Ндс на авиационный керосин

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 сентября 2019 г. N 03-07-07/71455 О применении НДС в отношении услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом

Вопрос: АО просит дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении периода применения ставок по налогу на добавленную стоимость по услугам по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции N 240 от 25.12.2018 г.) и Перечнем услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2018 г. N 588, услуга "обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом" не подлежала обложению (освобождалась от обложения) НДС.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ N 249 от 03.07.2019 г. и Перечнем услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2019 г. N 749 (вступающим в силу с 01 октября 2019 г.) услуга "обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом" прямо не поименована, но в соответствии с главой IV приказа Минтранса России от 17.07.2012 г. N 241 она относится к услуге "наземное обслуживание воздушных судов, пассажиров, экипажей воздушных судов, обработке багажа, грузов и почты". При этом данная услуга облагается НДС по ставке 0% только при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ.

Просим дать разъяснения, с какой даты с 01 июля 2019 г. или с 01 октября 2019 г. услуга "обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом" облагается НДС на общих основаниях (за исключением услуги, оказываемой при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ).

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и по вопросу о применении отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 493-ФЗ) сообщает.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 493-ФЗ, вступившего в силу 25 декабря 2018 года, до утверждения Правительством Российской Федерации перечня услуг, предусмотренных подпунктом 2.12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона N 493-ФЗ), применяются положения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 493-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 749 "Об утверждении перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N 588" (далее - постановление N 749) утвержден перечень услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов, а также признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N 588 "Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - постановление N 588).

Пунктом 3 постановления N 749 установлено, что постановление N 749 вступает в силу с 1 июля 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Постановление N 749 опубликовано 14 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации в сети Интернет по адресу http://www.pravo.gov.ru.

Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговым периодом по НДС является квартал, положения постановления N 749 применяются с 1 октября 2019 года.

Таким образом, подпункт 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции, действовавшей до 25 декабря 2018 года, и перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением N 588, применяются до 1 октября 2019 года.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Правительством утвержден перечень услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах, при реализации которых применяется нулевая ставка НДС. Он применяется с 1 октября 2019 г.

Прежний перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не облагается НДС, применяется до 1 октября 2019 г.

из Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Статья 200. Налоговые вычеты

21. Вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, и увеличенные на величину ВАВИА, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов в соответствии с пунктом 21 статьи 201 настоящего Кодекса.

При использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, коэффициент применяется в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - 2;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - 1,84;

с 1 января 2017 года - 2,08.

В иных случаях выбытия (использования) полученного авиационного керосина коэффициент принимается равным 1.

Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:

где VКЕР - объем (в тоннах) полученного авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком;

КДТ_КОМП - коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

где ЦКЕРэксп - средняя цена экспортной альтернативы для авиационного керосина, рассчитанная в морских портах Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, которая определяется по следующей формуле:

где ЦКЕРрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на авиационный керосин на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - величина, определяемая в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

ЭПКЕР - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении авиационного керосина, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦКЕРвр - условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации, принимаемое равным 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 55 900 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 61 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно.

Порядок расчета величины ЦКЕРрт определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом, если на 15-е число месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, порядок расчета величины ЦКЕРрт не определен, то для такого налогового периода величина ЦКЕРрт принимается равной нулю.

Значения показателей ДКЕР и ЦКЕРэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатель ЦКЕРэксп рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке , установленном настоящим пунктом, и публикуется на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если величина ЦКЕРвр не установлена для налогового периода, в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

Если значение величины ДКЕР, определенное налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, оказалось менее нуля, то в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Если иное не указано в настоящем пункте, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:

где VАБ и VДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), реализованных или использованных на собственные нужды налогоплательщиком в налоговом периоде на территории Российской Федерации, в отношении которых налогоплательщиком или организацией, осуществляющей переработку нефтяного сырья по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, исчислены суммы акциза в текущем или в предыдущих налоговых периодах. При этом объем (в тоннах) иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), использованного для производства VАБ и VДТ, не должен превышать 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах). В случае, если объем иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) превысил значение 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах), значения показателей VАБ и VДТ подлежат уменьшению на соответствующий объем высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенных из иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) в объеме, превышающем 10 процентов. Для целей настоящего абзаца при определении объема иного сырья, использованного для производства VАБ и VДТ, не учитываются объемы газа горючего природного, попутного нефтяного газа, использованные при производстве указанных нефтепродуктов;

КАБ_КОМП принимается равным 0,75 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,68 - начиная с 1 января 2020 года;

КДТ_КОМП принимается равным 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 - начиная с 1 января 2020 года;

VДВ_АБ и VДВ_ДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) и реализованных в налоговом периоде в базисах поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по перечню таких базисов поставки, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

ДДВ_АБ и ДДВ_ДТ - дальневосточные надбавки, определяемые в рублях за 1 тонну, рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как сумма величин 2 000 рублей и ДАБ или ДДТ, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом, если величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ оказалась более 2 000 или менее 0, для целей настоящего пункта величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ принимается равной 2 000 или 0 соответственно. В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 20 процентов от средней за налоговый период оптовой цены реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 соответственно, величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ соответственно в таком налоговом периоде принимается равной 0. Порядок расчета средней за налоговый период оптовой цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом средние за налоговый период оптовые цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и подлежат размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода;

где ЦАБэксп - средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦАБрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТАБм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны автомобильного бензина АИ-92 класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПАБ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении автомобильного бензина АИ-92 класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

ААБ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для автомобильного бензина класса 5;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦАБвр - условное значение средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 51 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 53 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 56 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 59 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 62 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 65 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

ЦДТэксп - средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦДТрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПДТ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении дизельного топлива класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

АДТ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для дизельного топлива класса 5;

ЦДТвр - условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 46 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 56 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

абзацы двадцать седьмой - тридцать второй утратили силу. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.

Порядок расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

Значения показателей КДЕМП, ЦАБэксп, ЦДТэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатели ЦАБэксп и ЦДТэксп рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и публикуются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 10 процентов по автомобильному бензину АИ-92 класса 5 или на 20 процентов по дизельному топливу класса 5 от величин ЦАБвр и ЦДТвр соответственно, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Порядок расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и подлежит размещению на его официальном сайте в сети "Интернет", на котором также публикуется информация об указанных оптовых ценах до истечения 10 календарных дней, следующих за последним днем налогового периода.

В случае возврата высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных из направленных на переработку нефтяного сырья и иного сырья, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, и ранее реализованных налогоплательщиком на территории Российской Федерации, значения показателей VАБ и (или) VДТ за налоговый период, в котором произведен такой возврат, уменьшаются на объем (в тоннах) возврата соответствующего товара.

В случае, если величины ЦАБвр и (или) ЦДТвр не установлены для налогового периода, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Из-за роста цен на авиатопливо дополнительные расходы авиакомпаний при сохранении котировок на уровне марта могут составить 70 млрд руб. в год. Об этом, как пишут «Известия», сообщил замглавы S7 Group (владеет авиакомпанией S7 Airlines) Дмитрий Куделькин, выступая на заседании комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей в конце апреля.

Но дополнительные расходы могут оказаться выше, поскольку авиакеросин продолжает дорожать. К примеру, в мае цены в аэропортах Краснодарского края выросли более чем на 10% с марта и на 20–22% c начала года, следует из прайс-листа «Базового авиатопливного оператора», пишет издание.

В других крупных аэропортах России стоимость авиатоплива также поднялась примерно на 20% к январю: в Домодедово рост цен составил 18%, в Шереметьево — 22–26%, в Пулково — 20%, приводят «Известия» данные Росавиации. В Астрахани, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Нальчике, Архангельске, Перми, Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске, Тюмени, Сургуте стоимость авиакеросина увеличилась на 19–21%.

В мае рост стоимости авиатоплива замедлился, но не остановился, сказал изданию представитель авиакомпании Smartavia. «Мы видим это практически во всех аэропортах присутствия», — отметил он.

Виталий Ванцев

По словам источника издания в крупной авиакомпании, в апреле средневзвешенная цена керосина в аэропортах ее маршрутной сети выросла почти на 10%. В некоторых аэропортах цены подросли еще и в майские праздники, добавил он. Самый дорогой керосин среди аэропортов в европейской части России, не считая северных, — в Сочи и Симферополе. С 11 мая цена за тонну топлива там составила более 47 тыс. руб. без учета НДС и более 51 тыс. руб. соответственно. В эти города повышенный спрос на перелеты, и там всего по одному поставщику, объяснил собеседник издания.

Топливо сейчас самая быстрорастущая статья расходов авиакомпаний, сказал «Известиям» представитель авиакомпании Red Wings. «Авиакеросин дорожал в апреле и мае, и мы опасаемся, что продолжит дорожать летом», — отметил он.

По словам представителя Минэнерго, на начало мая цены на керосин ниже тех, что фиксировали в тот же период допандемийного 2019 года. Средневзвешенная цена при заправке «в крыло» на начало мая 2019 года составляла 53,5 тыс. руб. за тонну, в этом же году на начало мая фактическая цена заправки не превышает 50 тыс. руб., сказал он изданию. Представитель ведомства также добавил, что биржевые цены показывают схожую динамику, однако при этом они ниже цен заправки: 42,3 тыс. руб. за тонну в мае 2021 года против 43 тыс. руб. за тонну топлива на начало мая 2019 года.

Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила авиакомпаниям при закупке топлива применять биржевые и внебиржевые индикаторы, а также повысить ликвидность биржевых торгов авиакеросином. Об этом, как узнали «Известия», говорится в письме Минтранса в адрес Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которую ведомство попросило рассмотреть предложения ФАС.

Позиция АЭВТ пока не представлена, сообщил изданию представитель Минтранса. В АЭВТ «Известиям» уточнили, что еще готовят ее.

Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС

ФАС рекомендовала авиакомпаниям закупать топливо на бирже, это обеспечит прямую цепочку «производитель — потребитель», сказал изданию представитель службы. По его словам, так ФАС планирует насытить внутренний рынок авиакеросином и понизить начальные максимальные цены при проведении закупок. «Если авиакомпании начнут выходить на биржевые торги и использовать биржевые индикаторы при формировании начальных максимальных цен, ценообразование станет прозрачнее. Это один из способов сдерживания цен», — отметил представитель ФАС.

Также нужно оптимизировать количество и стоимость логистических услуг по доставке авиакеросина, отметили изданию в ФАС. По словам представителя службы, нужны механизмы для защиты рынка от ненужных перекупщиков, которые завышают цены, не выполняя при этом конкретных функций.

В Минэнерго полагают возможным снизить транспортную составляющую в цене авиакеросина. Она составляет в среднем 5–10% в нормальном случае и выше — для отдаленных регионов, отметил в беседе с издание представитель министерства.

Сейчас крупные авиакомпании закупают топливо по долгосрочным договорам напрямую у производителей и оплачивают его в течение всего действия контракта по действующим на данный момент ценам с авансированием в несколько дней, сказал «Известиям» представитель Red Wings. По его словам, закупки керосина на бирже — не выход.

«Во-первых, биржа продает товары с поставкой в определенной точке, то есть авиакомпаниям пришлось бы создавать логистический бизнес для доставки керосина в аэропорты. Во-вторых, керосин мы и сейчас покупаем оптом у крупнейших российских производителей с поставкой в десятки аэропортов — не факт, что биржевая цена была бы ниже», — сказал представитель Red Wings.

У Smartavia нет емкостей для хранения керосина, чтобы закупать его на бирже, сообщил изданию представитель авиакомпании. По его словам, авиаперевозчик закупает топливо только у топливозаправочных комплексов в аэропортах.

«Известия» направили запросы в правительство, Минфин, группу «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», Utair, «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Аэрофьюэлз».

Всё о нефти, газе и не только


Прошедшая неделя была отмечена событием, которое может заметно отразиться на механизме функционирования рынка авиакеросина — Президент РФ потребовал от Правительства заняться вопросом разработки «демпфера» на авиатопливо. Эта мера, наряду с подписанным Президентом 6 июня законом об отмене с 4 квартала 2019 г. налога на добавленную стоимость для пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах, минующих Москву, направлена на поддержку российских авиаперевозчиков.

Зачем же потребовалась эта поддержка?

Ключевая причина — не самое хорошее финансовое положение авиакомпаний, ставшее следствием достаточно жесткой конкуренции на рынке авиаперевозок. Последняя не позволяет авиакомпаниям перекладывать рост собственных затрат — расходов на керосин, прочих «рублевых» (без учета расходов на топливо) издержек и «валютных» затрат — на потребителей через цены на авиабилеты.

Средняя стоимость авиакеросина на топливозаправочных комплексах в российских аэропортах в январе-апреле 2019 г. увеличилась более, чем на 9% относительно аналогичного периода 2018 г. Инфляционный рост прочих «рублевых» издержек для авиакомпаний превысил 4.5%. Одновременное ослабление рубля к доллару на 13.5% существенно увеличило и валютные затраты (на лизинг воздушной техники и закупку комплектующих). Чтобы покрыть совокупный рост издержек, авиакомпании должны были бы поднять цены на авиабилеты, по нашим оценкам, на 8%, тогда как по факту подорожание авиабилетов составило в среднем по отрасли 4% (см. Рис. 1).


Картина текущего года в значительной мере воспроизводит прошлогоднюю ситуацию. Правда, тогда в условиях избытка предложения услуг пассажирских авиаперевозок авиакомпании и вовсе не смогли увеличить цены на билеты. За год средняя стоимость 1000 км перелета эконом классом по данным Росстата даже снизилась — на 0.2%. При этом против экономики авиакомпаний работали те же самые факторы: ослабление рубля, инфляция издержек и рост стоимость топлива. В результате отрасль в целом за 2018 г. понесла гигантские убытки — по оценкам из разных источников от 50 до 70 млрд руб. (см. Рис. 2).


Рис. 2. Факторный анализ изменения цен на авиабилеты в 2017-2018 гг., руб. за 1000 км полета в эконом классе

Резонный вопрос в этой ситуации — смогли бы рассматриваемые меры господдержки пассажирских авиаперевозок помочь авиакомпаниям избежать таких значительных убытков в 2018 г., если бы сами меры заработали уже с 1 января 2018 г.? Постараемся разобраться.

Отмена НДС на региональных рейсах в обход Москвы с 1 января 2018 г. была бы способна увеличить выручку авиакомпаний либо непосредственно на величину НДС (если бы цена билетов осталась неизменной), либо через увеличение пассажирооборота в результате снижения стоимости билетов на величину отмененного налога.

В первом случае рост годовой выручки для отрасли в целом оценивается в 9 млрд руб., во втором – всего в 3 млрд. руб. (снижение стоимости авиабилетов на величину НДС на региональных рейсах в обход Москвы ощутимо отразилось бы на пассажирообороте только в Южном и Северо-Западном федеральных округах, обеспечив прирост данного показателя в 2018 г. в 0.8% и 0.7% соответственно, однако в целом в России, по нашим оценкам, это привело бы к несущественному увеличению показателя всего на 0.2% за год в целом).

Даже если исходить из консервативной оценки убытков авиакомпаний в 50 млрд руб. в прошедшем году, можно констатировать, что отмена НДС на региональных рейсах не привела бы к заметному улучшению экономики перевозчиков, компенсировав лишь 6%-18% их совокупных убытков.

Если говорить о керосиновом «демпфере», то его введение было бы более эффективной мерой поддержки авиакомпаний. Так сохранение уровня цен на топливо на уровне декабря 2017 г. через использование демпфирующего механизма позволило бы сэкономить авиакомпаниям в 2018 г. 32 млрд руб., что позволило бы компенсировать 64% совокупных убытков авиакомпаний (в случае, если эти убытки оцениваются в 50 млрд руб.).

Таким образом, суммарный эффект господдержки предприятий гражданской авиации в 2018 г. составил бы не более 41 млрд руб., компенсировав от 58% до 82% их совокупных убытков в зависимости от того, какую оценку этих убытков принять – максимальную или минимальную.

Описанные меры лишь частично решают проблемы авиакомпаний. Это сохраняет предпосылки либо для ухода с рынка наименее эффективных из них, либо для уменьшения масштаба их деятельности. В конечном счете, оставшиеся на рынке авиаперевозчики смогут восстановить прибыльность через повышение стоимости авиабилетов. А это означает, что роста цен на билеты можно ожидать даже на фоне принятых Президентом решений по поддержке отрасли.

Почему «демпфер» на авиакеросин лучше заменить на обратный акциз?

«Демпфер» на авиакеросин — инструмент, который, в случае его введения, позволит сдерживать рост цен на топливо на НПЗ, а, вслед за этим, и цен на ТЗК. Однако, использование такого инструмента имеет одно явное негативное последствие – сдерживание цен НПЗ на авиакеросин при помощи «демпфера» сделает продукт настолько дешевым, что стимулирует производство суррогатного зимнего дизельного топлива, получаемого смешением среднедистиллятных топлив с авиационным керосином на нефтебазах. Производство суррогатов зимнего дизтоплива и так велико (по нашим оценкам, в 2018 г. объем прямых поставок авиакеросина с НПЗ на внутренний рынок для данных целей составил более 762 тыс. т, или 7% совокупного спроса на продукт), а станет еще больше, вытеснив с рынка заводское дизтопливо. Такая ситуация не будет выгодна ни нефтяным компаниям, ни государству: компании будут терять свою нишу на рынке, государство – тратить несколько млрд руб. на сдерживание цен на авиакеросин при его поставках на смешение зимнего дизтоплива, и недополучать доходы от акцизов на дизтопливо.

Избежать описанной проблемы можно было бы путем компенсации роста цен на керосин через возвратный акциз на топливо при его закупке авиакомпаниями на топливозаправочных комплексах. Такая компенсация затрат гражданской авиации на закупку керосина в 2018 г. потребовала бы от Федерального бюджета 32 млрд руб., в то время как введение «демпфера» стоило бы бюджету 39 млрд.

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»

Повышение было реализовано в два этапа. Увеличился акциз на топливо в 2018 году на 5%., что определило размер акциза на бензин 2018 в сумме 10500 руб. за тонну. Были изменены также акцизы на нефтепродукты в 2018 году, так как они являются товарами неэластичного спроса. Новый акциз на бензин с 1 января 2018 года отразился на конечной стоимости топлива для потребителей. Почему он влияет на ценообразование, подробнее расскажет статья «Акцизы на бензин что это такое».

Акцизы на бензин в 2018 году

Акциз на дизельное топливо в 2018 году составил 7665 руб/т в первом полугодии. Такие изменения определены положениями Налогового кодекса. При этом ставка акциза на средние дистилляты на 2018 году составила 8662 руб/т. Не обошли изменения и акциз на масло моторное в 2018 году, его размер определен в 5400 руб/т. Изменился также акциз на авиационный керосин, в 2018 году ставка составила 2800 руб/т. Производители же обязаны оплатить акциз за прямогонный бензин в 2018 году размере 13100 руб/т.

Акциз на топливо в 2018 году

Размер акциза на бензин в 2018 году

Вычет представляет собой косвенный налог, который оплачивают предприниматели и коммерческие организации. Он распространяется на товары, требующие контроля со стороны государства. Отчисления поступают в бюджет, и являются нецелевыми. Несмотря на то, что вносит его организация, она включает налоги в себестоимость продукции. Поэтому любые изменения ставок сказываются и на цене для потребителя.

Тариф на бензин определяется налоговым законодательством. Ставка на ГСМ определена в статье 193 НК РФ. Предложение о повышении акциза на топливо в 2018 году внесло Министерство финансов РФ. Оно учитывало сложившуюся экономическую ситуацию в стране, и выразило необходимость повышения ставок лишь на бензин 5 класса. За счет этого планируются дополнительные вливания в бюджет. Размер акциза на бензин в 2018 году составил 10500 рублей за тонну.

Акциз на бензин с 1 января 2018

Сколько акциза в литре бензина

Тариф составляет 12% от общей цены топлива, что в пересчете на литры составляет 6,17 рубля. Себестоимость бензина включает в себя:

  • налоговые отчисления в бюджет.
  • затраты на доставку сырья.
  • налог на прибыль.
  • добычу и переработку.
  • совокупную прибыль.
  • НДС и НДПИ.

Большую часть числа, которое видит потребитель на ценнике, составляют налоги в бюджет. Остальная сумма включает все затраты предприятия на производство бензина или другой фракции. Любые изменения в законодательстве отражаются и на стоимости топлива.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Акциз на нефтепродукты определяется положениями Налогового кодекса. Этому отчислению в бюджет за реализацию продукции отведена целая глава. Ее нормы определяют круг налогоплательщиков, объекты и порядок расчетов. Благодаря постоянным поправкам, государство осуществляет регулирование сбыта и цены на отдельные категории продукции. Косвенный налог на подакцизные товары изменился в 2018 году, как и порядок исчисления этого показателя. Были определены такие ставки:

  • бензин класса 5 – 11213 руб. за 1 т. ;
  • прямогонный бензин ниже класса 5 – 13100 руб. за 1 т.
  • дизтопливо – 7655 руб. за 1 т.;
  • моторные масла – 5400 руб. за т.;
  • бензол, авиационный керосин – 2800 руб. за 1 т.;
  • средние дистилляты – 8662 руб. за 1 т.

Для каждого продукта, произведенного из нефти, определен свой показатель. Такая гибкость отражает экономическую ситуацию в стране, и позволяет регулировать спрос на отдельные виды продукции.

Акциз на нефтепродукты определяется Налоговым кодексом

Как рассчитать акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Рассчитывается вычет на нефтепродукты в установленном порядке. Она включает в себя налоговую базу и определенные ставки, предусмотренные вычеты. Задействуется следующая формула:

Анп = ПТ х С нп –ВТ, где

А нп – сумма налогового сбора при сбыте, передаче товара или импорте за границу.

ПТ – количество подакцизной продукции, рассчитанная в тоннах.

С нп – ставка действует на момент расчета в отношении продукции.

ВТ – налоговые вычеты, которые предоставляются плательщику на основании положений Налогового кодекса РФ.

Формула применяется при расчете на продукты, произведенные из нефти. Она неактуальна для расчета тарифа на прямогонный бензин.

Расчет на прямогонный бензин

Федеральный закон № 301 внес правки в Налоговый кодекс, что изменила механизм тарификации, предусмотренного для прямогонного бензина. Его используют предприятия, для производственных целей. При определении размера задействуется следующая формула:

Апб = ПТ х С пб – ВТ, где

Апб – сумма акцизного сбора, который вносит плательщик налога при сбыте, импорте или передаче структурному подразделению прямогонного бензина.

ПТ – количество подакцизной продукции, в расчете на тонны.

Спб – ставка на прямогонный бензин в момент расчета.

ВТ – налоговые вычеты, предусмотренные для плательщика ст. 200 действующей редакции кодекса.

Плательщики обязаны оплачивать взнос в срок до 25 числа следующего месяца за отчетным.

Размер акциза на бензин 2018 в будущем вырастет на 5%

Повышение акцизов

В 2019 году акцизы на нефтепродукты сохранят свой размер, но в будущем ожидается прирост на 5%. Однако резких скачков можно не ждать. Изменения тарифов обусловлено дефицитом бюджета. Отчисления в казну нецелевые, что позволяет за счет них закрыть дыру в любой сфере. Корректировка цен не должна сильно отразиться на объемах сбыта продукции. Уточнить размер ставок можно в статье: “Повышение акцизов на бензин в 2019 году”.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году были пересмотрены правительством. Такие изменения сказались на себестоимости продукции, и поэтому не остались незамеченными конечным потребителем. Налоговые сборы оплачивают предприятия, но итоговую стоимость все равно оплачивает конечный потребитель. Поэтому ему также важно отслеживать изменения в налоговом законодательстве.

Читайте также: