Льгота по ндс при унф

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 января 2018 г. N 03-07-07/123 Об освобождении от налогообложения НДС при передаче прав на сценарные материалы

Вопрос: Деятельностью организации ООО является самостоятельное создание аудиовизуальных произведений (кинофильмов). В процессе работы организации у нас возник вопрос no поводу начисления налога на добавленную стоимость.

В 2016 году был заключен договор между ООО (Продюсер) и АО на создание аудиовизуального произведения (Фильм). Предметом договора являлось следующее: в соответствии с условиями договора Продюсер обязуется по заказу АО создать (произвести) Фильм, в том числе в рамках предподготовительного периода, на основании синопсиса, являющегося Приложением N 1 к договору, создать Сценарий Фильма и предоставить АО за вознаграждение право использования Фильма (его серий).

АО произвела авансовые платежи:

На создание Фильма было получено Удостоверение Национального фильма (УНФ).

На основании УНФ оплаты от АО производились без НДС, а ООО было освобождено от уплаты НДС.

Часть работы (написание сценарных материалов) была выполнена, но впоследствии АО по собственной инициативе отказалось от данного проекта.

Для прекращения отношений, отчуждения прав на сценарные материалы и расторжения договора АО требует закрытия аванса Актом выполненных работ на всю сумму аванса, перечисленную на расчетный счет, в том числе включая НДС, мотивируя это тем, что налоговая льгота по ст. 149 НК РФ распространяется на сценарные материалы только в том случае, если в итоге было создано аудиовизуальное произведение (фильм, киноматериалы и т.д.).

В итоге: на настоящий момент аудиовизуальное произведение не закончено, но у ООО есть действующее Удостоверение Национального Фильма, и ООО готова произвести отчуждение прав на созданные сценарные материалы в соответствии с договором. Просим дать официальное разъяснение в письменном виде.

1. Распространяется ли льгота в виде Удостоверения Национального фильма (УНФ) по освобождению от уплаты НДС на основании п. 21) п. 2 ст. 149 НК РФ на переданные права на сценарные материалы в случае, если фильм на момент подписания акта и расторжения договора не произведен, и, по информации АО, продолжение создания кинофильма не запланировано?

2. Какой закрывающий Акт должна выставить ООО: с НДС или без НДС, учитывая вышеизложенное?

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения подпункта 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации при передаче прав на сценарные материалы Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Таким образом, на основании указанной нормы освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении операций по передаче прав на использование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Статьей 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" установлено, что фильмом является аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Что касается операций по передаче прав на сценарные материалы, то указанной нормой Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций не предусмотрено. В связи с этим передача прав на сценарные материалы подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Минфин России указал, что при передаче прав на сценарные материалы уплачивается НДС.

Не подлежат налогообложению работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

"НДС: проблемы и решения", 2011, N 10

В соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, и реализация прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Применяя данную норму на практике, хозяйствующие субъекты сталкиваются с определенными трудностями и вопросами, ответы на которые приходится искать не только в Налоговом кодексе или в официальных разъяснениях контролирующих органов, но и в арбитражной практике.

Условия для льготы

Освобождение от НДС на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ предоставляется в случае, если хозяйствующим субъектом выполнены условия, предусмотренные ст. 4 Закона N 126-ФЗ , и получено удостоверение национального фильма (в порядке, предусмотренном этим законодательным актом), в отношении которого не было впоследствии принято решение об аннулировании (Письмо УФНС по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108644).

Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Вначале отметим, что под кинопродукцией понимается фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма (ст. 3 Закона N 126-ФЗ).

Итак, какие условия ставит перед хозяйствующими субъектами ст. 4 Закона N 126-ФЗ?

По большому счету данная норма предъявляет требования к национальному фильму. Фильм будет признаваться национальным, если:

  • продюсер фильма - гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории России;
  • авторы фильма - граждане РФ;
  • в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства РФ;
  • фильм снимается на русском языке или других языках народов РФ;
  • не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ;
  • иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости данного фильма.

Кроме того, на основании ст. 4 Закона N 126-ФЗ в качестве национального фильма может рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими международными договорами и соглашениями РФ.

Получение удостоверения национального фильма осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о национальном фильме .

Утверждено Приказом Минкультуры России от 27.09.2004 N 60.

Согласно п. 4 данного документа выдача удостоверения национального фильма осуществляется Минкультуры. Порядок получения и продления срока действия удостоверения устанавливается Регламентом .

Административный регламент Минкультуры России по исполнению государственной функции по выдаче удостоверений национального фильма, утв. Приказом Минкультуры России от 03.02.2009 N 38.

Учитывая изложенное, льгота по НДС, предусмотренная пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется на ситуации, когда фильм удовлетворяет вышеизложенным требованиям и признан национальным (имеется удостоверение). В противном случае указанная льгота по НДС применяться не может.

Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина России от 04.02.2008 N 03-07-08/25.

Передача прав на использование (распространение) копии на видеоносителях

На сегодняшний день некоторые хозяйствующие субъекты зарабатывают тем, что на законных основаниях реализуют права на использование или распространение лицензионных копий фильмов на видеоносителях. Могут ли данные субъекты воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Позиция контролирующих органов на этот счет высказана в Письме УФНС по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108644. Сославшись на нормы гл. 21 НК РФ, а также на ст. 4 Закона N 126-ФЗ, московские налоговики пришли к выводу, что операции по передаче продавцом прав на использование (распространение) определенного количества изготовленных копий национального фильма на видеоносителях покупателю освобождены от обложения НДС.

Таким образом, при оплате покупателем приобретенного права на использование (распространение) определенного количества изготовленных копий национального фильма на видеоносителях НДС не взимается в соответствии с указанным порядком.

В то же время контролеры отмечают, что если деятельность хозяйствующих субъектов связана с реализацией физическим и юридическим лицам изготовленных копий на видеоносителях (оптовая торговля), то в отношении нее следует начислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке, поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения реализации кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Обратите внимание! Если деятельность хозяйствующего субъекта связана как с передачей прав на использование (распространение) копий на видеоносителях, так и с реализацией кинопродукции, то не следует забывать о п. 4 ст. 149 НК РФ, который устанавливает для налогоплательщиков обязанность по ведению раздельного учета при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, в отношении которых НДС не уплачивается.

Распространяется ли льгота на предпринимателей?

Могут ли индивидуальные предприниматели воспользоваться льготой по НДС в отношении операций, указанных в пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Из дословного прочтения данной нормы (текст представлен в преамбуле к статье) видно, что льгота по НДС распространяется на реализацию:

  • работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии;
  • прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Итак, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что же понимается под организацией кинематографии. В соответствии со ст. 3 Закона N 126-ФЗ таковой признается организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются:

  • производство фильма, кинолетописи;
  • тиражирование, прокат, показ, восстановление фильма;
  • техническое обслуживание кинозала;
  • изготовление киноматериалов, кинооборудования;
  • выполнение работ и оказание услуг по производству фильма (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и др.) ;
  • образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии;
  • хранение фильма и исходных материалов кинолетописи.
Следует отметить, что само по себе выполнение работ в зоне кинозалов не означает, что в данных помещениях хозяйствующим субъектом осуществлялась деятельность, подпадающая под освобождение от уплаты НДС (Постановление ФАС ПО от 08.04.2010 N А12-15498/2009).

Согласно ОКВЭД деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов, имеет код 92.1.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Таким образом, работы, услуги по производству кинопродукции, оказываемые предпринимателями, не могут подпадать под действие пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичного мнения придерживается финансовое ведомство. В Минфин с вопросом обратился предприниматель, основным видом деятельности которого является киновидеопроизводство (код ОКВЭД 92.1). Он заключил договор на оказание услуг по организации производства художественного кинофильма, имеющего удостоверение национального фильма. Может ли ИП в отношении выручки, полученной по указанному договору, не уплачивать НДС на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?

В Письме от 29.07.2011 N 03-07-14/79 чиновники, сославшись на ст. 3 Закона 126-ФЗ, пришли к выводу, что освобождение от обложения НДС услуг по организации производства художественного кинофильма, оказываемых индивидуальными предпринимателями, действующим законодательством не предусмотрено.

Подобным образом рассуждали в более ранних разъяснениях и представители налоговой службы: работы (услуги) по производству кинопродукции не освобождаются от обложения НДС при их выполнении иными организациями (которые не относятся к организациям кинематографии) и индивидуальными предпринимателями (Письма УФНС по г. Москве от 23.01.2009 N 19-11/4811, от 11.08.2008 N 19-11/75204, от 12.05.2008 N 19-11/45240).

Следует отметить, что в указанных Письмах налоговики ссылались на Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) , который утратил силу на территории РФ с 01.01.2003 в связи с изданием Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, утвердившего ОКВЭД. Однако, как показывает практика, данный факт никак не повлиял на позицию проверяющих.

Утвержден Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976.

Обращаем ваше внимание на то, что в вышеприведенных разъяснениях чиновники высказывали свое мнение только в отношении операций по производству кинопродукции. Льгота по остальным операциям, поименованным в пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Подтверждением данной точки зрения являются разъяснения контролирующих органов. Так, в Письме от 18.10.2010 N 1615/108644 столичные налоговики, отвечая на вопрос хозяйствующего субъекта, указали, что при реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от уплаты налога освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели. Аналогичная позиция содержится в Письмах УФНС по г. Москве от 07.07.2005 N 19-11/48961, МНС России от 17.01.2002 N 03-2-09/96/25-Б506.

Сдача в аренду помещений для производства фильмов

В Письме от 30.01.2008 N 03-07-07/07 Минфин ответил на вопрос, освобождаются ли от обложения НДС оказываемые организацией кинематографии услуги по предоставлению в аренду помещений для производства фильмов, получивших удостоверение национального фильма.

Сославшись на ст. 3 Закона N 126-ФЗ, чиновники отметили, что одним из основных видов деятельности организации кинематографии является в том числе оказание услуг по производству фильма, включая аренду павильонов и кинокомплексов. Таким образом, услуги по сдаче в аренду помещений, предназначенных для производства фильмов, в рассматриваемой ситуации освобождаются от обложения НДС.

Обращаем ваше внимание на то, что если в качестве арендодателя выступает хозяйствующий субъект, не являющийся организацией кинематографии, то услуги по предоставлению в аренду помещений следует облагать НДС в общеустановленном порядке. Данный вывод следует из определения понятия "организация кинематографии" (ст. 3 Закона N 126-ФЗ).

Счета-фактуры без НДС

На практике у бухгалтеров иногда возникает вопрос: могут ли организации кинематографии при осуществлении основного вида деятельности выставлять первичные документы и счета-фактуры без НДС?

В Письмах от 11.08.2008 N 19-11/75204, от 12.05.2008 N 19-11/45240 столичные налоговики подтвердили правомерность выставления организацией кинематографии счета-фактуры без НДС в отношении основного вида деятельности. При этом контролеры руководствовались следующими нормами.

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В силу п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются, счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Таким образом, налогоплательщик (при условии отнесения его к организациям кинематографии) вправе при оказании услуг по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, выставлять первичные учетные документы и счета-фактуры без НДС.

По закону, в некоторых случаях, индивидуальные предприниматели и компании, работающие по общему режиму налогообложения и, соответственно, обязанные применять НДС, могут рассчитывать на определенные льготы или освобождение от уплаты данного налога.

Что такое налоговая льгота

В законодательстве РФ нет четкой трактовки понятия «налоговая льгота». Поэтому чаще всего под этим термином понимается либо возможность оплачивать налог в меньшем размере, либо возможность не оплачивать его вовсе. При этом, налогоплательщик может отказаться от такой льготы или на какой-то период перестать ею пользоваться.

Если говорить конкретно по НДС, то в Налоговом кодексе РФ нет однозначного списка послаблений и льгот, к нему применяемом. Но некоторые общие моменты все же существуют. Рассмотрим их ниже.

Льготы по НДС

Прежде всего, стоит сказать о том, что большинство налоговых специалистов ко льготам по НДС относят:

  • право предприятий и ИП переносить прошлые убытки на будущие периоды;
  • возможность применять амортизационные премии;
  • при оказании услуг не на территории РФ (при самом факте отсутствии объекта налогообложения) возможность не начислять НДС.

Но вопреки сложившейся практике, строго говоря, перечисленные здесь пункты в полной мере отнести ко льготам по НДС нельзя, поскольку на них имеют право и другие налогоплательщики. Поэтому главной льготой НДС является только возможность освобождения от его уплаты.

Кто может претендовать на освобождение от НДС

Как говорит статья 145 НК РФ, для освобождения от выплаты НДС ИП и предприятия должны соответствовать следующим критериям:

  • со времени постановки на государственный учет прошло не меньше 3 месяцев;
  • без НДС за 3 месяца прибыль компании составила не больше 2 миллионов рублей;
  • в продажах не используются товары, подпадающие под акциз или при работе с ними ведется раздельный учет по подакцизным и неподакцизным категориям.

Внимание! Следует учесть, что Министерство финансов считает, что рассчитывать окончательный размер выручки нужно при полном учете продаж товаров как акцизных так и неподакцизных, а также операций, не признаваемых объектами по НДС и не облагаемых данным видом налога.

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

В некоторых случаях даже при соблюдении вышеприведенных условий, некоторые организации и ИП не могут освобождаться от НДС. Например, это те ситуации, когда компания:

  • выполняет функции налогового агента, то есть занимается продажей товаров покупателям из других стран, а также имеет отношение к аренде муниципального и государственного имущества;
  • занимается ввозом на территорию России различных товаров.

С чего начинать освобождение от НДС

После того, как бухгалтерия предприятия убеждается в том, что никаких препятствий для избавления от уплаты НДС нет, нужно произвести предварительную подготовку, а именно – восстановить принятый ранее к вычету НДС по:

  • основным средствам;
  • материальным активам;
  • нематериальным активам.

Сделать это надо непосредственно перед тем, как приступить к процедуре по освобождению от НДС, то есть в последнем налоговом периоде.

При этом следует учесть, что:

  1. если основные средства «недоамортизированы», то восстанавливать НДС нужно с их остаточной стоимости;
  2. если НДС выплачен с авансов, которые сделали покупатели, то его можно оформить к возврату, но только, при условии, что покупатели не возражают против того, чтобы:
    • или разорвать договорные отношения и вернуть аванс в полном размере;
    • или внести в договор пункт об изменении цены – в этом случае можно вернуть именно авансовый НДС.

Если же покупатель не имеет желания по каким-то своим причинам вносить в договор изменения, то при отгрузке товара ему нужно выставить счет-фактуру с НДС.

И всегда надо помнить о том, что как только наступает период освобождения от НДС, применять к вычету НДС, оплаченный с ранее произведенных авансов, будет уже нельзя.

Какие документы нужны для освобождения от уплаты НДС

От ИП и организаций, которые хотят избавить себя от выплат НДС, налоговики требуют:

  1. уведомление в письменной форме по строго определенному формату;
  2. журнал контроля за движением счетов-фактур и его копию;
  3. выписки: из бухгалтерского баланса – от ООО, из книги учета доходов и расходов — от ИП, и выписку из книги учета продаж и покупок от тех и других.

Передать все вышеназванные документы в территориальную налоговую службу нужно не позже 20 числа месяца, с которого индивидуальный предприниматели или организация уже не хотят платить НДС.

К сведению! Важной особенностью освобождения от НДС является тот факт, что получить его можно в любое время, а не только в начала нового налогового периода.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:

  • вести книгу продаж и покупок;
  • вести журнал счетов-фактур;
  • выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
  • выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
  • выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.

Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.

Как продлить освобождение от НДС

Ближе к концу 12-месячного периода освобождения от НДС, налогоплательщик должен определиться с дальнейшими планами. Если он хочет продлить его, то нужно действовать по старой схеме, то есть вовремя обратиться в налоговую службу с тем же необходимым пакетом документов. В числе прочего, налоговые специалисты проведут проверку на предмет того, не было ли за предыдущие налоговые периоды превышений по условиям освобождения от НДС.

Как вернуться к выплатам по НДС

Если по каким-то причинам возникла необходимость вернуться к выплатам НДС, то надо снова обратиться в местную налоговую службу, чтобы подать туда заявление об отказе от освобождения от НДС. Причем сделать это добровольно раньше истечения годового периода, на который оно было получено, невозможно.

То есть, даже если ИП или организация начнет выставлять клиентам счета-фактуры с выделением НДС, принять к вычету входной НДС будет нельзя.

Когда теряется право на избавление от уплаты НДС

В некоторых случаях, налогоплательщик, уже получивший право не платить НДС, может его потерять. Это происходит в тех случаях, когда:

  • прибыль ИП или предприятия выше 2 миллионов рублей за три месяца подряд;
  • появляются продажи подакцизных товаров.

Важно! При оценке размеров выручки, налоговые специалисты смотрят и на те периоды, которые выходят за границы периода освобождения.


Внимание! Те ИП и ООО, которые во время освобождения от уплаты НДС перешли на ЕНВД или УСН, в дальнейшем могут уже не подавать документы для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС.

Процедура по избавлению от НДС является делом не самым сложным, он требующим внимательного подхода. Поэтому при возникновении неуверенности в целесообразности его использования, например, по причине планов на развитие бизнеса и наращиванию оборотов, разумнее будет просто перейти на другую налоговую систему, например, УСН. Впрочем, в тех случаях, когда переход на иные налоговые режимы невозможен, освобождения от НДС – прекрасный способ снизить нагрузку на предприятие по налоговому учету и отчетности, а также выплате налогов.

Льготы по НДС - это отсутствие обязанности начислять налог на некоторые виды операций во время хозяйственной деятельности субъекта. Перечень операций, по которым может использоваться льгота по НДС, является закрытым. О нюансах таких операций рассказывается в нашей специальной рубрике.

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы».

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?».

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). При этом если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, можно не распределять "входной" НДС по товарам, (работам/ услугам), которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым операциям. Всю сумму такого НДС можно принять к вычету.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2019 при расчете 5% операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, не включайте в состав необлагаемых. Важно, чтобы они не были перечислены в ст. 149 НК РФ. С этой даты такие операции для целей расчета пропорции относятся к облагаемым (п. 4 ст. 170 НК РФ).

НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, п. 4 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2018 N 03-07-11/27256, от 05.04.2018 N 03-07-14/22135).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1–2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС».

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике «Льготы по НДС».

Читайте также: