Контрольные соотношения ндс и налога на прибыль 2020

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2020 г. N СД-4-3/2460@ “О внесении изменений в пункт 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость”

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 20.11.2019 N ММВ-7-3/579@ в приложение N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" к приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", направляет для использования в работе доработанную редакцию пункта 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - контрольные соотношения), доведенных до налоговых органов письмом ФНС России от 19.03.2019 N СД-4-3/4921@.

Приложение: титульный лист контрольных соотношений (в формате Ехсel);

пункт 1.50 контрольных соотношений (в формате Ехcel);

справочник сокращений (в формате Ехcel).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.С.Сатин
13.02.2020

Контрольные соотношения
показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности

Код формы отчетности по КНД 1151001
Наименование формы отчетности налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость
Идентификация документа, утверждающего форму отчетности вид документа приказ ФНС России
дата утверждения формы отчетности 29.10.2014 ( в ред. от 20.11.2019)
номер документа ММВ-7-3/558@ (в ред. ММВ-7-3/579@)
Идентификация документа, утверждающего последние изменения и дополнения в форму отчетности вид документа приказ ФНС России
дата утверждения формы отчетности отчетности
20.11.2019
номер документа № ММВ-7-3/579@
Подразделение - разработчик КС Управление налогообложения юридических лиц
ФИО исполнителя подразделения -разработчика КС, телефон Персикова И.С., (495) 913-04-15 (вн. 28-35)
номер версии КС № 3
дата заполнения формы КС 24.02.2020

Приложение
к письму ФНС России
от 13.02.2020 № СД-4-3/2460@

Приложение
к Единым требованиям к описанию
контрольных соотношений показателей

Справочник сокращений

Обзор документа

В связи с изменением правил заполнения декларации по НДС уточнены ее контрольные соотношения. Изменения касаются отражения операций по реализации:

- гражданских воздушных судов, зарегистрированных либо подлежащих регистрации в российском реестре;

- работ и услуг по строительству указанных судов;

- услуг по передаче судов по договорам аренды либо лизинга;

- авиадвигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта и модернизации в России судов.

Нормы Налогового Кодекса становятся все более однозначными, а расходы – понятными, надо только их обосновать. Изложенная в статье методика предварительного определения налогового результата позволяет любому руководителю не ожидать с ужасом 20-го и 28-го чисел месяца после окончания периода, думая, сколько же сборов придется заплатить в бюджет.

В одной небольшой компании с оборотами 10 млн. рублей в месяц произошла следующая ситуация: уволился главный бухгалтер, проработавший всего два месяца, первый из которых был отчетным по НДС и налогу на прибыль. Через две недели после его ухода, преемник получил требование из инспекции о предоставлении документов и объяснений по сданным документам.

Суть претензий ревизоров состояла в том что показатели декларации по налогу на прибыль и отчета по НДС, не вызывавшие нареканий по отдельности, во взаимосвязи делали обе формы отчетности недостоверными. Вот к каким значениям показателей в частности были вопросы (см. Таблицу 1)

Стр. 010, 020 Лист 02, Лист 05, Лист 06, Лист 07 Налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 мес. 2011 года

Сумма стр. 110-стр 060 раздела 3, раздел 7 Налоговой декларации по НДС за 1, 2, 3 квартал 2011 года

Из приведенных данных мы видим, что компания заявила два разных объема выручки за один налоговый период, чего в принципе быть не может. Добавлю также, что в форме 2 бухгалтерской отчетности был показан третий объем реализации, но в тот момент претензии ревизоров этого документа не касались.

Инспекторы попросили объяснить подобное недоразумение, либо предоставить все документы, подтверждающие объемы реализации за указанный период. То есть, все акты и счета-фактуры за отчетные даты. Такое требование абсолютно законно, поскольку ревизоры поняли, что в какой-то форме присутствует ошибка, и ее нужно объяснить. А также доплатить налог и штраф за искажение отчетности.

Дальше история развивалась не очень хорошо, новый бухгалтер совершил оплошность и отдал все документы, подтверждающие доход. Таким образом ревизоры получили третий вариант выручки за рассматриваемый отчетный период. Конечно, они пришли с проверкой и компания доплатила сборы, штрафы и пени. Но такая ситуация не возникла бы, если бы новый специалист учета, принимая дела, нашел бы искажения и сдал бы уточненную отчетность. Итак, переходим к сути этого материала, а именно – основным правилам «чтения» итоговой документации.

Нормы Налогового Кодекса становятся все более однозначными, а расходы – понятными, надо только их обосновать. Изложенная в статье методика предварительного определения налогового результата позволяет любому руководителю не ожидать с ужасом 20-го и 28-го чисел месяца после окончания периода, думая, сколько же сборов придется заплатить в бюджет.

Выполнить проверку

В рассказанной истории налоговики в своем требовании сами написали, что они сверяют при проверке деклараций. Значит, составив отчетность, бухгалтер должен внимательно перепроверить объемы выручки, указанные в декларациях за предыдущие периоды. Что должен был сделать новый специалисту учета? Ему нужно было отталкиваться от истинного объема дохода, подгоняя под него уточненную отчетность. Однако просто считать мало – надо понимать, как работает расчет налоговой нагрузки, которую не смог определить опростоволосившийся бухгалтер. Ведь искажения в объемах – это не просто орфографическая ошибка, это просчет неграмотного учетчика, который и увидели ревизоры.

Рассмотрим простой пример и проанализируем, отчего зависит налоговая нагрузка. Итак задача.

Данный пример – достаточно простой, однако суть его состоит в том, что руководитель может, задав три простых вопроса своему главному бухгалтеру, самостоятельно просчитать налоговую нагрузку, а потом проверить специалиста учета, который принесет подписывать декларации по НДС и налогу на прибыль.

Не облагается

Вопрос номер один: сколько расходов, которые не облагаются НДС, понесла компания в истекшем налоговом периоде?

В нашем примере это пункты Б и Г. Если фирма не получала авансовых платежей и сама не принимает НДС к вычету с авансов, то налог на добавленную стоимость рассчитывается следующим образом:

Считаем: 1 000 000 + 200 000 + 300 000) * 18 процентов = 270 000 рублей.

Сверим с ответом рассчитанном в решении 360 000 – 90 000 = 270 000.

Вместе с НДС

Вопрос номер два: сколько расходов, облагаемых НДС, понесла компания?

В нашем случае это пункт В. Отняв из выручки Б, В и Г, руководитель получит финансовый результат, умножив который на 20 процентов, он получит сумму налога на прибыль, причитающуюся к уплате в казну.

Сократить выплаты

Вопрос номер три: можно ли что-то сделать, чтобы сократить налоговые выплаты? Отвечая на него, сначала обращу внимание на главный вывод из примера. НДС и налог на прибыль – сборы взаимосвязанные, но взаимосвязь эта прямая: увеличивается НДС к уплате и увеличивается и налог на прибыль.

Для подтверждения тезиса представьте, что в пункте В стоимость услуг равна нулю. Тогда сумма НДС составит 360 000 – 0 = 360 000 рублей.

А база по налогу на прибыль увеличится на 1 000 000 рублей и будет равна 1 300 000 рублей, а сам сбор составит 1 300 000 * 20 процентов = 260 000 рублей.

Повторюсь, я не рассматриваю частные случаи с НДС, который уплачивается с полученных авансов и вычитается из перечисленных.

Налоговые художества

Встречаются умельцы, которые предложат добавить фиктивные услуги, например на 1 000 000 рублей, полученные от организации – плательщика НДС. Тогда размер налога на добавленную стоимость к вычету вырастет на 180 000 рублей (1 000 000 * 18%) и к уплате будет положенно внести 360 000 – 90 000 (из пункта В) – 180 000 = 90 000 рублей.

При этом налог на прибыль не будет уплачиваться вовсе, поскольку финансовый результат станет отрицательным – 300 000 – 1 000 000 = -700 000 рублей.

Есть ли законные способы оптимизации налогообложения? Это не способы, а, скорее, просто соображения, продиктованные здравым смыслом. Главная рекомендация для компаний, старающихся обелиться, состоит в том, что с неплательщиками НДС нужно работать, когда это действительно экономически выгодно.

То есть, в данном случае – зависимость прямая: налог на прибыль уменьшился, уменьшился и НДС к уплате.

А теперь давайте посмотрим на приведенные выше цифры глазами ревизора, у которого наверняка появятся вопросы, и которому потребуются объяснения по поводу правомерности вычетов и самого факта убытка. Ведь налог на прибыль не уплачивается. А у самого бизнеса, похоже, отсутствует деловая цель – извлечение прибыли. Поэтому такой вариант оптимизации лучше отвергнуть.

Чуть менее рискованным способом оптимизации НДС видится вариант, при котором пункты Б и Г из нашего примера замещаются услугами плательщиков НДС на сумму 1 200 000 рублей, тогда сбор в размере 1 200 000 *18 процентов = 216 000 рублей принимается к вычету.

При этом налог на прибыль остается равным 300 000 * 20 процентов = 60 000 рублей, а НДС к уплате составит 360 000 – 216 000 – 90 000 = 54 000 рублей.

Правда, указанную сумму 1 200 000 + 216 000 = 1 416 000 рублей придется «обналичить», чтобы оплатить пункты Б и Г. Но и в этом случае нужно готовиться к претензиям налоговой по поводу фиктивного ФОТ.

Для директора, который решится на подобную оптимизацию, подскажу еще один простой вариант расчета НДС. Это прибыль, умноженная на 18 процентов. То есть 300 000 * 18 процентов = 54 000 рублей. Этот вариант оптимизации боле-менее безопасен для организаций, доля зарплаты в себестоимости продукции которых минимальна.

Об этих способах сокращения налогового бремени смутно догадывается любой руководитель, теперь же он может сам просчитать варианты. Но в любом случае, каждый из приведенных примеров несет под собой риск. И пишу я про них не для того, чтобы вы их применяли на практике, а лучше понимали принципы взаимосвязи сборов.

Делай как я

Есть ли законные способы оптимизации налогообложения? Это не способы, а, скорее, просто соображения, продиктованные здравым смыслом. Главная рекомендация для компаний, старающихся обелиться, состоит в том, что с неплательщиками НДС нужно работать, когда это действительно экономически выгодно. Если в пункте Г нашего примера заменить услугами неплательщика НДС, то мы получим 200 000 * 18 процентов = 36 000 рублей НДС к вычету.

То есть, налицо экономия 36 000рублей по налогу на добавленную стоимость. Но ведь и потратите вы на услуги плательщика НДС тоже на 36 000 больше, а именно 236 000 тысяч рублей. Значит никакой выгоды нет, да и налог на прибыль так же не изменится. А экономия будет достигнута только тогда, когда услуги неплательщика НДС станут дешевле услуг плательщика НДС (за вычетом 18%). В этом случае выгода составит разницу, умноженную на 0,8.

Теория и практика

Нормы Налогового Кодекса становятся все более однозначными, а расходы – понятными, надо только их обосновать. Изложенная в статье методика предварительного определения налогового результата позволяет любому руководителю не ожидать с ужасом 20-го и 28-го чисел месяца после окончания периода, думая, сколько же сборов придется заплатить в бюджет. Теперь вы сами можете спрогнозировать налоговый бюджет по НДС и налогу на прибыль. И будьте осторожнее с оптимизацией!

Дмитрий Васильев, эксперт журнала "Расчет"


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


После того, как вы представили декларацию по налогу на прибыль в инспекцию, автоматически начинается ее камеральная налоговая проверка.

О начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомляется и решение о ее назначении руководителем налогового органа не принимается (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки — три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Продление или приостановление срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Глубина камеральной проверки будет напрямую зависеть от выявленных неточностей, противоречий и ошибок.

Камеральную проверку условно можно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

Автоматизированный контроль деклараций происходит без участия инспектора. Информационная система самостоятельно производит проверку вашей отчетности и контрольных соотношений.

По результатам такой проверки, при выявлении расхождений или несоответствий, налогоплательщику направляется требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений или внесение соответствующих исправлений в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Запрос пояснений — это превентивная мера. Требовать пояснения — это не право налоговиков, а их обязанность. Они должны ее выполнить, перед тем как составят акт проверки (Письмо Минфина от 15.01.2020 № 03-02-08/1322).

Налогоплательщик при представлении пояснений относительно выявленных ошибок и противоречий в налоговой декларации по налогу на прибыль, вправе представить в налоговый орган регистры налогового учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Обнаруженные расхождения или несоответствия являются основанием для проведения углубленной проверки. При углубленной камеральной проверке инспектор проводит мероприятия налогового контроля, позволяющие проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет.

Наиболее важны моменты, которые анализирует инспектор, именно на них необходимо обратить внимание при самопроверке налога на прибыль организаций.

Момент № 1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, с суммами, рассчитанными в соответствующих приложениях к листу 02.

Момент № 2. В обязательном порядке в ходе проверки сравниваются налоговые базы по НДС с доходами по налогу на прибыль организаций (с учетом сопоставимости периодов). При сравнении могут возникать расхождения, связанные с:

  • наличием доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль организаций (например, при безвозмездной передаче имущества). В этом случае налоговая база по НДС будет выше доходов по налогу на прибыль;
  • наличием во внереализационных доходах операций, подлежащих обложению НДС. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль;
  • осуществлением операций, не облагаемых НДС, которые подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по НДС;
  • осуществлением операций, облагаемых по ставке НДС 0%.

Например, если экспортная операция осуществлена в 3 квартале, при этом подтверждение права на применение нулевой ставки возникает в 4 квартале, то данная операция не попадет в налоговую декларацию по НДС за 3 квартал.

При этом по налогу на прибыль выручка будет учтена в 3 квартале, в связи с чем возникает расхождение по налоговым базам по НДС и налогу на прибыль за 3 квартал. А вот в пересчете по году базы должны будут сойтись.

Эти обстоятельства (с приложением налоговых регистров) необходимо будет пояснить налоговым органам.

Момент № 3. При заявлении льгот по налогооблагаемой базе или сниженной ставки, необходимо быть готовым к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот (п. 6 и п. 12 ст. 88 НК РФ).

Момент № 4. Подготовить пояснения по убыткам отчетного периода и убыткам, отраженным в приложении 4 к листу 02 (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Момент № 5. Проверить заполнения строки 041 в приложении 2 к листу 02, если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество). Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости представления дополнительных пояснений.

Момент № 6. Проверить заполнение листа 07 по прибыли, если организация получает целевое финансирование.

Момент № 7. Отразить выручку от реализации амортизируемого имущества в приложении 3 к листу 02, так как имеющаяся в базе данных инспекции информация о снятии с учета основного средства (транспорт, здание, сооружение и т.д.) будет сопоставлена с данными показателями в декларации.

Момент № 8. Не забудьте сверить данные декларации по налогу на прибыль за налоговый период (год) с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о финансовых результатах по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • расхождение между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах. Если выручка по данным бухучета будет значительно больше, инспектор может заподозрить занижение налоговой выручки. В этом случае, помимо ваших пояснений, инспектор проведет анализ выписки банка по расчетному счету и истребует необходимые документы у ваших контрагентов.
  • сравните сумму расходов в отчете о финансовых результатах и в декларации по налогу на прибыль. Как правило, инспекторы считают, что налоговые расходы не должны превышать сумму расходов в бухгалтерском учете. Несопоставимость данных показателей может свидетельствовать о завышении расходов и, как следствие, занижения налога на прибыль. В данном случае понадобятся пояснения о том, какие расходы организация заявила в налоговом учете, но не отразила в бухгалтерском.

Это наиболее распространенные расхождения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. В большинстве своем нарушения и ошибки допускаются по невнимательности и объясняются большой загруженностью бухгалтеров. Но и эти небольшие ошибки могут очень дорого обойтись компании.

Основной задачей налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления налогов и сборов. Но на практике проверка сводится исключительно к установлению нарушений со стороны налогоплательщика при полном игнорировании ошибок в пользу бюджета.

Иными словами, если вы допустите ошибку, которая приведет к доначислению в бюджет, то вам об этом обязательно сообщат, предложат внести исправления, доплатить налоги и пени в бюджет. Если же ваша ошибка приведет к излишней уплате налога в бюджет, то никто и никогда вам на это не укажет. Поэтому самопроверка может быть полезна и самой компании.

Как не представить лишнего при камеральной проверке

В Налоговом кодексе нет ограничений по количеству представляемых уточненных деклараций. Организация может представить уточненную декларацию в любое время (ст. 81 НК). Если общество представит уточненную декларацию до окончания камеральной проверки, то камеральную проверку ранее поданной декларации инспекторы прекратят и начнут новую уже на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК).

Вроде бы ничего особенного, можно представить уточненную декларацию и расхождения будут устранены. А для подтверждения правильности исчисления налога представить налоговые регистры. Но и тут может быть подвох.

Подавая уточненную декларацию, вы увеличиваете время для проведения мероприятий налогового контроля.

Кроме того, хотелось бы вас предостеречь.

Если у вас увидели нестыковки в контрольных соотношениях между показателями деклараций, необязательно представлять налоговые регистры или иные документы.

Дело в том, что из буквального толкования положений п. 3 ст. 88 НК следует, что в таких случаях организация должна представить либо пояснения, либо внести соответствующие исправления в установленный срок. Требовать у вас документы налоговики не имеют права.

Следовательно, положения п. 3, п. 4 ст. 88 НК не предусматривают обязанности общества при проведении камеральной проверки предоставлять инспектору какие-либо конкретные документы. Будет достаточно представить пояснения, что позволит избежать излишней детализации. Ответственности за не предоставление документов в данном случае не будет.

Так, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 № А36-2872/2020 рассматривалась ситуация, при которой налоговый орган установил расхождение между данными налоговой декларации по налогу на прибыль и данными налоговой декларации по НДС и запросил у налогоплательщика, помимо пояснений, внушительный перечень документов (налоговые регистры, учетную политику, главную книгу и т. д.).

Налогоплательщик отказался представлять документы, сославшись на то, что согласно п. 4 ст. 88 НК РФ представление документов является его правом, а не обязанностью.

Суд поддержал налогоплательщика и указал, что ответственность за то, что организация отказалась от реализации своего права, налоговым законодательством не установлена. В данном случае нельзя привлекать общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК.

В тоже время, добровольно предоставляя налоговые регистры, учетную политику, иные документы, вы позволяете инспектору более детально взглянуть на такие операции как:

  • распределение прямых и косвенных расходов, порядок которых закреплен в вашей учетной политике;
  • принятие к налоговому учету нормируемых расходов: расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на капитальные вложения (п.9 ст. 258 НК РФ), убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества (ст. 268, 323 НК РФ), убыток, полученный от уступки требования долга до наступления срока платежа (п. 1 ст. 279 НК РФ);
  • формирование резервов в налоговом учете (ст. 266, ст. 267, ст. 267.1, ст. 267.2, ст. 324, ст. 324.1 НК РФ)
  • принятие к учету лизинговых платежей (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)
  • наличие в расходах по налогу на прибыль операций с сомнительными контрагентами и т. д.

И не забывайте, представленные вами документы еще не раз могут быть использованы в ходе предпроверочного анализа и, как следствие, в ходе выездной налоговой проверки.

С учетом вышеизложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по налогу на прибыль перед сдачей ее в налоговые органы, представление исчерпывающей информации по выявленным расхождениям без представления дополнительных документов.


  • Зачем нужна проверка декларации по НДС
  • Что проверяют инспекторы
  • Итоги

Зачем нужна проверка декларации по НДС

Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.

Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее – КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики. Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Обратите внимание! НДС декларация обновлена приказом ФНС от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@. Бланк применяется с отчетной кампании за 2020 год.

Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Формулы, содержащиеся в КС, позволяют сверить показатели, заносимые в разделы 1–7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разделов 8–12. Для удобства пользователей все КС представлены в рассматриваемом письме ФНС в виде таблицы.

В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.

Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:

  • по счетам 90, 91 — в части объема реализации по каждой налоговой ставке;
  • счетам 60, 62, 76 — в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;
  • по счету 19 — по суммам вычетов;
  • счету 68 — в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.

Рассмотрим как проверить декларацию по НДС по оборотке на примере.

Бухгалтер ООО "Смайлик" заполнил декларацию по НДС и перед отправкой в ФНС решил сверить данные с бухучетом (ставка входящего и исходящего НДС равна 20%).

Для этого он сформровал анализ счета 68 субсчет НДС.

Также он проверил обороты по:

  1. Дт 62.1 х 20 : 120 = Дт 90.3 = стр.010 разд.3;
  2. Кт 62.2 х 20 : 120 = Дт 76 АВ = стр.070 разд.3;
  3. Дт 62.2 х 20 : 120 = Кт 76 АВ = стр.170 разд.3;
  4. Кт 60 х 20 : 120 = Дт 19.03 = стр.120 разд.3.

Также бухгалтер сверил отражение в декларации НДС корректировку реализации, т.к. был выставлен корректировочный счет-фактура на увеличение. Эту информацию бухгалтер зафиксировал в стр.040-090 разд.9.

Как налоговики соотносят показатели каждой строки декларации по НДС между собой, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что проверяют инспекторы

Как проверить правильность заполнения декларации по НДС по КС? При анализе деклараций необходимые показатели рассчитывают по имеющимся в методике формулам (в зависимости от статуса налогоплательщика и характера операций).

В их число входят и формулы для осуществления сверки значений между разделами 1–7 и 8–12:

  • Стр. 060 разд. 2 + стр. 118 разд. 3 + стр. 050 и 080 разд. 4 + стр. 050 и 130 разд. 6 = стр. 260 + стр. 270 разд. 9 (п. 1.27 КС) — если сумма НДС в разд. 9 будет больше, чем в разд. 2–6, то налоговая затребует пояснений.
  • Стр. 190 разд. 3 + стр. 030 и 040 разд. 4 + стр. 080 и 090 разд. 5 + стр. 060, 090 и 150 разд. 6 = стр. 190 разд. 8 (п. 1.28 КС) — потребуются объяснения налогоплательщика, если вычеты в разд. 8 будут меньше, чем в разд. 3–6.
  • Разд. 8: стр. 180 = стр. 190 (п. 1.32 КС) — сумма НДС к вычету должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела.
  • Разд. 9: стр. 200 = стр. 260; стр. 210 = стр. 270 (пп. 1.37, 1.38 КС) — сумма НДС к уплате должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела.
  • Если стр. 050 разд. 1 > 0, то стр. 190 разд. 8 — (стр. 260 + стр. 270 разд. 9) > 0 (п. 1.25 КС) — в том случае, если вычеты превысили сумму НДС к уплате, то сумму к возмещению надо указать в стр. 050 раздела 1, при этом сумма возмещения должна быть равна разности между всеми вычетами и исчисленным НДС.

При проверке деклараций, подаваемых налоговыми агентами:

Что проверяют инспекторы

  • НДС к платежу: стр. 060 разд. 2 = стр. 200 и 210 разд. 9 с указанием «06» в стр. 010 (п. 1.26 КС);
    НДС (право на вычет): стр. 180 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «06» в стр. 010 (п. 1.31 КС) — проверяется право налогового агента на вычет в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Минфина от 23.10.13 № 03-07-11/44418.

При проверке деклараций налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС:

  • Стр. 030 разд. 1 = стр. 070 разд. 12 (п. 1.24 КС) — программа покажет ошибку, если компания укажет НДС в стр. 040 разд. 1 или в разд. 9; также ошибкой будет заполнение разд. 1 без заполнения разд. 12; также будет ошибка при заполнении вычетов в разд. 8.

Что проверяют инспекторы

При проверке деклараций компаний-импортеров:

  • Стр. 150 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «20» в стр. 010 (п. 1.29 КС).
  • Стр. 160 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «19» в стр. 010 (п. 1.30 КС) — здесь важным является правильное указание кодов: импорт из стран ЕАЭС — 19, из остальных стран — 20.

Итоги

Перед подачей налоговой декларации налогоплательщики и налоговые агенты должны побеспокоиться о том, как проверять декларации по НДС, чтобы у налоговиков не возникло вопросов. Декларация по НДС — документ объемный и может при заполнении приводить к техническим ошибкам в нем. Поэтому рекомендуется не только проверить ее на соответствие своим учетным данным, но и воспользоваться контрольными соотношениями, применяемыми ФНС. Так, при помощи нехитрых формул можно самому удостовериться, верно ли заполнена декларация и не потребуется ли позднее предоставлять пояснения в налоговую.

Анализ расхождений выручки НДС и Налога на прибыль в декларациях

В этой статье рассказываем как анализировать расхождение выручки НДС и налога на прибыль в декларациях =)

Каждый бухгалтер не раз сталкивался с требованием от налоговой инспекции пояснить расхождения в показателях декларации по Налогу на прибыль («Доходы от реализации» + «Внереализационные доходы») и налоговой базой по НДС за год.

Требование №39786

Являются ли ошибкой подобные расхождения? Как пояснить налоговой их причину? В этой статье мы постараемся дать достойный ответ на эти вопросы.

Видео-обзор разработки

Зачем сравнивать доход по прибыли и по НДС?

Ответ очень простой — так делает налоговая, значит так надо делать и нам — бухгалтерам =)

Налоговики сравнивают декларации НДС и прибыли для того чтобы найти доходы, которые компания забыла обложить НДС.

В самом простом случае (если мы анализируем 1-й квартал отчетного периода и у нас нет сложностей в учете) для сверки нам достаточно внимательно посмотреть обе декларации и сверить строки 010 + 020 (Лист 02) в Прибыли и строку 010 (Раздел 3) в декларации по НДС.

Декларация по налогу на прибыль

И это сделать достаточно просто.

Сложности начинаются, если нам нужно сравнить показатели за 9 месяцев или за год. Прибыль посчитать легко — она указывается в декларациях нарастающим итогом. А вот с НДС уже проблема — отчетность квартальная, значит надо брать все декларации с начала года и суммировать их показатели.

А теперь добавим еще некоторую правду жизни:

  • возвраты поставщикам (увеличивают базу НДС, а прибыли — нет)
  • возвраты покупателей (уменьшают доход в прибыли, а в НДС — нет)
  • необлагаемые НДС доходы
  • разные периоды признания доходов при экспортных реализациях

Все это приводит к тому, что разобраться в расхождениях НДС и прибыли — становится очень не простой задачей, требующей глубокого погружения в учет, составления дополнительных таблиц и дополнительных проверок.

Специалисты компании «Простые решения» имеют очень большой опыт поиска разниц НДС и прибыли при помощи экселевских таблиц и «рабочих выходных», но нам надоело искать все руками. Мы использовали все наши знания и наработки и разработали специальный отчет, который позволяет автоматически проверить сходимости базы НДС и Прибыли и учесть часто встречающиеся расхождения. И мы готовы поделиться нашими наработками.

Концепция отчета сравнения показателей НДС и Налога на прибыль

  • При анализе мы сравниваем данные регламентированных отчетов. Причем, в отчет попадают максимально поздние корректировочные декларации
  • Для вычисления разрешенных разниц используются учетные данные программы
  • Показатели считаются в полных рублях
  • «Разрешенные разницы» разбиты на две группы:
    • Переходящие разницы (разницы в моменте признания дохода)
    • Неизменные разницы
  • Контроль считается пройденным, если итоговая колонка Разница равна нулю.

Как открыть отчет?

Для открытия отчета перейдите в меню Отчеты - Анализ учета - Анализ расхождений выручки НДС и Налога на прибыль

Как открыть

Контроль расхождений деклараций по прибыли и данных учета

Одна из самых частых причин расхождений, выявленных нашим отчетом — это несоответствие данных, отраженных в декларации по прибыли с текущими данными учета (90.01 и 91.01). Поэтому мы решили автоматически контролировать разницу и очень очевидно ее показывать.

Расхождение по данным декларации и учета

Все разрешенные разницы, можно расшифровать двойным кликом.

Все разрешенные разницы, можно расшифровать двойным кликом

Примеры использования отчета

Рассмотрим работу отчета на примере одного года работы организации

1-й квартал

Сверка данных регламентированных отчетов

В 1-м квартале мы видим следующую ситуацию:

  • для анализа используются корректировочные декларации (к/1)
  • в этом квартале была подтверждена ставка НДС 0% на сумму 10 878 485 рублей (для цели налога на прибыль эти реализации учлись в предыдущих кварталах)
  • у реализаций на сумму 3 730 529 рублей еще не подтверждена ставка 0%

Итог: ошибочных разниц нет, все разницы — «разрешенные»

2-й квартал

Сверка данных регламентированных отчетов 2 квартал

В этом квартале видим аналогичную ситуацию с разницами, но показатели уже считаются как квартальные, так и нарастающим итогом — для облегчения сверки. Обращаем внимание, что серым цветом выделяются показатели, которые получаются расчетным путем (в декларациях вы данные цифры не найдете).

3-й квартал

Сверка данных регламентированных отчетов 3 квартал

В 3-м квартале мы видим разницу в 33 700 рублей. Если проанализировать все данные, то можно найти причину возникновения разницы — наличие внереализационного дохода, не облагаемого НДС.

ОСВ по 91.01

Настройка прочих доходов, не облагаемых НДС

В отчете сверки НДС и Прибыли есть специальная настройка, позволяющая указать перечень внереализационных расходов, которые не должны облагаться НДС и которые необходимо включить в «разрешенные» разницы.

Форма настроек

Если статья прочих доходов добавлена в этот список, то у нее заполняется реквизит «Не облагается НДС» (его можно установить и в самом справочнике).

Не облагается НДС

Это позволяет построить ОСВ по 91-му счету с группировкой по облагаемости НДС.
По умолчанию этот перечень заполнен однозначно «разрешенными» разницами. Пользователь может самостоятельно дополнить перечень. В данном случае мы добавим в исключения статью «Страховое возмещение (ОСАГО)»

В итоге мы получим отчет, в котором нет неразрешенных разниц

Сверка

4-й квартал

4-й квартал

В 4-м квартале мы видим, что учтен целый комплекс «разрешенных» разниц:

  • неподтвержденный экспорт 0%
  • возвраты товаров поставщику
  • возвраты товаров от покупателей
  • внереализационные доходы, не облагаемые НДС

И все равно мы получаем неразрешенную разницу.
В данном случае она означает наличие учетной ошибки в декларации по НДС или Прибыли. Для выявления ошибки необходимо провести дополнительный анализ данных (за рамками данного отчета).
Но наша первичная рекомендация — актуализировать закрытие месяцев, формирование книги продаж и перезаполнить налоговые декларации.

Планы на будущее

Мы планируем развивать функциональность отчета:

  • добавить автоматическое формирование ответа на требование налоговой инспекции
  • Также мы готовы прислушиваться к вашим практикам и пожеланиям и реализовывать дополнительные проверки

Причины купить

Наш отчет помогает понять причины расхождений НДС и Прибыли в регламентированных отчетах и ответит на вопрос, есть ли проблема.

Стоимость разработки для БП 3.0 — 6 000 руб.

Стоимость разработки для ERP и КА 2 — 10 000 руб.

Год бесплатной поддержки (если обновится конфигурация или изменится форма, то мы все поправим)

Год дополнительной поддержки стоит — 3 000 руб.

Прочая информация:
Отчет тестировалась на версиях:
1С:Бухгалтерия предприятия 3.0.53 и выше

При необходимости мы можем оказать платные консультации по выявлению разниц между налогом на прибыль и НДС.

В случае необходимости учета индивидуальных нюансов и доработки для работы в измененных конфигурациях работа оплачивается по часам.

Обновления

Мы предоставляем новые версии разработки в течение года после покупки бесплатно.

Год дополнительной поддержки - 3 000 рублей. Внимание, мы не гарантируем работоспособность разработки у которой не оплачен период дополнительной поддержки.

Актуальную версию разработки можно получить, написав нам на почту info@1eska.ru. Менеджеры проверят наличие у вас доступа к поддержке отправят новую версию или отправят счет.

Изменения в версиях разработки для БП 3.0

Читайте также: