Ндс в киргизии 2021

Опубликовано: 16.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Кыргызской Республики "О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики" от 17 августа 2020 года N 132, руководствуясь статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", Правительство Кыргызской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации требований статей 98, 242, 255, 257, 258, 280, 281, 287 и 295 Налогового кодекса Кыргызской Республики и статьи 11 Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики" от 30 декабря 2008 года N 735 следующие изменения:

1) абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:

"- Положение о порядке и условиях возврата налога на добавленную стоимость в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики;";

2) Положение о порядке возврата налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и приравненным к ним представительствам международных организаций, аккредитованным в Кыргызской Республике, а также их сотрудникам, включая членов их семей, утвержденное вышеуказанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Положение
о порядке и условиях возврата налога
на добавленную стоимость в соответствии
с международными обязательствами Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 281 Налогового кодекса Кыргызской Республики и регулирует условия и порядок возврата налога на добавленную стоимость (далее – НДС) дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям или их представительствам, осуществляющим свою деятельность в Кыргызской Республике, иным организациям, а также их аккредитованным сотрудникам, включая проживающих вместе с ними членов их семей, в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики.

2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении:

1) "для официального использования" – непосредственная деятельность дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

2) аккредитационные карточки категорий "D", "C" и "T" – дипломатическая карточка "D", консульская карточка "С", техническая карточка "Т", выданные уполномоченным органом в сфере иностранных дел в соответствии с Положением о порядке аккредитации сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций и иных приравненных к ним представительств, осуществляющих деятельность на территории Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики "О вопросах аккредитации сотрудников представительств иностранных государств, сотрудников представительств международных организаций и регистрации дипломатических номерных знаков" от 23 сентября 2015 года N 659.

Иные термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в том значении, в каком они используются в налоговом законодательстве, и регулируются вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Глава 2. Порядок формирования Перечня
дипломатических представительств и консульских
учреждений иностранных государств,
международных организаций или их представительств,
иных организаций, имеющих право на возврат НДС
в соответствии с международными
обязательствами Кыргызской Республики

3. В случае если вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, предусмотрен возврат или освобождение от НДС, то поставка товаров, работ и услуг подлежат обложению НДС, с последующим его возвратом:

1) для официального использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, международными организациями или их представительствами, осуществляющими свою деятельность в Кыргызской Республике, а также иными организациями, которым предоставляются привилегии и иммунитеты;

2) для личного пользования аккредитованными сотрудниками, включая проживающих вместе с ними членов их семей, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, а также иных организаций, которым предоставляются привилегии и иммунитеты.

4. Условия, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 настоящего Положения в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Кыргызской Республике, а также их сотрудников, включая проживающих вместе с ними членов их семей, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами, реализуются Кыргызской Республикой с учетом принципов взаимности и паритетной основы.

5. Уполномоченный орган в сфере иностранных дел ежегодно, до 15 декабря, направляет в уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики списки:

1) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Кыргызской Республике, которым предусмотрен возврат НДС с учетом принципов взаимности и паритетной основы (с ограничениями или без ограничений);

2) международных организаций или их представительств, а также иных организаций, сотрудники и члены семей которых проходят аккредитацию в уполномоченном органе в сфере иностранных дел.

Ограничения по возврату НДС, применяемые иностранными государствами в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики, а также их сотрудников, включая проживающих вместе с ними членов их семей, определяются уполномоченным органом в сфере иностранных дел по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

6. Уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики ежегодно, по состоянию на 1 января, формирует:

1) перечень дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Кыргызской Республике, которые имеют право на возврат НДС (с ограничениями или без ограничений) (далее – Перечень 1);

2) перечень международных организаций или их представительств, а также иных организаций осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, которые имеют право на возврат НДС в соответствии с международными договорами (с указанием права на возврат НДС сотрудникам) (далее – Перечень 2).

7. Уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики направляет перечни 1 и 2 в уполномоченный налоговый орган до 15 января текущего года.

8. Уполномоченный налоговый орган направляет перечни 1 и 2 в налоговые органы, в течение пяти рабочих дней со дня их поступления от уполномоченного государственного органа по проведению налоговой и таможенной политики.

9. Дополнение или исключение дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций из перечней в течение года осуществляет уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики согласно информации, поступающей от уполномоченного органа в сфере иностранных дел.

Уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики в течение 10 (десять) рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от уполномоченного органа в сфере иностранных дел направляет уполномоченному налоговому органу информацию о дополнении или исключении из перечней 1 и 2.

10. Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации или их представительства, иные организации, включенные в перечни 1 и 2, в целях возврата НДС проходят учетную регистрацию в налоговом органе по месту их нахождения (юридического адреса) в соответствии со статьей 98 Налогового кодекса Кыргызской Республики. Учетная регистрация сотрудников представительств в налоговых органах не производится.

11. Дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, международные организации или их представительства, иные организации при прекращении деятельности обязаны подать заявление о снятии с учетной регистрации за 40 (сорок) дней до прекращения деятельности.

12. Дипломатические представительства, консульские учреждения международные организаций или их представительства, иные организации, а также их сотрудники, включая проживающих вместе с ними членов их семей, имеющие аккредитационные карточки категорий "D", "С" и "T", представляют в налоговый орган по месту учетной регистрации заявление, заверенное подписью и печатью главы представительства (организации) и расчет суммы НДС, подлежащего возврату из бюджета по товарам (работам и услугам), приобретенным дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством и иной организацией в Кыргызской Республике (далее – расчет), за каждый месяц в отдельности, с приложением копий документов, подтверждающих приобретение и оплату товаров (работ и услуг), по следующим формам:

1) "Расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату из бюджета, по товарам (работам, услугам), приобретенным дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством, иной организацией в Кыргызской Республике" (FORM STI-068) (приложение 2 к настоящему Положению);

2) приложение к расчету "Реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством, иной организацией и сотрудниками представительства в Кыргызской Республике" (FORM STI-069) (приложение 3 к настоящему Положению).

Порядок заполнения расчета осуществляется в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению.

13. В качестве подтверждающих документов к расчету прилагаются копии, заверенные печатью и подписью главы представительства (организации), включающие:

1) договор или акт на поставку товаров (работ и услуг);

3) платежное поручение;

4) кассовый чек и счет-фактуру, при осуществлении оплаты за товары (работы, услуги) за наличный расчет;

5) аккредитационные карты категорий "D", "С" и "Т".

14. В случаях действия договора на поставку товаров (работ и услуг) в течение года и более, заверенная копия договора предоставляется ежегодно, один раз в начале календарного года.

15. В расчет принимаются документы об оплате за товары (работы, услуги), по которым не истек трехмесячный срок после их оплаты.

16. Возврат суммы НДС не производится по товарам (работам и услугам):

1) поставленным (выполненным, оказанным) хозяйствующим субъектом, который не зарегистрирован в налоговом органе в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

2) приобретенным сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций и их представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, не для личного пользования.

17. Возврат НДС не производится сотрудникам, включая проживающих вместе с ними членов их семей, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций являющихся гражданами Кыргызской Республики.

18. При прекращении деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций, или выезде члена дипломатической миссии в связи с окончанием срока пребывания в Кыргызской Республике, заявление о возврате сумм НДС подается за 40 (сорок) дней до отъезда.

19. Возврат НДС на счета дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств, иных организаций осуществляется в национальной валюте Кыргызской Республики. При оплате товаров и услуг в иностранной валюте пересчет в национальную валюту Кыргызской Республики производится по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день совершения операции с валютой.

20. Налоговый орган по месту учетной регистрации заявителя в 30-дневный срок со дня поступления заявления рассматривает расчет и приложенные к нему подтверждающие документы, результаты которого должны быть оформлены в виде справки.

Справка подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим рассмотрение документов, начальником соответствующего отдела, начальником налогового органа.

По результатам рассмотрения налоговый орган принимает решение:

1) о возврате, при соответствии требованиям настоящего Положения;

2) об отказе в возврате, при несоответствии требованиям настоящего Положения.

В случае неполного соответствия предоставленных документов, предусмотренных настоящим Положением, налоговый орган принимает решение о возврате НДС только по документам, соответствующим требованиям настоящего Положения, путем вынесения решения о частичном возврате НДС.

Форма и порядок принятия решения устанавливаются уполномоченным налоговым органом.

21. В случае, если какие-либо документы, предусмотренные настоящим Положением, не приняты налоговым органом ввиду их ненадлежащего оформления, а также в случае представления неполного комплекта документов, заявитель должен быть письменно уведомлен налоговым органом в течение пятнадцати дней со дня поступления документов, о недостаче либо отсутствии основания для возврата суммы НДС.

22. Документы, на основании которых принято соответствующее решение, хранятся в налоговом органе. Хранение и передача в архив документов осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О национальном архивном фонде Кыргызской Республики".

23. На основании принятого решения налоговый орган выписывает один раз в месяц заключение на возврат суммы НДС по форме "FORM STI-013" (далее – заключение) в четырех экземплярах, отдельно по каждому дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации или их представительству и иной организации, и своевременно направляет в уполномоченный налоговый орган реестр с приложенными заключениями.

24. При указании в расчете двух расчетных счетов, открытых дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством, иной организацией за один период, оформляются два заключения (по представительству и по сотрудникам представительства).

25. Уполномоченный налоговый орган ежедекадно направляет реестр с приложением заключений на возврат НДС в уполномоченный орган в сфере финансов.

26. Уполномоченный орган в сфере финансов в течение периода, который не должен превышать 10 (десять) рабочих дней со дня получения заключения, выписанного налоговым органом, обязан за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кыргызской Республики, перечислить суммы возврата НДС на счета, открытые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями или их представительствами, иными организациями в банках на территории Кыргызской Республики.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Применение нулевой ставки НДС находится под пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому налогоплательщики должны быть уверены, что исчислили этот налог правильно. Мы ответим на самые распространенные вопросы, касающиеся ставки НДС 0% и вычетов при экспорте товаров.

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 20% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 20% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС, отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 20% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога — это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС, правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

Краткая информация

Столица: Бишкек

Валюта: Киргизский сом


  • Если вы поставщик
  • Если вы покупатель

Предположим к Вам обратился клиент из Киргизии, намеревающийся приобрести вашу продукцию. Для осуществления такой поставки Вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, сертификат СТ-1, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В зависимости от Вашего опыта во внешнеэкономической деятельности, вы можете выбрать несколько вариантов отгрузки в Киргизию: самостоятельное оформление экспорта и возврат НДС из бюджета, или передача вопроса экспорта на аутсорсинг.

Особенности экспорта из Российской Федерации в Киргизию

На данный момент отличительных особенностей для российского поставщика нет – экспортная операция оформляется так же как и в другие страны ЕАЭС.

Экспорт в Киргизию с компанией ООО «ИФК «Титан74»

ООО «ИФК «Титан74» предлагает взять на себя бремя контрактодержателя и избавить российского поставщика от тягот внешнеэкономической деятельности в случае необходимости экспорта только непродовольственных товаров и продукции, не попадающей под двойное назначение. Компания ООО «ИФК «Титан74» работает в соответствии с российским и международным законодательством и не советует прибегать к «серым» схемам. Наша компания более 15 лет занимается решением проблем российских поставщиков при ВЭДе и уже имеет позитивный опыт поставки российской продукции в республику Кыргызстан.

Таможенное оформление входит в комплекс внешнеэкономической деятельности компании ООО «ИФК "Титан74". Мы осуществляем таможенное оформление в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Калининграде и других городах России. Стоимость таможенного оформления грузов от 7 000 рублей и она закладывается в счет покупателю.

Делегируя нашей компании экспорт, вам уже не нужно будет разбираться в кодах ТН ВЭД, определять и оплачивать сумму таможенных пошлин, готовить документы для таможенного оформления.

Таким образом, работая с ООО «ИФК "Титан74", вы избежите ряда возможных рисков, связанных не только с таможенным оформлением, но и банком, и налоговой инспекцией.

Самостоятельное оформление экспорта российской компанией

Для этого вам понадобятся профессиональные знания и опыт на каждом этапе:

  • оформление внешнеторгового контракта;
  • проверка товара на лицензирование и попадание в списки двойного назначения;
  • оформление справки о сырье, сертификата СТ-1;
  • таможенное оформление товаров;
  • поиск транспортной компании и организация доставки в ЛНР / ДНР;
  • осуществление валютного контроля в обслуживающем банке;
  • подготовка пакета документов и подача заявления в налоговую службу.

В зависимости от того, под какой код ТН ВЭД попадает продукция, могут так же потребоваться дополнительные документы для экспорта:

  • Лицензия МЭРТ на вывоз;
  • Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
  • Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
  • Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).

Перечень документов для отгрузки в Киргизию аналогичен перечню для других стран СНГ.

Предоставление документов по экспорту в ИФНС

Организации, осуществляющие экспортные операции и не подавшие заявление на отказ от применения, обязаны подтверждать 0% ставку НДС – сдавать декларацию и имеют право на возмещение входящих сумм НДС.

Следует обратить внимание, что отдельно по экспортной деятельности не получится подать декларацию, нужно предоставлять данные по всему объему хозяйственных операций в организации.

Для подтверждения необходимо предоставить следующие документы:

  • Контракт с иностранным покупателем.
  • Таможенная декларация об отгрузке товаров. Сейчас налоговая не требует постановление таможни о выпуске экспорта. Копию декларации можно загрузить из личного кабинета участника ВЭД или через Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
  • Транспортные документы (СMR). При отправке ж/д, морским или авиа транспортом требуется железнодорожная или авиа накладная, коносамент. С 2021 г. нововведения при перевозке товара из России в страны ЕАЭС.
  • Товаросопроводительные документы.
  • Декларация.

В каждом документе должны быть четко указаны реквизиты, все фамилии и подписи контрагентов.

Пакет документов по каждой отгрузке необходимо представить не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

С даты поступления документации в налоговые органы начинается камеральная проверка. Срок камеральной проверки уменьшился с 3 месяцев до 2-х с 04.09.2018 года. Если во время проверки у инспектора возникнут основания для подозрения в нарушении или обнаружатся ошибки, то срок может быть продлён до 3 месяцев. Если предоставляется уточнённая декларация, то начинается новая проверка.

ИФНС будет проверять:

  • была ли проявлена должная осмотрительность при выборе поставщика,
  • наличие и реальность подписи уполномоченных лиц на отгрузочных документах,
  • соответствие данных в счетах-фактурах и в договорах,
  • свидетелей сделок,
  • производство и склады,
  • отсутствие задолженности перед бюджетом,
  • наличие перевода на русский язык всей документации,
  • и прочее.

На практике налоговый инспектор может запросить дополнительные документы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы все документы, сопутствующие сделке были правильно оформлены и надежно хранились.

ИФНС может вынести вердикт об отказе или о частичном возмещении. В случае несогласия с таким решением, следует обратиться в вышестоящую инстанцию с апелляционной жалобой.

В случае верно заполненных документов и положительного решения налоговых органов после камеральной проверки, через 6-8 месяцев после отгрузки из бюджета вам возместят НДС, ранее уплаченный за товар, или комплектующие и сырье, использованных при его изготовлении.

Можно опустить этап подтверждения нулевой ставки НДС и отказаться от её применения.

Читайте также: