Налоговый период по ндс рб

Опубликовано: 10.05.2024

Bankchart рассказывает, что такое НДС, как рассчитывается налог, как осуществляется возврат налога на добавленную стоимость.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое НДС?
  2. Объекты налогообложения
  3. Плательщики НДС
  4. Ставки НДС в РБ
  5. Расчет НДС
  6. Возврат НДС
  7. Электронная счет-фактура по НДС
  8. Льготы по НДС
  9. НДС в Украине

Что такое НДС?

Наверное, многие из нас, делая покупку в том или ином магазине, видели в товарном чеке аббревиатуру НДС. Многие, наверное, даже знают, как она расшифровывается. Но, что это такое, знают, далеко, не все. Итак, что такое НДС и «с чем его едят», пробуем сегодня разобраться.

Налог на добавленную стоимость или НДС – один из наиболее распространенных косвенных налогов, взимаемый в большинстве стран мира. Суть сего налога состоит в том, что к цене реализуемого товара или предоставляемой услуги прибавляется надбавка в виде процента от их стоимости.

Для лучшего восприятия вышенаписанной информации, приведем пример.

Допустим, вы владелец компании, которая использует общую систему налогообложения. Ваша компания произвела продукт, стоимость которого составила 400 белорусских рублей. Перед тем, как отправлять сей продукт на прилавки магазина, согласно законодательству РБ, необходимо к указанной нами стоимости добавить 80 рублей (20% от 400 рублей). Получится 480 белорусских рублей, это будет цена вашего товара. Где 400 руб. – себестоимость, 80 руб. – НДС.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Приведенные нами расчеты являются достаточно упрощенными. На самом же деле все расчеты выглядят значительно сложнее.

Объекты налогообложения

Объектами обложения при расчете НДС в Республике Беларусь принято считать:

  • стоимость ввозимых на территорию РБ товаров;
  • обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории страны.

Плательщики НДС

В первом пункте мы разобрали понятие налога на добавленную стоимость и его суть. Во втором – мы узнали, что же является объектами обложения по НДС. Пришло время выяснить, кто же является плательщиками сего налога.


Кстати, необходимо отметить, не признаются плательщиками НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ставки НДС в РБ

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.


Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Расчет НДС

Многие предприниматели (настоящие или будущие) могут задаться вопросом: «Как посчитать НДС?» или «Как рассчитывается НДС?».

В силу развития современных технологий и свободного доступа к сети интернет, произвести расчет НДС достаточно просто. Необходимо лишь найти и использовать НДС калькулятор.

Так же для расчета можно использовать две простые и широко распространенные формулы:

Формула расчета НДС (для начисления):

НДС = Цена без НДС х 0,2 + Цена без НДС

Формула расчета НДС (выделить НДС)

НДС = Цена с НДС х 20/120

Возврат НДС

Теперь хотелось бы поговорить о таком явлении как возврат НДС. Данный пункт статьи будет актуальным, в первую очередь, любителям попутешествовать и чего-нибудь прикупить за границей.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

На размер суммы возврата влияют несколько факторов:

  • ставка НДС, принятая в том государстве, где был приобретен товар;
  • минимальна стоимость покупки, с которой возвращается НДС;
  • срок подачи заявления о возврате;
  • срок действия таможенной печати.

Нужно отметить, возврат средств осуществляется не по всем группам товаров (например, при покупке ювелирных изделий или продуктов питания).

Имейте ввиду, как правило, возврат осуществляется через компании-посредники, а они взимают комиссию (% от суммы возврата) за свои услуги. Получить же возврат можно либо на банковскую карту, либо наличными в одном из пунктов Tax Free cash Refund.

Основные правила для Белорусов, осуществляющих покупки за пределами РБ и желающих получить возврат НДС по системе Tax Free:


Электронная счет-фактура по НДС

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

Форма этого документа утверждается Министерством по налогам и сборам. И заполняется на портале сего же министерства.

Нужно отметить, ЭСЧФ не является первичным документом, поэтому счет-фактура по НДС формы СФ-1 является до сих пор обязательным для заполнения документом.

В каких случаях составляется и не составляется электронный счет-фактура?


Льготы по НДС

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует перечень работ и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В их число входят:

  • медицинские услуги;
  • ветеринарные мероприятия;
  • услуги, связанных с организацией похорон;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
  • туристические услуги;
  • работы (услуги) в области космической деятельности.

ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

10.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - основной косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Система взимания НДС, используемая в Республике Беларусь, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, то есть суммы, добавленной производителем к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1. Организации, определенные п. 2 ст. 13 НК (юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы).

2. Индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

3. Физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья, материалов и др., так как компенсирует эти затраты за счет покупателя своего товара, перекладывает налог. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный его потребитель. Поэтому НДС относят к налогам на потребление (косвенным).

Таким образом, добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, факты совершения сделок, результатом которых является изменение права собственности на товары, результаты работ, услуг, является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика заплатить налог, то есть объектом налогообложения.

Другим объектом НДС является импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.

При определении налоговой базы оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

Плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты (ст. 107 НК).

Вычету подлежат следующие суммы налога:

- предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

- уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, – либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит возврату плательщику в порядке, установленном НК.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц.

Закон устанавливает две ставки налога: стандартную и пониженную. Последняя применяется при налогообложении основных продуктов питания и товаров детского ассортимента.

Ряд товаров и услуг полностью освобождены от налогообложения. Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг либо компенсируется налогоплательщику из бюджета, либо включается в себестоимость продукции.

Налоговые ставки по НДС составляют: 0, 10, 20 процентов. С целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам за рубежом, при их экспорте НДС не взимается.

0 (ноль) процентов - при реализации:

- товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

- экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

- работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

- работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

Ставка в размере 0 процентов применяется также при поступлении сумм, указанных в пункте 18 статьи 98 НК, при реализации товаров (работ, услуг), указанных выше;

- при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей»).

3. 20 процентов (основная ставка).

4. 9,09 (10 / 110 * 100) и 16,67 (20 / 120 * 100) процентов, соответствующие ставкам в размере 10 и 20 процентов, полученные путем сложного счета, при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога.

5. 0,5 процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Плательщики, избравшие отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость календарный квартал, информируют о принятом решении налоговые органы по месту постановки на учет:

– путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, подаваемой не позднее 20 января текущего календарного года, при возникновении объекта налогообложения в течение текущего календарного года – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– в письменной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, при реорганизации организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации правопреемника (правопреемников) этой организации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, или записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Принятое плательщиком решение о выборе отчетного периода (календарный месяц или календарный квартал) изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок уплаты НДС при импорте товаров из Беспублики Беларусь (в том числе сроки)? Какую отчетность нужно сдать в налоговый орган и таможенный орган?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При импорте товаров из Республики Беларусь (далее - РБ) организация должна уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Не позднее этой же даты в налоговый орган по месту учета организации представляется налоговая декларация по косвенным налогам с приложенными к ней соответствующими документами.
Организации необходимо будет также не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад, представить статистическую отчетность в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ.

Обоснование вывода:

НДС

Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия учредили Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) путем подписания соответствующего договора (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор), вступившего в силу с 01.01.2015 (п. 1 ст. 1 Договора, смотрите письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65729), который регулирует в том числе и вопросы налогообложения (Раздел XVII Договора). В общем случае в рамках ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора).
В связи с этим при ввозе товаров в государство - член ЕАЭС таможенное декларирование не производится, пошлины не взимаются, а уплачиваются лишь косвенные налоги по принципу страны назначения (п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 72 Договора).
В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств ЕАЭС необходимо руководствоваться:
- договором;
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее - Протокол) (Астана, 29.05.2014);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол обмена) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
- НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Если российский покупатель приобретает и ввозит на территорию РФ (импортирует) товары из РБ, то он должен исчислить и уплатить НДС в налоговый орган по месту своей постановки на учет. Причем эта обязанность возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п.п. 13, 13.1 Протокола)*(1).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у покупателя импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров, под которой понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за эти товары согласно условиям договора (контракта). Для целей определения налоговой базы стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). По мнению специалистов финансового ведомства, принятием на учет импортируемых товаров следует признавать отражение операций по их приобретению в бухгалтерском учете (письма Минфина России от 19.10.2016 N 03-07-13/1/60883, от 25.07.2016 N 03-07-13/1/43356, от 13.07.2016 N 03-07-13/1/41057). Налог, в зависимости от вида ввозимого товара, исчисляется по налоговым ставкам, установленным п.п. 2, 3 ст. 164 НК РФ (10 или 20%) (п. 17 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).
Уплатить исчисленную сумму НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).
Не позднее этой же даты российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@. Этим же приказом утвержден порядок заполнения указанной декларации (далее - Порядок). Вместе с декларацией представляются документы, поименованные в п. 20 Протокола, в частности:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (форма и правила заполнения Заявления установлены Приложениями 1, 2 к Протоколу обмена);
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированным товарам;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РБ в РФ (например, транспортные и (или) товарные накладные);
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством РБ. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством РБ, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РФ*(2).
Если организация закупает в РБ не подакцизные товары, то в декларацию включаются титульный лист и раздел 1 декларации (п. 1.2 Порядка). В общем случае в разделе 1 декларации сумма исчисленного НДС указывается в строке 031 и переносится в строку 030 (п.п. 4.5, 4.6 Порядка).
В книге продаж рассматриваемая операция не отражается*(3).
Если приобретенные в РБ товары используются в облагаемой НДС деятельности, то организация сможет принять к вычету НДС, уплаченный при импорте этих товаров, после постановки их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога (п. 26 Протокола, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Как указывают уполномоченные органы, право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, ФНС России от 21.03.2016 N ЕД-4-15/4611@). В книге покупок необходимо будет зарегистрировать Заявление с отметками налоговых органов об уплате НДС (пп. "е" п. 6 Правил ведения книги покупок).

Статистическая отчетность

Российское лицо, заключившее сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС, обязано представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 278 Закона N 289-ФЗ*(4)). На сегодняшний день действуют Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила).
Если рассматриваемая сделка не указана среди исключений, поименованных в п. 3 Правил, то организация обязана представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ, статистическую форму*(5) не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад (п.п. 5, 6, 7 Правил).
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России в сети Интернет, независимо от наличия или отсутствия у организации усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у организации электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством сети Интернет.
В случае отсутствия у организации электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган (п. 7 Правил)*(6).
Определить таможенный орган, в который необходимо представить статистическую форму, можно на официальном сайте ФТС России (http://www.customs.ru/index.php?option=com_centstruct&view=struct&Itemid =1826, https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Page/Index/Stat).

Валютный контроль

Использование иностранной валюты и валюты РФ в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ*(7)). Поэтому при осуществлении расчетов по договору международной купли-продажи, предусматривающих, в частности, ввоз на территорию РФ товаров, может возникнуть обязанность поставить такой договор (контракт) на учет в уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма обязательств по таким договорам равна или превышает 3 000 000 руб. (для импортных контрактов) (п.п. 4.1, 4.2 Инструкции*(8)). Порядок постановки на учет контрактов установлен главой 5 Инструкции.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе (импорте) товаров с территории государств - участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
- Энциклопедия решений. Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС;
- Энциклопедия решений. Структура, объем, общие требования по заполнению декларации по косвенным налогам. Уточненная декларация;
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию РФ:
1) товаров, поименованных в ст. 150 НК РФ;
2) товаров, которые ввозятся на территорию РФ физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
3) товаров, импорт которых на территорию РФ с территории РБ осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).
*(2) В зависимости от условий поставки может возникнуть необходимость по представлению и других документов, предусмотренных п. 20 Протокола. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в установленном порядке.
*(3) Вопрос: Организация (общий режим налогообложения) закупает в Республике Беларусь комплектующие (изделия) для производства. Организация начислила и заплатила НДС. Нужно ли эту сумму НДС отражать в книге продаж, так как она отражена по кредиту счета 68? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.);
*(4) Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(5) Форма статистической отчетности установлена в приложении N 1 к Правилам, порядок ее заполнения - в приложении N 2 к Правилам.
*(6) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 19.7.13 КоАП, п. 10 Правил).
Представлением недостоверных сведений считается их отражение в статистической форме с нарушением правил ее заполнения, арифметическими и (или) логическими ошибками (п. 9 Правил).
Например, недостоверными сведениями таможенные органы и суды признали неверно указанные: вес нетто товаров (постановление Восемнадцатого ААС от 27.03.2019 N 18АП-2345/19), дату договора (постановление АС Уральского округа от 01.02.2019 N Ф09-9500/18 по делу N А07-16083/2018).
*(7) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(8) Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".

НДС уплачивается конечным потребителем товара продавцу, который в свою очередь перечисляет общую сумму НДС в бюджет.

Налоговый период

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.

Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.

В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.

На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.

Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.

Понятие налоговой ставки

Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.

Существует несколько разновидностей налоговых ставок.

Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.

В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.

Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:

  • равная ставка, при которой сумма налога и ставка соответствуют одинаковым показателям и устанавливаются для плательщиков налогов в равных объемах;
  • тождественная ставка, при которой на единицу налога устанавливается твердый размер налога, который не может быть изменен;
  • процентная ставка. При которой сумма отчислений будет определена как процентное соотношение от единицы налогообложения;
  • пропорциональная ставка, при которой процент ставки фиксирован и не может быть изменен;
  • прогрессивная, отличающаяся возможностью резкого увеличения размера налога с ростом базы налогообложения;
  • регрессивная ставка, отличающаяся резким снижением суммы налога.

В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 0 процентов

Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.

В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:

  • продажа товаров и услуг, которые вывозятся из страны при процедуре экспорта;
  • оказание услуг по вывозу и ввозу в РФ конкретных товаров;
  • оказание транспортных услуг по перевозке грузов по территории РФ при помощи авиатранспорта;
  • содействие в перевозке пассажиров и их багажа, но при условии, что они отправляются (направляются) в те места, которые неподконтрольны России.

Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.

Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.

В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.

Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 10 процентов

Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.

В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:

  • при продаже продовольственных товаров (Постановление Правительства РФ №908 от 31.12.2004 г.). В данной категории можно встретить такие товары, как сельскохозяйственная продукция (мясо птицы и скота, молочные продукты и т.д.), соль и сахар, крупы и макаронные изделия, рыбные продукты (за исключением деликатесов и экзотических сортов рыб), овощи, продукты питания для детей и диабетиков, и т.п.;
  • при реализации товаров для детей (подпункт 2 п.2 ст.164 НК РФ). Здесь указаны следующие товары: трикотажные изделия, продукция швейного производства (за исключением меховых изделий и товаров из натуральной кожи), обувь (за исключением обуви спортивного назначения), кроватки и матрацы, игрушки, подгузники и т.д.;
  • реализация печатной продукции, которая связана с образованием, культурой и наукой. Однако стоит отметить, что пониженная ставка не будет применена в отношении периодики, а также изданий, связанных с эротическим содержанием. Также в данную категорию не попадут те издания, в которых около 40% информации относится к рекламе;
  • товары медицинского применения (Постановление Правительства №688 от 15.09.2008 г.);
  • реализация крупного рогатого скота, а также племенных животных, их спермы и эмбрионов;
  • передача в аренду племенных животных и птиц с правом последующего выкупа.

Случаи производства налогообложения по налоговой ставке 18 процентов

Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.

Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.

В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.

Налоговый период – календарный год или иной период, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов (месяц, квартал).

Рассмотрим, какие изменения произошли в определении этих периодов по НДС и в расчете налога в 2019 г.

1. Налоговым периодом по НДС является календарный год, как было и до 2019 г.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь, в редакции, утвержденной Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159 (далее – НК-2019), сохранил право выбора плательщиками отчетного периода по НДС – месяц или квартал.

Важно! В 2019 г. появилась новация: плательщикам предоставлена возможность однократно изменить (аннулировать) свое решение о выборе квартального отчетного периода. Таким правом можно воспользоваться до 20 февраля текущего года (подп. 3.1.1 п. 3 ст. 127 НК-2019).

Пример 1. Изменение решения о выбранном отчетном периоде

Плательщик путем проставления соответствующей отметки в декларации по НДС за 2018 г., представляемой не позднее 21 января 2019 г., выбирает отчетным периодом по НДС календарный квартал.

После 21 января текущего налогового периода проставление такой отметки можно аннулировать только однократно путем представления декларации по НДС с внесенными изменениями и (или) дополнениями за 2018 г. не позднее 20 февраля 2019 г.

Таким образом, плательщик может воспользоваться своим правом и однократно изменить свое решение и выбрать отчетным периодом по НДС календарный месяц.

3. Организации, перешедшие на применение особого режима налогообложения с уплатой НДС либо на общий порядок налогообложения с уплатой НДС, признаются избравшими отчетным периодом НДС:

1) календарный квартал;

2) календарный месяц, если за месяц, с которого осуществлен такой переход, ими в установленный срок представлена декларация по НДС с отражением оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 127 НК-2019).

Пример 2. Избрание отчетного периода

Организация с 1 января 2019 г. перешла с УСН без уплаты НДС на применение УСН с уплатой НДС.

Вместо письменного информирования в произвольной форме организация будет признаваться избравшей в качестве отчетного периода квартал исходя из факта непредставления ею налоговой декларации за отчетный месяц (январь 2019 г.). Если она решит выбрать отчетным периодом календарный месяц, то ей следует подать декларацию по НДС за январь 2019 г. не позднее 20 февраля 2019 г.

4. Как было и ранее, принятое плательщиком решение о выборе отчетного периода (календарный месяц или календарный квартал) изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

В НК-2019 сделаны оговорки в отношении:

– реорганизуемых организаций: организация, реорганизованная в форме преобразования, и организация, возникшая в результате ее реорганизации в форме преобразования, признается одним и тем же плательщиком;

– филиалов юридического лица Республики Беларусь, которые будут исполнять его налоговые обязательства и подлежать постановке на учет: такими подразделениями применяется тот же отчетный период, что и самим юридическим лицом (п. 5 ст. 127 НК-2019).

5. В ст. 128 НК-2019 приведены соответствующие формулы расчета НДС.

Введено понятие исчисления НДС расчетным методом, который применяется на практике при исчислении налога:

1) с сумм увеличения налоговой базы;

2) при реализации товаров, имущественных прав, налоговая база по которым определяется как положительная разница между ценой их реализации и ценой их приобретения;

3) реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже их остаточной стоимости;

4) реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены их приобретения;

5) реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, имущественных прав по ценам ниже их себестоимости;

6) реализации имущества должника в рамках исполнительного производства, включая передачу имущества должника взыскателю;

7) необоснованном применении льгот;

8) неподтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Пример 3. Определение суммы НДС расчетным методом

Организация получила от покупателя штраф за несвоевременную оплату товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, в размере 220 руб.

На сумму 220 руб. следует увеличить налоговую базу НДС. Сумма НДС составит 20 руб. (220 руб. × 10 / (100 + 10)).

6. В НК-2019 конкретизировано, что сумма НДС, исчисленная с сумм увеличения налоговой базы согласно п. 4 ст. 120 НК-2019, не предъявляется плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 128 НК-2019). Такой порядок действовал и до 2019 г.

Сергей Савченко, эксперт в области налогообложения

Читайте также: