в ВВП и в доходах бюджета в большинстве © стран ОЭСР. Обоснована необходимость поиска российским государством возможностей увеличения

объемов налоговых доходов бюджета в целях обеспечения стабильного роста экономики и решения социальных задач.

Исследовано, насколько российские реформы по НДС сопоставимы с тенденциями изменения различных элементов данного налога в зарубежных странах.

Показаны тенденции перманентного увеличения средней стандартной ставки НДС в странах ОЭСР с 1975 г. по 2017 г., и наличие ее размера в большинстве стран на уровне 20 и более процентов. Сделан вывод о справедливости повышения в РФ стандартной ставки НДС 1 января 2019 г. до 20 %. Это делает ее сопоставимой со средней базовой ставкой НДС в странах ОЭСР. При этом следует рассмотреть наряду с повышением базовой ставки НДС возможность ее снижения по товарам, облагаемым по ставке 10 %. Выявлено, что налогообложение НДС малого бизнеса в России является более лояльным по сравнению со странами ОЭСР, но при этом не следует забывать про мнимый характер льгот по НДС.

Изменения в налоговом администрировании НДС в России созвучны реформам в этом направлении, осуществляемым в странах ОЭСР, порой даже опережая их. В качестве перспектив целесообразно внедрить в практику работы налоговых органов и Минфина РФ расчет коэффициентов доходности НДС исходя из опыта стран ОЭСР. Всесторонний анализ мирового опыта косвенного налогообложения и изучение мнений различных исследователей по его реформированию создают основы для грамотного совершенствования НДС в России, направленного на пополнение доходов бюджета и рост экономики страны.

Ключевые слова: налогообложение, налог на добавленную стоимость, налоговая ставка, малый бизнес, налоговое администрирование, коэффициент доходности НДС.

Цитирование. Вылкова Е. С. Совершенствование НДС в странах ОЭСР и России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2018. - Т. 20, №2 4. - С. 126-136. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu3.2018.4.12

Российское налоговое законодательство постоянно меняется. Так, летом 2018 г. только во вторую часть НК РФ были внесены изменения 16 законами, из которых в четырех предусмотрены новации по НДС. Так как реформирование российской налоговой системы определяется в значительной степени внешними факторами, для оценки обоснованности направления отечественных налоговых реформ целесообразно ознакомиться с тенденциями последних изменений по НДС в странах ОЭСР. Для этого систематизируем данные, содержащиеся в изданиях ОЭСР [22; 24; 25], а также в базах данных ОЭСР [1; 2].

Доходы от НДС в среднем в странах ОЭСР и странах-партнерах данной организации, имея тенденцию к увеличению с 1965 г., находились в 2014 г. на рекордно высоком уровне, составляя 6,8 % ВВП и 20,1 % от общих налоговых поступлений. По сравнению с 2010 г. доходы от НДС увеличились в процентах от ВВП в 26-ти из 34 стран ОЭСР, в которых действуют НДС, а также в Аргентине и ЮАР и упали (очень незначительно) только в 8 странах: Ирландии, Корее, Мексике, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Германии, Швеции. В России в 2010 г. согласно расчетам автора, произведенным исходя из данных сайта Росстата [16], доля НДС в ВВП (в ценах 2008 г.) составляла 6,28 %. В 2014 г. доля

НДС в ВВП (в ценах 2011 г.) составляла 6,15 %. Согласно последним имеющимся данным в 2017 г. доля НДС в ВВП (в ценах 2016 г.) составляла 5,87 %. Относительно произведенных расчетов считаем необходимым дать несколько комментариев. Во-первых, на сайте Росстата есть данные по оценке ВВП России в единой валюте по результатам международных сопоставлений по паритету покупательной способности, однако подобных данных по НДС ни на сайте Росстата, ни на сайте ФНС не имеется, что не позволяет произвести более точные расчеты исчисляемых показателей. Во-вторых, данные по НДС на сайте Рос-стата можно по годам взять только из справочников «Россия в цифрах» [18] за соответствующий год, при этом итоговая сумма налоговых доходов в названных справочниках не приводится, что обусловливает необходимость ее расчета с учетом изменений в структуре справочников.

Согласно расчетов автора исходя из данных Минфина РФ [15], Росстата [16] и ФНС РФ [17], доля НДС в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ составляла: за 2010 г. - 25,78 %, занимая вторую позиции после страховых взносов на социальное страхование как в этом, так и в последующих периодах; за 2014 г. - 20,38 %, за 2017 г. - 25,05 %.

По сравнению со средними данными по ОЭСР в 2014 г. в России доля НДС в ВВП несколько меньше: 6,15 % по сравнению с 6,8 %, не составляя подобной величины даже в 2010 году. Доля НДС в налоговых доходах бюджета практически совпадает в России со средними данными по ОЭСР в 2014 году. При этом необходимо указать, что в 2010 г. и в 2017 г. данный показатель в России был выше значения 2014 г., при том, что доля НДС в ВВП с 2010 по 2017 г. имела стойкую тенденцию к снижению. Из этого можно сделать следующие основные выводы: в РФ темпы роста налоговых доходов бюджета с 2010 по 2014 г. опережали темп роста ВВП, а за 2014-2017 гг. отставали от темпов роста ВВП, что свидетельствует о необходимости поиска государством возможностей увеличения объемов налоговых доходов бюджета в целях обеспечения стабильного роста экономики и решения социальных и т. п. задач. Доля НДС в налоговых доходах бюджета во все исследуемые периоды достаточно значима, уступая только страховым взносам. Страховые взносы в России по сравнению с другими странами являются крайне высокими и их увеличение не только нецелесообразно, но практически нереально, что подтверждается исследованиями таких ученых, как Н.Г. Викторова [4], Е.А. Ермакова [12], в том числе публикациями автора 10. Поэтому закономерно, что в России перманентно законодательно изменяются различные элементы столь значимого налога, как НДС, причем эти изменения чаще направлены на удовлетворение фискальных потребностей государства, чем на облегчение налогового бремени экономических субъектов.

В Европейском союзе применяются достаточно унифицированные правила установления и взимания НДС. Базовым документом в настоящее время является Директива 2006/112/ЕС от 26.11.2006 г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость», в которой определены основные элементы НДС (VAT), при этом страны-члены ЕС в своем национальном законодательстве имеют право регулировать отдельные вопросы самостоятельно, в частности устанавливать свои ставки налога, но в пределах, определенных Директивой. В РФ с 2001 г. гл. 21 второй части Налогового кодекса РФ регули-

рует порядок исчисления и уплаты НДС, ориентируясь на европейский опыт, вследствие чего структура и содержание гл. 21 НК РФ изначально строились на основании Директивы 2006/112/ЕС.

В гл. 8 Директивы 2006/112/ЕС рассматриваются ставки: порядок их применения, структура и уровень. Директива устанавливает размер минимальной стандартной ставки на уровне 15 %. Страны-члены ЕС имеют право определять свои ставки, но не ниже чем установлено в Директиве 2006/112/ЕС, при этом нет ограничения по максимальному размеру базовой ставки. Статья 98 Директивы 2006/112/ЕС закрепляет возможность применения не более двух пониженных ставок, которые разрешено устанавливать к перечню товаров и услуг, перечисленных в Директиве (например, медицинское оборудование, фармацевтические товары, продовольственные товары и т. п.). Не допускается установление пониженных ставок ниже 5 %. Также в отдельных государствах-членах ЕС в определенных случаях допускается применение ставки 0 %. Например, в Бельгии это реализация ежедневной и еженедельной прессы; в Великобритании - реализация детской одежды и обуви, мотоциклетных и велосипедных шлемов и т. п. Также существует так называемая «super - reduced rate» максимально пониженная ставка, действующая на территории нескольких стран ЕС и применяемая лишь в отдельных случаях. Напомним, что в настоящее время в России в ст. 164 НК РФ установлены три ставки - 0, 10, 18 % (две первые - пониженные, а последняя - базовая) и две расчетных 10/110 и 18/118.

В таблице 1, составленной автором на основе данных официального сайта Европейской комиссии [12], приведен перечень ставок НДС стран ЕС.

На основе данных, содержащихся в таблице 1, можно сделать вывод о том, что средние ставки НДС в Евросоюзе сложились на уровне 22,5 %, при этом самая высокая ставка в Венгрии - 27 %, а самая низкая в Люксембурге - 17 %. Необходимо также отметить, что в странах ЕС имеется большая чем в РФ дифференциация между уровнем стандартных и пониженных ставок и более низкий размер пониженной ставки. В странах Азии и

Ставки НДС в странах Европы на 01.01.2017 г.

Страна-член ЕС Максимально пони- Пониженная Стандартная

В Европейском союзе планируется внести существенные изменения в правила налогообложения. Они вступят в силу 1 июля 2021 года.

В Европейском союзе планируется внести существенные изменения в правила налогообложения. Они вступят в силу 1 июля 2021 года.

Кого в первую очередь затронут эти изменения?

Новые правила повлияют на все компании, но в основном они коснутся продаж B2C (бизнес — потребитель) и онлайн‑маркетплейсов, расположенных за пределами ЕС, а также зарегистрированных в ЕС компаний, реализующих продажи в ЕС.*

Эти изменения приведут к упрощению процедур и сокращению администрирования. Также они могут существенно сказаться на принципах ведения коммерческой деятельности в ЕС.

Три крупнейших изменения:

Изменения в правилах взимания НДС уже действуют в Великобритании с января 2021 года после ее выхода из ЕС. Более подробную информацию об этих изменениях см. в нашем обзоре.

IOSS и НДС: чем мы можем помочь

FedEx и KPMG объединили усилия для разработки эксклюзивного сервиса по уплате НДС, который упрощает работу с системой Import One-Stop Shop (IOSS). Клиенты FedEx получат скидку на предоставляемые услуги.

Преимущества нового сервиса:

  • простая регистрация в системе IOSS с выделенной службой поддержки;
  • подготовка и отправка вашего ежемесячного возврата IOSS;
  • вся необходимая информация о сроках уплаты НДС, справочные описания платежей и данные банковских счетов в одном месте;
  • возможность переслать любые связанные с IOSS сообщения от налоговой службы и получить инструкцию по дальнейшим действиям;
  • актуальная информация о ваших обязательствах и возвратах по IOSS.

Узнайте больше о том, как мы можем упростить торговлю между разными странами и облегчить для вас работу с налогами.

Авианакладная FedEx в руках

1. Посылки стоимостью менее 22 евро теперь будут облагаться НДС.

Что это означает?

С 1 июля 2021 года НДС будет взиматься со всех коммерческих грузов, импортируемых в ЕС, независимо от стоимости содержимого. Для грузов стоимостью менее 150 евро НДС будет взиматься либо в момент оплаты заказа с использованием новой системы Import One‑Stop Shop (IOSS), либо при содействии организации, декларирующей посылку (FedEx).

Как изменения повлияют на мой бизнес?

Если ваша компания зарегистрирована за пределами ЕС, ваши клиенты больше не смогут импортировать в ЕС отправления стоимостью менее 22 евро без уплаты НДС.

Как это будет работать на практике?

Пример

Покупатель из ЕС приобретает в китайском онлайн‑магазине одну пару носков стоимостью 10 евро.

До 1 июля 2021 года

Импортируемое в ЕС отправление не облагается НДС, так как стоимость содержимого не превышает 22 евро.

После 1 июля 2021 года

Все отправления облагаются НДС независимо от стоимости содержимого. Ставку налога определяют власти страны проживания покупателя.

2. Внедряется система Import One‑Stop Shop (IOSS).

Что это означает?

Европейский союз внедряет необязательную систему Import One‑Stop Shop (IOSS) для упрощения таможенного оформления товаров из онлайн‑магазинов стоимостью менее 150 евро. С ее помощью вы как продавец или представитель сайта‑маркетплейса сможете взимать НДС с покупателя в момент оформления заказа и передавать эти средства напрямую государственным органам. Использование IOSS может упростить процедуру и сделать ее более прозрачной для покупателя, а также поможет повысить эффективность таможенных процедур.

Если продавец не работает с этой системой, компания FedEx самостоятельно свяжется с покупателем для уплаты налога и передаст собранные средства властям.

Как изменения повлияют на мой бизнес?

Большинству продавцов для регистрации в IOSS необходимо будет воспользоваться услугами посредника для регистрации бизнеса и подачи декларации НДС от имени компании, если только компания уже не находится в одной из стран‑членов Евросоюза. Затем продавцы должны предоставить свой номер IOSS таможенному декларанту (FedEx).

НДС для розничных продаж уплачивается в виде ежемесячного сбора в выбранной стране ЕС. Затем власти этой страны перенаправят декларацию и оплату в страну назначения посылки. Соответственно, продавцам больше не нужно будет регистрироваться в качестве налогоплательщика в каждой из стран ЕС, где они реализуют товары.

Как это будет работать на практике?
Пример

Онлайн‑магазин из США продает электронику стоимостью менее 150 евро клиентам из пяти стран ЕС.

До 1 июля 2021 года

Онлайн‑магазин из США необходимо зарегистрировать и платить НДС в каждой из стран‑импортеров.

После 1 июля 2021 года

Можно закрыть заграничные филиалы онлайн‑магазина из США и зарегистрировать его в системе IOSS в одной из стран, чтобы платить НДС только в точке первичного импорта товара. В противном случае покупатели продолжат платить НДС в каждой отдельной стране.

Как введение IOSS поможет развитию вашего бизнеса

Import One-Stop Shop (IOSS) — это новый налоговый режим для ЕС, который упростит уплату НДС для продавцов из интернет‑магазинов, зарегистрированных за пределами ЕС, при продаже товаров покупателям из ЕС. Узнайте, как работает эта система, можете ли вы ей воспользоваться и чем она может быть полезна вам и вашим клиентам.

Человек держит транспортную этикетку рядом с коробкой FedEx у окна

Ответы на ваши вопросы, связанные с IOSS:

FedEx вместе с KPMG разрабатывает решение для работы с IOSS, предназначенное для клиентов FedEx Express и TNT, зарегистрированных за пределами ЕС. После регистрации в сервисе компании KPMG она возьмет на себя регистрацию номера IOSS от вашего имени, а также будет готовить и отправлять ежемесячный возврат IOSS, когда вы получите этот номер.

Подробности можно узнать на портале KPMG IOSS.

Чтобы начать пользоваться системой IOSS с 1 июля 2021 года, в авианакладных для всех прямых отправлений клиентам интернет‑магазинов, проживающим в ЕС, необходимо будет указывать номер IOSS, если стоимость посылки не превышает 150 евро, а товар не облагается акцизом. FedEx/TNT затем укажет этот номер в таможенной декларации.

Если вы используете одну из наших платформ для автоматизации логистики, номер IOSS можно ввести при бронировании отправления. Точные инструкции для различных платформ приведены ниже.

Если логистического решения, с которым вы работаете, нет в списке, для использования IOSS вам необходимо будет перейти на поддерживающую его платформу, например модернизированный FedEx Ship Manager TM на сайте fedex.com или MyTNT2.

Обратите внимание, что с 1 июля 2021 года для всех отправлений и товаров для получателей из Евросоюза должна быть указана таможенная стоимость. Для всех категорий посылок, кроме документов, необходим коммерческий счет‑фактура. Указывайте в поле авианакладной «Таможенная стоимость» полную стоимость содержимого посылки за исключением расходов на перевозку и иных сборов.

Для прямых отправлений клиентам с использованием IOSS рекомендуется также указывать в коммерческом счете‑фактуре розничную цену товара в евро (€), чтобы колебания курсов валют в момент импорта не вызвали расхождений в стоимости посылки.

Если вы хотите вернуть товар, отправленный из‑за пределов ЕС, необходимо будет создать авианакладную FedEx/TNT со ссылкой на предыдущую авианакладную в поле «Описание» и четко указать, что отправление предназначено для возврата покупки. Компании KPMG нужно предоставить описание возвращаемых товаров (независимо от того, выбрали вы FedEx или другого перевозчика), за которые необходимо вернуть НДС, и сумма вашего НДС к возврату будет соответствующим образом изменена.

Если вы не пользуетесь системой IOSS, FedEx заплатит НДС на импорт от вашего имени с вашего кредитного счета. Так мы сможем в кратчайшие сроки доставить отправление. Обратите внимание, что после этого мы отправим получателю счет на эту сумму, включающий плату за обработку платежа. Эта сумма будет проведена либо как предоплата, либо как компенсация и будет включена в общую сумму дополнительных сборов. Ознакомьтесь с нашим списком дополнительных сборов за таможенное оформление, чтобы узнать его стоимость в стране назначения.

Также обратите внимание, что, если ваша компания зарегистрирована в ЕС или вы пользуетесь услугами посредника, выполняющего все связанные с IOSS обязательства, вы можете зарегистрироваться в системе IOSS самостоятельно, не прибегая к посредничеству FedEx.

Для доступа к системе Import One‑Stop Shop (IOSS) компании должны зарегистрироваться на портале IOSS одной из стран‑членов ЕС после 1 апреля 2021 года. Компаниям, еще не зарегистрированным на территории ЕС, обычно необходимо назначить посредника, учрежденного в ЕС, для выполнения обязательств по НДС.

3. Некоторые онлайн‑маркетплейсы будут взимать НДС самостоятельно.

Что это означает?

Маркетплейсы, подпадающие под действие новых правил ЕС по НДС, могут, например, стать онлайн‑платформами, облегчающими торговую сделку. Они позволят продавцам продавать товары напрямую покупателям.

Если сайт‑маркетплейс будет зарегистрирован в системе IOSS, то именно площадка, а не продавцы, будет нести ответственность за сбор, декларацию и уплату НДС покупателями. Эта схема будет применяться для розничных продавцов в отношении товаров стоимостью менее 150 евро, которые продаются на маркетплейсе.

Как изменения повлияют на мой бизнес?

Если сайт‑маркетплейс работает с IOSS, компании, реализующие товар на этом сайте, должны использовать его номер IOSS при оформлении заказов. Также они будут обязаны сообщить этот номер организации, которая будет заниматься таможенным декларированием отправлений (FedEx).

Компании, реализующие свои товары на разных маркетплейсах, обязаны будут вести учет продаж на каждой платформе по отдельности. Также им будет необходимо предоставлять таможенному декларанту информацию о соответствующем номере IOSS для каждой сделки по продаже.

Как это будет работать на практике?
Пример

Покупатель из ЕС приобретает на маркетплейсе, зарегистрированном в системе IOSS, вазу стоимостью 90 евро у продавца из Китая.

До 1 июля 2021 года

Покупатель, который приобрел вазу у продавца, обязан уплатить НДС за покупку в момент импорта отправления.

После 1 июля 2021 года

Маркетплейс, на котором была приобретена ваза, использует систему IOSS и взимает сумму налога с покупателя в момент оформления заказа, передавая средства в соответствующие органы.

Более подробную информацию об использовании IOSS и о других важных изменениях в правилах ЕС по взиманию НДС см. в Бюро публикаций Европейского Союза.

К странам ЕС относятся Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Обратите внимание, что в соответствии с положениями Совместного протокола между ЕС и Великобританией Северная Ирландия остается частью зоны НДС ЕС в отношении товаров. Это означает, что новые положения будут также распространяться на товары, импортируемые в Северную Ирландию из других стран мира.

Представленная в этом документе информация не заменяет консультацию юриста и/или представителя налоговых органов. Данные приведены только для справки. Информация в этом документе может не совпадать с новейшими редакциями законодательных актов и других официальных документов. Рекомендуем после прочтения этого документа обратиться к юристу за консультацией по любым вопросам, связанным с уплатой налогов и другими юридическими тонкостями. Мы не несем ответственности за любые действия, совершенные или не совершенные после ознакомления с представленной на этом сайте информацией. Содержимое настоящей публикации предоставляется на условиях «как есть»; мы не гарантируем, что документ не содержит ошибок.

Читайте также: