Ндс по услугам депозитария

Опубликовано: 13.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена новая система правил обложения НДС операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Все изменения по НДС, введенные указанным законом, вступили в силу с 1 января 2010 года. Рассмотрим изменения, внесенные Законом № 281-ФЗ в главу 21 НК РФ.

В новой редакции изложен подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. До 1 января 2010 г. не подлежала (освобождалась от налогообложения) реализация, а также передача на территории РФ, долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

С 1 января 2010 г. не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории РФ долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего обложению НДС.

В целях главы 21 НК РФ под реализацией финансового инструмента срочной сделки понимается реализация ее базисного актива, а также уплата сумм премий по контракту, сумм вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон финансового инструмента срочной сделки, которые не являются в соответствии с условиями финансового инструмента срочной сделки оплатой базисного актива. Определение финансовых инструментов срочных сделок, а также их базисного актива осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 301 НК РФ.

Изменения в перечне операций, освобождаемых от обложения НДС

С 1 января 2010 г. внесено изменение в подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, расширяющее перечень операций, не подлежащих обложению НДС, и устанавливающее новое значение понятия «операция РЕПО» для целей главы 21 НК РФ. В соответствии с прежней редакцией от обложения НДС освобождались операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

Согласно новой редакции указанного пункта от обложения НДС освобождаются операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО. В целях главы 21 НК РФ операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг). Отметим, что в Законе о рынке ценных бумаг употребляется понятие «договор РЕПО», а во второй части НК РФ — «операция РЕПО»

В соответствии с новой ст. 51.3 Закона о рынке ценных бумаг (введена с 1 января 2010 г. п. 9 ст. 5 Закона № 281-ФЗ) договором РЕПО признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору РЕПО) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору РЕПО) ценные бумаги, а покупатель по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора РЕПО) и по которому покупатель по договору РЕПО обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору РЕПО, а продавец по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора РЕПО).

Кроме того, в подп. 26 п. 3 ст. 149 главы 21 НК РФ слово «(приобретению)» заменено словами «(переуступке, приобретению)», после слов «обязательств перед» подпункт дополнен словом «каждым». Таким образом, с 1 января 2010 г. обложению НДС не подлежат операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки. Указанное изменение можно рассматривать как улучшающее положение налогоплательщиков, осуществляющих операции по переуступке (последующей продаже) прав кредитора. В данном случае законодатель устранил один из многочисленных поводов для возникновения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Изменения в порядке определения налоговой базы по НДС

До 1 января 2010 г. при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене) налоговая база по НДС определялась как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

С 1 января 2010 г., согласно новой редакции п. 6 ст. 154 НК РФ (см. п. 4 ст. 2 Закона № 281-ФЗ), при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цен), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При реализации базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов)), налоговая база по НДС определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации финансового инструмента срочной сделки. Определение налоговой базы по НДС при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база по НДС определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации финансового инструмента срочной сделки, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Для целей главы 21 НК РФ под спецификацией финансового инструмента срочной сделки понимается документ биржи, определяющий условия финансового инструмента срочной сделки.

Изменения по отнесению сумм НДС на затраты по налогу на прибыль

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ, как и прежде, суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции:

— учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС;

— принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ — по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;

— принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав в той пропорции, в которой они используются для облагаемых и освобожденных от налогообложения операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализованных за налоговый период.

С 1 января 2010 г. (согласно п. 7 ст. 2 Закона № 281-ФЗ) в целях расчета указанной пропорции в отношении ФИСС принимаются стоимость ФИСС, предполагающих поставку базисного актива, оп­­ределяемая по правилам, установленным ст. 154 НК РФ, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих ФИСС в налоговом периоде, сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде по ФИСС в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по ФИСС имела место в текущем налоговом периоде.

При расчете указанной пропорции организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржевых торгах и (или) торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также по обеспечению и (или) контролю их исполнения) (клиринговые организации), не учитывают сделки с ценными бумагами, ФИСС, иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга, а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

Банки, как и прежде, имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Изменения и поправки

На основании подпункта 12 2 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 09.09.2013, N 36, ст. 4588.

Перечень услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость

1. Услуги брокера, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по предоставлению (объявлению) цен и иных условий, на которых брокер принимает обязательства совершать сделки с ценными бумагами или заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, за счет клиентов брокера.
Услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром.
Услуги по признанию лица квалифицированным инвестором.
Услуги по организации выпуска, размещения (предложения) ценных бумаг, включая консультационные услуги, а также услуги, связанные с приобретением брокером за свой счет размещаемых (предлагаемых) ценных бумаг.
Услуги в качестве агента, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев или услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги по обработке поручений (документов) клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением брокерской деятельности.
Услуги по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, оказываемые брокером с привлечением другого брокера или иностранной организации, которая в соответствии с национальным законодательством вправе осуществлять сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам по договору брокерского обслуживания.
Услуги по предоставлению клиентам брокера программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам по договору брокерского обслуживания.

2. Услуги дилера, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются дилером в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по предоставлению (объявлению) цен и иных условий, на которых дилер принимает обязательства совершать сделки с ценными бумагами или заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.
Услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам дилера программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.

3. Услуги управляющего ценными бумагами, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются управляющим ценными бумагами в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по признанию лица квалифицированным инвестором.
Услуги по обработке документов клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами.
Услуги по предоставлению клиентам управляющего ценными бумагами программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам по договору доверительного управления.

4. Услуги депозитария (в том числе центрального депозитария и депозитария - эмитента российских депозитарных расписок), непосредственно связанные с услугами, которые оказываются депозитарием в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по оказанию содействия в осуществлении депонентами прав по ценным бумагам.
Услуги по размещению (выдаче) и по погашению российских депозитарных расписок и ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов, а также по обслуживанию депозитарием - эмитентом российских депозитарных расписок программы выпуска указанных ценных бумаг.
Услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам.
Услуги по обработке документов клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением депозитарной деятельности.
Услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам по депозитарному договору.
Услуги по предоставлению клиентам депозитария программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам по депозитарному договору.

5. Услуги специализированного депозитария, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются специализированным депозитарием в рамках лицензируемой деятельности

Услуги в качестве агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах".
Услуги по организации, созыву и проведению общих собраний владельцев инвестиционных паев.
Услуги по обработке документов клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением деятельности специализированного депозитария.
Услуги по ведению реестра ипотечного покрытия.
Услуги по ведению реестра владельцев инвестиционных паев.
Услуги по передаче реестра владельцев инвестиционных паев другому специализированному депозитарию или регистратору.
Услуги по оказанию содействия в осуществлении прав по ценным бумагам.
Услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам.
Услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением специализированным депозитарием деятельности по ведению реестра владельцев инвестиционных паев.
Услуги по осуществлению контроля за соблюдением ограничений на размещение (инвестирование) средств лицами, которые в соответствии с федеральными законами и договорами осуществляют размещение (инвестирование) средств под контролем специализированного депозитария.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам специализированного депозитария программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.

6. Услуги регистратора, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются регистратором в рамках лицензируемой деятельности

Услуги в качестве агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", или услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги по оказанию содействия в осуществлении прав по ценным бумагам.
Услуги по организации, созыву и проведению общих собраний владельцев ценных бумаг, в том числе по выполнению функций счетной комиссии.
Услуги по ведению реестра требований кредиторов, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Услуги по передаче реестра владельцев именных ценных бумаг другому регистратору или эмитенту либо специализированному депозитарию.
Услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам.
Услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением деятельности регистратора.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам регистратора программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.

7. Услуги управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по признанию лица квалифицированным инвестором в отношении инвестиционных паев, предназначенных для квалифицированных инвесторов, выдаваемых указанной управляющей компанией.
Услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением деятельности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов программных и (или) технических средств для удаленного доступа к ее услугам на рынке ценных бумаг.

8. Услуги клиринговой организации, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются клиринговой организацией в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по обработке документов участников клиринга, подготовке отчетов (документов) и по предоставлению информации участникам клиринга.
Услуги в связи с осуществлением клиринговой организацией функций центрального контрагента.
Услуги по проверке соответствия лиц, в том числе участников клиринга, требованиям к лицам, которые могут являться участниками клиринга.
Услуги в связи с ведением реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в соответствии с пунктом 6 статьи 51 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам клиринговой организации программных и (или) технических средств для удаленного доступа к ее услугам на рынке ценных бумаг.
Услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

9. Услуги организатора торговли, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются организатором торговли в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по допуску к участию в организованных торгах.
Услуги по обработке документов участников торгов, подготовке отчетов (документов) участникам торгов в связи с осуществлением деятельности организатора торговли.
Услуги по допуску товаров и (или) иностранной валюты к организованным торгам.
Услуги по листингу ценных бумаг.
Услуги по предоставлению информации, имеющейся у организатора торговли в связи с осуществлением деятельности организатора торговли.
Услуги в связи с ведением реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в соответствии с пунктом 6 статьи 51 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам организатора торговли программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.



Расходы регистратора, связанные с передачей реестра новому регистратору в связи с расторжением договора о ведении реестра с эмитентом, могут быть признаны услугами, непосредственно связанными с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензированной деятельности.

Условием освобождения данных услуг от обложения НДС должно служить их поименование в перечне, установленном Правительством РФ. До момента утверждения Правительством РФ указанного выше перечня освобождению от обложения НДС данные услуги не подлежат.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23.12.2010 № 10-77/пз-н, в связи с заключением договора на ведение реестра эмитент и регистратор обязаны обеспечить определенность, в том числе стоимости или порядка определения стоимости расходов регистратора, связанных с передачей реестра и хранением документов системы ведения реестра в течение установленных законодательством РФ сроков.

Порядок ведения реестра акционеров и сведения, которые должны в нем содержаться, установлены ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в которой также указано, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров в соответствии с правовыми актами РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 38 НК РФ деятельность по ведению реестра акционеров является услугой.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ) п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 12.2, согласно которому не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ, в частности, услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

Данное дополнение вступило в силу с 1 января 2013 г. (п. 3 ст. 11 Закона № 145-ФЗ).

Как указано в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Таким образом, если организация осуществляет перечисленные в указанной выше статье действия на основании лицензии, то при оказании услуг по данному виду деятельности реализация подобных услуг не подлежит обложению НДС с 01.01.2013.

Нередко в договорах отдельно от стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) предусматривается компенсация заказчиком исполнителю некоторых расходов. Вопрос о необходимости исчисления НДС с таких возмещаемых сумм всегда являлся спорным.

Согласно одной точке зрения при возмещении регистратору расходов, связанных с передачей реестра, не происходит реализации товаров (работ, услуг), а потому объект обложения НДС возникать не должен.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу № А75-11428/2009 судьи пришли к выводу, что деятельность регистратора по передаче реестра является его обязанностью, которая неразрывно связана с деятельностью по ведению реестра, а не отдельной услугой.

Согласно другой точке зрения цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). А из анализа ст. 729, п. 2 ст. 781, п. 1 ст. 782 ГК РФ следует, что в случае прекращения договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику (исполнителю) произведенных затрат. Значит, оплата заказчиком дополнительных расходов подрядчика (исполнителя) фактически означает согласие заказчика на изменение цены договора. То есть возмещение заказчиком подрядчику (исполнителю) компенсационных выплат является ценой услуги.

Отсюда следует, что возмещение регистратору расходов, связанных с передачей реестра, относится к расчетам по оплате работ (услуг) и, соответственно, по ним возникает объект обложения НДС.

Официальных разъяснений, непосредственно посвященных обложению НДС сумм, возмещаемых регистратору, нам найти не удалось. Но косвенно подтвердить, что специалисты финансового ведомства разделяют вторую точку зрения, можно письмом Минфина России от 14.10.2009 № 03-07-11/253, в котором высказано мнение в отношении обложения НДС денежных средств, перечисленных заказчиком аудиторских услуг аудиторской организации в целях компенсации расходов аудиторской организации.

В данном письме финансисты указали, что заказчик аудиторских услуг компенсирует аудиторской организации расходы в рамках договоров, согласно которым в стоимость аудиторских услуг указанные расходы не включаются. На основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, перечисленные заказчиком аудиторских услуг аудиторской организации в целях компенсации указанных расходов, следует признавать средствами, связанными с оплатой аудиторских услуг. В связи с этим данные суммы компенсации подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Заметим, что в 2010 г. Минфин России, подтверждая обязанность по исчислению НДС с возмещаемых сумм и называя их, как и ранее, «связанными с оплатой работ (услуг)», в качестве обоснования уже не приводит подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а ограничивается иной нормой законодательства – п. 2 ст. 153 НК РФ (письмо Минфина России от 26.02.2010 № 03-07-11/37).

Отметим тот факт, что судьи также не отрицают обозначение действий реестродержателя при передаче реестра как услуги (постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2007 по делу № А68-8523/06-468/17).

В соответствии с абз. 3 подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми данными организациями, в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ).

До настоящего времени указанный перечень услуг, связанных с услугами, оказываемыми регистратором в рамках лицензированной деятельности, Правительством РФ не установлен.

По нашему мнению, расходы регистратора, связанные с передачей реестра новому регистратору в связи с расторжением договора о ведении реестра с эмитентом, могут быть признаны услугами, непосредственно связанными с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензированной деятельности.

Как мы говорили выше, условием освобождения данных услуг от обложения НДС является их указание в перечне Правительства РФ, который до сих пор не утвержден. А следовательно, освобождению от обложения НДС данные услуги не подлежат.

Какие-либо дополнительные расходы, подлежащие возмещению эмитентом в связи с передачей реестра от одного регистратора к другому, должны быть, по нашему мнению, также указаны в договоре между эмитентом и регистратором и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, так как не являются оплатой лицензируемых услуг регистратора.

Необходимость составления счетов-фактур профессиональными участниками рынка ценных бумаг определена п. 4 ст. 169 НК РФ, в котором установлено, что счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также банками, банком развития – государственной корпорацией, страховщиками, профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Услуги, оказываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность в качестве регистратора, в указанный перечень не включены.

В связи с этим регистратор обязан составлять счета-фактуры по услугам, в том числе и освобождаемым от НДС в соответствии с подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в порядке, установленном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, и передавать их эмитенту в сроки, установленные п. 3 ст. 168 НК РФ.

Налоговый агент перечисляет НДС за услуги, оказанные иностранной фирмой, не состоящей на налоговом учете в России, одновременно с выплатой вознаграждения. Делать это раньше не следует.

Если иностранная фирма, не состоящая на налоговом учете в России, оказывает на территории нашей страны услуги, НДС исчисляет и уплачивает в российский бюджет покупатель этих услуг – налоговый агент (ст. 161 НК РФ). Делать это нужно одновременно с выплатой вознаграждения (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Ранее перечисления суммы по договору платить НДС в бюджет не нужно, поскольку при расчетах в иностранной валюте налоговая база по налогу исчисляется в рублях на дату перечисления денежных средств иностранному лицу (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Оплата услуг и расчет по НДС – одновременно

Напомним, что НК РФ определяет несколько случаев, когда российская фирма считается налоговым агентом по НДС. Один из таких случаев – приобретение товаров (работ, услуг) у иностранной компании, которая не состоит на налоговом учете в России.

Если у иностранной организации есть представительство в России, то она сама рассчитает НДС и уплатит его в бюджет. Если же представительства в РФ нет, то покупатель обязан удержать НДС из денег, которые он должен выплатить своему контрагенту, и перечислить сумму налога в бюджет. От обязанностей налогового агента фирма не освобождается, даже если она не является плательщиком НДС. Например, применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или ПСН.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по расчетной ставке НДС.

НДС при покупке товаров нужно перечислять равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом.

Но если фирма покупает у иностранной компании работы или услуги, место реализации которых – Россия, то удержанный НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с оплатой этих работ и услуг. Раньше этого делать не нужно (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Минфин акцентировал внимание на этой норме и привел такое обоснование. Когда российская фирма платит иностранной компании за приобретаемые работы и услуги не в рублях, а в иностранной валюте, пересчитывать налоговую базу из иностранной валюты в рубли нужно по курсу Центрального банка на тот день, когда деньги фактически были перечислены иностранной компании. Именно поэтому не рекомендуется платить НДС с причитающихся иностранцу денег досрочно, до их фактической выплаты.

Кроме того, как известно, момент оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Вычет НДС

Сумму НДС, удержанную из денег, перечисляемых иностранной компании, налоговый агент может принять к вычету при выполнении нескольких обязательных условий:

  • налоговый агент является плательщиком НДС;
  • есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;
  • товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС, и приняты к учету;
  • есть счет-фактура (выписанный налоговым агентом).

Напомним, что налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее пяти календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг, реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй – для подтверждения права на вычет – в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты фирмы-продавца. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, поскольку продавец – иностранная организация, не состоящая на учете в РФ. В строке 5 счета-фактуры налоговый агент указывает номер и дату платежного поручения, которым НДС перечислен в бюджет.

Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, вычет предъявить не могут. Они вправе включить сумму уплаченного налога в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Б.Л. Сваин, Эксперт по налогообложению

Читайте также: