Нд по ндс в тсж

Опубликовано: 27.04.2024

Автор: Васильев Ю. А., д. э. н., автор серии книг «Годовой отчет»

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Как известно, долгое время многие ТСЖ относили платежи собственников помещений в управляемом доме к целевым поступлениям, включая в налогооблагаемые доходы (независимо от системы налогообложения) пени, доходы от аренды общего имущества и т. п. Налоговики проводили камеральные и выездные проверки, не имели претензий, по единичным случаям арбитры поддерживали товарищества. Но в последнее время можно говорить, что в судебной практике формируется новый подход, невыгодный ТСЖ. Согласно данному подходу принципы налогообложения ТСЖ не должны отличаться от принципов, по которым считают налоги УК, работающие на основании договора управления МКД.

Мы следим за актуальными тенденциями в арбитражной практике по данному вопросу (подробнее см. консультации «Налоговые обязательства ТСЖ» и «Налоговые обязательства ТСЖ: актуальные тенденции в арбитражной практике») . На случай, если ТСЖ решит отстаивать свое мнение в налоговом споре по материалам выездной проверки за последние три года, предлагаем воспользоваться выводами, сделанными КС РФ в Постановлении от 28.11.2017 № 34-П.

Ситуация, рассмотренная Конституционным судом

Оспаривать конституционность положений Налогового кодекса стал порт, который оказывал судовладельцам услуги по обслуживанию судов. У компании возник спор с налоговым органом об отнесении услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период их стоянки в порту, препятствующей растеканию нефтепродуктов при проведении сливо-наливных операций, к услугам, освобождаемым от обложения НДС на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (обслуживание судов в период стоянки в портах, по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов).

Долгое время (с 2004 года) налоговые органы соглашались с применением портом налоговой льготы. Налогоплательщик обратился за разъяснениями в Минфин и получил ответ (Письмо от 18.11.2013 № 03-07-07/49469), что вопрос отнесения к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна не относится к компетенции Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. По рекомендации Минфина порт обратился в Минтранс и получил положительный ответ (спорные услуги могут быть отнесены к прочей вспомогательной деятельности водного транспорта и, соответственно, к услугам по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту). Кроме того, судебная практика основывалась на принципе, что перечень услуг по обслуживанию судов законодателем не ограничен (Определение ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10859/10).

Поэтому налогоплательщик был уверен в своей правоте, когда по результатам выездной проверки за 2012 – 2013 годы налоговый орган в начале 2016 года вынес решение о доначислении налога, пени и штрафа. Налоговики опирались на ОКВЭД, а также на Определение ВС РФ от 30.03.2015 № 308-КГ15-1222 по делу № А32-9859/2014, в котором суд согласился, что услуги по бонированию не подпадают под действие пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ.

При обжаловании данного решения компания потерпела поражение в трех инстанциях, и Определением ВС РФ от 06.03.2017 № 308-КГ17-755 по делу № А32-16940/2016 было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. Также налогоплательщику не удалось отменить начисление пеней и штрафа на основании п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поскольку Минтранс не является органом, уполномоченным разъяснять налоговое законодательство.

Предметом рассмотрения Конституционного суда стали положения:

  • подпункта 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как на его основании решается вопрос о возможности освобождения от налогообложения оказываемых портом услуг;
  • пункта 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поскольку ими допускается возможность начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика при наличии письменных разъяснений других (помимо финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Важные выводы КС РФ

По поводу формулировки понятия налоговой льготы и его толкования

Суд напомнил, что законы о налогах и сборах должны быть конкретными и понятными. Неопределенность налоговых норм может приводить как к нарушению прав налогоплательщиков, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога. Тем не менее не исключается наличие в налоговом регулировании категорий без полного перечисления элементов. Тогда конкретные правоотношения могут быть отнесены к той или иной категории путем соотнесения содержания этих правоотношений с нормативно установленными критериями. В подобной ситуации требование определенности правового регулирования может быть соблюдено посредством выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний, в частности, с помощью даваемых судами разъяснений по вопросам их применения.

Поскольку законодательство о налогах и сборах напрямую не регулирует вопрос о том, следует ли относить услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах, для его решения следует учитывать отраслевое регулирование. Поскольку в нем также отсутствуют прямые указания по данному вопросу, судебные органы имеют большие возможности для формирования своих подходов к составу соответствующих услуг. Таким образом, необходимая степень определенности правового регулирования в данной сфере общественных отношений может быть достигнута как в разъяснениях ВС РФ по вопросам судебной практики, так и в судебных актах, принимаемых в том числе ВС РФ по конкретным делам по результатам рассмотрения кассационных (надзорных) жалоб.

В частности, в Определении ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10859/10 суд исходил из того, что перечень услуг по обслуживанию морских судов законодателем не ограничен. Иное направление практике арбитражных судов придал ВС РФ в Определении от 30.03.2015 № 308-КГ15-1222, в котором поддержаны выводы судей о том, что услуга по бонированию не связана с обслуживанием судна и подлежит налогообложению в общем порядке. Основываясь на дополнительных материалах, Конституционный суд отметил, что с принятием данного определения правоприменительную практику фискальных государственных органов и арбитражных судов по этому вопросу можно рассматривать как ориентированную соответствующим образом.

Одновременно исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, действовавшего добросовестно, то есть без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения), в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования.

У судей отсутствуют достаточные основания полагать, что у добросовестного налогоплательщика, оказывающего на регулярной основе специализированные услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна, была возможность при планировании своей хозяйственной деятельности в 2012 – 2013 годах (в условиях имевшейся на тот момент благоприятной административной и судебной практики освобождения данной услуги от обложения НДС) в разумных пределах предвидеть, что на него спустя значительное время, а именно в 2016 году, будет возложена обязанность по уплате НДС в отношении данных услуг применительно к прошедшим периодам. Такому налогоплательщику будет весьма затруднительно взыскивать с контрагентов убытки (условные) в виде доначисленной недоимки по НДС, имеющему косвенный характер и учитываемому по общему правилу в цене сделки с покупателем товара (работы, услуги).

Ключевой вывод: пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает обложение НДС оказанных услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов, а также начисление пеней и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования этой нормы судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по НДС и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков), когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от обложения данным налогом.

По поводу освобождения от уплаты пеней и штрафа

Отдельно был рассмотрен вопрос о том, что разъяснения Минтранса действительно не освобождают налогоплательщика от уплаты пеней и штрафа за совершение налогового правонарушения. Конституционный суд отметил, что по смыслу п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщиков в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства РФ о налогах и сборах. Тем не менее может существовать объективная потребность налогоплательщика в получении официальной информации, разъясняющей нормы отраслевого регулирования, не относящегося к законодательству о налогах и сборах. Если целью получения таких разъяснений является желание налогоплательщика иметь представление о своих правах и обязанностях в налоговых правоотношениях, ему надлежит обращаться в финансовый, налоговый или другой орган государственной власти, уполномоченный давать письменные разъяснения о порядке применения налогового законодательства. При недостаточной осведомленности по поставленному вопросу данный орган правомочен получить дополнительные сведения с использованием процедур межведомственного взаимодействия. Но на основе этих сведений он должен в силу своей специализации (исключительной компетенции) в налоговых вопросах принять решение самостоятельно.

Ключевой вывод: п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают уклонение финансовых, налоговых органов и других уполномоченных органов государственной власти от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений о порядке применения законодательства о налогах и сборах и не предполагают переадресацию налогоплательщиков за разъяснениями в иные государственные органы.

В итоге суд постановил пересмотреть правоприменительные решения по делу с участием порта, принятые на основании оспариваемых норм в истолковании, расходящемся с их выявленным конституционно-правовым смыслом.

Ситуация с налогообложением ТСЖ

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в том числе осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов). На ТСЖ не распространяется Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Деятельность товариществ регулируется Жилищным кодексом. Причем в ЖК РФ не раскрывается понятие взносов членов, а говорится об обязательных платежах и (или) взносах, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг. Эти платежи (взносы) по экономической сущности соответствуют плате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, которую вносят УК собственники помещений в доме, где ТСЖ не создано.

Тем не менее до недавнего времени сложилась устойчивая судебная практика, согласно которой обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг, и есть взносы членов на содержание и ведение уставной деятельности ТСЖ. Суды подчеркивали, что ТСЖ выступают в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений, поскольку не имеют самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов членов товариществ.

В качестве примеров можно привести Определение ВС РФ от 15.03.2016 № 307-КГ16-635 по делу № А42-9863/2014, постановления АС ЗСО от 07.04.2016 № Ф04-1236/2016 по делу № А27-8781/2015, АС ПО от 08.08.2014 по делу № А72-16962/2013, ФАС ЦО от 24.10.2012 по делу № А14-9261/2011, ФАС МО от 08.08.2011 № КА-А41/8467-11 по делу № А41-29834/10, ФАС ДВО от 02.02.2011 № Ф03-9689/2010 по делу № А59-660/2010.

После принятия Определения ВС РФ от 24.01.2017 № 307-КГ16-5541 по делу № А42-7042/2014, которым было отказано в передаче кассационной жалобы ТСЖ на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, судебная практика развернулась в противоположную сторону. Суды стали соглашаться с налоговиками в том, что денежные средства, поступившие ТСЖ от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку товарищество является исполнителем услуг. Примеры – постановления АС МО от 18.10.2017 № Ф05-15117/2017 по делу № А41-86032/2016, АС СЗО от 20.07.2017 № Ф07-5764/2017 по делу № А42-9864/2014, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 № 10АП-14346/2017 по делу № А41-38069/2017, от 25.09.2017 № 10АП-12091/2017 по делу № А41-16592/2017.

К сведению: единственное принятое после 24.01.2017 решение в пользу ТСЖ (по делу № А43-4208/2017) не было передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. В Определении от 24.11.2017 № 301-КГ17-17182 суд, отказав в передаче кассационной жалобы налоговиков на рассмотрение, отметил: товарищество в силу своего правового статуса не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, является некоммерческой организацией. Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, товарищество не преследовало цели получения дохода, а удовлетворяло потребности собственников помещений в МКД. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества. Товарищество оплачивает услуги организациям, непосредственно выполняющим работы (оказывающим услуги) для собственников помещений дома. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что денежные средства, поступившие в проверяемом периоде на расчетный счет товарищества от собственников жилых помещений, были израсходованы им на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями собственникам жилья в МКД, и в силу п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежат учету при определении налоговой базы.

Как воспользоваться выводами КС РФ?

Проводя аналогию между ситуацией, с которой столкнулись ТСЖ (применяя пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ), и ситуацией, в которую попал порт (применяя пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ), при оспаривании товариществами решений налоговиков о доначислении недоимки, пеней и штрафов за периоды до 2017 года можно порекомендовать ссылаться на следующие соображения:

  • в налоговом и жилищном законодательстве не приведено определение членских взносов ТСЖ, поэтому необходимая степень определенности правового регулирования была достигнута в судебных актах, в частности, в определениях ВС РФ от 15.03.2016 № 307-КГ16-635, ВАС РФ от 14.06.2007 № 7078/07;
  • ТСЖ, которые, действуя добросовестно, длительное время относили платежи собственников помещений к целевым поступлениям, учитывая сложившуюся судебную и административную практику, не могли предвидеть, что в 2016 году столкнутся с претензиями налоговиков и будут вынуждены изыскивать средства для уплаты недоимки за предыдущие периоды, пеней и штрафов (единственным источником финансирования для них являются платежи граждан);
  • даже учитывая переориентацию правоприменительной практики налоговых органов и арбитражных судов с 2017 года, доначисление недоимки, штрафов и пеней за прошедшие периоды свидетельствует о придании обратной силы новому толкованию норм налогового законодательства, ухудшающему положение налогоплательщика, что не соответствует закону.

Учитывая появление Определения ВС РФ от 24.11.2017 № 301-КГ17-17182, а также нюансы налогового спора, по которому было принято Определение ВС РФ от 24.01.2017 № 307-КГ16-5541 (ставшее основой для переориентации судебной практики), сохраняется вероятность успеха при отстаивании интересов ТСЖ в суде. Если же исходить из того, что теперь получит повсеместное распространение невыгодный ТСЖ подход, можно попытаться признать незаконным начисление недоимки, пеней и штрафов за периоды по 2016 год включительно. Для этого следует воспользоваться доводами КС РФ из свежего постановления. Безусловно, нельзя гарантировать, что это предопределит исход дела (важным моментом является добросовестность налогоплательщика), но попытаться, несомненно, есть смысл.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал арбитражным судам разъяснения относительно взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов,

ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

В связи с этим ТСЖ не представляют налоговых деклараций по НДС и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.

1. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенным в действие с 01.01.2004, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

При толковании указанной нормы судам необходимо иметь в виду, что гражданское законодательство различает правоотношения по предоставлению (передаче) имущества во владение и (или) пользование и правоотношения, возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во владение (пользование) имущества.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в том числе статья 154 ЖК РФ, также разграничивает: плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
На основании толкования во взаимосвязи подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и положений ЖК РФ можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.

2. При рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Начиная с 4 квартала 2020 года изменились форма и формат декларации по налогу на добавленную стоимость. В первую очередь они актуальны для тех, кто заключил соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), но есть изменения и для всех — обновленные титульный лист и коды операций. Ознакомьтесь с порядком заполнения формы, а также сроками ее подачи в налоговую инспекцию в 2021 году.

Декларация по НДС: порядок заполнения

Налоговая декларация по НДС, применяемая с 4 квартала 2020 года, состоит из титульного листа и двенадцати разделов. Ниже представлен порядок заполнения декларации по НДС.

Титульный лист

Титульный лист заполняется аналогично другим декларациям. Проставляются все необходимые реквизиты компании или ИП, включая полное наименование или ФИО. Раньше на титульном листе мы также указывали код ОКВЭД, с отчета за 4 квартал 2020 года эту строку убрали. Указываются код периода и год, за который подается документ. Также заполняется часть, где плательщик или его представитель должен подтвердить достоверность и полноту направляемых сведений.

Раздел № 1

В этом разделе показывается итоговая сумма НДС к уплате или возмещению.

В строке 010 укажите ОКТМО, в строке 020 — КБК. В строках 030–040 необходимо указать суммы налога к уплате. Строка 030 включает тот НДС, который должны внести следующие лица при выставлении счета-фактуры с налогом (п. 5 ст. 173 НК РФ):

  • неплательщики НДС;
  • плательщики налога при реализации тех товаров или услуг, продажа которых не подлежит налогообложению НДС.

В поле 040 указывается налог, уплачиваемый в общем порядке.

В поле 050 отражается налог, который заявляется к возмещению из бюджета.

Строчки 060–080 заполняются, только если речь идет об инвестиционном товариществе.

Раздел № 2

Эта часть заполняется, если вы являетесь налоговым агентом и удерживаете НДС по другим лицам. Страница заполняется по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в российской налоговой, по каждому арендодателю (органы госвласти и управления и органы местного самоуправления), по каждому продавцу имущества, составляющего казну.

В поле 020 нужно указать название лица, за которое вносится налог. В строке 030 укажите ИНН лица из строки 020, если номер есть. В строке 050 указывайте свой ОКТМО.

Сумма, уплачиваемая в бюджет, прописывается в строке 060. Поля 080-100 заполняют посредники иностранных организаций и продавцы конфискованного имущества из п. 4 ст. 161 НК РФ. Если вы должны их заполнять, то сделайте это до заполнения строки 060 и перенесите в нее данные этих строк.
Строка 070 предназначена для проставления кода операции. Код операции в декларации по НДС указывается на основании специальной таблицы из Приложения № 1 к Приказу ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Раздел № 3

Данный раздел служит для раскрытия процедуры расчета НДС. Сначала определяются суммы налога к уплате (010–118). Далее в полях 120–190 производится расчет НДС к вычету.

В результате получаем разницу между этими двумя величинами. Если налог к уплате больше вычета, эта сумма прописывается в строчке 200. Когда вычет больше налога, в поле 210 указывается сумма к возмещению. Обратите внимание на приложения к разделу 3: возможно, ваша деятельность предполагает их заполнение. В Приложении № 1 нужно отразить данные о восстановлении НДС. Приложение № 2 заполняется, если документ составляется отделением иностранной компании.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Раздел № 4

В разделе раскрываются сведения по операциям с НДС 0 %. Для каждой из них прописывается код из приложения 1 к Порядку заполнения декларации (строчка 010). Если у вас несколько кодов операций, то для каждого нужно заполнить отдельный блок строк 010-050. Поля 020–050 предназначены для сумм налоговой базы и соответствующих налоговых вычетов. Сначала указываются величины, по которым ставка 0 % была подтверждена комплектом документов (020–030). Далее (040–050) проставляются суммы, которые не были подтверждены ранее.

Строки 060–080 заполняются, если по ранее подтвержденному экспорту вам вернули товар или отказались от него. Строки 090–110 служат для корректировок цены по товарам, проданным на экспорт с подтвержденной ставкой 0 %. Итог расчетов раздела 4 записывается в одном из полей 120–130 (налог к возмещению или налог к уплате соответственно).

Раздел № 5

В разделе отдельно раскрываются сведения об операциях, нулевая ставка по которым не подтверждалась раньше. При этом документы на право ее использования представлены в квартале, за который составляется декларация. Раздел надо заполнить по каждому кварталу, в котором нулевая операция отражалась без вычетов.

Раздел № 6

В текущем периоде у вас может не оказаться документов для подтверждения нулевой ставки. Информация по таким сделкам указывается в разделе 6. При этом производится расчет НДС к уплате по нужной ставке.

Раздел № 7

Раздел 7 декларации по НДС включает информацию по операциям, которые не облагаются НДС, освобождены от НДС по ст. 149 НК РФ или реализованы за пределами территории РФ.

Последовательно заполняются четыре колонки: проставляется код операций, указывается стоимость проданных и купленных товаров/работ/услуг и отмечается сумма налога, не выставляемая к вычету.

Заполнение раздела 7 декларации по НДС предусматривает также раскрытие сумм предоплаты по операциям, срок исполнения которых превышает шесть месяцев (строка 010).

Разделы № 8 и 9

Здесь раскрываются данные из книг покупок и продаж плательщика. В том числе представляются реквизиты полученных или выставленных счетов-фактур, таможенных деклараций.

Для разделов 8 и 9 предусмотрены приложения. Они нужны в тех случаях, когда в книги покупок или продаж за отчетный квартал были внесены правки.

Разделы № 10 и 11

Разделы заполняются плательщиками, которые ведут деятельность по агентским договорам или договорам экспедиции/комиссии. В строках указываются реквизиты и суммы из счетов-фактур, выставленных или полученных по таким контрактам.

Раздел № 12

Заключительная часть предназначена для компаний или ИП, которые выставили покупателям счета-фактуры с выделенным НДС при том, что операция не облагается НДС, они освобождены от уплаты НДС или не являются плательщиками налога в принципе.

Здесь прописывается информация из выставленных счетов-фактур. Последовательно по строчкам 020–080 указываются:

  • номер документа;
  • его дата;
  • ИНН и КПП покупателя;
  • код валюты;
  • стоимость товаров без НДС, сумма НДС и общая стоимость, уплаченная за товар или услугу (работы).

Полностью пошаговую инструкцию по заполнению можно увидеть в Приказе ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ в редакции от 19.08.2020. Бланк декларации по НДС 2021 года представлен в этом же документе. Кроме того, вы можете скачать бланк для заполнения налоговой декларации НДС.

В некоторых ситуациях плательщики НДС могут не вести операции, облагаемые НДС. Например, юрлицо или ИП только начинает свой бизнес и фактически не ведет хозяйственную деятельность. В налоговую в таких случаях подается нулевая декларация по НДС. В ней нужно будет заполнить только титульный лист и раздел № 1. В разделе № 1 заполняется только ИНН и КПП в шапке, код ОКТМО и код бюджетной классификации. Вместо остальных цифр на бумаге проставляются прочерки, а при электронном заполнении поля следует оставлять пустыми.

Проверка декларации по НДС

Декларация НДС 2021 направляется в налоговую в электронном виде. Инспекторы проверяют документ на основании контрольных соотношений, указанных в письме ФНС РФ от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ в ред. от 13.02.2020. Кроме того, поданные сведения сверяются с декларациями ваших покупателей и продавцов. Если у вас обнаружатся расхождения, потребуется дать необходимые пояснения.

Перед тем как подать отчетность, необходимо самостоятельно проверить правильность расчетов. Для этого можно также воспользоваться контрольными соотношениями.

Онлайн-сервисы, с помощью которых подается декларация, предлагают выполнить проверку отправляемого отчета до его отправки. Контур.Экстерн проверяет декларацию на соответствие формату и проводит внутридокументные проверки приложений. Кроме того, после заполнения декларации данные из Контур.Экстерна автоматически передаются в сервис Контур.НДС+, который сравнивает ваши счета-фактуры, книги и журналы с данными ваших контрагентов. Если найдутся расхождения, вы увидите информацию о них и сможете устранить имеющиеся несоответствия. В Контур.НДС+ уже загрузили свои данные более 200 тысяч организаций. Если ваш контрагент не пользуется сервисом, его можно пригласить.

Срок сдачи декларации по НДС в 2021 году

Налоговый период по НДС — это квартал. Декларация подается четыре раза в течение одного года. Последний день для подачи отчетной формы — 25-е число месяца, следующего за очередным кварталом. Если это выходной, тогда документ отправляется не позднее следующего за ним рабочего дня. Декларация НДС за I квартал 2021 года подается до 26 апреля 2021 года. Ниже представлены следующие в этом году даты для отправки декларации:

  • 26 июля 2021 — за II квартал 2021 года;
  • 25 октября 2021 — за III квартал 2021 года;
  • 25 января 2022 — за IV квартал 2021 года.

Уплачивать налог следует в течение трех месяцев с момента окончания квартала. Не позже 25-го числа каждого месяца в бюджет перечисляется по 1/3 от суммы, рассчитанной по итогам прошедшего налогового периода.

Обратим внимание на некоторые исключения. НДС по ввозимой из-за рубежа (не из ЕАЭС) продукции уплачивается в составе платежей на таможне одновременно с ними. Кроме того, неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с этим налогом, должны внести всю сумму НДС до 25-го числа следующего за кварталом месяца.

Штрафы и санкции

За несдачу или опоздание со сдачей налоговой декларации назначается штраф. Статьей 119 НК РФ установлен его размер: 5 % от не уплаченного на основании этой декларации налога за каждый полный/неполный месяц просрочки. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от невнесенного вовремя платежа.

Кроме того, не сданная вовремя декларация может повлечь за собой санкции и для ответственного лица компании или ИП. Это может быть предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей.

Еще одна санкция — заморозка операций по банковским счетам.

Точно так же негативные последствия будут и при опоздании с уплатой налога. За каждый календарный день просрочки придется уплачивать пени. Их сумма определяется по формулам.

Для ИП: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ × невнесенная в срок сумма налога.

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ × невнесенная в срок сумма налога (при просрочке до 30 дней);
  • 1/150 ставки рефинансирования × невнесенная в срок сумма налога (при просрочке свыше 30 дней).

Обратите внимание, что в настоящий момент ставка рефинансирования не приводится самостоятельно, а равна ключевой ставке ЦБ РФ. На начало II квартала 2021 года она составляла 4,5 %. Однако это значение может изменяться.

Предположим, что вы уплатили налог вовремя, но случайно допустили ошибку при его расчете. Если в результате платеж должен был быть больше, то дополнительно придется перечислить штраф в размере 20 % от неуплаченного налога. В тех случаях, когда обнаружена попытка намеренно занизить базу для подсчета, штраф составит уже 40 %.

ТСЖ (ТСН) является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица (ст. 123.12 и п. 2 ст. 291 ГК РФ). При этом для обеспечения своей деятельности товарищество имеет наемный персонал – как минимум правление во главе с председателем правления. Расходы на оплату труда наемных сотрудников заложены в смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН) на год .

Подробнее об отчетности НКО можно прочитать в статье какую отчетность сдает НКО

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

ТСЖ, ТСН (в лице правления) обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ, письме Минстроя России от 10 апреля 2015 г. № 10407-АЧ/04. Это относится как к товариществам на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-1/2015.

Состав отчетности ТСЖ (ТСН) зависит от того, пользуется ли товарищество правом вести бухучет в упрощенном порядке или нет.

Товарищество ведет бухучет в общем порядке

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН), ведущего бухучет в общем порядке, состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (ТСН) входит:

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН) состоит из Бухгалтерского баланса.

Товарищество ведет бухучет в упрощенном порядке

ТСЖ, ТСН (как некоммерческие организации) вправе применять упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для тех товариществ, которые пользуются этим правом, бухгалтерская отчетность состоит из следующего:

Причем пользоваться нужно упрощенными формами этих документов, приведенными в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность ТСЖ (ТСН) сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения товарищество обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход) и расчет по форме 6-НДФЛ.

Подробнее на эту тему см.:

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль ТСЖ (ТСН) сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Если у ТСЖ (ТСН) обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

ТСЖ (ТСН) на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

ТСЖ (ТСН) на упрощенке признаются плательщиками единого налога (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Следовательно, товарищество обязано ежегодно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Причем обязанность по сдаче декларации не зависит от наличия в текущем году доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, товариществу на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

ТСЖ (ТСН) на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ (ТСН) не обязано. Исключение предусмотрено для товариществ, имеющих имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). По такому имуществу нужно будет платить налог и сдавать декларацию в общем порядке. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ (ТСН) для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН) , товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что товарищества на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов , если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ (ТСН) по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2012 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

ТСЖ (ТСН), как и другие страхователи, обязано сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ (ТСН), наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Подробнее на эту тему см.:

Раскрытие информации

ТСЖ (ТСН) обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице .

Раскрывать информацию ТСЖ (ТСН) обязано путем ее размещения:

  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124. При этом вновь созданные ТСН должны раскрыть информацию в срок не позднее 30 календарных дней с даты госрегистрации (п. 9 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).

Информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в тех же источниках (в Интернете – в течение 7 рабочих дней, на стендах – в течение 10 рабочих дней).

Об этом сказано в пунктах 5.1, 6, 15 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, ТСЖ (ТСН) обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет).

Регулярная отчетность по НДС требует от бухгалтера особой внимательности и точного понимания порядка заполнения всех строк декларации. Неверно проставленные коды или нарушение контрольных соотношений – причина отказа в приеме отчета, проведения камеральной проверки или привлечения к административной/налоговой ответственности.

Регламент сдачи отчетности

По действующему налоговому законодательству все декларации по НДС в обязательном порядке сдаются по ТКС-каналам. При формировании отчета необходимо следить за изменениями, вносимыми Министерством финансов в электронный формат документа. Для корректной сдачи декларации следует использовать только актуальную версию отчета.

На составление отчета плательщику НДС или налоговому агенту дается 25 дней после завершения квартала.

Имейте в виду: использование бумажного варианта декларации по НДС допускается лишь для тех субъектов хозяйственной деятельности, которые освобождены от налога на законном основании либо не признаны плательщиками НДС и отдельные категории налоговых агентов.

Состав декларации

Квартальная декларация по НДС содержит два раздела, обязательных к заполнению:

  • головной (титульный лист);
  • сумма НДС, подлежащих уплате в бюджет/возврату из бюджета.

Отчетный документ с упрощенным вариантом оформления (Титул и раздел 1 с проставленными прочерками) представляются в следующих случаях:

  • осуществление в подотчетном периоде хозяйственных операций, не подлежащих обложению НДС;
  • ведение деятельности за пределами российской территории;
  • наличие производственных/товарных операций длительного периода действия – когда для окончательного выполнения работ требуется более полугода;
  • субъект коммерческой деятельности применяет спецрежимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, ПСН, УСНО);
  • при выставлении счета-фактуры с выделенным налогом налогоплательщиком, освобожденным от НДС.

При наличии указанных предпосылок суммы реализации по льготируемым видам деятельности проставляются в разделе 7 декларации.

Для субъектов налогообложения, ведущих деятельность с применением НДС, обязательно заполнение всех разделов декларации, имеющих соответствующие цифровые показатели:

Раздел 2 – исчисленные суммы НДС для организаций/ИП, имеющих статус налоговых агентов;

Раздел 3 – суммы реализации, подпадающие под обложение налогом;

Разделы 4,5,6 – используются при наличии хозяйственных операций по нулевой налоговой ставке или не имеющих подтвержденного статуса «нулевиков;

Раздел 7 – указываются данные по освобожденным от НДС операциям;

Разделы 8 – 12 включают в себя свод сведений из книги покупок, книги продаж и журнала выставленных счетов-фактур и заполняются всеми плательщиками НДС, применяющими налоговые вычеты.

Заполнение разделов декларации

Отчетный регламент по НДС должен соответствовать требованиям инструкции Минфина и ФНС, изложенной в приказе № ММВ-7-3/558 от 29.10.2014г.

Титульный лист

Порядок заполнения главного листа декларации по НДС не отличается от правил, установленных для всех видов отчетности в ФНС:

  • Данные об ИНН и КПП плательщика прописываются в верхней части листа и не отличаются от сведений в регистрационных документах;
  • Налоговый период указывается кодовым обозначением, принятым для налоговой отчетности. Расшифровка кодов указана в приложении № 3 к Инструкции по заполнению Декларации.
  • Код налоговой инспекции – декларация представляется в то подразделение ФНС, где плательщик зарегистрирован. Точная информация обо всех кодах территориальных налоговых органов обнародована на сайте ФНС.
  • Наименование субъекта предпринимательской деятельности – в точности соответствует названию, указанному в учредительной документации.
  • Код ОКВЭД – в титульном листе прописывается основной вид деятельности по статистическому коду. Показатель указан в информационном письме Росстата и в выписке ЕГРЮЛ.
  • Контактный номер телефона, количество заполненных и передаваемых листов декларации и приложений.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 1

На титульном листе проставляется подпись представителя плательщика и дата формирования отчета. В правой части листа отведено место для подтверждающих записей уполномоченного лица налоговой службы.

Раздел 1

Раздел 1 является итоговым разделом, в котором плательщик НДС сообщает о суммах, подлежащих уплате или возмещению по результатам бухгалтерского/налогового учета и сведениям из раздела 3 декларации.

В листе обязательно указывается код территориального образования (ОКТМО), где налогоплательщик осуществляет деятельность и состоит на учете. В строке 020 фиксируется КБК (код бюджетной классификации) по этому виду налога. Плательщики НДС ориентируются на КБК по стандартной деятельности – 182 103 01 00001 1000 110. Уточнить КБК можно в последней редакции приказа Минфина № 65н от 01.07.2013г.

Внимание: при неточном указании КБК в декларации по НДС уплаченный налог не поступит на лицевой счет налогоплательщика и будет депонирован на счетах Федерального казначейства до выяснения принадлежности платежа. За просрочку уплаты налога будет начислена пеня.

Строка 030 заполняется только в том случае, если счет-фактура выставляется налогоплательщиком-льготником, освобожденным от НДС.

В строках 040 и 050 следует записать суммы, полученные по расчету налога. Если результат подсчета положительный, то сумма НДС к уплате указывается в строке 040, при отрицательном итоге результат записывается в строку 050 и подлежит возмещению из госбюджета.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 2

Раздел 2

Этот раздел обязаны заполнять налоговые агенты по каждой организации, в отношении которой они имеют этот статус. Это могут быть зарубежные партнеры, не уплачивающие НДС, арендодатели и продавцы муниципального имущества.

Для каждого контрагента заполняется отдельный лист раздела 2, где обязательно указывается его название, ИНН (при наличии), КБК и код операции.

При перепродаже конфиската или осуществлении торговых операций с иностранными партнерами налоговые агенты заполняют строки 080-100 раздела 2 – величина отгрузки и суммы, поступившие в качестве предоплаты. Итоговая сумма, подлежащая уплате налоговым агентом, отражается в строке 060 с учетом величин, проставленных в следующих строках – 080 и 090. Сумма налогового вычета по реализованным авансам (стр.100) уменьшает конечную сумму НДС.

Раздел 3

Основной раздел отчетности по НДС, в котором налогоплательщики совершают расчет подлежащего уплате/возмещению налога по предусмотренным законодательством ставкам, вызывает наибольшее количество вопросов у бухгалтеров. Последовательное заполнение строк раздела выглядит следующим образом:

  • В стр.010-040 отражается величина выручки от реализации (по отгрузке), облагаемой, соответственно, по применяемым налоговым и расчетным ставкам. Сумма, зафиксированная в этих строках, должна равняться величине дохода, учтенного на счете 90.1 и показанного в расчете налога на прибыль. При обнаружении расхождений показателей в декларациях фискальные органы затребуют пояснений.
  • Стр. 050 заполняется в частном случае – когда продается организация, как комплекс учетных активов. База налогообложения в этом случае – балансовая стоимость имущества, умноженная на специальный поправочный показатель.
  • Стр. 060 касается производственных и строительных организаций, ведущих СМР для собственных нужд. В этой строке воспроизводится стоимость выполненных работ, включающая в себя все реальные затраты, понесенные при строительстве или монтаже.
  • Стр.070 – в графе «Налоговая база» в этой строке следут поставить сумму всех денежных поступлений, поступивших в счет предстоящий поставок. Сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118 или 10/110, в зависимости от вида товаров/услуг/работ. Если реализация происходит в течение 5 дней после того, как предоплата «упадет» на расчетный счет, то эта сумма не указывается в декларации, как полученный аванс.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 3

В разделе 3 необходимо проставить суммы НДС, которые, в соответствии с требованиями п.3 ст.170 НК необходимо восстановить в налоговом учете. Это касается сумм, задекларированных ранее как налоговые вычеты по льготным основаниям – применение спецрежима, освобождение от обложения НДС. Восстановленные величины налога суммарно отражаются в стр. 080, с конкретизацией по строкам 090 и 100.

В строках 105-109 вводятся данные о корректировке сумм НДС в учете на протяжении подотчетного периода. Это может быть ошибочное применение пониженной налоговой ставки, неправомерное отнесение операций к необлагаемым или невозможность подтверждения нулевой ставки.

Общая величина начисленного НДС указывается в строке 110 и состоит из суммы всех показателей, отраженных в графе 5 строк 010-080, 105-109. Конечная цифра налога должна равняться сумме НДС в книге продаж по итогу оборотов за отчетный квартал.

Строки 120-190 (графа 3) посвящены вычетам, призванным сумму НДС к уплате:

  • Величина вычетов по строке 120 формируется на основании полученных от контрагентов-поставщиков счетов-фактур и равна сумме НДС в книге покупок.
  • Строка 130 заполняется по аналогии со стр. 070, но содержит данные от суммы налога, уплаченного поставщику, как предварительная оплата.
  • Строка 140 дублирует строку 060 и отражает налог, исчисленный от суммы фактических издержек при проведении СМР для нужд налогоплательщика.
  • Строки 150 – 160 относятся к внешнеторговой деятельности и составляют суммы НДС, уплаченные на таможне или начисленные на стоимость товаров, ввезенных в Россию из стран ТС.
  • В строке 170 необходимо прописать размер НДС, ранее начисленный на поступившие авансы, если в отчетном квартале произошла реализация.
  • Строка 180 заполняется налоговыми агентами и содержит величину НДС, указанную в строке 060 Раздела 2.

Результат от сложения сумм вычетов по всем законным основаниям фиксируется в строке 190, а строки 200 и 210 – итог от совершения арифметических действий между строками 110 гр.5 и 190 гр.3. Если результат от вычитания из начисленного НДС суммы вычетов будет положительным, то полученная величина отражается в строке 200, как НДС к уплате. В противном случае, если размер вычетов превышает рассчитанную сумму НДС, следует заполнить стр. 210 гр. 3, как НДС к возмещению.

Отраженные в строках 200 или 210 раздела 3 суммы налога должны попасть в строки 040-050 раздела 1.

В декларации по НДС предусмотрено заполнение двух приложений к разделу 3. Эти формуляры заполняются:

  • По основным средствам, которые используются в не облагаемой НДС деятельности. Важное условие – налог по этим активам ранее был принят к вычету и теперь подлежит восстановлению в течение 10 лет. В приложении отражается индивидуально вид ОС, дата ввода в эксплуатацию, сумма, принятая к вычету за текущий год. Это приложение должно быть заполнено только в декларации за 4 квартал.
  • По зарубежным компаниям, работающим на территории РФ через собственные представительства/филиалы.

Разделы 4, 5, 6

Указанные разделы подлежат заполнению только теми плательщиками, которые в своей деятельности используют право на применение нулевой ставки НДС. Отличие между разделами состоит в некоторых нюансах:

  • Раздел 4 заполняется налогоплательщиком, который способен документально подтвердить правомерное использование ставки в 0%. В разделе 4 предусмотрено обязательно отражение кода хозяйственной операции, суммы полученной выручки и величины декларируемого налогового вычета.
  • Раздел 6 заполняется в случаях, когда на дату представления декларации налогоплательщик не успел собрать полный пакет документов для подтверждения льготы. Необоснованные операции вносятся в раздел 6, но впоследствии могут быть приняты к возмещению и перенесены в раздел 4. Для этого необходимо наличие документации.
  • Раздел 5 предстоит заполнить тем «нулевикам», которые ранее заявили вычет по документам, но получили право на применение льготной ставки только в данном отчетном периоде.

Важно: при наличии нескольких оснований по применению раздела 5 налогоплательщик должен заполнить раздельно каждый отчетный период, когда был заявлен вычет.

Раздел 7

Этот лист предназначен для передачи сведений по операциям, которые были совершены в отчетном квартале и, согласно ст. 149 п.2 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Все задокументированные коммерческие действия группируются по кодам, которые поименованы в Приложении № 1 к действующей инструкции.

К категории операций, отражаемых в разделе 7, относятся и денежные суммы, поступившие на банковский счет налогоплательщика в счет готовящихся поставок.

Необходимо соблюсти только одно условие – изготовление продукции или претворение работ носит долговременный характер и будет завершено через 6 календарных месяцев.

Разделы 8, 9

Относительно недавно появившиеся разделы предусматривают внесение в декларацию сведений, перечисленных в книге продаж/книге покупок за подотчетный период. Для того, чтобы фискальные органы могли автоматически провести камеральную проверку, в этих листах указываются все контрагенты, «попавшие» в налоговые регистры по НДС.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 4

Образец налоговой декларация по НДС, часть 5

По регламенту в разделах 8 и 9 следует раскрыть информацию о поставщиках и покупателях (ИНН, КПП), реквизитах полученных или выданных счетах-фактурах, стоимостных характеристиках товаров/услуг, суммах выручки и начисленного НДС.

Важно: модули электронной отчетности дают возможность до сдачи декларации провести сверку данных разделов 8 и 9 с контрагентами. Иначе, в случае несоответствия данных в ходе перекрестной проверки в ИФНС суммы к вычету, не соответствующие книге продаж поставщика, могут быть исключены из расчета и сумма НДС к уплате возрастет.

В случае исправления данных в ранее задекларированные счета-фактуры налогоплательщик обязан сформировать приложения к разделам 8 и 9.

Раздел 10, 11

Эти листы носят специфический характер и подлежат оформлению только субъектам предпринимательства нескольких категорий:

  • комиссионеры и агенты, работающие в пользу третьих лиц;
  • лица, оказывающие экспедиторские услуги;
  • предприятия-застройщики.

В разделах 10-11 должны быть перечислены сведения из журнала полученных и предъявленных счетов-фактур с суммами НДС и облагаемого оборота.

Раздел 12

Лист предназначен для включения в декларацию налогоплательщиками, имеющими освобождение от НДС. Критерий заполнения раздела 12 – наличие счетов-фактур с выделенным НДС, предъявленных контрагентам.

Читайте также: