Нарушения законодательства в сфере ндс квалификация факты статистика

Опубликовано: 19.05.2024

image_pdf
image_print

Проводя камеральную проверку по НДС, налоговики прежде всего обращают внимание на типичные ошибки, которые допускают налогоплательщики. Федеральная налоговая служба неоднократно упоминала об этих нарушениях в своих публикациях, мы же постарались собрать основные из них воедино.

Занижение налоговой базы

Занижение базы для расчета налога — одна из наиболее частых ошибок, которая обнаруживается при проверке. В таблице ниже представлены самые распространенные нарушения, которые приводят к ошибочному занижению налоговой базы по НДС:

Суть нарушения Норма Налогового кодекса
Не полностью отражена в учете реализация продукции (чаще всего налоговая база не скорректирована в соответствии с рыночной ценой). раздел V.I, п.1 ст.146, ст. 153
В базу не включены строительно-монтажные работы для собственного потребления (что именно относится к СМР, рекомендуется уточнять по ОКВЭД). пп. 2 п. 1 ст. 146
В базе не отражено имущество, переданное безвозмездно. п.1 ст.146
В базу не включены суммы предоплаты (полной либо частичной) в счет предстоящих поставок. п.1 ст.154
Компании — налоговые агенты (чаще всего арендаторы государственного имущества) занижают базу либо вовсе не исполняют обязанности по исчислению и уплате НДС. п. 2, 3 ст. 161

Неправомерное неначисление, неуплата и освобождение от НДС

Типичные операции, при которых налогоплательщики ошибочно не исчисляют НДС, представлены в таблице ниже.

Суть нарушения Норма Налогового кодекса
Не начислен НДС по товарам (работам, услугам), переданным для собственного потребления, расходы по которым не относятся на прибыль. пп. 2 п. 1 ст. 146
Организация, не являющаяся плательщиком НДС, выставила покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, однако его не уплатила. п.5. ст.173
Налог не начислен в связи с применением освобождения при продаже товаров, необлагаемых НДС, но документы, подтверждающие реализацию, не предоставлены. ст. 149

Неправомерное применение либо завышение налоговых вычетов

Механизм налоговых вычетов предполагает для их применения наличие определенных оснований. Если компания не может документально подтвердить обоснованность применения вычетов по НДС, ей грозит доначисление сумм налога, а также штрафные санкции. Чаще всего налогоплательщики безосновательно принимают к вычету суммы налога в случаях, перечисленных в следующей таблице.

Суть нарушения Норма Налогового кодекса
Неправомерное применение вычетов налога в отношении услуг, приобретенных для деятельности, которая освобождена от НДС. п. 2 ст. 149, п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171
Принятие к вычету «входного» НДС по операциям, по которым отсутствуют договоры, счета-фактуры либо документы, свидетельствующие о постановке приобретенных ценностей на учет. п.1 ст. 172
Неправомерное применение вычетов в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, которые не признаются объектом налогообложения. пп.1 п. 2 ст.171
Неправомерное принятие к учету «входного» НДС и применение вычетов по операциям с ненадежными контрагентами (фирмами-однодневками). Документы содержат недостоверную информацию либо подписаны лицами, не имеющими полномочий. Сделка имеет признаки фиктивной. п. 2 ст.169, пп.1,2 ст.171, п.1 ст.172
Необоснованное применение вычетов по экспортным сделкам при отсутствии полного пакета документов, предусмотренного статьей 165 Налогового кодекса. п.3 ст.172

Невосстановление сумм НДС

Законодательство предусматривает случаи, когда принятый ранее к вычету НДС необходимо восстановить — все они перечислены в пункте 3 статьи 170 НК РФ. Специалисты ФНС обращают внимание, что типичной ошибкой налогоплательщиков является невосстановление сумм налога в следующих ситуациях:

  • когда компания переходит на налоговый спецрежим;
  • когда компания реализует товар, за который ранее перечислялась предоплата, а НДС с нее принимался к вычету.

В первом случае НДС по товарам (услугам, работам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, следует восстановить в периоде, который предшествует переходу на специальный налоговый режим. Во втором случае НДС восстанавливается в том периоде, когда компания может заявить вычет по товарам, в счет которых был получен аванс, то есть по мере их реализации.

Отсутствие раздельного учета

Если компания наряду с облагаемой НДС деятельностью осуществляет операции, которые не облагаются этим налогом (освобождены от него), то в соответствии с требованием пункта 4 статьи 149 НК РФ следует вести раздельный учет таких операций. В случае отсутствия раздельного учета принимать НДС к вычету налогоплательщик не может в силу пункта 4 статьи 170 НК РФ, равно как не имеет права уменьшить за счет этих расходов налогооблагаемую прибыль. Однако нередко компании пренебрегают требованиями указанных норм закона, за что по результатам камеральной проверки получают доначисления НДС и штрафные санкции.

Неправомерное применение льготной налоговой ставки

Применение налоговой ставки в размере 10% регулируется пунктом 2 статьи 164 НК РФ. Чаще всего налогоплательщики ошибочно применяют эту ставку в отношении товаров медицинского назначения. При проверке выясняется, что указанные товары не относятся к группе медицинских в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, следовательно, применять к ним пониженную ставку НДС неправомерно.

Мы привели нарушения, которые являются самыми популярными по информации Налоговой службы. Однако этот перечень далеко не полный, и на практике ошибок, которые допускают налогоплательщики НДС, гораздо больше.

Библиографическая ссылка на статью:
Макаров М.А. Проблемы администрирования возмещения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89362 (дата обращения: 23.04.2021).

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) выступает в качестве одного из самых значимых косвенных налогов, исчисление которого производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Значимость данного вида налога определена, прежде всего, высокой долей в структуре доходов федерального бюджета. Основная доля поступлений ненефтегазовых доходов приходится на налог на добавленную стоимость (54,6% в 2013 году и 56,3% в 2017 году) , при этом его значение в налоговой системе Российской Федерации неуклонно возрастает [7, стр. 115-117].

Вместе с тем, с точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее сложных налогов в российской практике, что подтверждается постоянным пересмотром законодательных положений, регулирующих правовую сущность данного налога. Методика взимания НДС предполагает исчисление как самого налога, так и возмещения его из федерального бюджета. Именно с последним направлением связана особая актуальность исследования правовой природы налога на добавленную стоимость, в частности, порядка его возмещения.

Несовершенство установленного в налоговом законодательстве порядка возмещения НДС создает для налогоплательщиков благоприятные условия для необоснованного применения вычетов НДС. В связи с этим проблемы налогового администрирования возмещения НДС, приобретают наибольшую значимость.

Основной проблемой для налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки (далее – КНП) по НДС является установление факта наличия схемных операций, применяемых налогоплательщиком, для завышения вычетов, заявленных в налоговой декларации.

Так наиболее встречающимися схемными операциями, связанные с неправомерным возмещением НДС, являются [6, стр. 111-115]:

– фиктивное наращивание цены товара (создание ряда подконтрольных организаций с дальнейшей перепродажей товара выгодоприобретателю);

– фиктивное наращивание расходов по основному виду деятельности организации (создание фиктивных расходов и получения вычетов по НДС, либо с целью увеличения добавленной стоимости товара и уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения);

- использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, для подтверждения факта отправки экспортируемого товара;

Помимо использования схемных операций, также отсутствует отдельная форма отчетности по возмещению НДС , связанная с деятельностью организаций, заявивших в налоговых декларациях возмещение НДС. Хоть в настоящее время автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3») показывает соответствие счет – фактур, указанных продавцом и покупателем в книге покупок и книге продаж, но данный программный комплекс не рассчитан на выявление «сложных» разрывов НДС, как и автоматического нахождения выгодоприобретателя, что позволят недобросовестным налогоплательщикам использовать схемы по возмещению НДС [5]. Именно для этого инспектора осуществляет комплексный системный анализ каждой организации, подавшей налоговую декларацию на возмещение НДС. При ведении отдельной формы отчетности по возмещению НДС, был бы возможен анализ состояния дел в сфере государственного регулирования возмещения НДС.

Также одной из проблем является увеличение стоимости администрирования НДС как со стороны государства, так и со стороны частного сектора экономики. Процедура исчисления и уплаты НДС, осуществление налогового контроля и разрешение налоговых споров по НДС является наиболее трудоемкой для бухгалтеров, для налоговых инспекций и для арбитражных судов. Высокая сложность механизма исчисления и уплаты НДС требует высокой квалификации сотрудников бухгалтерии предприятия и работников налоговых органов. Процедура исчисления налога различается в зависимости от отраслевой специфики хозяйствования, содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок.

Одной из проблем администрирования возмещения НДС является затяжной характер возврата налога на добавленную стоимость.

Таблица 1. Этапы возмещения налога на добавленную стоимость [1]:

Одновременно с этим решением принимается:

- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что даже до подачи апелляционной жалобы срок возмещения НДС может затянутся на 9 календарных месяцев, при обязанности налогоплательщика представлять налоговую декларацию раз в три месяца.

Федеральная налоговая служба комплексно решает проблемы, заложенные в администрировании процедуры возмещения НДС. Так, например, для установления факта наличия схемных операций программный комплекс АИС Налог-3 синхронизируется с базой таможенной службы и устанавливает информацию о реальном производителе товаров, а также о наценке на товар.

Также одним из решений данной проблемы может стать синхронизация работы АИС Налог-3 с базами Центрального банка РФ и Росфинмониторинга. Синхронизация поможет налоговым органам в режиме онлайн выстраивать цепочки транзитного движения денежных средств для дальнейшего установления выгодоприобретателя.

В связи с многообразием деятельности различных организаций, а также отсутствием отдельной формы отчетности, связанной с деятельностью организаций, заявивших в налоговых декларациях возмещение НДС, ФНС России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы комиссий по декларациям, заявленным к возмещению НДС, которые составляются, обобщаются и анализируются Управлениями субъектов РФ и представляются ежемесячно в ФНС РФ.

Для упрощения администрирования НДС при проведении налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания [4].

Относительно сроков проведения камеральной налоговой проверки, необходимо усилить роль мероприятий предварительного контроля (мероприятия, которые проводятся еще на стадии получения налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик готовится совершить определенную операцию. Отведенного двухмесячного срока проведения налоговой проверки бывает недостаточно, чтобы собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС).

Тем не менее, об эффективности реализации фискальной функции НДС можно судить по коэффициенту собираемости налога, который представляет собой отношение суммы фактически поступившего НДС к сумме налоговой задолженности

Таблица 2. Динамика объема поступлений и начислений НДС в бюджет РФ, коэффициента собираемости по данным ФНС РФ за 2015 – 2018 годах [3]

Показатель 2015 2016 2017 2018
Начислено к уплате, млн. руб. 2 589 2 843 3 153 3 698
Поступило в бюджет млн. руб. 2 448 2 657 3 069 3 574
Коэффициент собираемости 94,6 93,4 97,3 96,6

За последние 4 года коэффициент собираемости НДС вырос на 2 %, что также подчеркивает проведение комплексной работы ФНС по улучшению администрирования НДС в целом, но это также и говорит о том, что потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным.

[1] В случае если налогоплательщик не подал апелляционную жалобу в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

    НДС: нововведения 2021 года

    Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

    Налоговые нововведения

    1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

    2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

    • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
    • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
    • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

    3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

    4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

    Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

    С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

    5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

    • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
    • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
    • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

    6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

    • в Крым, Севастополь и обратно;
    • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
    • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

    Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

    Ставки НДС

    В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

    Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

    Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

    Ставка 10% применяется при реализации:

    • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
    • товаров для детей;
    • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
    • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
    • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

    Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

    Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

    Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

    В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

    • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
    • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
    • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

    Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

    • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
    • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
    • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
    • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

    Рассмотрим эти пункты подробнее.

    Недочеты в документах

    Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

    Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

    Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

    Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

    Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

    Сомнения в реальности совершенной сделки

    Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

    Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

    В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

    Нарушение законодательства контрагентами

    По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

    При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

    Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

    Контрагент имеет признаки компании-однодневки

    Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

    Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

    Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

    • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
    • храните электронную переписку с контрагентами;
    • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
    • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

    1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

    2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

    3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

    4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

    5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

    6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

    7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

    8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

    9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

    10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

    11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

    НДС является самым противоречивым налогом. По нему претензии налогового органа могут быть связаны и с фиктивным документооборотом, и с подписанием документов неуполномоченным лицом, и с дроблением бизнеса. При этом у налогового органа появляются все новые и новые средства для проверки «бумажного НДС», а также для доначисления налогов.

    Чаще всего претензии налоговиков связаны с разрывами в НДС. Представим себе ситуацию: вы нашли контрагента, провели проверку, но система автоматического контроля выявляет разрыв в цепочке НДС, который произошел не у вас, а у вашего контрагента. Проверяют уплату НДС и разрывы в данном налоге автоматически. АСК НДС – это автоматическая система контроля, которая за короткое время отследит путь товара и расчетов – от производителя к конечному потребителю через цепочку продавцов-посредников. АСК НДС-3 сразу покажет порядок расчетов, выявит реальность хозяйственной деятельности участников сделки и установит признаки взаимозависимости контрагентов. Если присовокупить автоматическую выгрузку информации о сделках из книг покупок и продаж контрагентов, то становится очевидным отсутствие шансов на успех у компании, которая, не имея достаточных оснований, подала декларацию по НДС с заявленной к возмещению суммой налога.

    С 2020 года применяется программный комплекс «Контроль НДС», который позволяет:

    • используя более совершенные способы контроля, «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний;
    • отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства;
    • обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

    На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются банки. Это значит, что, кроме книг покупок и продаж, в онлайн-режиме будут отображаться и движения денег по счету компании. При этом банки и налоговый орган контролируют все виды расчетов с: физлицами, юрлицами, предпринимателями, самозанятыми.

    Выгрузка древа НДС 5–6-го колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40–50 минут времени. Таким образом, сотрудник налогового органа может за небольшое время посмотреть цепочки связей нескольких компаний и найти ошибки и разрывы в НДС. Ведь на практике как бы идеально вы ни старались вести деятельность, как бы ни собирали документы, проверить всех контрагентов просто невозможно. Как технически, так и в связи с отсутствием необходимых ресурсов.

    К техническим изменениям можно отнести следующие. Появился отдельный модуль «Операции особого контроля». В первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы оптимизации, хотя может коснуться и не прибегающих к ним, но так или иначе работающих с контрагентами, которые используют эти схемы.

    Под особый контроль налоговых органов попадает несколько операций:

    • расхождения по журналам;
    • нарушение контрольных соотношений;
    • сомнительные начисления;
    • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т. д.).

    Сейчас показатель налогового разрыва по НДС составляет всего 0,43%, хотя еще четыре года назад он держался на уровне 8%. И с новыми программными продуктами подразумевается, что проверка будет проходит более тщательно.

    Проверка движения денежных средств

    Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур. Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2016 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц. С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

    В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

    Проверка банковских гарантий

    Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС. При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию. А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

    Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

    При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

    Проверка налоговых деклараций по НДС

    Проверка налоговых деклараций по НДС является одним из видов налоговых проверок – видом камеральной проверки. Проверка декларации осуществляется в автоматическом режиме путем проверки контрольных соотношений. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

    Первое, на что обращают внимание контролирующие органы, – дата представления декларации. Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС. Соответственно, несвоевременная сдача декларации влечет налоговые штрафы.

    Второе, на что проверяется налоговая декларация, – это применение заявительного порядка для НДС. Не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС осуществляется оценка на соответствие условиям:

    а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

    - налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска;

    - возмещение НДС из бюджета РФ заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении подтверждения суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

    - более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (ИП) уровней риска и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

    б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации.

    Третье – налоговым органом оценивается соблюдение следующих условий:

    • отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
    • отсутствие противоречий или несоответствий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее – расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ;
    • отсутствие признаков нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ.

    Налоговики откажут в применении налогового вычета по НДС, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, установлены обстоятельства, свидетельствующие о:

    • наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни;
    • выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухучете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
    • несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок;
    • наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ, налоговым органам в соответствии с положениями рекомендаций ФНС РФ по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 № ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

    Применение нового регламента проверок НДС

    Проведение проверок налогов осуществляется в строгом соответствии с регламентными процедурами. Но регламенты также не стоят на месте. Исходя из регламента проверки НДС, необходимо обратить внимание на то, что в регламенте выделены следующие операции особого контроля:

    • Расхождения по журналам. Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но и по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур».
    • Контрольные соотношения. Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств.
    • Сомнительные начисления. Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога.
    • Несопоставляемые операции. Операции в декларациях с признаками риска, цель которых – избежать автоматизированного контроля. Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

    По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня с:

    • несоответствиями и противоречиями «технического характера»;
    • признаками «схемных» нарушений.

    Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте. Критериями для присвоения баллов станут размер внеоборотных активов, среднесписочная численность сотрудников и размер оплаты труда, наличие в собственности объектов для осуществления деятельности, записи о недостоверности сведений, информация по расчетным счетам, доля вычетов по НДС в общей сумме налога.

    Применение оперативного контроля

    Кассы передают в налоговую следующую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги. А также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д. Соответственно, по кассе виден объем ваших продаж и НДС, который соответствует реализуемой продукции.

    Оперативный контроль является видом контроля при применении контрольно-кассовой техники. Однако одновременно оперативный контроль позволяет выявить случаи неначисления НДС. НК РФ дополняется новым разделом – «Оперативный контроль». Оперативный контроль планируют осуществлять как в форме мониторинга, так и оперативных проверок:

    Мониторинг расчетов будет осуществляться ФНС с использованием автоматизированной информационной системы.

    В ходе оперативных проверок будут проводить мероприятия налогового контроля, в том числе наблюдение и контрольные закупки. При проведении оперативной проверки налоговые органы смогут привлекать органы ФСБ. Оперативная проверка может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей оперативной проверки за тот же период в случае поступления в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций.

    То есть фактически ФСБ будет проводить дополнительную проверку НДС посредством проверки кассовой дисциплины. Также при проверке контрольно-кассовой техники и НДС налоговый орган получит дополнительный способ приостановления деятельности компании. Если организация за год неоднократно нарушит обязанности фиксации расчетов и сумма незафиксированных расчетов превысит 1 млн рублей, ее деятельность могут приостановить на срок до 90 суток, а также ограничить доступ к ее сайтам, мобильным приложениям, страницам в соцсетях, аккаунтам мессенджеров, которые используются для предоставления информации о товарах и услугах в сети, а также их приобретения.

    Оперативный контроль станет быстрее других форм налогового контроля. Организации обязаны предоставлять истребованные документы в ходе оперативной проверки в течение трех дней со дня получения соответствующего требования. Предусмотрено всего пять дней для представления необходимых пояснений или десять дней для внесения соответствующих исправлений после сообщения, поступившего от налогового органа о том, что при проведении мониторинга выявлены противоречия или несоответствия при фиксации расчетов.

    Проверка НДС в сделках со взаимозависимыми лицами

    Взаимозависимые лица подвергаются особому контролю, что неудивительно, поскольку в этом случае рисков необоснованной налоговой выгоды больше. Однако в рамках семейного бизнеса, бизнеса, построенного на развитии предпринимательских инициатив у персонала, варианты взаимозависимости встречаются достаточно часто.

    Проверка осуществляется на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную либо камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

    Согласно подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ одним из налогов, по которому в данной ситуации проверяется полнота исчисления и уплаты, считается НДС при условии, что одной из сторон сделки признается организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика по данному налогу.

    К претензиям налоговиков можно отнести необходимость корректировки налоговой базы, которая может быть выявлена налоговым органом и при проверке полноты исчисления и уплаты налога на прибыль или НДФЛ (для ИП). В этом случае не имеет значения, признается ли другая сторона сделки плательщиком НДС (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № 11АП-5243/2015 по делу № А72-1222/2014). Поэтому лучше не злоупотреблять сделками со взаимозависимостью, так как это будет автоматически критерием налогового риска.

    Проведение осмотра помещений

    Представим себе ситуацию: вы заявили НДС к вычету, но товар находится в пути или вы его не забрали со склада продавца, а может быть, ваш товар уникален и еще не произведен, но НДС вы уже заявили к вычету. Проведя осмотр, представители налогового органа не увидят товар, следовательно, могут сделать вывод о фиктивности сделки и, как результат, откажут в вычете в НДС.

    Осмотр проводится только после уведомления налогоплательщика. Осматриваются только предметы и территории, которые принадлежат проверяемому, а не третьим лицам.

    Осмотр может проводиться:

    1) в рамках проверки:

    а) выездной – во всяком случае;

    б) камеральной – если проверяется декларация по НДС, в которой (либо-либо):

    - заявлено право на возмещение налога;

    - имеются несоответствия или сведения, которые противоречат сведениям декларации контрагента;

    2) вне рамок проверки – могут быть осмотрены документы и предметы, если (либо-либо):

    - они были получены инспекцией в результате ранее проведенных контрольных мероприятий;

    - при согласии владельца этих предметов на их осмотр.

    В статье 92 НК РФ не упомянуто только, что именно инспекторы могут осматривать. Этот пробел восполнен в подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, где сказано, что в порядке ст. 92 проверяющие могут осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

    Дополнительно налоговый орган может осуществлять выемку документов и предметов. Если представители компании или любые другие лица не пускают проверяющих в офис, то они могут быть наказаны по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ штрафом в размере 10 тыс. рублей.

    В заключение необходимо отметить, что налоговый орган имеет достаточно много оснований для проверки уплаты НДС. Нужно отметить, что налогоплательщики находятся в более невыгодном положении, поскольку налогоплательщик не может проверить всю цепочку контрагентов, гарантировать поставку товара на склад в срок, отсутствие задолженности. Но все нестандартные ситуации могут являться основанием для доначисления НДС и отказа в возмещении налога.

    Читайте также: