Ндс для 2 категории нвос

Опубликовано: 02.05.2024

Все объекты 2 категории (Организации, осуществляющие деятельность на объектах II категории) обязаны:

1. разработать и согласовать декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС) (Приказ Минприроды РФ № 509 от 11.10.2018) (стоимость от 50 тыс. руб. Заказать ДВОС у нас);

2. разработать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и получить Решение об установлении СЗЗ. (стоимость от 90 тыс. руб. Заказать проект СЗЗ у нас);

3. разработать Мероприятия по уменьшению выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) (Приказ Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019) (стоимость от 50 тыс. руб. Заказать Мероприятия при НМУ у нас);

4. разработать Инвентаризацию источников загрязнения атмосферы (Приказ Минприроды РФ № 352 от 17.08.2018) (стоимость от 40 тыс. руб. Заказать Инвентаризацию у нас);

5. оформить программу ПЭК и предоставить отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК (Приказ Минприроды РФ № 74 от 28.02.2018, Приказ Минприроды РФ № 261 от 14.06.2018, Приказ Минприроды РФ № 522 от 16.10.2018);

6. разработать нормативы допустимых выбросов, сбросов (для веществ I, II классов опасности) (стоимость от 70 тыс. руб. Заказать расчет НДВ у нас);

7. разработать план мероприятий по охране окружающей среды (Приказ Минприроды РФ № 667 от 17.12.2018);

8. рассчитать и внести плату за НВОС, предоставить декларацию о плате (Постановление Правительства РФ № 255 от 03.03.2017, Приказ Минприроды РФ № 3 от 09.01.2017);

9. представить отчет по форме № 2-ТП (воздух) (Приказ Росстата № 661 от 08.11.2018);

10. предоставить отчет по форме № 4-ОС (Приказ Росстата № 412 от 18.07.2019);

11. разработать паспорта отходов I-IV классов опасности (стоимость от 2,5 тыс. руб. Заказать у нас).

Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории (Постановление Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015):

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

б) по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

в) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 75 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);

д) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки);

е) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки);

ж) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более);

з) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);

и) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);

к) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);

молочная продукция (с проектной мощностью менее 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель);

л) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);

м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест);

н) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год);

о) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);

п) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;

р) по эксплуатации:

радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

с) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;

т) по производству искусственного графита;

у) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:

углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);

других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);

ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;

х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

ц) по складированию и хранению:

нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более);

пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более);

ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:

хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности;

хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);

обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);

обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);

захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год);

ш) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

щ) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);

ы) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);

э) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

3. Объект является:

а) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более);

б) морским портом;

в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);

г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗА, проект СЗЗ, ОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.

Лицензионная проверка при переоформлении лицензии

Тонкости в выдаче Комплексного экологического разрешения.

Объединение нескольких объектов НВОС в единый объект? Судебные разбирательства. Разбираемся на примере.

Экологическая отчетность для II категории объектов НВОС

Перечень экологической отчетности для 2 категории объектов НВОС:

  • 2 -ТП (отходы)
  • 2 -ТП (воздух)
  • 2 -ТП (водхоз)
  • 2 -ТП (рекультивация)
  • Отчёт по форме 4-ЛС (скважина) / осуществляющие пользование недрами при добыче подземных вод
  • Отчет по форме 2-ОС
  • Отчет по форме 4-ОС
  • Сведения по формам 3.1, 3.2, 3.3
  • Программа ПЭК (в составе ДВОС)
  • Отчет о ПЭК (в составе ДВОС)
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
  • Декларация по плате за НВОС
  • Сведения по формам 6.1, 6.2, 6.3
  • Декларация о количестве товара (если объект является производителем или импортером товаров)
  • Отчет о выполнении нормативов утилизации (если объект является производителем или импортером товаров)
  • Расчет экосбора (если объект является производителем или импортером товаров)
  • Расчет нормативов допустимых выбросов (ПДВ)
  • Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС)
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР) (в составе ДВОС)
  • Нормативы допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности)
  • Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для объектов централизованной системы водоотведения поселков и городских округов (в составе КЭР/ДВОС)
  • План мероприятий по охране окружающей среды (в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов)(в составе ДВОС)
  • Лицензия на работу с отходами / при необходимости
  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР) / при наличии соответствующего справочника НДТ
  • Паспорта отходов
  • Кадастр отходов
  • Учет в области обращения отходов (Журнал движения отходов)
  • Учет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух Инвентаризация источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НМУ)
  • Установление санитарно-защитной зоны (СЗЗ) / При создании за контурами данных объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающее 1 ПДК и/или ПДУ
  • Проведение обучения ответственных по экологии
  • Постановка объекта НВОС на учет, актуализация

Отчёт по ПЭК
(до 25 марта)

Статья 67 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(до 10 марта)

Ст. 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Декларация о воздействии на окружающую среду
(один раз в 7 лет)

Статья 31.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

2-ТП (воздух)
(до 22 января)

Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661
Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых:

объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;

объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

2-ТП (отходы)
(до 1 февраля)

Приказ Росстата от 19.08.2019 N 459
Форму федерального статистического наблюдения предоставляют юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
Субъекты МСП представляют отчетность по форме 2-ТП (отходы) только в том случае, если осуществляют деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

2-ТП (водхоз)
(до 22 января)

Приказ Росстата от 19.10.2009 N 230
Сведения предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели:

осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;

осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);

получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;

получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;

имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Форма 2-ОС
(до 25 января)

Приказ Росстата от 28.08.2012 N 469
Предоставляют юридические лица всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах, в том числе:

имеющие лицензию на водопользование, решение на предоставление водного объекта в пользование и/или договор на пользование водным объектом;

осуществляющие виды водопользования, не требующие, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, разрешительной документации;

пользователи водных объектов, право пользования которыми на момент заполнения формы не оформлено.

Отчёт по форме 3.1, 3.2, 3.3
(ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом)

Приказ Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205
Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Отчёт по форме 6.1, 6.2, 6.3
(до 15 марта)

Приказ Минприроды России от 6 февраля 2008 г. №30
Собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

2-ТП (рекультивация)
(до 1 февраля)

Приказ Росстата от 29.12.2012 N 676
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Форма 4-ОС
(до 25 января)

Приказ Росстата от 18.07.2019 N 412
Сведения предоставляются по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.

Региональный кадастр отходов (до 1 апреля)

Экологический сбор
(до 15 апреля)

Статья 24. 5. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р.

Ведение учёта в области обращения с отходами
(ежеквартально и за год)

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
(до 1 апреля)

Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342
Отчетность в отношении многооборотной упаковки как готового товара представляется производителем товаров, импортером товаров, выпустившими в обращение на территории Российской Федерации такую упаковку.

Ольга Захарова

До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

  • Кто отчитывается и платит за НВОС
  • Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
  • Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
  • Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
  • Новшество 4. Зачёт переплаты
  • Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
  • Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
  • Новшество 7. ОКТМО объекта

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.

Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.


Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:


Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В соответствии с нормами ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), необходимо представление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. При этом внесение изменений в указанный документ осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является новым требованием законодательства. Требование о необходимости ее представления для объектов II категории НВОС вступило в силу с 1 января 2019 г.

Для объектов I, III и IV категорий НВОС представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

Разработка декларации о воздействии на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

В состав декларации о воздействии на окружающую среду в качестве приложений входят расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух и расчет нормативов допустимых сбросов в окружающую среду, а также раздел, который в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Помимо перечисленного, декларация о воздействии на окружающую среду включает информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, описание вида основной деятельности, объем производимой продукции и другую информацию.

Важным является вопрос о том, в какие именно сроки необходимо подготовить и подать декларацию о воздействии на окружающую среду.

Необходимые сведения содержатся в Федеральном законе от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, законом установлено, что для объектов II категории НВОС необходимо представить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня срока истечения действия следующих документов:

  • разрешения и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В настоящий момент целый ряд организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены ко II категории НВОС. Данные организации ПНООЛР ранее не разрабатывали, исходя из особенностей действующего до 1 января 2019 г. законодательства.

При этом состав декларации о воздействии на окружающую среду, определенный Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509, включает раздел VI, который должен заполняться на основании ПНООЛР.

Важно то, что ПНООЛР не является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, то есть представляет собой отдельный документ!

Таким образом, для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и отнесенных ко II категории НВОС, возникает необходимость незамедлительной разработки ПНООЛР с одновременной разработкой декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларацию о воздействии на окружающую среду нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
  • наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из двух аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
  • проектирование ведется узкоспециализированными сотрудниками профильных отделов, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха и нормированием сбросов в водные объекты, разработанная декларация о воздействии на окружающую среду проходит обязательный нормоконтроль;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные работы в области экологии по всей территории РФ);
  • в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный сектором программных средств ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу быстрее путем автоматизации процессов;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке декларации о воздействии на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • декларация о воздействии на окружающую среду составляется на основе ранее разработанных в разное время проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, в итоге данные в отчетных таблицах противоречат друг другу, а также расчетам, приведенным в приложениях;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что приводит либо к перерасходу денежных средств при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию, определение систем вентиляции и точек сброса, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
  • при проведении расчетов нормативов выбросов и сбросов допускаются системные ошибки, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к необходимости пересчета платы за негативное воздействие в сторону существенного увеличения;
  • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 31.2, п. 1)
  • Приказ Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»
Согласующие органы
  • Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора)
  • Уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов регионального надзора)
Результат работ
  • Сданная в уполномоченный государственный орган декларация о воздействии на окружающую среду
Срок действия
  • 7 лет (при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников)
Ответственность
  • Ст. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
  • Платежи за негативное воздействие на окружающую среду с повышающими коэффициентами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Постановка на учет объектов НВОС — словосочетание, которое, пожалуй, у большинства людей вызовет недоумение, а у бухгалтеров, инженеров и прочих должностных лиц, в чей круг обязанностей эта процедура входит, множество вопросов: зачем, как, на основании чего, в какие сроки. Рассказываем в нашей статье.

Как поставить объект НВОС на госучет

Вне зависимости от организационно-правовой формы абсолютно все организации обязаны поставить объекты НВОС на государственный учет, то есть внести их в реестр таких объектов в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Речь идет именно о тех объектах, на которых ведется хозяйственная либо любая другая деятельность.

Государственный реестр внутри имеет два уровня:

  1. К федеральному реестру относятся объекты, находящиеся в ведении Федерального государственного экологического надзора. Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» от 28.08.2015 № 903 говорит само за себя. Поэтому определение уровня реестра необходимо производить, основываясь на содержимом именно этого постановления.
  2. Объекты, не вошедшие в этот перечень, учитываются в региональном реестре.

При включении в реестр объекту выдается свидетельство, в котором указываются соответствующая категория и код объекта, то есть не повторяющийся во времени уникальный номер, который необходимо сохранять до ликвидации данного объекта. Также в свидетельстве приводятся ИНН, ОГРН, ОКПО, наименование, адрес местонахождения, тип и дата ввода в эксплуатацию объекта.

Категории объектов НВОС

Как поставить на учет объект НВОС

К категории I относятся объекты, производящие выбросы веществ, наиболее опасных как для людей, так и для природы (вещества первого и второго классов опасности). Как правило, это объекты, на которых ведется добыча и переработка полезных ископаемых, химическое и металлургическое производство.

Объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и объекты категории I, но производящие меньшее количество выбросов, относятся к категории II. Например, это объекты предприятий нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, а также объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре (аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные морские и речные порты).

Если объект загрязнения имеет стационарный источник, производит свыше 10 тонн выбросов в год, при этом в их составе отсутствуют вещества первого и второго классов опасности, то такой объект относится к категории III. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается категория III. Объекты первых трех категорий обязаны вести на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть строгий учет всех сбросов и выбросов, и представлять отчетность.

Если объект использует воду только для бытовых потребностей и сбрасывает ее в городскую канализацию, а объем выбросов не превышает 10 тонн ежегодно, то такой объект относится к категории IV. В основном это офисные помещения, школы, больницы, детские сады.

Объект не нужно ставить на учет только при условии, что он не подпадает ни под один из критериев, перечисленных в постановлении Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 28.09.2015 № 1029.

Категория объекта НВОС может быть изменена в случае обновления данных об объекте:

  • замена юридического лица или ИП;
  • изменение наименования, адреса юридического лица;
  • изменение адреса, личных данных ИП;
  • изменение места нахождения объекта;
  • изменение характеристик технологических процессов;
  • изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

После изменения (обновления) данных об объекте выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Как заполнить заявление о постановке на учет объекта НВОС

Основанием для включения в реестр и постановки на учет является заявка. Ее необходимо подготовить на каждый объект НВОС, находящийся в эксплуатации юридического лица или индивидуального предпринимателя, вне зависимости от того, арендатор это или собственник.

Форма заявки состоит из вводной части и четырех разделов:

  1. Сведения об объекте.
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.
  3. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды.
  4. Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.

Во вводной части заявки указывается информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Для заполнения этой части потребуются выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ИНН, уведомление о присвоении кодов статистики.

Для заполнения первого раздела, то есть сведений о самом объекте, понадобится также уведомление о присвоении кодов статистики, так как заявка подразумевает указание кодов ОКТМО, ОКАТО и ОКВЭД. Также здесь необходимо указывать географические координаты угловых точек объекта. Их можно посмотреть на сайте rosreestrmap.ru по кадастровому номеру земельного участка, на «Яндекс.Картах», в Google или по GPS-навигатору.

Поле «Дата ввода объекта в эксплуатацию» стоит заполнять согласно акту ввода в эксплуатацию. Однако это подходит только в отношении отдельно стоящих зданий или сооружений. Если же объект НВОС — это производственная территория, на которой размещено несколько зданий или сооружений, то в таком случае, по мнению некоторых экспертов, следует указывать дату получения прав пользования этим земельным участком. Ее можно найти в договоре аренды земельного участка или в регистрации прав на пользование объектом недвижимости.

В поле «Тип объекта (точечный, линейный, площадной)» указывается тип объекта НВОС. Точечный тип — это отдельно стоящие здания или сооружения, площадной — земельный участок, а линейный — объекты, прочно связанные с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к линейному типу объектов относятся ЛЭП, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, автомобильные дороги, железнодорожные пути, трубопровод.

Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги следует заполнить с указанием кода ОКПД2. Этот код можно найти в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Поле «Применение оборотного водоснабжения» заполняется с указанием типа (локальная, централизованная или смешанная). Сведения о типах оборотного водоснабжения содержатся в МУ 2.1.5.1183-03 «Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий».

Декларируемая категория объекта (категории I, II, III и IV) указывается в соответствии с критериями из постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Уровень государственного экологического надзора указывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Во втором разделе отражается информация о стационарных источниках, объемах и массах производимых выбросов отдельно по каждому такому источнику, расположенному на объекте. Источником информации в этом случае будет служить проект предельно допустимых выбросов.

В этом же разделе указывается информация и о выпусках и сбросах сточных вод, их объемах. Ее можно взять из решения о предоставлении права использования водоема. Сведения же о размещении отходов помимо наименования и массы должны содержать координаты места размещения.

Название третьего раздела заявки говорит само за себя и заполняться должно точно так же. Все документы, разрешающие оказывать воздействие на окружающую среду, указываются с номерами, датами и наименованием органа, выдавшего его.

В четвертом разделе указывается информация о проводимых мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду:

  • описание проводимого мероприятия;
  • технические характеристики;
  • используемые технологические средства, технологии;
  • согласования с региональными контролирующими органами;
  • информацию о достигнутой эффективности;
  • проводимый мониторинг.

Как поставить на учет объект НВОС

Процедура подачи заявки осуществляется через интернет в личном кабинете природопользователя lk.fsrpn.ru либо с использованием ПО «Модуль природопользователя», который доступен по адресу: rpn.gov.ru/otchetnost. После подачи заявки и регистрации объекта он будет включен в реестр. В реестре отображаются именно те сведения об объекте, которые указаны заявке.

Ответственность за достоверность сведений лежит на природопользователе, а намеренное искажение информации об экологической ситуации на объекте карается штрафом для юридических лиц до 80 тыс. руб., для должностных лиц — до 6 тыс. руб., для физических лиц — до 1 тыс. руб.

В какой срок следует подать заявление о постановке на учет и какие санкции предусмотрены за нарушение сроков

Организация, использующая объект выбросов, обязана:

  • подать заявку о постановке на учет объектов НВОС в течение 6 месяцев с момента начала эксплуатации этих объектов;
  • актуализировать сведения о замене юридического лица или ИП, об изменении наименования, адреса юридического лица, изменении адреса, паспортных данных ИП — не позднее 30 дней со дня регистрации изменений.

Организация, нарушившая сроки по эти двум пунктам либо ведущая деятельность на не состоящем на учете объекте, может быть оштрафована в размере до 100 тыс. руб., а ее должностное лицо — до 20 тыс. руб.

На постановку и снятие с учета, а также на выдачу свидетельства об актуализации у уполномоченного органа имеется 10 дней со дня подачи заявки.

Выводы

Одним из ключевых моментов постановки на учет объекта НВОС является четкое понимание того, к какой категории относится объект, т. к. это необходимо отразить в заявке. Здесь критериями являются выбросы веществ первого и второго классов опасности и их объемы, использование воды для производственных или бытовых нужд, а также объемы выбросов с объектов, имеющих стационарный источник. Не менее важны полнота и достоверность остальных сведений, указанных в заявке.

Стоит уделить должное внимание всем пунктам заявки, в том числе и географическим координатам объекта. Возможно, даже придется обратиться к достаточно узконаправленным отраслевым нормативно-правовым актам для корректного указания сведений или с GPS-навигатором в руках пройтись по границам участка. Также при заполнении заявки необходимо иметь под рукой коды статистики, выписку из ЕГРЮИ или ЕРГИП, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается объект НВОС, проект предельно допустимых выбросов, инвентаризационную карточку объекта размещения отходов, техническую документацию.

Если вам показалось, что заполнение и подача заявки — сложный и трудоемкий процесс, то вы не ошиблись. Но если подойти к этому процессу поэтапно, заранее подготовить и структурировать всю необходимую для отображения в заявке информацию, то вам удастся избежать ошибок и поставить на государственный учет объект НВОС в регламентированные сроки.

Читайте также: