Компенсация ндс на материалы при реставрации обоснование

Опубликовано: 14.05.2024

Основание спора. Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция считает, что организация не подтвердила право на применение налоговой льготы.

Позиция предприятия

Организация не согласилась с решением налоговой инспекции и обратилась в суд.

Суд решил

Суд установил, что в ходе камеральной проверки «уточненки» инспекцией в адрес предприятия, несмотря на наличие у него ряда документов (государственного контракта с дополнительными соглашениями; акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по ремонту и реконструкции; лицензии; актов выполненных работ), представленных при проверке первоначальной декларации, было направлено требование о предоставлении документов. Данным требованием были запрошены разрешение на реставрацию памятника истории и культуры, выданное уполномоченным органом, задание на проведение указанных работ, выданное соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектная документация.

Инспекция, установив факт выполнения работ с привлечением субподрядчиков, истребовала у них первичные документы по взаимоотношениям с предприятием (договоры строительного субподряда с дополнительными соглашениями, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, платежные поручения, книги доходов и расходов, лицензии на проведение реставрационных работ на памятниках архитектуры и культуры). Запрошенные документы были представлены инспекции.

Таким образом, налоговая, несмотря на установленное ограничение по истребованию документов у налогоплательщика и иных лиц в ходе проведения камеральной проверки, затребовала ряд документов и в последующем учла их при вынесении оспариваемого решения.

Суд установил, что организация заключила госконтракт, предметом которого являлось выполнение работ по реконструкции и реставрации театра. В целях исполнения взятых на себя по указанному контракту обязательств предприятием (генподрядчиком) были заключены договоры с субподрядчиками.

. налоговая, несмотря на установленное ограничение по истребованию документов у налогоплательщика и иных лиц в ходе проведения камеральной проверки, затребовала ряд документов и в последующем учла их при вынесении оспариваемого решения.

Право предприятия на получение льготы при исчислении НДС следует из подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ), согласно которому налогообложению не подлежит выполнение на территории России ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).

Вышеуказанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Суд установил, что в период выполнения строительно-монтажных работ организация являлась держателем лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Данная лицензия распространялась на такие виды работ как реставрация металлических конструкций (ремонт, реставрация, воссоздание металлических конструкций), ремонт и реставрация инженерных систем и оборудования памятников истории и культуры (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование, системы электрообеспечения).

В силу статей 7, 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (действовавшего в спорный период) условием предоставления примененной предприятием налоговой льготы являлось наличие у налогоплательщика, осуществляющего предусмотренные законом операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере лицензирования в период спорных отношений, не предусматривало выдачу лицензии с указанием перечня конкретного вида работ в отношении такого вида деятельности как реставрация объектов культурного наследия.

При этом привлеченные предприятием субподрядчики также обладали лицензиями на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории); в материалы дела представлены разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия, оформленные в отношении спорных субподрядчиков.

Поскольку работы, в отношении которых предприятием заявлено о применении льготы, фактически были выполнены, специальные технические требования при проведении работ были соблюдены, суд пришел к выводу о наличии у организации права на соответствующую льготу при исчислении НДС.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 января 2014 г. № А33-19510/2012



Юрист на предприятии

С бератором «Юрист на предприятии» Вы с легкостью разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Также вы быстро найдете форму любого документа, нужную статью закона, пример из арбитражной практики. Узнайте об издании больше >>


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 14 мая 2018 г. N 03-07-11/32094 О применении НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта, Минфин России сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. При этом право отказаться от указанного освобождения от налогообложения нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на налогоплательщика в случае, если налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащей налогообложению, в том числе на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога на добавленную стоимость.

При этом пунктом 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что при применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 Кодекса лицо, являющееся налогоплательщиком, вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Одновременно в отношении применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" рекомендуем руководствоваться абзацами седьмым-восемнадцатым письма Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933, направленного в адрес Федеральной службы по труду и занятости (копия прилагается).

Приложение: на 4 л.

И.В. Трунин

Обзор документа

Возник вопрос об НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании госконтракта.

В НК РФ прописано, какие работы (услуги), связанные с объектами культурного наследия, не облагаются НДС (освобождаются от него). При этом не предусмотрено право отказаться от освобождения.

Разъяснено, что суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, освобождаемых от НДС по указанному основанию, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

Обязанность уплатить НДС в бюджет возлагается на налогоплательщика, если при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в том числе по указанному основанию, он выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога.

При этом, как пояснил Пленум ВАС РФ (постановление от 30 мая 2014 г. N 33), налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно он обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль (НДФЛ), если сумма НДС, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В отношении применения положений 44-ФЗ рекомендуется руководствоваться ранее данными разъяснениями (письмо Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933).

Осипян В. Ю., аудитор

Организация выполняет реставрационные работы на объектах, находящихся под охраной государства, что позволяет применять льготу по налогу на добавленную стоимость. Одновременно проводятся и общестроительные работы. Облагаются ли такие работы, проводимые при реставрации, НДС? Как правильно составить договоры, сметы, формы № КС-2 и № КС-3? Нужно ли в них выделять «льготируемые» и общестроительные работы? Облагаются ли НДС работы по созданию копий памятников истории и культуры? Ответы - в нашей статье.

Освобождение от налогообложения

Сначала разберемся с применением льготы.

Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:

- реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);

- у организации есть соответствующая лицензия;

- работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.

Расскажем о перечисленных условиях подробнее.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ОТНОСЯТСЯ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение понятия «памятники истории и культуры, охраняемые государством». Следовательно, в силу статьи 11 главного налогового документа нужно использовать понятия, применяемые в иных отраслях законодательства. В частности, следует обратиться к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно статье 3 данного закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.

В нашей стране ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Их собственникам выдаются специальные паспорта, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 21 закона № 73-ФЗ).

Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176.
Перечень памятников иных категорий утверждается региональным (местным) законодательством.

Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 закона № 73-ФЗ).

Для федеральных объектов разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами.

Для региональных и местных объектов - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

ЛЬГОТА ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЦЕНЗИИ

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию.
Поэтому строительная компания, проводящая реставрационные работы, для применения льготы по НДС должна иметь соответствующую лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании.
Лицензирование деятельности по реставрации осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (п. 2 Положения).

КАКИЕ РАБОТЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС

Состав «льготных» работ. Освобождаются от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы.

Исключение составляют археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений и некоторые другие (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Однако применение нормы на практике вызывает вопросы по поводу отнесения тех или иных работ к «льготному» составу. В том числе - облагаются ли НДС общестроительные работы, которые проводятся при реставрации?

Разъяснения Минфина. Финансисты неоднократно давали пояснения. Так, в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01 было указано на то, что при определении перечня работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. В статьях 42, 43 этого закона даны соответствующие определения.

Позже (в письме от 18 ноября 2008 г. № 03-07- 07/125) чиновники добавили, что функции по контролю и надзору в области охраны культурного наследия постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 возложены на Росохранкультуру. Туда и следует обращаться для решения вопроса об отнесении конкретных работ к ремонтно-реставрационным.

Отметим, что, согласно формулировке статьи 40 закона № 73-ФЗ, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» включено в состав ремонтно-реставрационных работ. Однако налоговики считают, что эти работы являются самостоятельным видом работ, не отнесенным к ремонту, реставрации или консервации. И на этом основании делают вывод, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не освобождается от НДС.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-07-11/136.

Согласимся, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не является ремонтом, реставрацией или консервацией памятника. Но тем не менее относится к ремонтно-реставрационным работам согласно статье 40 закона № 73-ФЗ.

Как поступить? Итак, исходя из вышеизложенного, считаем, что при квалификации работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ.

Поскольку, как было отмечено выше, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом, то, по мнению автора, можно сделать такой вывод. Если общестроительные работы проводятся в рамках ремонтно-реставрационных работ по разрешению уполномоченного органа, то данные работы подлежат льготированию на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данную точку зрения косвенно подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2006 г. по делу № А56-12260/2006.
Если же организация выполняет общестроительные работы на других объектах или эти работы выходят за рамки письменного разрешения уполномоченного органа, то на такие работы льгота по НДС не распространяется.

Оформление документации

Законодательством порядок заключения договоров по облагаемым и не облагаемым НДС работам не регламентируется. Если есть такая возможность, то, разумеется, лучше заключить разные договоры. Это будет удобнее и для учета, и для налогообложения.
Но заключение различных договоров на работы, которые ведутся на одном объекте, может оказаться неудобным в хозяйственной деятельности. Тогда строительной организации придется разработать систему, позволяющую вести раздельный учет, исходя из общих документов.

В СМЕТЕ НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ

При составлении сметной документации необходимо учесть, что даже для выполнения работ, освобожденных от НДС, в сметную стоимость нужно заложить стоимость приобретаемых материалов с учетом налога. Кроме того, если отдельные виды работ планируется выполнять с привлечением субподрядчиков, стоимость таких работ включается в смету также с учетом НДС.
Если этого не сделать, организации придется либо дополнительно согласовывать удорожание работ, либо терпеть убытки.

«РАЗДЕЛЕНИЕ» РАБОТ В ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Подробных разъяснений по поводу отражения НДС в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) «Указания по применению и заполнению форм. » не содержат.

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 1 ноября 1999 г. № 100

В справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС; отдельной строкой указывается сумма НДС; по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

При одновременном выполнении на одном и том же объекте по единому договору работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, автор рекомендует составлять на них отдельные акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы).

В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.

Ведение раздельного учета

При выполнении работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, строительная компания должна организовать раздельный учет операций. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 149). Для этого целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам, используемым для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы»,
19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Если организация для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобожденных от налогообложения, приобрела материалы (работы, услуги и т. д.) с НДС, то сумму налога она должна учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг и т. д.).

Если заранее неизвестно, для какого из видов деятельности приобретены те или иные стройматериалы, то «входной» НДС, отраженный на счете 19, остается на этом счете до тех пор, пока не определится его судьба. При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, не облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам включается в их стоимость:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 19
- учтен «входной» НДС в стоимости материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- списана стоимость материалов (с НДС).

При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам принимается к вычету в общем порядке:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- принят к вычету НДС.

Если «входной» НДС разделить невозможно, его распределение производится расчетным путем. При этом суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ. Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения отражается в учетной политике.

Налогообложение работ по созданию копий памятников

Что касается обложения НДС работ по созданию копий памятников истории и культуры, то здесь случай особый.

С одной стороны, в статье 47 закона № 73-ФЗ указано, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

С другой стороны, в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ четко указаны виды работ, на которые льгота не распространяется. В их числе - строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений.

Поскольку есть прямое указание в налоговом законодательстве, обращение к другим законодательным нормам смысла не имеет. Следовательно, работы по воссозданию (созданию копий) памятников истории и культуры облагаются НДС.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Организация выполняет реставрационные работы на объектах, находящихся под охраной государства, что позволяет применять льготу по налогу на добавленную стоимость. Одновременно проводятся и общестроительные работы. Облагаются ли такие работы, проводимые при реставрации, НДС?

Освобождение от налогообложения
Сначала разберемся с применением льготы. Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:
- реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);
- у организации есть соответствующая лицензия;
- работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.
Расскажем о перечисленных условиях подробнее.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ОТНОСЯТСЯ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение понятия «памятники истории и культуры, охраняемые государством». Следовательно, в силу статьи 11 главного налогового документа нужно использовать понятия, применяемые в иных отраслях законодательства. В частности, следует обратиться к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно статье 3 данного закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.

В нашей стране ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Их собственникам выдаются специальные паспорта, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 21 закона № 73-ФЗ).

Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176. Перечень памятников иных категорий утверждается региональным (местным) законодательством. Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 закона № 73-ФЗ). Для федеральных объектов разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами. Для региональных и местных объектов - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

ЛЬГОТА ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЦЕНЗИИ
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию. Поэтому строительная компания, проводящая реставрационные работы, для применения льготы по НДС должна иметь соответствующую лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании. Лицензирование деятельности по реставрации осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (п. 2 Положения).

КАКИЕ РАБОТЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС
Состав «льготных» работ. Освобождаются от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы.

Исключение составляют археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений и некоторые другие (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Однако применение нормы на практике вызывает вопросы по поводу отнесения тех или иных работ к «льготному» составу. В том числе - облагаются ли НДС общестроительные работы, которые проводятся при реставрации?

Разъяснения Минфина. Финансисты неоднократно давали пояснения. Так, в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01 было указано на то, что при определении перечня работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. В статьях 42, 43 этого закона даны соответствующие определения.

Позже (в письме от 18 ноября 2008 г. № 03-07- 07/125) чиновники добавили, что функции по контролю и надзору в области охраны культурного наследия постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 возложены на Росохранкультуру. Туда и следует обращаться для решения вопроса об отнесении конкретных работ к ремонтно-реставрационным.

Отметим, что, согласно формулировке статьи 40 закона № 73-ФЗ, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» включено в состав ремонтно-реставрационных работ. Однако налоговики считают, что эти работы являются самостоятельным видом работ, не отнесенным к ремонту, реставрации или консервации. И на этом основании делают вывод, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не освобождается от НДС.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-07-11/136. Согласимся, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не является ремонтом, реставрацией или консервацией памятника. Но тем не менее относится к ремонтно-реставрационным работам согласно статье 40 закона № 73-ФЗ.

Как поступить?Итак, исходя из вышеизложенного, считаем, что при квалификации работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. Поскольку, как было отмечено выше, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом, то, по мнению автора, можно сделать такой вывод. Если общестроительные работы проводятся в рамках ремонтно-реставрационных работ по разрешению уполномоченного органа, то данные работы подлежат льготированию на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данную точку зрения косвенно подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2006 г. по делу № А56-12260/2006.

Если же организация выполняет общестроительные работы на других объектах или эти работы выходят за рамки письменного разрешения уполномоченного органа, то на такие работы льгота по НДС не распространяется.

Оформление документации
Законодательством порядок заключения договоров по облагаемым и не облагаемым НДС работам не регламентируется. Если есть такая возможность, то, разумеется, лучше заключить разные договоры. Это будет удобнее и для учета, и для налогообложения. Но заключение различных договоров на работы, которые ведутся на одном объекте, может оказаться неудобным в хозяйственной деятельности. Тогда строительной организации придется разработать систему, позволяющую вести раздельный учет, исходя из общих документов.

В СМЕТЕ НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ
При составлении сметной документации необходимо учесть, что даже для выполнения работ, освобожденных от НДС, в сметную стоимость нужно заложить стоимость приобретаемых материалов с учетом налога. Кроме того, если отдельные виды работ планируется выполнять с привлечением субподрядчиков, стоимость таких работ включается в смету также с учетом НДС. Если этого не сделать, организации придется либо дополнительно согласовывать удорожание работ, либо терпеть убытки.

«РАЗДЕЛЕНИЕ» РАБОТ В ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Подробных разъяснений по поводу отражения НДС в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) «Указания по применению и заполнению форм. » не содержат.

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 1 ноября 1999 г. № 100

В справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС; отдельной строкой указывается сумма НДС; по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС. При одновременном выполнении на одном и том же объекте по единому договору работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, автор рекомендует составлять на них отдельные акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы). В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.

Ведение раздельного учета
При выполнении работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, строительная компания должна организовать раздельный учет операций. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4
ст. 149).

Для этого целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам, используемым для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы»,
19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Если организация для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобожденных от налогообложения, приобрела материалы (работы, услуги и т. д.) с НДС, то сумму налога она должна учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг и т. д.).

Если заранее неизвестно, для какого из видов деятельности приобретены те или иные стройматериалы, то «входной» НДС, отраженный на счете 19, остается на этом счете до тех пор, пока не определится его судьба. При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, не облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам включается в их стоимость:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 19
- учтен «входной» НДС в стоимости материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- списана стоимость материалов (с НДС).

При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам принимается к вычету в общем порядке:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- принят к вычету НДС.

Если «входной» НДС разделить невозможно, его распределение производится расчетным путем. При этом суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ. Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения отражается в учетной политике.

Налогообложение работ по созданию копий памятников
Что касается обложения НДС работ по созданию копий памятников истории и культуры, то здесь случай особый. С одной стороны, в статье 47 закона № 73-ФЗ указано, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

С другой стороны, в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ четко указаны виды работ, на которые льгота не распространяется. В их числе - строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений. Поскольку есть прямое указание в налоговом законодательстве, обращение к другим законодательным нормам смысла не имеет. Следовательно, работы по воссозданию (созданию копий) памятников истории и культуры облагаются НДС.

Независимое СМИ
об архитектурном
наследии


Минфин РФ разъяснил позицию о вычетах по НДС при реставрации

Минфин РФ разъяснил позицию о вычетах по НДС при реставрации

На специализированном налоговом ресурсе 11 июля 2017 года опубликовано письмо Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы (от 5 июля 2017 г. N СД-4-3/12986) «О применении вычета по НДС, предъявленного при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия».

Предполагая, что тем, кто понимает одновременно и в НДС и в объектах культурного наследия, этот документ может пригодиться, воспроизводим его.

«Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2017 N 03-07-15/38864 по вопросу применения вычета по налогу на добавленную стоимость, предъявленному при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.С.Сатин

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо от 21 июня 2017 г. N 03-07-15/38864

В связи с письмом о согласовании позиции о правомерности принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса установлено, что в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением сумм налога на добавленную стоимость суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, определяются как суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, переданных покупателю данных товаров (работ, услуг).

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 10627/06, указанным пунктом 5 статьи 173 Кодекса установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы налога на добавленную стоимость в нарушение положений главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Кодекса, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Читайте также: