Ндс на авторский надзор

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 декабря 2014 г. N 03-07-08/65464 О применении НДС и налога на прибыль организаций в отношении услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных на территории РФ и территории иностранного государства, оказываемых российской организацией по договорам подряда по проектированию указанного недвижимого имущества как иностранным организациям, так и резидентам РФ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и территории иностранного государства, оказываемых российской организацией по договорам подряда по проектированию указанного недвижимого имущества как иностранным организациям, так и резидентам Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под авторским надзором понимается контроль лица, осуществляющего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации. В связи с этим в целях налога на добавленную стоимость услуги по авторскому надзору следует рассматривать в качестве вспомогательных услуг по отношению к проектным услугам.

Пунктом 3 статьи 148 Кодекса установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных услуг, на основании которого местом реализации таких услуг признается место реализации основных услуг.

На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации проектных услуг (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство).

Принимая во внимание, что местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается, местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией иностранным организациям (в том числе иностранной организации, имеющей представительство в Российской Федерации, не участвующее в оказании этих услуг), территория Российской Федерации также не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

В случае оказания российской организацией проектных услуг российским организациям и индивидуальным предпринимателям местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией российским организациям и индивидуальным предпринимателям признается территория Российской Федерации и обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на российскую организацию, оказывающую данные услуги.

Что касается налога на прибыль организаций, то на основании статей 246, 247, 309 и 310 Кодекса иностранная организация признается плательщиком налога на прибыль организаций при получении дохода от источников в Российской Федерации, а также от деятельности на территории Российской Федерации. Налоговым агентом признается российская организация, выплачивающая доход в пользу иностранного юридического лица.

В случае выплаты доходов иностранной организацией или резидентом Российской Федерации российской организации обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль организаций возлагается на российскую организацию, получающую доход.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу применения НДС и налога на прибыль в отношении услуг по авторскому надзору за строительством расположенных в РФ и за рубежом объектов и сооружений, оказываемых отечественной организацией иностранным и российским компаниям по договорам подряда по проектированию указанной недвижимости.

В целях НДС услуги по авторскому надзору следует рассматривать в качестве вспомогательных по отношению к проектным услугам. Местом реализации вспомогательных услуг признается место реализации основных услуг.

Место реализации проектных услуг определяется по месту ведения деятельности их покупателя. При этом последним является Россия, если покупатель фактически присутствует в нашей стране на основе госрегистрации. При ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств - на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, нахождения постоянно действующего исполнительного органа, представительства (если услуги приобретены через него).

Таким образом, местом реализации проектных услуг, оказываемых отечественным юрлицом иностранным организациям, Россия не является. Следовательно, местом реализации вышеназванных услуг по авторскому надзору, предоставляемых зарубежным компаниям (в т. ч. имеющим российское представительство, не участвующее в оказании услуг), наша страна не признается. Значит, такие услуги НДС не облагаются.

Если проектные услуги предоставляются отечественным организациям и ИП, местом их реализации является Россия. Поэтому местом реализации указанных услуг по авторскому надзору, оказываемых нашим юрлицам и предпринимателям, признается Российская Федерация. В таком случае исчислить и уплатить НДС должна российская организация, предоставляющая услуги.

Иностранная компания признается плательщиком налога на прибыль при получении дохода от источников в России, а также от деятельности на нашей территории. Налоговым агентом является отечественное юрлицо, выплачивающее доход.

Если доход выплачивается российской организации, исчислить и уплатить налог обязана она.

Блог сметчика

Новая методика объектная смета и сводник 421/пр

Объектные сметы

В объектных сметах (ОС) суммируем данных локальных смет, распределяя на:

  • строительные (ремонтно-строительные) работы;
  • монтажные работы;
  • оборудование;
  • прочие затраты (п.129 методики);

В Приложении N 5 к Методики рекомендуемый образец ОС;

При ресурсном и ресурсно-индексном методах в конце ОС указыватьитоговые данные:

  • оплата труда;
  • эксплуатации машин и механизмов;
  • материальные ресурсы;
  • накладные расходы;
  • сметная прибыль;
  • оборудование;
  • перевозка (п.133 методики).

В ОС также указать:

  • титульных временных зданий и сооружений;
  • зимнее удорожание;
  • прочие затраты (п.134 методики).

Сводный сметный расчет стоимости строительства

В Приложении N 6 к Методики рекомендуемый образец сводного сметного расчета стоимости строительства (далее ССРСС)

  • при ресурсном или ресурсно-индексном методах – в текущих ценах;
  • при базисно-индексном методе – в текущих и базовых ценах (составляем два ССРСС);

Затраты в ССРСС распределяются по главам в согласно с Положения N 87:

  • подготовка территории (глава 1);
  • основные объекты (глава 2);
  • объекты подсобные и обслуживающие (глава 3);
  • объекты энергетического хозяйства (глава 4);
  • объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);
  • наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);
  • благоустройство и озеленение (глава 7);
  • временные здания и сооружения (глава 8);
  • прочие работы и затраты (глава 9);
  • содержание службызаказчика. Строительный контроль (глава 10);
  • подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);
  • глава 12:
    • публичный технологический и ценовой аудит;
    • подготовка обоснованияинвестиций;
    • ценовой аудит обоснования инвестиций,
    • аудитпроектной документации,
    • проектные и изыскательские работы.

Если в указанных главах ССРСС нет затрат, нумерация не сбивается. Главы переходят в ССРСС без указания затрат (п.139 методики);

В ССРСС разрешено деление на разделы (п.140 методики);

Непредвиденные расходы и НДС начисляются после 12 главы ССРСС.

Показывать итоги в ССРСС:

  • по итогам глав 1 – 7;
  • по итогам глав 1 – 8;
  • по итогам глав 1 – 9;
  • по итогам глав 1 – 12;
  • с учетом непредвиденных затрат;
  • с учетом НДС.

Детальное распределение затрат по главам указано в приложении 9 к Методике и в п.144-181.

Вахтовый метод работы:

  • определять по сметным нормативам из ФРСН;
  • учитываются в графах 4 - 8 главы 8 сводного сметного расчета (п.158 методики)

Банковские гарантии:

  • конъюнктурный анализ, не менее 3-х предложений;
  • по формуле:СБГ = БГ x Кв x N, (6),

БГ - сумма банковской гарантии, руб.;

Кв - размер вознаграждения в расчете на год, установленный банком, обладающим правом выдачи банковских гарантий, %;

N - срок действия гарантии, количество лет.

Подготовка эксплуатационных кадров – 11глава сводного сметного расчета, графы 7 и 8 (п.170 методики);

Авторский надзор до 0,2 процентов от итогам глав 1 - 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8 (п.173 методики);

Стоимость проезда не учтена вавторском надзоре (п.174 методики);

  • Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий - постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
  • проведение публичного технологического и ценового аудита - постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
  • аудит проектной документации - постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации";
  • обоснование инвестиций - постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Непредвиденные работы и затраты:

  • до 2 % - для непроизводственного назначения;
  • до 3% - для производственного назначения, линейных объектов;
  • до 10 %- для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов (п.179 методики).

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итогов по главам 1 - 12 сводного сметного расчета стоимости и учитывается в сводном сметном расчете отдельной строкой с распределением по графам 4 - 8.

В следующий разрассмотрим 10 и 11 разделы методики:

  • Созданием произведенийизобразительного искусства.
  • Внесение изменений в сметную документацию.

Продолжение читайте в Базе знаний


Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо от 18.12.2014 № 03-07-08/65464

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль и НДС услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных на территории РФ и территории иностранного государства, по договорам подряда по проектированию недвижимого имущества как с иностранной, так и с российской организациями.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и территории иностранного государства, оказываемых российской организацией по договорам подряда по проектированию указанного недвижимого имущества как иностранным организациям, так и резидентам Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под авторским надзором в строительстве понимается контроль лица, осуществляющего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации. В связи с этим в целях налога на добавленную стоимость услуги по авторскому надзору в строительстве следует рассматривать в качестве вспомогательных услуг по отношению к проектным услугам.

Пунктом 3 статьи 148 Кодекса установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных услуг, на основании которого местом реализации таких услуг признается место реализации основных услуг.

На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации проектных услуг (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство).

Принимая во внимание, что местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается, местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией иностранным организациям (в том числе иностранной организации, имеющей представительство в Российской Федерации, не участвующее в оказании этих услуг), территория Российской Федерации также не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

В случае оказания российской организацией проектных услуг российским организациям и индивидуальным предпринимателям местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией российским организациям и индивидуальным предпринимателям, признается территория Российской Федерации и обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на российскую организацию, оказывающую данные услуги.

Что касается налога на прибыль организаций, то на основании статей 246, 247, 309 и 310 Кодекса иностранная организация признается плательщиком налога на прибыль организаций при получении дохода от источников в Российской Федерации, а также от деятельности на территории Российской Федерации. Налоговым агентом признается российская организация, выплачивающая доход в пользу иностранного юридического лица.

В случае выплаты доходов иностранной организацией или резидентом Российской Федерации российской организации обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль организаций возлагается на российскую организацию, получающую доход.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

О. Ф. Цибизова
заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 октября 2020 года N 41307-ИФ/09

[По вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора]

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.

В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч.2.1 ст.53 Кодекса).

Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (далее - Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее - дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.

Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г. за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Кодекса (далее - Методика N 297).

Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 "Содержание службы заказчика. Строительный контроль" сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор - добровольной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства", утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее - СП 48.13330.2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.

В силу пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее - СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.

Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение N 87) средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.

Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 в главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.

Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

- затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;

- средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);

- при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;

- затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;

- размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;

- расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль" (графы 7, 8);

- при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации;

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1-9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

Авторский надзор гарантирует качественную реализацию проекта на этапе строительства. Он минимизирует риск брака и несоответствий проекту. Решение о необходимости такого контроля принимается на этапе проектно-изыскательных работ.

Для большинства строительных объектов надзор проводится в добровольном порядке. Исключение составляют особо опасные объекты, реконструкции и модернизации объектов культурного наследия.

Кто ведёт авторский надзор

Если права на проект были переданы заказчику в договоре с автором проекта, то заказчик имеет право заказать услугу авторского надзора в сторонней компании. Выполнение авторского надзора может осуществлять проектная компания, которая соответствует требованиям законодательства. Она должна быть членом СРО и иметь в штате специалистов, внесенных в национальный реестр.

Обязательно заключается договор, где прописывается состав работ и ответственность за качество авторского надзора. Если за проведение авторского надзора отвечает юридическое лицо, то ответственные сотрудники, контролирующие объект, должны быть назначены официально приказом организации. Приказ доносится до сведения заказчика, подрядчика-строителя, и до органов, осуществляющих архитектурно-строительный надзор на государственном уровне (если объект относится к особой категории).

Цели и задачи

В частном строительстве авторский надзор осуществляется по инициативе заказчика и является гарантией качества, визуального и нормативного соответствия проекту. Для объектов, находящихся под государственным контролем, авторский надзор нужен в первую очередь, чтобы избежать проблем с вводом в эксплуатацию.

авторский надзор

Цель проектного контроля – гарантировать соответствие возведённого здания или сооружения положениям проекта.

Авторский надзор в процессе строительства решает задачи по контролю:

  • за соблюдением технологии – порядок и способы организации работ должны соответствовать проектным указаниям и СНиПам;
  • за проектными значениями – характеристики объекта не должны быть ниже проектируемых;
  • за поставками – качество материалов, инструментов и оборудования должно подтверждаться сертификатами и соответствовать проектным нормативам;
  • за строительной документацией – исполнительные документы должны отображать реальный ход строительства.

Опционально авторский надзор может решать и другие задачи в зависимости от типа объекта. Состав работ определяется на этапе проектирования.

Чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию, необходимо документально подтвердить, что строительство велось без расхождений с проектом. Авторский надзор даёт гарантию, что непредвиденных сложностей на этом важном этапе не будет.

Процесс организации авторского надзора

  1. Определение состава работ.
  2. Создание графика проверок с учётом плана строительно-монтажных работ.
  3. Заключение договора на услугу авторского надзора.
  4. Назначение ответственных за каждый этап проверок, если надзор осуществляется группой лиц.
  5. Организация доступа проверяющих к объекту.
  6. Ведение журнала, в котором регистрируется каждое посещение объекта, вносятся замечания и указания со ссылками на стандарты, СНиПы, рабочие чертежи.
  7. Регулярная передача результатов проверок заказчику.
  8. Соблюдение застройщиком требований авторского надзора.
  9. Проверка устранения замечаний.
  10. Финальная отчётность – подготовка пакета документов по результату работы.
  11. Сдача-приёмка работ.

авторский надзор строительства

Какими нормативными документами регламентируется

Градостроительный кодекс

Строительство в населённых пунктах ведётся согласно Градостроительному кодексу РФ. Требования к соответствию объекта проектной документации и ответственность за несоблюдение этих требований прописаны в статьях №52 и №55.
Если в процессе строительства потребовались изменения, они должны быть согласованы с проектировщиком. Все корректировки должны быть зафиксированы в проектной документации. При внесении изменений в проекты многоквартирных жилых домов, общественных зданий и сооружений требуется повторное прохождение экспертизы проекта.

Федеральные законы

  • № 73 «Об объектах культурного наследия», ст. 44;
  • № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.8 п.3;
  • № 169 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст.20;
  • №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 41.

Своды правил

Авторский надзор проводится в соответствии с правилами:

  • 246.1325800.2016 « Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»;
  • 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений».

Функции проектировщика также регламентируют правилами:

  • 45.13330;
  • 70.13330;
  • 73.33330;
  • 78.13330;
  • 126.13300.

Читайте также: